" Да будет благословен твой приход, Бич Бога, которому я служу, и не мне останавливать тебя! " Поэтому я могу быть только глубоко благодарен судьбе, которая удостоила меня жить, мыслить и писать в эти страшные времена, нами переживаемые» («Россия распятая»). В ней и в статье «Русская бездна» М. Волошиным обнародованы стихи «Неопалимая Купина». Начальные строки статьи: «Воистину в судьбах России скрыта тайна, вызывающая ужас и головокружение. Прикосновение к сердцу её – для чужеземца смертельно. Польша в Смутное время, Карл XII, Наполеон – испытали эти ответные удары, поражавшие громом, как прикосновение к библейскому Ковчегу Завета. Когда слабели люди, на защиту Руси выступала стихия и отвечала врагу то морозом, то пламенем пожаров, то непреодолимыми пространствами». …Особенно близко мне свидетельство о стихах: «Автограф с пометой под текстом: " 2 IV 1919. Одесса " . В машинописи слева над текстом значится: " Максимилиан Волошин. Коктебель. Крым. " » ( http://aquarius-eso.ru/5_M._Voloshin.pdf ). Напомню эти стихи: Максимилиан Волошин Неопалимая Купина В эпоху бегства французов из Одессы. Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье? Была ли ты? есть? или нет? Омут... стремнина... головокруженье... Бездна... безумие... бред... Все неразумно, необычайно: Взмахи побед и разрух... Мысль замирает пред вещею тайной И ужасается дух. Каждый коснувшийся дерзкой рукою – Молнией поражен: Карл под Полтавой; ужален Москвою, Падает Наполеон. Помню квадратные спины и плечи Грузных германских солдат... Год… и в Германии русское вече: Красные флаги кипят. Кто там? Французы? Не суйся, товарищ, В русскую водоверть! Не прикасайся до наших пожарищ! Прикосновение – смерть. Реки вздувают безмерные воды, Стонет в равнинах метель. Бродит в точиле, качает народы Русский разымчивый хмель. Мы – зараженные совестью: в каждом Стеньке – святой Серафим, Отданный тем же похмельям и жаждам, Тою же волей томим. Мы погибаем, не умирая, Дух обнажаем до дна… Дивное диво: горит, не сгорая, Неопалимая Купина! Опасаюсь упреков в нескромности, но вспомню и свои строки:

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/27/...

протоиерей Ростислав Снигирёв 4. Общие сведения о книге Исход Название Еврейское название книги (евр.: Вээле шемот – «и вот имена») в соответствии с первой фразой отвечает традиции, принятой на Древнем Востоке. В эллинистическом иудаизме она называлась в соответствии с главной темой – ξοδος – выход. В соответствии с этой традицией устанавливается название второй книги Пятикнижия в LXX. Из греческого языка это наименование перешло в латинские переводы (Exodus в Вульгате) и затем в новые языки. Русское и славянское название этой книги – «Исход» – является переводом греческого ξοδος. Дополнение «Вторая книга Моисея» указывает на традиционное представление об авторстве книги. Богослужебные чтения Богослужебные чтения из книги Исход подразделяются на два типа – рядовые и праздничные. Пять рядовых паремий читаются в седмичные дни Страстной Седмицы. При этом в первые три дня читается повествование о Моисее (см.: Исх. 1:1 – 20; 2:5 – 10; 2:11 – 22 ), прообразовавшем Христа, а на вечерне Великого Четверга, когда воспоминается установление Нового Завета в чаше Крови Христовой (см.: Лк. 22, 20 и др.), читается повествование о приготовлении к заключению Завета Ветхого (см.: Исх. 19:10 – 19 ), в Страстную же Пятницу читается повествование о богоявлении Моисею на горе Синайской (см.: Исх. 33:11 – 23 ). Праздничные паремии из книги Исход следующие. Повествование о несгорающем терновом кусте (слав.: купина неопалимая) (см.: Исх. 3:1 – 8 ) читается в качестве первой паремии на Благовещение, так как неопалимая купина прообразует Божию Матерь, безвредно вместившую огнь Божества, воплотившегося в Ней в день Благовещения. Повествование об установлении Пасхи (см.: Исх. 12:1 – 11 ) читается в качестве третьей паремии на вечерне Великой Субботы, так как наступающая Пасха новозаветная была прообразована описываемой Пасхой ветхозаветной. Повествование о посвящении Богу первенцев и выкупе их (см.: Исх. 12: 51; 13:1 – 3, 10 – 12; 14 – 16; 22:29 ) читается в качестве части первой составной паремии на праздник Сретения, указывая на его содержательную часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Глава семнадцатая Определение Софии: энергия Божия. Ссылка о. Булгакова на св. Паламу. Ниспровержение мысли: «энергия Божия есть сам Бог» учением же Паламы. «Томос святогорский» Впрочем у прот. Булгакова и священника Флоренского есть определения, в которых София называется даже Богом, поскольку она, по их учению, есть энергия Божия и имя Божие. В своей книге «Свет невечерний» о. протоиерей говорит: «Бог, открываясь твари, проявляется в Своем действии для твари, в благодати или (пользуясь выражением догматических споров XIV в.) энергией Своей. Божество в Его внутри божественной жизни остается трансцендентным для твари, однако действие Божества, Его откровения, божественная сила, изливающаяся в творении, есть тоже Божество, единое, неделимое, присносущее. В этом смысле энергия Божия во всяком своем проявлении, как действие Божие, неотделимое от Бога, но являемое твари, есть Бог в творении, само Абсолютное и Трансцендентное... И действие Духа Святаго в таинствах есть Сам Бог... Хотя с точки зрения твари различается Бог в Себе и Бог в творении, однако это различение устанавливается не божеским естеством, но тварной ограниченностью: Бог самотожественен и в премирности Своей, как абсолютное Трансцендентное и в творческой энергии Своей, как Творец и Вседержитель» 805 . Таким образом, по учению о. Булгакова, энергия Божия есть Сам Бог. Но по тому же учению, София есть энергия Божия. Имея в виду сию Софию, Премудрость Божию, прот. Булгаков в другой своей книге «Купина Неопалимая» говорит: «Она, если пользоваться выражением паламитских споров, есть в отношении к миру «энергия», действие Божие в творении... В то же время, если мы припомним основную мысль богословствования Паламы об энергиях Божиих, именно, что «энергия есть Бог»... то становится по аналогии понятным, почему и в каком смысле говорится в «Премудрости» 806 с видимым безразличием то «Премудрость», то «Бог», ибо Премудрость и есть Бог в мире, не по сущности и не по ипостасному бытию, но по жизнедейственному откровению» 807 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Мы живём в эпоху смерти реальности» Беседа с певицей, лауреатом Пушкинской премии 24.09.2021 2484 Время на чтение 12 минут Фото: Из архива автора Елена Владимировна Мкртчян и Алексей Валерьевич Артемьев Лина Мкртчян – выдающаяся певица, лауреат Пушкинс кой премии. Её редкий голос контральто звучал в лучших залах европейских столиц – исполнение от русской духовной музыки и лауд (итальянских духовных песен XIII века) до величайших музыкальных шедевров XIX и XX вв. на стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Блока, А.К. Толстого, Марии Петровых, Есенина и Рубцова… А Цикл вечеров «Возвращение на Родину» автора и ведущей Лины Мкртчян, которому она посвятила два десятилетия жизни, соразмерный её великому таланту, – это попытка сохранить великую русскую культуру для будущего всего мира. Мы начинаем цикл бесед с Еленой Владимировной Мкртчян о глубинных процессах отечественной истории и культуры. – Первое. Для меня большая честь разговаривать с Ириной Ушаковой и, быть может, стать на мгновение полезной ей. Второе. Я рада, мне весело на душе от того, что наша встреча происходит в канун праздника Божией Матери «Неопалимая купина», и именно в этот день некоторые русские люди будут вспоминать замечательного человека – графа Сергея Семёновича Уварова, который был просветителем общественным деятелем. Многие, к сожалению, помнят его только по знаменитой триаде «Православие. Самодержавие. Народность». И если Вы захотите спустить на мгновение наши «алые паруса», то на слове «самодержавие» мы остановимся, и я скажу, что это значит в моём понимании. – Благодарю Вас за тёплые слова. Раз уж мы начали с темы самодержавия, спрошу Вас, Елена Владимировна, что для Вас значит имперская культура (определение мыслителя конца XX века Эдуарда Володина ), которая не прерывалась от царской России до советской, и далее, до сегодняшней России? – Отчасти я написала об этом в книге «Три жизни Артемьева», потому что, описывая отрочество Алексея Валерьевича (он поступил в Строгановское училище, когда ему было 14 лет, в 1948 году), я подробно и с наслаждением писала о том (разумеется, с его слов), как в годы студенчества, в течение нескольких часов одного учебного дня перед ними происходил лучезарный, светоносный калейдоскоп преподавателей. Сначала входил рафинированный, слегка грассирующий человек, в отглаженной белоснежной рубашке, с красивыми манжетами, в которых были старинные запонки, с бабочкой, ёжиком постриженный, седой, высокий, стройный, как струна. Он говорил о немыслимых, заоблачных, совершенно непостижимых мирах. Этот человек начинал преподавать ещё при государе. А следом за ним входил смуглый, красивый, молодой преподаватель, в гимнастёрке, от которой пахло ещё кожаной портупеей, ветром войны, песнями войны, он был весь пронизан величайшей советской любовью, Великой Победой, которая родила гениальную культуру.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/24/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Рождество Твое…» Эссе и стихи 05.01.2024 1150 Время на чтение 5 минут Фото: Г.Мослер.Рождественское утро, 1916 Выпал густой, чистый снег. И в церковном саду сейчас безлюдно и тихо. Только откуда-то издалека, порой доносится гул большого города - мира сего, с трудом продирающийся сквозь заметеленные кроны дерев и вязнущий в приземистых снежных барханах, чем-то схожих с песчаными сугробами Палестины, хранящими в себе песчинки времени - неуловимые мгновенья Новой эры. Взошедшее дневное светило длит свой не по-зимнему сочный свет, дивно преображая святочное пространство сада. И чудится, что и ты, и купины, и дерева окрест прикровенно запорошены пресветлым рождественским временем и объяты неопалимо этим мощным высоким сиянием, о снега преломляющимся и исходящим уже отовсюду. На кустах жемчужно-льдистые, переливчатые, причудливо осыпавшиеся по краям клочки снега - цветы диковинные. Таинственно… Тихо… Но вздохнет земля, подует легкий ветерок, взметнет снега, и в голубоватой дымке, пронизанной солнечными лучами, заискрится над этими цветами рой снежинок, будто золотистые пчелы мед собирают… на Рождество Христово. В искрящихся сферах небольших кленов - снегири, будто созревшие плоды. И древняя, генная память на миг высветляет образ Сада иного, нездешнего. Утерянного. Или - нет - по милосердию Божьему?.. Смотрю на тайнопись птичьих следов, уходящих по снегу, словно строка из Книги Творенья. О чем она? Быть может о том, что мы сами, сами бываем неоправданно жестокосердны, что мы, писатели, пишем книги без любви к своим литературным героям. Лишаем их «света разума» и обрекаем даже на злодеяния. Изгоняем их из околоцерковного сада словесности русской. Оттого они, не несущие новозаветных ценностей, и не близки современному читателю, еще по-прежнему ищущему свой духовный идеал и традиционно отзывчивому на любовь и милосердие… Рядом купина, приклонившая долу ветви, опушенные нелегким снежным опереньем. Ангельскому крылу подобная. Встаю под крыло, и недолгая, но пронзительная грусть о том утерянном Саде, исчезает, яко дым. И душевные язвы, некогда полученные от мира сего, врачуются тихованьем, заживляются. Как раны на теле разбойника. «…Яко разбойник исповедую Тя…» Подхожу к размашистым, сверкающим, словно выквантованным в пространстве, ныне особенно торжественным, таинственным елям, движущимся, как и все сущее, сквозь время. И в снеговых блистанных шапках, напоминающих волхвов, как и они, несущие свои таинственные дары.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/04/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Восьмиречье Встреча Россия, ты моя! Поминальное Бог наш — огнь поядающий… Ветер ерошит зеленое… Спросится с нас сторицей… В отечестве перед распадом… Волны падают стена за стеной… Соловки от крови заржавели… Чтобы стало на душе светлее… Сумерки на Босфоре Купина небес неопалима Восьмиречье 1 В сумеречной Оливии, жадной до винограду, кто-то у Тита Ливия как-то попал в засаду. И под звездой неяркою, как огонёк спиртовки, Луций там шёл и палкою маков сбивал головки. 2 Так завсегда в истории с древних времен — до наших: лечатся кровью хвори и пайкой остывшей каши. Кто не со знаменосцами ходит, тому в охотку схваченную морозцами пробовать черноплодку. 3 Было у многознающих некогда место сходок: много тогда ветшающих там береглось находок для старика влюблённого иль сухаря слависта — в сумраке захламлённого логова букиниста. 4 Нынче иные улицы и племена иные, вижу, на них тусуются дикие, сетевые. Клерками стали хлопчики, жертвы чужой поклёвки, а у девиц над копчиком прямо татуировки. 5 Долго же я, не мудрствуя, видимо, прожил мигом! Стал только в годы смутные трезв, наклоняясь к книгам. Слёзные только пазухи что-то поизносились. В тёмно-зелёном воздухе кроны вдруг взбеленились, 6 но и смирились сразу же. Здесь, в Епифани, в Луге Третьего Рима, кажется, есть где-то арки, дуги. Ведь не за то ли ратуют и молодые руки и возле губ покатое ночью плечо подруги? 7 В сумерки позднелетние вовсе не для прогулки, Отче, впусти в последние здешние переулки! Маму, быть может, выручу, бедную атеистку, если подам привычную за упокой записку. 8 В сумерки рудниковые выходец из глубинки, я не люблю пудовые свечи — родней тростинки. На Арарате, выше ли в залежах свежих снега вдруг задышали — слышали? — рёбра того ковчега. Встреча Б. Михайлову Когда в мильонной гидре дня узнаю по биенью сердца в ответ узнавшего меня молчальника-единоверца, ничем ему не покажу, что рад и верен нашей встрече, губами только задрожу да поскорей ссутулю плечи…

http://azbyka.ru/fiction/yurij-kublanovs...

Сортировать по Исключить новости Единственная альтернатива операции – лечение в Германии. 24 апреля. ПРАВМИР. 15-летнему Максиму Вербенину, сыну одного из авторов «Правмира» Елены Вербениной, требуется помощь на лечение. Как сообщается на сайте благотворительного фонда «Неопалимая купина» , талантливый юноша страдает редким генетическим заболеванием. С тяжелым диагнозом, который ему поставили в два года, Максим борется большую часть своей жизни. Родители почувствовали неладное, когда малыш начал часто падать – неожиданно, на ровном месте – и обратились к врачам. Результат исследований был неутешительный: у мальчика обнаружили спинальную мышечную амиотрофию Кугельберга- Веландер – заболевание, которое постепенно влияет  на способность передвигаться. Дальше все как страшный сон: уговоры врачей отдать ребенка в детский дом-интернат, развод родителей Максима, его с мамой переезд  в Москву, где профильные специалисты хотя бы слышали о такой болезни… Как признается мама Максима Елена Вербенина , самый тяжелый период был, когда в 10 лет сын не смог ходить, стал слабеть на глазах, но как маленький мужчина, старался оберегать ее. «Ты не волнуйся, я немножко посижу – и пойдем дальше», — говорил он. Однажды мальчик не смог встать на ноги, мама не сдержала слез, а он ее крепко обнял: «Не плачь, вот увидишь, все будет хорошо». Чем хуже становилось состояние Максима, тем больше он улыбался, делал вид, что не переживает, потому что ему намного тяжелее видеть маму расстроенной. Так и повелось, что сильный в этой семье – Максим. А когда его маму называют сильной женщиной, он расстраивается и говорит: «Неправда, у мамы есть я». К сожалению, ни один врач вовремя не сказал Елене, что за рубежом есть специалисты, которые помогают пациентам с таким диагнозом, только лечение нужно начинать как можно раньше. В поисках выхода из ситуации Елена обратилась в службу детской паллиативной помощи при Марфо-Мариинской обители. Ее сотрудники стали главной поддержкой Максима, там ему делают массаж, там посоветовали купить велотренажер. День за днем Максим крутит педали, укрепляя слабеющие мышцы.

http://pravmir.ru/maksimu-verbeninoy-tre...

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года, Четвертый день. Поуч. 4-е. Празднование иконе Божией Матери " Неопалимая купина»., Глава 10 - протоиерей Григорий Дьяченко - читать, скачать Гид Главная Гид по порталу С чего начать Древо портала TG бот Viber бот Библиотеки Библия «Отечник» Энциклопедия 5 ступеней веры Церковное право Художественная литература Календарь Календарь Расширение Chrome Молитва Молитвослов Читаем Псалтирь Молимся по часам Богослужение сегодня Азбука певческая Переводы Богослужений Азбука паломника Медиа Трансляция из храма Аудио Видео Фоторассказы Литургия Радио Азбука новостей TG-kahaлы Viber-kahaлы Тематическое Мой путь к Богу Катехизация Вопросы и ответы Опросы Пособия Проповеди Цитаты Св. отцов Суеверие.нет Азбука бессмертия Апокалипсис Форум Азбука искусства Проверь себя Обучающие тесты Фотовикторины Кроссворды Квизы Семья и здоровье Азбука верности Азбука супружества Азбука воспитания Азбука здоровья Азбука садовода Азбука рецептов Азбука веры Православная библиотека протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года Пожертвовать Вход протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года Источник Книга 4, Поучение 9 Книга 4, Поучение 11 Месяц сентябрь Скачать epub pdf Оригинал: pdf 128 Мб Четвертый день. Поуч. 4-е. Празднование иконе Божией Матери «Неопалимая купина». (Как мы должны чествовать Матерь Божию?) I. К числу наименований, какими св. церковь чествует Пресвятую Богородицу, относится наименование: Купина неопалимая. Так оно встречается в церковных песнопениях (Канон акафиста, песнь 6-я, троп. 4). Есть также особый праздник образу Пресвятыя Богородицы: Неопалимая купина. На сем образе она издревле изображается окруженною огненным сиянием. Помянутый праздник совершается (4 сентября) в день памяти св. пророка и Боговидца Моисея. Это, без сомнения, потому, что Моисей сподобился видения, имевшего прообразовательное отношение к наименованию Богородицы Неопалимою купиною. Близ горы Синая, в пустыне, Моисей, когда пас стадо своего тестя, увидел купину, т.е. терновый куст, в котором явился ему Сам Господь в огненном пламени. Купина горела, но не сгорала. Это чудо предызображало тайну воплощения Сына Божия. Сей тайне послужила Дева Мария. Она восприяла в чрево Свое огнь Божества, и как купина, объятая пламенем, оставалась невредимою, так и Дева Мария сохранила не только жизнь Свою, но и девство, пребыв невредимою от вселившегося в Нее Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Неопалимая Купина» Празднование 4/17 сентября Кондак 1 Взбранной Воеводе, Пречистой и Богообрадованней Деве Богородице, огнезрачныя иконы Своея явлением обрадовавшей Церковь Христову и ею от огненнаго запаления защищающей верныя, похвальное возглашаем пение, Ты же, о Богомати, Купина Неопалимая нами именуемая, яко имущая державу непобедимую и милосердие многое, ускори на помощь к нам, требующим Твоего заступления, и от всяких бед свободи зовущих Ти: Радуйся, Благодатная, Купина Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая. Икос 1 Ангелов Царице и всея твари Владычице Госпоже Богородице, от ангельских ликов горе приемлющая хвалебное пение, сподоби и нас, земных и перстных, возносити к Тебе гласы хвалы благодарения за премногую милость Твою к роду человеческому. И аще недостойны есмы пети Тя по достоянию, обаче Ты, яко Благая, не возгнушайся наших недовлеющих похвал, и яко Сын Твой две лепте вдовицы милостивно прият, тако любоблагоутробно услыши нас, со умилением Тебе вопиющих: Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем неопально носившая; радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая. Радуйся, силу адову пречистым рождеством Твоим упразднившая; радуйся, Адама и Еву древняго проклятия свободившая. Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно послужившая; радуйся, Творца небесе и земли безсеменно воплотившая. Радуйся, Благодатная, Купина Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая. Кондак 2 Видя Моисей на Синаи купину огнем горевшую и не сгоравшую, ужасеся, и се бысгь глас к нему Божественный от купины: «Изуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть». Сего послушающе, и мы, смиреннии, таинство воплощения Бога Слова от Пречистая Девы, чудом Неопалимыя Купины прообразованное, исповедуем и со страхом покланяемся месту явления Божия, зовуще Зиждителю всяческих: Аллилуиа. Икос 2 Разум человеческий не может постигнути таинство смотрения Божия, от сложения мира искупление падшаго человечества предопределившаго в Совете Предвечном Триипостаснаго Божества: обаче Духом Святым вдохновении, святии Божии пророцы издалече предзряще чудо чудес, яко Творец рабий зрак восприимет, спасти хотя дело рук Своих от погибели вечныя, возвещаху прообразы и пророчествы неложными имущее совершитися искупление рода человеча обетованным Искупителем, Емуже Ты, Всечистая, плоть взаимодавши, сподобилася еси быти Материю Господа Твоего, внушающаго нам вопити к Тебе: Радуйся, огнезрачная палато на херувимех Седящаго; радуйся, светоносная ложнице серафимы Повелевающаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дятьково. Церковь иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " . Церковь Неопалимой Купины Сортировка: Карта и ближайшие объекты Храм-памятник в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» построен по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека. В декабре 1999 года был совершен чин освящения и закладки камня. Строительство велось при поддержке губернатора Брянской области Ю.Е. Лодкина, администрации города Дятьково и Дятьковского района. В марте 2003 года Епископ Брянский и Севский Феофилакт совершил освящение храма. Сведения из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.) В городе Дятьково Брянской области располагается храм-памятник в честь иконы «Неопалимая Купина» - единственный во всем мире храм с иконостасом из хрусталя. Эта уникальная церковь является наследником Хрустального собора Мальцовых, возведенного в 1810 году владельцем Дятьковской хрустальной фабрики Иваном Мальцовым. Храм-памятник в современном Дятьково был построен в 2002 году при поддержке городской администрации и губернатора Брянской области Лодкина Ю.Е. Освящение храма-памятника осуществлено весной 2003 года. Уникальное убранство этой церкви абсолютно безвозмездно выполнили работники Дятьковского хрустального завода. Вместе с сотрудниками Музея дятьковского хрусталя они отыскали рисунки старого иконостаса и постарались в точности их повторить. На изготовление огромной люстры, иконостаса, а также плитки для арок и стен для этого храма ушло более 15 т хрусталя. Сейчас осуществляется реставрация фасадов настоятелем иереем Игорем (Куприяшином). История современного храма-памятника в честь иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " начинается задолго до его фактического возведения в 2000-х годах. Да, именно так, никакой опечатки здесь нет. И вот почему. Можно сказать, что вся история Дятькова тесно переплетается с родом предпринимателей Мальцовых. В 1790 году Мария Васильевна Мальцова построила в деревне Дятьково хрустальный завод. Рабочие переехали на новое место со своими семьями. Население с каждым годом возрастало. Дятьково превращалось в " столицу " брянской группы мальцовских заводов. Однако в начале XIX века Дятьково всё ещё оставалось деревней - то есть здесь не было собственного храма. А приходская церковь в соседнем селе Спасском уже не вмещала всех прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=01755

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010