Крестовые походы: причины, история и последствия Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. 27 октября, 2012 Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Содержание статьи Крестовые походы: причины Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман. В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам. В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье. В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.

http://pravmir.ru/krestovye-pohody/

Крестово-Городище. Церковь Рождества Христова (старая). Христорождественская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова Год постройки:1846. Год утраты:1956 (снесена при расчистке ложа Куйбышевского водохранилища) Адрес: Россия, Ульяновская область, Чердаклинский район, акватория Куйбышевского водохранилища, прибрежная часть у села Крестово-Городище Координаты: 54.180663, 48.587015 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Христова (старая) Крестово-Городище, построена в 1762 году, перестроена в 1846 году. Закрыта в 1930-е годы, взорвана в 1955 году. В 1955 г. при создании Куйбышевского водохранилища село Крестово Городище было перенесено из зоны затопления на другое место, сохранив старое название села.  После кропотливых поисков в архивах Самары и Ульяновска удалось найти на данный момент самый ранний документ по истории храма в Крестово-Городище – это ведомость о церкви 1848 года. В ней говорится о том, что вместо ветхой в 1846 году тщанием прихожан была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте. Она называлась Христорождественской по единственному престолу во имя Рождества Христова. Священно- и церковнослужители жили в собственных деревянных домах на обывательской земле, однако постоянного оклада не имели. В храме хранились метрические книги (с 1780 года), исповедные росписи (с 1831 года), опись церковного имущества 1847 года и другие документы. Ближайшая Ильинская церковь находилась в 2 верстах (2,13 км) в селе Кайбелы. Должность священника с 1835 года исполнял Павел Серафимов (в ноябре 1834 – мае 1835 года служивший в Кайбелах). У него было немало поощрений и заслуг: в 1840 году получил архипастырское удовольствие за обучение поселенских детей, в этом же году обратил крестьянина Якова Фёдорова из раскола в православие, а также стал депутатом (видимо, Симбирской духовной консистории), с 1842 года определён законоучителем в местное удельное училище, в 1842-1843 годах превратил в православных ещё 6 старообрядцев, а в 1845 году награждён набедренником за успешное обучение закону Божьему крестьянских детей. Диаконом являлся Иван Зефиров (после 1843 года), дьячком – Порфирий Болгарский (с 1829 года), пономарём – Алексей Павлов (с 1841 года). В отличие от священника, у них никаких наград и достижений не было.

http://sobory.ru/article/?object=52632

Нижний Новгород. Крестовоздвиженский монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Крестовоздвиженский женский монастырь включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Спасский. Основан в 1370-х гг. Василисой (в иночестве Феодорой) - вдовой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича. До 1814 г. монастырь назывался Зачатьевским (Зачатия прав. Анны) и располагался под кремлевским холмом близ волжского берега. Из-за частых пожаров и неудобного местоположения он был перенесен в более спокойное и тихое место к Казанской заставе (совр.пл. Лядова). К осени 1814 г. на новом месте были возведены наружные стены монастыря (внутри них колокольня со Святыми вратами и двумя палатками)и восемь корпусов, а вне монастыря устроен гостиный двор. В 1814-23 гг. был построен соборный храм (в 1848 г. он был перестроен). Синод указал на то, что обитель должна называться Крестовоздвиженской. В 1815 г. в одном из корпусов была освящена больничная церковь в честь Богоматери Всех Скорбящих Радости. В 1838 г. стараниями настоятельницы в монастыре было открыто училище для девочек. Ежегодно в субботу Светлой седмицы в Крестовоздвиженский монастырь приносили из Оранского монастыря Оранскую Владимирскую икону Божией Матери, одну из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. В 1848 г. Крестовоздвиженский монастырь был возведен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек. В 1906 г. в монастыре начала работать живописная школа. Кроме того, монастырь был местом прохождения " епитимийного " искупления для женщин, совершивших преступления нравственного порядка. Закрыт монастырь был в 1917 г. после Октябрьской революции, сразу же после издания Декрета об отделении церкви от государства. В советское время в его помещениях располагались склады, жилые помещения и конторы. В соборе размещался завод бритвенных изделий. Восстановление Крестовоздвиженского собора началось в 1995 г. 25.03.2004 г. Св. Синод постановил благословить преобразование прихода собора в честь Воздвижения Креста Господня Нижнего Новгорода в Крестовоздвиженский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=01815

Крестовоздвиженский монастырь Крестовоздвиженский бывший монастырь, первоначальная история которого теряется в отдаленных временах великокняжеской Москвы, занимает не последнее место среди священных памятников древней столицы. Историческая известность Крестовоздвиженского храма начинается с Большого московского пожара 1547 года. 21 июня «загорается храм Воздвижения честного Креста, за Неглинной, на Арбатской улице» 1 . При сильном ветре огонь быстро распространился по городу, проник в Кремль, и Москва запылала. Огонь бушевал с ужасающею силой и в короткое время испепелил большую часть Москвы. Множество народа погибло в огне. Сам митрополит едва не задохся от дыма в Успенском соборе, спасая святыню храма. Убегав от огня, святитель прошел на городскую стену и, спускаясь на веревке к Москве-реке, упал, тяжело расшибся и полуживой отвезен в Новоспасский монастырь. Царь Иван Васильевич при начале пожара покинул Москву и удалился в село Воробьево, где и оставался до того времени, пока не был возобновлен погоревший кремлевский дворец. Известно, что этот пожар глубоко запечатлелся в юной душе Государя и оказал большое влияние на происшедший в нем нравственный переворот. Повествуя о пожаре 1547 года, Степенная Книга добавляет, что пред пожаром «Блаженный Василий прииде на монастырь Воздвижения Честного Креста, иже зовется на острове, и ста пред церковию, яже тогда бяше древяная, ныне же плинфяна, к ней же умильно зря, умную молитву деяше и плакася неутешно. Людие же, видевше его, дивляхуся, не ведуще вины плача его, последи же разумеша…» 2 Таким образом, первый каменный храм Воздвижения Креста Господня построен в 1547 году, на месте бывшего здесь ранее деревянного храма, в этом году сгоревшего 3 . Когда построен деревянный храм, был ли он первоначальным или же был на том месте другой, еще древнейшей постройки храм, неизвестно. Точно также неизвестно и имя основателя храма. Мы не можем связать с достоверностью, когда и кем основан и Крестовоздвиженский монастырь, но несомненно, что монастырь существовал ранее пожара 1547 года, и очень вероятно, что он основан одновременно с храмом 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Березанская. Церковь Воздвижения Креста Господня. Свято-Крестовоздвиженская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:не ранее 1991. Перестроена из здания советской постройки. Адрес: Краснодарский край, Выселковский район, станица Березанская, ул. Зеленая, 37 Координаты: 45.700462, 39.606201 Проезд:церковь видна с трассы М4 " Дон " . При движении в направлении Краснодара справа. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В станице Березанской, как и во многих других поселениях нашей страны, историю храма можно разделить на два периода — до и после. История «до» храма в честь Воздвижения Креста Господня начинается в 1796 г. Располагалась церковь где-то на правом берегу р. Бейсуг на западной окраине х. Заря. Церковь была задумана как сооружение капитальное (по тем временам), из дерева, которое возили с Волги. Строительство не было закончено в тот же год. Во всяком случае, в письме Войскового правительства Котляревскому от 16 января 1797 г. Березанская Крестовоздвиженская церковь значится в списке 23 церквей, только заложенных на землях Черноморского войска. На период строительства действовала походная церковь, запорожского образца. Она собиралась за два дня. Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1852 г. (это уже 4-ая церковь в станице), была уж слишком скромной для такой большой и богатой станицы, какой стала ст. Березанская в конце 19-го века. И новая церковь была построена в 1910 г. А освящена в 1911 г. Это была церковь Вознесения Христа — одна из красивейших церквей на Кубани. Находилась она на месте нынешнего стадиона спецшколы. Крестовоздвиженская церковь была деревянной,. сгорела в марте 1919 г. Загорелся случайно. По рассказу Д.Ф. Буховенко, служивший «титарем» Коваленко, заправлял керосином осветительные лампы и одну опрокинул. Керосин вспыхнул, и остановить огонь не удалось. Церковь восстановили на базе церковной приходской школы очень быстро. И в таком виде она простояла до 1937 г. Но если и сгоревшая церковь не отличалась изысканностью архитектуры, имела всего один крест (над входом с колокольней), то восстановленная получилась еще скромнее.

http://sobory.ru/article/?object=07642

Пермь. Церковь Митрофана Воронежского при Архиерейском доме. Крестово-Митрофаниевская, Митрофановская церковь Карта и ближайшие объекты Заложена 25.05.1793 г. Освящена 24.11.1793 г. Первоначально Стефановская, с 1820 г. – Митрофаниевская. Закрыта до 1932 г. Шумилов Е.Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. 71 с., С. 6. В 1836 году была основана Крестовая или домовая церковь при архиерейском доме, переименованная по мысли архиепископа Аркадия в честь новоявленного тогда угодника Божия Митрофана Воронежского, так как во имя св. Стефана Пермского, которое прежде носила эта церковь, освящен был стоящий рядом теплый Кафедральный собор. В.С. Верхоланцев " Город Пермь, его прошлое и настоящее " . 1913 г. В советское время в здании церкви находился Пермский краеведческий музей. Крестовая Церковь во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского является домовым храмом Пермского Архиерейского Дома. Передан верующим в 2008 году. В настоящее время идет восстановление иконостаса и реставрация храма. Крестовая церковь Архиерейского дома первоначально была освящена во имя Святого Стефана Епископа Пермского. В 1836 г. была основана Крестовая или домовая церковь при архиерейском доме, переименованная по замыслу Архиепископа Аркадия в честь новоявленного тогда угодника Божия Митрофана Воронежского, т.к. во имя Стефана Пермского, которое прежде носила эта церковь, освящен был стоящий рядом теплый придел Кафедрального собора. 20 ноября 1836 г. «новоустроенной храм Крестовой церкви во имя Святителя Митрофана Епископа Воронежского Его Высокопреосвященством Аркадием Архиепископом Пермским и Екатеринбургским освящен». В марте 1837 г. была сделана «Опись всего движимого и недвижимого имущества Пермского Архиерейского дома, сделанная по указу из Пермской Духовной консистории от 8 марта за 1273: «1) корпус каменный двухэтажный, занимаемый Преосвященнейшим, имеющий в длину 14 саж. 11 четвертей, в ширину 8 саж. 4 четверти, снаружи и внутри, кроме нескольких комнат отштукатурен, покрыт весь листовым железом, выкрашенным малахитною краской.

http://sobory.ru/article/?object=21230

Слободской. Крестовоздвиженский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Слободской Крестовоздвиженский Богоявленский монастырь   Слободской Крестовоздвиженский монастырь больше не существует. Часть монастырской стены, ворота, фундаменты церквей - все, что от него осталось. Разрушен прекрасный архитектурный ансамбль, существовавший в Слободском. Многие исторические здания города еще можно вернуть - монастырь потерян безвозвратно, он никогда не будет восстановлен. Стоит ли возвращаться к истории того, чего больше нет? Видимо, стоит, потому, что монастырь этот являлся частью истории России, его основал выдающийся деятель русской церкви преподобный Трифон Вятский. Русские монастыри в XVI - XVIII вв. были центрами культурной и хозяйственной жизни, особенно важную роль играли они на окраинных землях русского государства, населенных языческими племенами, которые, благодаря монастырям, приобщались к христианской цивилизации. Русские, жившие на Вятке, попадали под влияние местных обычаев, поэтому монастыри были здесь своеобразной духовной уздой, объединяющей Россию. Хорошо известна начальная история монастыря, описанная С. Васильевым, А. Вештомовым, иеромонахом Стефаном. В 1580 году Трифон встретил в Кае слобожанина Ивана Витязева, который пожаловался на падение нравов в Вятской земле, на духовную неустроенность. Слобожане уже срубили церковь для будущего монастыря, Иван Грозный отвел под него земли, но освятить будущий монастырь было некому. В 1580 году Трифон прибыл в Слободской, но первый вятский монастырь решили основать в главном городе наместничества - Хлынове. Успенский Хлыновский монастырь был основан в том же 1580 году, первую его церковь перевезли из Слободского по Вятке - ту самую, которую построили слобожане для своего монастыря, но потом решили пожаловать первому общевятскому монастырю. В 1588 году слобожане сами обратились к патриарху Иову с просьбой о создании своей обители, - Успенский монастырь был слишком далеко, и вступительный вклад в него назначили высокий, желающим уйти от мира слобожанам он был не по карману. В то же год пришла благословенная грамота, по которой строителем монастыря назначался иеромонах Иосиф из Казани. Поставили Богоявленскую церковь. Трифон с учеником своим Досифеем отправился собирать подаяние на монастырь в Сольвычегодск. Вернувшись в Слободской, Трифон освятил Богоявленскую церковь и развернул строительство монастыря, поставили ограду, келии, ворота, а над воротами - церковь Архистратига Михаила (1610 год). Настоятелем монастыря стал иеромонах Досифей. Все постройки монастыря были деревянные, до наших дней сохранилась только надвратная церковь Михаила Архангела. Обители Трифона скоро получили значение святынь для всего Вятского края.

http://sobory.ru/article/?object=03203

Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Стефана Пермского. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Стефана Пермского Год постройки:Между 1890 и 1900. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Республика Коми, Княжпогостский район, д. Кылтово. Почтовый адрес: 167000, Республика Коми, г.Сыктывкар, Октябрьский пр-т, д.43/1. (Храм Стефана Пермского находился на территории Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря. Ныне он не существует, снесён большевиками). Координаты: 62.319863, 50.992006 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1888 г. «формально» было начато дело о постройке женского монастыря в связи с крайней необходимостью «духовного просветительного учреждения для зырянок в центре их оседлости», а также для усиления позиций официальной церкви в землях с сильным старообрядческим влиянием. А в это время на территории, отведенной под обитель, ожидали хозяев. В 1890 г. были построены Стефановская деревянная церковь с колокольней, двухэтажный деревянный Гостиный дом, деревянная двухэтажная кладовая и бревенчатый погреб. Церковь была разрушена в середине прошлого века http://pp.rkomi.ru/page/8195/ Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь назывался также Яренский Крестовоздвиженский женский монастырь.  Местоположение: Находился в Яренском уезде на берегу речки Кылтовки, впадающей в реку Вымь. Ныне – республика Коми, Княжпогостский район, село Кылтово. Основание монастыря Монастырь основан в 1894 году по ходатайству и на средства архангельского купца 1-ой гильдии Афанасия Васильевича Булычева на месте креста, водруженного поселившимся здесь отшельником Василием Алексеевичем Пестеревым; в 30-х годах 19-го века этот старец утонул в Выми. Основатель монастыря Булычев скончался в 1902 году в Соловецком монастыре. Он завещал своей дочери – купчихе из города Архангельска Анне Беляевской прибыль от Сереговского солеваренного завода жертвовать на строительство новых зданий в Кылтовском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=20671

Горки Ленинские, пос. санатория. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1865. Ссылки:   Адрес: Московская область, Ленинский городской округ, Горки Ленинские, пос. санатория Координаты: 55.509478, 37.852859 Проезд:от ст.метро " Домодедовская " на авт. до аэропорта " Домодедово " с остановками. Ехать до ост. " Санаторий Мещерино " или Детский реабилитационный центр, перейти дорогу и прямо вдоль леса до монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Содержание таблички справа от входа в храм: " 25 октября 2002 года Храм освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня построен в 1846 году помещицей Александрой Петровной Головиной на месте деревянного храма Всемилостивого Спаса, разобранного в 1834 году. В годы гонений на церковь храм был закрыт, осквернен и поруган. Возвращен церкви в 1992 году. Храм восстановлен силами Российского Фонда архитектурного наследия имени преподобного Андрея Рублева и на пожертвования людей русских " . Монастырь в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня Иерусалимский ставропигиальный женский (Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь). Дата учреждения: 1865 г. Основан как Крестовоздвиженский Иерусалимский Фроло-Лаврский женский монастырь. Начало монастырю положила женская богадельня (существовавшая при Флоро-Лаврской церкви с. Старая Яма с 1837 г.; в 1856 г. переименована в молитвенный богадельный дом), преобразованная в женскую общину (1865 г.) и переведенная на место, где сейчас находится монастырь. В 1870 (1887?) г. община, носившая имя Фроло-Лаврской, возведена в степень монастыря со штатом из игумении, казначеи, 28 монахинь и соответствующего числа послушниц. В монастыре было три храма: в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, падаренной в 1855 г. Флоро-Лаврской общине митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым); в честь Воздвижения Креста Господня и Вознесенский собор, освященный в 1896 г. Закрытый в начале 1920-х гг., монастырь в марте 1992 г. был передан Московской Патриархии для возрождения монашеского служения делу милосердия и благотворительности. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Фомаида.

http://sobory.ru/article/?object=00446

Кострома. Крестовоздвиженский Анастасин женский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1417. Год утраты:Не установлен. Адрес: г. Кострома, просп. Текстильщиков, 1В Координаты: 57.769107, 40.922182 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский женский монастырь г. Костромы. Основание обители относится к концу XIV в. Монастырь упоминается в 1417 г. и называется Ризоположенским-Анастасьиным. В 1764 г. упразднен, но снова открыт в 1775 г. под названием Крестовоздвиженского-Анастасиина. В 1864 г. монахини переведены в Богоявленский монастырь. В монастыре осталось несколько монахинь, но монастырь в управлении у Богоявленского. Храмов два (постр. в конце XVII в.): 1) в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы, с приделами: правым в честь Входа Господня в Иерусалим, левым - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Архистратига Михаила; 2) Сретенский, с приделом во имя Василия Великого. Ближайшие церкви: Христорождественская на Суле и Петропавловская. Храмы монастыря разрушены в середине 1930-х гг. http://www.old-churches.ru/ko_162.htm Костромский Крестовоздвиженский третьяго класса девичий, прежде бывший Анастасеин. Монастырь находится внутри города Костромы в Цареконстантиновской части, между гостиным двором и бывшим протоком Сулою. Начало его с полною вероятностию можно относить к четырнадцатому столетию по Р. X. В писцовых книгах Василья Вельяминова с товарищи 1596 и 1597 годов упоминается о граммате Великаго Князя Василья Дмитриевича, коею черные посадские люди, жившие в Брагиной улице на земле Анастасеина Монастыря подчинены были судом сему Монастырю, а к Наместнику судом не тянут. Сия граммата подтверждена была в 1437 году Великим Князем Василием Васильевичем Темным. Первая Церковь в сем Монастыре была во имя положения честныя Ризы Пресвятыя Богородицы, с приделом мученицы Анастасии; от чего он именовался до 1765 года Ризположенским Анастасеиным Монастырем. Из некоторых писменных сведений видно, что Анастасеии Монастырь был в уважении у народа, и что поступали в него для монашеской жизни из знатных и богатых фамилий дворянских. В старинной описной книге Ипатиевскаго Монастыря между прочим о вкладах значится: «что Ризположения Настасейнаго Монастыря Старица Вера Жуковская жена Кудрявцева приложила в вотчину в Костромском уезде в Минском стану половину деревни Елкутова да пустынь Долгушу ___ (1589)».

http://sobory.ru/article/?object=41246

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010