У нас этот чин как праздничный почти совсем позабыт. Почти. Потому что он у нас совершается только один раз в год, в пяток первой седмицы Великого поста, на память святого Феодора Тирона! А вот в Афонских храмах до сих пор держится обычай освящать коливо на большие праздники. Обычай принесения в праздник кутии соблюдался и у нас в древней Руси, особенно на севере. По уставу Новгородского Софийского собора кутия приносилась, например, в главный соборный праздник Успения Пресвятой Богородицы к молебну (бывшему накануне после вечерни) или к концу праздничной Литургии. Приносилась она и в другие праздники, например, Рождество Богородицы (стр. 22), Владимирской иконы Божией Матери (стр. 32), преп. Сергия Радонежского — 25 сент. (стр. 34), ап. Иоанна Богослова — 26 сент. (стр. 33), св. Иоанна Злат. — 13 ноября (стр. 50), св. Иоанна Новгородского — 1 декабря (стр. 55), св. Никиты Новгородского — 30 апреля (стр. 113) и в других случаях. Таким образом, церковный Устав, назначая принесение колива в храм не только при поминовении усопших, но и в праздники Господние и святых, тем самым заставляет посмотреть на него несколько иначе. Как? — А так, что это, хотя и недорогое, но вкусное (сладкое, лакомое) и вместе с тем питательное блюдо – одно из лучших блюд праздничной трапезы. Так как теперь трапеза отделилась от богослужения, особенно в приходских храмах, то в большие праздники Устав, как бы желая напомнить о древней практике общения в праздничной трапезе всех молившихся за праздничным богослужением, повелевает приносить в храм, к концу вечерни и Литургии хотя бы одно из праздничных блюд. Принесенная в церковь кутия — это как бы малая трапеза, устрояемая более состоятельными прихожанами, от коей питаются священнослужители и все присутствующие при богослужении, в особенности малоимущие. Возможно, как кутье, так и кануну, следует найти замену с сохранением их смысла… потому что варенной пшеницей, хоть и сладкой вряд ли кого сегодня обрадуешь. Вообще по своей сути, это форма доброго дела в память усопших.

http://azbyka.ru/video/30-kanun-i-kutija...

«Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой» (песнь 4, тропарь 4). «Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения и заушения, удавления же от искренняго (искренний — всякий человек. — Ред.), и лягания (здесь — ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки» (песнь 8, тропарь 4). «Умершия Божиим прощением (здесь — наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой» (песнь 9, тропарь 3). Приготовление кутии на Вселенскую родительскую субботу Кутия, иначеколиво (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни. Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их — в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни. С этой мыслью и будем приготовлять. Кутия Замочим на несколько часов зерно, предпочтительно пшеницу, но так как она не всегда есть под рукой, подойдет недробленая перловая крупа или рис. Сварим из него умеренной разваренности кашу, чтобы зернышки были отдельные, но не жесткие. Готовим ингредиенты наполнители, здесь простор для вашей фантазии: традиционно добавляют изюм и мед, но любые сухофрукты, орехи всех видов, чищеные семечки, мак, фрукты, мармелад вполне подойдут, это уже дело вкуса хозяйки. Если меда нет, заправим сахаром, предпочтительно в виде сиропа.

http://pravmir.ru/vselenskaya-myasopustn...

1416 Под Максимианом здесь разумеется Максимиан Галерий, зять императора Диоклетиана (284–306), соправитель его на Востоке, и после – его преемник (305–311). Максим Дака был соправителем Максимиана Галерия, которому он доводился племянником. От своего дяди он получил во владение Сирию и Египет с титулом цезаря. Царствовал почти одновременно с Галерием (305–313). 1419 Амасия – сильно укрепленный город в Понте, по обоим берегам Ириса, бывшая столица понтийских царей. Понт – северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся по берегу Черного моря или Понта Эвксинского, как это море называлось в древности. Таким образом, Понтийская область от моря получила свое название. 1420 Наименование Второго Лица Святой Троицы Словом заимствовано у Евангелиста Иоанна Богослова. Свое Евангелие евангелист Иоанн начинает вдохновенными строками о Боге-Слове, прежде век бывшем с Богом Отцом, – Слове, «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Иоан. 1:1–3 ). 1421 Здесь разумеется языческая богиня Цибела, дочь неба (Урана) и земли (Геи); она почиталась как великая матерь богов, так как греческая мифология считала ее матерью олимпийских богов с Зевсом во главе. 1423 Юлиан вступил на царство в 361 году и царствовал до 363 года. Воспитанный в христианской вере, он, как только сделался императором, отрекся от христианства и перешел на сторону язычества. За это он и называется «Отступником». 1425 Коливо, иначе кутия, или сочиво – скудное кушанье. Оно состоит из сухих зерен пшеницы, чечевицы и ячменя, – что размочив водою едят с медом. 1426 Празднование в память чудесного явления архиепископу Евдоксию великомученика Феодора начинается в навечерие субботы – в пятницу на литургии по заамвонной молитве. В это время и совершается благословение колива вместе с пением молебного канона великомученику, составленного святым Иоанном Дамаскиным . В субботу Церковь постановила читать похвальное слово святому Феодору и петь канон Иоанна, митрополита Евхаитского. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кроме того, лития об усопших совершается на Литургии после заамвонной молитвы, а также после вечерни и утрени. Как при совершении панихиды, так и литии в память усопшего на особом месте ставится кутия, иначе называемая Коливо – сваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Значение кутии, которая приготовляется не только при погребении, но и при всяком поминовении усопшего, состоит в следующем. Семена заключают в себе жизнь. Чтобы образовать колос и дать плод, они должны быть положены в землю и там истлеть. Так и тело умершего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни ( 1Кор. 15, 36–38 ). Мед знаменует сладость благ будущей жизни. Таким образом, кутия есть видимое выражение уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресении и блаженной вечной жизни через Господа Иисуса Христа, даровавшего Своим верным рабам воскресение и жизнь. Симеон Солунский пишет: «Мы приносим Богу семена с другими различными плодами, выражая тем, что и человек, как и семя пшеницы, полагаемое в земле, опять восстанет Божественною силою и,как бы прозябши, приведен будет ко Христу, живым и совершенным. Как малейшее семя, погребенное в земле, возрастает впоследствии и приносит обильный, зрелый и совершенный плод, так и человек, предаваемый смертию земле, опять восстанет» (Новая скрижаль). Поминовение усопших по уставу православной церкви 1. Молитва за усопших Святая Церковь исповедует, что не только прославленные угодники Божии «живут по смерти», но и все верующие не умирают, но «живут вечно о Господе». Умирающие о Господе православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя с Нею и со всеми остальными Ее чадами самое реальное и живое общение. Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом. Молитву о собратиях живых и усопших Святая Церковь считает необходимой, неотделимой частью как общественного богослужения, так и келейного, домашнего правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Лития об усопших бывает и вместе с панихидой, как изложено в последовании на исход души от тела, находящемся в Псалтири. Лития бывает при выносе из дома тела умершего, как показано в Требнике. Она совершается и на литургии, после, заамвонной молитвы (см. Чин над кутиею в память усопших, в Служебнике) и после вечерни и утрени. Когда лития совершается по заамвонной молитве (см. Служебник) и пред панихидой (см. в Псалтири, послед. на исход души от тела), тогда не бывает отпуста и не возглашается: «Вечная память» (О литии, совершающейся на всенощном бдении, бываемом не об усопшем см. выше). Как при совершении Чина над кутией в память усопших, так и при панихиде поставляется на столе кутия, иначе коливо 1278 , т.е. вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит к напоминанию о воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле, испытать нетление, чтобы потом восстать для будущей жизни ( 1Кор.15:36–38 ; Ин.12:24 ). Мед знаменует сладость благ будущей жизни 1279 . Вынос тела для отпевания и погребения Чрез несколько дней после смерти, совершается пред литургией вынос умершего в церковь для отпевания и потом погребения 1280 . Но в день Пасхи, Тождества Христова и дни высокоторжественные дозволяется вынос только пред вечерней. В другие же царские дни не возбраняется вынос пред литургией (Указ Св. Син. 1862 г., марта 2-го). Но лишаются отпевания и церковного погребении умышленно утонувшие в воде, или умершие от пьянства, или убитые в разбоях и орудием каким смерть себе причинившие, вообще самоубийцы, исключая только самоубийц, бывших в помешательстве ума [Тим. Алекс., прав. 14: Номок., прав. 178. 7206 (1698 г.). Указ ст. Патр. Адриана, пункт 21]. Умершие же скоропостижно или другою внезапною смертью не погребаются без свидетельства градской или земской полиции (Указ 1829 г., марта 1. Инстр. Благоч. 16) 1281 . Вынос тела Для отпевания тело умершего выносится в храм. Пред выносом тела из дома совершается над ним лития.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

216 Синаксарь (от греческого слова синаксис – собрание, соединение) значит чтение выбранное, собранное из писаний святых Отцов н церковных преданий. В синаксарях, которые положено читать на утрени по 6-й песни канона, или содержится объяснение празднуемого события (синаксаря на все праздники), или указывается значение и причина того или другого учреждения церкви, (поминовения умерших и т. п.), пли заключается толкование, почему с известным днем соединяется такое то воспоминание (синаксаря в недели мясопустную, сыропустную, в три первые дни страстной недели и друг.). В настоящее время они совсем не читаются. 217 Кутия, иначе коливо (т. е. вареная пшеница, смешанная с медом), поставляемая как при заупокойной литии, так и при панихиде, служит к напоминанию о воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать нетление, что бы потом восстать для будущей жизни (1 Кор. XV, 36 – 38; Uoah. XII, 24 ). Мед знаменует сладость благ будущей жизни. 222 Воскресное Чтение 1839 г., 2. Фомин понедельник. В Киеве ежегодно в Фомин понедельник, по случаю церковнаго поминовения умерших, бывает на Щекавице городское полурелпгиозное гулянье, и в это время на горе этой собирается почти весь Подол. 225 Обычай творить поминовение об умерших преимущественно в третий, девятый и сороковой день после их кончины существует в церкви издревле. Об нем ясно говорится еще в книге Постановлений Апостольских; потом более или менее ясно – у св. Ефрема Сирина (в его завещании) Макария Александрийского (в слове об исходе души), св. Амвросия Медиоланского (в слове па смерть Феодосия), Палладия (в «Лавсаике» , гл. 26), Исидора Пелусиота (Послания, кн. I, послание 114) – учителей четвертого ли начала пятого века; далее со всею ясностью – в новеллах императора Иустиниана (новелла 133), у Евстратия, Константинопольского пресвитера (560), у св. Иоанна Дамаскина (в Слове об усопших в вере), Филиппа пустынника (1095) и других. Объяснение этого обычая как у приведенных, так и у позднейших писателей, хотя неодинаковое, впрочем, вообще согласное с духом благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

В нашей Церкви есть особый чин погребения для младенцев, мирян, иноков и священников; также во всю неделю Пасхи совершается особый чин погребения, по которому, вместо унылых песней, поются радостные воскресные; священнослужители, вместо темноцветных одежд, употребляют светлые, и целование умершему дается с приветствием: Христос воскресе. У латинян есть особый чин погребения только для младенцев или отроков; на них возлагается венок из цветов или благовонных трав, как символ их целомудрия; при перенесении их тела положено в римском требнике звонить в колокола праздничным звоном, и, при отпевании их, употреблять свящ. облачения белого цвета. Монашествующие на западе погребаются в одеждах своего ордена; прочие духовные лица в свящ. одеждах своего иерархического сана. В некоторых местах, при погребении епископов и пресвитеров, кладут им на перси исповедание веры; 456 в Неаполе умершим пресвитерам в руки дают чашу, а на ногах у них развертывают служебник; в Риме папе влагают в руки Распятие. У нас иноки погребаются в монашеских одеждах; архиереи, иереи и диаконы – в свящ. облачениях, низшие церковнослужители в стихарях, если имели их при жизни. Архиереям и иереям дают в руки св. Евангелие и крест; на монахов полагают икону Христову. 457 Умершие, по древнему обычаю ( Деян. 9:37 ), омываются, покрываются покровами и чествуются целованием. 458 Чело их украшается свящ. венцом и с ними во гроб кладется по прочтении разрешительная молитва . Лицо священника покрывается свящ. покровом (воздухом); тело его окропляется чистым елеем. 459 На тело умершего крестовидно возливается св. елей, принятый от кандила или соблюденный от елеосвящения, 460 или сыплется в могилу на гроб пепел кадильный. 461 Тела умерших кладутся в могилу, по древнему обычаю, 462 лицом к востоку. 463 При погребении употребляется коливо или кутия, состоящая из послащенных зерен. У латинян, 464 также как и у нас, 465 тела верных погребаются на особых свящ. местах, т. е. кладбищах; 466 царственные особы, епископы и другие знаменитые лица – в церквах, и переносить тела умерших на другое место можно не иначе, как с позволения высшего начальства. На могилах над головою усопшего как на востоке, так и на западе ставится крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

215 Из слова «Слово о святом Собрании и о том, что не следует судить и памятозлобствовать». Анастасий Синаит, ученик Иоанна Лествичника и, после брата его, игумен горы Синайской. Он жил в первой половине седьмого века и оставил после себя много писаний… Преимущественно ратовал он против противников Халкидонского собора. 219 Пост Успенский в простонародье называется испожинки. Это испорченное слово: госпожин пост, т. е. установленный в честь госпожи пр. Богородицы; Рождественский называется филипповки, потому что начинается 14 ноября, в день ап. Филиппа. В этот пост по уставу должны совершаться великие поклоны. 230 Весьма часто случается слышать вопросы: «Можно ли в пост и особенно во время говения пить чай, курить табак и т. п.? Все подобные вопросы решаются очень просто. Истинный пост в том и состоит, чтобы воздерживаться именно от того, что особенно нравится пашей изнеженной и избалованной плоти, будет ли то чай, табак – что бы то ни было. Лишь, соображаясь с уставом Церкви, все подобные роскоши могут быть допущены разве в те дни, в которые разрешается на вино и елей, и то в узаконенное время, т. е. после, вечерни или прежде литургии, а никак, отнюдь не утром. 231 Поставляется коливо в воспоминание следующего события. Греческий император Юлиан – отступник и гонитель христиан, захотел осквернить православных в первую неделю поста, особенно всеми чтимую, для чего и велел во всю неделю продавать припасы съестные, окропленные кровью от идольских жертв. Но в ночь на чистый понедельник великомученик Феодор Тирон (замученный в 306 г.) явился константинопольскому архиепископу Евдоксию и приказал, собрав рано утром православных, запретить им покупать на торгу оскверненные припасы. На вопрос Евдоксия, чем заменить те припасы, Феодор указал на коливо. Таким образом христиане сохранились от осквернения. В вечное воспоминание этого установлено в пятницу первой недели поставлять коливо, и над ним в конце преждеосвященной петь молебен великомученику Феодору. В последствии принято ставить коливо «в честь и память господских праздников или святых божиих», а наконец и всех умерших. Вот, откуда идет кутья, над которой поются панихиды по умершим. Состав кутьи по уставу: «коливо, сие есть кутия или вареная пшеница, с медом смешанная и различными сладкими овощами украшенная».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Устав предписывает, Великим постом поминовения с седмичных дней, переносить на субботу и, следовательно, только по субботам (и, конечно, по воскресениям) и следует вынимать частицы из просфор. Коливокутия. Обычай освещения коливы восходит к временам первохристианской Церкви, когда богослужение и таинство Евхаристии соединялись с вечерней, т.е. с трапезой. Трапеза не только происходила тотчас за богослужением, но рассматривалась Уставом, как непосредственное продолжение службы. Позже богослужение было отделено от трапезы и освящение колива осталось, как скромное напоминание о бывшей, некогда, общей трапезе. В конце 3-й главы Типикона напечатан «Чин благословения колива, смесь кути или вареной пшеницы с медом, смешанная с различными сладкими овощами, украшенные в честь и память господских праздников или Святых Божиих в церковь приносимыя» Из этого видно, что древнейшее благословение колива было связано с праздничными днями и совершалось в честь празднуемого события или святого. Освящение совершалось после вечерни или на Литургии после заамвонной молитвы. В Афонских обителях и Южнославянских церквах этот обычай сохраняется доныне. В древней Руси, в Новгородской области, по праздничным дням, освящали коливо, а в Черниговской епархии этот обычай сохранялся еще в половине XIX в. В Московской Руси праздничное освящение коливо не получило распространения, а сохранился другой вариант – приношение кути при поминовении умерших. (В служебниках Московского издания различается: «чин благословению колива» и «чин над кутиею в память усопших») До наших дней совершается только одно праздничное освящение колива, а именно, в честь святого великомученика Федора Тирона в пяток первой седмицы Великого поста. Кутия в память усопших, состоящая из вареной пшеницы, смешанной с медом и украшенной фруктами (у нас нередко мармеладом) напоминает о воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело усопшего предается земле, истлевает, а затем восстанет для будущей жизни ( 1Кор.15:36–38 ; Ин.12:24 ). Мед символизирует сладость будущей жизни. Особой молитвы для освещения поминальной кутии не положено. Многие священники с полным основанием благословляют ее рукой в конце панихиды или отпевания. Общее поминовение усопших за богослужениями

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

И, конечно, мы не можем не вспоминать еще одну дату, поминая покойных. Это ежегодное воспоминание дня смерти человека. День смерти – это день рождения в новую жизнь. По-человечески понятны и скорбь, и слезы. День смерти близкого нам существа – день потери… Но то, что по земным меркам кажется потерею, для вечности, для Неба – есть обретение. Ежегодно вспоминая день смерти близкого нам человека, давайте будем помнить, что, умерев для этого мира, человек родился для иной жизни… «Поэтому-то ежегодно совершается родственниками память по умершему, в знак того, что он жив и бессмертен по душе, и некогда совершенно обновится, когда Создатель восхощет и воздвигнет его тело» (св. Симеон Солунский). Кроме указанных выше определенных дней, наша Святая Церковь установила и еженедельный день – субботу, как день поминовения святых мучеников и всех усопших. Ибо суббота, седьмой по счету день творения, – это, с одной стороны День покоя, с другой же стороны, именно в этот день согрешили наши прародители и начали умирать. И этот день продолжается, как продолжается и смерть человеческая. В будущем, как мы верим, наступит День восьмой, день Воскресения и Восставления к новой жизни всякого творения. Этот День восьмой будет длиться вечно. И еще: Кроме совершения Божественной литургии, приобщающей души усопших к Богу, об усопших совершаются еще и заупокойные службы, называемые панихидами. Дословно с греч. слово «панихида» переводится как «всенощное бдение». В древности молитву о покойных совершали вечером, на всенощных службах. Позже панихида как особое моление об усопших выделилась в самостоятельную службу. Панихида состоит из целого ряда умилительных песнопений, в которых мы обращаемся к Богу с просьбой помиловать человека, вселить его с праведными, ектеньи с подобными прошениями. Часто на панихиду приносится кутия: сладкая каша из зерен с изюмом, орехами, цукатами и проч. Являясь своего рода малой трапезой в память усопшего, также «кутия служит напоминанием для молящихся о том, что молитву об усопших необходимо соединять с делами милосердия в частности, с питанием служителей Церкви, неимущих, друзей и сродников почившего » (св. Афанасий (Сахаров)). По толкованию отцов Церкви, кутия имеет и символическое духовное значение. Она видом своим напоминает, что «человек, как семя, как пшеница (кутия делается из зерен), опять восстанет Божественною силою и как бы проросший, приведен будет ко Христу, живым и совершенным» (св. Симеон Солунский).

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010