VII. Рисунки на антиминсах На сохранявшихся до настоящего времени антиминсах XII, XIV–XVII веков находится изображение креста Господня. Оно «служило знамением, что на антиминсах священнодействуются страдания Христовы, и что они изображают погребение Христово» (Сим. Солунск. Нов. Скриж., ч. 3, гл. 8, § 10). Антиминсы, имея назначение – находиться на престоле – содержали тоже изображение, какое было в древности на верхней стороне одежды престола. В Менологии X века, Императора Василия, находится несколько рисунков престола, облеченного священною одеждою 110 . На них, на верхней стороне одежды, изображен четыреконечный крест. Верхняя сторона одежды иногда изображена из одинаковой материи с боковыми её сторонами, иногда из особой, имеющей свой рисунок. Но в том и другом случае изображены углы около креста, составляющие собою четыреугольник, в средине которого находится крест. Если бы углы были ближе к изображению креста, а не у самых краев престола, то они были бы подобны нашивным углам, бывшим на антиминсах, о которых сказали выше. Но их нельзя признать за антиминсные углы потому, что между углами изображены кружечки, которые составляют один рисунок вместе с углами и показывают, что эти углы не суть углы антиминса для пришития его к престолу, а служат только украшением верхней одежды престола. На одном же рисунке Менология находится такое изображение креста с углами, кроме верхней стороны престола, на боковой стороне его одежды (30-го января) 111 . Изображение на древних антиминсах креста было неодно образно даже в одно и то же время и в одном и том же месте России. На антиминсах был изображаем крест и осмиконечный, и шестиконечный 112 и четыреконечный. При этих крестах рисовали то копие и трость с губою, то – и подножие с несколькими ступенями, то, вместо подножия – гору Голгофу, то под Голгофою Адамову главу. И около креста писали не всегда одну и ту же надпись. Укажем на антиминсы с такими рисунками, описанные более ясно и определенно. Изображение осмиконечного креста без копия и трости и без подножия находится на антиминсах, хранящихся в Тверском кафедральном соборе 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

ЦВ 10 (431) май 2010 /  29 мая 2010 г. София Киевская столетия В Киеве начинается строительство нового кафедрального собора в честь Воскресения Христова. 4 апреля 2010 года, в день Воскресения Христова, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всей Украины Владимир в сослужении викарных архиереев и духовенства заложил ковчег с частицами мощей святых и памятную грамоту в основание будущего кафедрального собора в честь Воскресения Христова в Киеве. Этого события верные канонической Церкви ожидали почти 20 лет. Блаженнейший Митрополит Владимир остается единственным во Вселенском Православии Предстоятелем самостоятельной в управлении Церкви и, возможно, единственным правящим архиереем Русской Православной Церкви, у которого нет кафедрального собора. Украинская Православная Цер-ковь начинает строительство не просто одного из самых больших храмов на Руси (на 5000 прихожан) и самых высоких в Европе (высота до креста — 114 метров), Церковь начинает строить собор XXI столетия с современной инфраструктурой для осуществления миссионерского, просветительского и социального служения. Свято-Воскресенский кафедральный собор — идея всей Церкви «С 1992 года у нас в Киеве не было кафедрального собора, — рассказывает секретарь Киевской Митрополии и благочинный храмов Киева протоиерей Виталий Косовский. — Все это время мы вели переговоры с раскольниками и надеялись, что они покаются и вернутся в лоно Матери-Церкви. Верили, что снова будем совершать богослужения во Владимирском кафедральном соборе, захваченном Киевским патриархатом. Но время шло, раскол Церкви углублялся, надежд на возвращение раскольников становилось все меньше. Стала вызревать мысль о том, что нужно строить свой кафедральный собор». «В декабре 2006 года состоялась очередная встреча Блаженнейшего Митрополита Владимира с Президентом Украины, — вспоминает секретарь Предстоятеля, епископ Переяслав-Хмельницкий Александр. — В числе актуальных проблем Церкви в очередной раз поставили вопрос о необходимости выделения места для строительства кафедрального собора. И Президент, наконец, дал добро».

http://e-vestnik.ru/church/sofiya_kievsk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 7  голосов:  4.6 из  5) Оригинал Схиигумен Серафим (Покровский). Путешествие в Грузию (23 апреля – 3 мая 2015 года) 23 апреля. Были в кафедральном Сионском (Успенском) храме V века в центре Тбилиси. Богородичное сердце Иверии, бьющееся мерным дыханием веков, пронзенное мечом трагической судьбы грузинского народа. Здесь так тихо, во дворе журчит фонтан, благоухает сирень и забываются суета и шум современного города. Этот храм не закрывался, здесь царит такая же намоленная атмосфера, как в кафедральном Елоховском соборе в Москве. В Сиони хранятся крест св. Нины и глава ап. Фомы, в нем погребены и грузинские Патриархи XX века, среди них два святых исповедника: Амвросий и Кирион… 25 апреля, суббота, утром в 8.15: Со святым утром! Вчера целый день ходили по храмам Тбилиси, сейчас собираемся на литургию в русский храм Александра Невского, где похоронены старцы митр. Зиновий и о. Виталий. Причастимся… потом Мцхета, а вечером к Святейшему Патриарху за благословением. Очень много впечатлений и мыслей, попытаюсь попозже подробно написать. В 16.15: Микхвархар! (Люблю тебя!) Сутра были на литургии, причастились! Потом в гостеприимном мужском монастыре честного Креста — Джвари, затем во Мцхете, в Светицховели, где Хитон Господень, и в Самтаро, где мощи новопрославленного старца Гавриила покоятся. Скоро поедем к Патриарху, я полон впечатлений, но некогда пока их записывать. Чешмаритад агдсга Кристэ! В 20.50: Были у Патриарха Илии в Троицком соборе. Благословил меня, сказав: «Христос воскресе! Хорошо, что вы приехали…» Он сейчас совсем слабенький, но как отец среди своего народа. Здесь вообще все гораздо проще, непосредственнее, чем у нас, у грузин есть какая-то трогательная детскость. Завтра меня пригласили служить в обители Креста — Джвари, литургию в 5.00. А вообще я влюблен в Грузию. Это такая трагичная красота, такое благородство, сила Креста, явленная в страшном истощании. 27 апреля, понедельник, утром в 4.30: Благословенная Иверия, удел чудный Богородицы, и блаженные дети ея приветствуют вас целованием мира и любви. Как жены-мироносицы, пришли мы сегодня рано утром, еще сущей тьме, к живоносному Гробу, и на нем, в храме Нечаянной Радости монастыря Джвари (Креста), по-служили дивную, тихую грузинскую литургию (настоятель архим. Константин, о. Александр и я). Молодые отцы пели умиленно, словно глубинный плач мученической Иверии.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

Arhiva Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a oficiat Dumnezeiasca liturghie la catedrala „Adormirea Maicii Domnului” din or. Smolensk 30 august 2015 18:08 30 августа 2015 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска. Перед началом богослужения Святейший Владыка поклонился чудотворной Смоленской иконе Божией Матери. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Смоленский и Рославльский Исидор ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Вяземский и Гагаринский Сергий ; протоиерей Михаил Горовой, благочинный Смоленского городского округа, старший священник Успенского кафедрального собора г. Смоленска; архимандрит Антоний (Мезенцов), настоятель Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского мужского монастыря; протоиерей Григорий Трубин, ключарь Успенского кафедрального собора; духовенство  Смоленской митрополии . В храме присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, и.о. губернатора Смоленской области А.В. Островский, председатель Смоленской областной Думы И.В. Ляхов, глава г. Смоленска Е.А. Павлов, глава администрации г. Смоленска Н.Н. Алашеев. Богослужебные песнопения исполнили Архиерейский хор Успенского кафедрального собора (регент — Е.Г. Фролова), детский хор Смоленской православной гимназии и Успенского кафедрального собора (регент — О.Н. Яковлева), сводный хор Смоленской духовной семинарии и Смоленского духовного училища (регент — игумения Елисавета (Киселева)). Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов ГТРК-Смоленск и «Союз». Для удобства горожан и паломников на площади перед кафедральным собором и на набережной реки Днепр были установлены большие экраны, на которых шла трансляция богослужения. На малом входе во внимание к трудам по становлению и развитию Смоленской духовной семинарии, которая из всех духовных школ Русской Православной Церкви первой получила государственную аккредитацию, Святейший Патриарх Кирилл удостоил ректора семинарии протоиерея Георгия Урбановича права ношения креста с украшениями.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4214074...

Днепр. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий Кафедральный собор был построен на месте первой городской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Небольшая деревянная церковь, освященная 15 января 1791 года, через 40 лет обветшала и купечество города обратилось к петербургским архитекторам Шарлеманю - Боде Л.И. и Висконти П.И., которые спроектировали Успенскую церковь. Архитекторы одновременно выполнили и проект новой - купеческой. В 1837 году уже освятили место под новый храм. В 1860-х годах перед церковью по проекту одного из местных архитекторов строится большая каменная колокольня. Немного позже между колокольней и храмом строится соединительный придел, почти вдвое увеличивший площадь церкви. Позднее были построены Дома притча и церковно-приходской школы. В конце 1900-х годов в церкви начинаются большие ремонтные работы. В 1934 году храм был закрыт и превращен в склад. Вновь был открыт для прихожан в 1942 году. Начатые в 1956 году реставрационные работы особую тщательность, бережность и размах приобрели в наше время, благодаря энергии, целеустремленности и молитвенной поддержке Владыки Иринея, возглавляющего нашу епархию с 1993 года. В Троицком соборе усердными трудами настоятеля, протоиерея Владимира Аксютина, происходит впечатляющая реставрация внешнего и внутреннего убранства храма, в том числе и окружающей собор территории. У стен собора – захоронения епархиальных архиереев, настоятелей собора, создателей храма. В соборе находятся святыни : икона Святой Троицы с частицей Мамврийского дуба; икона «Плачущий Спаситель»; иконы Божией Матери «Иверская», «Казанская», «Достойно есть», «Самарская»; два Креста-мощевика с частицами мощей почитаемых в православии святых. Бережно сберегаются в соборе древние реликвии: иконостас Казанской церкви и гробница из Свято-Николаевского (Брянского) собора.  Место под будущий Троицкий храм в Днепре было освящено в 1837 г. Однако, строительство оказалось не под силу городу, недавно окончившему Преображенский собор и строящему Успенскую церковь. В 1845 г. лесопромышленник Федор Дупленко выделил 3 000 рублей, на которые вывели фундамент, но после этого строительство снова остановилось. Федор Дупленко оказался под угрозой разорения и прекратил выделение средств на строительство. Со временем его дела пошли на поправку, и вплоть до своей смерти в 1848 году, Дупленко снова жертвовал на строительство храма - в целом около 100 000 рублей. В 1855 г. новая церковь была окончена и освящена во имя Святой Троицы. Авторами проекта храма выступили петербургские зодчие Людвиг Шарлеман и Петр Висконти.

http://sobory.ru/article/?object=08211

Арзамас. Кафедральный собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты В знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России, в 1842 году арзамасцы воздвигли величественный пятиглавый, с 48-колонными, кафедральный собор Воскресения Христова. Храм стоит на высоком холме Арзамаса, завершая ансамбль Соборной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города. Собор строился 28 лет с 1814 года, причем на средства, пожертвованные арзамасцами на строительство. Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788-1851), местный уроженец, выдающийся мастер классицизма, ученик известного в России архитектора Андрея Воронихина. Роспись в соборе выполнена учениками школы академика А.В. Ступина. Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста - 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: " Воскресение Христа " (восточный фронтон), " Явление св. Троицы Аврааму " (южный), " Собор всех святых " (западный), " Покров Пр.Богородицы " (северный). По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский собор не имеет себе равного среди классических соборов Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова. Чтимые святыни: Животворящий Крест Господень, чудесным образом обретенный у Макарьевского монастыря; иконы вмч. целителя Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца, Казанской Божией Матери. Воскресенский собор в городе Арзамасе был воздвигнут как благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года и как памятник героическим русским воинам. После триумфа над Наполеоном жители Арзамаса были единодушны в желании возвести новый храм: на центральной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. В результате собор целиком построен на народные деньги, более того, каждый житель города считал своим долгом внести посильный вклад в строительство: кто-то лепил и обжигал кирпичи, кто-то добывал камень, кто-то плавил руду, а кто-то перевозил грузы. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.

http://sobory.ru/article/?object=00903

Архив Пн В столице Англии состоялись торжества, посвященные 50-летию освящения Успенского кафедрального собора Сурожской епархии 16 октября 2006 г. 12:27 14 октября 2006 года лондонский кафедральный собор Русской Православной Церкви отметил свое 50-летие. В 1956 году он был освящен и стал выдающимся центром православной жизни в Великобритании, любимым домом молитвы русского прихода в английской столице, история которого насчитывает без малого 300 лет. На юбилейные торжества собралось множество верующих. В день Покрова Божией Матери Божественную литургию в соборе Успения Божией Матери и Всех святых по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей . Ему сослужили временно управляющий Сурожской епархией архиепископ Корсунский Иннокентий , архиепископ Керченский Анатолий , архиепископ Берлинский и Германский Феофан , епископ Венский и Австрийский Иларион , клирики Сурожской епархии и гости, прибывшие на праздник из других епархий. Священнослужители Сурожской епархии, потрудившиеся на ниве церковной, были отмечены Патриаршими наградами. Архиепископ Керченский Анатолий был награжден орденом прп. Серафима Саровского (II степени). Один из старейших клириков епархии протоиерей Бенедикт Рамсден был удостоен права ношения митры, протоиереи Даниил Джозеф, Максим Никольский и Михаил Гоголев — права ношения креста с украшениями. Священник Михаил Дудко был возведен в сан протоиерея, права ношения золотого наперсного креста удостоены священники Стефан Платт, Филипп Стир, Рафаил Армур, Иоанн Палмер, Григорий Батлер и Андрей Лаут. В сан протодиакона возведен диакон Джозеф Скиннер. Диаконы Вадим Санцевич, Петр Виллис, Николай Смолл и Павел Вуд награждены Патриаршими грамотами. За богослужением молитвенно пели хор Успенского собора и хор московского Данилова монастыря. В слове по окончании богослужения митрополит Смоленский Кирилл передал молящимся поздравления Предстоятеля Русской Православной Церкви с юбилеем Патриаршего Успенского кафедрального собора и подчеркнул, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы, почитаемый преимущественно Русской Церковью, стал для нашего много страдавшего народа символом надежды, возлагаемой на Господа и Его Пречистую Матерь.

http://patriarchia.ru/db/text/152007.htm...

Алатырь. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм Рождества Пресвятой Богородицы - один из самых древних (1747 год) и самых красивых храмов Алатыря. Расположен на крутой возвышенности левого берега реки Сура в историческом центре города, на так называемом Венце. Храм был закрыт в 1936 году, колокольня разрушена, здание храма использовалось в различных хозяйственных целях. Богослужение возобновлено в 1994 году. В храме сооружен баптистерий (крестильня для взрослых). В 1747 г. рядом с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь типа «восьмерик на четверике» с трапезной. В плане крест с вытянутой западной частью. Планировочная структура по оси восток-запад: собственно церковь — с пятигранной апсидой, трапезной и колокольней. С севера и юга к четверику примыкают боковые помещения, образующие ветви креста. Центральная часть креста завершается восьмериком с куполом и главкой на круглом барабанчике. Боковые ветви креста, трапезная и апсида по ширине равны граням центрального четверика, так что сам четверик во внешнем своем пространстве просматривается только в верхних угловых частях. В подкупольной части церкви — сомкнутый восьмилотковый свод, в остальных помещениях коробовые своды. В западной части четверика во втором ярусе устроены хоры. Архитектурный фасад скромный, оконные проемы без наличников, заглублены в арочные ниши. Фасады завершаются поясками поребрика, а в восьмиграннике — поясами кронштейнов и поребрика. Интерьеры с настенной живописью не сохранились. Обе церкви в настоящее время реставрированы. Источник: сайт Чебоксарско-Чувашской епархии  http://cheb-eparhia.ru/hierarhy.aspx?id=71 Собор Рождества Пресвятой Богородицы в своем нынешнем облике датируется 1747 годом. Предыдущую постройку в октябре 1670 года постигла та же участь, что и весь город - отряд атамана Осипова, присланный Степаном Разиным, сжег город. В начале июля 1774 года Емельян Пугачев вошёл в Алатырь, горожане встречали его хлебом-солью. Именно в соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен в его честь. Здесь же, у стен храма, казнили дворян, отказавшихся присягнуть на верность. Алатырские церкви были ограблены, вывезена городская казна.

http://sobory.ru/article/?object=04994

Закрыть itemscope itemtype="" > Годеновский Крест идёт на восход Об Общероссийском миссионерском Крестном ходе, который посвящён 600-летию чудесного явления Животворящего Креста Господня близ села Годеново 12.10.2023 1546 Время на чтение 8 минут Фото: Предоставлены автором Как сообщал уже наш сайт, второго сентября 2023 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла начал свое шествие Общероссийский миссионерский Крестный ход с освящённой копией Годеновского Креста, посвящённый 600-летию чудесного явления Животворящего Креста Господня близ села Годеново. Его главный организатор – Синодальный миссионерский отдел, соорганизаторы: Переславский женский Свято-Никольский монастырь, телеканал «Спас», общественное движение «Россия Православная» и общероссийское общественное движение «Культурный фронт России». Уникальная особенность этого Крестного хода не только в том, что он идёт с освящённой в Годеново полноразмерной копией великой русской святыни, но и движется по Руси крестообразным маршрутом: с севера (Мурманск) – на юг (Севастополь), и с запада (Брест) – на восток (Владивосток). Таким образом, как бы накладывая крестное знамение на наше Отечество. Для духовной защиты, покаяния и единения нашего народа. Специальная машина с прицепом, сопровождаемая командой председателя Синодального миссионерского отдела, епископа Луховицкого Евфимия (Моисеева), перевозит Годеновский Крест из города в город, где его устанавливают на день-два в местном кафедральном соборе для поклонения прихожан. В города, куда прибывает Крест, проводятся духовно-нравственные беседы, культурно-просветительские вечера с участием известных православных миссионеров, деятелей культуры, показы художественных и документальных фильмов. Важно, что в рамках этого миссионерского проекта нашим православным соотечественникам объясняется духовная, историософская связь явления Креста «от византийской стороны» в глубинке Руси в XV веке – и обретения Россией миссии мipoboй Хранительницы Православия – Третьего Рима.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/12/go...

Общестроительные работы на новом Александро-Невском кафедральном соборе практически завершены 29 мая 2020 г. 17:00 Между Царицыным и Волгоградом В ГОРОДЕ НА ВОЛГЕ 75-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ ВСТРЕТИЛИ УСТАНОВКОЙ КРЕСТА НА НОВОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ В соборе Свято-Духовского монастыря на перекрестке улиц Чапаева и Рокоссовского возносится молитва. Во время Сталинградской битвы немцы устроили тут концлагерь, а в катакомбах и многочисленных извилистых подземных ходах и по направлению к Волге местные жители спасались от бомбежек и карателей. При освобождении города от исторических монастырских стен почти ничего не осталось. В 1992 году воинская часть, размещенная на территории обители, передала монастырь Церкви, и началась работа по переоборудованию в храм здания бывшего спортзала. В основной экспозиции Историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» есть стенд, рассказывающий о вере прошедших через те страшные месяцы горожан. Семью Борозденковых, например, Богородица уберегла от осколков вражеского снаряда. «В подземельях, где мы скитались вместе с бабушкой, нашли икону Божией Матери, с которой сначала она, а впоследствии и я не расставались», — рассказывала Евгения Жорова († 2004), работавшая главным архитектором Тракторозаводского района и ставшая профессиональным зодчим. На главной высоте России Вершину мемориального комплекса «Мамаев курган» венчает построенный как памятник погибшим в Сталинградской битве воинам храм Всех Святых. В отличие от знаменитого монумента «Родина-Мать зовет!» этот храм известен немногим россиянам — в том числе, наверное, и потому, что он значительно моложе. «Наш храм, конечно, прежде всего мемориальный, — рассказывает настоятель протоиерей Георгий Лазарев, — но община у нас живая, деятельная, активная. И кто бы сюда ни пришел, без беседы не уходит — если, конечно, расположен со мной пообщаться». Мемориальную церковь памяти воинов, положивших души за Отечество и други своя, верующие волгоградцы хотели возвести на Мамаевом кургане еще с начала 1990-х годов. Но желание это наталкивалось на противодействие коммунистов старой закалки из числа «непримиримых».

http://e-vestnik.ru/church/mezhdu_tsarit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010