Севск. Кресто-Воздвиженский Севский женский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Воздвижения креста Господня Карта и ближайшие объекты Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь открыт 18 мая 2000 года на месте прихода Кресто-Воздвиженского храма, по имени которого и получил свое название. Настоятельницей назначена монахиня (с 2007 г. – игумения) Афанасия (Личаева). Информация с сайта Брянской епархии   Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь открыт 18 мая 2000 года на месте прихода Кресто-Воздвиженского храма, по имени которого и получил своё название. Возникновение Кресто-Воздвиженского деревянного храма относится к XVII века. На плане города 1808 года – это уже каменный храм. Современный каменный храм построен на собственные средства купца П.И. Нестерова. Приделов в нём было два: в честь Воздвижения Креста Господня и во имя св. вмч. Георгия Победоносца. При советской власти Кресто-Воздвиженский храм длительное время оставался единственным действующим храмом Севска и не подвергся разрушению. Большая часть монахинь закрытого в 1920-х годах Севского Троицкого монастыря поселилась в городе Севске и его окрестностях. На Богослужения и молитвы они собирались в Кресто-Воздвиженском храме. В переписке по делам Русской Православной Церкви Брянского облисполкома в 1951 году указывается, что храм посещают 52 монахини, приход богатый, многолюдный. Это был единственный приход на пять районов Курской, Брянской и Орловской областей. В 2005 году стали известны имена священников, служивших в этом храме и расстреляных в 1937 году: прот. Варлаам, иером. Иоасаф, иером. Павел, свящ. Павел. Из них прот. Варлаам Попов в июле 2006 года был причислен к лику свв. новомучеников и исповедников Российских. Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 В черте города Севска, как бы особняком от остальных достопримечательностей местности, стоит неприступный и богатый Кресто-Воздвиженский женский епархиальный монастырь. История Севского Кресто-Воздвиженского монастыря течет из глубины XVII века. Тогда на этом месте ранее существовал старинный храм Воздвижения Креста Господня, сооруженный из дерева. Двумя веками позднее - в 1808 году - на основе документальных подтверждений в виде плана города установлено, что Кресто-Воздвиженский храм - уже каменное сооружение, построенное за счет средств купца П.И. Нестерова. Это двухпрестольный храм. Хотя за время существования Советского Союза он и не был разрушен, не прекращал своей деятельности, некоторые из видных служителей церкви были преданы репрессиям 1937-1938 гг. В 1951 году Брянский облисполком охарактеризовал приход храма как " богатый, многолюдный " . К началу 1990-х гг. Кресто-Воздвиженский приход оставался единственным приходом для нескольких районов Брянской, Курской и Орловской областей.

http://sobory.ru/article/?object=01623

Мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: им же мне мир распяся, и аз миру ( Гал.6:14 ) Слово о кресте Христовом было бы естественным предметом беседы в настоящую неделю (22 нед.) и тогда, когда не было бы других – особых – побуждений беседовать с вами о кресте. В апостольском чтении настоящей недели, – в словах, сейчас вами слышанных, – крест Христов восхваляется с такою поражающею силою и с указанием на такое важное значение его, что совершенно естественно избрать его предметом беседы. Но в настоящий день обстоятельства сложились, – не случайно, конечно, – так, что слово о кресте является не только естественным, но как бы неизбежным. Всё напоминает нам о кресте; всё побуждает нас беседовать о нём. И этот величественный храм, посвящённый Христу Распятому, основанный в честь всемирного воздвижения честнаго и животворящего креста Христова, и освящение его силою крестною, освящение в обители духовных крестоносцев – иноков: – всё вещает нам о кресте и требует от нас беседы о кресте. О распятии Христовом, о слове крестном вещали нам сегодня и евангельское и апостольское чтение, и вся служба воздвижения честнаго и животворящего креста, совершённая ради торжества освящения настоящего храма ( Ин.19:6–37 ; 1Кор.1:18–24 ). Знамение креста и благодать Св. Духа, даруемая нам ради крестных заслуг Иисуса Христа: вот видимый знак и невидимая сила, совершившая освящение храма. И где, для кого преимущественно воздвигнут и освящён храм сей? Он воздвигнут и освящён в обители иноческой, предназначен для молитвы преимущественно иноков крестоносцев, давших обет всемирно распинать плоть свою со страстями и похотями ( Гал.5:24 ) и потому наиболее нуждающихся в напоминании о крестном подвиге, в беседе о кресте. Когда таким образом всё располагает к беседе о кресте; и вы, христолюбцы, с такою любовию стекшиеся на обновление храма сего, несмотря на время зимнее ( Ин.10:22 ), – стекшиеся в обитель духовных крестоносцев, и потому очевидно любящие слово крестное – для всех спасительное – с любовию, надеюсь, будете внимать слову крестному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Собор Спасо-Евфросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. — небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера. Наиболее характерные черты Спасо-Евфросиньевского собора (до его перестройки при ремонте в XIX в.) — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество. Влияние его особенно заметно в решении подкупольного постамента, состоящего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче деревянные бочки, которые нарубались над покрытиями каменных зданий. Этот прием впоследствии стал излюбленным мотивом русской архитектуры XV—XVI вв. — многоярусные декоративные кокошники. Источник: Сайт " Глобус Беларуси " Кресто-Воздвиженский собор – крестообразный в плане, белокаменный, увенчанный пятью шлемообразными куполами с позолоченными крестами – был заложен 23 мая 1893 года Преосвященным Антонином (Державиным), епископом Полоцким и Витебским. Собор построен в 1897 году по проекту витебского губернского архитектора В.Ф. Коршикова при настоятельнице монастыря игумении Евгении (Говорович) на добровольные пожертвования, собиравшиеся в течение десятилетий. В Спасо-Евфросиниевской обители давно ощущалась нужда в обширном вместительном храме не только в большие праздники, но и в обычные воскресные дни. Особенно такой храм был необходим в день памяти преподобной Евфросинии, когда в монастырь прибывали тысячи богомольцев из самых отдаленных уголков России. Игумения Евгения не щадила своих сил для достижения святой цели храмоздательства: ее усердием был построен самый большой храм обители в честь Воздвижения Креста Господня. Величественный собор, ставший венцом строительной деятельности игумении Евгении, «вырос, можно сказать, из ничего, так как к сбору пожертвований приступили в такое время, когда никаких заранее заготовленных средств монастырь не имел». В благодарное воспоминание будущим поколениям о трудах игумении Евгении в 2000 году в соборе был помещен барельеф с памятной надписью к столетию со дня ее блаженной кончины, последовавшей 24 марта 1900 года.

http://sobory.ru/article/?object=04903

Бутурлиновка. Кафедральный собор Спаса Преображения. Преображенский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты В конце 19 века в Бутурлиновке с числом населения около двадцати тысяч человек имелось шесть церквей: Успенская, Воскресенская, Покровская (действующая и по ныне), Кресто-Воздвиженская, Феодосиевская, Преображенская. Они не могли вместить всех верующих, и было решено строить новый храм. В центре слободы, на торговой площади, находилась небольшая Преображенская каменная церковь, возведенная в 18 веке. Первоначальная постройка Преображенской и Успенской церкви неизвестна, но в описях и на планах 1780-х гг. они уже присутствуют, а в начале 19 в. перестраиваются из деревянных в каменные. Место это было сочтено наиболее приличествующим для нового собора. Средства надлежало собирать среди прихожан, и, хотя в слободе имелось немало зажиточных торговцев и ремесленников, без хлеботорговцев Кащенко вряд ли бутурлиновцы решились бы на такие траты. Проект грандиозного по размерам сооружения был выполнен в 1885 году архитектором строительного отделения Воронежского губернского правления Владимиром Всеволодовичем Стойновским (1850-1898) при участии архитекторов Д.В. Знобинина и С. Л. Мысловского. Имя Стойновского В.В. указано на мраморной закладной доске, обнаруженной во время реставрации под штукатуркой. В.В. Стойновский вскоре покинул Воронеж и наблюдать за воплощением его замысла был назначен его сослуживец, гражданский инженер Станислав Людвигович Мысловский (1856-1918) – известный зодчий, которым выполнен проект Христо-Рождественской Церкви в Анне. Инициатором строительства был крупный предприниматель мукомол Василий Михайлович Кащенко. В 1886 году он умер, и старостой Преображенской Церкви стал его сын, коммерции советник Алексей Васильевич Кащенко, ему помогали младшие братья Александр и Иван. Закладная доска называет и других старателей из числа бутурлиновцев: крестьяне Федор Иванович Шевцов; Федор Михайлович Головчанов и Алексей Иванович Момров. В том же 1886 году начались строительные работы. Церковь Преображения была разобрана, за исключением трапезной, которую временно приспособили под богослужения. Через пять лет вырос величественный краснокирпичный пятиглавый собор. Еще два года ушло на отделку интерьеров. Срок этот весьма короткий для столь масштабных работ. Подрядчиком по строительству собора был государственный крестьянин из Козловки Павел Иванович Филатов (1847-1917). Имен сотен рабочих-каменщиков мы не знаем, но результатами их мастерства восхищаемся до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=02354

Омск. Собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты В 1865 году в Омске была заложена церковь во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня (Кресто-Воздвиженский кафедральный собор) и отстроена в 1870 году омским купцом (из казахов) Г.Н. Андреевым, принявшим православие, и его женой Вассой Петровной. Был закрыт в 1936 году. По резолюции Михаила Калинина здание должны были снести, но вместо этого устроили склад. По другим сведениям в 30-е годы XX века территория церкви была отдана под строительство школы. 28 ноября 1943 года общине верующих удалось получить назад свою церковь. Сейчас этот храм является главным в Омско-Тарской епархии. Крестовоздвиженская градо-Омская церковь имеет два престола: главный - во имя Честного Животворящего Креста Господня, а другой, южный - во имя Божией Матери в честь иконы «Утоли моя печали». Зданием каменная, построена в 1870 г. омским купцом Григорием Андреевым на собственные средства, по приходу малопоместительна, не вмещает и трети прихожан. Крестный ход бывает 27 июля: установлен во время холерной эпидемии 1892 г. Приписных сел, деревень, часовен и молитвенных домов в приходе нет. Для помещения причта имеются четыре деревянных дома, три из них новые, а четвертый ветхий. Земли для пользования причта нет. Зданий, приносящих доход церкви или причту нет. Жалования причт ни от казны, ни от прихожан не получает: капитал церкви в 8050 руб. заключается в процентных бумагах, хранящихся в Омском отделении Гос. Банка; капитал причта 5 397 руб., заключающийся также в процентных бумагах в вышепоименованном учреждении. В братскую кружку поступает дохода до 4 440 руб. в год. Церковно-приходская школа есть; школа содержится на церковные средства, при пособии от городской управы. Помещается в церковном деревянном здании… В приходе православных обоего пола 6 064 чел. По штату положено быть 3 священникам, диакону и 3 псаломщикам. К. Ф. Скальский «Омская епархия» Омск. Типография А. К. Демидова. 1900 г.

http://sobory.ru/article/?object=00020

Слово это произнесено преосвященным Аркадием, архиепископом Олонецким и Петрозаводским 28 декабря 1852 г. в петрозаводской кладбищенской Кресто-Воздвиженской церкви на всенощном бдении, совершенном самим преосвященным накануне освящения этой, вновь сооруженной церкви. Так как главным жертвователем при сооружении этой (каменной) церкви был петрозаводский купец Марк П. Пименов, то освящение церкви происходило 29 декабря, в день именин Пименова. «Всенощное бдение 28-го ч.,– пишет очевидец,– началось в 8 часов вечера и кончилось около 2 часов утра. В продолжение всенощного архипастырь четырекратно беседовал с кафедры со своею паствою о Кресте Господнем, так как церковь воздвигнута в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста». Нет сомнения, что таким всенощным торжественным богослужением преосвященный имел в виду отвлечь граждан хоть на одну ночь от обычных ночных святочных увеселений. Слово печатается с автографа, данного преосвященным прот. М. Д. (сообщившему рукопись), в напутствие при вступлении его в миссионерскую должность. I. О треблаженное Древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь! Ночь... и на кладбище! Молимся... и среди могил! Время ли быть молве? Место ли суете? Крест Христов приводит сюда носимых в покой вечный. Крест Христов осеняет сокрытых в могилах здешних. Он блистает, как венец красоты и святыни, на сем храме. В его имя сей храм. На таком месте безмолвия... в такой тишине нощной... о чем нам размышлять и беседовать? У Креста Христова о Кресте Христовом. Здесь его сила и слава. О треблаженне Древо на нем же распяся Христос, Царь и Господь! Посвятим же несколько времени слышанию повествования о Кресте Христовом. Во-первых, вкратце скажу вам историю Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос . Во-вторых, вкратце изложу вам таинство Креста. В-третьих, коснусь несколько наших обязанностей к Животворящему Кресту Христову. Впрочем, теперь же надобно определить понятие о Кресте Иисуса Христа. Знаем и помним, что под именем Креста Иисуса Христа в слове Божием разумеется, во-первых, просто древо крестное, орудие, на котором был распят Господь наш Иисус Христос ; а во-вторых, что и есть главное, самая смерть распятого Иисуса Христа. В настоящем случае будем иметь и то и другое понятие совокупно, т. е. и главное – о самой смерти распятого Иисуса Христа, и второе, простое – об орудии распятия, о древе крестном.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Бутурлиновка. Церковь Воздвижения Креста Господня. Кресто-Воздвиженский храм Карта и ближайшие объекты Кресто-Воздвиженский храм В начале 19-го века при дороге на село Козловку в слободе Заречной на месте старой деревянной церкви строится кирпичный храм. Один из первых церквей Воронежской губернии, выполненный с использованием традиций русской архитектуры. Первым строителем и старостой вновь отстроенного храма был Патока Никифор Алексеевич. После его смерти должность старосты стал занимать его сын Патока Николай Никифорович. Средства на строительство храма собирали среди прихожан, но были и такие крестьяне, которые считали своим долгом помогать в строительстве каждого храма, одним из таких был Федор Иванович Шевцов. В последующем имя этого крестьянина указано на закладной доске Спасо-Преображенского собора. Но без больших финансовых вложений трудно было строить храм и в те годы. Известна фамилия еще одного жертвователя - Спичечного, владельца Нижнекисляйского сахарного завода. В 1843 г. храм достроили и освятили. Центральный алтарь освящен в честь Воздвижения Креста Господня, левый придел в память о летней Казанской Иконе Божией Матери, а правый в воспоминание Преполовения Пятидесятницы. Есть предположение, что храм разделялся на летний и зимний, а престол в зимнем храме был освящен в память о зимней Казанской Иконе Божией Матери. Иконостас для храма Никифор Алексеевич заказывал в Гатчине, что находится под С-Петербургом, помогал ему в этом великий князь Константин Павлович Романов. Великолепной красоты был иконостас, выполненный из красного дерева с серебряными пластинами. Но вот пришли годы лихолетья, все внутреннее убранство было разграблено. Когда громили храм и с алтаря выносили освященный престол, алтарник, которого звали Владимир, принял мученическую смерть, защищая святыню. Колокольню сломали в 1931-1932 гг. Ограду ломали постепенно, доломали перед войной (1941 г.). В области это единственный Кресто-Воздвиженский храм, один из первых храмов Бутурлиновской слободы. Вот как пишет о нем историк Л. Кригер: «Повышенный двухъярусный четверик храма, окруженный апсидами, трапезной и ризалитами входов, венчает цилиндрический световой барабан с луковичной крупной главой. Арочные окна и порталы церкви обрамляют килевидные архивольты. Этот величественный храм сохранился до наших дней». В настоящий момент, храм перешел в ведение Воронежско-Борисоглебской епархии. По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского, 27 сентября 2006 г. духовенством города, совершен первый молебен спустя 77 лет, с момента закрытия. Возрождается духовная жизнь прихода, началось восстановление порушенной святыни. 

http://sobory.ru/article/?object=10926

Севск. Кресто-Воздвиженский Севский женский монастырь. Церковь Воздвижения креста Господня. Карта и ближайшие объекты Воздвиженская церковь (ул. Некрасова, 20) построена на месте деревянной в 1802-1808 гг. В советское время действовала. Сохранились иконостасы XIX – нач. XX вв. Церковь Воздвижения креста Господня находится в Замарицкой части города на холме левого берега реки Марица в бывшей Пушкарной слободе и является доминантой этого района. Деревянный храм известен с 1628 г. В 1729-31 гг. сооружен заново с приделами великомученика Георгия Победоносца и апостола Иуды. В 1824 г. вместо деревянной было выстроено существующее каменное здание. Построен храм на собственные средства купца Петра Ивановича Нестерова. Приделов было два: в честь Воздвижения Креста Господня и во имя святого великомученика Георгия. Церковь - памятник архитектуры Севска периода зрелого классицизма, с рядом деталей, свойственных более раннему этапу развития этого стиля. Кирпичное и оштукатуренное здание вытянуто по продольной оси. По типу принадлежит к бесстолпным однокупольным храмам с трехчастным построением. Прямоугольный в плане алтарь и трапезная с закругленными углами примыкают к повышенному кубическому объему центральной части, увенчанному широким барабаном с восемью окнами и сферическим куполом. Соединенная коротким переходом с трапезной стройная колокольня из трех четвериков с арочными проемами и коротким шпилем является вертикальной доминантой всей объемной композиции. Храм оставался действующим в советское время. Главная святыня храма - Молченская чудотворная икона Божией Матери. Ее принесение из Путивльского женского монастыря, тогда Курской губернии, состоялось 7 мая 1612 г. и послужило прочным основанием только что начавшего организовываться тогда в городе Севске женского монастыря во имя Святой Троицы. После Октябрьской революции в Севске из 11 действующих храмов постепенно закрываются 10, затем и уничтожается часть из них. В 1921 г. закрывается Троицкий женский монастырь. По рассказам очевидцев, книги, богослужебные принадлежности и другие святыни монастыря были разграблены, остальные преданы огню. С Молченской иконы была похищена риза с драгоценностями, а сама икона была выброшена. Но одной из насельниц монастыря, монахине Фотинии, удалось ее спасти. Большая часть монахинь закрытого монастыря собирались на богослужения в Кресто-Воздвиженском храме. Очевидцы рассказывали, что в 1951 г. храм посещали 52 монахини, которые пели на клиросе, трудились в храме. Это был единственный действующий храм на 5 районов Курской, Брянской и Орловской областей. По воскресным и праздничным дням Молченская икона Божией Матери приносилась в храм, перед ней монахини и прихожане читали Акафист. Монахиня Фотиния берегла икону и хранила ее у себя дома. В 1959 г. она передала икону в храм, который в 2000 г. был преобразован в Кресто-Воздвиженский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=09684

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 1 (73) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2018-09-05) Происхождение изображения: Загружено 2018-09-05, анонимно. Описание: Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь Брянской епархии. В 1921 году, когда был закрыт Севский Троицкий женский монастырь, по рассказам очевидцев, многие книги и святыни были разграблены, попраны, преданы огню. В Преображенском скиту монастыря была разрушена часовня, в которой находился скульптурный образ Спасителя. Сам образ был сдан в Севский краеведческий музей. Видя Святыню в музее, верующие люди собрали необходимые средства, выкупили образ у городского музея. Этот образ поместили в сооруженную ими темницу и передали в единственный тогда действующий храм в честь Воздвижения Креста Господня, где он пребывает и по сей день. С хранившейся в Троицком монастыре чудотворной Молченской иконы Божией Матери была похищена риза с драгоценностями, сама икона была выброшена, но одной из насельниц монастыря – монахине Фотинии – удалось ее спасти. Большая часть монахинь закрытого монастыря собирались на богослужения и молитвы в Кресто-Воздвиженском храме. Приход был многолюдный. По воскресным и праздничным дням Молченская икона приносилась в храм, перед ней монахини и прихожане читали акафист Божией Матери. Для Молченской иконы была вышита новая парчовая риза, украшенная бисером и цветными камнями. Монахиня Фотиния берегла икону и хранила ее у себя дома. В 1959 году в Кресто-Воздвиженский храм пришел служить священник Аркадий Сапун из Белоруссии. Узнав, что у монахини Фотинии хранится Молченская икона Божией Матери, он уговорил ее передать икону храму. Икону поместили над Царскими вратами и опускали на лентах, чтобы дать возможность приложиться к ней прихожанам. История Молченской иконы такова. Икона была обретена в 1405 году на болоте Молчь близ Путивля (ныне Сумская область, Украина). Но наступили смутные времена, и в 1612 году по велению Божией Матери три инокини Путивльского монастыря перенесли образ в город Севск.

http://pravicon.com/image-32602

Винница. Церковь Воздвижения Креста Господня. Кресто-Воздвиженский храмовый комплекс Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты С 1992 г. по благословению архиепископа Винницкого и Брацлавского Макария православная общественность ходатайствовала перед городской администрацией о передаче верующим незастроенной площадки в центре микрорайона Вишенка. Много препятствий встретило это благое начинание на своем пути. В апреле 1993 г. городская власть, игнорируя потребности большого количества православных горожан, которые вынужденные ездить на богослужение в другие районы города, принимает решение о передаче участка Римо-католической церкви, которая имеет незначительное количество своих верующих среди жителей микрорайона. 9 мая 1993 г. по ходатайству настоятеля кафедрального Свято-Преображенского собора протоиерея Николая Давыдовского, по благословению архиепископа Макария, верующими во главе с иереем Виктором Синицей был установлен Крест и отслужен первый молебен на месте будущего храма. С этих пор возле Креста происходили молебны и акафисты и круглые сутки находились верующие. В скором времени был назначен первый настоятель общины - протоиерей Николай Давыдовский. 14 августа 1993 г., в праздник Вынесения Честных Древес Животворящего Креста Господнего им была отслужена первая литургия. 18 апреля 1994, в понедельник 6 седмицы Великого поста на протяжении одного дня был возведен небольшой деревянный храм. Эта первая Кресто-Воздвиженская церковь простояла около 40 дней. В это время ее посетил Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир (Сабодан), который дал членам общины свое первосвятительское благословение. Но в ночь с 24 на 25 мая 1994 г. произошла трагедия - храм был сожжен. Однако это событие еще более сплотило верующих в решимости отстоять свою святыню. На молебен, отслуженный вечером того дня протоиереем Николаем Давыдовским, собралось несколько тысяч православных винничан. В скором времени после пожара городская администрация, отменив свое решение о передаче участка римо-католикам, официально сообщила общине о предоставлении ей права пользования землей. На месте первой сгоревшей церкви был построенный новый Кресто-Воздвиженский храм, который вмещал до 200 человек. Эта небольшая церковь объединила верующих людей и надолго стала постоянная единственным местом в округе, где происходили богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=25156

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010