Обладатели новых степеней кандидата и доктора, хочется верить, смогут создать свои научные школы, а в итоге содействовать становлению церковно-научной аналитики, благодаря которой Церковь сможет более оперативно отвечать на жизненно важные вопросы. Эти проблемы «века сего», к сожалению, изо дня в день усложняются: всё труднее нести пастырское и вообще любое христианское служение в условиях хит­росплетений, ожесточения и злобы, которые властвуют в нашем мире. Чтобы адекватно отвечать на них, нужны специальные знания — от догматико-богословских и библейских до исторических, канонических, социологических. Особенно нужно отметить, что мы до сих пор плохо знаем то самое общество, в которое мы идем с проповедью. Характерной чертой дореволюционных духовных школ было ограничение доступа студентам ко всей полноте информации о современности. Это стало одной из причин того, что Церковь не всегда способна была удержать пасомых от явного беззакония и массового помешательства. Сейчас важно избежать подобной ошибки: надо, чтобы современный студент-богослов хорошо ориентировался в общественных, политических и экономических проблемах той среды, в которой он будет нести свое пастырское или иное церковное служение. В-третьих, у Общецерковной аспирантуры сохранилась та задача, которая стояла перед аспирантурой при ОВЦС, — повышать квалификацию церковных кадров. С 2009 года была запущена долгосрочная программа повышения квалификации, которая теперь преобразуется в краткосрочную, способную стать более мобильной и оказаться полезной большему количеству ответственных сотрудников церковных учреждений и епархий. Эти курсы планируется делать тематическими. Например, в Общецерковной аспирантуре пройдут краткосрочные курсы повышения квалификации по епархиальному делопроизводству, по диаконии, по церковно-государственным отношениям, а также курсы для преподавателей тех или иных дисциплин духовных семинарий. С кафедры своим опытом делятся и будут делиться главные специалисты тех предметных областей, о которых идет речь.

http://e-vestnik.ru/church/obshchetserko...

Нет другого – готовности государства принимать на работу в школу преподавателей, которые обучались не в государственных структурах. Государство пока не может или не очень желает наладить систему взаимодействия с церковными структурами, поэтому грамотных, профессиональных преподавателей – священников и мирян – в школы просто не пускают под формальным предлогом: нет соответствующей корочки по профподготовке. Поэтому вести предмет ОПК на данный момент поручают преподавателям других дисциплин – начиная с обществознания и заканчивая ИЗО. В лучшем случае они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых невозможно подготовить грамотных специалистов по выработке жизненной позиции, и все ограничивается поверхностным знакомством с вероучением. Вот так и рождаются стереотипы, когда говорят, что Русская Православная Церковь не может предоставить кадры. Она может, и всё, что связано с преподаванием религии в школе, – хорошее начинание. Страдает, как всегда, реализация. Мы же хотим как лучше, а получается... Бороться за свои права – Как в таком случае рассуждать родителям, чьи дети идут в четвертый класс и в этом году попадут на уроки ОПК? – Понимаете, проблема, о которой мы сейчас говорим, на самом деле искусственно раздута. В реальности ее нет. Просто потому, что преподавать собственно основы того или иного религиозного вероучения практически нигде никто не будет. – Как это?! – Я напомню, что с сентября во всех школах страны вводится курс " Основы религиозных культур и светской этики " – ОРКСЭ. В этом курсе шесть модулей: Православие, ислам, буддизм, иудаизм (собственно, вероучительные модули), сравнительный курс мировых религий и основы светской этики. Согласно закону выбирать то, что ребенку изучать, должен родитель. Но это – по закону. Но в большинстве российских школ этот вопрос решается, к сожалению, в административном порядке, и родителей, как правило, никто не спрашивает, и в итоге с сентября в большинстве школ курс ОРКСЭ, вероятнее всего, будет преподаваться лишь как светская этика, то есть с ориентацией на вообще далеких от веры людей.

http://religare.ru/2_96917.html

Нет другого - готовности государства принимать на работу в школу преподавателей, которые обучались не в государственных структурах. Государство пока не может или не очень желает наладить систему взаимодействия с церковными структурами, поэтому грамотных, профессиональных преподавателей - священников и мирян - в школы просто не пускают под формальным предлогом: нет соответствующей корочки по профподготовке. Поэтому вести предмет ОПК на данный момент поручают преподавателям других дисциплин - начиная с обществознания и заканчивая ИЗО. В лучшем случае они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых невозможно подготовить грамотных специалистов по выработке жизненной позиции, и все ограничивается поверхностным знакомством с вероучением. Вот так и рождаются стереотипы, когда говорят, что Русская Православная Церковь не может предоставить кадры. Она может, и всё, что связано с преподаванием религии в школе, - хорошее начинание. Страдает, как всегда, реализация. Мы же хотим как лучше, а получается... Бороться за свои права - Как в таком случае рассуждать родителям, чьи дети идут в четвертый класс и в этом году попадут на уроки ОПК? - Понимаете, проблема, о которой мы сейчас говорим, на самом деле искусственно раздута. В реальности ее нет. Просто потому, что преподавать собственно основы того или иного религиозного вероучения практически нигде никто не будет. - Как это?! - Я напомню, что с сентября во всех школах страны вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» - ОРКСЭ. В этом курсе шесть модулей: Православие, ислам, буддизм, иудаизм (собственно, вероучительные модули), сравнительный курс мировых религий и основы светской этики. Согласно закону выбирать то, что ребенку изучать, должен родитель. Но это - по закону. Но в большинстве российских школ этот вопрос решается, к сожалению, в административном порядке, и родителей, как правило, никто не спрашивает, и в итоге с сентября в большинстве школ курс ОРКСЭ, вероятнее всего, будет преподаваться лишь как светская этика, то есть с ориентацией на вообще далеких от веры людей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Положения стандарта могут стать основной для составления краткосрочных программ повышения квалификации, а также долгосрочных программ и программ высшего образования. Для обучения по среднесрочным и краткосрочным программам подготовки и повышения квалификации рекомендуется принимать священнослужителей и воцерковленных мирян, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по направлению от настоятеля прихода (благочинного округа). Лица, имеющие высшее богословское, религиоведческое, педагогическое образование могут повысить свою квалификацию пройдя обучение по отдельным дисциплинам стандарта. Расходы на обучение целесообразно возложить на приход (благочиние) от которого направляется учащийся, с тем, чтобы после прохождения обучения по программам подготовки (повышения квалификации) выпускник осуществлял катехизическую деятельность на данном приходе (в благочинии). Также могут быть организованы фонды, для обеспечения подготовки катехизаторов, выделяться гранты, выплачиваться стипендии. В свою очередь епархиальный Отдел религиозного образования и катехизации должен содействовать выпускникам учебного заведения в трудоустройстве. ЦЕРКОВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ по подготовке катехизаторов  (среднесрочные курсы) I. Область применения 1.1. Настоящий церковный образовательный стандарт представляет собой совокупность положений, которые следует учитывать при реализации основных образовательных программ по подготовке (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) катехизаторов в учебных заведениях: православных духовных учебных заведениях; образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах); катехизаторских курсах. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ по подготовке катехизаторов образовательное учреждение имеет при наличии представления Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. II. Используемые сокращения В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ООП – основная образовательная программа;

http://azbyka.ru/katehizacija/cerkovnyj-...

Положения стандарта могут стать основной для составления краткосрочных программ повышения квалификации, а также долгосрочных программ и программ высшего образования. Для обучения по среднесрочным и краткосрочным программам подготовки и повышения квалификации рекомендуется приниматься священнослужителей и мирян епархии, имеющих высшее или среднее профессиональное образование с опытом регулярной церковной жизни (около трех лет) по направлению от настоятеля прихода (благочинного округа). Лица, имеющие высшее богословское, религиоведческое, педагогическое образование могут повысить свою квалификацию, пройдя обучение по отдельным дисциплинам стандарта. Расходы на обучение целесообразно возложить на приход (благочиние), от которого направляется учащийся, с тем, чтобы после прохождения обучения по программам подготовки (повышения квалификации) выпускник осуществлял миссионерское служение на данном приходе (в благочинии). Также могут быть организованы фонды для обеспечения подготовки миссионеров, выделяться гранты, выплачиваться стипендии. В свою очередь епархиальный миссионерский отдел должен содействовать выпускникам учебного заведения в трудоустройстве. I. Область применения 1 .1. Настоящий церковный образовательный стандарт представляет собой совокупность положений, которые следует учитывать при реализации основных образовательных программ по подготовке (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) миссионеров в образовательных учреждениях: – высшего профессионального религиозного образования; – высшего профессионального образования (вузах); – епархиального и межепархиального образования; – миссионерских курсах. 1 .2. Право на реализацию основных образовательных программ по подготовке миссионеров образовательное учреждение имеет при наличии представления Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви. II. Используемые сокращения В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ООП – основная образовательная программа; К – компетенции; УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы. III. Характеристика подготовки

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tser...

В 2009 году были организованы долгосрочные двухлетние курсы повышения квалификации, их тематическое содержание носило более фундаментальный характер, включая историю, философию, политологию, иностранные языки. Результаты курсов были успешными, занятия позволили священнослужителям из регионов понять, насколько тесно связано их ежедневное служение с общецерковными и общенациональными задачами. Однако серьезной проблемой стал длительный отрыв слушателей, рекомендованных епархиальными архиереями в качестве наиболее активных и перспективных управленцев, от их текущих послушаний и обязанностей. На основе полученного опыта на базе Общецерковной аспирантуры, для которой повышение квалификации церковных кадров является одним из важнейших направлений деятельности, было принято решение возобновить курсы для новоизбранных архиереев, но преобразовать их в краткосрочные и тематические, чтобы программа была более мобильной. Программа краткосрочных курсов зимой 2011 года была предельно насыщенной и интенсивной (четыре-пять полуторачасовых занятий в день) и, главное, максимально приближенной к насущным задачам новых архиереев. Основной темой курса стали отношения Церкви, общества и государства. В современной политической и общественной ситуации в нашей стране эта тема является, пожалуй, наиболее важной для российских архиереев и как для общественных деятелей, оказывающих влияние на духовно-нравственный климат в регионах, и как для церковных управленцев. Мы старались, чтобы наши слушатели смогли за краткое время увидеть эти отношения с разных точек зрения, прежде всего с точки зрения действующего законодательства и реальной практики взаимодействия представителей светской власти и Церкви. Для этого в качестве лекторов в курсах участвовали обе стороны этого процесса: и представители Церкви, в том числе главы основных церковных ведомств, и представители правительства России, министерств и ведомств, с которыми предстоит взаимодействовать архиереям. Например, после встречи с протоиереем Всеволодом Чаплиным, главой Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, перед слушателями курсов выступил Денис Молчанов, директор департамента культуры и образования аппарата правительства РФ и ответственный секретарь правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений. Кроме того, в качестве приглашенных лекторов выступили замминистра образования и науки Максим Дулинов, директор департамента государственной политики в области средств массовой информации Екатерина Ларина, советник управления Президента РФ по внутренней политике Ольга Королева, Сергей Попов, который долгое время руководил комитетом Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, и другие представители государственных структур, осуществляющих повседневное взаимодействие с Церковью.

http://e-vestnik.ru/reports/sergey_krave...

2 марта. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла корреспондентам болгарских СМИ. О работе с молодежью в Церкви «Проблема молодежи существует. Все-таки большинство молодых людей не посещает храмы, — это очевидно. Но количество активной молодежи в Церкви растет. Мы считаем, что работа с молодежью сегодня является приоритетом для Русской Православной Церкви, и предприняли конкретные шаги, которые помогают нам усилить работу среди молодежи. Так, мы провели в России реформу приходской жизни. Мы настаиваем на том, чтобы в приходах — на каждом приходе или по крайней мере тех, где есть материальные возможности, были, помимо священника, диакона и церковнослужителей, люди, ответственные за молодежную, социальную, миссионерскую работу. И мы не просто провозгласили принцип, что в каждом приходе должны быть активисты, – мы создали систему их подготовки. В наших высших учебных заведениях появились факультеты и курсы, на которых мы готовим таких специалистов. Не каждый человек может пойти учиться специально по этой профессии, люди чаще всего совмещают приходскую работу с какой-то другой, но, тем не менее, они нуждаются в получении образования. Поэтому мы создаем также краткосрочные курсы обучения и повышения квалификации мирян, которые работают в социальной, молодежной, образовательной сферах. Какие-то успехи у нас уже есть — еще очень небольшие, но все-таки могу назвать несколько цифр. Так, молодежный актив города Москвы, то есть молодые люди, которые активно участвуют в церковной жизни, – это более 8 тысяч человек. Но вокруг этих восьми тысяч еще бОльшая группа молодежи, поэтому мы говорим о десятках тысяч молодых людей, которые принимают активное участие в церковной жизни города Москва. Но это, опять-таки, меньшинство в отношении к общему количеству молодежи. Главная проблема заключается в том, что общее развитие современной цивилизации не предполагает в ней места для Бога. Речь идет о безбожной, внерелигиозной цивилизации, которая, кстати, сама себя наполняет различными ценностями. Чаще всего это бывают ценности ложные, идолы, как Вы сказали. Эти идолы очень привлекательны для молодежи, — привлекательнее, чем для людей зрелых, у которых уже выработался жизненный опыт, так что они могут отличить одно от другого, хорошее от плохого. Молодые люди очень часто отдают дань моде и начинают поклоняться идолам.

http://pravoslavie.ru/111232.html

Со временем мы хотели бы охватить все направления церковной работы, которую осуществляют в Церкви миряне. В наступающем учебном году факультет будет реализовывать программы дополнительного образования: краткосрочные образовательные курсы, переподготовку и повышение квалификации церковных работников. Надеемся, в дальнейшем также будут открыты бакалавриат, магистратура и аспирантура по соответствующим направлениям. — Такое образование действительно необходимо сегодня? Протоиерей Геннадий : Сегодня много деятельных мирян, которые, получив необходимое богословское образование и дополнительную специализацию в церковном служении, могут быть очень полезны на приходах. Необходимый объем богословских дисциплин мы уже сегодня можем обеспечить силами педагогического коллектива реорганизуемой семинарии, а знания и опыт по направлениям служения надеемся давать в сотрудничестве с профильными Синодальными отделами и комитетами. — Каких специалистов будете выпускать? Игумен Петр : В зависимости от того, какая учебная программа будет выбрана слушателями. Как пример можно рассмотреть направление социальной работы. Мы предложим поступающим несколько модульных учебных курсов. Это базовый курс по основам Православия, базовый обзорный курс по социальной работе и затем, по выбору, специализированные курсы для социальных работников: организация молодежной работы, работа с незащищенными слоями населения, работа с наркозависимыми, психологическая помощь и консультирование и т.д. Причем при обучении первые две программы должны осваиваться слушателями в комплексе. Профориентирование будет строиться в зависимости от предпочтений человека и наличия заказа на конкретного специалиста. Модульность курсов даст нам возможность осуществлять выбор необходимого этапа обучения. Ведь выпускник духовной школы может опустить базовый богословский курс, а слушатель, имеющий базовые знания о социальной деятельности — этот им ранее изученный курс. — Объединение регентско-певческой семинарии и нового факультета будет чисто номинальным или действительно найдутся точки пересечения?

http://patriarchia.ru/db/text/1579745.ht...

– Вы служили в  Латинской Америке , возглавляете Патриарший экзархат Африки – чем пасхальные обычаи схожи и различны у православных этих континентов с их единоверцами в России? – Во всем мире основой всех основ является весть о Воскресении Христовом. В каждой стране, конечно, есть какие-то свои элементы. Например, во времена моей студенческой молодости, когда я получал очередное образование в Афинском государственном университете, на Пасху греки стреляли из различного вида оружия: торжества у них связаны с такими проявлениями. У африканцев популярны барабаны, танцы, определенные песнопения – это все, конечно, традиционно вплетено в весть о Воскресении Христовом. Помимо общеканонических тропарей и песнопений о Воскресении Христовом у каждой народности есть, что сказать по-своему. Это украшает православие и вносит свою изюминку, этого не надо бояться – это просто нужно правильно корректировать, чтобы не было “перегибов на местах”, чтобы все было в рамках канонического поля и во славу Бога. – Сколько студентов из Африки сейчас обучается в учебных заведениях Русской церкви или проходит языковую подготовку в российских вузах? – На сегодняшний день в Московском педагогическом государственном университете ( МПГУ ) учится семь человек, 11 человек – в Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА). Плюс – постоянно приезжают кандидаты в священнослужители в рамках повышения квалификации. За последние полгода я рукоположил (возвел в сан – ред.) 12 человек. Это те, кто уже имеет богословское образование, высшее образование, и готовы были к принятию сана. Они проходили у нас краткосрочные курсы по некоторым дисциплинам и предметам: я рукополагаю их, когда они готовы стать священнослужителями. – Служат ли они в храмах Москвы? – Конечно, они служили в храмах. Слава Богу, у нас география сейчас по Москве расширяется, и я хотел бы поблагодарить всех наших священников, которые берут на себя это тяжелое бремя, потому что мы понимаем, что на время богослужения приходится менять язык. В тех храмах, которые приглашают наших священников на практику, литургия совершается либо на английском, либо на французском. Плюс – церковнославянский, плюс – малагасийский, другие африканские языки. Это интересный опыт, может быть, для наших прихожан в Москве он нов, но никакого антагонизма от них мы не слышали.

http://azbyka.ru/news/v-moskve-mozhno-po...

Действительно, в последнее время появились довольно тревожные сигналы, что, если некоторые религиозные организации возьмут в свои руки духовное образование, то его результаты уничтожат надежды на взаимопонимание и взаимоуважение представителей разных вероучений в нашей стране. 13 ноября на сайте Совета муфтиев России появилось сообщение, что это объединение намерено сотрудничать с организацией " Международные образовательные программы " , главный офис которой находится в Саудовской Аравии. " Данная организация занимается подготовкой обучающих программ по шариатским наукам, а также по обучению арабскому языку студентов, для которых он является иностранным " , – говорится в сообщении. Сайт Совета муфтиев уверяет в " необходимости развития программ исламских образовательных учреждений в России, применение новых достижений и разработок в данной области " . Сложно себе представить, что аравийские эмиссары научат нашу мусульманскую молодежь мирному сосуществованию с представителями других вероучений. С другой стороны, в России действительно не хватает специалистов по арабскому языку, которые могли бы переводить основополагающие труды духовного содержания. Задачу воспитать кадры специалистов по исламу правительство России тоже возложило на государственные вузы, в том числе на МГЛУ В ходе круглого стола рассказали, как на кафедре культурологии идет подготовка специалистов, углубленно изучающих историю и культуру ислама на базе знания арабского языка. В этом вузе начиная с 2007 года существует кафедра теологии. Ректор Ирина Халеева, пользуясь присутствием на круглом столе заместителя руководителя департамента образования Москвы Татьяны Васильевой, спросила, почему выпускников-теологов не допускают к преподаванию ОРКСЭ. Чиновница признала, что подготовка педагогов представляет собой главную проблему продвижения нового предмета. Учителям, прошедшим министерские краткосрочные курсы повышения квалификации, не хватает глубины знаний. Ведь речь идет о шести модулях. Васильева пообещала учесть интересы вузов, которые готовят специалистов по теологии.

http://religare.ru/2_98398.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010