Итоговый документ секции «Миссионерское служение Церкви» XV Рождественских Чтений 31 января 2007 года. В рамках XV международных Рождественских Чтений под председательством архиепископа Иоанна (Попова), Председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, работала секция «Миссионерское служение Церкви». Участники секции отмечали, что в современных историко-культурных и социально-политических реалиях миссионеры несут Благую Весть людям, которые еще не осознают своей потребности в Церкви. Это люди, разные по своему жизненному укладу, возрасту, образованию, интересам, профессиям. Во взаимоотношениях с ними миссионер обязан помнить, что он не пропагандист, не агитатор, а соработник Духа Святого, благовестник Слова Божия (1Кор. 3, 9). В этом году работа Миссионерской секции была посвящена смотру миссионерских программ. В епархиях нашей Церкви ведется не только индивидуальная миссионерская работа, но создаются и осуществляются методически грамотные, тщательно разработанные программы. На смотр было представлено 13 программ из различных епархий. 1. Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии. Программа реабилитации бывших адептов деструктивных сект. 2. Программы миссионерского отдела Кемеровской епархии: «Община» - комплексная миссионерская программа духовно-просветительской деятельности в производственной сфере; «Возрождение» - программа восстановления деятельности православной миссии среди коренного населения Кемеровской области; « Путь к себе» - реабилитация осужденных, алкоголиков, наркозависимых посредством духовно-нравственного диалога. 3. Новопашин Николай Олегович, руководитель Спасо-Преображенского реабилитационного центра для наркозависимых Ставропольской и Владикавказской епархии. Миссионерское служение среди наркозависимых в реабилитационном центре. 4. Мелешкина Ирина Дмитриевна, директор Центра духовного просвещения «СТУПЕНИ», Липецкая епархия. Внедрение и развитие программы «Дистанционное обучение основам православной веры заключенных и сотрудников УИС».

http://pravoslavie.ru/20692.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Начало Православного Возрождения на Святой Горе Афон в XIV веке Учение преп. Григория Синаита 13.11.2022 636 Время на чтение 27 минут Фото: Преп.Григорий Синаит. Фреска 20 век Статья посвящена роли исихазма на Святой Горе Афон в период начала Православного Возрождения XIV в., связанного с деятельностью преп. Григория Синаита и его учеников. В XIV веке православный мир переживал состояние духовного подъема, который нашел выражение во всех сферах церковной культуры и искусства Византии и славянских стран. «В XIV веке Афон становится центром духовного Возрождения всего православного монашества. Это был интеллектуальный центр, о чем до сих пор свидетельствуют неисчерпаемые богатства афонских библиотек», – пишет прот. Иоанн (Мейендорф) . С этого момента и на долгое время Афон становится духовным и богословским центром православной Церкви с влиянием на весь православный мир: монастыри Святой Горы становятся оплотом исихазма – древнейшего учения православной Церкви. Вокруг прибывшего на Афон из паломничества по обителям восточного Средиземноморья просветителя преп. Григория Синаита сложилось сообщество учеников и последователей из числа монахов-отшельников, обретавшихся в «особножительстве» – пустынях и отдельно организованных монастырских кельях. Преп. Григорий Синаит, приобщившийся в период паломнических скитаний к исихастской практике «умного делания», наставлял в ней своих афонских последователей. «Фонды сил, потребных для обновления духовной культуры общества, – указывает в этой связи Г.М. Прохоров, – могли быть найдены только в глубинах духовной жизни отдельной, каждой личности с ее собственной совестью. И если бы во второй четверти XIV века по всему православному миру не имела места индивидуальная духовная работа многих замечательных молодых людей (на Руси, к примеру, Варфоломея, будущего преп. Сергия Радонежского), то ни о каком общественном духовном возрождении не было бы и речи». О просветительской деятельности преп. Григория Синаита повествуется в его жизнеописании. В своих наставлениях он раскрывал ученикам центральную идею исихастской практики, направленной на непрерывное очищение души от страстных промыслов, соединенное с непрестанным богомыслием – «умной» молитвой. Важно отметить, что древнюю практику «умного делания» Григорий неразрывно связывал с деятельной любовью не только к Богу, но и к человеку.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/13/...

Закрыть Донбасс глазами писателей Люди продолжают жить и работать под непрерывными обстрелами 25.07.2023 662 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Моё активное общение с писателями Донбасса началось с переломного 2014 года, когда провозглашённые Донецкая и Луганская народные республики на весь мир заявили о своём категорическом нежелании жить по законам киевской хунты, управляемой США, и в боях отстояли свою независимость. С тех пор пролетело девять тяжелейших лет: постоянные обстрелы вдоль линий соприкосновения, бесчисленные вражеские провокации, подлые убийства героев народного ополчения Алексея Мозгового, Арсена Павлова (Моторолы), Михаила Толстых (Гиви), Александра Захарченко, гибель многих сотен защитников шахтёрского края. Однако, все эти годы Донбасс стремился поведать миру правду о себе, и в обеих республиках возник мощный пласт литературы о подвигах ополченцев и тружениках тыла. Названия альманахов говорили сами за себя: «Я дрался за Новороссию», «Время Донбасса», «Выбор Донбасса», «Воля Донбасса». После моих поездок в Донбасс и личного знакомства с его писателями я стала постоянным рецензентом их книг, а наша переписка и общение крепли год от года. Конечно, я страстно желала скорейшего вхождения Донбасса в Россию и молила об этом Бога, но долгожданное обретение «родной гавани» повлекло за собой новые проблемы. Чего греха таить, многие жители России и по сей день имеют самые слабые представления о жизни новых регионов. Об их литературе и культуре. В этом направлении серьёзная просветительская работа только началась. Вот какое письмо получила я от своего друга Андрея Чернова, только что вернувшегося в Луганск из Рязани, где прошло выездное заседание Изборского клуба, посвящённое Донбассу: «В Рязани всё прошло нормально. Надеюсь, конечно, что эта встреча положит начало сотрудничеству. Рассказал и о культуре Донбасса. Мою тему выступления организаторы заявили как «Донбасский код» – созвучно названию моей книги. Но, конечно же, я ещё рассказал о Союзе писателей ЛНР, о наших книгах. Передал Рязанской областной библиотеке и Рязанскому университету книги, изданные нашим СП ЛНР: «Всходы», «Крылья», книгу воспоминаний Натальи Милоновой, свою книгу «Донбасский код». Надеюсь, встреча – не только слова, но и дела. Главное – чтобы началось сотрудничество.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/25/do...

Ад Данте начинается в Раю. Прежде всего потому, что Ад, по утверждению Данте, – создание Бога Троицы 16 февраля в просветительском лектории портала «Правмир» состоялась лекция Ольги Седаковой «Под небом насилия. Седьмой круг», посвященная творчеству Данте. Предлагаем вниманию наших читателей текст и видеозапись этой лекции. Ольга Александровна Седакова — поэт, филолог, переводчик, прозаик. Родилась в Москве. Окончила филфак МГУ и аспирантуру Института славяноведения и балканистики, кандидат филологических наук. Ведущий научный сотрудник Института мировой культуры (МГУ). Автор 25 книг, среди которых — 14 книг стихов (включая переводные на английский, французский, немецкий, датский, иврит) и двухтомное собрание стихов и прозы, 5 книг прозы, 2 книги переводов, том исследований по традиционной славянской обрядности, а также «Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославянско-русские паронимы» (2008). Публиковала поэтические переводы из Р. М. Рильке, П. Целана, П. Клоделя, Т. С. Элиота и др. Лауреат Премии Андрея Белого (1982), Европейской премии поэзии (Рим, 1995), Премии имени Владимира Соловьева «Христианские корни Европы» (Ватикан, 1998), Премии Александра Солженицына (2003) и др. Доктор теологии honoris causa Европейского гуманитарного университета в Минске (2003). Кавалер Ордена искусств и словесности Французской Республики (2005). Я прошу прощения у тех, кого это может огорчить, но вместо Земного Рая мы сегодня окажемся в Аду, и довольно глубоко в Аду. Я подумала, перебирая дантовские работы, что о Земном Рае мне уже приходилось говорить ( текст был опубликован на Правмире и в моей книге «Апология разума»), а то, что я хочу сегодня вам изложить, по-русски еще не звучало. Кроме того, мне кажется, что по нынешнему расположению светил нам эта тема больше подходит. Итак, «Под небом насилия. Седьмой круг». Это тот круг Ада, в котором заключены насильники. Я расскажу, каким образом появилась эта работа. Она сделана по заказу, а песни, о которых пойдет речь, выпали мне по жребию. Несколько лет назад меня пригласили в Миланский государственный университет участвовать в дантовском марафоне, то есть, в цикле лекций под общим названием «Дантовские эксперименты».

http://pravmir.ru/pod-nebom-nasiliya-sed...

В Москве прошла презентация монографии «Высшая власть и управление в Русской Православной Церкви в XX — начале XXI века» 13 ноября 2023 г. 11:20 10 ноября 2023 года в Культурно-просветительском центре «Книжная палата в Черниговском» в Москве состоялась презентация монографии секретаря Отдела внешних церковных связей по делам дальнего зарубежья протоиерея Сергия Звонарева «Высшая власть и управление в Русской Православной Церкви в XX — начале XXI века». Данный научный труд вышел в 2023 году в издательстве Московской духовной академии . Мероприятие открылось приветственным словом председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония . Отметив, что в основе представленного ныне церковным академическим кругам, церковным практикам и широкой публике научного труда лежит кандидатская диссертация, которую автор защитил в 2007 году в Московской духовной академии, будучи сотрудником Отдела внешних церковных связей под руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне — Патриарха Московского и всея Руси), митрополит Антоний сказал: «Эта работа является попыткой комплексного исследования института высшей власти и управления Русской Православной Церкви в XX — начале XXI столетия». Архиерей констатировал: «Церковное общество начала XX века находилось в поиске путей обновления принципов управления Церковью. Активные дискуссии, которые велись, в первую очередь, в Предсоборном Присутствии, выявили глубокую неудовлетворенность синодальным устроением церковной жизни, засильем в ней чиновничьего духа. Цветом тогдашней академической мысли была предложена форма высшего церковного управления, которая могла бы гармонично сочетать в себе Патриаршее и соборное начала. Тогда многое было сделано для конструирования церковно-государственных отношений, при которых отводилось особое место автономии Церкви, но под высшим патронатом православного государя, а также проектирования митрополичьих округов, призванных децентрализовать церковное управление и создать благоприятные условия для развития местной специфики церковной жизни. Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов благодаря огромной работе, проделанной в предсоборных органах, напряженной дискуссии в отделах и на пленарных заседаниях, не только восстановил институт Патриаршества, но и создал целую систему высшей церковной власти и управления, которая состояла из Поместного Собора, Священного Синода и Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха».

http://patriarchia.ru/db/text/6076415.ht...

Гелати. Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Монастырь Гелати Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Гелати (XII век) Монастырь Гелати основан и построен царём Давидом Агмашенебели (Строителем) в 1106 году на холме, возвышающемся над долиной реки Цкал-Цитела, неподалеку от резиденции в Кутаиси (после освобождения Тбилиси от турок царский престол был перенесен туда). От монастырского комплекса сохранились кафоликон (XII в.), церкви вмч. Георгия и свт. Николая (обе XIII в.), здание Академии, трапезная, колокольня. Кафоликон, посвященный Богоматери, построен в 1106–1130 гг. Стенам этой обители выпала честь принять и благоговейно сохранять останки величайшего грузинского правителя-христианина, умного, образованного и при жизни не расстававшегося с Евангелием. Он представляет собой хорошо сохранившийся комплекс богатый мозаиками и фресками. На стенах роспись XII и XVI вв. В конхе апсиды мозаика XII в. – Богоматерь с Младенцем между двумя Архангелами. Фрески и мозаики в Грузии отличаются от привычных византийских огромными размерами и иными типами ликов. На протяжении многих лет Гелатский монастырь был культурным и просветительским центром Грузии и имел свою собственную академию. В этой академии было занято множество учёных-богословов, философов, ораторов и перводчиков, которые прежде работали в различных монастырях заграницей, в том числе в Манганской Академии в Константинополе. Среди сотрудников Гелатской Академии работали такие выдающиеся учёные как Иоанн Петрици и Арсен Икалтоели. В течении того времени, пока из стен Гелатской Академии распространялась обширная просветительская работа, современники называли Академию " новый Хеллас " или " второй Афон " . Гелатский монастырь принадлежит к тем немногим архитектурным ансамблям Грузии, которые сохранили свою принципиальную конструкцию параллельно с информацией об их строителях и основателях. В XIV веке Гелати был разрушен монголами, но в XV веке грузинский царь Георгий VI перестроил его. В течении XVII века Гелатский монастырь потерял свою былое назначение, а в XVIII веке царь Имеретии (часть Западной Грузии) Соломон I востановил храмовый комплекс. Со дня своего основания Гелати выполнял также фунцию некрополя для царей Грузии.

http://sobory.ru/article/?object=04722

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ < автор название > [ тек. блок 01-12.02 06-12.01 04-05.01 03.01 02.01 01.01 ] 16.10.09 - О новопреставленном отце Михаиле Шувар Александр Повелихин Священноисповедник, так Вселенская Церковь Христова именует того, кто пострадал за Православие, или, что одно и тоже — пострадал за Христа в истине и остался жив, до конца своих земных дней пребыл верен Вселенской Православной Церкви с чем и упокоился... Всё это в этот раз об отце Михаиле, который жил православно, и своей жизнью заступился за каноническое Православие на Украине, отстояв епархию в городе, выжил от тяжелых побоев в реанимации, любвеобильно вместе с матушкой продолжил воспитание четверых детей, и ныне с миром почил! далее... 15.09.09 - Храм и деньги Александр Оконишников В последние недели во многих украинских СМИ, и особенно на украинских сайтах, творится настоящая вакханалия вокруг… часов Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Во время визита Святейшего на Украину кто-то «подсчитал (каким образом?), что часы на руке Патриарха стоят 30 тысяч евро... далее... 17.05.08 - О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении П.В. Добросельский, книга Книга является вторым выпуском предлагаемой автором религиозно - философской серии «Очерки пра-вославной антропологии». Некоторые вопросы, рассматриваемые в книге, являются дискуссионными. Данная работа адресована всем, кто интересуется христианским учением о человеке. далее... 07.08.05 - Вкус к сложности: Церковь и интеллигенция Диакон Андрей Кураев " Эта земля была нашей... " Разрозненные мысли о современной культуре и Православии далее... 07.08.05 - Бог изумляющий Диакон Андрей Кураев Что означает для христиан слово " вера " : дань традиции, привычка или основа мировоззрения, без которого невозможен диалог человека с Богом? Есть ли у этого диалога законы, и каковы они? На эти темы размышляет богослов, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета диакон Андрей КУРАЕВ.

http://zavet.ru/bhrono.htm

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Новости: " ТЕЛЕВИДЕНИЕ - НЕОБРАБОТАННОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПОЛЕ " Интервью со священником Алексием Уминским, беседовал Леонид Виноградов, 17 января 2002 г. В течение года по вторникам на канале " Культура " выходила программа " Дело житейское " . Пожалуй, это была самая миссионерская телепередача. Гостями программы были очень разные люди: знаменитые и малоизвестные, верующие и только ищущие веру. Но вопрос веры не был обойден ни в одной передаче. И не только потому, что в роли ведущего выступал православный священник, но также потому, что личная драма гостей или их профессиональная деятельность не позволяла уйти от этой темы. Например, сложно было понять, воцерковлена ли директор первого московского хосписа Вера Васильевна Миллионщикова, но ее работа является подлинным христианским служением. На первый взгляд известная актриса Тамара Семина только ищет дорогу к храму. Но уже 8 лет ее муж тяжело болен, и она со смирением и любовью несет свой крест. А с каким изумлением многие узнали, что многократно раскритикованный православными фильм первых перестроечных лет " Покаяние " привел к Православию исполнителя главной роли Давида Георгобиани и ныне покойного режиссера Тенгиза Абуладзе. На вопросы корреспондента " Православия.Ru " отвечает ведущий программы священник Алексий Уминский, исполняющий обязанности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохлах, духовник Свято-Владимировской православной школы. - Отец Алексий, как возникла передача? - Вдохновителем идеи и организатором телестудии " Неофит " является журналист Дмитрий Менделеев, известный многим по программе " Канон " . Телевидение - необработанное миссионерское поле. Сегодня почти нет миссионерских телепередач. " Пути Господни " - замечательная программа, но она рассчитана на православного зрителя. Мы же хотели заинтересовать людей нецерковных, неверующих. Вернее, не осознающих свою веру. Поднимали актуальные темы, интересующие людей с разными жизненными ценностями, и старались доступно объяснить, как на данную проблему смотрит Церковь.

http://zavet.ru/publ/tele01.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Ваши предшественники в годы революционных потрясений сплотились, чтобы противостоять нахлынувшей смуте Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий поздравил членов Александро-Невского братства со столетием его основания 01.02.2018 465 «Ваше Преосвященство! Ваши высокопреподобия, преподобия, досточтимые братья и сестры! Разрешите искренне вас поздравить со знаменательной датой в истории Александро-Невского братства – столетием со дня его основания», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ поздравительном послании митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, викарию Санкт-Петербургской епархии епископу Кронштадтскому Назарию и членам Александро-Невского братства в связи со столетием со дня основания братства . «В годы тяжелейших революционных потрясений, когда страну охватило всеобщее безумие, вылившееся в страшную и разорительную гражданскую войну, монахи и миряне сплотились вокруг священномученика митрополита Вениамина, дабы противостоять нахлынувшей смуте», - говорится в послании. «С началом перестройки и с момента возрождения монашеской жизни в Александро-Невской лавре началась новая страница в истории Александро-Невского братства. Проведены десятки международных конференций, отреставрированы здания, входящие в монастырский комплекс, организована большая благотворительная, добровольческая, просветительская и духовно-культурная работа. Но еще более предстоит сделать и не останавливаться на достигнутом», - сказано в документе. «От всего сердца желаю вам, дорогие братья и сестры, дальнейших успехов в вашей активной духоносной деятельности. Сил вам и помощи Божией, чтобы продолжать нести достойно ваше ответственное служение Богу и людям! Храни Вас Господь Бог!» - подчеркивается в послании владыки Варсонофия. Напомним , что 1 и 6 февраля 2018 года в Александро-Невской Лавре проходят праздничные мероприятия, посвященные 100-летию основания Александро-Невского братства.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/01/va...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да пребывает…» из Соборного послания св. апостола Павла (1 Коринф. 7, 20-24) 20.07.2009 447 Время на чтение 11 минут Фольклорное движение, охватившее нашу страну в последние десятилетия, претерпело за годы своего развития значительные изменения. Вызванное поначалу неудержимым желанием молодых музыкантов попробовать свои силы в новой сфере исполнительства, движимое азартом, «а смогу ли я сам, с музыкальным образованием, петь так, как поют деревенские бабушки», это движение переросло простое увлечение народной песней. Для сотен музыкантов-любителей и специалистов в области «народоведения», как называли более ста лет назад совокупность предметов этнографии, этномузыковедения, диалектологии и др., изучение и освоение народных песенных традиций стало делом всей жизни. Восстановление Православной Церкви и полноценной церковной жизни в 80-90-е гг. прошлого века коснулось самых разных сторон культурной жизни России. В возрождающиеся храмы хлынула молодёжь, люди среднего возраста, имеющие достаточно высокий социальный статус: студенчество, научные работники, творческая интеллигенция. На место «бабушек в платочках» — основного контингента прихожан в советский период — пришёл пытливый, требовательный к знанию прихожанин. Этот прихожанин «хотел всё знать», «здесь и сейчас»; он задавал вопросы, подчас очень непростые, неудобные. Эти новые активные прихожане, «прилепляясь к храму», образовывали костяк прихода, молодые семьи приводили на богослужения своих детей, воспитанных в атеистической системе родителей. Для решения вставших перед Церковью задач, налаживания приходской жизни требовалась серьёзная работа и новые, нестандартные подходы. Наше православное церковноначалие, понимая, что одной церковной проповеди для катехизации вновь открытых приходов и их прихожан явно недостаточно, нашло простое и верное решение: открытие воскресных школ для взрослых и детей, лекториев, катехизаторских курсов и т.п. Широкие возможности предоставлял опыт прошлых, дореволюционных лет в области церковного образования и просвещения, деятельности разнообразных просветительских учреждений. Приведём в пример так называемые «школы матерей-работниц», открытые в начале ХХ-го в. в рабочих кварталах Санкт-Петербурга и Москвы по инициативе РПЦ, общественных организаций; знаменитый «Дом трудолюбия» св. праведного отца Иоанна Кронштадтского и мн. др.

http://ruskline.ru/analitika/2009/07/20/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010