Безусловно, решающим моментом в истории взаимоотношений католицизма и православия в украинско-белорусских землях было заключение в 1385–1386 гг. политической унии Литвы и Польши и обретение католицизмом статуса государственной религии Великого княжества Литовского. В конце XIV – начале XV в., после заключения Кревской унии и «крещения» Литвы, православная церковь и православное население Великого княжества Литовского, в том числе и знать, были дискриминированы в правах по сравнению с католиками. Было запрещено строить новые православные храмы, заключать браки между православными и католиками, если православный супруг (супруга) не соглашается перейти в католицизм и, более того, перекреститься. Акт Городельской унии (1413) наделял литовскую знать теми же привилегиями, какие имели к тому времени польская шляхта и магнаты. Однако на православных князей и бояр эти привилегии не распространялись. В частности, православным закрывался доступ в состав высшего органа государственного управления Литовско-Русского государства – «раду» (совет) великого князя. В еще большей степени оказывались дискриминированными православные епископы. Городельские ограничения и вся прокатолическая политика Владислава Ягеллы, осложняемая традиционным соперничеством восточнославянской и польско-литовской шляхты, породила острый социально-политический конфликт – выступление знати Великого княжества во главе с братом Владислава Ягеллы Свидригайлой против Польши. В результате Владислав должен был пойти на уступки: в 1432–1434 гг. православная знать Великого княжества была наделена теми же правами, что и католическая шляхта, за исключением, правда, права заседать в великокняжеском совете-раде. Это дискриминационное предписание, однако, соблюдалось не слишком строго, так что отношения между католиками и православными в дворянской среде во второй половине XV–XVI в. были вполне терпимыми, если не сказать больше. Никаких попыток принудить Киевскую митрополию и ее паству к принятию Флорентийской унии польские правители не предпринимали. При Сигизмунде Старом (1506–1548), политика государства в отношении православия отличалась широкой и последовательной терпимостью 1111 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Станьково. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Имение известно с XV в. В то далекое время Станьков принадлежал Великому князю Великого Княжества Литовского Витовту (1350-1430 гг.). В начале XV века Станьков был подарен Витовтом боярину Манивиду (в Святом крещении Войтеха-Альберта) Каликиновичу (1360-1424 гг.). Согласно Инвентарю 1588 г., Станьково входило в состав имений Койданово и Рубежевичи. Принадлежало Дорогостайским, в XVI в.- Радзивиллам. В XVIII в. стало собственностью княгини Вероники Радзивилл, одной из пяти дочерей Михала Казимира Рыбоньки, которая была замужем за Франтишком Чапским. Во второй половине XVIII в. имение становится собственностью Гуттен-Чапских и принадлежало роду Чапских вплоть до 1920 года. В 1588 году в Станьково имелось 30 дворов, костел, церковь, рынок, три улицы: Койдановская, Минская, Негорельская. В 1800 году было 36 дворов, 152 жителя, деревянный господский дом, деревянная униатская церковь Петра и Павла, часовня святого Николая Чудотворца, корчма, водяная мельница. В 1863 году открыта приходская школа, в которой в 1892 году училось 53 мальчика и 15 девочек. В 1866 году в Станьково - 45 дворов, 352 жителя, церковь, костёл, народное училище, мельница, винокурня. Визитная запись за 1714 год свидетельствует, что существовавшая в то время в Станьково православная церковь была построена князем Радзивиллом еще до введения (Кревской) унии. Впоследствии на ее месте был сооружен новый униатский деревянный храм в честь Петра и Павла, просуществовавший вплоть до 1852 года, когда на его месте по фундации графа Эмерика-Захария-Николая-Северина фон Гуттен-Чапского (1828-1896) было начато строительство нового православного каменного храма. Новая каменная церковь в честь Святителя Николая в деревне Станьково была построена в 1858 году. Граф Гуттен-Чапский на стройку пожертвовал 2 тысячи серебром – тогда огромные деньги. Граф Чапский был католиком. По легенде, храм он строил для жены. Она была православной. Место выбрали не случайно – прямо напротив усадьбы Чапских. От усадьбы почти ничего не осталось, а стены храма стоят.

http://sobory.ru/article/?object=40425

Закрыть Белая Русь и Россия: тернистый путь к единству К 225-летию воссоединения Белой Руси с Россией Николай Сергеев   17:39 15.12.2020 401 Время на чтение 9 минут Источник: Вместе с Россией В начале декабря 2020 года исполнилось 225 лет с того дня, как западнорусские (белорусские) земли после четырехсотлетнего польско-литовского католического владычества вернулись в лоно русской государственности и воссоединились с Российской державой. Этому знаменательному событию был посвящен историко-публицистический вечер «Белая Русь и Россия: тернистый путь к единству. К 225-летию воссоединения белорусских земель с Российским государством», который недавно состоялся в Минске. Вечер был организован Белорусским общественным объединением «Русь» (БОО «Русь») и проходил с соблюдением необходимых противоэпидемических правил. В мероприятии приняли участие ученые, политологи, представители патриотической общественности. Открыл мероприятие председатель БОО «Русь» Н.М.Сергеев, который поздравил собравшихся со столь знаменательной датой в истории Белой Руси и Русского мира. Отметил, что в конце 1795 года произошел окончательный возврат западнорусских земель в лоно русской государственности. Четыре столетия Западная/Белая Русь стремилась к общерусскому воссоединению, пройдя на этом тернистом пути через жестокие испытания освободительных войн и восстаний против польско-шляхетских угнетателей. А первым поднял знамя борьбы за свободу и русскость Западной/Белой Руси в 1385 году герой Куликовской битвы князь Андрей Полоцкий, выступив с оружием в руках против кабальной Кревской унии с Польшей. Завершила великое дело, начатое князем-воителем, ровно через 410 лет Императрица Всероссийская Екатерина II. «Отторженная возвратихъ» - медаль на воссоединение Белой Руси с Российским государством Известный в республике ученый и общественный деятель, доктор философских наук Лев Криштапович выступил с докладом «Польско-шляхетская перелицовка белорусской истории», в котором затронул злободневные вопросы искажения исторического прошлого Белой Руси.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/15/belaya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИТОВТ (в 1-м Крещении Виганд, во 2-м и 3-м - Александр; 50-е гг. XIV в., Ст. Троки? - 27.10.1430, Троки (ныне Тракай, Литва)), вел. кн. литовский, сын Кейстута , правителя Трок, брата и соправителя вел. кн. Ольгерда , и Бируты, по преданию похищенной Кейстутом языческой жрицы из Паланги. В 1368 г. вместе с др. литов. князьями В. участвовал в походе Ольгерда на Москву. От отца В. получил в удел часть его владений с центром в Гродно. По свидетельству «Летописца великих князей литовских», с молодости В. связывали дружеские отношения с буд. польск. кор. Владиславом-Ягайло , сыном Ольгерда. Когда после смерти отца (1377), согласно его завещанию, Ягайло занял великокняжеский трон, В. выступил посредником между ним и Кейстутом в момент резкого обострения отношений между 2 главными правителями Литовского великого княжества (ВКЛ). По свидетельству источника, В. не участвовал в перевороте 1381 г., в результате к-рого Кейстут отстранил племянника и сам занял великокняжеский трон. Самостоятельная политическая деятельность В. началась после событий лета 1382 г., когда его отец Кейстут был свергнут Ягайло с трона и убит в тюрьме. В., также заключенному в тюрьму, удалось бежать с помощью жены Анны. Он нашел приют во владениях одного из главных противников Литвы - Тевтонского ордена . Здесь В. принял Крещение с именем Виганд. Князь дал обязательство, что если орден поможет ему вернуть вотчину - Трокское княжество, то он примет эти владения от ордена в лен. У В. нашлись многочисленные сторонники в Литве. Желая избежать междоусобной войны с В., Ягайло стал искать примирения. В 1384 г. между братьями состоялось соглашение. В. получил часть бывш. владений своего отца - Гродно и Подляшье, но должен был принять Православие. Он снова крестился, приняв имя Александр. В 1386 г. В. участвовал в заключении брака Ягайло с принцессой Ядвигой и в церемонии вступления Ягайло на польск. трон с именем Владислав. Во время последовавшего затем Крещения литовцев В. в 3-й раз сменил конфессию, вновь присоединившись к католичеству. Заключение Кревской унии означало соединение ВКЛ с Польским королевством. В связи с этим представители правившего в Литве рода Гедиминовичей должны были принести присягу на верность не только Ягайло и Ядвиге, но и «Короне королевства Польского». Вместе с другими такую присягу принес и В.

http://pravenc.ru/text/158862.html

Категория : Беларусь Материал из Азбука паломники Витебск Белоруссия (белор. Беларусь), официальное название — Республика Беларусь (белор. Беларусь), официальное сокращённое название Беларусь  — государство в Восточной Европе. Граничит с Россией на востоке, Украиной на юге, Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе. Население, по оценке на 1 октября 2014 года, составляет 9, 481 млн человек. Площадь страны — 207 599 км². Государственные языки — белорусский и русский. Столица — Минск . Содержание Православие в Беларуси [ править править код ] История [ править править код ] Белорусские земли были крещены в основном одновременно с другими землями Киевской Руси с небольшим запаздыванием на севере страны, хотя отдельные языческие традиции сохранялись в полесском регионе очень долго и в видоизменённом виде дошли до наших дней. В 992 году была основана Полоцкая епархия, в 1005 году — Туровская. После монгольского нашествия на Русь и окончательно к середине XIV века все белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского, значительная часть населения и элиты которого была языческой. В XIV—XV веках с перерывами существовала Литовская митрополия, включавшая в себя епархии современной Белоруссии. В 1385 году великий князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, одним из условий заключения которой было крещение язычников Великого княжества Литовского по латинскому обряду. Из-за созданных католикам привилегий некоторая часть прежде православной шляхты перешла в католицизм. С 1458 года епархии современной Белоруссии относились к Киевской митрополии (в унии до 1470 года). После Люблинской унии 1569 года одновременно с начавшейся активной полонизацией влияние католицизма стало усиливаться, причём активную роль в распространении католицизма играли приглашённые иезуиты, среди наиболее ярких проявлений деятельности которых были развитие образования и строительство храмов в передовом на тот момент стиле барокко. В 1596 по инициативе некоторых белорусских и украинских православных епископов, а также при поддержке властей Речи Посполитой и Рима была провозглашена Брестская уния, положившая начало существованию грекокатолической церкви в Белоруссии, сохранившей свои обряды, но подчинявшейся римскому папе.

http://azbyka.ru/palomnik/Беларусь

Категория : Польша Материал из Азбука паломники Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь Польша (польск. Polska), официальное название — Республика Польша (польск. Rzeczpospolita Polska) — государство в Восточной (Центральной) Европе. Население, по итогам переписи 2012 года, составляет более 38,5 миллионов человек, территория — 312 679 км². Занимает тридцать шестое место в мире по численности населения и шестьдесят девятое по территории. Столица — Варшава. Государственный язык — польский. Содержание Крупнейшие города [ править править код ] Православие в Польше [ править править код ] Православие в Польше  — вторая по численности религиозная конфессия после католицизма. Христианство на территории современной Польши появилось с проникновением христианства в VIII веке. После заключения Кревской унии (1385) и принятия уний, в особенности Брестской унии (1596), и последовавших притеснений со стороны Римско-Католической церкви Православная церковь оказалась в тяжёлом положении и вплоть до вхождения этих территорий в состав Российской империи была немногочисленной. После обретения Польшей независимости, в 1924 году, была получена автокефалия Польской православной церкви, однако польское правительство начало преследовать православных: были разрушены сотни храмов, в том числе Александро-Невский собор в Варшаве. После Второй мировой войны положение Православной церкви в Польше стабилизировалось, хотя вследствие отхода Волыни к УССР (что влекло включение соответствующих епархий в юрисдикцию РПЦ) стала малочисленней. Ныне на территории Польши действуют 6 православных епархий с 11 епископами, 27 деканатами, 250 приходами и 10 монастырями. Возглавляет Польский православную церковь митрополит Варшавский Савва (Грыцуняк). История [ править править код ] Появление христианства [ править править код ] На территории, входящие в состав современной Польши, христианство проникало с разных сторон: с юго-запада — Великого Моравского княжества, с запада — германских земель и с востока — Киевской Руси. Вполне естественно, что польские земли как смежные с Великой Моравией подверглись воздействию миссии святых Кирилла и Мефодия. С расширением Моравского княжества Силезия, Краков и Малая Польша вошли в состав Велиградской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Поль...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти митрополита Иосифа (Семашко) 27.12.2014 220 Время на чтение 6 минут В сентябре 2012 года Синод Белорусской Православной Церкви принял решение восстановить ежегодное поминовение 6 декабря (по новому стилю) митр. Иосифа (Семашко), архиеп. Василия (Лужинского), архиеп. Антония (Зубко), возглавивших воссоединение белорусских униатов с Русской Православной Церковью в 1839 г. В этот день прошли панихиды панихиды, и служащие священники сказали слово в память о пастырях-воссоединителях. Синод рекомендовал также ради утверждения исторической правды о Полоцком Соборе 1839 г. и его участниках проводить семинары и круглые столы с привлечением специалистов-историков. Этот почин можно только приветствовать, как уже писалось ранее, есть целый ряд «забытых дат» такого рода. Конечно, православным не пристало стыдиться за деятельность пастырей-воссоединителей, как сказано в Св. Писании, свеча не ставится под спудом, но на подсвечнике, чтобы светила всем. Жизнь многих священнослужителей того времени можно проследить по архивным документам, существует историческая литература по этому предмету, опубликованы воспоминания. В деле воссоединения униатов участвовало также и правительство, и местные российские чиновники, однако, преимущественно это было дело самих униатских священников. «Уния» есть польское слово, происходящее из латинского языка и обозначающее союз, объединение. В гражданской истории Белоруссии известны, например, Кревская уния, Радомская уния, Городельская уния и др. Все это государственные соглашения между представителями Польского королевства и Великого княжества Литовского. Слово из политической лексики было перенесено польскими католическими проповедниками в церковную область. Церковная уния стала логическим продолжением Люблинской унии 1569 г., когда Польша и Литва образовали одно государство - Речь Посполитую. За государственным единством следовало единство общественное, культурное, религиозное. Польша была страной преимущественно католической, Великое княжество Литовское и Русское - большей частью православной. Провозглашенная в Бресте в 1596 г. церковная уния была подчинением православных иерархов власти римского папы и принятием католического вероучения с условием сохранения устройства и обрядов, свойственных Русской Церкви. Со стороны большей части духовенства и мирян уния понималась как обращение в католичество, поэтому она была отвергаема, утверждалась насилием со стороны светской и церковной власти. Народная стихия ответила на это казацкими войнами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

13 февр. 1375 г. в Галиче была основана католическая архиепископия (в 1412-1414 кафедра была перенесена во Львов). В связи с этим, по мнению ряда историков, митр. Галицкий Антоний закончил свое служение, а правосл. Галицкая митрополия была упразднена ( Iorga. 1984. P. 108-109; Fennell. 1995. P. 145-146). В качестве дополнительного аргумента ученые приводят свидетельство митр. Киевского и всея Руси свт. Киприана . Среди записей о его деятельности в 1376-1378 гг. говорится о совершении свт. Киприаном хиротонии епископа Владимиро-Волынского, находившегося в юрисдикции Галицкой митрополии ( Meyendorff. 1981. P. 192, 202). Однако др. историки считают, что отвоевание Волыни литовцами после смерти Казимира III вывело ее из юрисдикции Галицкой митрополии ( Stasiw. 1960. P. 36) и соответственно указанная хиротония не доказывает упразднения митрополии. Определение хронологии деятельности митр. Антония важно в контексте образования М. м., поскольку в акте о признании К-польским патриархом 1-го митр. Молдавского Иосифа говорится, что его хиротонию во епископа Аспрокастронского (Четатя-Альбэ) совершил митр. Антоний. Схизма в католич. Церкви (1378) ослабила связи папы Римского с Молдавским княжеством, которое все меньше могло рассчитывать на его покровительство. После смерти Людовика I (1382) и распада унии Венгрии и Польши была образована новая уния - Кревская, между Польшей и Литвой (1385), что имело большое значение для дальнейшего развития Молдавского гос-ва и основания православной церковной иерархии, поскольку расширение Молдавского княжества в сторону Чёрного м. и установление контроля над Аспрокастроном отодвинули молдав. границы к литов. владениям. Эти изменения способствовали возникновению матримониальных связей между молдав. господарями и литов. Гедиминовичами. Считается, что Петру I Мушат, наследовавший трон Лацко, женился на Ольге, дочери мазовецкого кн. Януша I и Анны (Дануты), дочери Кейстута, которая приходилась двоюродной племянницей Владиславу (Ягайло), вел. герц. Литовскому (после принятия Кревской унии - король Польский). Брат Петру I, Роман I (с 1386 соправитель своего брата), заключил брак с Анастасией, дочерью Кориата, двоюродной сестрой Владислава. Исследователи считают, что именно в результате этого брака молдав. господари вступили во владение юго-вост. землями между Карпатами и Чёрным м. Это расширение границ стало важной причиной для конфессиональной переориентации правящей династии (помимо политической конъюнктуры), поскольку Молдавское княжество из небольшого формирования у подножия Карпат, в городах к-рого значительный процент жителей составляли колонисты-католики, превратилось в королевство (в документах папы Римского - regnum), в котором преобладало православное население.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Митрополит Макарий (Булгаков) считает, что монахи жили не в самом монастыре, а вокруг него, «в дебрях и лесах, в глухих пещерах, и тайно собирались в единственной уцелевшей части храма для богослужений». Вопрос: Из истории нам известны конфликты, имевшие место именно в то время, а также процесс принятия унии, т.е. насильственное обращение православных христиан в католиков. Так же Киево-Печерский монастырь оказал определенное влияние на развитие Церкви и создание монастырей по всей России. Это правильное замечание, так что в середине 14 века началась литовская экспансия в Украину. Несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии (1385 г.) между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение римо-католичества. Несмотря на это, Печерский монастырь продолжал жить «полнокровной жизнью». Об этом же свидетельствует и то, что юноша Арсений, родом из Твери, принявший монашество во второй половине XIV века «… возрадовался духом, обретя в Киево-Печерской обители иноков, которые добродетелями просияли, как звезды на небосводе, и, стараясь подражать им, в течение многих лет проходит через различные степени послушания». Определенное влияние на развитие Церкви в русских землях оказал Печерский монастырь, в то время было много испытаний и невзгод. Так, во второй половине XIV века м ахрищским чудотворцем Стефаном, монахом Киево-Печерского монастыря, был основан Махрищский монастырь недалеко от Москвы, а в Вологодской области Авнежский монастырь. Епископ Тверской Арсений основал Успенский монастырь в своей Желтоводской епархии. В конце XIV века печерский монах Кузьма Яхромский основал монастырь на реке Яхроми во Владимирском уезде (недалеко от Москвы). В этот период Печерский монастырь пользовался большой славой, так что некоторые из русских князей часто приезжали в Лавру, где оставались навсегда, а некоторые из них сами прославились как известные подвижники. Именно здесь в 1439 году принял монашество с именем Феодосий известный полководец князь Феодор Острожский, который передал монастырю свое богатство.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/27/...

18 февр. 1394 г. в Долатычах В. О. вместе с князьями Витовтом, Скиргайло Трокским и Федором Ратненским выступил в числе поручителей за своего брата бывш. полоцкого и псковского кн. Андрея Ольгердовича. После прихода в 1392 г. к власти в Великом княжестве Литовском Витовта король приказал всем русско-литов. князьям подчиниться новому правителю Литвы. Однако В. О. отказался принести Витовту клятву верности, мотивируя тем, что он уже дал ее королю. В 1393-1394 гг. в борьбе против Витовта В. О. поддержал новгород-северского кн. Димитрия-Корибута и подольского кн. Феодора Кориатовича . Весной 1394 г. Витовт и полоцкий кн. Иоанн-Скиргайло захватили в сев. части Киевской земли города Житомир и Овруч и вынудили В. О. пойти на переговоры, в результате к-рых был заключен мир на 2 года. Осенью 1394 г. в результате 2-го похода литов. князей В. О. лишился Киевского княжества, к-рым завладел Иоанн-Скиргайло. Местная знать оказала сопротивление новому правителю, к-рому пришлось с боем осаждать находившиеся к югу от Киева города Звенигород и Черкассы. По-видимому, в сер. 90-х гг. XIV в. В. О. стремился вернуть себе Киев с помощью московского вел. князя. На этот факт указывает «Хроника Быховца», где говорится, что «князь Володимер бегал на Москву и тем пробегал отчину свою Киев» (ПСРЛ. Т. 32. С. 162). Добиться поддержки вел. кн. Василия I Димитриевича в борьбе против Витовта В. О. не удалось, он был вынужден вернуться в Литву, где в 1395 г. получил освободившийся Копыльско-Слуцкий удел, а также ряд земель в Понеманье. В 1397 г. Иоанн-Скиргайло был отравлен Фомой, наместником митр. Киприана в Киеве. Однако киевский стол перешел не к В. О., а к верным сподвижникам Витовта - князьям Иоанну Борисовичу и Иоанну Ольгимонтовичу Гольшанскому. В 1398 г. В. О. примкнул к возглавляемой Витовтом оппозиции кор. Владиславу-Ягайло, недовольной условиями Кревской унии и требованием выплачивать дань в Польшу в пользу кор. Ядвиги (с правосл. земель Витебского княжества и Поднепровья). Осенью 1398 г. В.

http://pravenc.ru/text/159102.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010