— Хотел бы напомнить, что в Древней Церкви, в первые времена христианской истории, очень многие принимали крещение в конце жизни и делали это сознательно. Даже появился такой термин, как клиническое крещение, т.е. крещение на ложе, на предсмертном ложе. Среди тех, кто принял клиническое крещение, был и равноапостольный Константин, — всю жизнь он прожил некрещеным и принял крещение лишь на смертном ложе. Конечно, Церковью эта традиция была переосмыслена, но причина ее возникновения заключалась в том, что люди были глубоко убеждены, что крещение снимает все грехи, освобождает человека от бремени греховного. А потому совершение крещения на пороге смерти предполагало, что в Царство Небесное, пред лицо Божие человек приходит совершенно очищенным от своих грехов. Мнение, что крещение в конце жизни не просто возможно, но даже желательно, действительно существовало в первые столетия истории христианской Церкви, но, к счастью, впоследствии ушло из нашей жизни, из нашей практики. Однако крещение человека на ложе болезни или даже на смертном ложе вполне возможно и должно приветствоваться; никаких неудобоносимых бремен на крещаемого возлагать не следует. Нужно с радостью воспринимать сам факт, что кто-то захотел креститься на смертном ложе, и возблагодарить за это Господа! Не возлагать, еще раз хочу сказать, никаких тяжелых бремен на плечи несчастного, который страдает и хочет войти через крещение в ограду церковную — пусть даже, с точки зрения общепринятой сегодня практики, не совсем подготовленным. Крестите, ни о чем не задумываясь! Если есть у человека желание войти в ограду церковную, особенно когда нет уверенности в том, что он выйдет живым из стен больницы, то крещение нужно совершить. И принимающий крещение действительно обретает возможность войти в Божественное Царство, получив прощение грехов. Поэтому все эти наши дисциплинарные требования в отношении подготовки к крещению — катехизация и т.д. — не работают, когда идет речь о жизни и смерти. Все нужно в сторону отставить и откликнуться на желание человека болящего, тем более умирающего, принять крещение.

http://pravoslavie.ru/142715.html

Водное крещение, установленное СамимГосподом, совершаемое апостолами и их преемниками, т. е. пастырями церковными, есть истинно и едино. «Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 . и др.). Оно (крещение) вместе с тем не есть простой обряд, как учат сектанты, а есть спасительное таинство, так как в этом священнодействии чрез естественное видимое действие – погружение в воду невидимо сообщаются сверхестественные благодатные дары Св. Духа. Мысль о спасительном значении таинства крещения находят для себя полное подтверждение в св. Писании и особенно выражается втех местах, где говорится о плодах этого таинства. Так, через крещение даруется прощение человеку всех прежних грехов, первородного, переходящего от Адама на всех его потомков и грехов произвольных (если принимает таинство взрослый человек: Деян.2:38 ; ; вместе с тем через крещение подается человеку освобождение от прародительского проклятия за грехи ( ); через крещение подается человеку дар возрождения и обновления в жизнь новую, освящаемую благодатию Духа Святого ( ; ; ; ; ; ). Вот почему крещение в ряду всех таинств является первым таинством и служит как бы дверью, вводящей уверовавшего во Христа в дом Отца Небесного, а потому оно и безусловно необходимо для каждого христианина. Между тем сектанты совершают это таинство только над взрослыми и отрицают крещение младенцев. Младенец еще не имеет веры, следовательно, и крещение для него, по воззрению сектантов, излишне. Но лишая крещения младенцев,сектанты поступают в этом случае вопреки ясному свидетельству св. Писания, где повествуется, что и дети также призываются ко спасению, как и взрослые. Даже более, по слову Спасителя, дети и младенцы являются как бы прямыми наследниками ЦарстваБожия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Толстовцы, молокане и пашковцы говорят: водное крещение не нужно, потому что под водой в Писании разумеется учение. Христос сказал самарянке не о воде, но об учении Своем: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век» ( Ин.4:14 ). Православный ответ: Господь говорил с самарянкой не о таинстве Крещения, но о благодати Христианства. А что под водой живой Господь разумел не учение, но благодать, это ясно из слов Его: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:38–39 ). Но, кроме получения Духа, необходимо было и рождение от воды; как сказал Господь: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ; Мф.28:19 ). Так и проповедовали Апостолы: . Толстовцы, молокане, а иногда и пашковцы говорят: под крещением должно разуметь научение: крестить, это значит – научить. Православный ответ: В Писании крещение означает одно действие, а научение – другое. Это различие всюду устанавливается в Писании: Мф.28:19–20 : «идите, научите все народы, крестя их». Если крещение означает научение, то как сказано: Ин.4:2 : «Сам Иисус не крестил, но ученики Его». Неужели Христос не учил? Толстовцы, молокане, и пашковцы говорят: крещение – означает в Писании страдание, как и сказал Спаситель Апостолам: Мк.10:38 : «можете ли пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь». Кто страдает за веру, тот и крестится. Православный ответ: Страдание – одно, а крещение – другое. Когда Спаситель сказал Апостолам: «идите, научите все народы, крестя их», – неужели Господь повелел мучить людей? Нет. Крещение означает благодатное погружение в воде для прощения грехов и присоединения к Церкви. Пашковцы говорят: Крещение не важно, можно и без него, как сказано: «всякий верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:43 ). Православный ответ: Всякий верующий получит прощение грехов, но не иначе, как чрез крещение. И тем язычникам, которым говорил апостол, повелено «креститься» ( Деян.10:48 ). И еще: да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа ( Деян.2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Духом – чтобы обновить в нас образ и подобие Божие, водою – чтобы благодатью Духа очистить тело от греха и избавить от тления. И вода здесь представляет образ смерти, и Дух подает закон Может быть, как раз вода и является наилучшим веществом для Крещения, ведь именно вода всегда была для человека символом возрождения. С древних времен воде приписывалось свойство оживлять, возрождать (и не только растения, которые поливают водою). Для человека вода всегда имела большое значение. Это наша догадка, но доверять мы можем только словам Самого Господа, Его откровению о том, что родиться надо от воды и Духа. 2. Видимое действие: омовение водою. Крещение производится троекратным погружением в воду. В Св. Писании мы не находим прямого указания на то, каким образом должно проходить Крещение. Но с самого начала христианства троекратное погружение существовало. На чем основывалось погружательное Крещение? – Иисус тотчас вышел из Разумеется, Он мог выйти из воды только в том случае, если погрузился в воду. – когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся И здесь то же самое – Иисус выходит из воды, следовательно, было погружение. Есть еще одно указание: – также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много Большое количество воды необходимо тогда, когда нужно погружение в воду. Для обливательного Крещения совсем не нужно было бы много воды. Везде, где речь идет о Крещении, говорится о погружении в воду. Например, крещение евнуха Филиппа ( ) – же они вышли из воды, Дух Святый сошел на Конечно, и здесь было погружательное, а не обливательное Крещение. Само слово – содержит указание на погружательное, а не обливательное Крещение. Но откуда же тогда берется обливательное Крещение? Из истории известно, что в древности, видимо, было в основном крещение погружением.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Толстовцы и пашковцы говорят: можно обойтись без крещения, потому что разбойник на кресте спасся без крещения. Православный ответ: Не идти же всем в разбойники, чтобы перед смертью одним исповеданием спастись. Во вторых, когда разбойник спасся, тогда еще не было новозаветнаго таинства Крещения, потому что оно установлено перед самым вознесением Господним. Пашковцы, баптисты, адвентисты и толстовцы говорят: крещение – есть простой обряд, видимый, внешний условный знак. Можно и без него обойтись. Православный ответ: крещение не простой малозначащий обряд, но великое священнодействие, в котором крещаемым даруется прощение грехов. Ап. Петр говорит: «да крестится каждый из вас... для прощения грехов» ( Деян.2:38 ). Кто обошелся без него? – Никто. Скопцы говорят: крещение означает оскопление, и Христос и Апостолы, будто, оскопили всех. Православный ответ: Православные отвечают, что это неправда, так как ап. Филипп не оскоплял, но крестил евнуха царицы Ефиопской в реке ( Деян.8 ). Сектанты говорят: Крещение водой – это ветхозаветный обряд, не нужный христианам, которые крещены Духом Святым. Православный ответ: Даже Иоанново крещение не было ветхозаветным обрядом, потому что в сем случае все фарисеи необходимо крестились бы, и Господь напрасно указывал бы фарисеям, что оно с небес, а не от человеков ( Мф.21:25–27 ); тем более не от Ветхого Завета и не от человеков Христово крещение. Сектанты говорят: Крещение не просвещает, не обновляет, потому что когда были крещены киевляне, то бежали за идолом Перуном и кричали: «выдыбай боже!» (Дий Мазаев, «Баптист», 1910, стр. 58). Православный ответ: во 1-х, здесь не сказано, что бежавшие киевляне были христиане крещенные, а не язычники; во 2-х, и в апостольские дни обновленные крещением и получившие Духа верующие, тяжко согрешали прежними своими недугами, например, Симон Волхв ( Деян.8:13–24 ). А что крещение обновляет, видно из Деян.2:38 ; Рим.6:4 ; Тит.3:5 . Сектанты говорят: 1Кор.6:11 : «такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Значит, оправдание – без крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Что есть крещение? Кем установлено крещение? В чем состоят видимая сторона и невидимые действия таинства крещения? Что требуется от того, кто желает принять крещение? 14. Крещение Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. Мф.19:14 . В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении. Кол.2:11 –12. Именем Моим будут изгонять бесов. Мк.16:17 . Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Мф.16:24 . Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 2Пет.2:20 . В прошлом уроке мы говорили о таинстве крещения и спасительных действиях его. Велики и славны эти действия. На том, кто крестится, почивает любовь Бога Отца, он становится сыном Божиим по благодати и получает право взывать к Богу: Авва Отче! На нем почивает затем благодать Господа нашего Иисуса Христа, поскольку он становится последователем Его, очищается в нем от всех грехов и «от полноты Его принимает благодать на благодать». Крещаемый становится наконец причастным Святому Духу, Который избирает его жилищем Своим. Так, крещение не есть простой обряд, который можно было бы и не совершать без вреда для спасения; напротив, оно есть спасительное таинство, существенно необходимое для всех людей без исключения. Но из прошлого же урока мы узнали, что от принимающего крещение требуются покаяние и вера. Требование это ясно, и, однако, в этом ясном требовании некоторые усматривают темноту. Говорят именно: если от желающего принять крещение требуются покаяние и вера, то крестить младенцев нельзя, ибо последние не могут веровать и каяться. Думающие так были еще в древности, есть они и в настоящее время. Но мнение это противно Слову Божию, которое учит, что крестить должно и младенцев. Это мы постараемся доказать теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Нередко крещение совершается в реке, в Енисее или притоке его Кеми, чаще же на нашем святом месте – Монастырском озере близ Енисейска (20 километров). Крещение в естественных водоемах бывает чаще летом, но иногда и в другое время года. Бывает крещение и зимой в проруби – если человек сам очень хочет. Крещение в реке или озере всегда особое событие. Особое переживание и для священника, который тоже входит в воду. Крещаемые с самого начала стоят в белых рубашках, в них и погружаются. Младенцы в этом не нуждаются, крестятся без ничего. Крестик возлагается на новокрещенного еще в воде. По выходе из воды происходит облачение в крещальную рубашку. Во время крещения каждое священнодействие поясняется священником, и крещаемые воспринимают все над ними совершаемое. Обеты отречения и сочетания крещаемые и восприемники произносят сами, ни в коем случае нельзя, чтобы кто-то произносил за них. Символ веры крещаемые произносят сами (хором), для этого им дается красиво оформленный лист с текстом Символа, чтобы это было исповедание веры, а не проверка их памяти. Также никогда никто не произносит Символ веры за крещаемых. Все «Господи помилуй» крещаемые поют сами. Через это складывается общая молитва священника и крещаемых. Освящение воды совершается непременно при каждом крещении. Использование ранее освященной воды, некое «преждеосвященное» крещение никак не оправдано. При храме имеется книга записи крещаемых. Все новообращенные вносятся в эту книгу. Книга записи ведется уже 15 лет. Существует практика раздельного совершения «чина оглашения» и «чина крещения». Однако это делают только некоторые священники, и то не всегда, а по обстоятельствам. Иногда крещение совершается с участием всего прихода. Это бывает не часто, но это очень вдохновенные службы не только для крещаемых, но и для всей церкви. Некоторые прихожане потом в сердцах говорят: «Вот бы сейчас еще раз покреститься, но… такого не бывает!» Крещение возвращается «из частной требы» в дело всей Церкви. Потом происходит Литургия, на которой новокрещенные впервые участвуют как верные и новопросвещенные чада церкви. Рекомендуется неделю после крещения всюду ходить в обычных, но белых или светлых одеждах. По окончании первой Литургии новокрещенные подходят к амвону, священник произносит им наставление, вручает свидетельства о крещении и приветствует их как чад церковных, так же и прихожане, подходя, приветствуют их как своих новых братьев и сестер во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Только женщины составляют единственное исключение из этого общего правила. Жены, которым запрещено даже учить и которым апостол едва дозволил присутствовать при публичном учении, ни в каком случае не должны решаться крестить других 1273 . Но и те лица, которые имеют право совершать крещение, должны поступать с осторожностью и осмотрительностью. Хотя креститься могут все 1274 , никто не лишен сего небесного дара, однако совершитель таинства должен обращать строгое внимание на то, чтобы ищущего крещения найти «в религиозном расположении духа», обрести в нем «начаток веры, произведенный чтением Св. Писания», и только тогда должен крестить, когда вера ищущего крещения уже не терпит отлагательства 1275 . В этих видах полезнее отлагать крещение, особенно детей; их лучше всего крестить, когда они возмужают, будут в состоянии понимать учение, оценить высокость таинства и исполнить свои обязанности. Люди обыкновенно поступают очень осторожно по отношению к своим имениям, не доверяя управления ими детям до их возмужалости; если так по отношению к земным благам, то как вручить им благо небесное? Даже есть причины отлагать крещение и для взрослых людей, молодых, потому что они подвержены слишком сильным страстям: «пусть они или прежде женятся, или укрепятся в вере и воздержании» 1276 . Все, желающие спасения, должны креститься, без крещения никто не может спастись ( ); и если Сам Иисус Христос, будучи совершенно безгрешным, восхотел креститься и крестился, то тем более люди грешные нуждаются в крещении 1277 . Но как бы крещение ни было важно для грешников, какие бы благодетельные плоды оно ни приносило, оно все-таки омывает лишь прошедшие грехи, не может заглаждать будущих грехов человека, – для очищения грехов, совершенных после крещения, в церкви Христовой установлено другое таинство – таинство покаяния 1278 . Крещение совершается над человеком однажды во всю его жизнь, оно – едино, как едина вера и един Господь ( ); грехи наши омываются в купели крещения только однажды, и этим уже ясно напоминается нам, что мы, омытые водами крещения, не должны уже грешить 1279 . Есть, правда, и другое крещение, крещение кровью, но и оно также едино и есть – так сказать – дополнение водного крещения, в нем заглаждаются грехи, соделанные после первого крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

При отсутствии веры человек не может вместить духовных наставлений В таком состоянии находящемуся человеку увещание и слово так полезно, как глухому музыка, как мертвому речь. Евангелие святое, слово Божие так, как баснь слушает, муку вечную и Царство небесное за вымысел ставит (1:69). Память об обетах крещения удаляет от греха (2:132, см. КРЕЩЕНИЕ , 443). В крещении христианин получает прощение грехов (3:56, см. КРЕЩЕНИЕ, 440). Крещение отпускает грехи и обновляет сердце (2:63, см. КРЕЩЕНИЕ, 440). ХРИСТИАНИН обещался в крещении Богу работать, но грехами отстает от Бога и пристает к врагу Человек-христианин в крещении отреклся сатаны и всех дел его злых, и обещался служить Богу преподобием и правдою, и так, оставивши сатану, пристал к Богу. И Бог принял его в высочайшую Свою милость, и омыл его от скверн греховных, освятил и оправдал... Тако омовеннаго, освященнаго и оправданнаго принял Бог в сына Себе и сделал «наследником небесного царствия», как о том святое Его слово свидетельствует ( ; ). Христианин, когда ко греху обращается и работает прихотям мирским, паки отстает от Бога и пристает к сатане и злым его делам. «Никтоже бо может двема господинома работати», глаголет Господь ( ). И тако бывает плач Ангелам и всем святым, которые прежде радовалися о спасении и блаженстве его (5:338). Кто пребывает в грехах, тому крещение не приносит пользы (3:37, см. КРЕЩЕНИЕ, 445). Тяжко согрешает человек, когда крещением святым омовен, уклоняется на путь нечестия (5:28, см. КРЕЩЕНИЕ, 445). Христианин, в крещении омытый, грехами снова, как грязью, вымазывается Невозможно довольно описать и оплакать бедственное состояние того христианина, который по святом крещении вдался в беззаконныя дела и беззаконнует.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

приими веру, еюж Богу сам верен будеши; приими, Государь, крещение, им же очистятся твои греси; приими крещение, им же внидеши в небесное царствие; приими крещение, им же со Ангелы ...............литися будешь; твоим крещением и правою к Богу верою Московское великое Государство от мятения престанет и тишину приимет; твоим крещением кровь Крестьянская престанет литися; твоим крещением разореные церкви ......................тися и безкровная жертва, о тебе приносимая к Богу учнет возсылатися; твоим крещением многие грады позженые и веси и домы всяких запустошеных учнут строитися, и вси провославнии Крестьяне от плача ................рятся, твоим крещением Крестьянская вера не разорится, но и паче просветится; твое крещение святителем и всему священническому и иноческому чину и всем православным Крестьяном путь и вож и спасение в небесное ......................ому к Богу приближение, а на врагов твоих страх и трепет; твое крещение благоверным Князем и боляром и всему Христолюбивому воинству на врагов твоих крепость их, храбрость, а на врагов твоих победа и одо........................ славным Християном мир и любовь и соединение, и всему благому совершение; и непостыдно да глаголеши: сотворих волю Твою, Боже мои, крещение восприяв и веру Твою возлюбив, и сотворих суд и правду непре...............мя. Приклони, Государь, к вниманию, на который образ всегда взирати лепо есть, кроме точию на самого Царствующего небом и землею и всею тварию, еж есть един страшен и всесилен. Аще, Государь, на него единого упование твое поло.............. его устрояеши, уверенное тебе Царство, и сотвориши суд и правду, и неправость всякая от Царствия твоего отбежит. Блажен и треблажен воистину ты будеши не токмо и нынешнем сем настоящем житии, но и в будущем царствии .......................милован, и приимеши венец жизни, по писаному: не всяк, глаголяи Ми: Господи, Господи, внидет в царство небесное, но творяи волю Отца Моего, иже есть на небесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010