Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ [румын. Anastasie] (Кримка Илия; ок. 1560, г. Сучава - 19.01.1629, там же), митр. Молдовы, каллиграф, миниатюрист, поэт, писавший на церковнослав. языке. Сын торговца Иона Кримки (Кримковича) из Сучавы, бывш. столицы Молдавского княжества. В крещении Илия. Первое документальное упоминание о нем относится к февр. 1587 г.: господарь Петр Хромой даровал «Илие-дьяку» пустошь Унгураши (цит. по: P curariu M. Istoria bisericii ortodoxe române. Bucureti, 1994. Vol. 2. P. 6). Пострижен в монашество предположительно в мон-ре Путна c именем А. В 1599 г. служил священником в господарской церкви в Сучаве. Был избран епископом Рэдэуцкой епископии в июне 1600 г. В сент. того же года смещен с кафедры и поселился в своем имении Драгомирешти близ Сучавы, где основал мон-рь Драгомирна , ставший центром слав. и молдав. культуры со своей школой миниатюристов и каллиграфов. В 1602 г. А. построил небольшую ц. св. Еноха и Илии и св. Иоанна Богослова, а в 1602-1605 гг.- монументальный храм Сошествия Св. Духа. Весной 1606 г. избран епископом Романской епископии . Митрополит Молдовы в 1608-1617 и в 1619-1629 гг. Большое внимание уделял устроению монашеской жизни. Занимался благотворительностью, на свои средства основал в Сучаве первую в стране городскую больницу (1619). По поручению господарей Молдовы дважды побывал с дипломатической миссией в Польше. Погребен в соборном храме Драгомирны. Известно свыше 25 рукописей, переписанных и украшенных А. и его учениками. Среди них - Евангелие 1609 и 1614 гг., Апостол 1610 г., Служебник 1610 и 1612 гг. В Драгомирне находятся 3 Четвероевангелия, 3 Служебника и одна Псалтирь; в б-ке Румынской АН - 2 Апостола. Книги хранятся также в собраниях Москвы (ГИМ, РГБ), Львова, С.-Петербурга (РНБ) и Вены (Австрийская Национальная б-ка). Миниатюры (кроме ктиторских) и орнаментика роскошных Евангелий, созданных в мастерской А., копируют болг. образец XIV в.- Лондонское Евангелие царя Иоанна-Александра 1356 г. Лит.: Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904; Литература ши арта Молдовей: Енчиклопедие: 2 вол. Кишинэу, 1985. Вол. 1; Partenie V. P. Mitropolitul Anastasie Crimca al Moldovei, viaa i activitatea sa. Bucure#ti, 1907; Dr gu V. , Florea V. , Grigorescu D. , Mihalache M. Pictura româneasc în imagini. Bucure#ti, 1970; Popescu- V î lcea G. Anastasie Crimca. Bucure#ti, 1972; idem. Miniatura româneasc. Bucure#ti, 1981. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Анастасий ...

Об одном из библейских патриархов Енохе на первых страницах Библии мы читаем: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ). Илия был вторым небесным человеком, как и Енох, не видевшим смерти. Вот как рассказывает о взятии его на небо книга Царств – замечательно точное по своему историческому изложению произведение. В то время, когда Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Илия сказал Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Елисей отказался оставить своего учителя и руководителя и заверил свое решение клятвою: «Жив Господь, и жива душа твоя! не оставлю тебя». И пошли они в Вефиль. Когда Илия с Елисеем прибыли в Вефиль, к ним вышли «сыны пророческие», проживавшие в Вефиле, и сказали: «Знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над головою твоею?» Елисей ответил: «Знаю, молчите!» Илия удерживал Елисея в Вефиле: «Господь посылает меня в Иерихон». Но Елисей и на этот раз категорически отказался отлучиться от своего учителя. Оба они, Илия и Елисей, прибыли в Иерихон. И здесь сыны пророческие, проживавшие в Иерихоне, приступили к Елисею со словами: «Знаешь ли ты, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею?» Елисей ответил: «Я также знаю, молчите!» Илия сказал Елисею: «Останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану». Елисей клятвенно («жив Господь и жива душа твоя») заверил, что он не оставит своего руководителя. Илия и Елисей подошли к Иордану. Пятьдесят человек из сынов пророческих стали в некотором отдалении. Илия свернул милоть свою и ударил по струям иорданским. Вода расступилась по ту и другую сторону. Илия и Елисей перешли реку, как посуху. Илия и сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». – «Трудного ты просишь, – заметил Илия, – но если ты увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет». И вот, когда они шли дорогою и беседовали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей, смущенный и пораженный, мог только воскликнуть: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» Илия скрылся из глаз его. Горю его не было предела. Но вот с высоты падает милоть Илии, точно залог того, что дух вознесшегося святого пророка почил на Елисее. Так и было в действительности. Ударив милотью по водам Иордана, Елисей перешел его, как посуху.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Илия пророчествовал в царстве Израильском во время нечестивого царя Ахава, который ввел поклонение идолам: Ваалу и Астарте. Однажды Илия явился к Ахаву и предсказал, что за нечестие его и всего Израильского народа Бог накажет их бездождием и голодом. Так и случилось. Три года с половиной не было ни дождя, ни росы, и наступил великий голод в земле Израильской. В это время пророк Илия жил у потока Хорафа, из которого он брал воду, а вороны приносили ему ежедневно утром и вечером хлеб и мясо. Когда поток высох, Илия, по повелению Божию, отправился в город Сарепту. Там он увидел одну вдову, которая собирала дрова. Илия подозвал ее и попросил у нее хлеба. Женщина отвечала: «У меня ничего нет печеного…, а есть только горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; я приготовлю хлеба для себя и для сына моего, съедим и умрем». Илия сказал ей: «Не бойся. Поди, прежде сделай мне небольшой хлебец, а потом сделаешь себе с сыном. Так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке и масло в кувшине не будут у тебя убавляться до тех пор, пока Господь не пошлет дождь на землю». Так действительно и случилось. Мука и масло не убавлялись у нее во все время голода. Случилось, что у вдовы заболел сын и умер. Пророк Илия помолился Богу, и Господь воскресил умершего отрока. Через три с половиной года от начала засухи Илия пришел к Ахаву и предложил ему и всему народу Израильскому испытать, кто есть истинный Бог – Иегова ли, или Вааль? Для этого он собрал весь народ на гору Кармила и предложил устроить жертвенники, возложить на них тельцов, но огня не подкладывать. Чей Бог пошлет с неба огонь на жертву, тот есть истинный Бог . Народ согласился. Сначала жрецы Ваала устроили жертвенник, возложили на него тельцов и целый день кричали: «вааль, вааль, услыши нас». Но не было никакого ответа, и огонь не сходил с неба на жертву. После этого Илия сказал народу: «Подойдите ко мне». Весь народ приблизился. Тогда Илия взял двенадцать камней, по числу колен народа Израильского и устроил жертвенник, возложил дрова, а на них – тельцов и обратился с пламенной молитвой к Господу Богу. Бог услышал молитву праведника и послал с небес огонь на приготовленную жертву. При виде этого чуда весь народ пал на землю и воскликнул: «Господь есть Бог! Господь есть Бог!». После чудесного жертвоприношения Илия взошел на вершину горы Кармила и там усердно молился Богу, чтобы он смилостивился над народом Израильским и послал дождь на землю. Вскоре показалось небольшое облако над морем, затем оно стало увеличиваться, небо сделалось темным от туч и ветра и пошел обильный дождь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Прошло три года. Бедствия стали нестерпимыми. Коснулись они и царского дворца. Недостаток воды и корма для домашнего скота побудил Ахава отправиться на розыски водных источников и травы. Сам Ахав пошел в одном направлении, а начальник царского дворца Авдий – в другом. Об этом Авдии священный повествователь дает весьма положительные сведения, как о человеке благочестивом и богобоязненном. Он рассказывает, что когда Иезавель истребляла пророков Божиих, Авдий укрыл из них сто человек. Группами по 50 человек он скрыл их в пещерах и снабжал их хлебом и водою. Таков был Авдий. И вот в то время, когда Ахав и Авдий пошли на розыски, Господь повелел Илии снова начать обличение Ахава. Послушный велению Божию, Илия покинул Сарепту Сидонскую. На пути ему встретился Авдий. Последний не поверил сначала своим глазам, когда увидел Илию. Он пришел в ужас, так как действовал строгий царский указ о розыске и выдаче Илии. Вывел Авдия из недоумения сам Илия. «Пойди и скажи своему господину, что Илия здесь», – произнес пророк. Но это еще более смутило Авдия. «Если я скажу Ахаву, что ты здесь, но Дух Господень снова скроет тебя, то весь гнев Ахава обрушится на меня. Ахав может разузнать, что в свое время я скрывал от истребления пророков Божиих». Илия успокоил Авдия, заявив: «Жив Господь, Саваоф, пред Которым я стою! Сегодня я покажусь Ахаву». После этого Авдий уже спокойно сообщил Ахаву о появлении Илии. Произошла встреча Илии и Ахава. «Это ты смущаешь Израиля!» – обрушился Ахав на Илию. «Не я смущаю Израиля, а ты и отцы твои», – возразил Илия. Чтобы раз навсегда покончить дело, Илия предложил Ахаву собрать на гору Кармил народ израильский, 450 пророков вааловых и 400 пророков дубравных. Ахав согласился на это предложение. Он рассуждал так, что Илия окажется бессильным против 850 организованных пророков, к тому же находивших правительственную поддержку. К назначенному сроку на Кармиле собрались и народ и пророки. К собравшимся Илия сразу же обратился с такими словами: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог , то последуйте Ему, а если Ваал бог – то поклоняйтесь ему». Народ безмолвствовал. Для испытания правоты пророков вааловых Илия предложил следующее. Пусть дадут нам два тельца. Одного из них пусть выберут себе жрецы Ваала, а другого пусть оставят ему, Илии. Тельцов должно подготовить к жертвоприношению. Но огня для всесожжения не должно давать ни жрецам, ни ему, Илии. Огонь для жертвоприношения должен послать с неба тот Бог, Который является истинным. Предложение Илии было принято. В первую очередь выступили жрецы вааловы. Они подготовили к жертвоприношению тельца и с утра до полудня тщетно взывали: «Ваале, услышь нас». Но ни голоса, ни ответа не было. В полдень Илия стал смеяться: «Кричите громче, может быть ваш бог задумался, или занят чем-либо, или он в дороге, а может быть, он просто спит...» Жрецы стали кричать громче, кололи себя ножами и копьями, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Да, это была победа Бога над тайной пучиной человеческого сердца, совершенная Им через избранника Его Илию Фесвитянина пророка. VII Илия шел с Елисеем из Галгала. Это было на заре, но уже на предвечерней, закатной поре его служения. К концу склонялась жизнь, наполненная чудес и созерцаний. И точно самый воздух был напоен какими-то сладостными, несбыточными предчувствиями. В вихре Господь восхотел вознести Илию на небо ( 4Цар.2:1 ). И как тогда к Хориву, так теперь к другому освященному Божественным касанием месту, к Вефилю, где струилась когда-то с неба Божественная лестница Иакова, спешит Илия. И как тогда, в таинственный миг Богоявления наедине хочет быть Илия с чаемым чудом. «И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль» ( 4Цар.2:2 ). Трепетным ожиданием насыщен, кажется, самый воздух. Но молчание предварит грядущую радость свершений... О каких-то неведомых «сынах пророков» из Вефиля говорит Библия. Они тоже ждали, извещенные, быть может, каким-то Божественным знамением. «И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею, и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите» ( 4Цар.2:3 ). Из Вефиля к Иерихону идет Илия, и там опять вопрошают «сыны пророков». И опять молчание хранят врата тайны. И в третий, последний раз хочет Илия отстранить Елисея, как бы боясь, что грядущее будет слишком, до нестерпимости, ярким для не окрепшей еще в пророчествованиях и не искусившейся в созерцаниях души юноши. «И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба» ( 4Цар.2:6 ). И час чуда настал. «Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана» ( 4Цар.2:7 ). И милотью рассек Илия иорданские струи и, как посуху, перешел с Елисеем по обнаженному дну И стояли они вдвоем на другом берегу в нарастающей буре ожидания. И как последний и совершенный дар, как награду за неотступность в горнем устремлении обещает Илия Елисею даровать все, чего только он ни попросит, если только увидит последнюю тайну его восхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Ангел, или ангелы, на иконах управляют лошадьми при взятии Илии на небо, – это согласно мнению некоторых толковников, будто Илия был взят на небо ангелами 19 . На иконе из собрания А.М. Постникова, бывшей в 1898 г. на выставке в С. – Петербургском Археологическом Институте, пророк Илия изображен в пещере, близ потока. На заднем плане – горы, исполненные в шаблонном стиле. Надпись возле головы пророка – уставом XIV–XV в.: “святому Илии вранове приносят о небес пищу в гор...“ Вверху по золотому фону надпись реставрированная: “Ariocъ пророкъ Бoжiй Uлiя. 20 “ – На литых изображениях пророка Илии есть такой образок XV в. в Тверском музее 455 (ср. 456). Пророк представлен на колеснице, несомой на облаке, которая поддерживается архангелом Михаилом. Пред ним, в углу, из другого облака, видна рука с двуперстным сложением. Елисей ухватился за одежду Илии (милоть). Внизу, с правой стороны, на особом плане изображен пророк Илия, и ворон несет ему хлебец. 21 В переводах с икон из собрания И.В. Тюлина 22 на табл. LVI пр. Илия изображен во весь рост, в левой руке держит хартию, правую поднял вверх с двуперстным сложением; на табл. LVII представлено: Илия у потока принимает пищу от ворона, явление ангела пр. Илии, переход пророка с Елисеем через Иордан и взятие Илии на небо. – В греческом подлиннике о пр. Илии замечено кратко: “старец, брада седая. 23 “ В Софийском подлиннике под 20 июля – “пророк Илия, в свитце: ревнуя поревнова.“ В Строгановском подлиннике под тем же числом изображено взятие Илии пророка на небо. Илия в колеснице о двух колесах, запряженной парою крылатых коней, в огненном пламени передает стоящему внизу на земле Елисею милоть. Вверху в углу благословляющая десница – символ Божества. Илия пророк – “сед, риза верхняя багор, а под исподом шуба лазорь а на Елисее риза багор с белилом.“ В Сийском подлиннике пророк Илия на л. 120 представлен в виде старца со всклокоченными волосами, в опоясанной тунике и мантии, сделанной из шкуры животного, с двумя свитками в руках. На л.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Справа от ниши в нижнем ярусе - «Прор. Илия, воскрешающий сына вдовы» и «Триумф Мардохея», в среднем - «Стена Беэршивы» и «Освящение скинии», в верхнем - «Помазание Соломона на царство» и «Встреча царя Соломона и царицы Савской». На юж. стене в нижнем регистре - «Царь Ахав и прор. Илия» (сохр. фрагмент), «Прор. Илия и Зарефата», «Прор. Илия на горе Кармил», «Прор. Илия убивает жрецов Ваала», в среднем - «Перенесение ковчега завета в Иерусалим», росписи верхнего регистра утрачены. На сев. стене в нижнем ярусе - «Видение прор. Иезекииля» и «Маттафия из рода Хасмонеев перед идолопоклонниками», в среднем - «Битва прор. Самуила с филистимлянами» и «Прор. Самуил у Силома», в верхнем - «Сон праотца Иакова» (сохр. частично). На вост. стене видны росписи нижнего яруса: справа от входа - «Прор. Давид и царь Саул в пустыне Зиф», слева - незначительные фрагменты композиции «Пир Валтасара». Программа росписи иллюстрирует исполнение пророчеств о грядущем приходе Мессии, об утверждении царства Давидова, о восстановлении Иерусалима и его храма, а также примеры духовной силы и чудесных побед пророков. Важнейшим является принцип сопоставления, воспринятый христ. искусством, соотносящим ветхозаветные пророчества и их исполнение в НЗ: «Прор. Моисей получает скрижали завета» и «Исаия, пророчествующий о Новом Завете»; «Прор. Моисей ведет иудейский народ в землю обетованную» и «Исаия, пророчествующий о Новом Иерусалиме». Прор. Илия на горе Кармил. Прор. Илия убивает жрецов Ваала. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей, Дамаск) Прор. Илия на горе Кармил. Прор. Илия убивает жрецов Ваала. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей, Дамаск) Живопись синагоги доказывает существование иудейского монументального изобразительного искусства вопреки запрету на изображение живых существ (Исх 20. 4). Уже с I в. отдельные раввины предлагали его более гибкое истолкование, стремясь оправдать украшение синагог библейскими сценами и фигурами пророков (ср. мозаичные полы V-VI вв.

http://pravenc.ru/text/Дура-Европос.html

И вот встретились они – царь Израиля и пророк Всевышнего. Для Ахава Илия был бунтовщик, непокорный противник его царственным велениям, возмутитель народа. С гневом, хотя, быть может, и не без тайного трепета перед его непонятной силой, обратился Ахав к Илии. «Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля?» ( 3Цар.18:17 ). Как к подсудимому обратился Ахав к Илии, но Илия предстал перед ним как судья. Он готов был вступить с ним в единоборство, чтобы его, царя Израилева, гордящегося своею мощью, обвинить в его человеческом бессилии и покорить Царю царствующих – Господу. Не Илия должен отвечать перед Ахавом, как нарушитель мира, но Ахав перед Илией, как непокорный божественной воле, как восставший против веления Вышнего. «И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам» ( 3Цар.18:18 ). И не только Ахава, но и весь народ Израильский, богоотступный, немощный, трусливый и двоедушный, вызывает Илия на единоборство. Он хочет явить народу бессилие его кумиров, слабость его всегда колеблющейся воли и могущество своего Бога и действенность Его велений. " Теперь, – говорит он Ахаву, – пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели. И послал Ахав ко всем сынам Израилевым, и собрал всех пророков на гору Кармил» ( 3Цар. 18:19–20 ). И вот всему народу бросает Илия свой вызов. Он требует от народа твердой воли, целостного сердца, нераспавшейся, нераздробленной, нерастленной души. Он обращается к народу со своеобразным «все или ничего». Он, Илия, способен понять язычников, подобных женщине из Сарепты, не ведущих Иегову и до конца отдавших свое сердце многобожию, но с величайшим негодованием, презрением относится он к тем, кто всегда изменяет, как неверная женщина, и непрестанно колеблется между Истинным Богом и истуканами неверных. «И подошел Илия ко всему народу, и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог , то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова» ( 3Цар. 18:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

В грозном лике пророка, рядом со святой божественной строгостью, суровостью проглядывают черты как будто бы и человеческой, может быть слишком человеческой, жестокости. «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их. И отвел их Илия к потоку Киссону, и заколол их там» ( 3Цар.18:40 ). Но несмотря на то что Илия еще в Ветхом Завете, в царстве грозных карающих велений, жестокое дело, совершенное им, не остается без внутренних тягостных последствий для жизни его духа. У Илии будет своя трагедия, будут дни жуткой мучительной борьбы. Эту трагедию увидим мы в дальнейшем, но корни ее заложены именно здесь, в гневе Илии, в путях жестокой казни, на которые стал он там, на потоке Киссоне. Страшное дело, совершенное Илией, – как бы последний удар громов, прозвучавших по слову пророка над отвернувшейся от Бога землей, над отвергнувшим Бога народом. С ним наступает и конец каре; смирившиеся, уверовавшие восприимут дар милости. Раскаленная земля скоро дождется влаги, и смертоносное небо принесет жизнь. И сам Илия, точно слившийся с этой общей атмосферой ожидания, нетерпеливого и радостного, он уже не возвещает ни суда, ни наказания. Вместе с прозревшим народом, вместе с чающей природой он есть воплощенное чаяние, порыв, влекущийся навстречу нарастающей, несущей спасение буре. «И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей; ибо слышен шум дождя. И пошел Ахав есть и пить, а Илия взошел на верх Кармила, и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими. И сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю. Тот пошел, и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай это до семи раз. В седьмой раз тот сказал: вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: «запрягай (колесницу твою) и поезжай, чтобы не застал тебя дождь». Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, (заплакал), и поехал в Изреель» ( 3Цар. 18:41–45 ). А Илия уже как будто не Илия-пророк. В нем проснулась стихия его племени, стихия кочевий, среди которых он рожден. Как бедуин, как скороход царя, мчится он, ликующий, в многошумных, животворящих, плещущих потоках небесной влаги.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Хвалит того вся земля, почитают вси концы, величает весь мир, призывает в молитвах вся вселенная, поют его страны и отечества, ублажают гради и пустыни и острови морстии, но никтоже весть, где живет и како пребывает, что ясть и что пиет и чим одевается и како толикия тысящи лет жив хранится. Виде того Петр со Ияковом и Иоанном на горе Фаворстей Христу предстояща и славное его преображение, егда божественный свет паче солнца во сия из плоти Владычни, егда апостоли ниц падоша на земли, Илия же с Моисеом крепко стояше и доброту ону чюдную немизающимися 1939 смотряше Но ни Петр ведяше, откуду прииде Илия и камо паки отиде, ни Ияков уразуме, како без крил прелете, како без коней своих огненных приеха, како внезапу обретеся на горе с ними и како скоро абие невидим бысть. Ниже Иоанн, возлюбленный ученик, позна, в коих вселяется обителех, коим питается хлебом, кую воду пиет, кое солнце зрит, киим воздухом дышет, кия сожители имеет, коею радостию радуется и коею добротою сияет. Разве ныне по отрешении их от плотскаго соуза и по внитии во оная божественная селения негли видят явственно жизнь его чюдную и обитель нерукотворенную и светлость сладчайшую и славу превысокую и неизреченную. Речем ли, яко на небесех есть, но Писание не глаголет его взята быти на небо, но «яко на И Господь во Евангелии явственно глаголет: «Никтоже взыде на Речем ли, яко в рай восхищен есть, но паки Писанию и о сем молчащу. Кто смеет глаголати недостоверная некая, во свидетельство представляти писания? Глаголющу святому Златоусту: «Рцы ми, како Илия взыде на огненней колеснице? Огнь палити обыче, а не возводити. Како толикое живет время, на коем есть месте, почто сие Темже аще Златоуст не ведяше, на коем есть месте Илия, и таковыми вопросы многоиспытующих смиряше, мы откуду вемы, где есть: на небеси, или в рай, или на воздусе; единому точию ведущу приложившему его Владыце. А яко жив есть, свидетельствует златословесный он учитель оными словесы, како толикое живет время. И паки инде глаголет его пророков главу и Богу друга, даже до днесь не А яко второму пришествию Христову предтеча будет Илия, утвержает той же златословец, толкуя апостольская словеса: «Тогда явится – и глаголет не иносказательно некако, но явственно и чисто, яко при антихристе Илия приидет, верных утверждая, и самого Христа приводит, глаголюща: «Илия приидет и устроит И приносит уподобление изрядное, глаголя: «Якоже Иоанн Предтеча бе перваго пришествия, тако и Илия будет предтеча втораго и славнаго его пришествия и на сие храним Мы же, возлюбленнии, величающе великаго Илию и слышаще преславное взятие его «яко на небо», не испытуем, где живет Илия, но точию чюдимся, како на земли ангельски поживе, како со земными небесный человек явися, како о благочестии ревноваше, како добродетелию сияше, како плотню своею сильно обладаше и отрастем не порабощашеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010