Курская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Курской области [ править править код ] 17 мая 1667 года является отправной исторической датой учреждения в Курском крае Белгородской кафедры Русской Православной Церкви. В 1682 году на Московском Соборе решался вопрос об открытии Курской епархии, но такое учреждение не состоялось. По данным Патриаршего приказа, в то время в Белгородской епархии было 532 церкви и более 20 монастырей. В 1797 году в Курской губернии было учреждено 10 уездов. Количество храмов к тому времени достигало 875. 17 октября 1799 года произошли новые перемены границ епархии: Слободская Украина составила Харьковскую епархию. Курск стал центром епархии, Преосвященные архипастыри стали именоваться Курскими и Белгородскими. Семнадцать первых лет XX века насыщены яркими событиями в жизни епархии. В этот период церковь и паства обрели мощи двух подвижников духа: преподобного Серафима Саровского (19 июля 1903 года) и святителя Иоасафа Белгородского (4 сентября 1911 года) . На торжества в Белгород прибыли Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. В честь обретения мощей Святителя Иоасафа по всей губернии прошли крестные ходы, а 17 декабря 1911 года мощам святителя Иоасафа поклонялась императорская семья - император Николай II и императрица Александра Федоровна с детьми. В 1912-1913 годах открылось Курское церковное археологическое общество, учреждено Иоасафское общество трезвости, организованы регентские курсы. 10 ноября 1915 года открылось Курское попечительство о беженцах, которое приложило немало сил и вложило средств для оказания помощи православным, эвакуированным из западных районов Российской империи. В 1916 году в Курске прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова). Выпускник Курской духовной семинарии, с 1850 по 1857 год он был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в конце жизни возглавлял Московскую митрополию. До революции в курской губернии проживало около 10 000 священников и монахов. К 1937 году их осталось 1 700 человек. Было 1 700 храмов, после 1937 года уцелело лишь 476. С августа по сентябрь 1937 года в Курске было расстреляно 146 священнослужителей.

http://azbyka.ru/palomnik/Курская_област...

Макарий, митрополит Московский и Коломенский (Булгаков Михаил Петрович) Родился 19 сентября 1816 года в селе Суркове Новооскольского уезда Курской губернии в простой, бедной, но вместе с тем благочестивой семье сельского священника. Семи лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой с шестью малолетними детьми, поэтому детские годы Михаила проходили среди горькой нужды, бедности и лишений. Но несмотря на это разумная и благочестивая мать старалась дать своим детям образование. Первоначальное обучение Михаил проходил в домашней школе своего крестного отца, затем, когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в Корочанское приходское духовное училище. Проучившись здесь два года, он в 1827 году был переведен в Белгородское уездное духовное училище при Курской духовной семинарии. В первые годы своего обучения и в приходском и в уездном училищах Михаил не отличался никакими особыми дарованиями, был очень болезненным, постоянно страдал золотухой, но в то же время отличался исключительным трудолюбием. Ко времени учебы Михаила Булгакова в уездном училище относится замечательный случай, предание о котором долго сохранялось в Курской епархии. Рассказывали, что будущий митрополит как-то готовил уроки, уединившись в дровяном сарае, в то время как рядом мальчики играли в камни. Нечаянно брошенный камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние. Все ожидали, что после этого случая его болезненность усилится. Но случилось обратное: вместе с заживлением раны у мальчика прошла болезнь. Тогда открылись у Михаила необычайные способности, и вскоре Михаил стал одним из лучших воспитанников училища. В 1831 году он блестяще окончил училище и за отличные успехи был переведен в Курскую духовную семинарию. За шесть лет учебы в духовной семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником «благородного и отлично ревностного поведения» (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии). В последние два года учебы в духовной семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении духовной семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Освящение храма во имя свт. Спиридона Тримифунтского. Фото Андрея Гутынина ЖМП 10 октябрь 2019 /  11 ноября 2019 г. 16:59 Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: " Традиция приема в семинарию вчерашних школьников себя изживает " Глава Саратовской митрополии — о том, почему взял под опеку международный православный хоровой проект, с какими чувствами вспоминает 1990-е годы и при каких условиях на месте стадиона «Динамо» можно воссоздать кафед­ральный собор. PDF-bepcuя К принесению Курской-Коренной иконы готовились целый год — Ваше Высокопреосвященство, выступление международного сводного мужского хора под руководством Владимира Горбика в Саратове сопутствует принесению в вашу епархию чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Хор встречал эту святыню в Саратовской митрополии , позднее пел за Божественной литургией. Насколько весомы эти торжества для всей митрополии и для Саратова? — Пребывание любой святыни в нашей епархии всегда очень важно и волнующе для веру­ющих саратовцев. Дело в том, что Нижнее и Среднее Поволжье сравнительно молоды именно как российские земли. Саратов в отличие от древних русских городов не может похвалиться многовековой историей Православия, изобилующей примерами святости угодников Божиих. У нас нет такого количества святых и святынь, как, к примеру, в другом волжском городе — Ярославле. Поэтому любая встреча с приходящей издалека чудотворной иконой для паствы очень значима. Тем более если речь идет об одной из главных православных святынь русского зарубежья, история которой насчитывает свыше семи веков. Как известно, Курская-Коренная икона ежегодно участвует в восстановленном в Курской митрополии историческом крестном ходе к Курской-Коренной пустыни и посещает одну из епархий нашего Отечества. К тому, чтобы принять ее, мы готовились больше года. — У проекта под руководством маэстро Горбика была предыстория — и тоже здесь же, на Саратовской земле, где три года назад тот же самый коллектив записал первый двойной альбом православных песнопений. Чем объясняется такая взаимная симпатия этого хора и вашей епархии?

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Основные даты жизни 1816 рождение 182527 обучение в духовном училище г.Короча 182731 обучение в окружном училище при Курской духовной семинарии, г. Белгород 183137 обучение в Курской духовной семинарии, г.Белгород 183741 обучение в Киевской духовной академии монах (15 февраля), иеродиакон (25 марта), иеромонах (24 июня), бакалавр русской церковной и гражданской истории бакалавр богословских наук в СПбДА, затем магистр богословия экстраординарный профессор богословских наук архимандрит, инспектор и ординарный профессор СПбДА ректор СПбДА епископ Винницкий, викарий Каменецко-Подольской епархии епископ Тамбовский и Шацкий епископ Харьковский и Ахтырский архиепископ архиепископ Литовский и Виленский, доктор русской истории митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода неожиданная кончина и погребение Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Первые годы жизни (1816–1823) Митрополит Макарий – в миру Михаил Петрович Булгаков – родился 19 сентября 1816 года в селе Сурково Новооскольского уезда Курской Губернии (ныне – Новооскольский район Белгородской области). Его отец Пётр Булгаков был священником села Сурково. Как пастырь, о. Пётр оставил по себе самую добрую память, которая более полувека сохранялась среди прихожан. Он часто говорил в храме назидательные простые поучения и безотказно посещал дома своих пасомых по случаю крестин, венчаний и др. Многим беднякам в пору летнего рабочего времени было трудно найти восприемников, поэтому священник Пётр приходил им на помощь и сам становился крестным отцом крестьянских детей. Мать Михаила Булгакова, Стефанида Григорьевна, была дочерью священника Григория Спасского из Корочанского уезда. Получившая домашнее воспитание, она была женщина очень разумная, мягкая и благочестивая. Она усердно посещала церковные службы. Продолжительные домашние молитвы сопровождала частыми земными поклонами. Помимо строгого соблюдения постов, Стефанида Григорьевна постилась и сверх положенного уставом. С особым вниманием и любовью она всегда слушала чтение Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского . В 1850 году на её пожертвования был устроен жертвенник в местной приходской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

     " Вот здесь я подвизаюсь " , говорит отец Николай. В Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Православной Церкви в Нью-Йорке мы идем мимо гостевых комнат с прибитыми на них табличками с именами Архиереев. " Здесь, накануне избрания Первоиерархом останавливался, прибыв из Австралии, Митрополит Иларион. Рядом комната архиепископа Сан-Францисского и Западно Американского Кирилла, секретаря Архиерейского Синода, дальше – зал, где проходят заседаний Архиерейского Собора и Синода Русской Православной Церкви Заграницей. " Уже позже я узнаю, что в комнате, где подвизается отец Николай (а именно это слово использует архимандрит Николай, имея виду понятие " живу " ), жили люди в священном сане и среди них его предшественник – хранитель Курской Коренной иконы Божией Матери – прот. Борис Крицкий. Через окна виден над Знаменским Собором позолоченный крест. Стол с компьютером, камин и книжный шкаф, кровать, множество упаковок с акафистами Чудотворной Курской Коренной иконы, украшают стены портреты и картины... На камине – образы Спасителя и Пресвятой Богородицы, икона св. Иоанна Предтечи, икона преподобномученицы Евдокии, образ чудотворицы Елисаветы Царьградской и прижизненный портрет свят. Николая Японского. В пятницу 4 апреля, накануне Похвалы Пресвятой Богородицы, отцу Николаю в постриге оставили бывшее до пострига имя Николай, но он приобрел еще одного Небесного покровителя – миссионера и просветителя земли восходящего солнца. На видном месте посредине занимает подаренный архиепископом (ныне митрополитом – ред.) Курским и Рыльским Германом образ Курской Коренной иконы Божией Матери. А обычно здесь, между паломничеством по епархиям, монастырям и приходам, хранится Чудотворный образ – Курская Коренная икона. После Пасхи, в Светлый Четверг, образ отбыл в Европу, в Германскую епархию, и к концу июня прибыл в Калифорнию, где освящает торжества в честь 20-летия прославления Зарубежной Церковью Святителя и Чудотворца Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, дни работы Архиерейского Собора и Всезарубежного съезда молодежи.

http://pravoslavie.ru/71926.html

игум. Иоанн (Рубин) Резолюция научно-практической конференции «Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение?» Конференция проведена 15–16 октября 2013 г. Николо-Угрешской православной духовной семинарией (далее НУПДС) по благословению Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения при поддержке Администрации города Дзержинского Московской области. С приветствием к участникам конференции обратился Председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. В конференции приняли участие богословы (теологи), философы, историки,филологи, религиоведы, юристы, культурологи, педагоги, психологи, журналисты, учащиеся духовных образовательных организаций и государственных вузов, представители органов государственной власти и местного самоуправления, члены общественных организаций, эксперты по проблеме сектантства, члены экспертных советов по проведению государственной религиоведческой экспертизы, а также лица (граждане), пострадавшие от деятельности деструктивных культов. Всего – 228 представителей Москвы, Московской, Белгородской, Курской областей Российской Федерации, в том числе: • духовенство Русской Православной Церкви, сотрудники синодальных отделов, епархиальных миссионерских отделов и комиссий Московской, Белгородской, Курской епархий; • преподаватели и студенты Московской православной духовной академии (далее МПДА), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (далее ПСТГУ), Российского православного университета святого Иоанна Богослова (далее РПУ), Московского государственного лингвистического университета (далее МГЛУ), Академии управления МВД Российской Федерации, Белгородского государственного университета (далее БГУ), духовных семинарий: Николо-Угрешской, Белгородской, Курской, Сретенской, Николо-Перервинской; • сотрудники Душепопечительского центра реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского (далее Центр св. Иоанна Кронштадтского ), Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского , Московского общественного Комитета по спасению молодежи от деструктивных культов, Белгородской РОО содействия развитию демократии и решению социальных проблем «Скорая Молодежная Помощь»;

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neopjati...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Иоанн (Попов), архиеп. Белгородский и Старооскольский. Фотография. 2010 г. Иоанн (Попов), архиеп. Белгородский и Старооскольский. Фотография. 2010 г. (Попов Сергей Леонидович; род. 1.09.1960, Иркутск), митр. Белгородский и Старооскольский, глава Белгородской митрополии, председатель Миссионерского отдела РПЦ. Из семьи служащего. Окончил с отличием среднюю школу. В 1977 г. поступил на исторический фак-т Иркутского гос. ун-та им. А. Жданова, по окончании которого преподавал, учился в аспирантуре Новосибирского гос. ун-та. В мае 1983 г., оставив преподавание, был принят в церковный хор Знаменского кафедрального собора г. Иркутска. С авг. 1984 г. иподиакон при Иркутском и Читинском архиеп. Ювеналии (Тарасове) , одновременно был директором свечного завода Иркутского ЕУ. В 1985 г. в связи с переводом архиеп. Ювеналия на Курскую кафедру переехал в Курск, где исполнял послушание келейника архиепископа, а затем его личного секретаря. Учился в Ленинградской ДС (1985-1888), затем заочно в Ленинградской ДА (1988-1992). В дек. 1989 г. по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) направлен в Курскую епархию, где 30 марта 1990 г. архиеп. Ювеналием пострижен в монашество с именем Иоанн, в честь митр. Тобольского свт. Иоанна (Максимовича) . 4 апр. 1990 г. рукоположен во диакона, 7 апр.- во иерея. В июне 1990 г. назначен ректором Курского ДУ, возведен в сан игумена. В дек. 1991 г. в связи с преобразованием училища в семинарию был назначен ректором Курской ДС, в нояб. 1992 г. утвержден в этой должности Свящ. Синодом. В 1993 г. возведен в сан архимандрита. 23 февр. 1993 г. определен быть епископом, 4 апр. того же года хиротонисан во епископа Белгородского. Хиротонию в московском Богоявления соборе в Елохове возглавил Патриарх Алексий II. Назначен викарием восстановленного Белгородского вик-ства Курской епархии с сохранением обязанностей ректора Курской ДС.

http://pravenc.ru/text/469528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ГОРНАЛЬСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1865 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1865 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Курской епархии Курской митрополии), находится в с. Горналь Суджанского р-на Курской обл. Основан иеромонахами Феодосием, Лаврентием, Кесарием, Памвой и старцем Никодимом, в авг. 1671 г. переселившимися из разоренного татарами и «воровскими людьми» Дивногорского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . На правом крутом берегу р. Псёл на белых меловых утесах братия построила кельи. В 1672 г. указом патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II на имя митр. Белгородского и Обоянского Мисаила († 1684) мон-рь был официально учрежден (грамота опубл.: ИРИ. Ч. 5. С. 74-77). В том же году царь Алексей Михайлович пожаловал обители земли, а также «книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь» ( Антошечкина. 2006. С. 225-226). По преданию, дивногорские монахи принесли с собой икону свт. Николая Чудотворца, во имя которого в 1688 г. в Н. Г. м. была освящена небольшая теплая деревянная церковь. Первый настоятель - иером. Феодосий. Одним из благотворителей Н. Г. м. стал полковник Сумского казацкого полка стольник Андрей Герасимович Кондратьев († 1708), передавший братии земли и леса по р. Псёл, в окрестностях городов Суджа и Мирополье, а в 1688 г.- мельницу на р. Псёл, под с. Вел. Рыбица, с работниками. Насельники жили от продажи извести, вырабатываемой из мела монастырской горы. На вырученные деньги были построены деревянные колокольня, ограда с 2 въездными воротами, большой летний храм в честь Преображения Господня. Угловая башня. Фотография. 10-е гг. XXI в. Угловая башня. Фотография. 10-е гг. XXI в. В 1726 г. еп. Белгородский и Обоянский Епифаний (Тихорский; † 1731) передал настоятелю (1726-1744) игум. Самуилу (Ленийскому) «в доброе смотрение» суджанскую во имя св.

http://pravenc.ru/text/2566152.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРСКАЯ И РЫЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Курский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Курский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. РПЦ, учреждена в 1667 г. как Белгородская и Обоянская, с 1787 г. Белгородская и Курская, с 1799 г. Курская и Белгородская, с 1905 г. Курская и Обоянская, с 1954 г. Курская и Белгородская, с 22-23 февр. 1993 г. имеет совр. название. Входит в образованную 26 июля 2012 г. Курскую митрополию . Кафедральный город - Курск. Кафедральные соборы - в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Курске, в честь Покрова Пресв. Богородицы в Рыльске. Правящий архиерей - митр. Курский и Рыльский Герман (Моралин ; с 17 авг. 2004 в сане архиепископа, с 1 авг. 2012 в сане митрополита), глава Курской митрополии. Территория епархии включает следующие районы Курской области : Беловский, Большесолдатский, Глушковский, Золотухинский, Кореневский, Курский, Курчатовский, Медвенский, Обоянский, Октябрьский, Поныровский, Рыльский и Суджанский. Епархия разделена на 13 благочиннических округов: 1-й, 2-й округа, Беловский, Большесолдатский, Золотухинский, Кореневский, Курский, Курчатовский, Медвенский, Обоянский, Поныровский, Рыльский, Суджанский. К 2015 г. в епархии действовали 169 приходов, 158 церквей, 14 часовен и 37 иных молитвенных помещений (молитвенных домов, комнат), 7 монастырей (4 мужских и 3 женских); в клире состояли 285 священнослужителей (244 священника, 41 диакон). При епархиальном управлении работают отделы: религ. образования и катехизации, миссионерский, молодежный, по связям с Управлением исполнения наказаний Минюста РФ по Курской обл., по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, по взаимодействию с казачеством, по культуре, по приграничному межъепархиальному сотрудничеству, социального служения, информационно-издательский, а также историко-архивная комиссия. 1667-1917 гг. В 1628 г.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

поиск:   разделы   рассылка Леонид Виноградов Дарвин – это голова! Источник:  Нескучный сад Сегодня эволюция – не теория, не гипотеза, а факт, убежден протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области, выпускник биофака МГУ. Креационизм же отец Роман считает заблуждением. Если на нем настаивать, научная интеллигенция в Церковь не пойдет. Эту позицию, с которой, наверное, многие не согласятся, отец Роман изложил в интервью нашему корреспонденту Протоиерей Роман БРАТЧИК родился в 1949 году в Баку. В 1972 году окончил биологический факультет МГУ. Работал в лаборатории эволюционной зоологии и генетики Биолого-почвенного института Дальневосточного научного центра. Потом – в Институте биологии внутренних водоемов поселка Борок Ярославской области. Крещение принял в 1985 году. В 1989 году рукоположен митрополитом Курским и Белгородским Ювеналием. Служил в селе Куньи Курской области. С 2005 года – настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области. Преподает курс " Наука и религия " на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета. - – Отец Роман, вы убеждены, что эволюционная теория совместима с верой в Бога? - – Эволюция – не теория, а факт. Есть стратиграфическая колонна – совокупность слоев осадочных пород, в которых мы наблюдаем (что бы ни подсовывали нам креационисты) постепенную смену флор и фаун при очевидной тенденции к развитию. Земля буквально перепахана, и после каждого исследования появляются новые данные. Так что эволюция – достоверно установленный факт. А как может наука быть несовместима с верой? Законы природы созданы Богом, и по Его воле люди их открывают. Независимо от того, верит ли ученый в Бога. Мне кажется, проблема в том, что все кому не лень считают себя знатоками биологии. Например, я ни разу не слышал, чтобы дилетанты ставили под сомнение законы физики, математики. Люди не стесняются признаться, что в физике ничего не понимают. Но часто те же самые люди думают, что в биологии они разбираются. А ведь биология не менее сложная наука, чем физика или математика. Как люди без специального образования берутся о ней судить? В том числе и об эволюции. Один мой молодой прихожанин тоже начал ругать Дарвина. Я ему сказал, что готов обсуждать с ним Дарвина, если он прочитает " Происхождение видов " . Парень оказался упорный, прочитал и сказал мне: " Да! Дарвин – это голова! " . Понял! Можно не соглашаться с выводами Дарвина, но отрицать, что он большой ученый, труженик Науки?.. Это проявление собственного невежества.

http://religare.ru/2_99702.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010