Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Для историка нет готовых рецептов " К 10-летию Сретенской духовной школы. Беседа с профессором О.Ю. Васильевой 11.06.2009 389 Время на чтение 6 минут В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа - Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС. - Ольга Юрьевна, какое образование вы получили? Как вы пришли к вере? - У меня три института за плечами. По первому образованию я дирижер-хоровик: окончила дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, который сейчас называется Московским университетом искусств. Второе мое образование - историческое. А два года назад я окончила Дипломатическую академию по специальности " Международные отношения " . Понятно, что мои студенческие воспоминания связаны с моим первым вузом, потому что все мы были молоды, дружны. И отношения мы поддерживаем по сей день. Жили мы очень интересно, в том смысле, что были любознательны, интересовались самиздатовской литературой, пытались попасть на те театральные постановки, на которые было трудно попасть. Я вспоминаю, например, спектакль театра на Таганке " Мастер и Маргарита " : мы с друзьями прошли на генеральную репетицию через трубу. Студенческие годы для любого человека - самое лучшее время его жизни. Если говорить о вере... Я из семьи верующих людей. У меня верующие бабушки. В раннем детстве меня воспитывала мамина мама. Бабушка пела на клиросе, и она крестила меня в далеком 1960-м году, когда любая информация о крещении, венчании, отпевании подавалась в исполком. Тем не менее, мой папа, занимавший определенное положение, пошел на то, чтобы его дети были крещены. И у меня даже есть справка о крещении, которой я очень горжусь. Она была выдана ныне покойным протоиереем, настоятелем храма в южном городе Георгиевске, который находится в Ставропольском крае, недалеко от Пятигорска.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Американские социологи констатируют, что религиозность явно спадает в индустриальных странах В книге «Несомненно: секуляризация общества» они доказывают, что «модернизация всегда губительна для религии» ВАШИНГТОН. Американские социологи обнаружили, что религиозность явно спадает в индустриальных странах, и в книге «Несомненно: секуляризация общества» доказывают, что «модернизация всегда губительна для религии», пишет religionnews. Мысль о том, что религия приходит в упадок и уступает место светскости, весьма необычна для американской социологии, поскольку Соединенные Штаты вроде бы ее опровергают. Это вполне современная, богатая и промышленно развитая страна, и при этом весьма религиозная. Их пример, казалось бы, доказывает жизнестойкость религии в развитой цивилизации. Еще в 2008 году социолог Питер Бергер (Peter Berger) писал, что США являют собой «большой гвоздь в крышку гроба» теории нарастания светскости с развитием промышленности. И вот три социолога в США обобщили данные по всему миру и показывают, что религиозность явно снижается в подавляющем большинстве современных индустриальных стран, как ее ни измеряй – по вере (в Бога или Библию), принадлежности (к духовной общине) или обрядности (по церковным крещениям, венчаниям, отпеваниям, причастиям и пр.). Социологи Изабелла Кассельстранд (Isabella Kasselstrand), Фил Цукерман (Phil Zuckerman) и Райан Крэгун (Ryan Cragun) написали книгу «Несомненно: секуляризация общества» (Beyond Doubt: The Secularization of Society). В ней они обосновывают теорию о том, что «модернизация губительна для религии». Они показывают, что и в «отделенческих» странах, отстаивающих отделение религии от государства, и в странах «рационального мышления», чрезмерно уверовавших в современную науку в ущерб вере в Бога, наблюдается резкое снижение уровня религиозности.

http://sedmitza.ru/text/10265629.html

Прокопчук С. Пастыри обреченных   В " Зоне отчуждения " Пастыри обреченных (Прокопчук С., «Труд», 26 апреля 2001 г.) Крещения и венчания в заражённой зоне вокруг ЧАЭС — сегодня редкость, а вот отпеваний не счесть. Даже в эти дни, уже далекие от " черной субботы " — 26 апреля 1986 года, — меня не покидают ощущения, которые я испытывал каждый раз при посещении закрытой зоны ЧАЭС в первые же недели после " катастрофы ХХ века " , — будто невидимые, но злые и острые лучи буквально пронизывают тебя насквозь. И ты, как ни сопротивляйся, не сможешь воспрепятствовать тому. Особенно явственно все это переживалось накануне недавней Пасхи, когда вместе со священнослужителями Петром Омельченко и Владимиром Нелепой я вновь побывал у огромных могильников облученной военной и пожарной техники в районе села Рассохи, что в нескольких километрах от Чернобыля. Единственное, чего недоставало, так это ощущения фольги на зубах и постоянного першения в горле. 15 лет назад уровень радиации здесь был значительно выше. За минувшие годы природа действительно самоочистилась. Мы ехали к самоселам, живущим в зоне (эти люди когда-то были отселены из опасных мест, а затем самовольно вернулись), и не могли не сделать небольшой крюк к знакомым местам с могильниками " светящейся " техники. Как она там, не разворована ли? Техника была на месте. Где — просто в поле, а где — за символической оградой из колючей проволоки, оцепившей территорию в сотни гектаров. Мы молча смотрели на сотни бронетранспортеров и вертолетов, автокранов, грузовых, пожарных и легковых машин (сплошь и рядом — без двигателей и колес), как на собирательный символ человеческого головотяпства, безответственности и беспечности. Ведь, ко всему прочему, красть такой радиоактивный металл, а на вырученные деньги поддерживать свое жалкое существование — давно уже стало обычным занятием многих безработных и спившихся людей, обитающих по соседству с " зоной отчуждения и зоной безусловного (обязательного) отселения " . — А как же быть с заповедями — не убий, не укради? Почему слова духовенства не всегда доходят до душ прихожан?

http://sedmitza.ru/text/397113.html

Разделы портала «Азбука веры» 13 Июн 2023 В книге «Несомненно: секуляризация общества» они доказывают, что «модернизация всегда губительна для религии» ВАШИНГТОН. Американские социологи обнаружили, что религиозность явно спадает в индустриальных странах, и в книге «Несомненно: секуляризация общества» доказывают, что «модернизация всегда губительна для религии», пишет  religionnews. Мысль о том, что религия приходит в упадок и уступает место светскости, весьма необычна для американской социологии, поскольку Соединенные Штаты вроде бы ее опровергают. Это вполне современная, богатая и промышленно развитая страна, и при этом весьма религиозная. Их пример, казалось бы, доказывает жизнестойкость религии в развитой цивилизации. Еще в 2008 году социолог Питер Бергер (Peter Berger) писал, что США являют собой «большой гвоздь в крышку гроба» теории нарастания светскости с развитием промышленности. И вот три социолога в США обобщили данные по всему миру и показывают, что религиозность явно снижается в подавляющем большинстве современных индустриальных стран, как ее ни измеряй – по вере (в Бога или Библию), принадлежности (к духовной общине) или обрядности (по церковным крещениям, венчаниям, отпеваниям, причастиям и пр.). Социологи Изабелла Кассельстранд (Isabella Kasselstrand), Фил Цукерман (Phil Zuckerman) и Райан Крэгун (Ryan Cragun) написали книгу «Несомненно: секуляризация общества» (Beyond Doubt: The Secularization of Society). В ней они обосновывают теорию о том, что «модернизация губительна для религии». Они показывают, что и в «отделенческих» странах, отстаивающих отделение религии от государства, и в странах «рационального мышления», чрезмерно уверовавших в современную науку в ущерб вере в Бога, наблюдается резкое снижение уровня религиозности. Далее они утверждают, что чем больше страны пройдут по пути секуляризации, тем меньше шансов, что процессы пойдут вспять и религия восстановит свои позиции. В одной из глав они анализируют четыре страны на разных континентах, где секуляризация пустила глубокие корни: Чили, Норвегию, Южную Корею и Соединенные Штаты. По данным ученых, в настоящее время более миллиарда человек в мире проживают в светских странах. В противовес им они рассматривают страны с низким уровнем промышленного развития и высоким уровнем государственного регулирования религии, где религиозность населения очень высока – это Бангладеш, Руанда и Йемен. Интересны интервью авторов изданию Religion News Service.

http://azbyka.ru/news/amerikanskie-socio...

С. Б. Сорочан Раздел 4. Рецепты счастья По справедливому мнению видного французского византиниста Андре Гийу, византийцы были «одним из самых серьезных народов мира». Будучи достаточно независимы и индивидуальны, они мудро и глубоко относились к себе и своему окружению, строя на этом представления о счастье – духовных основах своей жизни, семьи, воспитания, образования и науки. §1. Надежда и опора В мире изменчивом, полном клеветы и предательства, насилия и страха, где человек оказывался безнадежно одиноким перед всемогущим государством, единственной надежной опорой для ромея служила такая простая коллективная ячейка византийского общества как христианская семья. Вся жизнь вращалась вокруг нее и семейных религиозных церемоний – крещений, обручений, венчаний, отпеваний, похорон и панихид. Идеал такой семьи был недостижим без глубокого ментального переворота, христианизации общества, преодоления античных семейных традиций, искреннего обращения в христианство. Наиболее частое слово для обозначения византийской семьи – сингенис. Ромеи различали два ее вида – «природную» (фисеи) и «устроенную» (фосеи). Последняя, ориентированная на воспроизводство детей, включала супругов в браке (анхистейя), духовных родителей-крестных (анадохе пневматике), приемных сына/дочь (иофесия) или брата/сестру (адельфопойя). Такая семейная структура сформировлась в Византии к концу IX в. Сингенис представляла собой некое подобие монастыря, индивидуальный мирок, живущий обычно в собственном доме, скрытый от посторонних глаз, в недоверии ощетинившийся перед всем окружающим светом и постоянно готовый к осаде извне. Для семейного человека это была тихая гавань, где можно было обрести душевное равновесие и покой, познать настоящее счастье. Общественная жизнь теряет свою притягательность. Все, что происходило вне семьи, воспринималось как ненужные тревоги, заботы и волнения. Только ради семьи стоило трудиться, добиваться высокого положения в обществе и приобретать богатства, только на помощь близких родственников можно было рассчитывать в трудную минуту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортировать по Исключить новости Границы приходов: добрые соседи или чужие люди? Недавно пришлось зайти в один, как сейчас принято называть, гипермаркет. Буквально у самого входа мне встретился незнакомый священник в подряснике. Уважительный поклон с моей стороны, но батюшка демонстративно отворачивается и уходит! Мы с ним не знакомы, так что повода для личной неприязни быть не может. Раскольников у нас в области нет в таком количестве, чтобы заподозрить во мне человека другой веры. В чем же дело? 31 августа, 2011 Недавно пришлось зайти в один, как сейчас принято называть, гипермаркет. Буквально у самого входа мне встретился незнакомый священник в подряснике. Уважительный поклон с моей стороны, но батюшка демонстративно отворачивается и уходит! Мы с ним не знакомы, так что повода для личной неприязни быть не может. Раскольников у нас в области нет в таком количестве, чтобы заподозрить во мне человека другой веры. В чем же дело? В своем блоге отец Андрей Кураев поднял тему границ приходов . В Киевской области устанавливаются границы приходов, причем священнику одного прихода запрещается совершать требы и богослужения на территории другого прихода (без ведома благочинного). Это знак нормализации церковной жизни. Так было и до революции. Будет ли такая же «нарезка избирательных округов» и в городах? В Румынии это есть. В Греции наверняка тоже. Следующие шаги, полагаю, — составление списка прихожан (и это уже шаг к подлинному Поместному собору). А также запрет прихожанам обращаться за «разовыми» ключевыми таинствами (крещение, венчание, отпевание) к незнакомым и отдаленным священникам. Насколько я знаю, так принято у западноукраинских униатов. Тогда без предварительной катехизации у своего священника нельзя «наскоро» где-то повенчаться или креститься. А это уже шаг к сознательному членству в Церкви и к сознательному участию в ее жизни. Если это станет общим правилом, закончатся «туристические крещения» и венчания. И это хорошо. Горько смотреть на сайте Ново-афонских раскольников как они крестят белоголовых детишек русских туристов, не ведающих, что попали в руки расстриг.

http://pravmir.ru/granicy-prixodov-dobry...

Сортировать по Исключить новости «Все! Я от тебя ухожу!»: 1638 венчаний и 901 развод Печальная статистика от протоиерея Александра Дягилева и советы, как быть 21 декабря, 2016 Печальная статистика от протоиерея Александра Дягилева и советы, как быть По статистике распадается порядка половины венчанных браков. Причины – измена, алкоголизм, рукоприкладство… Спасает ли семью патриархальный строй? Почему зачастую рождение детей разделяет супругов? Как абсолютное послушание духовнику может приводить к катастрофам? Об этом Валерии Михайловой рассказал протоиерей Александр Дягилев, председатель Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии, руководитель Санкт-Петербургского епархиального центра Православного объединения «Супружеские встречи». «Я заставлю тебя бояться меня, по апостолу Павлу!» – Отец Александр, вы как-то упоминали о статистике разводов среди венчанных пар. Напомните, пожалуйста, что за статистика? – Эту статистику я веду уже два года. Все приходы подают в епархиальное управление данные о том, сколько у них было крещений, отпеваний и, в том числе, венчаний. А на первом этаже епархиального управления есть приемная, где сидит батюшка, отец Фома, вынужденный принимать прошения на имя митрополита о расторжении церковного брака – он тоже ведет свою статистику: сколько прошений принято, сколько удовлетворено. Вот эти данные я и сопоставил. В 2014 году в Санкт-Петербурге было 1738 венчаний и примерно 620 разводов. В 2015 году – 1638 венчаний и 901 развод. То есть тенденция – не самая лучшая. За 2016 год, понятно, данных у меня еще нет. – Церковный развод – это то, что на светском языке люди называют «развенчанием»? – Да, именно это слово люди, как правило, используют, хотя оно некорректно. Скажем так, на практике они приходят не к самому архиерею, а к его секретарю, или к специально поставленному решать такие вопросы священнику – к тому же отцу Фоме. Причем у отца Фомы есть свое очень мудрое требование: если пара менее года в гражданском разводе, то ее прошение не рассматривается. А с недавнего времени тех, кто хочет подать на развод, сначала стали отправлять ко мне, и лишь после разговора со мной – к отцу Фоме.

http://pravmir.ru/ya-ot-tebya-uhozhu/

Разделы портала «Азбука веры» диакон Георгий Максимов " decoding=" async " title=" Как обратить крещеных, но не просвещенных? " диакон Георгий Максимов " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Как обратить крещеных, но не просвещенных? "/> В настоящее время немалое количество людей, крещеных в Русской Православной Церкви, не участвует в церковной жизни. Во многом такое положение вызвано историческими обстоятельствами последних десятилетий, когда Церковь еще проходила период восстановления после гонений советского времени. Многие из этих «крещенных, но не просвещеных» за минувшие годы вошли в церковную ограду и искренне обратились к Христовой вере. Их пример дает основание надеяться, что и другие могут уверовать. Но для этого требуются усилия со стороны уже воцерковленных людей, комплекс мер, направленных на то, чтобы и те наши соотечественники, которые пока далеки от веры, могли бы открыть для себя радость жизни во Христе. Среди них есть люди более близкие и менее близкие к Церкви, зачастую они сильно отличаются друг от друга, различны и причины их нецерковности. Поэтому миссионерская работа среди указанной группы предполагает использование самого широкого спектра форм и методов. Многое уже делается в этом направлении. Например, усилению миссии среди людей крещеных, но не участвующих в церковной жизни должны послужить меры, предписанные в документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Цекрви». А именно, решения о необходимости катехизической подготовки перед таинствами крещения и венчания, рекомендации по устроению просветительской работы на приходе – проведение библейских и вероучительных бесед, открытие специализированных консультаций и другое. Представляется, что к этим мерам можно было бы добавить еще некоторые. Например: 1. Усиление пастырского попечения над людьми, потерявшими близких. Нередко именно смерть близких оказывается тем потрясением, которое заставляет человека переосмыслить свою жизнь. В этот момент многие нуждаются в особой поддержке и вместе с тем оказываются наиболее восприимчивы к слову о жизни вечной. Многие только в этом случае переступают порог храма. Чтобы посещение церкви могло принести им пользу, необходимо повсеместно возродить древнюю церковную традицию произнесения надгробных речей. Перед чином отпевания священником должно быть сказано несколько слов о смысле этого церковного обряда, а после отпевания — краткая проповедь, в которой, помимо слов утешения о понесенной утрате, содержалось бы напоминание о важности жизни в вере. Должна быть разработана и издана общецерковная брошюра о поминовении умерших, в которой помимо наставлений о смысле и порядке христианских проводов умершего, содержались бы краткие сведения о вере и благочестии. Такую брошюру священник мог бы дарить после отпевания близким родственникам усопшего, которые зачастую испытывают большую потребность узнать, как правильно осуществить все то, что может помочь душе, отошедшей в иной мир.

http://azbyka.ru/katehizacija/kak-obrati...

Сортировать по Исключить новости Как мироносицы шли ко гробу в предрассветных сумерках – так теперь мы идем к дверям храмов Они шли ко гробу с безрассудной верой, не основанной на возможности 12 мая, 2019 Они шли ко гробу с безрассудной верой, не основанной на возможности «В храме Жен-Мироносиц, вернее, в развалинах храма, снова служба идет, и молитва уносится прямо в оголенное небо…» Проповедь отца Павла Адельгейма на престольный праздник храма свв. Жен-Мироносиц. Христос Воскресе! Сегодня Церковь чтит память учениц Христовых, которых называют Женами-Мироносицами. Они позаботились о погребении Тела Господа, снятого с креста. У каждого человека есть имя, с которым он связан. Человек не только отзывается на имя. Над ним совершается таинство крещения. В таинстве крещения человек обретает имя, и оно мистически неотделимо от него. Также каждый храм, подобно человеку, носит имя. Имя связано с храмом практически и мистически. Храм не только называется именем. Храм освящается «во имя». Главная святыня храма – Престол. Престол освящается во имя Святой Троицы, Богоматери, во имена святых. Наш храм освящен во имя святых Жен-Мироносиц, учениц Христовых. Он был освящен в 1532 году на кладбище, где погребали городской люд и назвали его: «На скудельнице», ибо здесь хоронили бедняков. Четыреста лет в храме изо дня в день совершалась божественная Евхаристия, совершались крещения, отпевания, венчания – христианские таинства. В 1936 году храм был закрыт. Храм стоял без окон и дверей, с разрушенной крышей, наполненный мусором. В нем размещались мастерские, склады, подсобные помещения. Пророк Даниил называет это «мерзостью запустения на святом месте» (см. Мф. 24, 15 и Дан. 9, 27). Собирались снести храм и кладбище, проложить широкую асфальтовую дорогу к радиозаводу. Бог судил иначе. В 1989 году храм передали верующим и началось его возрождение. К тому времени храм был в тяжелом состоянии, а от дома причта оставался только фундамент. На одном из первых богослужений в сыром, неоштукатуренном храме с нами вместе молилась Лена Пудовкина, петербургская поэтесса, она оставила о нашем храме замечательные стихи:

http://pravmir.ru/kak-mironositsy-shli-k...

Вопрос недели: как провести Успенский пост      – Все-таки Успенский пост , хотя и приходится на две последние недели августа, это возможность осознанно подготовиться ко дню Успения Пресвятой Богородицы, а не венец лета. Для человека смена сезона вряд ли имеет такое значение, как, например, для медведя. Медведь на зиму впадает в спячку, а летом набирается витаминов и микроэлементов, чтобы пережить эту спячку. В современном мире подходящее для вас место для отпуска можно найти вне зависимости от времени года. Так что ваш вопрос скорее затрагивает тему жизненных приоритетов. Честным будет признать, что мой взгляд на эту тему специфический, монашеский. Если к годам в постриге добавить семинарские годы (а семинарская жизнь в начале девяностых строилась по монастырским образцам), получится, что большую часть из своих 41 года я живу по монашескому уставу. И, значит, с точки зрения мирянина пощусь круглый год и практически ежедневно участвую в богослужениях. Для монаха устав, по которому живет наша Церковь, совершенно родной и естественный, потому что это устав изначально монастырский, определяющий строй жизни в монастыре – от хода и продолжительности богослужений до правил трапезы. Эта особенность Типикона служит сегодня поводом для многочисленных умозаключений о необходимости оставить Иерусалимский устав только монахам, а для приходов и прихожан разработать другой. Но это уже совершенно отдельная тема. Повторюсь, для монаха, во всяком случае для монаха, живущего в монастыре, многодневные посты – это не что-то чрезвычайное, а просто усиление ограничений в трапезе, б о льшая сосредоточенность на молитве. Если для человека жизнь, поступки определяются верой, он не будет испытывать дискомфорта от поста Что касается мирян, мне труднее говорить. Но все-таки, имея большой круг общения, замечаю, что внешнее соблюдение правил поста непосредственно зависит от внутреннего устроения, от строя духовной жизни. Если для человека церковная жизнь заканчивается на венчании, крещении детей, отпевании родных и близких, он скорее всего будет воспринимать Церковь как комбинат ритуальных услуг, и поэтому церковные правила и нормы он будет воспринимать как искусственные и ничем не обоснованные ограничения.

http://pravoslavie.ru/81341.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010