Закрыть Удар, откуда не ждали… В Польшу едет Константинопольский патриарх Варфоломей. Неужели и ППЦ признает украинских раскольников? 23.03.2022 4049 Время на чтение 4 минуты Фото: orthodox.pl Вчера Архиерейский Собор Польской Православной Церкви постановил обратиться к властям Российской Федерации с призывом остановить военные действия на Украине , сообщает « Союз православных журналистов » со ссылкой на официальный сайт Польской Православной Церкви. Польские архиереи убеждены, что «в результате вторжения российских войск в Украину наступило тяжелое время братоубийственных схваток, которое продолжается и по сей день». «В результате нарушена нормальная жизнь граждан, убито много невинных людей, прогрессирует деградация церковной и общественной жизни. Разрушаются материальные блага: храмы, памятники, объекты критической инфраструктуры и жилые дома», – говорится в постановлении Собора. Они сравнили события на Украине с тем, как Каин убил своего брата Авеля, и отметили, что не могут понять причины, по которым воюют друг с другом два братских православных и славянских народа. Поэтому призывали власти России остановить войну. «Как в Ветхом Завете, так и сегодня Бог взывает ко всем участникам военных действий: " Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли " (Быт. 4:10). Священный Архиерейский Собор Польской Автокефальной Православной Церкви, руководствуясь этой библейской истиной, призывает власти Российской Федерации во главе с президентом прекратить боевые действия в Украине, видя их злыми и непонятными», – говорится в постановлении Собора архиереев Польской Церкви. Читая такое миротворческое по виду заявление польских православных архиереев, не перестаёшь удивляться лукавству: вроде бы это обращение является призывом к миру, но почему-то оно обращено только к Владимиру Путину , а не к Владимиру Зеленскому одновременно. Фактически, «миротворческое» обращение, таким образом, превращается в обвинение России в агрессии. Получается, польские архиереи не понимают причин, которые привели к этому конфликту. Ну возможно они в Польше не замечали, как идеология укронацизма подчиняла себе Украину. Хотя это особенно странно в отношении поляков, что они не видят опасности в героизации приспешников фашистов – Бандеры и Шухевича. Ведь страшную «Волынскую резню» делали именно героизируемые ныне на Украине «херои» ОУН-ОПА (запрещена в РФ), и, казалось бы, именно поляков это должно особенно беспокоить. Но, видимо, мы, русские, чего-то не понимаем в психологии европейцев...

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/23/ud...

Предстоятель Церкви: Ми хочемо чути, що Константинопольського об " Православ " я, а не його 5 2019 р. 15:30 В ответном послании Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва изложил позицию Польской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине. Подчеркнув, что сложившаяся в этой стране ситуация в церковной сфере «более двадцати лет требовала и требует сегодня серьезного отношения, чтобы она служила к примирению, а не к разделению», Его Блаженство с сожалением констатировал, что в настоящее время общество Украины разделено. Блаженнейший Митрополит Савва, в частности, упомянул о разрушительной работе, которую более двух десятилетий ведет в стране бывший митрополит Филарет (Денисенко). Как известно, в 1992 году решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви в Харькове митрополит Филарет (Денисенко) за невыполнение клятвенно данных им перед крестом и Евангелием на предшествующем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви обещаний был смещен с Киевской кафедры и запрещен в священнослужении. Архиерейский Собор Русской Церкви определением от 11 июня 1992 года подтвердил это решение и изверг Филарета Денисенко из сана, лишив всех степеней священства. Несмотря на неоднократные призывы к покаянию, после лишения архиерейского сана Филарет Денисенко продолжал раскольническую деятельность. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1997 году он был предан анафеме. Блаженнейший Владыка напомнил, что решения относительно этого раскольнического лидера были признаны всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Константинопольской. «Его деятельность в вышеуказанное время способствовала не единству, а разделению людей веры, — отметил Предстоятель Польской Православной Церкви в послании Патриарху Варфоломею. — Она перешла также и в соседние страны, в том числе, в Польшу». Излагая позицию Польской Православной Церкви по ситуации на Украине, Блаженнейший Митрополит Савва привел решения Архиерейского Собора этой Церкви от 9 мая 2018 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5337261...

Юрьев-Польский. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Собор в общих чертах воспроизводит облик церкви Успения Пресвятой Богородицы (1895-1897, арх. В.А. Косяков) при быв. подворье Киево-Печерской лавры в Санкт-Петербурге Карта и ближайшие объекты Собор Троицы Живоначальной в Юрьеве-Польском был построен рядом с древним Георгиевским собором, между ним и Михайло-Архангельским монастырем. Строительство было начато в 1907 году, после четырехлетнего сбора пожертвований на строительство нового большого собора в городе. Необходимость такого собора была очевидна: Георгиевский собор, даже расширенный и перестроенный до неузнаваемости (его «очистили» от переделок уже реставраторы в советское время), не мог вместить в себя всех верующих, в особенности в праздники. Работы по строительству нового храма велись семь лет, и к 1914 году здание было завершено. Освящение храма несколько задержалось и состоялось только в 1915 году. Новое величественное кирпичное здание собора в неорусском (или псевдорусском) стиле, украшенное богатым декором, напоминающим старинную резьбу русского узорочья, производило сильнейшее впечатление. Газета «Владимирские епархиальные ведомости» писала о нем так: «Новый собор величествен и красив… В нем может разместиться более 2000 человек». В приделе нового собора был установлен перенесенный из Георгиевского храма «Святославов крест», древняя святыня, очень почитаемая верующими. В советское время собор был закрыт и изуродован, были снесены главы. Сейчас он не действует, возвышаясь огромным краснокирпичным силуэтом рядом с Георгиевским собором. И даже не все туристы сразу распознают в здании некогда величественный собор, построенный на средства всех жителей Юрьев-Польского. С сайта http://juriev.ru/Arhitect/troitskij.htm Главный городской храм Георгиевский к началу ХХ века уже не вмещал всех верующих. Особенно это ощущалось в дни больших церковных праздников. По инициативе протоиерея Александра Знаменского и прихожан, в качестве нового тёплого соборного храма города началось строительство Троицкого собора чуть к северо-востоку от Георгиевского собора. Четыре года жители Юрьев-Польского собирали пожертвования на новое строительство, и наконец в 1907 году был заложен первый камень в фундамент будущего собора. Его возведение приурочили к трёхсотлетию императорского дома Романовых. Чуть ранее, 6 марта 1903 года состоялось заседание Городской Думы, на котором было принято решение об отведении участка земли под новый соборный храм в одной ограде с существующим Георгиевским собором. Решено было отвести под оба храма 432 квадратных сажень земли и в том числе построить проезд от соборной улицы к Владимирскому тракту. Часть этой мощёной булыжником дороги существует и до сего дня.

http://sobory.ru/article/?object=00767

Брестская уния (1596 г.) К оглавлению Истоки унии, провозглашенной в Бресте в 1596г., восходят к более раннему времени. Идея унии лежала уже в основе действий литовского правительства, направленных на отделение Киевской митрополии от Московских государства и Церкви (1458 г.) (124). В 1569 г. на Люблинском сейме совершилось событие, увенчавшее собой ряд попыток, предпринимавшихся в 1386—1413 гг. и направленных на объединение (уния!) Литвы с Польшей. До того времени Польша и Литва составляли конфедерацию. Люблинская уния упразднила самостоятельность Литовского княжества. Православным христианам, жившим в пределах Польско-Литовского государства, были обещаны свободное исповедание православной веры, использование русского языка в официальных документах и прочие права наравне с католиками. Но последующие события показали, что католическое правительство не намеревалось выполнять эти условия государственной Люблинской унии, ограничив и стеснив православных в их правах. Это было время, когда после завершения Тридентского Собора (1545—1563 гг.) Римско-Католическая Церковь начала оправляться от удара, нанесенного ей Реформацией, и восстанавливать утраченные позиции. Наиболее деятельными в этом отношении были члены католического ордена — «Общества Иисуса», которые были приглашены в Польшу в 1564 г., а в Литву — в 1569 г., когда было образовано Польско-Литовское государство. Крупные деятели Римско-Католической Церкви издавна обращали свои взоры на Русскую Православную Церковь, стремясь склонить ее к унии. Но после неудачной попытки внедрить унию в Московском государстве после завершения Ферраро-Флорентийского Собора (1439 г.) их действия стали более осторожными. Возобновление подобных попыток относится к 1581 г.: иезуит Антоний Поссевин, прибыв в Москву, добился аудиенции у царя Иоанна Грозного, имел с ним богословский диспут и вручил ему сочинение «О разностях между римским и греческим вероисповеданиями». Усилия Поссевина были напрасными, но по возвращении в Рим он представил Папе отчет о своей деятельности. Объяснив неодолимые трудности, с которыми связаны попытки введения католичества в России, он обратил внимание Папы на южнорусскую Церковь в польско-литовских владениях, предлагая усилить католическое влияние именно в этих землях.

http://sedmitza.ru/lib/text/436369/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХИМАНДРИТ [греч. ρχιμανδρτης от ρχων - начальник, вождь, глава и μνδρα - овчарня, обозначает в данном случае общину монахов, овец Христовых, или мон-рь], ранее - настоятель, начальник мон-ря, в наст. время в РПЦ и нек-рых др. Церквах - высший сан для монашествующих пресвитеров. Наименование появилось в Антиохийском Патриархате. В V в. распространилось повсеместно на греч. Востоке. Акты Всел. III Собора (431) содержат Прошение диак. и архим. Василия и проч. монахов (ДВС. Т. 1. С. 204), А. упомянуты в Послании свт. Кирилла Александрийского († 444) папе Римскому св. Целестину I († 432) (Там же. С. 158), а также в ответе правосл. епископов на послание III Всел. Собора («Все монастыри восстали и вместе со своими архимандритами отправились к императорским палатам... Между архимандритами был и святой Далмат...» - Там же. С. 378). На К-польском Соборе 448 г. обвинение против монофизита архим. Евтихия подписали 23 начальника мон-ря, титулованные А. ( Pargoire. Col. 2742). Папа Лев Великий писал к к-польским А. в 449-450 гг., в одном из посланий поименно перечисляются 14 пресвитеров-архимандритов и диакон-архимандрит (Ep. 47). Наименование «А.» употреблено в «Энотиконе» имп. Зинона 482 г. А. назывались вначале игумены, к-рых епископы назначали для надзора за всеми мон-рями епархии. Затем, после того как эта обязанность стала возлагаться на великих сакеллариев , звание А. стало почетным титулом игуменов важнейших мон-рей епархии. На К-польском Соборе 536 г. употребление слов «А.» и «игумен» практически не различается, первое доминирует при титуловании в офиц. документах, второе - в подписях ( Pargoire. Col. 2742). В V-VI вв. А., равно как и игуменами, могли быть не только пресвитеры, но также монашествующие диаконы и монахи, не имеющие священного сана. Позже А. поставлялись только пресвитеры. Согласно 120-й новелле св. имп. Юстиниана I , назначать А. может епископ. С 1908 г. в К-польском Патриархате право возводить в А. принадлежит исключительно Патриарху.

http://pravenc.ru/text/76536.html

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Представительстве Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, США. ПОСТАНОВИЛИ: Протоиерея Сергия Киприяновича, сотрудника Отдела внешних церковных сношений, назначить вторым священником Свято-Николаевского собора при Представительстве Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, США. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Представительстве Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве, Швейцария. ПОСТАНОВИЛИ: В связи с истечением срока командировки освободить архимандрита Нестора (Жиляева) от обязанностей Представителя Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве и направить в распоряжение Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. СЛУШАЛИ: Сообщение Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о кончине 11 февраля 1997 года Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Варашавского и всей Польши Василия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Василия, много потрудившегося на благо Святой Христовой Церкви. 2. Выразить братскую поддержку клиру и мирянам Польской Православной Церкви в связи с постигшей утратой и свидетельствовать о нерушимых узах братства и любви, связывающих Русскую и Польскую Православные Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Конференции «Духовно-историческая и православная тема в современной художественной литературе», проведенной 5-6 февраля в Московском Свято-Даниловом монастыре по инициативе Всемирного русского народного собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971742...

XVII век Восстановление православной иерархии в Литве После Брестского Собора 1596 года большинство православных епископов Юго-Западной Руси и Литвы приняли унию с Римом. Только двое из них остались верны Восточной Церкви и продолжали окормлять православную паству на всей территории Польско-Литовского государства. Видя, что униатские храмы стоят пустыми, а простой люд не желает принимать союза с Римской Церковью, правительство стало вводить унию насильственными методами. Сначала оно действовало только экономическими ограничениями, налогами и лишением гражданских прав «схизматиков» – так называли католики исповедующих Православие. Однако эти методы были мало результативны. Тогда к делу унии были привлечены войска. Начались гонения, которые еще более усилились со смертью последнего православного епископа. «Дикий фанатизм короля Сигизмунда и иезуитов, – писал один из современников этих событий, – не уступал в свирепости языческим гонителям христианства». Православных силой сгоняли в униатские храмы, заставляя совершать молебствия о здравии римского папы. Чтобы еще более унизить чувства верующих, латинское духовенство переезжало от храма к храму в повозках, в которые вместо лошадей впрягали до 20 и более «схизматиков». Сопротивляющихся избивали, бросали в тюрьмы и лишали жизни как государственных преступников. Оставшись без своих архипастырей, православные, чтобы хоть как-то противостать гонениям, стали объединяться в братства. Главной же опорой Восточной Церкви на территории Польско-Литовского государства в это тяжелое время стало казачество. Именно благодаря его силе, сдерживающей порой безумный фанатизм униатов, Православие сумело выжить в Польше, Литве, Белоруссии и Украине. В 1620 году, возвращаясь из Москвы в Святую Землю, по территории Западнорусской митрополии проезжал Иерусалимский патриарх Феофан. Он получил разрешение от польского правительства посетить православные монастыри, церкви и временно остановился в Киево-Печерской обители – сердце казачьей республики. Ее глава – казачий гетман гарантировал патриарху защиту и свободу. Сюда же под предлогом празднования престольного праздника монастыря – Успения Божией Матери, собрались делегаты от православных союзов и братств со всех районов Польско-Литовского государства. Тайно, под покровом ночи в Киево-Печерском монастыре состоялся собор Западнорусской митрополии. На нем патриарх Феофан восстановил православную иерархию. Были избраны, а затем рукоположены митрополит и несколько епископов. Православные люди радовались восстановлению законной церковной власти. Многие приходы в разных областях Польского королевства, узнав, что для их епархии поставлен православный епископ, письменно заявляли о своей поддержке новому архиерею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ III АНХИАЛ [Анхиалец, из Анхиала (ныне Поморие, Болгария); греч. Μιχαλ το Αγχιλου], патриарх К-польский (янв. 1170 - март 1178), визант. богослов, ученый. Родственник неизвестного по имени Анхиальского митрополита, в правление к-рого он начал свою карьеру в должности сакеллария. М. А. выдвинулся на службе при К-польском патриаршем дворе; занимал ряд постов в патриаршем ведомстве Великой ц.; был референдарием, эпи ту сакеллиу, затем протекдиком. Ок. 1165-1167 гг. М. А. был избран на пост ипата философов (πατος τν φιλοσφων) - главы к-польской имп. высшей школы (ун-та). Уже в эти годы М. А. был одним из наиболее влиятельных советников визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180), лично участвовал в обсуждении большинства богословских и др. вопросов, касавшихся Церкви и ее отношений с гос-вом. На посту ипата М. А. выступал как противник неоплатонизма и распространения его влияния среди визант. интеллектуалов. Он стимулировал более активное изучение естественнонаучных трудов Аристотеля. Сохранилась речь, произнесенная М. А. при вступлении в должность ипата ( Browning. 1961), в к-рой содержится ряд сведений для истории визант. церковных и гос. должностей в XII в., поскольку М. А. перечисляет, какие из них он занимал. Он также касается ряда важных для своего времени вопросов философии, мировоззрения и педагогики, отзывается с похвалой об имп. Мануиле и о его военно-политических успехах. Учеником М. А. в к-польской школе, а затем его секретарем в период Патриаршества был Михаил Хониат (впосл. митрополит Афинский), известный ритор. М. А. занял Патриарший престол по выбору имп. Мануила в разгар богословских споров в К-польской Церкви по вопросу об интерпретации изречения Иисуса Христа «Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28). Об участии М. А. в этих спорах до 1170 г. прямых сведений нет, хотя вероятно, что он присутствовал на заседаниях, в т. ч. на К-польском Соборе в 1166 г. Опираясь на решения этого Собора, в янв.-февр. 1170 г. М. А. провел еще один Собор, на к-ром были осуждены и низложены церковные иерархи, ранее поддерживавшие взгляды, признанные еретическими: митр. Константин Керкирский, Иоанн Ириник, настоятель мон-ря Ватала на горе Ворадион близ К-поля (RegPatr, N 1109-1112, 1116; Σκκος. 1967. Σ. 332-350). В кон. февр. 1170 г. Собором были внесены дополнения в текст Синодика в Неделю Православия из 3 пунктов: 1. Осуждение тех, кто толкуют евангельские слова Ин 14. 28 как повод для мысленного разделения того, что должно быть нераздельно, Божественных Лиц Отца и Сына; 2. Осуждение митр. Константина Керкирского; 3. Осуждение его последователей (RegPatr, N 1113; Σκκος. 1967. Σ. 332-348; Gouillard. 1967. P. 77-81). По свидетельствам визант. историков Никиты Хониата и Иоанна Киннама, различные постановления, связанные с осуждением этих групп еретиков, принимались Церковью еще в течение неск. месяцев ( Cinnam. Hist. VI 2; RegPatr, N 1114-1115, 1117).

http://pravenc.ru/text/2563668.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ (798/799, К-поль - 23.10.877, там же), свт. (пам. 23 окт.), патриарх К-польский (3 июля 847 - 23 окт. 858; 23 нояб. 867 - 23 окт. 877). Мирское имя Никита. 3-й сын визант. имп. Михаила I Рангаве (811-813) и Прокопии, дочери имп. Никифора I (802-811). Основные сведения о жизни И. восходят к следующим источникам: 1. Житие И. Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 817). Написано на рубеже IX и X вв., содержит ряд важнейших сведений, но мн. проблемы политической борьбы и церковной жизни, актуальные для периода написания Жития, ретроспективно проецируются на историю конфликта между игнатианами (сторонниками И.) и фотианами (сторонниками свт. Фотия, патриарха К-польского); 2. Т. н. «антифотианская коллекция» - сборник документов различных жанров и содержания, составленный после 892 г. и направленный против патриарха Фотия и его сторонников; 3. Ряд исторических сочинений, созданных в Византии в сер. X в. при имп. Константине VII Багрянородном . Среди них особенно важны хроники Генесия и Продолжателя Феофана, авторы к-рых в значительной мере черпали информацию из памфлетов, написанных в период конфликта И. и Фотия и изобиловавших различными сплетнями и домыслами. Подобным же образом памфлеты нашли отражение в хронике Псевдо-Симеона кон. X в.; 4. Хроника Симеона Логофета (2-я пол. X в.), известная в неск. редакциях, беднее материалом, чем остальные исторические сочинения этой эпохи, но иногда содержит более сдержанные и достоверные оценки истории конфликта И. и Фотия; 5. Акты церковных Соборов IX в., созывавшихся в период конфликта И. и Фотия; жития ряда святых - современников И. (прп. Николая Студита, свт. Евфимия К-польского). Среди западноевроп. (латиноязычных) источников важное значение имеют жития Римских пап Николая I (858-867) и Адриана II (867-872), сохранившиеся в составе Liber Pontificalis, а также предисловие Анастасия Библиотекаря к его переводу актов К-польского Собора 869-870 гг.

http://pravenc.ru/text/293393.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Существовало в 1922-1923, 1932-1940 гг. в составе Волынской и Кременецкой епархии Польской Православной Церкви (см. в ст. Кременецкая епархия ), в 1942-1943 гг. в составе Волынской и Житомирской митрополии автономной Украинской Православной Церкви (УПЦ). 3 сент. 1922 г. во епископа Луцкого, викария Волынско-Кременецкой епархии, был хиротонисан архим. Алексий (Громадский) . Предполагалось, что позднее в Луцке будет создана самостоятельная кафедра.Поставление еп. Алексия было определено стремлением Варшавского митр. Георгия (Ярошевского) упростить передачу католикам (ревиндикацию) правосл. Троицкого кафедрального собора в Луцке, обустроенного в здании костела бернардинцев. Ревиндикация осуществлялась по требованию властей и наталкивалась на сопротивление правосл. населения, как общественных деятелей из укр. и рус. орг-ций, так и простых верующих; во главе протестовавших был настоятель собора и благочинный Луцкого округа прот. Прокл Бычковский. 31 марта 1922 г. совет прихода под рук. прот. Прокла и старосты Г. Скорохода обратился к волынскому воеводе М. Мицкевичу с просьбой оставить собор за правосл. общиной. 9 нояб. того же года Министерство вероисповеданий и просвещения Польши распорядилось передать собор Римско-католической Церкви. 18 нояб. воевода Мицкевич подписал постановление о ревиндикации собора и поставил об этом в известность Волынского и Кременецкого архиеп. Дионисия (Валединского) , 23 нояб. с воеводой встретился Луцкий еп. Алексий. Воевода пообещал, что после ревиндикации земельные владения собора останутся за правосл. общиной, которой будет передана бывш. бригадная Александро-Невская ц. (использовавшаяся с 1918 как военный костел), на обустройство в ней нового собора власти выделят неск. млн злотых. Также воевода пообещал зарегистрировать устав Луцкого братства и предоставить часть братского дома при Крестовоздвиженской ц. под резиденцию еп. Алексия. Мицкевич сказал, что уже получено согласие митр. Георгия (Ярошевского) и архиеп. Дионисия на передачу собора католикам. В тот же день, 23 нояб. 1922 г., по инициативе прот. П. Бычковского состоялось совещание прихожан Луцкого собора, в котором участвовали укр. депутаты сената от Волыни: Е. Левчановская, Ф. Приступа и А. Пащук. Еп. Алексий отказался прийти. Совещание в специальной резолюции от имени правосл. общественности Луцка потребовало от властей остановить передачу собора католикам (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 2. Д. 548). Ревиндикация была перенесена на 20 апр. 1923 г.

http://pravenc.ru/text/2110936.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010