Трудные места богослужебных текстов Иеромонах Тихон (Васильев) Осенью 2008 года в социальной сети «ВКонтакте» мною была создана группа «Трудные места богослужебных текстов». Все началось с того, что меня попросили объяснить смысл кондака Крестопоклонной недели Великого поста. С ходу этого сделать не удалось, точнее – объяснений было много, но все они были не очень убедительные. Пришлось сделать небольшое исследование, привлечь греческие и дониконовские богослужебные тексты. Результаты оказались весьма интересными. Мне захотелось поделиться своими открытиями, а заодно узнать о подобных открытиях других людей, поразмышлять над другими неясными с ходу местами. Тем более что в общественном православном сознании уже давно как бы витает такая идея, что существует огромное множество «неудобовразумительных» мест в церковнославянских богослужебных текстах. На самом деле за три года бытия группы было начато не больше трех десятков обсуждений таких сложных мест. «Неудобовразумительных» мест оказалось не так уж и много. Кое-что обсуждалось уже на других форумах. В данной статье хочется рассказать о некоторых из тех обсуждений, которые для меня самого стали теми самыми «маленькими открытиями», согревающими душу, когда вдруг обнаруживаются новые смыслы давно знакомых текстов. Кондак Крестопоклонной недели В современном издании Постной Триоди мы видим следующий текст кондака Крестопоклонной недели: «Не ктому пламенное оружие хранит врат эдемских: на тыя бо найде преславный соуз, древо крестное. Смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай». Сразу зададимся вопросом: почему Древо Крестное названо «преславным соузом», то есть «союзом», «совокупностью»? Собственно, с этого вопроса, который задала одна любознательная послушница, и начались мои исследования. Приходили разные богословские мысли, порой и не совсем безосновательные. Забегая вперед, скажу, что этот эпитет Кресту вряд ли дал автор кондака. В любом случае, пусть русский книжник, но назвал же Древо «соузом». Может быть, это связано с трисоставностью Крестного Древа или с тем, что Крестом восстановлен союз человека с Богом. Чтобы прояснить вопрос и обосновать какое-нибудь из предположений, я обратился к тексту современной греческой Триоди :

http://pravoslavie.ru/put/48718.htm

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере апреля 2013 В ожидании Чуда Вместить всю глубину и смысл Великого поста маленькому ребенку не под силу, да и не нужно. В этом возрасте, когда мир осваивается преимущественно через игру и творчество, поговорите с малышом о посте на его языке. Пусть это время станет для него временем интересных открытий, торжественного и трепетного ожидания. Вместить всю глубину и смысл Великого поста маленькому ребенку не под силу, да и не нужно. В этом возрасте, когда мир осваивается преимущественно через игру и творчество, поговорите с малышом о посте на его языке. Пусть это время станет для него временем интересных открытий, торжественного и трепетного ожидания. Недели поста не похожи друг на друга, и каждая из них по-своему готовит нас к Пасхе, являясь своеобразной ступенькой лестницы на пути к ней. Лестницу Великого поста можно изобразить в виде ступенчатой горы, с тематическими зарисовками-картинками и подписями — это интересная творческая работа, поучаствовать в ней может каждый из детей, оформив на выбор одну из ступеней. Яркий, познавательный и необычный коллаж или стенгазета послужат настенным календарем на весь период поста. Другая похожая идея для индивидуальной работы или работы дома: каждый делает подобный календарь, но с кармашками и картонной куколкой. Пусть неделю за неделей ребенок переставляет куколку на ступеньку вверх. Вот мы и стали немного ближе к Святому Празднику. Неделя крестопоклонная Ступень этой недели украсит красиво оформленное изображение Креста. Крестопоклонная неделя — хороший повод для изучения христианской символики. Также в этом году в крестопоклонное воскресенье празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы На нашем календаре этот праздник можно изобразить, нарисовав голубя. Смысл Благовещения проще всего передать ребятам, рассматривая вместе с ними репродукции: например, в Эрмитаже много прекрасных полотен, посвященных этому сюжету. Воспользуйтесь альбомами по искусству, сравните европейскую и традиционную русскую живопись, греческую иконопись, обратите внимание малышей на их различие, на глубину и духовную составляющую иконы.

http://aquaviva.ru/journal/v-ozhidanii-c...

Сортировать по Исключить новости Крестопоклонная Когда клали фундамент где-то на новой стройке, нашли этот Крест глубоко в земле, на гробовой колоде, “на человечьих костях”. 23 марта, 2014 Когда клали фундамент где-то на новой стройке, нашли этот Крест глубоко в земле, на гробовой колоде, “на человечьих костях”. Из книги Ивана Шмелева «Лето Господне». В субботу третьей недели Великого Поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”. “Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня: – Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда. Хоть тебе и Великий Пост, а все-таки облегчение для души, “кресты» -то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки. “Крестопоклонная”неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – “су-губый”, – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”,– поблажка: можно икру грибную, суп с грибными ушками, тушеную капусту с кашей, клюквенный киселек с миндальным молоком, рисовые котлетки с черносливно-изюмным соусом, с шепталкой, печеный картофель в сольце – а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”. “Кресты” делает Марьюшка с молитвой, ласково приговаривает – “а это гвоздики, как прибивали Христа мучители злодеи… сюда гвоздик, и сюда гвоздик, и…” – и вминает веселые малинки. А мне думается: “зачем веселые… лучше бы синие черничники!..” Все мы смотрим, как складывает она “кресты”. На большом противне лежат они рядками, светят веселыми малинками. Беленькие “кресты”, будто они из липки, оструганы. Бывало, не дождешься: ах, скорей бы из печи вынимали!

http://pravmir.ru/krestopoklonnaya/

Беседа на Евангелие третьей недели поста Учение о последовании Христу и о Кресте (О средствах облегчать свои скорби) Какое Евангелие настоящей, третьей, недели поста? В этот день на утрени, как в день Воздвижения, выносится из алтаря и полагается на аналой св.Крест Христов для поклонения, отчего и название недели «Крестопоклонною», и воспоминаются страдания Спасителя на Кресте. Это делается для того, чтобы видением Креста, сего орудия страданий Спасителя, и воспоминаниями страданий Его на Кресте облегчить трудное и для нашей природы неприятное прохождение поста. И Евангелие поэтому читается о кресте последователей христовых ( Мк. 8:34–38, 9:1 , Зач. 37). ... «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». ... Что значат слова в начале Евангелия: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми кресте свой, и следуй за Мною» ? " Отречься», или по-славянски, «отвергнуться» себя – значит отказаться от себя, т. е. жить и действовать не по своей греховной воле, но покориться совершенно воле Божией, ради Христа быть готовым на все: на скорби и страдания, если Богу будет угодно послать их. «Возьми крест свой» – значит решиться начать борьбу с своими страстями, предпринимать подвиги для их искоренения и все случающиеся скорби, огорчения, беды переносить терпеливо, без ропота, с преданностью воле Божией, подобно тому, как Господь Иисус Христос добровольно принял крестные страдания и безмолвно переносил оныя. «Следовать» за Иисусом Христом – значит быть Его учеником, истинными христианином, исполнять правила Его учения и жить и действовать по Его примеру. Пример на это св. апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Избрание на столичную кафедру Начавшаяся в конце февраля 1917 года революция победила по всей стране исключительно быстро и легко: старый строй фактически нигде не нашел опоры. 27 февраля, в самый разгар забастовок, в Святейшем Синоде недвусмысленно отклонили предложение обер-прокурора Н.П. Раева выпустить воззвание «с решительным осуждением всего освободительного движения» 542 . Император Николай II был застигнут событиями на полпути между Ставкой и столицей. 2 марта, в Пскове, он подписал свой последний манифест – отречение от престола. В тот же день в Петрограде, в покоях митрополита Московского на Троицком подворье, состоялось частное совещание членов Св. Синода и представителей столичного белого духовенства. Митрополит Питирим прислал в собрание прошение о сложении с него обязанностей правящего архиерея 543 . Временное управление Петроградской митрополией было поручено епископу Гдовскому Вениамину 544 . 3 марта владыка известил об этом консисторию следующим циркуляром: «Вечером второго числа текущего марта получив копию определения Святейшего Синода, состоявшегося 2-го же марта, о возложении на меня управления Петроградскою епархиею временно, впредь до особых распоряжений и, препровождая при сем настоящую копию, предлагаю Петроградской Духовной Консистории ныне же сделать к исполнению Синодального определения надлежащее распоряжение» 545 . Официальное увольнение митрополита Петроградского и Ладожского Питирима на покой состоялось в понедельник 6 марта. Одновременно Св. Синод обратился к всероссийской пастве с воззванием о доверии Временному правительству. Оно начиналось словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни...» Первое после свержения монархии синодальное заседание прошло еще 4 марта под председательством митрополита Киевского и Галицкого св. Владимира. По предложению нового обер-прокурора В.Н. Львова оно началось с удаления из зала царского кресла как эмблемы «свергнутого цезаро-папизма» 546 . Тем же вечером – это была субботняя всенощная третьей (Крестопоклонной) великопостной недели с выносом Креста – в петроградских храмах прекратили возносить за богослужениями имена царствовавшей фамилии. Подверглись правке и тексты молитвословий, где упоминался император. Тропарь Кресту, например, получил такую редакцию: «...победы христолюбивому воинству на сопротивныя даруя...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Я хранил пути Господни... " (Пс. 17:22) 09.04.2009 517 Время на чтение 8 минут 26 марта сего года на 88-м году жизни почил о Бозе старейший насельник Успенской Киево-Печерской лавры монах Руф (в миру Василий Филимонович Резвых). Соборное отпевание почившего инока состоялось 28 марта, в поминальную субботу Крестопоклонной недели Великого поста, в Кресто-Воздвиженском храме обители. Православный Киев хорошо знал этого сухопарого маленького старца, вечно спешащего, в неизменном бежевом плаще поверх монашеского подрясника и в старой фетровой порыжелой шляпе, с огромным коричневым портфелем, наполненным всевозможной литературой, рукописями, эскизными заготовками для икон и резными фрагментами для иконостасов. В храмах он обычно стоял у солеи или же в притворе, где заводил разговоры с молодежью. И всегда спрашивал: «А венчаны ли вы?». Узнав, что венчаны, отходил удовлетворенным, а если нет - скороговоркой поучал о важности таинств венчания, исповеди и причастия. Среди духовных друзей отца Руфа были блаженные матушки, славящиеся среди православного люда как прозорливые молитвенницы. Сам отец Руф вел строгую постническую монашескую жизнь, спал на досках без матраца и всегда готов был рассказать о чудесах Господних нашего времени, напоминая, что «егда восхощет Бог, изменяется естества чин». Говорил о явлении Христа мальчикам-пастухам в селе Демидов под Киевом в 1926 году, о предсказаниях прозорливой блаженной Марфы, предвестившей раскол Филарета, и о многом другом. У меня сохранилась запись блаженной Марфы, сделанная в 1991 году, за год до раскола, говорившей о предательстве Филарета. Отец Руф много лет, до самой ее смерти, дружил с Марфой. А два последние года своей земной жизни собирал материалы о явлении князя Аскольда в Киеве на Гидропарке благочестивым лаврским прихожанкам. Рассказывая о чудесах, отец Руф всегда исполнялся неземной радостью и ликованием. Слушавшие его сами непременно улыбались и проникались духовными чувствами. Хотя многие с удивлением отмахивались от разговорчивого «батюшки»: мол, вот до чего домолился блаженный старец…

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Март 3-го марта Воскресенье. Поклонение Святому Кресту. Проклинаю свою жадность, свое неумеренное ядение холодного из рыбы вчера вечером. Из-за этой жадности я сегодня много и жестоко пострадал от демонов и от своей плоти во время утрени и обедни; на сердце была сильная теснота и давка, смущение, уныние, а на лице – срамота. Но благодарю Господа, яко не по беззакониям моим сотворил, ниже по грехом моим воздал мне окаянному [ Пс. 102, 10 ], и сподобил меня совершить довольно хорошо утреню и обедню, хотя и при тесноте сердца. Благодарю Господа, многократно избавившего меня от новых теснот, постигших опять за гнев мой на нищих, всюду меня преследовавших (пред молитвой родильнице у шорника в доме Ковина). Благодарю Господа, не затворяющего предо мною, грешным, утробу человеколюбия Своего, но в милости Своей поминающего меня. Двенадцать часов дня. Согрешил пред Богом, прогневался на жену из-за ничего, из-за пустого предлога и произвел ссору, будучи предрасположен к тому болезненным, неспокойным и тревожным состоянием духа, происшедшим из-за нищих, из-за неудовлетворения их просьбы вполне, по их желанию, а только отчасти. Царю мира, Господи, помилуй нас и сотвори между нами мир паки по милости Твоей. Се, несть мира в костех моих от лица грех моих [ Пс. 37, 4 ]. Как многоразлично, многовидно прокрадывается и врывается грех в душу! Непрестанно нужно бодрствовать, молиться, поститься, благотворить с усердием! Господи! Не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого [ Мф. 6, 13 ]. Согрешил пред Богом, допустив неприязнь к бедным, а потом к жене моей – в такой день, как воскресенье Крестопоклонной недели. Ни к одному человеку ни в каком случае не допускай неприязни, да не будешь дьяволом -человеконенавистником, – но всегда всех люби, ко всем снисходи, долготерпи, всех извиняй, прощай, ласкай, за всех молись, как за себя. Благодарю Господа, услышавшего молитву мою о примирении моего и жены моей и расположившего ее к миру. Как скоро мы примирились, тотчас мне стало легко, и прилучившиеся крестины я совершил со дерзновением. Но, бывши потом у Ивана Андреевича Кожевнина, я согрешил – выпил лишнюю рюмку хересу и оттого несколько опьянел, так что, когда позвали меня напутствовать больную Евдокию Васильевну Серебренинову, у меня был несвободен язык при смущенном и стесненном сердце и омраченном уме; я не выговаривал некоторых слов и был в большом стыде. Надо быть всегда трезвым, чтобы быть всегда готовым к ответу. Каюсь, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Приход в храм патриарха с синодалами-архиереями и клириками ко всем богослужениям этого дня обставляется праздничною торжественностью. Патриарху устрояется праздничная встреча в южных дверях храма, где на него надевается бархатная мантия и вручаются ему в правую руку крест, а в левую патерица – жезл. Патриарх, приложившись к камню миропомазания, идет для поклонения Гробу Господню в кувуклий и оттуда, благословляя св. крестом направо и налево народ, направляется в свой трон, стоящий под роскошным балдахином с правой стороны Воскресенского храма. Благословив из трона на все стороны народ, патриарх, при пении „Ис полла эти, деспота“, садится на седалище и благословляет очередных ефимериев – священника и диакона начинать великую вечерню. С колокольни Воскресенского храма, помещенной посредине его иконостаса, внутри храма, раздаются сначала тяжеловесные удары в „древа тяжкая“, потом слышатся искусные токи в „била и клепала“ железные, переходящие, наконец, в доброшумный красный трезвон во „вся кампаны“. Все это занимает минут 20 времени и, при безмолвной благоговейной тишине в храме, производит на богомольцев глубокое впечатление, а греческому духовенству несомненно доставляет высокое и эстетическое наслаждение. С последним аккордом искусного звонаря на колокольне, быстро разверзаются царские двери, и вышедший из алтаря иеродиакон, как бы подхватывая замирающий под сводами храма звук колокола, возглашает высоким тенором: „Возстаните. Владыко, благослови“. Все поднимаются с своих мест. Иеромонах произносит: „Слава святей“, и патриарх в троносе читает предначинательный псалом. Каждение иеродиаконами на „Господи воззвах“ храма и народа с „сионами“, которые поддерживают левыми руками на особых роскошных парчевых пеленах, приколо- тых к левому плечу стихаря, окропление всех молящихся розовою водою из флакона с весьма узким горлом, торжественный выход всего собора святогробских священнослужителей на средину храма для пения „Свете тихий“ и для совершения литии с благословением хлебов, – все это совершается в Святогробском храме по чину великих праздников. Из храма патриарх возвращается в патриархию торжественно, в сопровождении синодалов и всех сослуживших ему клириков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Сортировать по Исключить новости Христос наделил нашу природу новой силой, новой способностью – к воскресению. В этом выпуске, который был записан на прошлой неделе, сестра Васса рассказывает о смысле крестной жертвы Спасителя. О том, что смерть, которая вошла в мир после грехопадения человека, должна была быть побеждена Христом, и именно это произошло на кресте, за которым следовало воскресение. Здравствуйте. Я сестра Васса, и я рада, что вы смотрите наше удостоенное наград шоу в прямом эфире из Вены, Австрии. Наступила 4-я неделя Великого поста, это значит, что мы достигли середины поста, и сегодня прекрасное весеннее утро здесь, в Вене. Кстати, некоторые люди говорят, что я не должна называть это шоу удостоенным наград, потому что эти награды были вручены за настольный теннис. Да, мой личный тренер Эдельтраут и Дэвид из студии звукозаписи действительно выиграли эти прекрасные трофеи в настольный теннис в местном клубе настольного тенниса. И некоторые люди просто не понимают, каким образом это делает наше шоу удостоенным наград, – ну, я даже не знаю, что и сказать … Один из нас получает награду, – все мы получаем награду! Ну что уж тут поделаешь! Говоря о трофеях, эта 4-я неделя Великого поста начинается с Крестопоклонной недели, и за мной сегодня, как вы видите, крест. В византийской гимнографии Крест часто называют трофеем или непобедимым трофеем – «aittiton tropaion» (по-гречески) (в славянском переводе «непобедимая победа»). Это символ победы. Но надо признать, что сегодня по поводу Креста бытует много заблуждений. Для нехристиан смерть Иисуса Христа на Кресте часто воспринимается как некая жестокая или странная история. И даже среди многих христиан, я думаю, существуют недоразумения и некоторое непонимание, и, я полагаю, – невысказанные вопросы о смерти Христа на Кресте. Например, когда мы слышим фразу, что Христос умер «за наши грехи», то, возможно, мы не до конца понимаем, что это значит. И мы часто слышим другую фразу, что Крест «открыл врата рая», которые раньше были закрыты для человека, за его грехи, – начиная с греха Адама и Евы, которым Бог сказал, что они умрут, если попробуют плоды с древа познания. Но, как вы знаете, они сделали это и вкусили от дерева познания, и были изгнаны за этот грех из рая, и умерли. Мы слышим, что смерть Христа на Кресте каким-то образом исправила эту трагедию. Это по ряду причин тоже может быть малопонятной идеей.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Недели (воскресения) Великого поста ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Главная Сомневающемуся Новоначальному Общество Вопросы Мамам и папам Россия Библиотека Заметки Крохотки Календарь ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО БИБЛИОТЕКА КАЛЕНДАРЬ КРОХОТКИ ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ САЙТ-ОБЗОР О ПРОЕКТЕ Православный раздел в книжном магазине " Озон " . ВЕЛИКИЙ ПОСТ Недели подгот-ые О Неделях Поста Торжество православия Свт. Григория Паламы Крестопоклонная Иоанна Лествичника Марии Египетской Вход в Иерусалим Лазарева Суббота Страстная седмица Пасха ПОДГОТОВКА К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ Недели подгот-ые О мытаре и фарисее О блудном сыне Суббота мясопустная О Страшном Суде Масленица Прощеное воскресенье Великий пост ПРАЗДНИКИ Рождество 25.12 (07.01) Обрезание 01.01 (14.01) Крещение 06.01 (19.01) Сретение 02.02 (15.02) Благовещение 25.03 (07.04) Вход в Иерусалим Пасха Вознесение Господне Троица Петра и Павла 29.06 (12.07) Преображение 06.08 (19.08) Успение 15.08 (28.08) Усекновение 29.08 (11.09) Рождество Богородицы Воздвижение 14.09 (27.09) Покров 01.10 (14.10) Введение во храм 21.11 (04.12) другие праздники ... ПОСТЫ Великий пост Петров пост Успенский пост - 1(14) - 14(27) августа Рождественский пост - 15(28) ноября - 24 дек. (6 янв.) ЦЕРКОВНЫЙ ГОД   :: ЦЕРКОВНЫЙ ГОД > > ВЕЛИКИЙ ПОСТ НЕДЕЛИ И СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Неделя - принятое в церковном календаре название воскресного дня. В данном случае, например, " Неделя Крестопоклонная " означает 3-е воскресенье Великого поста и седмицу предшествующую этому воскресенью Подготовительные недели к Великому посту Чистый понедельник Первая пятница Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров Неделя 1-ая Великого поста. Торжество православия Неделя 2-ая Великого поста. Святителя Григория Паламы Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень в Иерусалим Лазарева Суббота.

http://zavet.ru/kalendar/vp/ned.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010