«Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания», «Врачевство духовное против смущающих и хульных помыслов, по частям собранное из различных отеческих книг», «Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и страдании, составленная вкратце во исполнение наставления святого апостола Павла, говорящего: «увещевайте друг друга и назидайте один другого» (1 Фес. 5, 11).»,  «Духовное обучение внутреннего человека начинается с таких Христовых слов: «Ты же, когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6,6)», «За что подобает благодарить Бога?», «Богодухновенное христианское наставление», «Милосердному и долготерпеливому Творцу Богу нашему угодны от людей следующие дела», «О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясъ и молясь тайно», «Молитва повседневного исповедания человека, вступающего на путь спасения», «Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем», «Молитва, или Краткое воспоминание страданий Христовых», «Семь слов Спасителя на Кресте», » Благодарственное воспоминание страданий Христовых и молитвенное размышление, наиболее полезное из всех молитв, совершать которое должно во все пятницы», «Целование членов, или ран, Господа нашего Иисуса Христа во всякий день», «Плач на погребение Христово», «Поучения к иереям», «Приготовление иереев к Божественному Причащению», «О Причащении Святых Таин», «Рассуждение о Божественном Причащении, ибо «осуждение себе ест и пьет не рассуждающий о Теле Господнем» (1Кор. 11, 29)», «Поклонение Пречистым Христовым Тайнам», «Псалмы или духовные канты», «Память духовному отцу как управить ставленника», «Стихи на страсти Христовы», «Собор и Суда изречение от неверных иудеев на Иисуса Назорея, Искупителя мира», «Обращение грешника к Магдалине, плачущей у ног Христовых», «Двенадцать статей, коими убеждаются сомневающиеся или неверующие в пресуществлении хлеба в тело и вина в кровь Господа нашего Иисуса Христа чрез показание многих образов», «Молитва о своем окаянстве св. Димитрия», «Краткое христианское нравоучение», «Зерцало православного исповедания», «Письма».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Послания Павла. Руководство к изучению Краткое базовое пособие, представляющее собой конспект дореволюционных учебников. Ценность – в опоре на святоотеческие толкования. Архиепископ Аверкий (Таушев, 1906–1976). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол, Часть 1-я     Важное значение этих Посланий и трудность их изучения Из всех новозаветных священных писателей более всего потрудился в письменном изъяснении христианского учения святой Апостол Павел, написавший целых четырнадцать посланий. По важности своего содержания, они справедливо именуются некоторыми «вторым Евангелием» и всегда привлекали к себе внимание, как Святых Отцов Церкви, так и врагов христианства. Сами Апостолы, как мы видели из соборного послания святого Апостола Петра, не оставляли без внимания этих назидательных творений своего «возлюбленного» собрата, младшего по времени обращения ко Христу, но равного им по духу учения и благодатным дарам 2 Пет 3:15–16 [ 1 ]). Многие Отцы и Учители Церкви занимались истолкованием посланий святого Апостола Павла. Составляя необходимое и важное дополнение к евангельскому учению, послания святого Апостола Павла должны быть предметом самого внимательного и усердного изучения всякого христианского богослова. При этом необходимо никогда не упускать из вида той высоты и глубины богословствующей мысли святого Апостола, и той своеобразности выражений, которая иногда доходила до неудобовразумительности и останавливала таких великих толкователей Священного Писания, как святого Иоанна Златоуста, блаженного Иеронима и блаженного Августина. В этих посланиях отразилась обширная ученость и знакомство святого Апостола Павла со Священным Писанием Ветхого Завета, а равно и глубина в раскрытии новозаветного Христова учения, плодом коего был целый ряд новых слов и изречений догматического свойства или нравоучительного характера, принадлежащих исключительно святому Апостолу Павлу, как например, «совоскреснуть» (Кол 2:12 [ 2 ]), «сораспяться Христу» (Гал 2:19 [ 3 ]), «облечься во Христа» (Гал 3:27 [ 4 ]) «совлечься ветхого человека» (Кол 3:9 [ 5 ]), «спастись банею возрождения» (Тит 3:5 [ 6 ]), «закон духа жизни» (Рим 8:2 [ 7 ]), «в членах моих … иной закон, противоборствующий закону ума» (Рим 7:23 [ 8 ]) и т. п. Каждое послание заключает в себе истины христианского вероучения и нравоучения, так как и само христианство есть не только известное верование  — признание умом известных истин, но непременно и самая жизнь по вере, согласная с этой верой. Связь учения святого Апостола Павла с его жизнью

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Искать и любить истину – это врожденная наклонность человеческого разума, равно как и не уметь найденною пользоваться и сохранять ее в чистоте составляет природный недостаток как простолюдинов, так и ученых. Такая слабость человеческого ума всегда заставляла людей опытных сознавать потребность в некоторых руководительных правилах, с которыми бы всякий мог безопасно соображаться в своем стремлении к истине. Особенно же правила сии необходимы для обуздания дерзости людей беспокойных, которые, доверяя собственному разуму более надлежащего и сами того не примечая, восстают против неопровержимых истин, или колеблют общепринятые начала. Таких людей в политике называют мятежниками, в нравоучении развратителями, в религии нечестивцами или еретиками и проч. Сколь опасны для благосостояния обществ подобные люди, это доказывают бесчисленные печальные опыты. И потому то все законодатели, все истинно-мудрые правители, всякий в своем кругу, стараясь о сохранении своих начал и истин в неповрежденной чистоте, для точнейшего понятия о них составляли образцовые правила, от которых бы всякое уклонение могло быть признано заблуждением или развратом. Подобно тому и православная христианская Церковь еще с самых первых веков для наставления верующих и предостережения их от заблуждений имела краткое образцовое исповедание своей веры, которое всякий вступавший в ее недра должен был знать, и по вступлении обязан был всегда искренно признавать и свято хранить. Исповедание это издревле известно в христианской Церкви под именем Апостольского Символа веры 1 . Со временем, когда кичливые умы, недовольные простотой апостольского учения начали простирать свое любопытство к сокровенным тайнам и своими неосторожными умствованиями о Богочеловеке уклонялись в неправые толки, св. Церковь некоторыми выражениями распространила Апостольский Символ на первом вселенском Соборе, бывшем против Ария в 325 году в Никее: от чего и самый Символ получил название Никейского. Заблуждения Македония в исповедании божества Духа Святого послужили новым поводом для православной Церкви на Константинопольском Соборе, бывшем в 381 году, распространить и этот член Апостольско-Никейского Символа новыми выражениями. Отчего и Символ Апостольский, распространенный на Никейском и потом на Константинопольском Соборе, и до ныне неизменно исповедуемый нашею православною Церковью , называется Константинопольским 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Репортажи Монография о книгоиздательской деятельности доктора Гааза представлена в Москве 25.01.2023 17:22 Москва, 25 января, Благовест-инфо. Новые грани мировоззрения и деятельности московского медика-филантропа Фридриха Йозефа (Федора Петровича) Гааза (1780–1853) раскрывает книга доктора исторических наук Ильи Семененко-Басина «Доктор Гааз и христианская книга», которая была представлена 24 января в Культурном центре «Покровские ворота». Монография посвящена книгоиздательским инициативам доктора Гааза, направленным на реализацию основной задачи тюремной благотворительности — воспитание и социализацию арестантов, обучение их грамоте, приобщение к христианской вере. На вечере прозвучали сообщения об истоках духовности «святого доктора». Автор рассказал, что отправной точкой для разработки темы стало случайное обнаружение им в архиве латиноязычного письма Гааза церковному цензору, протоиерею Феодору Голубинскому (его перевод публикуется в приложении). Сам по себе этот факт уже озадачил исследователя: почему католик Гааз пишет православному цензору? В письме речь шла об издании книжки для тюремщиков и заключенных, и с этой инициативы медика-филантропа началась работа историка над документами из пятнадцати архивных фондов, хранящихся в восьми различных российских архивохранилищах. В результате получилась реконструкция книгоиздательских начинаний Гааза, а это, в свою очередь, приоткрывает «аспекты его личностной формации», уточняет некоторые факты биографии и оценки его общественной деятельности. В частности, автору удалось раскрыть масштаб просветительской деятельности Тюремного комитета, в котором состоял Гааз: огромные суммы выделялись на закупку книг для раздачи заключенным, в их числе – несколько изданий «А.Б.В. Азбуки христианского благонравия», «Молитва заключенного в темнице», составленная митрополитом Филаретом (Дроздовым), «Краткое христианское нравоучение» и т.д. Как отмечает автор, в своих попытках воспитать арестантов, обучить их грамоте, оказать им врачебную помощь Гааз применял методы британских благотворителей. Его деятельность была близка активному социальному служению католиков-мирян во Франции. Идеи немецкого католического Просвещения оказали на Гааза большое влияние. Особое внимание он уделял чтению произведений святого XVI века Франциска Сальского: пытался издать в России на французском языке его «Различные письма к людям, живущим в миру», хранил у себя дома частицу его мощей, использовал аргументацию от Франциска Сальского в полемике с Шеллингом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

протоиерей Николай Успенский 18. Заключение Краткое христианское нравоучение Помни, всякий христианин, что Бог есть, и что Он смотрит не только на твои дела, но и на самые мысли и намерения твои, и что ты нигде ни с чем от Него не можешь утаиться. Помни, что Он хранит твою жизнь и здоровье, и что какое ты ни имеешь в жизни твоей благополучие, все Он тебе даровал. Итак, благодари Его всякий час за оказываемую тебе от Него милость; люби Его всем сердцем, во всем Ему повинуйся и призывай Его в помощь во всяком деле твоем. Когда Он тебе поможет, то все дела твои и труды всегда будут приносить тебе пользу и иметь успех. Помни, что Небесный Отец послал в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа; веруй ты в Него и повинуйся Божественному Его учению, которое тебе открыто в Евангелии и здесь кратко изложено, чтоб тебе исполнить обещания, какие ты дал Богу при крещении – наследовать жизнь вечную и не напрасно называться христианином. В воскресные и праздничные дни приходи в церковь и, упав с благоговением перед Богом, приводи себе в память все милости, какие ты от Него получил; благодари Его за оные от всего сердца и обещайся в знак благодарности жить так, как Он тебе приказывает. Это есть угоднейшая Богу жертва. Почитай, во-первых, государя, как от Бога установленную власть, во всем ему покоряйся; почитай пастырей духовных, господ, отца твоего и мать, и всех стариков и добродетельных людей и повинуйся полезным их наставлениям. Старайся не только, чтоб ты был добродетелен, но жену, детей и домашних твоих наставляй на всякое доброе и Богу угодное дело. Берегись при них не только делать худое, но и говорить, чтобы тем не приучить их ко злу: тогда почиет на доме твоем Божие благословение. Помни всегда, что ты для того в свет родился, чтоб тебе всем, насколько возможно, во всяком случае добро делать. Люби не только ближних и благодетелей, но и самых врагов твоих, чтобы тем ты мог и их усмирить, исправить и сделать добрыми людьми. Ни с кем не дерись и не бранись; а хотя бы кто тебя и обидел, старайся, сколько можно, это снести и при случае добро ему делать.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Таковы: «Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда держать должно»; «Краткое наставление, како подобает себя в христианской должности содержать»; «Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям»; «Примечания некая, из св. Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая, с последующими образцами», с кратким увещеванием к скорому обращению. Наконец, им было еще написано большое сочинение «Плоть и дух, или собрание некиих нравоучений из св. Писания, Ветхого Завета и псалмов и толкователя св. Писания, Иоанна Златоустог о» (Спб. 1796). Тихон принимал целый ряд мер, направленных к тому, чтобы народ более усердно посещал храмы в праздничные и воскресные дни; для этой цели им, между прочим, было разослано по епархии «Краткое увещание, како подобает в святые храмы входить на славословие». Тихон боролся и против нехристианских обычаев, распространенных в населении. Так, с целью искоренения таких обычаев в праздновании масленицы он произнес в 1765 году наиболее замечательную из своих проповедей – «Слово о сырной седмице». Энергично боролся он также против празднования Ярила, народного праздника, пережитка языческой старины. В 1765 году он сам явился на площадь, где происходили празднества в честь Ярилы, и произнес проповедь ; по этому же поводу он написал «Увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося Ярило», и в результате празднество это постепенно было забыто. Борьба с расколом, имевшим глубокие корни в Донской области не только среди мирян, но отчасти и среди духовенства, также отнимала не мало сил у Тихона, но эта борьба к значительным результатам не привела. В своей деятельности по оздоровлению церкви Тихон встречал препятствия со стороны как населения, так и духовенства, которое было недовольно строгостью и требовательностью епископа. Утомленный непрерывными заботами и борьбой Тихон просил об увольнении его на покой и был уволен 17 декабря 1767 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Истина Божественного Триединства — вершина Откровения Бога человеку. Если познать Бога как Творца или Единого возможно путем не только Сверхъестественного, но и естественного откровения, то до тайны Святой Троицы никакая философия подняться не смогла. Исповедание догмата о Пресвятой Троице отличает христианство от других монотеистических религий, например, иудаизма и ислама. По определению святого Афанасия Александрийского, христианская вера — это вера в «неизменяемую, совершенную и блаженную В исповедании тройческой тайны состоит совершенство богословия и истинное Для греческих отцов учение о Святой Троице и было областью собственно богословия. Усмотрев прикровенное указание на тайну Святой Троицы в словах псалма: в свете Твоем узрим свет (35, 10), — святой Григорий Богослов пишет: «Мы ныне узрели и проповедуем краткое, ни в чем не излишествующее богословие Троицы, от Света — Отца приняв Свет — Сына, во Свете — Догмат о Святой Троице занимает исключительно важное место в системе христианского вероучения, так как на нем основываются другие важнейшие догматы, в частности, о сотворении мира и человека, о спасении и освящении человека, учение о Таинствах Церкви, да и в целом все христианское веро- и нравоучение. По словам В. Лосского, тайна Пресвятой Троицы, открытая Церкви, «есть не только основа, но и высшая цель богословия, ибо, по мысли Евагрия Понтийского, которую разовьет впоследствии святой Максим Исповедник, познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте — это значит войти в совершенное соединение с Богом, достичь обожения .своего существа, то есть войти и в Божественную жизнь: в саму жизнь Пресвятой Божественная Троица есть Альфа и Омега — Начало и Конец — духовного пути. Исповеданием Святой Троицы мы начинаем свою духовную жизнь. Крещением во имя Божественной Троицы мы входим в Церковь и в ней обретаем путь ко Отцу, истину в Сыне и жизнь во Святом Духе. Вера Апостольской Церкви в Святую Троицу нашла свое выражение в догматических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, в Символе веры, в кратких и обширных исповеданиях веры древних Церквей и святых отцов разных в богатейшей святоотеческой письменности (более систематически изложена уже с середины II в. в трудах таких ранних отцов, как святой мученик Иустин Философ и святой Ириней Лионский). Вера в Триединого Бога запечатлена также в древнейшем и более позднем литургическом предании Церкви. Например, в древних малых славословиях: «Слава Отцу через Сына во Святом Духе» или «Слава Отцу и Сыну со Святым Духом», а также «Слава Отцу и Сыну и Святому Святитель Василий Великий приводит также следующие слова светильничного благодарения: «Хвалим Отца и Сына и Святаго Духа Непостижимость догмата о Святой Троице

http://pravmir.ru/dogmat-o-presvyatoy-tr...

Но, что вероятнее, Символ есть по-русски тоже, что собрание, сбор, от Греческого глагола, Симвалло, в кучу сношу, собираю; назван так для того, что вся соборная церкви вера в одно тут место снесена, и в краткости заключена для того точно, чтоб была правилом, с которым бы все прочие члены веры соглашались. Почему Символ самою вещью есть краткое начальных Христианских веры догматов исповедание, или образец, по которому церковь и ее члены от иных вер различаются. Вопросишь: Один ли в церкви Кафолической есть Символ, или многие? Отвечаю: Не один, да многие; многие, говорю, не по различности учения, но по различности слога и околичностей, а именно, обыкновенно их считается пять. Первый Символ, так называемый, есть Апостольский, который обще содержится от всех Лютеранов, Калвинистов и Папистов: по их толкованию затем так называется, что содержит в себе сокращение учения Апостольского: или может де Апостолы его своим ученикам предали, и от их учеников церковь после приняла. Сей Символ от Символа Никейского, который мы содержим, ни чем почти не разнствует, разве некоторыми словами. И также подобно на 12 членов разделяется. Второй есть Никейский, который издан на соборе Никейском бывшем в Вифинии 325 года от Рождества Христова при Императоре Константине великом , где проклята была хула Ариева. Сей Символ есть тот самый, который мы ныне содержим, а с нами и вся Греческая церковь . К тому Символу Никейскому бывший потом 381 году в Константинополе собор при Императоре Феодосии старшем, на Македония Еретика, Духа Святого за Бога не признавающего, прибавил к 8 члену, т.е. и в Духа Святого: (Понеже в Никейском сими только словами Божество Дух Святого означено было). Сии слова которые мы ныне читаем: Господа животворящего, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго Пророки: а следующие речи и в Никейском положены были. Третий Символ Святого Афанасия, который у нас пред всякой псалтырью полагается; и начинается так: Всяк, иже хощет спастися, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

 К сожалению, не сохранилась опись первоначального состава переданного в обитель архива святителя Феофана. Ко времени каталогизации в 2009-2011 годах он хранился в разрозненном виде и был перемешан с другими архивными материалами. Из того, что удалось собрать в единый фонд, сотрудники архива монастыря составили современную опись 24, содержащую 47 единиц хранения, в рамках которых объединено 104 документа. Основную часть фонда составляют рукописи оригинальных произведений и переводов святителя. Это, в частности, автографы таких широко известных творений, как «Путь ко спасению», «Начертание христианского нравоучения», «Душа и Ангел – не тело, а дух», «Краткое учение о Богопочитании», толкования на псалмы 1-й, 2-й, 33-й, 51-й, 118-й, толкования на Послания св. апостола Павла, толкования Евангельских сказаний, сборники слов к Тамбовской и Владимирской паствам, все пять томов «Добротолюбия» (с приложением некоторых черновых статей этого аскетического сборника), «Невидимая брань», «Древние иноческие уставы», «Митерикон», «Избранные покаянные песнопения из Октоиха»3. Здесь же находится черновик диссертации иеродиакона Феофана «Подзаконная религия, как она дана Богом чрез Моисея народу Израильскому», содержащий правки и пометы рецензента. В главном разделе фонда хранятся также рукописи ранее не публиковавшихся творений (в основном, переводов), среди которых: «Содержание аскетики», «Правило веры в памятных записках Викентия Леринского», «Лествица, истолкованная или перифразированная иеросхимонахом Афанасием Критянином», «Обозрение духовной брани св. Иоанна Кассиана Римлянина», «Похвальное слово великомученику Пантелеимону Никиты Пафлагона», «Окружное соборное и церковное Послание Вселенского патриарха Григория VI», «Древний патерик, изложенный по главам», «Продолжение Древнего патерика», «Священный град Иерусалим», «Обзор свода мнений о духовных училищах», программа преобразований русской духовной школы, неизвестные догматические работы – «Конспект богословия», «О воплощенном домостроительстве», переписка с князем Н. Б. Голицыным «О нескверном зачатии Богоматери» (1858 г.), аскетические произведения – «О молитве Иисусовой», статья о молитве и молитвенном правиле, «Чувство зависимости от Бога», никогда не публиковавшиеся ранние проповеди святителя4. 

http://e-vestnik.ru/docs/afonskiy_arhiva...

А также во второй части введения, которая носит название «О главных свойствах и достоинстве», характеризуя людей того времени, римлян и иудеев, к которым писал святой апостол Павел, архиепископ Мефодий дает следующее определение: «были такие люди, кои в хитростных ума оборотах до самого высшего дошли степени» 1 . Отсюда делается закономерный вывод, что и апостол Павел пишет послание «хитрословесным и многообразного любомудрия исполненным слогом» 2 . Здесь автор приводит ссылку на 17 книгу Иосифа Флавия «Иудейские древности». «Иудейские древности», равно как и «Иудейская война», давали христианской мысли богатый и уникальный материал характеристики многих персонажей, которые в Новом Завете обрисованы весьма фрагментарно. Это – Ирод I (Великий), Ирод-Антипа, Ирод-Филипп, Иродиада, римские прокураторы Иудеи Понтий Пилат, Феликс, Порций Фест, наместник Сирии Квириний и другие, в описании о той ситуации в Палестине, да и в других регионах Римской империи, где жили и действовали Иисус и апостолы. Иудея – родина христианства и это, несомненно, вызывало у христиан повышенный интерес к ее истории, особенно новозаветного времени. В соответствии с главной целью Иосифа его труд «Иудейские древности» был написан на греческом языке. Он состоит из двадцати книг. Свое повествование Иосиф Флавий начинает с момента сотворения мира. Текст первых десяти книг параллелен библейскому тексту. Но Иосиф подробно не пересказывает содержание Библии и строго ему не следует. Его повествование более краткое и если можно так сказать, более историзованное – он скрупулезно прослеживает в Библии линию именно человеческой истории. В одиннадцатой книге он доходит до времен Александра Македонского. С двенадцатой книги содержание «Иудейских древностей» перекликается с содержанием «Иудейской войны», но события раскрываются более подробно, более широко, порой в иной версии. Как и в первой своей книге, Иосиф Флавий излагает историю евреев на фоне всемирной истории. Вернемся к мыслям владыки Мефодия. Далее он говорит, что именно из-за высокой образованности населения апостол излагает «все главные догматы веры и нравоучения назидательнейшие» 3 . И поэтому церковные учителя почитают это послание сокращением всего христианского богословия 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010