Бошковичем. Церковь, однонефный одноглавый триконх с большим внешним нартексом, принадлежит к группе крестово-купольных моравских триконхов т. н. типа «сжатого креста» (с пристенными лопатками вместо отдельно стоящих несущих опор), к-рый серб. архитектура позаимствовала из визант. зодчества в Рашский период (ц. свт. Николая Чудотворца в Куршумльском мон-ре, ок. 1166-1168; мон-рь Джурджеви Ступови в Расе, 1171; ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Студеница, 90-е гг. XII в., и др.). В XIII в. этот тип храма приобрел серб. специфику, проявившуюся в подчеркнуто вертикальном развитии объемно-пространственной композиции и в применении повышенных подпружных арок (ц. Спаса в мон-ре Жича, ок. 1220; ц. Вознесения в мон-ре Милешева, ок. 1228; ц. св. Ахиллия в Арилье, ок. 1295, и др.). Близкие по типу постройки получили широкое распространение в серб. архитектуре во 2-й пол. XIV в., как правило, в варианте триконха. Исследователи высказывали различные предположения о происхождении и назначении боковых конх моравских построек. В наст. время утвердилась гипотеза, объясняющая появление боковых конх влиянием афонской традиции размещения певниц, однако данное предположение не достаточно аргументированно. С уверенностью можно говорить лишь о том, что в посл. четв. XIV в. триконхи становятся главным типом в серб. храмовой архитектуре. План ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич План ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич Ближайшим прототипом храма в К. является т. н. Лазарица, или ц. блгв. Стефана в г. Крушевац (70-е гг. XIV в.), одна из задужбин кн. Лазаря. Однако при большом сходстве храм в К. имеет индивидуальные архитектурно-художественные черты. Он состоит из 2 разновеликих объемов с купольным завершением - собственно церкви и пониженного относительно основного объема большого экзонартекса. Поэтому постройка заметно вытянута по оси восток-запад (длина храма ок. 16,4 м, ширина в зап. и вост. частях ок. 5,25 м, ширина в центральной части за счет выступов боковых конх, фланкирующих подкупольный квадрат, достигает ок.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

Островица (во имя прп. Параскевы; согласно легендам, расположен на месте древнего мон-ря, основанного монахами из афонского мон-ря Ивирон в XIV в.; новая церковь была возведена инженерными войсками серб. армии в 1898 в благодарность за чудесное спасение во время морской бури серб. кор. Александра I Обреновича), Каменица (во имя вмч. Георгия Победоносца; основан во 2-й пол. XV в., в XVI в. в нем действовал скрипторий), Крупац близ г. Пирот (в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи; возведен в 1876-1877 в память о воинах, погибших при освобождении Пирота), Куршумльский монастырь , Манастирче в г. Димитровград (во имя вмч. Димитрия Солунского; основан в 1870, восстановлен в 1996), Муштар в с. Трнски-Одоровци (в честь Собора св. Иоанна Крестителя), Петра и Павла в с. Калудра (церковь построена в 1922, восстановлена в 1994), Пирковац близ г. Сврлиг (во имя арх. Гавриила; согласно легенде, основан во время правления Неманичей, неоднократно подвергался сожжению и разрушению, возобновлен в 2005), Планиница близ г. Пирот (во имя свт. Николая Чудотворца; согласно ктиторской надписи, храм возведен и расписан в апр. 1606, когда духовником в мон-ре был Стефан), Плочник (во имя свт. Николая (Велимировича), еп. Жичского и Охридского; метох Куршумльского мон-ря; возведен в нач. XXI в.), Погановский монастырь , Рсовци близ г. Пирот (во имя прор. Илии; в ХХ в. на фундаменте раннехрист. храма была поставлена деревянная церковь, в 2010 вместо нее был возведен каменный собор), Свети-Николе в с. Ораовица (во имя свт. Николая Чудотворца; основан в 2011), Свети-Роман близ с. Джунис (в честь Благовещения Пресв. Богородицы; предположительно впервые обитель упом. под названием Сфенторомон в «Повелье» визант. имп. Василия II Болгаробойцы (1019), позже она пришла в запустение и была возобновлена серб. кн. Лазарем во 2-й пол. XIV в.; в 1796 возведена новая церковь, в к-рой в 1876 был похоронен рус. полковник Николай Раевский, позже его останки были перенесены на родину, но могила почитается до сих пор), Свети-Стефан близ с.

http://pravenc.ru/text/2577743.html

В 1999 г. в мон-ре была возобновлена монашеская жизнь. В 2002 г. построен новый братский корпус. Ежегодно, в день памяти вмч. Георгия, в мон-ре проводятся торжественные культурные мероприятия. Архитектура В плане комплекс Д. с. имеет форму удлиненного овала, обусловленную рельефом местности. Церковь и постройки окружали массивные стены толщиной ок. метра. Объемно-пространственное решение церкви Д. с. следует визант. традиции. Это бесстолпный однокупольный храм с 3-апсидным алтарем, нартексом и открытыми портиками с севера и юга. Неправильная форма высокого барабана, близкая к кубической форме, и фланкирующие нартекс 2 высокие башни («ступови», от к-рых храм и получил название) характерны для романской архитектуры. К ее признакам относится также кладка из квадров грубо отесанного камня и декор в виде плоских лизен и ползучих ломбардских аркатур. Архитектуре храма Д. с. близка по стилю архитектура ц. Петра и Павла в Биело-Поле (кон. XII в.; см. ст. Биело-Польские церкви ), но есть и отличие: в Д. с. подчеркнута крестообразность и отсутствуют портики. В меньшей степени различаются Д. с. и ц. св. Николая в Куршумлии (60-е гг. XII в.; в целом храм в визант. стиле, но имеет 2 башни с запада - см. Куршумльский мон-рь ). Поиски византийско-романского синтеза в архитектуре Д. с. и др. серб. памятников 2-й пол. XII в. подготовили создание храма в мон-ре Студеница (ок. 1196), ставшего образцом для последующих построек т. н. рашской школы. В кон. XVII в., во время австро-тур. войн, обитель была частично разрушена, в нач. XVIII в. камни ее построек использовали для возведения тур. крепости в Нови-Пазаре. В 1722 г. по просьбе патриарха Печского Моисея (Райовича) разборка мон-ря была остановлена. В 1912 г., во время Балканской войны, и в 1941 г., после начала второй мировой войны, камень монастырских сооружений вновь использовался для строительства укреплений. Были разобраны юж. стена церкви с частью купола и часть припраты с башнями. После окончания второй мировой войны только капелла Драгутина имела крышу. Из древних построек сохранились цистерна с колодцем и часть стен, развалины др. построек были засыпаны землей.

http://pravenc.ru/text/171883.html

Перед началом Балканской войны архим. Даниил (Радулович) подарил мон-рю 20 рала земли и построил братский корпус. В 1912 г. обитель вновь пострадала от пожара. Во время первой мировой войны австро-венг. армия разместила в стенах мон-ря конюшню, потом столовую и казарму. После войны мон-рь был обновлен, в 1925 г., при игум. Иосифе (Лекиче), смонтирован новый иконостас, а в 1927 г. игум. Иосиф пожертвовал мон-рю колокол. После второй мировой войны Д. с. был упразднен. Келейные корпуса не сохранились. В 70-х гг. ХХ в. церковь реставрировалась, черепичная крыша была заменена цинковой. В мае 2001 г. в Д. с. была восстановлена кафедра Будимлянско-Никшичской епархии и возобновлен мон-рь. 4 мая 2002 г. здесь был возведен на кафедру еп. Будимлянско-Никшичский Иоанникий (Мичович). В наст. время при мон-ре проживают 115 изгнанников из Косова и Метохии. Архитектура Церковь возведена из серого известняка и красного камня. Наос храма - зальное сооружение, состоящее из подкупольного квадрата, небольших, поперечно растянутых компартиментов с запада и востока, перекрытых цилиндрическими сводами, и полуциркульной апсиды. Центральное пространство перекрыто куполом на 8-гранном барабане и имеет ниши в боковых стенах. Внутренний нартекс, иногда датируемый 20-30-ми гг. XIII в., был фланкирован с запада 2 башнями-колокольнями (столпами), что также характерно для храмов Сербии 2-й пол. XII в., таких как в монастыре Джурджеви ступови близ Нови-Пазара, в Куршумльском мон-ре . Позднее башни были перестроены, между ними возвели высокую колокольню. Купол церкви в Д. с., а также установка колокольни на продольной оси храма повторяют элементы архитектуры кафоликона мон-ря Жича (ок. 1220) и, возможно, были перестроены под его влиянием вскоре после учреждения в Д. с. кафедры. Наос и внутренний нартекс ранее разделяла стена, разрушенная, вероятно, в кон. XVII-XVIII в. при постройке внешнего нартекса. Снаружи нартекс имеет вид 3-нефной базилики, не соответствующий внутреннему виду прямоугольника. На его зап. фасаде находится мраморный рельеф «Поклонение Кресту» с поврежденной ктиторской надписью с именем Првослава, перенесенный сюда из древней части храма.

http://pravenc.ru/text/171881.html

Встреча прп. Симеона и свт. Саввы I в мон-ре Ватопед. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне. 1621 г. Встреча прп. Симеона и свт. Саввы I в мон-ре Ватопед. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне. 1621 г. Во 2-й пол. XII в. начался расцвет М. у юж. славян. В период Второго Болгарского царства (1187-1396) было основано большое число монастырей (напр., Лавра святых 40 мучеников ) как в больших городах, так и в пустынных местах (напр., Михаила архангела монастырь близ г. Русе). Родоначальник серб. правящей династии Неманичей вел. жупан Стефан Неманя (1165-1196) между 1159 и 1166 гг. основал монастырь в Топлице (ныне Куршумлия; см. в ст. Куршумльский монастырь ), а в нач. 80-х гг. XII в. как место для своего захоронения - мон-рь Студеница . После ухода на Афон в 1191 г. и пострижения в М. его младшего сына Растко (см. Савва I , свт., архиеп.; † 1235) Неманя вместе с супругой Анной в 1196 г. принял постриг (см. Симеон Мироточивый , прп., и Анастасия , прп.). В 1198 г. великий жупан вместе с сыном основал серб. мон-рь на Афоне Хиландар . На основе Евергетидского устава (см. Евергетидский Типикон ) в 1199 г. Савва составил т. н. Карейский типик (устав) о правилах жизни в своей испоснице, а в 1200 г.- Хиландарский типик для устроения жизни Хиландара согласно принципам строгого общежития. Став главой Сербской Церкви, он при поддержке брата, серб. кор. Стефана Первовенчанного , основал ряд мон-рей, при к-рых были учреждены епископские кафедры новых епархий, а в 1208 г. составил т. н. Студеницкий типик общежительного характера для Студеницы, более соответствовавший положению этой обители как «царской лавры». Этот устав стал образцом для устройства всех серб. мон-рей. В 1318/19 г. архиеп. Сербский Никодим сделал перевод на серб. язык Иерусалимского устава , получивший название Никодимов Типик. Духовные вопросы регулировали и светские серб. законы; так 17-я ст. Законника царя Стефана IV Душана предписывала всех «монахов и монахинь, которые постриглись, но живут по своим домам, изгнать, чтобы жили по монастырям».

http://pravenc.ru/text/монашество.html

В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почивают мощи свт. Иоанна, в суздальском Покровском мон-ре - мощи прп. Софии Суздальской. В суздальской ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (приход принадлежит к «суздальскому» расколу) находятся мощи прп. Евфимия, основателя Спасо-Евфимиева мон-ря, и прп. Евфросинии. В храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в Суздале хранятся частицы мощей преподобноисп. Леонтия (Стасевича). В муромском Благовещенском мон-ре почивают мощи блгв. кн. Константина Муромского и его сыновей Михаила и Феодора . В муромском Свято-Троицком мон-ре находятся св. останки благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В муромском Николонабережном храме покоятся мощи прав. Иулиании Лазаревской, за алтарем храма находится источник свт. Николая Чудотворца. Мощи прп. Космы Яхромского почивают под спудом в Космином Успенском мон-ре в с. Небылом Юрьев-Польского р-на. В Покровском храме в Юрьеве-Польском хранятся мощи блгв. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича. В Стефановом Махрищском мон-ре под спудом почивают мощи прп. Стефана Махрищского и свт. Варлаама Суздальского. В киржачском Благовещенском мон-ре находятся мощи основателя мон-ря прп. Романа Киржачского. Мощи прп. Лукиана , основателя Рождество-Богородицкой пуст. и александровского Успенского мон-ря, почивают в Рождество-Богородицкой пуст. в г. Струнино. В александровском Успенском мон-ре покоятся мощи прп. Корнилия. Св. мощи прп. старца Алексия (Соловьёва) почивают в Смоленской Зосимовой пуст. Александровского р-на. Св. останки священноисп. Петра Чельцова почивают в Пятницком храме в с. Пятница, близ храма находится св. источник. Святые источники Казанской иконы Божией Матери во Владимире (ул. 50-летия Октября), близ храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Лакинске, в с. Новом Юрьев-Польского р-на, в Волосовом Николаевском мон-ре (Собинский р-н), в Боголюбском мон-ре. Другие святыни В числе древнейших почитавшихся в епархии святынь - Боголюбовский поклонный белокаменный крест XII в., стоявший на отмели р. Нерли, затем у храма Покрова Пресв. Богородицы, ныне хранится в ГВСМЗ. Белокаменный Святославов крест с предстоящими 1234 г., сооруженный в память закладки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, в наст. время является экспонатом Юрьев-Польского историко-художественного музея и выставлен в стенах Георгиевского храма. В муромском Троицком мон-ре почитался крест, принесенный в Муром в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. С. Микушиным после бывшего ему во сне откровения; Микушин нашел святыню в 1657 г. при взятии рус. войсками Вильно на «помосте» одной церкви. В Сретенской ц. Мурома хранится чудотворный деревянный большого размера десятиконечный крест с предстоящими.

http://pravenc.ru/text/154964.html

2411 Система григорианского пения может быть представлена в след. виде: 1) автентический лад: ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 1) плагальный – ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. 2) автентический – ми, фа, соль, ля, си, до, ре, ми. 2) плагальный – си, до, ре, ми, фа, соль, ля, си. 3) автентический – фа, соль, ля, си, до, ре, ми, фа. 3) плагальный – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. 4) автентический – соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль. 4) плагальный – ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 2412 Чтения в общ. любит. дух просв. 1889 г., I, 21 стр., статья: Богослужебная музыка Западной Церкви. 2415 ПреображенскийРеформа богосл. пения в кат. церкви. Русск. муз. газета, 1847, 11, 1527 стр. 2420 Оратория происходит от Лат. слова: oratorium – молитвенный зал. Применение этого названия к рассматриваемой музык. форме объясняется следующим образом. Некто Филипп Нери – священник, стал устраивать религиозные собеседования в молитвенном доме (oratorio) монастыря св. Джироламо и позднее в церкви Santa Maria в Валличелле. Для того, чтобы придать этим собраниям более торжественный характер Нери, вошел в соглашение с композитором Анимуччьа, который написал музыку, исполняемую на таких собраниях, так. назыв. «Laudi Spirituali». В зависимости от места исполнения и самые музык. произведения эти стали называться ораториями. 2425 9-го ноября прочитав одну очередную лекцию и придя снова в аудиторию, чтобы читать другую, я нашел на кафедре обращенную ко мне записку: «просим вас сказать свое слово по поводу смерти Льва Николаевича Толстого». Желание студентов в данном случае выслушать меня – православного апологета – я нашел естественным и законным. Я сказал то, что думал о Толстом. Но застигнутый врасплох предложением своих слушателей я, понятно, излагал свои мысли не в систематической и литературной форме и опустил нечто, что, мне кажется, следовало бы добавить. Теперь я печатаю свою речь, сообщая ей лишь некоторую отшлифовку и небольшие дополнения, но, не изменяя её существа и не снабжая её никакими дополнительными справками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(SynCP. Col. 258-260); на полях рукописи Paris. gr. 1589, XII в., память мученика указана под 24 нояб. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. и его списках, а также в Минологии имп. Василия II, в нек-рых визант. Синаксарях и греч. печатной Минее (Венеция, 1593) память М. и сказание о нем на основе 2-й редакции Мученичества М. содержатся под 25 нояб. ( Дмитриевский. Описание. С. 26; Mateos. Typicon. T. 1. P. 114; Laurent. S. Marco. 787, 1050 г.; Ambros. D. 74. Sup., XII в.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память М. и сказание о нем помещены под 25 нояб. На то, что М. широко почитался не только в Византии, но и в поствизант. пространстве, указывает его упоминание в душеполезной «Повести о недостойном иерее» (сохр. в рукописи XVI в.); М. фигурирует в ней как реальное лицо, с к-рым был знаком главный герой повести - священник, наказанный за неканонический проступок невозможностью умереть в свой срок. Прожив неск. сотен лет, он рассказывает, что был соседом М. и свидетелем его страданий ( Afinogenov D. The Story of an Unworthy Priest in Cod. Parisinus gr. 1632//Scrinium. СПб., 2011. N 7. P. 91-102). По нек-рым неподтвержденным сведениям, частицы мощей М. также хранились в К-поле: «В той части [города] покоится святой Меркурий, убивший Юлиана Отступника» (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 454). Под «той частью» следует понимать мон-рь мч. Диомида рядом с Золотыми воротами. Частицы мощей М. хранятся в Большом Метеорском монастыре и в мон-ре св. Варлаама в Метеорах (Фессалия), в обители Св. Лавра (Агия-Лавра), близ Калавриты, в мон-ре 40 Севастийских мучеников в Спарте, в монастыре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии, в ц. св. Андрея в Ахее, в мон-ре Кехровуниу на о-ве Тинос, в мон-ре Пресв. Богородицы Платитеры на Керкире (Корфу), в мон-ре свт. Николая и мон-ре Агиас на Андросе, в мон-ре Св. Троицы, мон-ре Св. Креста и мон-ре Вронда на Самосе, в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе , в мон-ре святых Таксиархов на Серифосе ( Meinardus O.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

485 Эти каноны принадлежат одному празднеству, и в Уставе говорится так: «Воскресный с Богородичным», как бы они составляют один канон. 486 Канон недели поется прежде канона предпразднства – в неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, если она случится 24-го декабря. Тогда поется сперва канон недели Св. отец, вместо канона воскресного, а потом канон предпразднства (Тип., послед. 24-го декабря). Бывает и то, что канон святого поется прежде канона недели Триоди. Так, если в 1-ю и 3-ю недели Великого поста случится праздник великого святого, то поется сперва канон святого, потом канон Триоди (Тип., послед. 24-го февр., аще в 1-ю и 3-ю Неделю Велик. поста). 487 Посему, Богородичный канон не поется в те недели, в которые случится праздник храма Симеона Столпника (1-го сентября) (Тип., храма гл. 1), 26-го октября, 1-го января, 15-го августа, 1-го октября. Во все эти числа поются следующие каноны: 1-го сентября – Индикта (на 4-ре), 26-го октября – Труса (на 4-ре), 1-го января – Обрезания (на 4-ре), 1-го октября – Богородицы (на 6-ть). Каноны указанных праздников поются на 4-ре или на 6-ть, а канон святого при атом поется на 6-ть или на 4-ре (итак, на 10-ть). И с ними поется еще воскресный канон на 4-ре. 488 Именно канон Богородицы (Октоиха) не поется: 1) В Неделю Св. отец – 6-ю по Пасхе, когда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели Св. отец на 6-ть. 2) Канон Богородичный Октоиха не поется в Неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, случающуюся с 20-го по 23-ф число декабря. Тогда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели на 6-ть. Но в Неделю Св. отец, бывающую до 20-го числа декабря, когда нет предпразднства, и полагается лишь канон недели на 6-ть, – поется канон Богородицы на 2-ва и канон Крестовоскресен на 2-ва. 3) Не поется канон Богородичный Октоиха в Неделю Богоотец, если она случится в Собор Богородицы (26-го декабря) или в отдание Рождества (31-го декабря; ибо тогда поется канон праздника на 6-ть и канон недели на 4-ре. Должно заметить, что в Собор Богородицы поется сперва канон праздника Рождества Христова, а потом Богоотец, а в отдание Рождества Христова сперва поется канон Богоотец, а потом канон праздника (отдания).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,- в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом Комельском мон-ре, преподобных Авраамия и Коприя - в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского мон-ря Грязовецкого у., прп. Арсения - в Арсениевом Комельском мон-ре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия - в Глушицком Сосновецком мон-ре, прп. Макария - в Глушицком Покровском мон-ре, прп. Григория Пельшемского - в Лопотовом мон-ре Кадниковского у., прп. Александра Куштского - в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского мон-ря, преподобных Евфимия, Харитона - в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского мон-ря Кадниковского у., прп. Марка пустынника - в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия - в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского мон-ря Кадниковского у., прп. Филиппа - в Преображенской ц. бывш. Рабангского мон-ря Вологодского у., прп. Вассиана - в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана - в приходской Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010