Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Борьба кружка ревнителей благочестия с патриархом Иосифом по вопросу о единогласии Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Первоначальная общая деятельность кружка ревнителей благочестия. Неудовольствие на эту деятельность со стороны высших духовных властей, особенно патриарха. Столкновение между ревнителями и патриархом Иосифом из-за единогласия в церковном пении и чтении. Возникновение и развитие у нас многогласия. Неудачная борьба с этим злоупотреблением, начиная с Стоглавного собора. Стефан Вонифатьевич и Ртищев вводят единогласие сначала в своих церквах, а потом к ним присоединяются царь, Неронов, Никон и другие ревнители. Собор 11 февраля 1649 года, под председательством патриарха Иосифа, решает вопрос в пользу старого многогласия. Царь не признает этого соборного постановления и заставляет патриарха Иосифа передать решение вопроса на усмотрение константинопольского патриарха, который безусловно высказывается за единогласие. В 1651 году патриарх Иосиф принужден был созвать новый собор для вторичного рассмотрения вопроса о единогласии и порешить его, вопреки своему прежнему постановлению, так, как желали его противники-сторонники единогласия. Патриарх Иосиф теряет всякое значение в церковных делах вплоть до самой своей смерти. Первоначальная общая деятельность всех членов кружка ревнителей благочестия определялась наличностью тех пороков и недостатков, какие в то время существовали в жизни народа, самого духовенства, как белого, так и черного, наличностью тогдашних церковных беспорядков, отсутствием живой проповеди и вообще учительности в духовенстве. На борьбу с общественными пороками и недостатками, на борьбу с леностью и распущенностью духовенства и выступил прежде всего кружок ревнителей, поставив своей задачей водворить в народе истинное христианское благочестие, уничтожить разные церковные беспорядки, вызвать к жизни церковную проповедь.

http://sedmitza.ru/lib/text/439639/

Т. Сидаш НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА В РОССИИ В начале XXI века уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что церковный раскол середины XVII века явился одной из самых трагических и кровавых страниц русской истории. Предпринятая 350 лет назад царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковная реформация расколола не только Русскую Церковь . Она расколола пополам всю русскую историю, став своего рода ее водоразделом. Только в последние годы начинает приходить понимание того, какая непоправимая катастрофа произошла на Руси в далеком XVII столетии... Вспомним основные вехи пресловутой церковной «реформы», приведшей к трагическим событиям раскола. В 1645 году в Москве образовался кружок ревнителей церковного благочестия – так называемых боголюбцев. В этот кружок входили молодой царь Алексей Михайлович, царский духовник протопоп Стефан Внифантьев (Вонифатьев), протопоп Иоанн Неронов и некоторые другие. Целью кружка было благоустройство Русской Церкви и государства после Смутного времени начала века. Боголюбцы понимали необходимость определенных церковных реформ, призывали к соблюдению христианской морали, много внимания уделяли проповеди, устраивали центры христианского просвещения, стремились поднять авторитет Церкви в глазах народа. Настоящим вдохновителем кружка был отец Иоанн Неронов, выходец из района знаменитых заволжских старцев. Именно Неронову принадлежит заслуга возрождения личной проповеди, которой уже несколько столетий не знало русское православие. При нем всегда была книга Маргарит – собрание проповедей святого Иоанна Златоуста , по которой отец Иоанн Неронов учил русских людей, «на стогнах града и на торжищах... возвещая всем путь спасения». Всей своей жизнью Неронов, невзирая на «дух времени», пытался следовать христианским заповедям. Он открывал школы, богадельни, смело вмешивался в дела светских властей как в провинции, так впоследствии и в столице. В 1632 году он даже попадал на два года в ссылку в Никольский Корельский монастырь за неодобрительные слова о царском походе на поляков. После своего освобождения Неронов возвращается в Нижний Новгород, а затем поселяется в Москве, где по ходатайству царского духовника Стефана Внифантьева становится в 1645 году протопопом Казанского собора на Красной площади. Это был его «звездный час». Послушать Неронова приходила вся Москва во главе с самим царем и царицей. Стены Казанского собора не могли вместить всех желающих послушать его проповеди, так что порой приходилось писать текст проповедей на специальных досках, размещавшихся на стенах собора.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Протопоп Иоанн Неронов. Икона. 10-е гг. XXI в. Худож. Ф. А. Пирвиц Иоанн (в крещении Гавриил, в монашестве Григорий; 1591, поселение при Ломской пуст. на р. Сарке (Саре) близ Вологды (ныне с. Спас-Лом Череповецкого р-на Вологодской обл.) - 2.01.1670, Данилов мон-рь в Переславле-Залесском), протопоп, в конце жизни архимандрит переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря , один из вождей движения ревнителей благочестия (см. Ревнителей благочестия кружок ) и раннего старообрядчества . Основные сведения о жизни и деятельности Н. изложены в 2 биографических сочинениях о нем («Житие Григория Неронова, составленное после его смерти» и «Записка о жизни протопопа Ивана Неронова», составленная игум. Феоктистом ), содержатся в его многочисленных посланиях и челобитных, в допросных листах, изветах, деяниях Соборов и др. документах эпохи раскола. Основной комплекс материалов о Н. был опубликован Н. И. Субботиным . Н. происходил из простой семьи, имя отца - Мирон. Крещен с именем Гавриил, однако родители звали его Иваном. Деревня, где родился Н., возникла при Ломской пуст. в честь Перенесения из Эдессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, основанной прп. Игнатием Ломским († кон. XVI в.). В Смутное время , когда вологодские земли подверглись разорению, был разграблен и сожжен родной дом Н. Юноша отправился в Вологду, где был избит людьми архиерея за то, что осудил их участие в святочных гуляньях («бесовских игралищах»). Н. со спутником нашли приют в Устюге у некоего Тита, здесь буд. учитель старообрядчества прошел первое обучение (по Псалтири, букварю, Часослову). Следующим пунктом странствий стало с. Соболево (Никольское) недалеко от Юрьева-Повольского (ныне Юрьевец), где Н. поселился у местного священника и женился на его дочери Евдокии. Н. обличал местных иереев за пьянство и бесчинство, из-за чего они (включая тестя Н.) пожаловались на него патриарху Филарету . Н. нашел пристанище в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ) в качестве келейника архим. прп. Дионисия (Зобниновского) , к-рый ходатайствовал перед патриархом о прощении Н. и о рукоположении его во диакона. В сане диакона и с письмом патриарха в свою поддержку Н. вернулся в Соболево к тестю и жаловавшимся на него иереям. Теперь он мог не допускать в храмы пьяных священников и причетников, поэтому часто «един пояше в церкве и поучаше народ». Через год патриарх Филарет в Москве рукоположил Н. во иерея.

http://pravenc.ru/text/2565072.html

(Минов Никита; май 1605, с. Вельдеманово Нижегородского у. (в наст. время Перевозского р-на Нижегородской обл.) - 17.08. 1681, р. Которосль, близ Ярославля), патриарх Московский и всея Руси в 1652-1666 гг. Основные сведения о биографии Н. до поставления на Патриарший престол содержатся в «Известии о рождении, и воспитании, и о житии святейшего Никона», к-рое было написано в 80-х гг. XVII в. И. К. Шушериным , много лет служившим у Н. Буд. патриарх род. в крестьянской семье Мины и Мариамны (Марии). В синодиках сер. XVII в. приведены имена братьев Н.- Симеон, Никифор и Григорий, имена деда по отцу и отчима отца - Василий и Иоанн и деда по матери - Гавриил. По сообщению Аввакума Петрова , земляка Н., отец патриарха был «черемисин» (мариец) (Житие Аввакума. 1991. С. 212). В последующей традиции утвердилось мнение о том, что Н. был мордвин. В раннем возрасте Никита потерял мать, мачеха обращалась с ним жестоко. Мальчик обучался грамоте у приходского священника, в «детских летех» ушел в Макариев Желтоводский во имя Святой Троицы монастырь - центр зарождавшегося движения церковного обновления (см. Ревнителей благочестия кружок ), с к-рым оказались связаны судьбы мн. церковных деятелей того времени. (Существует неск. версий того, когда Никита попал в Желтоводскую обитель. Поскольку активное возрождение Желтоводского мон-ря происходило в 20-х гг. XVII в., когда Никита Минов уже не был отроком, часто пишут, что он сначала жил в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня монастыре и в нач. 20-х гг. перешел в Желтоводский мон-рь. Высказывалось мнение, что ок. 1617 Никита поселился в Макариевом Унженском мон-ре, затем перешел в Желтоводский мон-рь.) В мон-ре Никита прилежно изучал Писание, часто оставался ночевать в церкви под колоколом, чтобы не пропустить начало службы. Живя в Желтоводском мон-ре, юноша бывал «для духовных бесед» у свящ. Анании, служившего на монастырском подворье в близлежащем с. Лыскове. У свящ. Анании Никита мог познакомиться с Иоанном Нероновым , одним из вождей движения «боголюбцев» (ревнителей благочестия).

http://pravenc.ru/text/Никон ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (в схиме Андрей; 30.11.1603, Подмонастырная слобода близ Николо-Коряжемского мон-ря - 17.12.1678, Николо-Коряжемский мон-рь), еп. Вятский и Великопермский. В 1631 г. принял монашество в Николо-Коряжемском мон-ре, нес послушание казначея, с 1643 г. игумен мон-ря. С 1651 г. архимандрит Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря В авг. 1653 г. в эту обитель был сослан «под начало» глава старообрядческой оппозиции (см. Старообрядчество ) московский протопоп Иван Неронов , к-рого А. встретил с большим почетом. К Неронову приезжали из Москвы единомышленники - муромский протопоп Логгин и бывш. игум. московского Златоустовского монастыря Феоктист, знакомство с к-рыми не могло не повлиять на взгляды А. Однако отношения А. с воинствующим «боголюбцем» (см. Ревнителей благочестия кружок ) скоро испортились и переросли в открытую конфронтацию из-за вмешательства последнего в уклад жизни обители. Защищая интересы братии и собственный авторитет, А. настоял на переводе Неронова в др. место. Вероятно, этот конфликт, о к-ром А. известил Патриарха Никона , сыграл определенную роль в выдвижении его кандидатуры на освободившуюся Коломенскую кафедру 3 июля 1655 г. А. занял ее, сменив опального еп. Павла . На решение о хиротонии А. в момент наиболее острого конфликта Патриарха с «боголюбцами» и роста старообрядческой оппозиции, очевидно, повлияла его репутация традиционалиста-практика, воспитанного на приверженности к строгим правилам монашеской и церковной дисциплины. Эти качества А. во многом определили его последующие взгляды и образ действий, отличавшиеся двойственностью. Исследовав исправленные богослужебные тексты, А. постепенно пришел к неприятию реформы и сблизился со старообрядцами. Возможно, именно его связи с раскольниками и посильная помощь им привели Патриарха к решению о переводе А. подальше от Москвы в новую Вятскую епархию, куда он был назначен 5 дек. 1657 г.

http://pravenc.ru/text/64230.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович; 23.03.1865, слобода Петровка Павловского у. Воронежской губ.- 22.09.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Воронежский и Задонский. Сын коллежского регистратора. Окончил Павловское ДУ и Донскую ДС в Новочеркасске (1888). 13 нояб. 1888 г. З. Лобов рукоположен Донским и Новочеркасским архиеп. Макарием (Миролюбовым) во иерея к Архангельскому храму слободы Сариновой (Нагольной) Голодаевки. 14 февр. 1890 г. переведен в Рождественский храм хутора Ажинов, 23 марта того же года - в Петропавловский храм г. Александровска-Грушевского (ныне г. Шахты Ростовской обл.). Был законоучителем городских одноклассных мужских (1890-1894) и женских школ (1894-1900), заведовал школой грамотности Азовской компании (1896-1900), был духовным следователем Александровского благочиния (1895-1900). 16 мая 1900 г. свящ. Лобов переведен в Новочеркасск. Служил в Михаило-Архангельском, затем в Троицком (с дек. 1900) храмах. В 1903 г. перемещен на должность ключаря новочеркасского Вознесенского кафедрального собора. 11 мая 1906 г. возведен в сан протоиерея. С 1900 г. был заведующим новочеркасской Михайловской жен. школой, преподавал в ней Закон Божий. Законоучитель частного Коммерческого уч-ща Абраменкова (с 1909) и Новочеркасской военно-фельдшерской школы (с 1910). Делопроизводитель Донского епархиального училищного совета (1901). Сверхштатный (1901-1903) и штатный (1903-1908) член Донской духовной консистории. Член епархиального Миссионерского комитета (с 1905). Член Донского епархиального совета (с 1906). Казначей Донского епархиального аксайского Богородичного братства (с 1910), член совета епархиального жен. уч-ща (с 1915). В том же году организовал при Вознесенском соборе Миссионерский кружок ревнителей веры и благочестия. В 1917 г. овдовел. Награждался набедреником (1892), скуфьей (1897), камилавкой (1901), наперсным крестом (1904), палицей (1919), орденами св. Анны 3-й (1913) и 2-й (1916) степеней.

http://pravenc.ru/text/182679.html

Потребность в новой науке, шедшей с Запада, встретилась в московском обществе с укоренившейся здесь веками неодолимой антипатией и подозрительностью ко всему, что шло с католического и протестантского Запада. Едва московское общество отведало плодов этой науки, как им уже начинает овладевать тяжелое раздумье, безопасна ли она, не повредит ли чистоте веры и нравов. Это раздумье – второй момент в настроении русских умов XVII в., наступивший вслед за недовольством своим положением. Он также сопровождался чрезвычайно важными последствиями. До нас дошел отрывок одного следственного дела, производившегося в 1650 г.; в нем наглядно изображается, с чего началось, чем прежде всего навевалось это раздумье. В деле выступает все учащаяся московская молодежь. То были Лучка Голосов (впоследствии думный дворянин, член государственного совета Лукьян Тимофеевич Голосов), Степан Алябьев, Иван Засецкий и дьячок Благовещенского собора Костка, т. е. Константин Иванов. Это был темный кружок друзей, соединенных одинаковыми думами. «Вот учится у киевлян, – толковали они, – Ф. Ртищев греческой грамоте, а в той грамоте и еретичество есть». Алябьев показывал на допросе, что, когда жил в Москве старец Арсений-грек, он, Степан, хотел было у него поучиться по-латыни, а как того старца сослали на Соловки, он, Степан, учиться перестал и азбуку изодрал, потому что начали ему говорить его родные да Лучка Голосов с Ивашкой Засецким: «Перестань учиться по-латыни, дурно это, а какое дурно, того не сказали». Сам Голосов по властному приглашению Ртищева должен был в Андреевском монастыре учиться по-латыни же у киевских старцев; но он против их науки, считал ее опасной для веры и говорил дьячку Иванову: «Скажи своему протопопу (Благовещенского собора Стефану Вонифатьеву, духовнику царя), что я у киевских старцев учиться не хочу, старцы они недобрые, я в них добра не нашел и доброго учения у них нет; теперь я пока угождаю Ф. М. Ртищеву из страха, а впредь у них учиться ни за что не хочу». К этому Лучка прибавил: «Да и кто по-латыни ни учился, тот с правого пути совратился». Около того же времени и при содействии того же Ртищева поехали в Киев довершать свое образование в тамошней академии два других молодых человека из Москвы, Озеров и Зеркальников. Дьячок Костка с собеседниками не одобряли этой поездки, боясь, что, как эти молодые люди доучатся в Киеве и воротятся в Москву, будет здесь с ними много хлопот, а потому хорошо бы их до Киева не допустить и воротить назад: и без того уже они всех укоряют и ни во что ставят благочестивых московских протопопов, говорят про них: «Враки-де они вракают, слушать у них нечего и себе чести не делают, учат просто сами не знают, чему учат». Те же ревнители благочестия шептали и про боярина Б. И. Морозова, что он держит при себе отца духовного только «для прилики людской», а уж если киевлян начал жаловать, явное дело, туда же уклонился, к их же ересям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

mute max volume play stop 00:00 00:00 repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Беседы о русской словесности с профессором А.Н. Ужанковым. Раскол. Творчество протопопа Аввакума 31.05.2018 20:35 Слушать Скачать МР3-архив часа 1 Раскол в русской Церкви был порожден целым рядом событий и мероприятий, имевших место во второй половине XVI – первой половине XVII в. Так, в 1564 был издан печатный " Апостол " Ивана Федорова, ознаменовавший собой начало новой эпохи в распространении богослужебных и других книг. В 40-е гг. XVII в. при царском духовнике Стефане Вонифатьеве создается кружок " ревнителей древлего благочестия " из представителей московского духовенства (Никон, Иван Неронов, Федор Иванов), представителей светской власти (Ф.М. Ртищев) и провинциальных протопопов (Аввакум, Даниил, Логгин). Деятельность кружка была связана прежде всего с исправлением богослужебных книг. Появление книгопечатания поставило вопрос об исправном издании книг, вопрос необыкновенно сложный, если учесть многовековую рукописную традицию бытования канонических текстов. Книжная справа – трагическая тема московского XVII в., была в действительности гораздо сложнее, чем это обычно кажется. Московские справщики сразу оказались вовлеченными во все противоречия рукописного предания. Они много и часто ошибались, сбивались, запутывались, но не только от своего невежества. Современным текстологам очень хорошо известно, насколько многозначно и двусмысленно понятие " исправного издания " . Вроде бы было очевидно, что следует ориентироваться на " древние образцы " , но при этом было не совсем понятно, что это такое, поскольку возраст текста и возраст списка далеко не всегда совпадают, и нередко первоначальный состав текста мы имеем в сравнительно поздних списках. Хотелось ориентироваться на греческие образцы, но даже сам по себе вопрос о соотношении славянского и греческого текстов не так прост и отнюдь не всегда может быть сведен к более или менее простой проблеме " оригинала " и " перевода " . Но в XVII в. в Москве (да и не в ней одной) пока еще не умели восстанавливать историю и генеалогию текстов, а вне исторической перспектьивы рукописи слишком часто оказываются в неразрешимом и необъяснимом разногласии, так что в ответ на вопрос о том, как это все получилось, невольно появляется догадка о сознательной или неосознанно – " порче " текстов.

http://radonezh.ru/radio/2018/05/31/20-3...

Старинный храм и сейчас поражает своим величием. Фото Екатерины Мухиной      Село Кириково Лысковского района известно на всю Россию. Четыре века назад здесь собирались православные деятели и думали, как поднять авторитет церкви, вернуть людей в храмы. МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА Алексей Морохин, доцент ННГУ, кандидат исторических наук: - Успенская церковь в селе Кириково имеет ценность не только как памятник архитектуры. Это знаковый объект для всего православного мира. Она была построена Илларионом, сыном священника Анания, организатора «Кружка ревнителей древнего благочестия», в память об отце. Имеются также письменные источники, подтверждающие, что будущий патриарх Никон неоднократно был в Кирикове. Например, сын Анания Илларион - митрополит Суздальский оставил воспоминания, где он указывает на прямое знакомство его отца с Никитой Мининым - будущим патриархом Никоном, который жил до своего отъезда в Москву в Нижегородских пределах. Где они могли общаться? Конечно, в Кирикове, в доме неординарного священника Анания, куда приходили тогда для бесед многие думающие люди. Также прямое указание на знакомство и тесное общение со священником Ананием и Никитой Мининым оставил в своих воспоминаниях один из лидеров старообрядческого движения Иван Неронов. За одним столом здесь сидели и вели жаркие споры выдающиеся личности, за которыми впоследствии пойдут миллионы россиян: будущий патриарх-реформатор Никон (именно он потом введёт троеперстие и исправит церковные книги по греческим образцам), а также будущие предводители старообрядческого движения - Иван Неронов и Аввакум Петров. Они потом будут бороться за сохранение церкви в неизменном виде. Уникальный свидетель Всех этих церковных деятелей объединил в «Кружок ревнителей благочестия» рядовой сельский священник Ананий, служивший в местной деревянной церкви. Как считают историки, именно размышления этого старца подвигли Никона на переустройство Русской православной церкви. Бытует даже предание, что Ананий ещё в юности предрёк Никону высокий церковный титул.

http://pravoslavie.ru/64078.html

400-летний юбилей со дня рождения Святейшего Патриарха Никона 27 мая 2005 г. 19:38 В мае 2005 г. исполняется 400 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Никона, одного из наиболее ярких первоиерархов Русской Церкви, с именем которого связана переломная и драматичная история раскола в отечественном Православии. Патриарх Никон (в миру Никита Минов) (1605–1681) был выходцем из семьи крестьянина-мордвина. Родился в селе Вельдеманово (ныне — Перевозский район Нижегородской области) В детстве много вытерпел от ненавидевшей его мачехи и рано приучился полагаться только на самого себя. Случайно попадавшие в его руки книги пробудили жажду знания, и юношей будущий Патриарх ушел на послушание в Макарьев Желтоводский монастырь. Но через несколько лет он женился, был рукоположен и стал священником в соседнем с его родиной селе, а оттуда перешел, по просьбе оценивших его истовое служение столичных купцов, в Москву. Потрясенный смертью троих своих детей, он убеждает жену уйти в монастырь и сам принимает решение покинуть мир, избрав путь иноческого служения. С 1635 г. подвизался в Соловецком монастыре, где принял постриг в крайне суровых и аскетичных условиях Анзерского скита. С 1643 г. — игумен Кожеозерской обители. Явившись в 1646 г. с берегов Белого моря на представление царю, Никон обратил на себя благосклонное внимание Алексея Михайловича и был поставлен архимандритом московского Новоспасского монастыря. Вошел в кружок «Ревнителей благочестия», искавших под руководством царского духовника, протопопа Благовещенского собора Стефана Вонифатьева, пути обновления церковной жизни. Пользуясь неограниченным доверием государя, он обладал максимальными возможностями для воплощения в жизнь своих чаяний, равно религиозных и политических. Крайне встревоженный падением нравственного уровня священнослужителей и неустройством церковной жизни, в том числе вопиющим разнобоем в богослужебных уставах, он действовал одновременно как благочестивый инок и непреклонный лидер. Став митрополитом Новгородским (с 1648 г.), решительно и с риском для собственной жизни способствовал подавлению местного бунта в 1652 г. С этого времени царь в письмах своих к Никону уже начинает называть его «возлюбленником своим и содружебником». В 1652 г. Никон перевозит в Москву из Соловецкого монастыря мощи святителя Филиппа, замученного Иоанном Грозным. Во время этой поездки умирает в Москве Патриарх Иосиф, и Никон избирается его преемником.

http://patriarchia.ru/db/text/18770.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010