На месте, где в настоящее время находится Сретенский монастырь, в древности было Кучково поле, служившее местом казни преступников. Так, в летописи имеется запись, что здесь в 1378 году был казнен тысяцкий Иван Васильевич Вельяминов со своим сообщником купцом Некоматом, противившиеся великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому. В 1385 году здесь была построена небольшая церковь во имя преподобной Марии Египетской. Спустя десять лет грозный ордынский царь Темур-Аксак с несметными силами вторгся в пределы России, сжег город Елец, избил массу народа и устремился к Москве. Великий князь московский Василий Дмитриевич выступил навстречу врагу с войсками в г. Коломну, а управлять Москвою поручил своему дяде князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Великий князь Василий Дмитриевич, глубоко веруя в заступление Царицы Небесной, написал к Московскому митрополиту Киприану, чтобы из Владимира была принесена с подобающей честью чудотворная икона Владимирской Божией Матери, написанная, по преданию, святым евангелистом Лукою. Желание великого князя было исполнено, и 26 августа 1395 года чудотворная икона Владимирской Божией Матери была принесена в Москву. Навстречу этой святой иконе из Кремля направился крестный ход, и на Кучковом поле чудотворная икона была встречена москвичами; с крестным ходом икону понесли в Успенский собор; народ падал ниц пред святыней, восклицая: «Мати Божия, спаси землю русскую», и совершилось чудо: завоеватель Темур-Аксак в самый день 26 августа поспешно оставил русскую землю. Летописцы сообщают, что в тот самый день и час, когда москвичи на Кучковом поле встречали икону Владимирской Божией Матери, татарский хан дремал в шатре, и ему представилось видение: с вершины высокой горы сходили к нему святители с жезлами, а над ними в лучезарном сиянии Божия Матерь, окруженная множеством воинов, вид которых был как молния и которые устремились на Темура. Проснувшись, хан страшно испугался и поспешно оставил пределы русской земли. Великий князь Василий Дмитриевич в благодарность Господу Богу за избавление России от разорения татарами заложил на Кучковом поле храм во имя Владимирской Божией Матери и в нем поставил точный снимок с чудотворной иконы Владимирской Божией матери, а при этом был основан Сретенский монастырь. Сама чудотворная икона была поставлена в Кремле, в соборном храме Успения Богоматери, где находится и в настоящее время. В память избавления России от нашествия татар 26 августа установлен в 1395 году в Сретенский монастырь крестный ход.

http://pravoslavie.ru/32868.html

Небесная Заступница «Да не забудут люди дел Божиих» «Софийский временник» С лишком пятьсот лет назад в Москве совершилось достопамятное событие. Это было 26 августа (8 сентября) 1395 года… Утро, но жители Москвы уже на ногах и все стремятся на Кучково поле, — туда, где стоит теперь Сретенский монастырь. Что же такое случилось? Отчего народ, забыв все, взволновался до глубины души и пришел в такое движение? На Руси есть пословица: «Кто в море не бывал и бури не видал, тот Богу не молился». Значит, что-нибудь особое, необыкновенное, грозило русскому народу… Русский народ хорошо знал, что такое нашествие и погромы монголов. Голод, мор, война и землетрясения, соединившись все вместе, не причиняют такого вреда, как монголы. Русский народ не забыл еще погрома Батыева, не забыл страшного опустошения, обезлюдившего землю Русскую. Но вот надвигалась новая грозная туча. Сперва глухо, потом все громче и громче стала носиться молва, что где-то там, в далекой Азии, «от заацких татар, от самархиньския земли, от Синия Орды, иже бе за железными враты, востал некоторый царь», который своей силой и нечеловеческой лютостью превосходит всех дотоле известных губителей. Мало и смутно знали о нем русские люди, но и то хорошо было им известно, что этот царь «горее давнего ипуще прежнего бысть лют разбойник». Каков ужас объял наших предков, когда они услышали, что этот страшный царь, «егоже некогда в повестех слышахом далече суща под востоки солнечными, ныне же близ яко при дверех…»! Кто же был этот новый страшный губитель? Настоящее имя этого ужасного человека, безпощадно истреблявшего и людей, и то, что было создано тысячелетними трудами рук человеческих, — Тимур Ленг, что значило «Тимур Хромой», а нашипредки называли его Темир Аксак, «еже протолкуется железный хромец». Этот Тимур Ленг или Тамерлан, собрав дружину ив лихих боях заслужив прозвание «богатыря», задумал покорить всю вселенную… Его неукротимая отвага приковывала к нему воинов. Заслышав привычный крик вождя, завидев взмах его кривой сабли, они бросались как тигры, почуявшие кровь.

http://pravoslavie.ru/4441.html

Скачать epub pdf Содержание Первый миф – о «добром дедушке Ленине» и «злой» Православной Церкви Второй миф: О том, что духовенство само виновато в гонениях, т.к. допускало экстремистские высказывания Третий миф: О свободе совести по-советски Четвертый миф: О том, что народ не сопротивлялся закрытию храмов, а с радостью их разрушал и уходил в атеизм Миф пятый: О том, что гонений вообще не было; если и были, то репрессировали не за веру, а за государственные преступления; вообще репрессий не было и «Бутовский полигон – фальшивка».     В последнее время появляются попытки пересмотреть или перетолковать некоторые кровавые страницы советской истории в выгодном для атеистически настроенных авторов свете. В частности, это касается взаимоотношения советской атеистической власти к Православной Церкви. В этой связи хотелось бы рассмотреть некоторые наиболее распространенные мифы, которые встречаются на эту тему на просторах сети интернет и разных видеохостингов. Например, известность получила статья математика Георгия Хмуркина 1 «Цифры, измеряющие совесть. Еще раз о «геноциде священников» в ленинское время (1917–1926)», в которой автор пытается представить в выгодном свете политику В.И. Ленина по отношению к Церкви. Иногда атеистические пропагандисты ссылаются на сочинение якобы православного автора Андрея Купцова «Миф о гонении церкви в СССР», сюда же можно отнести мелкие исторические «шалости» современных младомарксистов о том, как хорошо реализовывался при советской власти принцип отделения Церкви от государства 2 . В качестве рекомендуемого материала по теме можно предложить лекцию священника Александра Мазырина «Ленинские, сталинские и хрущевские гонения на Церковь . Церковный ответ на гонения», 3 материал игумена Дамаскина (Орловского) «Правда о гонениях на Русскую Православную Церковь в советский период» 4 , исследование И.А. Курляндского 5 «Сталин, власть и религия» (М.: Кучково поле, 2011) и др. Первый миф – о «добром дедушке Ленине» и «злой» Православной Церкви Вначале следует рассмотреть отношение Ильича к религии, чтобы понять истоки отношения советской власти к Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Сретенский монастырь: история обители и святыни 20 августа, 2014 Содержание статьи Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают — обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю. История монастыря В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян. История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии. Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал… Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы. Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.

http://pravmir.ru/sretenskij-monastyr/

Крестный ход по Красной площади. 1918 г. ЖМП 8 август 2016 /  10 ноября 2017 г. 10:50 Неизвестные святыни алтаря России ХРАМЫ И ПАМЯТНИКИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ В МОНОГРАФИИ ИСТОРИКА СЕРГЕЯ ДЕВЯТОВА Алтарем России называл Московский Кремль Михаил Лермонтов. Однако с историей главного «алтаря» страны россияне, и даже москвичи, мало знакомы. Разумеется, тому есть и объективные причины: будучи резиденцией главы государства, Кремль не всегда и далеко не весь открыт для публичного осмотра. Большую часть пробелов закрывает книга советника Федеральной службы охраны РФ, заведующего кафедрой истории России XX и XXI веков доктора исторических наук Сергея Девятова «Московский Кремль: памятники и святыни», вышедшая в столичном издательстве «Кучково поле». Богато иллюстрированное издание с более чем полутысячей страниц стало первой постсоветской исторической монографией о Кремле. Ее автор отвечает на вопросы «Журнала Московской Патриархии». — Сергей Викторович, подобный научный труд требует изрядной кропотливой подготовки. Видимо, книга задумывалась не в одночасье? Как вообще вы пришли к мысли написать ее? — Проработав в Кремле несколько десятилетий, я давно обратил внимание на странный, на первый взгляд, факт. При огромной исторической и культурной значимости этого места для нашей страны как научно-популярные, так и научные издания о нем практически отсутствуют. Парадокс этот, впрочем, кажущийся. Практически сразу же после революции, в 1918 году, отсюда были выселены священнослужители, монашествующие Вознесенского и Чудова монастырей, работавшие в Оружейной палате и Большом Кремлевском Дворе (БКД) — парадной резиденции императора — сотрудники Дворцового управления Министерства императорского двора, обслуживавший персонал Малого Николаевского дворца. Затем после переезда большевистского правительства в Москву в Кремль заселились до 2000 человек. При этом Кремль, в том числе и его музеи, был закрыт для посещения, здесь появилась строжайшая пропускная система. В 1930-е годы, после широко известного сфабрикованного «кремлевского» дела, из открытой печати вообще исчезает вся информация о Кремле, его устройстве, постройках, архитектурных и исторических памятниках.

http://e-vestnik.ru/history/kreml_devyat...

Книгу представляют Сергей Девятов и Елена Рычкова 3 июня 2015 г. 16:20 Издана самая полная постсоветская монография об истории московского Кремля В издательстве «Кучково поле» вчера, 2 июня, представлена новая книга доктора исторических наук советника директора Федеральной службы охраны Сергея Девятова «Московский Кремль. Памятники и святыни». Вобравшее в себя 550 страниц, вышедшее на русском и английском языках издание содержит уникальный текстовый и иллюстративный материал и является наиболее полной монографией об истории столичного Кремля за все постсоветские годы. Всего сюда вошли более двух сотен иллюстраций, многие публикуются «высокой печатью» впервые. Их ряд начинает вынесенная на обложку открытка 1909 года — первое известное цветное фотоизображение Кремля, запечатлевшее вид изнутри крепости на Вознесенский монастырь и Спасскую башню (на снимке). Нельзя не упомянуть еще об одном редчайшем ретроснимке — возглавляемым Патриархом Тихоном Крестном ходе 1918 года по Красной площади. «Его мы взяли из личного фотоальбома Ленина «1918 год», - говорит главный редактор издательства, ведущий редактор книги Елена Рычкова. Здесь же приводятся четыре самых подробных за всю историю Кремля плана: составленный после наполеоновских подрывов стен и башен в 1812 году, последний дореволюционный 1910 года, подписанный возглавлявшей в 1920 году музейный отдел Наркомпроса Натальей Троцкой план с цветной дифференциацией сохраняемых и приговоренных к сносу памятников, а также современный. Естественно, в такой книге просто не могла не быть широко представлена история многочисленных кремлевских храмов. Так, автор приводит снимки убранства шести домовых церквей Большого кремлевского дворца (в пяти из них сохранились исторические иконостасы); рассказывает о, возможно, самом старом здании города — основанной преподобной Евфросинией Московской церкви Воскрешения Лазаря, позднее вошедшей в основание Теремного дворца и упраздненной в XVIII веке; подробно вспоминает историю обретения в 1995 году захоронения великого князя Сергея Александровича (+ 1905).

http://e-vestnik.ru/history/kremlevskie_...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Игумену Дамаскину (Орловскому) присуждена премия " Алексанр Невский " 18 сентября 2011     Игумен Дамаскин (Орловский) стал лауреатом Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» 2010-2011 гг. за монографию «Епископ Гермоген (Долганев)». Вручение премии состоялось 12 сентября в Санкт-Петербурге.     Объявлены победители премии «Александр Невский» 05.09.2011 В 2010-2011 гг. на конкурс поступило 240 книг и 80 выставочных проектов, из числа которых и были выбраны победители премии.     Лауреатами литературного конкурса стали: Лауреаты 1-й премии – группа авторов-исследователей: Владимир Захаров, Виктор Молчанов, Борис Тихомиров за книгу «Евангелие Достоевского» 2 тт., издательство «Pycckiй Mipъ». Книга, издание которой приурочено к 190-летию со дня рождения великого писателя, представляет собой факсимильное издание личного экземпляра Евангелия Ф.М.  Достоевского и сборник статей, материалов и комментарий авторов. Благодаря методике оптико-электронной текстологии, разработанной в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки, удалось открыть около 700 малоразличимых помет (всего описано 1423  пометы). Эксклюзивное издание наглядно иллюстрирует результаты многолетних исследований книги. Впервые дано подробное описание отражений Евангельского Слова в текстах Достоевского, раскрыто значение Евангелия в его жизни и творчестве.  Лауреат 2-й премии – российский церковный историк, член Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский) за книгу «Епископ Гермоген (Долганев)»,  издательство «Кучково поле». В монографии «Епископ Гермоген (Долганев)» рассматривается жизнь и деятельность  одной из ключевых фигур в истории Русской православной церкви начала ХХ столетия. Лауреат 3-й премии – журналист, литературный критик, писатель Лев Данилкин за книгу «Юрий Гагарин», издательство «Молодая гвардия». Данная книга – наиболее полная на сегодняшний день хроника жизни главного героя отечественной истории XX века, и осмысление того, что представляет собой миф о Гагарине и идея «Гагарин».

http://fond.ru/novosti/229-igumenu-damas...

Сретенский ставропигиальный необщежительный мужской монастырь 20 декабря 2005 г. писателю, историку, автору знаменитой иллюстрированной истории московских храмов «Сорок сороков» Петру Георгиевичу Паламарчуку (1955–1998) исполнилось бы пятьдесят лет. К этой дате Православие.Ru публикует серию работ этого замечательного автора, а 20 декабря в Сретенском монастыре в 9 ч 30 мин после Божественной литургии будет совершена панихида, на которую приглашаются все, кто помнит и любит Петра Паламарчука. Вид монастырского двора изнутри, в центре - церковь Марии Египетской, 1885 г. Основан в 1395 г., назван Сретенским в честь установления в Москве праздника Сретения иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, в благодарное воспоминание чудесного избавления столицы и России от полчищ ордынского царя Темир-Аксака 26 августа. На месте, где встречен жителями Москвы чудотворный образ, называвшемся в древности Кучково поле, воздвигнут Сретенский монастырь и 26 августа установлено совершать в монастырь из Успенского собора крестный ход. «Прежде здесь было Кучково поле. В 1378 г. на этом поле казнен последний тысяцкий из рода Вельяминовых и вскоре построена древняя церковь во имя преп. Марии Египетской. Монастырь был основан в 1395 г. по повелению великого князя Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского, и им же выстроена церковь Владимирской Божией Матери в память избавления Москвы от нашествия Тамерлана в день перенесения из Владимира в Москву чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. В царствование Феодора Алексеевича на месте старой Владимирской церкви сооружена новая, освященная в 1679 г.». «По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы. Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли икону Владимирской Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь, собор которого стоит до сих пор. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в. называлась «Встретенской»)».

http://pravoslavie.ru/5797.html

Церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре Вид с востока на Владимирский собор 1679 года. На переднем плане церковь преподобной Марии Египетской. Фото 1928 года Некогда на территории московского Сретенского монастыря находилась церковь Марии Египетской. Она была расположена между Владимирским собором и Николаевской церковью. При этом, какое-то время церковь Марии Египетской существовала как приходской храм. Трудно предположить, чтобы внутри монастыря был создан самостоятельный приход. Видимо, приход возник еще до организации монастыря. Это предположение подтверждает крупный специалист девятнадцатого века, знаток истории Москвы С.К. Кондратьев. В заметке о постройке деревянной церкви Марии Египетской после 1378 года он пишет: " Прежде здесь было Кучково поле. В 1378 году на этом месте казнен последний из рода Вельяминовых, и вскоре построена древняя церковь во имя преподобной Марии Египетской " . Здесь идет речь о событиях, связанных с ликвидацией Великим князем Дмитрием Ивановичем правления тысяцких в Москве. Не дождавшись своего назначения тысяцким вместо умершего отца, Иван Васильевич Вельяминов выступил против княжеской власти. В августе 1379 года он " мечем потят бысть на Кучкове поле у града у Москвы " . Вероятно, казнь состоялась не на месте предполагаемой постройки церкви Марии Египетской, а на месте некогда существовавшего Варсонофьевского монастыря. Это подтверждает следующее свидетельство: " Здесь был прежде Варсонофьевский женский монастырь, близ коего в древности было кладбище для погребения странников убогих и погибших насильственной смертью " . Московская земля после смерти Ивана Даниловича Калиты была поделена между тремя его сыновьями. Кучково поле стало принадлежать князю Андрею Ивановичу Боровскому. Он умер в 1353 году. В том же году родился его сын Владимир. Князь Владимир Андреевич стал одним из героев Куликовской битвы, заслужив прозвище Храброго. На Кучковом поле в 1386 году его мать, княгиня Мария, основала Рождественский монастырь. Резонно предположить существование в конце четырнадцатого века большого загородного двора Владимира Андреевича, князя Боровского, а затем Серпуховского. В этом доме, а может быть, и дворце, расположенном на высоком участке Владимирской (Ярославской) дороги, постоянно проживала княгиня Мария. Подобные княжеские дворы были привычным явлением на основных дорогах. Да и в будущем Сретенский монастырь служил первой остановкой во время богомолий князей и царей. Кроме того, во время случавшихся раздоров с Великим князем Серпуховской князь мог укрыться в своем огороженном дворе, а не оставаться во вдруг оказавшейся недружелюбной столице.

http://pravoslavie.ru/5791.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Стали известны имена лауреатов всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» 2011 года, награждение которых состоится в Санкт-Петербурге в день святого покровителя города — 12 сентября. Всего на конкурс поступило 240 книг и 80 выставочных проектов, из числа которых были выбраны победители. Лауреатами 1-й премии в конкурсе исторических литературных произведений стали Владимир Захаров, Виктор Молчанов и Борис Тихомиров, авторы исследования «Евангелие Достоевского» (издательство «Pycckiй Mipъ»). Двухтомник, изданный к 190-летию со дня рождения писателя, представляет собой факсимильное издание личного экземпляра Евангелия Достоевского, а также сборник статей, материалов и комментариев. Благодаря методике оптико-электронной текстологии, разработанной в Российской государственной библиотеке, удалось открыть 700 малоразличимых помет (всего описано 1423 пометы). Впервые подробно описаны отражения евангельского Слова в текстах русского классика, раскрыто значение Евангелия в его жизни и творчестве. Церковный историк, член Синодальной комиссии по канонизации игумен Дамаскин (Орловский) стал лауреатом 2-й премии за книгу «Епископ Гермоген (Долганев)» — (издательство «Кучково поле»). В монографии рассматривается жизнь и деятельность одной из ключевых фигур в истории Русской Церкви начала ХХ столетия.

http://old.aquaviva.ru/news/2011-09-08/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010