Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Болгария и Сербия на пути к конфронтации с латинским миром (30-е гг. XIII — начало XIV в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Разрыв церковных связей между южнославянскими странами и Римом не мог не вызвать обострение их отношений с папским престолом, а затем и со всем латинским миром. Хотя разрыв между Римом и Сербией привел к последствиям, которые нанесли прямой ущерб позициям католической Церкви в сербском Приморье, мы ничего не знаем о реакции папской курии на учреждение по соглашению с Никеей автокефального Сербского архиепископства. Нарушение связей с Болгарией католической Церкви непосредственного ущерба не принесло, но реакция курии оказалась острой. Это объяснялось тем, что создание самостоятельного Болгарского Патриархата скрепило союз Второго Болгарского царства с Никейской империей, направленный против «латинян» в Константинополе. Папа Григорий IX пригрозил болгарскому царю Ивану Асеню II отлучением от Церкви , а когда после некоторых колебаний болгарский правитель остался верен союзу с Никеей, объявил в январе 1238 г. крестовый поход против «еретиков» и «схизматиков», живущих в «земле» Ивана Асеня II. Поскольку главную роль в этом походе должна была сыграть Венгрия, то в серии посланий, адресованных венгерскому королю, епископату, доминиканцам и францисканцам на территории Венгрии , папа предписал проповедовать на землях королевства крестовый поход против болгар, приравнял его участников к участникам похода за освобождение Святой Земли и дал право клирикам исповедовать их и отпускать им грехи. Одновременно он угрожал отлучением от Церкви всем, кто будут мешать участникам похода выполнять взятую на себя миссию. Папа также принял Венгрию под защиту «святого Петра» . Частью этой акции стало решение о передаче «земли Асеня» — Болгарии венгерскому королю и другим католическим государям, которые примут участие в походе . Это заявление вызвало возражения у короля Белы IV, и папа обещал ему, что никому другому, кроме него, не передаст «Bulgarie regnum» . Одному из венгерских епископов (по выбору короля) были предоставлены полномочия папского легата для устройства церковных дел на завоеванных территориях: определения границ, учреждения епископств и т. д.

http://sedmitza.ru/lib/text/442949/

А.А. Федоров-Давыдов Глава тринадцатая. Пятый крестовый поход I. Положение Сирии в 1205 году Пока в Византии крестоносцы старались, хотя и тщетно, утвердить свое господство, сирийские христиане бедствовали до последней крайности. Боэмунд Антиохийский вел свои бесконечные войны с Львом Армянским. В то время, о котором мы здесь говорим, в начале 1205 года, умер король Амальрих. Иерусалимское королевство перешло к его падчерице Марии-Иоланте. Ведь его жена Елизавета раньше была замужем за Конрадом Монферратским, – ей, следовательно, и принадлежал иерусалимский престол. Сыну Амальриха, Гуго, достался в наследство о.Кипр. Но и Мария, и Гуго были еще несовершеннолетние; за них правили опекуны их, т.е. регенты. Стали подыскивать супруга Марии, и выбор пал на рыцаря Иоанна Бриенна, который был регентом в Константинополе, – помните?.. Но, став Иерусалимским королем в 1210 году, Иоанн все-таки не мог начать завоевания Иерусалима. И средств, и людей было у него для этого слишком мало. Вот и надо было, следовательно, поэтому крестоносцам жить в мире да согласии с мусульманами да поджидать какого-нибудь нового крестового ополчения с Запада для поддержки. Но дело в том, что во время этого перемирия султан Альмелик Аладин все укреплял да укреплял свое могущество в передней Азии и в Египте; вот почему умный султан охотно шел на перемирие, – за это время он успел настолько прочно укрепить за собой землю, что у крестоносцев не могло быть никакой надежды когда-нибудь вырвать ее у него из рук. В то же время он завязал с венецианцами тесные, дружеские отношения. II. Мысли о новом Крестовом походе Положение крестоносцев в Сирии было ужасное; но и в Европе шли все войны и войны без конца. В Италии, в Германии, во Франции шли междоусобные войны; Англия вела наследственную войну с Францией. Но зато папа Иннокентий не упускал из виду положения восточных крестоносцев. Он мечтал с полным убеждением о власти Западной Церкви над европейскими государствами, а также над греками и над мусульманами, и завоевание Иерусалима стояло в его мыслях на первом плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12. Четвертый Крестовый поход и Византия Четвертый Крестовый поход представляет собой в высшей степени сложное историческое явление, в котором нашли свое отражение самые разнообразные интересы и переживания; высокий религиозный порыв, надежда на воздаяние в будущей жизни, жажда духовного подвига и верность взятому на себя крестоносному обету перемешивались с жаждой приключений и наживы, склонностью к путешествиям и феодальной привычкой проводить жизнь в войне. Но в четвертом походе можно отметить специальную черту, которая, правда, давала уже себя чувствовать и в предыдущие походы: в нем получили особенное преобладание мирские чувства и материальные интересы над порывами духовно-религиозными, что с полной очевидностью выразилось во взятии крестоносцами Константинополя и основании Латинской империи. В конце XII века, особенно в эпоху Генриха VI, германское влияние было преобладающим в Италии, а его уже известные нам восточные планы являлись грозной опасностью для Восточной империи. После его неожиданной смерти обстоятельства изменились. Новый избранный в 1198 году папа, знаменитый Иннокентий III, задался целью восстановить папский авторитет, подорванный политикой германских государей, в полной силе и стать самому во главе христианского движения против ислама . Италия встала на сторону папы в его борьбе с германским преобладанием. Видя главного врага папства и Италии в Гогенштауфенах, папа стал поддерживать в Германии Оттона Брауншвейгского, избранного частью Германии королем против Гогенштауфена Филиппа Швабского, брата покойного Генриха VI. Казалось, что и для византийских императоров, по мнению одного историка, представлялся прекрасный случай осуществить планы Комнинов, а именно, на месте немецкого универсального государства создать такое же византийское. По крайней мере, в таком смысле, вероятно, писал император Алексей III папе Иннокентию III в год избрания последнего на папский престол: “Мы являемся двумя единственными мировыми силами: единая римская церковь и единая империя наследников Юстиниана; поэтому мы должны соединиться и постараться воспрепятствовать новому усилению могущества западного императора, нашего соперника.” 235 В действительности тяжелое внешнее и внутреннее положение Византии не позволяло надеяться на возможность успеха столь обширных планов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

6. Внешняя политика Мануила I и второй Крестовый поход Взаимоотношения с турками Если Иоанн обращал во внешней политике главное внимание на Восток, то преемник его Мануил, особенно благодаря нормандским отношениям и своим личным симпатиям к Западу, был вовлечен главным образом в западную политику, что для империи имело печальные последствия. Сельджукская опасность, не находившая в лице Мануила надлежащего отпора, снова стала грозою на восточной границе. Византийская граница в Малой Азии подвергалась обычным опустошительным набегам мусульман, разорявшим, истреблявшим и изгонявшим христианское население. Мануилу нужно было обеспечить спокойствие в пограничных областях, для чего он построил или восстановил целый ряд укрепленных центров, преимущественно на тех путях, по которым неприятель большей частью производил свои нападения. Нельзя сказать, однако, чтобы военные действия Мануила против турок были удачны. Вступив в первые годы своего правления в союз с мусульманскими эмирами Каппадокии, уже упомянутыми выше Данишмендами, Мануил имел своим врагом в Малой Азии одного иконийского, или румского, султана, с которым и начал войну. Императорские войска успешно дошли до главного города султаната, Икония (Конии); но, узнав, вероятно, о полученных султаном подкреплениях, они только разграбили городские предместья и отступили, причем на обратном пути потерпели сильное поражение от сельджуков, чуть не повлекшее за собой настоящей катастрофы для отступавшего войска. Однако, известие о Крестовом походе, который являлся угрозой как для императора, так и для султана, заставил обоих врагов искать мира, который и был заключен. Союз двух империй Западная политика Мануила в первые годы правления была основана, как и при его предшественнике на идее союза с Германией, вызванного сознанием общей опасности перед усилением итальянских норманнов. Прервавшиеся за смертью императора Иоанна переговоры с германским государем Конрадом III были возобновлены. Снова поднялся вопрос, начатый еще при Иоанне, о бракосочетании Мануила с родной сестрой жены германского государя, Бертой Зульцбахской. В своем письме к Мануилу Конрад писал, что этот брак должен быть залогом “вечного союза постоянной дружбы,” что германский государь обещает быть “другом друзей императора и врагом его врагов” 129 и в случае опасности для империи явиться к ней на помощь не только в виде вспомогательных отрядов, но, если нужно, прийти лично со всеми силами германского государства. Брачный союз Мануила с невесткой Конрада, Бертой Зульцбахской, переименованной в Византии в Ирину, скрепил союз двух империй. Последний давал надежду Мануилу освободиться от опасности, грозившей его государству от Рожера II, который, имея перед собой таких двух противников, как византийский и германский государи, не мог уже с прежними надеждами на успех начать борьбу с Византией. 130

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Внешняя политика Мануила I и второй Крестовый поход А.А.Васильев. История Византийской империи Взаимоотношения с турками. Если Иоанн обращал во внешней политике главное внимание на Восток, то преемник его Мануил, особенно благодаря нормандским отношениям и своим личным симпатиям к Западу, был вовлечен главным образом в западную политику, что для империи имело печальные последствия. Сельджукская опасность, не находившая в лице Мануила надлежащего отпора, снова стала грозою на восточной границе. Византийская граница в Малой Азии подвергалась обычным опустошительным набегам мусульман, разорявшим, истреблявшим и изгонявшим христианское население. Мануилу нужно было обеспечить спокойствие в пограничных областях, для чего он построил или восстановил целый ряд укрепленных центров, преимущественно на тех путях, по которым неприятель большей частью производил свои нападения. Нельзя сказать, однако, чтобы военные действия Мануила против турок были удачны. Вступив в первые годы своего правления в союз с мусульманскими эмирами Каппадокии, уже упомянутыми выше Данишмендами, Мануил имел своим врагом в Малой Азии одного иконийского, или румского, султана, с которым и начал войну. Императорские войска успешно дошли до главного города султаната, Икония (Конии); но, узнав, вероятно, о полученных султаном подкреплениях, они только разграбили городские предместья и отступили, причем на обратном пути потерпели сильное поражение от сельджуков, чуть не повлекшее за собой настоящей катастрофы для отступавшего войска. Однако, известие о Крестовом походе, который являлся угрозой как для императора, так и для султана, заставил обоих врагов искать мира, который и был заключен. Союз двух империй. Западная политика Мануила в первые годы правления была основана, как и при его предшественнике на идее союза с Германией, вызванного сознанием общей опасности перед усилением итальянских норманнов.

http://sedmitza.ru/lib/text/434310/

Испанские письма о воинстве: Литургия в горах Вечером сидели мы с сержантом Р. в одном из городов Кастилии во фронтовой полосе и беседовали о последней победе на фронте Сантандера нашей армии (для нас — русских добровольцев — испанская национальная армия — наша армия), очень большой победе. Вдруг открывается дверь и дежурный вводит к нам русского монаха. Мы глазам своим не поверили и подумали, что нам грезится; между тем это был не сон — перед нами стоял архимандрит Иоанн (Шаховской). 8 февраля, 2012 Вечером сидели мы с сержантом Р. в одном из городов Кастилии во фронтовой полосе и беседовали о последней победе на фронте Сантандера нашей армии (для нас — русских добровольцев — испанская национальная армия — наша армия), очень большой победе. Вдруг открывается дверь и дежурный вводит к нам русского монаха. Мы глазам своим не поверили и подумали, что нам грезится; между тем это был не сон — перед нами стоял архимандрит Иоанн (Шаховской). Гражданская война 1936-1939 гг. является страницей истории не только Испании, но и Русской Православной Церкви. Мы продолжаем серию публикаций , посвященную русским воинам и священникам, побывавшим на испанских фронтах. Предлагаем вашему вниманию фрагмент книги «Испанские письма о воинстве». Берлин, 1939 г. Вчера вечером сидели мы с сержантом Р. в одном из городов Кастилии во фронтовой полосе и беседовали о последней победе на фронте Сантандера нашей армии (для нас — русских добровольцев  —  испанская национальная армия — наша армия), очень большой победе, т. к. у противника в один день было взято в плен 15 батарей и 20 батальонов. Вдруг открывается дверь и дежурный вводит к нам русского монаха. Мы глазам своим не поверили и подумали, что нам грезится; между тем это был не сон — перед нами стоял действительно русский монах, архимандрит Иоанн (Шаховской) , который, преодолев необычайные трудности, добрался до нас. Радости нашей не было конца. При исключительном отношении к нам, русским добровольцам, испанцев, как властей, так и всего населения, мы были лишены православной церковной службы, а в том Крестовом походе, который ведется здесь, так ценна молитва.

http://pravmir.ru/ispanskie-pisma-o-voin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН БРИЕННИЙ [де Бриенн; франц. Jean de Brienne] (2-я пол. XII в.- 23.03.1236 или 1237, К-поль), кор. Иерусалимский (1210-1225, с 1212 регент при Изабелле (Иоланде) II), имп. Латинской империи (1231-1236/37, в качестве регента и соправителя при Балдуине II). Младший сын Эрарда II, гр. де Бриенн, и Агнессы де Монбейар. Отец готовил И. Б. к духовной карьере, но тот предпочел стать рыцарем. И. Б. был вовлечен в династическую войну за Сицилийское королевство, которую начал его брат Готье III де Бриенн. Готье III на основе родства жены Эльвиры, дочери гр. Танкреда ди Лечче, с последними королями Сицилии из династии Отвилей - Танкредом и Вильгельмом III оспаривал права Фридриха II Штауфена на сицилийский престол. Граф де Бриенн одержал ряд побед в Апулии, но через нек-рое время франц. союзники покинули его войско и направились в Сирию. Вероятно, И. Б. также порвал союз с братом и принял участие в 4-м крестовом походе и во взятии К-поля в 1204 г. После гибели Готье III в 1205 г. И. Б. не стал продолжать войну за его владения в Юж. Италии и вернулся во Францию с племянником Готье IV де Бриенном. Благодаря поддержке франц. кор. Филиппа II Августа И. Б. стал женихом 17-летней иерусалимской кор. Марии Монферратской. Согласно старофранцузской редакции «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского, а также «Истории Ираклия», король остановил свой выбор на обычном рыцаре из Шампани потому, что хотел помешать связи И. Б. с вдовствующей графиней Бланкой Шампанской, удалив его от двора (L " Estoire de Eracles empereur. 1859. Р. 307). К тому моменту И. Б. уже исполнилось 40 или, по мнению нек-рых авторов, 60 лет (ср.: Brehier. 1938; Buckley. 1957). Свадьба состоялась 14 сент. 1210 г. 3 окт. И. Б. и Мария Монферратская были коронованы в соборе г. Тир. В иллюминированной рукописи «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского (кон. XIII в.; Laurent. Plut. LXI. 10. Fol. 316r) сохранилась миниатюра с изображением коронации супругов.

http://pravenc.ru/text/469840.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМАЛЬФИ [греч. Αμλφη, итал. Amalfi], город в Юж. Италии (Кампания, пров. Салерно), на берегу Салернского зал. Тирренского м., к юго-востоку от Неаполя. В наст. время население ок. 5600 чел. В прошлом А.- одна из самых ранних морских республик средневек. Италии, в IX-XI вв. контролировавшая значительную часть торговли в Вост. Средиземноморье. Археология и эпиграфика свидетельствуют о существовании А. с IV в. В VI в. находился под властью Византии; с кон. VIII в. подчинялся визант. дуке Неаполя, участвуя в его борьбе с лангобардским герцогством Беневенто. Краткий период господства последнего (838-839) закончился восстанием амальфитанцев. А. стал независимой республикой, управляемой с 839 г. ежегодно избираемыми комитами и префектами (с 859 назначались пожизненно папой; затем должность стала, видимо, наследственной); в 957/58 г. правитель А. принял титул герцога (dux). Формально оставаясь в составе Византийской империи (в X в. многие префекты и герцоги носили визант. придворные титулы протоспафария и патрикия ; в 968 флот А. участвовал в вост. походе имп. Никифора II Фоки ), А. был фактически независим и от нее, и от итал. правителей. Город участвовал как в борьбе Неаполя с арабами (экспедиция неаполитанского герц. Сергия I, 846), так и в союзах против Неаполя (859 и 870). Мир, заключенный А. с арабами, даже заставил папу Иоанна VIII в кон. 879 г. пригрозить епископу и префекту города отлучением от Церкви. Основой могущества маленькой области А., зажатой между горами и морем, был сильный военный и торговый флот. Он охранял от сарацин берега Италии, доставлял на Запад вост. товары и предметы роскоши, защищал город от ближайших соседей (Сорренто, Неаполь, Салерно) и конкурентов (Гаэта, Пиза, Генуя, Венеция). В IX в. А. стал центром посреднической торговли между итал. городами и странами Ближ. Востока и к XI в. вырос в крупнейшую торговую державу Средиземноморья. А. владел многочисленными факториями на побережье Вост. Средиземноморья (в М. Азии, на Кипре, в Сирии и Египте), имел колонии в Диррахии и Антиохии, его корабли ходили в страны Сев. Африки и Испанию. Задолго до начала крестовых походов в Иерусалиме появились амальфитанские церкви и госпиталь; в кон. X-XIII в. на Афоне процветал мон-рь Амальфитанцев , освященный во имя Богородицы, где на латынь переводились греч. агиографические тексты. С сер. XI в. известен амальфитанский квартал в К-поле с ц. св. Марии Латинской. Привозимые пряности, дорогие ткани и ковры отправлялись в глубь континента, находили сбыт в многочисленных колониях А. и городах Юж. Италии и Сицилии.

http://pravenc.ru/text/114234.html

Обзор СМИ: 30 марта - 6 апреля ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЗОР СМИ: 30 МАРТА - 6 АПРЕЛЯ Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 30 марта - 6 апреля. - Спорный джихад. - Государство и Сербская Православная Церковь. - Адекватный дискурс. - Защитить от СМИ. - В поиске правых. - Энциклопедист. - Радость моя. Всю прошлую неделю продолжалось обсуждение событий в Ираке. Главным вопросом, обсуждаемым СМИ и политиками, стал вопрос о «религиозной подоплеке» анти-иракской агрессии, а также о " легитимности " объявляемого некоторыми мусульманскими лидерами " джихада " . " Президент Германии Йоханнес Рау подверг резкой критике войну в Ираке и высказывания президента США Джорджа Буша о ее религиозной оправданности " , - сообщает сайт " Newsru.com " . По мнению германского президента, " со стороны Джорджа Буша было " грандиозным недоразумением " говорить о том, что к ведению этой войны его побудила божественная миссия " . А сайт " Благовест-Инфо " добавляет, что сообщения о войне в Ираке будят «у президента Германии плохие воспоминания о Второй мировой войне» . На сайте " НГ-религии " в статье Александра Игнатенко " Война фетв. Исламский мир расколот конфликтом в Ираке " также поднят вопрос о " религиозном содержании " событий в Ираке и о " трактовке событий исламскими религиозными лидерами региона " . Автор отмечает, что " слово " джихад " может употребляться как метафора. В этом же смысле говорится и о " крестовом походе " . Далее автор рассказывает о том, что изданная в середине марта Академией исламских исследований авторитетного суннитского университета Аль-Азхар фетва о вооруженном джихаде, была ею же опровергнута после ряда критических выступлений со стороны ученых и СМИ: " В новом заявлении говорится, что, конечно же, нет никаких крестовых походов: они закончились много лет назад, да и тогда у них были нерелигиозные причины и цели. Выражение " крестовый поход " не означает, что происходящее на Ближнем Востоке - война между христианством и исламом. Это также не означает, что ислам находится или будет находиться в состоянии войны с христианством. Так, достаточно изящно было дезавуировано и объявление джихада " . Далее А. Игнатенко рассказывает о разногласиях между религиозными деятелями Саудовской Аравии, а также приводит слова профессора Исламского университета имама Мухаммада бен Сауда Шейха Салих бен Ганим ас-Садляна, который " утверждает, что даже известный и уважаемый улем не должен выражать в индивидуальном порядке свое мнение относительно происходящего... Что касается фетв, то издавать их должны не отдельные улемы, а специализированные коллективные органы " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor38.htm

П.В. Долгоруков Графы и бароны Остен-Сакены Фамилия von der Osten, genannt Sacken, принадлежит к числу древнейших и знаменитейших остзейских дворянских домов. Фамилия Сакен, в первой половине шестнадцатого века угасшая, и имя коей перешло к фамилии Остен, прияла начало в эрцгерцогстве Австрийском, откуда перешла в Померанию, а из Померании в остзейские области, в четырнадцатом веке. Балдуин фон-Сакен, крестоносец, участвовал в крестовом походе 1205 года. Отто и Ведегге (Wedeghe) фон-Сакены были рыцарями Ливонского Ордена в 1457 году. Дионисий фон-Сакен ездил послом от гросмейстера в Рим, в 1500 году, а Гейнрих и Георг фон-Сакены ездили послами от гросмейстера к Маркграфу Бранденбургскому, первый в 1515, второй в 1517 году. – Фамилия Остен, столь же древняя, прияла начало в Померании, где, в 1283 году, Ульрих ф. д. Остен был придворным советником герцога Богуслава IV; Гедеке ф. д. Остен †своего времени, с 1600 воинами овладел крепостию Колбергом, в 1662 году; Гейнрих ф. д. Остен был канцлером Померании в 1670 году. В первой половине четырнадцатого века, Фридрих ф. д. Остен женат был на дочери князя вендского и ростокского Иоанна Миролюбивого, княжне Софие. Потомок их Германн ф. д. Остен прибыл в Курляндию в 1479 году, и женясь на дочери дворянина Сакена, наследовал имя и герб своего тестя, и соделался родоначальником всех нынешних графов и баронов Остен-Сакенов. Внук его Иоанн, от брака с Анною ф. Дёнгоф, имел сына Отто, который от брака с Гертрудою ф. Бухгольц, имел трёх сыновей: Германна, Христофора и Иоанна. Германн, от брака с Елисаветою ф. д. Бринкен, имел также двух сыновей: Карла и Отто. Сей последний убит был в сражении под Кирхгольмом, в 1605 году, и от брака с Екатериною ф. Геннинг оставил сына Соломона, шведская полковника (рождение 1593 † 26 марта 1667), имевшего от брака с Анною ф. Унгерн (рождение 1590 † 3 мая 1680), сына Адольфа, ланд-гауптманна Готландии (рождение 2 февраля 1636 в февраля 1716), возведённая в Баронское Шведского Королевства достоинство 26 октября 1696 года, и не оставившего сыновей от брака с Мариею ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010