Крещения Господня



  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026

Круг богородичныйИскать в Источникеpravmir.ru
... и уверить, что ты ведь — все время перед чертой. Но и ты, и, конечно, каждый твой ближний живет так, точно он будет жить вечно, точно тебе еще так много надо и совсем неотложного сделать. Без того, что рисуется вдали, но настоятельно требует своего выполнения, — без этого нет жизни. В поезде метро я смотрю, как уже немолодой мужчина старательно придерживает крышку своего модного портфеля, чтоб тот не раскрылся, и мысли мои о пределе, черте, крае жизни каждого из нас делаются еще более ощутимыми, реальными, главенствующими. Отзвучали полные жизни и радости напевы Рождества Христова и Крещения Господня, когда душа бывает захвачена величием праздничных событий, большим скоплением народа в храме, полнотой переживаний Церкви и твоего собственного сердца. А вот схлынули эти всплески духа, поутихло скопление людей, начались грустные звуки сретенских ирмосов, — и твое сердце призадумалось — над нашей, общей для всех человеков участью. И икона Божией Матери “Утоли моя печали” в эти дни начала сретенских ирмосов так близко участвует в жизни человеческой. Наша жизнь — юдоль печали, юдоль созерцания неизбежного конца. Но человек не может существовать только с этим чувством. В ... далее ...
Дневники св. Николая Японского. Том Ι.Искать в Источникеpravmir.ru
... — третий архиерейский сан в православной церковной иерархии Архиерей — лицо высшей духовной иерархии из черного (монашеского) духовенства (архимандриты, епископы, архиепископы, митрополиты) . Благовещенье — праздник в память благовестил, возвещения Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии о рождении у нее Христа; празднуется 25 марта по старому стилю. Благочинный — административно–судебное должностное лицо духовенства, досматривающее над приходами своего округа. Богоявление — явление Святой Троицы во время крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей в Иордане; праздник Богоявления (Крещения Господня) отмечается 6 января (ст. ст.) . Введение — Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник в память входа трехлетней Девы Марии во храм Иерусалимский, где совершился обряд ее посвящения Богу; празднуется 21 ноября по старому стилю. Великое славословие — песнопение на праздничной заутрене (утренней церковной службе) , после канона, и на благодарном молебне после молитвы. Величанье — стих в честь Иисуса Христа, Божьей Матери или празднуемого святого, который поется на всенощной (см. ниже) священнослужителями посреди церкви, а певчими на клиросе. Вечерня — служба, ... далее ...
Догмат о Пресвятой Троице | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... ( Пс. 109, 1, 3 ) . О Третьем Лице Святой Троицы возвещается: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» ( Ис. 48, 16 ) — и в пророчестве о Мессии: «Почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11, 2 ) . 2. Свидетельства Нового Завета Троичность Лиц в Боге ясно проповедуется после Пришествия Сына Божия и составляет одну из основных истин Евангельского Благовестия: Отец послал в мир возлюбленного Сына, чтобы мир не погиб, но имел Источник Жизни в Духе Святом. Прежде всего тайна троичности была приоткрыта во время Крещения Господня ( Мф. 3, 16—17 ) , отсюда и само Крещение называется Богоявлением, то есть явлением Бога — Троицы. Воплотившийся Сын Божий был крещаем в Иордане, Отец свидетельствовал о возлюбленном Сыне, а Дух Святой почил на Нем в виде голубя, подтверждая истинность гласа Отца (так говорится в тропаре Крещения) . С тех пор Таинство Святого Крещения является для уверовавших дверью, открывающей путь соединения с Божественной Троицей, имя Которой знаменуется на нас в день Крещения по заповеди Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( ... далее ...
Богоявление: Христос – как солнце, душа – как ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Крещение Господне картинки, иконы, фрески, мозаики Рождество и Крещение. Всего несколько дней отделяют один праздник от другого, и эти несколько дней сами являются праздником и называются в народе Святками. То есть – Святыми днями. Получается как бы один многодневный праздник, который открывается Рождеством и завершается Крещением. Протоиерей Игорь Гагарин Эта близость по времени двух величайших праздников неслучайна. В глубокой древности они вообще не разделялись, это был один праздник и назывался он – Богоявление. Сейчас это название закрепилось за вторым праздником, стало синонимом Крещения Господня. И хотя исторически одно событие отделяется от другого тридцатью годами, связь между ними очень тесная. Напомню, что христиане праздновали Богоявление в те дни, когда языческий мир прославлял солнце. В конце декабря, как известно, солнце, уходившее от земли все дальше и дальше, останавливается, а затем начинает возвращаться. И язычники, уверенные, что солнце – бог, с ликованием приветствовали это возвращение, радовались умножению тепла и света, которое оно сулило. Христиане, которые не знали даты рождения Спасителя, тоже стали в эти же дни славить Солнце, но другое, Солнце ... далее ...
Праздник как ТаинствоИскать в Источникеpravmir.ru
... и драконов, и то действует, то страждет 11. Ибо стыжусь говорить при свете дня об их ночных обрядах и срам их превращать в мистерию. Знает это Элевсин и зрители того, что предается молчанию и достойно молчания (Сл. 39, 1, 1–12; 3, 3–4, 14; SC 358, 150–154 = 1. 532–534) . Подчеркнув демонический характер языческих мистерий, святитель Григорий говорит затем о божественном и освящающем характере христианских таинств-праздников. В этих таинствах присутствует сам Христос, Который освящает и очищает участвующего в них человека. По образу Крещения Христова совершается крещение людей, и праздник Крещения Господня становится праздником всех крещеных во Христа: Мы уже отпраздновали достойным образом Рождество Ныне же другое деяние Христово и другое таинство… Христос просвещается — озаримся и мы с Ним! Христос погружается в воду — сойдем и мы с Ним, чтобы с Ним выйти Приходит Иисус, освящающий, может быть, и самого Крестителя, но во всяком случае — всего ветхого Адама, чтобы похоронить его в воде Восходит Иисус из воды и возносит с Собою мир, и видит разверзающиеся небеса ( Мк 1: 10 ) , которые Адам закрыл для себя и своих потомков… (Сл. 39, 14, 1–13; 15, 1–3; 16, 1–4; SC 358, 178–184 ... далее ...
Пользу крещенской воды подтвердить документально ...Искать в Источникеpravmir.ru
... людям, которые от него дистанцируются. Кроме того, в свое время ряд архиереев совершенно справедливо запретили появляться священникам на хлебокомбинатах и освящать там куличи, трезво рассудив, что в этом случае снижается количество людей, приходящих в храмы для освящения куличей, и многие теряют единственную присутствующую в их сознании – пасхальную – потребность посещения храма. Не говоря уж о том, что и доходы храмов резко падают — потому что один из собратьев-священников конвейерным методом освятил все куличи, изготавливаемые в городе. Так и здесь. Не надо увлекаться идеей, что в день Крещения Господня вся вода святая, и ее можно ведрами наливать у себя в ванной. Свята та вода, к которой прикоснулась Церковь своей молитвой. И та, к святости которой человек потянулся. Крещенское хождение в храм, стояние в очереди – это усилие. И Господь призирает на него. А вот заход в свой домашний санузел для того, чтобы нечто из него изнести, к числу подвигов отнести никак нельзя. Так что именно исходя из своей, церковной позиции, я солидарен с протестом физиков-атеистов. Вера и наука всегда рядом в своем противостоянии суеверию. Наконец, важно понять, что те перемены, которые ... далее ...
Борода в тумане: Похож ли Бог на дедушку? | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1: 18 ) . Господь истинно вочеловечился, принял тело, и это тело имело зрительный образ, который теперь стало возможным изобразить. Итак, изображение Христа совершенно оправданно. Но как быть с невоплощенными Лицами Святой Троицы, Богом Отцом и Святым Духом? Здесь на помощь приходит символика. Так, мы знаем из Писания, что Святой Дух являлся в виде голубя и огненных языков. Потому очень часто знаком явления Святого Духа на иконе может быть голубь (например, на иконах Благовещения) . Со знаками явления Бога Отца несколько сложнее. В сцене Крещения Господня, также именуемой Богоявлением, Дух явился в виде голубя, а Отец явил только голос. Как изобразить голос? На помощь иконописцам пришла античная традиция жестов. Простертая рука означала прямую речь оратора: именно эту длань Бога Отца мы часто и видим на иконах. С тех пор простертая из облака длань стала символизировать незримое присутствие Господа. Это не есть икона в узком смысле, это символическое изображение, которое применимо для ограниченного круга сюжетов. Однако приземленное человеческое сознание ищет более конкретного воплощения духовного мира. И здесь на первый ... далее ...
Вера отцов: Равенна | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... выговор от батюшки: она пришла в незнакомый храм с дельфинчиком на шее. Был у нее и крестик, но с кулоном в виде дельфинчика, с точки зрения того батюшки, он никак не сочетался. В Равенне мы созерцали портреты двенадцати апостолов в окружении двадцати четырех дельфинчиков — по два на каждого в качестве украшения. И в самом деле, что плохого в дельфинах? В Равенне поражает прежде всего это чувство совершенной свободы в том, что касается форм выражения. Мозаики созданы в классической античной технике, они используют обычные для того времени приемы, но наполняют их новым содержанием. Сцена Крещения Господня: обнаженный Христос стоит в речных струях, Он безбородый, совсем юный. Хочется поправить художника: на проповедь Христос вышел зрелым мужем, и немыслимо было для иудея тех времен не носить бороды или публично обнажаться. Но ведь это изображение условно, оно продолжает традицию античного героического портрета, где в нагом теле ничто не скрыто, но ничто и не подчеркнуто, и это один из важнейших приемов, равно как и юношеский возраст героя. И христианский художник не стесняется говорить с людьми своего времени на привычном им языке. А еще в сцене Крещения есть, помимо Христа ... далее ...
Великая Суббота – толкования, проповеди, ...Искать в Источникеpravmir.ru
... как пророки жили, проповедовали, потом умирали и сходили во ад, и затем туда пришел Иоанн Предтеча и сказал, что всё исполнилось. И вот, наконец, пришел Сам Царь славы, пришел Избавитель, и они реально увидели, что их пророчества исполняются. Можно представить себе их ликование. Описывается сокрушение ада и сатаны, причем, видимо, это разные фигуры, т. е. имеет место некая персонификация, олицетворение ада, чего-то отдельного, и отдельно еще говорится о победе над сатаной. Такой прием, как олицетворение, часто фигурирует в церковной культуре. Вспомним, например, некоторые иконы Крещения Господня, где в водах Иордана, как сквозь темное стекло, видно человеческую фигуру – это олицетворение Иордана. И в богослужении мы будем встречать олицетворение, там есть тексты, в которых говорится: «Днесь ад, стеня, вопиет…» – сегодня ад со стоном говорит, и жалуется, и плачет. В уста ада влагаются некоторые слова, и основано всё это на Евангелии от Никодима. Итак, утреня Великой Субботы: двупсалмие, шестопсалмие, великая ектения. Но далее уже поется Бог Господь, и в замене постного Аллилуйя на Бог Господь можно увидеть уже знамение нового в богослужении, явление чего-то ранее ... далее ...
Застенчивый Бог | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... Его изображения, иконописные портреты, в конце концов, всё Евангелие – это одна большая и подробная икона Спасителя. Трудно найти христианина, который бы никогда не видел икону Христа. Стоит произнести Его Имя, и перед внутренним взором тут же проявится Его Пречистый Лик. Образ Отца для нас тоже понятен, близок и непротиворечив, он не вызывает вопросов и не будит богословской двойственности. Священное Писание живо и ярко повествует о торжественных Богоявлениях на Синае, при Иордане, и нам отчётливо слышится Отеческий глас, память о котором хранится на страницах Писания, особенно в истории Крещения Господня или Преображения. И это само по себе будто и недостаточно для уяснения образа Бога-Отца, но для нас вполне годится и такая скупость изображения, которая эмоционально восполняется молитвенными обращениями Сына к Отцу, особенно в Евангелии от Иоанна – самом троичном из Евангелий. В конце концов, нам просто очень близко и понятно само имя – «Отец», и обращаться к Нему – «Отче наш» – это по-своему вызывающе и дерзновенно, но очень естественно и правдиво. Совсем иначе обстоит дело с Третьем Лицом Святой Троицы. Как мы Его называем? – Святой Дух. Что значит фраза «верую в ... далее ...

  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026

Постоянная ссылка на эту страницу: Крещения Господня
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"