Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИИНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ [Лат. Codex Marianus], Евангелие-тетр служебного типа, написанное глаголицей в нач. XI в. (в болг. и македон. лит-ре его принято датировать рубежом X и XI вв.), памятник старославянского языка. М. Е. содержит 173 пергаменных листа 4° (21,2-21,5 × 17,2-18 см), хранится в 2 б-ках: основная часть (171 лист) - в РГБ (Ф. 87. 6), 2 листа - в Австрийской национальной б-ке в Вене (Vindob. Slav. 146). Как важнейший памятник старослав. канона, М. Е. привлекается для всех реконструкций древнейшего перевода евангельского текста, является одним из главных источников словарей старослав. языка. Названия «Мариинское», «Афонское» М. Е. получило по скиту Пресв. Богородицы (Ксилургу) на Афоне. «Евангелием Григоровича» или (в южнослав. лит-ре) «Григоровичевым Евангелием» М. Е. именуется в честь В. И. Григоровича . В 1845 г., во время своей научной командировки на Афон, он обнаружил основную часть рукописи (171 лист) и вывез ее в Россию. После его смерти рукопись поступила в Публичный и Румянцевский музей в Москве (ныне РГБ). Остальная часть рукописи (Листы Михановича, или Листы Миклошича (2 листа)) была приобретена для А. Михановича, по-видимому, когда он был австр. консулом в Фессалонике. Миханович подарил рукопись Ф. Миклошичу, после смерти которого она поступили в Венскую придворную б-ку (ныне Австрийская национальная б-ка в Вене). (Особую тему составляет вопрос о первоначальном местонахождении М. Е. Григорович скрывал подлинное место приобретения рукописи, упоминая неопределенно Св. Гору; лишь начиная с 1852 г. он говорил об афонском Мариинском ските. Однако воспоминания современников не дают оснований связывать приобретение рукописи со скитом Ксилургу. В заметках П. Й. Шафарика есть упоминание о глаголическом Евангелии из (Великой) Лавры, которое «ныне у Гр.» ( Петровский Н. М. Путешествие В. И. Григоровича по славянским землям//ЖМНП. 1915. Ч. 59. 10. С. 251),- вероятнее всего, речь идет о М. Е.)

http://pravenc.ru/text/2562024.html

XV в. (ПСРЛ. Т. 41. С. 56). А. принял монашеский постриг в одном из афонских мон-рей (что это был рус. мон-рь Ксилургу - распространенная, но ни на чем не основанная догадка) и через нек-рое время вернулся на Русь. Сведения о 2 путешествиях А. на Афон (2-е было предпринято якобы вследствие междоусобия после смерти св. равноап. кн. Владимира в 1015) появляются только во 2-й Кассиановской редакции Патерика (1462) и являются следствием стремления редактора преодолеть хронологические противоречия своих источников. Еще более позднего происхождения (XVIII-XIX вв.) местные афонские предания о пострижении А. в Великой лавре св. Афанасия или мон-ре Эсфигмену . Согласно упомянутому реконструируемому древнему житию А., преподобный вернулся на Русь и поселился в Варяжской пещере на берегу Днепра не позднее нач. 30-х гг. XI в., когда к нему пришли прп. Моисей Угрин , а затем Иларион , буд. свт., митр. Киевский. В житии А. представлен в сане иеромонаха, к-рый сам постригает в монашество и рукополагает во священники; после поставления игуменом Варлаама он удаляетсяв затвор, где и пребывает 40 лет до самого преставления. В «феодосиевской» традиции наблюдается совсем иная, хронологически более достоверная картина. Вернувшись на Русь, А. не ранее 1051 г. поселился близ Берестова под Киевом в пещере, оставленной ушедшим на митрополию свт. Иларионом. Вскоре иноческий подвиг А. получил известность, и уже после смерти киевского кн. Ярослава Мудрого (1054) вокруг А. начала складываться община монашествующих, среди к-рых были постриженики из ближайшего окружения киевского кн. Изяслава Ярославича - Варлаам и Ефрем , буд. свт., митр. Переяславский, что вызвало конфликт с князем. А. сам не постригал в монахи, а благословлял делать это прп. Никона , т. к. тот имел сан священника («прозвутеру тому сущу и черноризцу искусну»). Видя умножение братии и стремясь к монашескому уединению, А. поставил Варлаама игуменом образовавшегося мон-ря, сам же удалился в пещеру по соседству. Формально не являясь настоятелем, А.

http://pravenc.ru/text/115866.html

Зрителей фильма, которые вместе с Патриархом побывают в столице Афона Карее и в русских скитах и обителях, ждет встреча с насельниками Святой Горы. Среди них — иеромонах Симон, скитоначальник древнейшей русской обители Успения Божией Матери (Ксилургу, нач. XI в.), греческий архимандрит Иоаким, начальник Ильинского скита, основанного преподобным Паисием Величковским, старец Иуст, в одиночку взявшийся восстанавливать келлию (маленький монастырь) Николая Чудотворца. Делится в картине воспоминаниями духовник Патриарха Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин) — свидетель истории Русского Афона, более десяти лет несший служение в Пантелеимоновом монастыре. Незабываемые кадры — посещение Святейшим Патриархом Кириллом Великой Лавры святого Афанасия, во время которого игумен обители архимандрит Продром возложил на Предстоятеля Русской Церкви тяжелый железный крест святого Афанасия Афонского. «С благоговением почувствовал эту тяжесть, представил себе преподобного Афанасия, который не снимал этот крест, даже когда ложился спать», — говорит в фильме Патриарх. После революции русские монахи оказались отрезанными от своей Родины, со временем их община перестала пополняться и была на грани исчезновения. Теперь иноки из Русской Православной Церкви все чаще присоединяются к афонскому монашескому братству. Сегодня, как и прежде, Святая Гора помогает каждому, кто приезжает туда с благоговением и желанием прикоснуться к вечности. Для паломников из России, для тысяч православных верующих со всего мира она становится духовным прибежищем, школой молитвы, поста и покаяния. Фильм создан студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Святая Гора Афон расположена на Афонском полуострове — крайней восточной оконечности полуострова Халкидики в Греции. Церковное предание повествует о посещении Афона Божией Матерью, которая благословила это место, избрав его себе в удел. Афон называют «уделом» и «садом Богородицы».

http://patriarchia.ru/db/text/4607869.ht...

Создатели картины «С Патриархом на Афоне» прослеживают процесс зарождения, расцвета, запустения и возрождения русских обителей и монашества на Святой Горе. Зрителей фильма, которые вместе с Патриархом побывают в столице Афона Карее, в русских скитах и обителях, ждет встреча с насельниками Святой Горы. Среди них — иеромонах Симон, скитоначальник древнейшей русской обители Успения Божией Матери (Ксилургу, нач. XI в.), греческий архимандрит Иоаким, начальник Ильинского скита, основанного преподобным Паисием Величковским, старец Иуст, в одиночку взявшийся восстанавливать келлию (маленький монастырь) Николая Чудотворца. Делится в картине воспоминаниями духовник Патриарха Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин) — свидетель истории Русского Афона, более десяти лет несший служение в Пантелеимоновом монастыре. Незабываемые кадры — посещение Святейшим Патриархом Кириллом Великой лавры, во время которого игумен обители архимандрит Продром возложил на Предстоятеля Русской Церкви тяжелый железный крест святого Афанасия Афонского. «С благоговением почувствовал эту тяжесть, представил себе преподобного Афанасия, который не снимал этот крест, даже когда ложился спать», — рассказывает в фильме Святейший Владыка. После революции русские монахи оказались отрезанными от своей Родины, со временем их община перестала пополняться и была на грани исчезновения. Теперь иноки из России все чаще присоединяются к афонскому монашескому братству. Сегодня, как и прежде, Святая Гора помогает каждому, кто приезжает туда с благоговением и желанием, прикоснуться к вечности. Для паломников из России, для тысяч православных верующих со всего мира она становится духовным прибежищем, школой молитвы, поста и покаяния. Фильм создан студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 18 мая 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий.

http://pravoslavie.ru/93402.html

Зрителей фильма, которые вместе с Патриархом побывают в столице Афона Карее и в русских скитах и обителях, ждет встреча с насельниками Святой Горы. Среди них – иеромонах Симон, скитоначальник древнейшей русской обители Успения Божией Матери (Ксилургу, нач. XI в.), греческий архимандрит Иоаким, начальник Ильинского скита, основанного преподобным Паисием Величковским, старец Иуст, в одиночку взявшийся восстанавливать келлию (маленький монастырь) Николая Чудотворца. Делится в картине воспоминаниями духовник Патриарха Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин) – свидетель истории Русского Афона, более десяти лет несший служение в Пантелеимоновом монастыре. Незабываемые кадры – посещение Патриархом Кириллом Великой Лавры св. Афанасия, во время которого игумен обители архимандрит Продром возложил на Предстоятеля Русской Церкви тяжелый железный крест святого Афанасия Афонского. «С благоговением почувствовал эту тяжесть, представил себе преподобного Афанасия, который не снимал этот крест даже когда ложился спать», – говорит в фильме Патриарх. После революции русские монахи оказались отрезанными от своей Родины, со временем их община перестала пополняться и была на грани исчезновения. Теперь иноки из России все чаще присоединяются к афонскому монашескому братству. Сегодня, как и прежде, Святая Гора помогает каждому, кто приезжает туда с благоговением и желанием прикоснуться к вечности. Для паломников из России, для тысяч православных верующих со всего мира, она становится духовным прибежищем, школой молитвы, поста и покаяния. Фильм создан студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Справка Святая Гора Афон расположена на Афонском полуострове – крайней восточной оконечности полуострова Халкидики в Греции. Церковное предание повествует о посещении Афона Божией Матерью, которая благословила это место, избрав его себе в удел. Афон называют «уделом» и «садом Богородицы». Изначально на Афоне подвизались монахи-отшельники. Организованное монашество появилось с основанием в X в. Великой лавры преподобного Афанасия Афонского.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Нач.: «Понеже мнози от святых отец рекоша о делании сердечном, и мысленном блюдении, и умном хранении». Л. 186 об. Послание ученикам Нила Сорского. «Тогожде Нила предание своим его учеником». Нач.: «Вседействием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Л. 195 об. Симеона Нового Богослова поучение о внимании и молитве. «Святаго Симеона Новаго Богослова слова душеполезны о молитве». Нач.: «Вход обрете враг диавол со бесы своимы, отнележе от рая и от Бога изгна нас за преслушание…». Л. 213 об. Слова Петра Дамаскина (выписки). «От книги святаго Петра Дамаскина». Нач.: «Понеже мнози от древних святых много стяжание имеяху…». Л. 225. Симеона Нового Богослова (выписки от глав). «Преподобнаго Симеона Новаго Богослова». Нач.: «Начало сотвори во Христа, теплую веру. И сице изыйди из мира, и шествуй…». Л. 227. Никиты Стифата (выписки). «Святаго Никиты Стифата». Нач.: «Люта и неудоб победима страсть хули имать же вины от гординнаго смисла сатаны…». Л. 228. Патерик алфавитный (выписки). «Патерик». Нач.: «Рече авва Логгин, яко пост смиряет тело, бдение же очищает ум…». Л. 260 об. Илариона Великого поучение. «Правило или устав богоугоднаго жития преподобнаго Илариона Великаго богоноснаго пустинныка». Нач.: «Потщимся паче всего братие в безмолвии работати Богу…».   L033373. (Ксилургу, 8). Поучения огласительные прп. Феодора Студита. 1789 г. 4о. 23,5х16,5. XI+247 л. Полуустав нескольких почерков. Писцы – иеросхимонах Николай, схимонах Онуфрий, монах Филимон. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом римской цифирью (лл. I-XI). Переплет картон в коже. Украшения Заголовки и инициалы киноварные. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. На л. XI об. миниатюра с изображением Знамения Креста. На л. II об. гравюра с изображением Никона Печерского из печатной книги издания Киево-Печерской Лавры. На л. 115 об. Концовка в виде 16-лучевой контурной звезды с именем «Мария» в центре, зашифрованным в виде монограммы, вокруг которой написано: «Блажим Тя вси роди Богородице Дево, в Тя бо невместимый Христос».

http://bogoslov.ru/article/6177528

XIV в. (ГИМ. Син. 82); единственный рус. список сделан в XVII в. с полного сербского (ГИМ. Воскр. 124). Кроме того, известно, что в XII в. рукопись Жития хранилась в мон-ре Ксилургу на Афоне, что следует из греч. описи «русских книг» (τ ρουσσικ βιβλα), сделанной в 1142 г. (Actes de Saint-Pantéléèmôn. 1982. P. 73-76). Из-за большого объема текста слав. Житие П. всегда переписывалось в виде отдельной книги и не входило в состав Четьих-Миней, поэтому оно не включено и в ВМЧ митр. Макария. Выдержки из Жития опубликованы Б. С. Ангеловым (Из старата българска, руска и сръбска литература. София, 1967. Т. 2. С. 106-138), подробный пересказ сделан еп. Порфирием (Успенским) (Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. К., 1877. Ч. 2. Отд. 1. С. 39-97). В кон. XVII в. был сделан еще один перевод Жития П.- с др. греческой версии, его автор - Сучавский митр. св. Досифей (Барилэ) ( Горский А., Невоструев К. Описание слав. рукописей Моск. Синод. б-ки: Писания св. отцов. М., 1859. Ч. 2. С. 138-139, 128; Милтенов. Там же. С. 137). Помимо пространного Жития П. имеются также краткие проложные сказания о нем. В Прологе краткой редакции, переведенном в кон. XI или нач. XII в., под 9 февр. находится память Маркиана, еп. Сицилийского, П. и Филагрия Кипрского. В ней сообщается о знакомстве П. с ап. Петром, о епископстве П. в Тавромении и о его убийстве язычниками. В Пролог пространной редакции, составленный на Руси в кон. XII в., эта память была также включена без существенных изменений. Кроме того, в Прологе краткой редакции есть упоминание о П. под 9 июля с указанием, что он жил во времена апостолов и происходил из «великой Антиохии». В Прологе пространной редакции эта память была расширена за счет выписок из Жития П. В частности, здесь рассказывается, что по совместному совету апостолов Петра и Павла, прибывших в Антиохию, П. был направлен в Тавромений, чтобы учить язычников; когда корабль подошел к острову, «кумирница» бога Фалкона вместе со всеми идолами была сброшена в море силой Христа; затем П.

http://pravenc.ru/text/2578815.html

сохранился во фресках ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (кон. XI в.). В наст. время частицы мощей П. находятся во мн. храмах и мон-рях по всему миру. На Афоне глава и частицы мощей П. хранятся в Русском вмч. Пантелеимона мон-ре; часть правой руки - в Ватопеде; левой руки - в Иверском мон-ре; часть ноги - в мон-ре Хиландар; часть левой ноги - в мон-ре Филофея; разные частицы - в Великой Лавре, в мон-рях Ксенофонта, Дохиар, Зограф, Эсфигмен, Пантократор, Кутлумуш, св. Павла, Григориат, Симонопетра, Ксиропотам, а также в скитах: св. Иоанна Предтечи, св. Анны, Рождества Пресв. Богородицы, прор. Илии, св. Андрея, Ксилургу. В России - в С.-Петербурге (Александро-Невская лавра), в Сергиевом Посаде (Свято-Троицкая Сергиева лавра) и мон-рях и храмах др. городов ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 231). Почитание П. на Руси Почитание П. на Руси, а впосл.- в Российской империи находилось в зависимости от русско-афонских связей на протяжении целого тысячелетия. В XII в. кн. Мстислав (Феодор) Владимирович (Великий) (княжил последовательно в Новгороде, Ростове, Белгороде и в 1125-1132 был вел. князем Киевским) особо почитал П. ( Кучкин. 1999), на что указывает тот факт, что он дал своему сыну, Изяславу, имя Пантелеимон при крещении. Изяслав Мстиславич, ставший вел. князем Киевским, носил на шлеме изображение П. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 438-439). Сохранились списки грамоты Изяслава Мстиславича новгородскому монастырю П., согласно к-рой он по благословению епископа Новгородского свт. Нифонта «устроил святому Пантелемону монастырь» и «испрошал... у Новагорода святому Пантелемону землю» (1133-1134) ( Корецкий В. И. Новый список грамоты вел. кн. Изяслава Мстиславовича Новгородскому Пантелеймонову мон-рю//ИА. 1955. 5. С. 204-207). По предположению В. Л. Янина, основание этого мон-ря следует относить к 1134 г. ( Янин. 1977. С. 62-65). В 1554 г. в Новгороде была возведена еще одна ц. во имя П., на месте могилы блж. Николая (Кочанова). В Пскове также существовали 2 мон-ря, посвященные П., один из к-рых основан предположительно в нач. XIII в. (1-е упоминание в летописи 1341 г.; основание 2-го относится к XVI в.). Вместе с тем в остальных рус. городах память о П. после XIII в. была в значительной мере утрачена, и его почитание восстановилось лишь в XIX в. (см. ниже). По предположению А. В. Назаренко, почитание П. пришло на Русь из Кёльна. Мать кн. Мстислава Владимировича, Гида, была благотворительницей мон-ря вмч. Пантелеимона в Кёльне (см.: Назаренко А. В. Чудо св. Пантелеимона о «русском короле Харальде»: монастырь св. Пантелеимона в Кёльне и семейство Мстислава Великого// Он же. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С. 585-616).

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Утром два оседланных мула под пестрыми потниками ждали нас у главного входа. При светлом, еще нежарком солнце мы тронулись в гору по направлению Старого Руссика (Старый Руссик — колыбель русского монашества на Афоне. Выше, в очерке “Монастырь св. Пантелеймона”, я указывал уже, что в 1169 году русские переселились из скита Ксилургу в монастырек “Фессалоникийца”, стоявшего на месте нынешнего Ст. Руссика. Начинается многовековая его история. Она довольно тесно связана с Сербией и сербскими “кралями”. Ярким фактом этой связи может служить то, что именно в Ст. Руссике царевич сербский Растко, сын Стефана Немани, принял монашество (впоследствии он стал знаменитым сербским архиепископом Саввою, через него и установилось покровительство сербских королей Старому Руссику). Историк нашего Пантелеймонова монастыря различает четыре периода его жизни: первый, славянорусский, до принятия монастыря под сербское покровительство (от XI по XIV век). В это время состав братии был славяно-русский. К этому периоду и относится осада монастыря каталанцами — в нач. XIV в. Монгольское иго в России надолго лишает монастырь русского покровительства, и самая связь с Россией прерывается — к счастию, родственные сербы заменяют временно утерянную родину, но и братия пополняется теперь почти исключительно из Сербии, монастырь становится как бы сербским. Это второй период — с XIV по конец XV века. С XV по середину XVIII в. — третий период, чисто русский. С 1735г. до конца XVIII в. — чисто греческий. В XIX веке прежний Старый Руссик меняет место, основывается теперешний огромный монастырь св. Пантелеймона на берегу моря. В создании его потрудились игумен Савва, благотворитель князь Скарлат Каллимах, иеромонах Аникита (в миру кн. Ширинский-Шихматов), иеросхимонах Павел. С 40-х годов начинаются “милостынные” сборы в пользу монастыря в России (особенно обильный сбор в 1863-67 гг., когда иеромонах Арсений путешествовал по России со святынею). В последнем, наиболее цветущем периоде жизни монастыря, особенно выдающимися фигурами его были духовники братии иеросхимонах Иероним (провел на Афоне 49 лет, †1885 г.) и игумен архимандрит Макарий. Прим. Б.З.).

http://isihazm.ru/1/?id=824

Утром два оседланных мула под пестрыми потниками ждали нас у главного входа. При светлом, еще нежарком солнце мы тронулись в гору по направлению Старого Руссика ( Старый Руссик — колыбель русского монашества на Афоне. Выше, в очерке «Монастырь св. Пантелеймона», я указывал уже, что в 1169 году русские переселились из скита Ксилургу в монастырек «Фессалоникийца», стоявшего на месте нынешнего Ст. Руссика. Начинается многовековая его история. Она довольно тесно связана с Сербией и сербскими «кралями». Ярким фактом этой связи может служить то, что именно в Ст. Руссике царевич сербский Растко, сын Стефана Немани, принял монашество (впоследствии он стал знаменитым сербским архиепископом Саввою, через него и установилось покровительство сербских королей Старому Руссику). Историк нашего Пантелеймонова монастыря различает четыре периода его жизни: первый, славянорусский, до принятия монастыря под сербское покровительство (от XI по XIV век). В это время состав братии был славяно-русский. К этому периоду и относится осада монастыря каталанцами — в нач. XIV b. Монгольское иго в России надолго лишает монастырь русского покровительства, и самая связь с Россией прерывается — к счастию, родственные сербы заменяют временно утерянную родину, но и братия пополняется теперь почти исключительно из Сербии, монастырь становится как бы сербским. Это второй период — с XIV по конец XV века. С XV по середину XVIII b. — третий период, чисто русский. С 1735 г. до конца XVIII b. — чисто греческий. В XIX веке прежний Старый Руссик меняет место, основывается теперешний огромный монастырь св. Пантелеймона на берегу моря. В создании его потрудились игумен Савва, благотворитель князь Скарлат Каллимах, иеромонах Аникита (в миру кн. Ширинский-Шихматов), иеросхимонах Павел. С 40-х годов начинаются «милостынные» сборы в пользу монастыря в России (особенно обильный сбор в 1863-67 гг., когда иеромонах Арсений путешествовал по России со святынею). В последнем, наиболее цветущем периоде жизни монастыря, особенно выдающимися фигурами его были духовники братии иеросхимонах Иероним (провел на Афоне 49 лет, †1885 г.) и игумен архимандрит Макарий. Прим. Б.З.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010