В. Чернов Крещение Господне События праздника Крещение Спасителя торжественно воспоминается Церковью через две недели после праздника Рождества, 6/19 января. Это связано с тем, что в древности Рождество и Крещение составляли один праздник в честь явления в мир Спасителя, именовавшийся «Эпифания» («Явление»). Впоследствии эти два празднования совершаться раздельно, однако сохранили глубокое единство, образовав особый праздничный период церковного года – Святки. Жизнь Иисуса в Назарете Господь Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. Вместе со Своей Матерью Он прожил там до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание ремеслом Своего мнимого отца, праведного Иосифа, который был плотником. Когда Иисусу исполнилось тридцать лет‚ то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учить в синагогах и быть наставником, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по пророческому слову, должен был явиться Израилю Предтеча, призванный приготовить людей к принятию Мессии. Именно о нем было пророчество Исайи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» Крещение Господне ( Ис. 40:3 ). Этим Предтечей был Иоанн, сын иерусалимского священника Захарии и родственник Пресвятой Девы Марии, ведший тогда суровую жизнь в Иудейской пустыне ( Лк. 3:2 ). Проповедь Иоанна Иоанн ходил в окрестностях реки Иордан, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов ( Лк. 3.3 ). Крещение Иоанново было не то же самое, что христианское крещение: оно не подавало прощение но лишь символически свидетельствовало покаяние человека и его желание исправить свою жизнь. Послушать проповедь пророка выходила вся иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах Иордана, исповедуя свои прегрешения ( Мк. 1:5 ). У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: не он ли чаемый всеми Избавитель? Креститель сразу же отверг мнение, что он и есть Мессия. «Идет за мною Сильнейший меня, – говорил Предтеча, – у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мк. 1:7–8 ). Крещение Господа Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов Крещение Господне – 19 января в 2016 году Богоявление Праздник Крещения Господня , или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие). «Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело, сложеное, животна назидая (воссоздавая)… имеющим в себе жизнь вечную». Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает».

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-v-...

Разделы портала «Азбука веры» Крещение – это Таинство пакибытия , как говорит Церковь , или, по-русски, нового рождения . Сам Господь, посылая учеников, говорит: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» ( Мф. 28:19 ). Крещение, как и физическое рождение, возможно лишь раз. «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Ефес.4:5 ); «верую… во едино Крещение во оставление грехов» (никео-константинопольский Символ веры – 381 год). «Одно рождение с небес. Одно есть от плоти, а другое от Духа, одно есть от смертности, а другое от вечности, одно есть от мужа и жены, а другое от Бога и Церкви. Но и то, и другое есть единожды» (бл. Августин). Древняя Церковь не знала слова Крещение . Это славянское слово, и оно производится от крест . Крещение – дословно мистерия, таинство Креста Христова. Новый Завет знает другое слово – баптизо , что означает погружение, омовение . И когда перед святыми отцами стояла задача наименовать баптизо , чтобы выделить основные идеи богословия этого Таинства, в писаниях отцов Церкви Крещение было названо Просвещением . «Просвещение есть лучший и величественнейший из даров Божиих. …Мы именуем баптизо даром, благодатию, крещением, помазанием, просвещением, одеждою нетления, банею пакибытия, печатию, всем, что для нас всечестно. Именуем даром, как подаваемое тем, которые ничего не привносят от себя; благодатию, как подаваемое тем, которые еще и должны; крещением (греч. – погружением), потому что в воде спогребается грех; помазанием, как нечто священническое и царское, потому что помазывались цари и священники; просвещением как светлость; одеждою как прикровение стыда; банею как омовение; печатию как сохранение и знамение господства. О сем даре сорадуются небеса; его славословят Ангелы, по сродству светлости; он есть образ Небесного блаженства; его желаем и мы воспеть, но не можем…» (св. Григорий Богослов ). «Крещение – искупление тленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие души, светлая одежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление Царствия, дарование сыноположения (св. Василий Великий ).

http://azbyka.ru/kreshhenie-eto-vozmozhn...

Содержание Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника. Что такое Крещение Господне Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения.  На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!  Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын.  И было засвидетельствовано, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог. Крещение Господне — двунадесятый праздник . Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник. Когда празднуется Крещение Господне Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю). Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника. Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

http://foma.ru/19-janvarja-2023-kreshhen...

Разделы портала «Азбука веры» 1. Русское слово «крещение» происходит от слова: Правильный ответ: Верно! Комментарий: Более вероятно, что от слова Христос . В старинных рукописях крещение называется хрещением . Если попытаться понять точный смысл современного слова «крещение», то оно означает мистерия Христа, действо Христа . Ответить 2. Таинство Крещения совершается: Правильный ответ: Верно! Комментарий: Крещение (духовное рождение), как и физическое рождение, возможно лишь раз. «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Ефес.4:5 ); «верую… во едино Крещение во оставление грехов» (никео-константинопольский Символ веры – 381 год). «Одно рождение с небес. Одно есть от плоти, а другое от Духа, одно есть от смертности, а другое от вечности, одно есть от мужа и жены, а другое от Бога и Церкви. Но и то, и другое есть единожды» ( блаженный Августин ). Ответить 3. Было ли крещение, которое совершал в реке Иордан Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, аналогом современного Таинства Крещения? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Можно сказать, что Иоанново крещение было, по внешнему характеру, формой ритуального омовения. Этим крещением (омовением) запечатлевалось покаяние грешников (оно сопровождалось исповеданием грехов). Однако, ему не было присуще сакраментальное (таинственное) значение, оно служило средством подготовки сынов Израиля к пришествию обетованного Мессии, но не средством совершенного омовения человека от скверны греха (каким является Таинство Крещения, совершаемое в лоне Вселенской Православной Церкви). Сам Иоанн сознавал себя, как Предтеча ( Ин.1:31 , ср. Лк.3:3-6, 15-17 , Мк.1:1-8 , Мф.3:1-3, 11-12 ). Ответить 4. Станет ли после Крещения меньше житейских проблем? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Приходящим к крещальной купели я говорю: вы понимаете, что всегда, именно всегда, будете противостоять сатане. Сатана будет всегда вредить вам и враждовать против вас. Вы готовы к этому?.. И далее я привожу пример. После крещения жизнь у человека становиться сложнее, труднее. Все, что раньше получалось, – рушится, могут обостриться болезни… Все это потому, что вашим врагом станет диавол, и лишь жизнь церковная может нас уберечь от демонического злого воздействия.

http://azbyka.ru/test/kreshhenie

Разделы портала «Азбука веры» 1. Евангелисты, у которых мы находим рассказ о Крещении Иисуса Христа: 1 2 3 4 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Ответить 2. Какое отношение к святкам имеет праздник Крещения Господня? Правильный ответ: Верно! Комментарий: В Православной Церкви праздник Богоявления (Крещения Господня) завершает рождественские святки. Ответить 3. Официальное название в Русской Православной Церкви праздника Крещения Господня: Правильный ответ: Верно! Комментарий: Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Два главных смысла этого праздника: - раскрытие тайны триединства Бога - явление Святой Троицы; - явление Иисуса Христа как Мессии. Ответить 4. Иоанн Предтеча крестил: Правильный ответ: Верно! Комментарий: Иоанн Предтеча говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня... Он будет крестить вас Духом Святым и огнём...» ( Мф.3:11 ). Крещение Иоанна было в значительной мере действием, направленным на подготовку человека к принятию Царства Божия (которому надлежало открыться с Пришествием Мессии), однако не дарующим участнику этого обряда тех основных благодатных даров, какие даруются грешнику, принимающему христианское Крещение. Крещение от Иоанна – это и объявление Иоанна о том, что наступают последние, судные времена, и о том, что собирается община людей, которые спасутся. А Крещение Христово, Крещение христианское – это Таинство единения со Христом. Ответить 5. Безгрешный, крещаемый Спаситель не нуждался в: Правильный ответ: Покаянии Верно! Ответить 6. Святой, у которого мы находим одно из ранних упоминаний об особом почитании воды, набранной в день Святого Богоявления, и о её чудесных свойствах: Правильный ответ: Верно! Комментарий: Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Святого Богоявления, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста , относящейся к 387 году: «Посему в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею».

http://azbyka.ru/test/kreshhenie-gospodn...

Крещенская вода, богоявленская вода – вера, мифы и суеверия Можно ли добавлять в ванну, давать животным и обливаться «от сглаза» 17 января, 2020 Можно ли добавлять в ванну, давать животным и обливаться «от сглаза» Каждый год в преддверии праздника Крещения Господня на сайт приходят десятки вопросов о крещенской воде, богоявленской воде, святой воде – где брать, как принимать, надо ли купаться, сколько раз набирать? Публикуем ответы священников на самые частые вопросы о крещенской воде. Будет ли купание крещенским, если мороза нет В какой день брать святую воду, 18 или 19 января? Чем отличается крещенская вода от богоявленской воды? Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18 и 19 января. Поэтому нет разницы, когда вы возьмете воду — 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской. Никакой разницы между водой, освященной 18 и 19 января, НЕТ. Иоанн Креститель совершал обряд, называемый «крещением». Но само понятие креста, как символа христианства, от которого, как мне кажется, происходит слово «крещение», пришло с распятием Христа, то есть позднее самой смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было «крещение», а не, к примеру, «омовение»? В греческом тексте Евангелий Крещение обозначено глаголом «баптизо» — погружать, а в первом значении — хоронить. Это вполне соответствует контексту и смыслу действий Иоанна Крестителя. Термин «Крещение» возник при собственно славянском переводе Евангелий, когда такое специфическое действие было свойственно, прежде всего, христианству. Однако точных сведений об истории данного термина мне найти не удалось. Весьма вероятно, что Таинство Крещения пришло в славянский мир раньше, чем термин для него. Возможно, именно поэтому был избран именно такой термин, как более наглядно объясняющий то, что происходило на Иордане, и теперь уже неразрывно связанный в представлении людей с принятием Христа. Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским? В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное — это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, глас Бога Отца с небес «Сей есть Сын Мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день — это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

http://pravmir.ru/kreshhenskaya-voda-bog...

Что нельзя делать на Крещение? 28 июня, 2012 Крещение Господне — праздник, в которой Господь наш Иисус Христос явно явил миру свое Божественное происхождение. Святой Дух спустился на Него в виде голубя и в ту же минуту прозвучали слова «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17) Увидев Мессию, о скором пришествии которого говорил Иоанн Креститель, он тут же сказал «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Иисус же сказал «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22). Эти евангельские события показывают истинное предназначение пришествия Христа в наш мир. Не дают усомниться в том, что Господь пришел спасти нас. Вот те события, которые мы вспоминаем 19 (6 по старому стилю) января. Читайте также — Крещение Господне или Богоявление Что нельзя делать на Крещение Окунаться в прорубь, если… Да, пусть это прозвучит странно, но традиция окунаться в прорубь — это не обязательный церковный обряд и не таинство. Если вы не уверены в состоянии своего здоровья, врач не рекомендует вам такие нагрузки, то не стоит рисковать жизнью. Бог дал нам жизнь как высшую ценность. Гадать. Крещенские гадания — мирское заблуждение. Церковь выступает против любой связи с темными силами с целью узнать то, что сокрыл от нас Господь. Бог сам открывает человеку все, что ему нужно знать о своей жизни. То, чего вы не знаете может только навредить вашей душе. Пить алкоголь в честь праздника. Да, велик соблазн после ледяной проруби согреться алкогольным напитком. Но злоупотребление «в честь Крещения» — не то, что угодно Богу. Сквернословить и ссориться с людьми. Чего только ни случается в очереди к купели… Но Бог не смотрит, кто окунулся первым. Любовь к ближнему важнее места в очереди. Лечить крещенской водой все болезни. Целебные свойства крещенской воды входят в огромный список суеверий, которые отдаляют нас от истиной веры в Бога. Господь дал нам разум, руками врачей спасает жизнь. Крещенская вода — не лекарство, хотя, конечно, Бог не раз являл людям чудеса исцеления даже в самых безнадежных случаях. Но требовать у Бога чудеса нельзя, о них можно только молиться, не забывая и о том, что зависит от нас самих. Визит к врачу не надо отменять только потому что в доме появилась святая вода. Крещенские гадания

http://pravmir.ru/chto-nelzja-delat-na-k...

Библия, изложенная для семейного чтения. Крещение Иисуса Христа. Искушение злым духом Крещение Иисуса Христа Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа «Тогда, то есть когда Иоанн проповедовал пришествие Мессии и крестил народ, Иисус, по возвращении из Египта живший в Назарете Галилейском и имея теперь около тридцати лет, пришел к Иоанну креститься от него. Креститься не по тем побуждениям, по которым крестился от Иоанна народ, ибо безгрешный не имел нужды исповедовать грехи Свои и креститься в покаяние. Он принял крещение: 1) для того, чтобы освятить Своим примером крещение, которое со временем должно было сделаться Таинством при вступлении человека в христианскую Церковь; 2) для того, чтобы Он был явлен Израилю и миру как истинный обетованный Мессия — Христос, явлен свидетельством Бога Отца, сошествием Святого Духа и прямым указанием на Него как на Мессию Предтечи Иоанна (см. Ин. 1, 31–34)» . «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 3, 14–17)   Искушение Иисуса Христа в пустыни «Немедленно после того Дух ведет Его (Иисуса) в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». (Мк. 1, 12–13) По крещении Своем Иисус, руководимый Духом Святым, проникается мыслью о приуготовлении Себя постом и молитвой в полном уединении к предстоящему Ему подвигу самоотверженного служения людям. И вот Он удаляется в бесплодную пустыню, где могли жить только звери да укрываться разбойники. В лишении всего отрадного, здесь место лишь естественному стремлению бежать отсюда, прекратить борьбу с жестокими невзгодами суровой пустыни, как бы отверженной от мира со всеми его утешениями.

http://pravoslavie.ru/3029.html

Сортировать по Исключить новости Таинства крещения и миропомазания в огласительных поучениях святителя Амвросия Медиоланского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 19 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 Основными источниками изучения обрядов таинств крещения и миропомазания IV века являются собрания катехизических бесед, составленных великими учителями Церкви — святителем Амвросием Медиоланским, святителем Кириллом Иерусалимским, святителем Иоанном Златоустом и Феодором Мопсуестским. Несмотря на то, что четыре учителя жили в разных концах Римской империи, их катехизические сочинения описывают одинаковую структуру таинств крещения и миропомазания. Удивительное единообразие традиции, особенно заметное в толкованиях таинств, указывает на единый источник — церковное Предание, ведущее начало от самих Апостолов. Святитель Амвросий Медиоланский, являясь наиболее выдающимся деятелем Западной Церкви IV века, в трактатах “Объяснение Символа” (Explanatio Symboli), “О таинствах” (De Sacramentis) и “О тайнах” (De Mysteriis) оставил описание и толкование таинств крещения, миропомазания и Евхаристии, как они совершались в его время. Следуя римской традиции совершения таинств, святитель Амвросий описывает местную практику Миланской Церкви. Критическое издание этих трех документов осуществил бенедиктинец о. Бернард Ботте в серии “Sources Chrutiennes” 1 . Это издание положило конец спору, начавшемуся еще в XVI веке, об аутентичности двух сочинений — “Объяснение Символа” и “О таинствах”. Трактат “О тайнах” представляет собой толкование чинопоследований таинств крещения, миропомазания и евхаристии. В рукописях заглавие трактата варьируется: одни рукописи имеют название “De mysteriis sive initiandis” (“О тайнах или посвящениях”), другие, более древние — “De divinis mys­teriis” (“О божественных тайнах”) или просто “De mysteriis” (“О тайнах”) 2 . “О таинствах” — серия (шесть книг) поучений новокрещенным, в которой раскрывается смысл обрядов таинств, объясняется молитва Господня.

http://pravmir.ru/tainstva-kreshheniya-i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010