составитель И.В. Соловьев Скачать epub pdf Митрополит Мануил (Лемешевский). Каталог русских архиереев-обновленцев Материал для «Словаря русских архиереев-обновленцев» (1922–1944 гг.) От издателей «Каталог русских архиереев-обновленцев» митрополита Мануила (Лемешевского) печатается по машинописной копии третьей редакции автора. В нашем издании «Каталога» печатаются только биографии обновленческих архиереев в том виде, как они представлены в авторском тексте. Во всех возможных случаях редакция дополнила сведения митр. Мануила новыми данными, заимствованными из нижеследующих источников: Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг.//Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 957–996 (сокращенно – Кат-ГУБ). Голубцов Сергий , протодиакон. Московская Духовная Академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения (Краткий справочник). По материалам архивов, публикаций и официальных изданий. М., 1999 (сокращённо – Голубцов). Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. Воспоминания. М.: Московский рабочий – ВПМД (Материалы по истории Церкви. Кн. 3) (сокращённо – Евлогий). Зеленогорский М. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея. М., 1991 (сокращённо – Зеленогорский). Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал, университета, 2001 (сокращённо – Лавринов). Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты/Предисл., примеч. И. В. Соловьева: В 3 т. изд.]. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. (Материалы по истории Церкви: Кн. 9) (сокращённо – Левитин). Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917–1945 &91;2-е изд.]. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. (Материалы по истории Церкви: Кн.15) (сокращённо – Регельсон). Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб.: НЕСТОР, 1999 (сокращённо – Шкаровский).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах Источник Содержание От издательства От автора Глава I. Государственно-церковные отношения в СССР – объект исторического исследования §1. Задачи исследования, терминология, методологическая основа §2. Характеристика источников §3. Русская Православная Церковь и государственная религиозная политика в 1917–1938 гг Глава II. Изменение Государственно-церковных отношений в годы второй Мировой войны §1. Положение Русской Церкви накануне Великой Отечественной войны (1939–1941 гг.) §2. Патриотическая деятельность Московской Патриархии §3. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР §4. Ликвидация обновленческого и григорианского расколов §5. Религиозная политика советского государства в годы войны Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение §2. Катакомбное движение §3. Религиозные диссиденты Глава IV. Московская Патриархия на Международной арене §1. Русская Церковь в центре «большой политики» §2. Ослабление внешнеполитической активности Патриархии §3. Новая активизация международной деятельности Церкви Глава V. Государственно-церковные отношения в 1945–1965 гг §1. Временное «перемирие» 1945–1953 гг §2. Укрепление позиций Патриархии – 1953–1957 гг §3. Снова «война» – 1958–1964 гг Заключение     редакционная коллегия тома: кандидат искусствоведения, доцент, протоиерей Валентин ЧАПЛИН (Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва) профессор Дмитрий Владимирович ПОСПЕЛОВСКИЙ (Университет Западного Онтарио, Канада) профессор Вильям ван дер БЕРКЕН (Теологический факультет Утрехтского Университета, Голландия) профессор Эрих БРИНЕР (Институт «Вера во втором мире», Швейцария) кандидат исторических наук Александр Юрьевич ПОЛУ НОВ (Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова) Илья Владимирович СОЛОВЬЕВ (Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва) Валентин Арсеньевич НИКИТИН (Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. 1658–1660 г., февраль–март. Сказки лиц, присутствовавших 10 Июля 1658 г. в Успенском соборе на обедне, по окончании которой патриарх Никон отказался от патриаршего престола и в простом монашеском одеянии ушёл на Воскресенское подворье 1660 г., февраль. Сказка Крутицкого митрополита Питирима о том, что 10 июля 1658 г., по окончании в Успенском соборе обедни, патриарх Никон в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола и, несмотря на увещание князя Алексея Никитича Трубецкого, присланного к нему от царя, оставил церковь и в простом одеянии ушёл на Воскресенское подворье 166 года, Июля в 10 день, праздновали многоцелебной ризы нашего Бога Иисуса Христа; стали благовестить ко всенощной. Власти пришли в патриаршую крестовую палату и многое время ждали выхода патриарха. И патриарх не вышел, а выслал ризничего своего диакона Иова, и велел властям идти в соборную церковь и петь всенощное; и власти всенощное пели. И в третьем часу дня стали благовестить к обедне; и власти пришли в патриаршую крестовую палату, и патриарх велел прийти подьдьяконам и подьякам в новых больших стихарях, и говорил, чтоб де меня проводили последние. И взял патриарх посох Петра чудотворца и пошёл к обедне в соборную церковь , и придя в церковь, стал облачаться и велел принести чудотворца Петра сак да омофор шестого собора; а сак и омофор в то время был на Царёве Борисовском дворе в палатах развешан, и многожды подьяконы по сак и по омофор ходили и приносили не тот сак и омофор, а власти в то время ждали. И как принесли сак чудотворцев и омофор шестого собора, и патриарх облачился и служил божественную литургию; и по заобвоней молитве вышел из алтаря на анбон и чел поучение в беседах апостольских нравоучение двадесят девятое; а в поучении своём речью говорил; ленив де я учить вас был, и не стало де меня столько, и лености де моя ради окрастовелся; и вы, видя моё к вам неучение, от Мене окрастовели; и говорил с клятвой: от сего де времени не буду вам патриарх; аще де и помыслю быть патриархом, и я де анафема буду. И сан с себя святительский сложил, а говорил; уже де я вам не пастырь. И собором его стали молить со слезами: кому де ты нас сирых оставляешь?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Москва. Церковь Петра и Павла у Яузских ворот. Церковь Петра и Павла что на Яузе Карта и ближайшие объекты Известна церковь с 1620 г. Нынешний храм типа восьмерик на четверике построен в 1700-02 гг. Главный престол - Знамения Богородицы, придел Петра и Павла. Второй придел Казанской Божией Матери (1731). Храм сильно пострадал от московского пожара 1748 года, но на средства прихожан был быстро восстановлен. Трехъярусная колокольня была построена в 1771. Архитектурный стиль храма - московское барокко " . В советское время церковь не закрывалась. В 1948 году по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I при храме было открыто подворье Сербской Православной Церкви, которое фактически не начало действовать по политическим причинам. Указом Святейшего Патриаха Московского и всея Руси Алексия II от 31 декабря 1999 года храм св. ап. Петра и Павла был преобразован в Патриаршее подворье, при котором было возобновлено представительство Сербской Православной Церкви. Церковь Петра и Павла, что у Яузских ворот, на горе, называлась также «что на Кулишках, что у Старых конюшен, что в Малой Крутицкой певчей». Указание на эту церковь есть в переписной книге 1620 г. В 1632 г. построена каменная церковь, разобранная в 1700 г. Нынешняя главная освящена в январе 1702 г. в честь Знамения Пресвятой Богородицы, а Петра и Павла выстроен левый придел. В октябре 1731 г. освящен правый придел Казанской Божией Матери, построенный на средства А.Н. Колычевой. Колокольня сооружена в 1771 г. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. На небольшом возвышении, плавно спускающемся к реке Яузе склона Сретенского холма, высится величественный, окрашенный в красный цвет с белыми архитектурными деталями, храм Петра и Павла. Первое упоминание о стоящей здесь церкви относится к 1625 году. В книге церковных земель за 1686 год отмечено: " Церковь каменная Петра и Павла у Яузских ворот на горе " . В 1716 году в приходе был двор вице-губернатора С. А. Колычева, кн. Ф. И. Юсупова, вдовы В. П. Еропкиной и ещё тринадцать дворов прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=02317

Краткие биографические сведения о членах Собора, упоминаемых в дневнике Биографическая статья строится по следующему принципу: фамилия, имя, отчество, годы жизни, сведения о статусе лица, участие в Соборе. Сведения об образовании, краткий послужной список, причина смерти. Для причисленных к лику святых указывается год канонизации. При составлении кратких биографических данных были использованы данные публикации: База данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (http://kuzl.pstbi/ccas.ru Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: в 11 т. Т. 1. М., 1994. Все тома данного издания выложены на ресурсе: http://www.patriarchia.ru/db/text/5l69l2.html Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний: в 3 кн. Первая сессия/Сост. А. Г. Кравецкий, А. А. Плетнева, Г. Шульц. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2002. Т. 1. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Дело великого строительства церковного. Воспоминания членов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг./Сост. Н. А. Кривошеева. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник. Т. 1:1880–1901. По материалам ГА РФ/Подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник. Т. 2:1902–1903. По материалам ГА РФ/Подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник: 1902–1905/Митрополит Арсений (Стадницкий) . Т. 3. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), священноисповедник, митрополит. Член Собора по должности как архиепископ (с 28 ноября (11 декабря) 1917 г. митрополит) Ярославский и как член Предсоборного Совета. Избран членом Высшего Церковного Совета. В 1881 г. окончил МДА, кандидат богословия. В 1889 г. хиротонисан во епископа. С 1893 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1904 г. архиепископ Рижский и Митавский, с 1910 г. архиепископ Виленский и Литовский. С 1913 г. архиепископ Ярославский и Ростовский, присутствующий в Святейшем Синоде. В 1922 г. Патриарх Тихон временно передал митрополиту Агафангелу патриаршие права и обязанности. Вскоре митрополит Агафангел был арестован и приговорен к 3 годам ссылки. В 1923–1926 гг. находился в заключении. В 1925 г. завещательным распоряжением Патриарха Тихона назначен вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. По освобождении из заключения выпустил послание о вступлении в права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя, затем, ради соблюдения церковного мира, отказался от прав на Местоблюстительство. Архиерейским Собором 2000 г. причислен клику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

(15 мая –19 октября 1918 г.) Воспоминания Содержание От издательства Предисловие публикатора Предисловие Глава I. Русская революция и ее политические проблемы до 1918 г. Положение на Украине до возникновения гетманщины Глава II. Украинская проблема до революции и во время ее Глава III. Церковное положение на Украине во время революции. Часть I. Пребывание у власти Глава I. Вхождение во власть Глава II. Первые шаги мои Глава III. Вопрос о созыве украинского собора Глава IV. Перед Собором. Открытие Собора. Вопрос о митр. Антонии Глава V. Церковные дела до моего отъезда в отпуск (конец Августа 1918 г.) Глава VI. Общие замечания о гетманщине. Немцы и их роль. Проблема России в разные периоды гетманщины. Переговоры немцев с П. И. Милюковым Глава VII. «Политика» в Совете Министров (вопросы внешней и внутренней политики) Глава VIII. Школьные и академические дела. Система культурного параллелизма. Собирание русских сил. «Спасение Украины для России» Глава IX. Мой отпуск. Политические переговоры в Крыму. Церковные дела в мое отсутствие. «Пропавшие грамоты» м. Антония и его жалобы на меня. Основные разногласия с ним. Коренные вопросы церковно-государственных отношений в эту эпоху Глава X. Отставка. Последний день в Министерстве. Несколько характеристик. Последние дни гетманщины, ее отзвуки в моей дальнейшей судьбе. Образование «группы федералистов» Глава XI. Новые встречи с м. Антонием и арх. Евлогием. Украинские встречи (Дорошенко, Липинский, Скоропадский, Шелухин, А. Шульгин). Мой разрыв с украинцами. Характеристики митр. Антония, Евлогия, Платона. Часть II. Русско-украинская проблема в ее существе и пути разрешения Глава I. Русско-украинская проблема. Глава II. Пути разрешения русско-украинской проблемы. Вопросы об Украинском Учредительном Собрании Заключение От издательства С Божией помощью Крутицкое Патриаршее Подворье выпускает в свет шестую книгу основанной в 1991 году серии «Материалы по истории Церкви». Имя ее автора – о. Василия Зеньковского (1881–1962), выдающегося ученого и церковно-общественного деятеля, профессора Богословского Свято-Сергиевского Института в Париже, первого Председателя Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД), одного из ярких представителей русского религиозно-философского возрождения XX века за последнее десятилетие стало широко известным отечественным читателям. В эти годы были переизданы его основные работы, в том числе капитальная «История русской философии», «Проблема воспитания в свете христианской антропологии», «Апологетика» и др. С падением идеологических барьеров доступными стали основные труды о. Василия, изданные за границей. Его памяти был посвящен сдвоенный «Вестник РСХД» 66–67 за 1962 г.), а также выпущенная Движением в 1984 г. брошюра «Памяти отца Василия Зеньковского ».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

В воскресенье, 9 ноября, исполнилось 75 лет со дня рождения Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Утреннее радио приносит радостное известие: Указ Президиума Верхозного Совета СССР о награждении Патриарха Алексия за выдающуюся патриотическую деятельность как в период Отечественной войны, так и после нее, – орденом Трудового Красного Знамени. Это уже второй орден Трудового Красного Знамени, полученный Святейшим Патриархом Алексием. Семидесятипятилетие Святейшего Патриарха Русская Православная Церковь ознаменовывает торжественными Богослужениями в храмах нашей необъятной Родины. В Москве, в этот знаменательный день, в Патриаршем Богоявленском соборе, Божественную литургию совершал высокий юбиляр – Святейший Патриарх Алексий, в сослужении Членов Священного Синода: Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, Митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха всея Украины Иоанна, Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, архиепископа Можайского Макария, епископа Ивановского и Кинешемского Венедикта и епископа Кишиневского и Молдавского Нектария, а также протопресвитера Н. Колчицкого, наместника Свято-Троице-Сергеевой Лавры архимандрита Иоанна, ректора Московской Духовной Академии протоиерея К. Ружицкого, настоятеля Болгарского подворья в Москве архимандрита Максима, благочинных храмов города Москвы протоиереев П. Цветкова , А. Скворцова и А. Соллертовского и соборного духовенства. К 10 часам утра собор уже был переполнен молящимися. Под торжественный трезвон колоколов Святейший Патриарх Алексий прибыл в храм. Воодушевленным пением «От восток солнца до запад...» встречает Первосвятителя патриарший хор под управлением В. С. Комарова. Протоиерей П. Цветков кратко приветствует Патриарха Алексия от лица благочинных храмов г. Москвы с днем рождения и, в знак сыновней любви, подносит Святейшему юбиляру мантию, на скрижалях которой художественно изображены небесные покровители Патриарха,– святитель Алексий и преподобный Сергий. Одновременно протоиерей К. Ружицкий приветствует Его Святейшество от Московской Духовной Академии и Семинарии и преподносит Патриарху сосуд для умовения рук при Богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великопостное кощунство Священник Кирилл Михайлов об открытии в синагоге на Поклонной горе I Московского межконфессионального Пасхального марафона 10.04.2014 3264 Время на чтение 4 минуты 6 апреля 2014 года в мемориальной синагоге на Поклонной горе в Москве открылся I Московский межконфессиональный Пасхальный марафон «Традиции праздника. Вкус праздника. Музыка праздника», сообщает Патриархия.ru. Пасхальный марафон — это культурно-просветительский проект, направленный на развитие взаимопонимания, сотрудничества и культурного обмена между представителями традиционных религий. Программа мероприятий составлена с учетом приоритетных направлений развития национальной политики российского государства. Инициаторами проекта выступили Московский еврейский общинный дом и НОУ «Открытие». Пасхальный марафон проходит при поддержке Правительства Москвы и других организаций. В программе марафона — лекции о традициях и обычаях Пасхи, мастер-классы по приготовлению пасхального стола, концерты, выставки, экскурсии. В церемонии открытия принял участие председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин). Отец Димитрий обратился к присутствующим с приветственным словом, в котором рассказал о православном понимании праздника Пасхи. На церемонии открытия марафона также выступили советник Департамента межнационального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Правительства Москвы В.В.Карапетян, директор Московского еврейского общинного дома И.М.Щербань и др. В рамках церемонии открытия прошел праздничный концерт, в котором участвовал праздничный хор Крутицкого Патриаршего подворья. Также были организованы выставка « Москва многонациональная» и выставка детских рисунков. Не все у нас благополучно с миссионерами. Чего стоят плещущие как из рога изобилия эпатажные заявления протодиакона А.Кураева! Осенью же, помнится, один миссионер оскорбил всех одиноких матерей нецензурной бранью (а в этот разряд входят, например: вдовица из Сарепты Сидонской, удостоившаяся чести принять в свой дом великого пророка Божия; мать Иоанна Крестителя праведная Елисавета, муж которой священник Захария был убит в храме; или рано овдовевшая мать вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста). Теперь, кажется, пошло весеннее обострение болезни под названием «миссионерский зуд».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/04/10/ve...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 40 дней после смерти 29 мин., 11.04.2019 Содержание Почему именно 40 день после смерти так важен для христиан? Чем 40 день отличается от 39 или 41, если человек после смерти переходит в вечность? Что происходит с душой после смерти и откуда Церковь это знает? Бывает трудно разобраться во всех обрядах, правилах и традициях, связанных с 40 днем. А между тем, для усопшего это один из самых важных дней в его жизни - определяется участь души до Страшного суда. Для Бога один день как тысяча лет, и наше время относительно: мы знаем, что в вечности, для умершего, времени не существует. 40 дней важны для нас, живых, в первую очередь как некий ориентир, чтобы мы находясь здесь, на земле, молились за новопреставленного. Поскольку и от нас, его близких, от нашей любви и милосердия зависит, какой будет для усопшего наступающая вечность. В течение 40 дней все, кому дорог новопреставленный, призваны с особым вниманием относится к своей собственной жизни: стараться воздерживаться не только от греховных поступков, но и от недобрых намерений, праздных впечатлений. Но у каждого из нас своя мера, в том числе и молитвы. Безусловно, православные христиане ежедневно стараются идти за Христом, но в течение 40 дней после смерти мы отвечаем уже не только за себя. Неужели возможно уйти от необходимых хлопот, связанных с 40 днем, чтобы спокойно молиться об усопшем, служить Богу и ближним? Исходя из своих обстоятельств, способностей и возможностей мы стараемся помочь умершему и его родным, которых, случается, накрывает скорбь до такой степени, что сложно разобраться, как правильно подготовиться к 40 дню. Различные жизненные ситуации и самые актуальные вопросы священникам о 40 днях после смерти – в подборке «Фомы». Что происходит с душой на 40 день после смерти? Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании " Сретение " , клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы

http://foma.ru/40-dney-posle-smerti.html

Священник Илья СОЛОВЬЕВ Священник Илья СОЛОВЬЕВ, клирик Крутицкого патриаршего Подворья в Москве, редактор журнала " Церковно-исторический вестник " полагает, что это не так, и настаивает на том, что участие мирян в Соборах -- дело вполне традиционное. «Участие мирян в Поместных Соборах, -- говорит он, -- определено не только Уставом Русской Православной Церкви, но и Преданием Церкви, ее историей, да и вообще всем церковным строем. Мы верим в Святую Соборную и Апостольскую Церковь, соборность является характерной чертой, можно сказать свойством нашей православной Церкви. Св. апостол Павел, называя Церковь Телом Христовым, говорит не только о тесной связи между ее членами, но и о том, какую важность и значение представляет каждый из этих членов (См., например, 1 Кор. 12: 21-22). А из книги Деяний видно, что как только в тех или иных случаях у христиан возникали вопросы, имевшие важное значение для Церкви, апостолы отдавали дело на суд всей церковной общины. Всмотревшись в описанную в книге Деяний нравственную атмосферу мы увидим, что здесь нет ни начальников, ни подчиненных в юридическом смысле слова, нет внешних авторитетов и рабского подчинения этим авторитетам, то есть здесь не может идти речи о каких-то «решающих» или «совещательных» голосах». Распространение христианства по всему миру и увеличение числа верующих, естественно, создало условие, когда участие в Соборе всех членов хотя бы одной церковной области стало физически невозможно. Поэтому для участия в Соборах стали делегировать представителей тех или иных общин или церковных областей, каковыми, прежде всего, стали, конечно же, поставленные по выбору народному в свой сан епископы, облеченные доверием своей паствы. Однако участниками Соборов были не одни лишь епископы. Церковные историки и канонисты XIX -- начала ХХ столетий доказали, что наряду с архиереями в Соборах участвовали и представители клира и мирян. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в случае невозможности епископа прибыть на Собор лично, его мог заменить иной представитель его церковной области, не имевший архиерейского сана».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010