Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие. Чудесное обретение Курско-Кореной иконы Божией Матери и первые ее чудеса Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»  — одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне. В 13-м столетии, в страшную годину татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область не избежала общей участи русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

В 1951-м Курская-Коренная икона прибыла в Нью-Йорк. Здесь, в Синодальном Знаменском соборе Русской Православной Церкви Заграницей, она пребывает и поныне, и посещает, к утешению верующих, православные приходы Америки и всего мира. Во время молитвы перед Курской-Коренной отошел ко Господу 2 июля 1966 года в Свято-Николаевском приходе Сиэтла дивный угодник Божий – святитель Иоанн, Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец. В 1981-м года в Знаменском соборе в присутствии Курской-Коренной иконы было совершено Русской Православной Церковью Заграницей прославление Царственных мучеников и Новомучеников и исповедников Российских. ...Отец Фома позвонил за несколько минут, и мы вышли на улицу встречать Царицу Небесную. Меня через три дня после операции покачивало, но мама крепко держала под руку. Курская-Коренная икона, в небесно-голубых ризах, шла навстречу. Сквозь слёзы мне казалось, что наш огромный красно-кирпичный дом на берегу реки Чарльз – бывшая хлопчатобумажная мэдвеевская фабрика, памятник промышленной архитектуры конца XIX века, переделанная в квартиры с деревянными балками, – должен немедленно как-то преобразиться, а лучше и вовсе раствориться в воздухе вместе со всеми нами и нашими глупыми заботами и проблемами. Но икона была уже в нашей квартире, и мы на совершенно одеревеневших от волнения ногах клали поклоны и прикладывались, а отец Фома служил молебен. В огромные окна заглядывало солнце, и мне казалось, что даже воздух стал прозрачным. Мы просто плакали втроём. От радости и потрясения. От благодарности и надежды. От счастья – Можно, я ещё раз приложусь, батюшка? – Можно, я ещё постою одну минуту рядом с Ней? Можно? Потом мы просто плакали втроём. От радости и потрясения. От благодарности и надежды. От счастья. «Много позднее я поняла, что настоящее счастье невидимо, – писала Евгения Дмитриевна Руденко. – Это не деньги, наряды и дорогая еда, а что-то такое в тебе, когда ты ходишь как по воздуху, и тебе хочется обнять весь мир». ...В Москве до революции так посещала дома горожан чудотворная Иверская икона Божией Матери .

http://pravoslavie.ru/138178.html

В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню, но она не загоралась. Живший при часовне священник, отец Боголеп, объяснил, что причина этого чуда - в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков с постом и молитвой он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса». Город Курск был восстановлен в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, пророчествовавших о Божией Матери, по сторонам. Царица Ирина Феодоровна украсила ее богатой ризой, после чего она вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления Иконы была выстроена другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева. В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, святыня для большей безопасности была перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее. В 1603 году Лжедмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, когда по повелению царя Михаила Феодоровича она вернулась в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году - в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни святая икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда икона отбыла за границу.

http://pravoslavie.ru/56474.html

Икона и ее списки сопровождали русское воинство во многих походах. В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список с иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию. Перед этой иконой молился и еще ребенком получил свое первое исцеление преподобный Серафим Саровский. В ночь с 7 на 8 марта 1898 года революционеры-безбожники решили взорвать чудотворную икону, но, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама икона осталась невредима. 12 апреля 1918 года икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря, но 2 мая опять была найдена и опять вернулась на свое место. Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана, икона была перевезена за границу, через Константинополь, в братскую Сербию. В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии в первых числах ноября 1920 года. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви выехала за границу, находилась в Мюнхене (Бавария), при митрополите Анастасии. В 1950 году митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку. С того же года под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь для принятия чтимого образа, который прибыл в США 5 февраля 1951 года в сопровождении архимандрита Аверкия (Таушева). Встреченный епископом Серафимом в аэропорту, образ был немедленно доставлен в Ново-Коренную пустынь и с 1957 года пребывает в посвященном ему главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке. В Перми икона будет пребывать со 2 по 9 октября в Свято-Троицком кафедральном соборе (г. Пермь, ул. Монастырская, 93). Собор открыт с 8 до 19 часов.

http://pravoslavie.ru/56474.html

Почему же Господь посылает нам столь великую благодать Свою посредством чудотворных икон? Еще в Ветхом Завете мы видим, что Господь преподавал особое Свое благословение определенным предметам, которые становились видимым выражением благодати и силы Божией. Вспомним жезл Ааронов, милоть Илиину и особенно Ковчег Завета. В Новом же Завете мы видим, что Господь исцелял не одним только словом или прикосновением, но исцелял также и посредством физических предметов, как, например, то брение, которым исцелился слепорожденный (см.: Ин. 9: 6). В Деяниях святых апостолов мы читаем, что апостол Павел исцелял больных не только прикосновением, но «на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19: 12). Но самым важным для нас примером в этом отношении является Нерукотворный образ Спасителя – отпечаток на полотенце Его пречистого лика. Этот образ был послан Господом царю Авгарю Едесскому для исцеления его от страшной и неизлечимой болезни. Так и Божия Матерь, Которая «во успении мира не оставила», Сама даровала нам великое утешение – чудотворные Ея иконы, через которые Она видимым образом показывает Свое предстательство и заботу о нас грешных. Недаром Русская земля называлась Домом Пресвятой Богородицы. Из всех стран на свете Божия Матерь Своим Покровом особенно щедро наградила Русскую землю, где на протяжении всей ее истории явилось множество чудотворных икон Богородицы. Одна из самых древних и замечательных из них – Курская Коренная икона «Знамение» , которая явилась 700 лет назад и в течение всех этих лет была и остается необоримой стеной и источником чудес для всех русских, находящихся и на родине, и за рубежом. Курская Коренная икона – мост, соединяющий нас со всей историей Руси Какое значение имеет Курский Коренной образ Богоматери для русских в рассеянии? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо прислушаться к словам Акафиста Божией Матери, где мы встречаем следующее обращение к Пресвятой Богородице: «Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо».

http://pravoslavie.ru/108968.html

Митрополит Александр также рассказал, что по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 6 по 11 октября 2019 года в Алма-Ату будет принесен еще один образ Божией Матери — чудотворная Курская-Коренная икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Святыня была в Казахстане в 2011 году, и за пять дней ей поклонились свыше двухсот тысяч верующих. Ожидается, что Курскую-Коренную икону доставит в Казахстан Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион . «Древняя Курская-Коренная икона — непосредственная участница трагической истории православного народа в ХХ веке. В 1920 году она была вывезена из России, и с этого момента стала заступницей и главной святыней всего русского рассеяния, многострадальной русской эмиграции. Молясь перед ней, православные христиане, измученные изгнанием, обретали связь с потерянной Родиной, находили духовные силы для укрепления себя в вере и единстве, теплили надежду на избавление Отечества от засилья безбожников», — подчеркнул в своем выступлении глава Митрополичьего округа. Архиерей напомнил журналистам, что в уходящем году Православная Церковь Казахстана обрела великую святыню — часть шипа Тернового Венца Господа Иисуса Христа. Святыню по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для православных казахстанцев передали руководители Международного благотворительного общественного фонда «Триумф сердца». Ряд вопросов пресс-конференции касался противозаконных действий Константинопольского Патриархата в отношении канонической Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием . Глава Митрополичьего округа рассказал о позиции Русской Православной Церкви в отношении противоправных действий Фанара. В завершение пресс-конференции митрополит Александр ответил на вопросы журналистов, затем поздравил всех с Новым годом и наступающим праздником Рождества Христова. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/5336461.ht...

К сожалению, мы в Зарубежье в некотором роде даже привыкли к этой святыне. Тем более отрадно видеть, как люди в России с трепетом и благоговением ее встречают. В последний день пребывания иконы здесь, когда совершалось патриаршее богослужение в Курской Коренной пустыни, вокруг обители стояли многотысячные толпы людей, которых не пропускали в монастырь, так как было уже просто невозможно вместить всех. Они терпеливо стояли, молились и слушали доносившиеся из динамиков звуки службы. Это, конечно, нас сильно вразумляет. Мы видим, что народ русский готов претерпеть ради Христа, и это вселяет надежду на то, что Россия и дальше будет шествовать путем духовного возрождения. – Местом пребывания иконы изначально была именно обитель в Курске. Сейчас Курская-Коренная, как историческая святыня Русского Зарубежья, остается за рубежом. Будет ли передан в Россию список чудотворной иконы, с тем чтобы она хотя бы таким образом вернулась к нам? – Да, сейчас этот вопрос обсуждается. В первый же день пребывания святыни в Курске Святейший Патриарх Кирилл подарил архиепископу Курскому и Рыльскому Герману икону Божией Матери «Знамение» в окладе, с тем чтобы верующие молились перед ней в то время, когда сама святыня покинет Россию. Мы, конечно, понимаем, что здесь, в России, икону чтит огромное количество верующих людей, гораздо большее, чем у нас, но, к сожалению, так оказалось, что Курская-Коренная икона – последняя святыня Русского Зарубежья. В России много святынь, а у нас их, в общем-то, почти нет. Зарубежье волей-неволей наследует эту проблему западного мира, когда мало святости и слишком много разнообразных соблазнов. Мы, в данном случае, вдобавок испытываем удаленность от Родины и порой даже отсутствие возможности услышать родной язык. Вокруг чуждая культура, которая становится все менее христианской, а духовная атмосфера все более душной и спертой. В ней все больше греха и безразличия к вечным вопросам бытия. Из-за этого повсеместного духовного оскудения мы не готовы расстаться с нашей последней святыней. Конечно, очень жаль, что в Россию так и не смогли доставить мироточивую Иверскую (Монреальскую) икону Божией Матери. Так попущено было, чтобы хранителя ее убили, и она была похищена. Это было тягчайшей трагедией для нас, но так судил Господь. Видимо, мы слишком привыкли к святыне.

http://pravoslavie.ru/32080.html

Желаю, чтобы это описание, составленное мною из усердия к Святой Обители, по желанию и с содействия ея просвещенного Настоятеля, послужило для жителей города Курска к искреннейшему сближению с его родной Святыней, а для дальних посетителей и Богомольцев, посещающих эту Пустынь, преимущественно в летнее время, к ближайшему ознакомлению с нею. В заключение обращаюсь к читателям сего описания, и во первых к Отцам и братиям сей Святой Обители, словами древнего нашего летописца: «Отцы и братия! Еже где описах, или переписах, или недописах, чтите, исправляя Бога деля, а не кляните, паче же и помяните в своих Святых молитвах многогрешного». 1862 г. И. Л. I. Местоположение и вид обители Курская Коренная Рождество-Богородицкая Пустынь находится в Курской Губернии и уезде, расстоянием от Губернского города Курска в 27 верстах на север. Коренной пустынь сия называется от явившейся здесь в 1295 году при корне одного дерева чудотворной иконы Знамения Божией Матери, издревле называемой Курская, по области, к которой принадлежит место явления. Коренная пустынь расположена на реке Тускарь, на одном из нагорных холмов её правого берега; холм этот, находясь между двумя глубокими лесными логами или оврагами, представляет вид древнего городища, верхняя площадь которого имеет небольшую покатость от запада к востоку к реке и оканчивается обрывом или крутизной в несколько сажень. Береговое возвышение, по обеим сторонам Обители, поросло лесом; лес этот издревле называющийся Богородицким, оканчивается с севера и юга глубокими оврагами, которые составляют естественные грани монастырских владений; за ними расположены: с севера, село Долгое, с юга, деревня Служня, входившие до 1764 года в число монастырских вотчин. Белостенные здания Обители то живописно скрываются в купе окружающих их деревьев, то выглядывают из за них, как белая лилия из корзины зелени. Особенно хорош вид на монастырь с противоположного лугового берега р. Тускарь. Отсюда она разом открывается взору всею красотой своих зданий: на первом плане новый Соборный пятиглавый Храм Русско-Византийской (Тоновской) архитектуры, напоминающий собою две лучшие церкви нашей Северной Столицы: (Благовещенскую конно-гвардейскую и Егерскую). Позади его высится одинакового стиля столпообразная с шатровым верхом колокольня; золоченый крест её высоко блестит в воздухе. Близ Храма видно начало крытых сходов к нижнему источнику или кладезю, где явилась чудотворная икона. Самые сходы скрыты от глаз деревьями, которыми порос весь скат монастырского холма, но за то ясно видна нижняя шатровая церковь во имя Живоносного Источника, древнейшее здание обновленной обители, память усердия к ней первого Русского Фельдмаршала из Русских, Графа Бориса Петровича Шереметева.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/istorich...

Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Один из охотников зашел однажды на берега реки Тускари, недалеко от разоренного Курска. Высматривая здесь добычу, случайно заметил он лежавшую на земле при корне дерева икону, обращенную ликом вниз к земле. Охотник поднял ее и увидел, что она по изображению подобна Новгородской иконе «Знамения.» При этом явлении иконы совершилось и первое чудо от нее: едва только охотник-зверолов поднял святую икону с земли, как тотчас из того места, на котором она лежала, с силою забил чистый и многоводный источник. Это было 8-го сентября 1295-го года. Зверолов не решался после этого оставить икону в ее прежнем месте. Он построил здесь небольшую деревянную часовню и в ней поставил новоявленный образ Богоматери. Вскоре об этом узнали жители Рыльска и стали посещать место явления для поклонения новой святыне, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями. Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Один только князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в самый день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотою. Князь сознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие пред святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка соорудил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена чудотворная икона, и в день явления ее, 8-го сентября, установлено ежегодное ее празднование. Но икона пребывала здесь недолго: чудотворным образом она исчезла из храма и возвратилась на место своего явления, на берега реки Тускари. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне. Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

Столь необычное явление иконы, соединенное с чудом, довольно скоро сделалось известным в соседнем городе Рыльске и его окрестностях. Отсюда и устремились для поклонения к новой святыне благочестивые жители в надежде от нее получить исцеление и утешение в своих горестях, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями. Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Только один князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотою. Князь осознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие перед святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка построил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена чудотворная икона, и в день явления – 8 сентября, установлено ежегодное ее празднование. Но икона пребывала здесь недолго: чудотворным образом она перенеслась из храма и возвратилась на место своего явления, на берег реки Тускарь. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне. Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса. Молебствия для богомольцев совершал один благочестивый священник по прозванию Боголюб, который добровольно, по особому усердию и благоговению к Богоматери, являлся сюда и жил здесь, особенно в праздник Рождества Богородицы, упражняясь в подвижничестве. В 1383 году Курская земля подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня, несмотря на все усилия, не загоралась, хотя они обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на Боголюба, подозревая его в волшебстве, которым они объясняли свою неудачу. Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал на икону Божией матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/15/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010