Никодим, епископ Енисейский и Красноярский (Казанцев Никита Иванович) Родился 5 сентября 1803 года в селе Комлеве Знаменском Рузского уезда Московской губернии в семье причетника. В 1818 году поступил в Вифанскую духовную семинарию. В 1826 году по окончании духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 31 марта 1829 года пострижен в монашество; 5 июля рукоположен во иеродиакона, а 1 июля 1830 года – во иеромонаха. 6 августа того же года окончил курс духовной академии со званием магистра. 13 августа 1830 года назначен инспектором Тульской духовной семинарии и профессором богословия и еврейского языка. 14 апреля 1832 года перемещен в Новгородскую духовную семинарию инспектором и преподавателем философии. 24 октября 1833 года возвращен в Тульскую духовную семинарию инспектором. С 11 февраля 1835 года – ректор Вятской духовной семинарии и с 19 марта – настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря; 17 апреля возведен в сан архимандрита. В период ректорства в Вятской духовной семинарии происходило преобразование учебной программы в духовных учебных заведениях. Ректорам духовных семинарий было предложено представить свои проекты преобразования. Проект ректора Вятской духовной семинарии архимандрита Никодима привлек внимание обер-прокурора Святейшего Синода графа Н. А. Протасова, и отец Никодим был вызван в Санкт-Петербург. Ему было поручено составить новый устав, что он и выполнил. Но этот устав не нашел применения. С 20 июня 1841 года – ректор Херсонской духовной семинарии и настоятель Одесского Успенского монастыря. С 25 июля 1845 года – ректор Курской духовной семинарии и настоятель Рыльского Николаевского монастыря. С 3 апреля 1850 года – ректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 14 февраля 1854 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 18 сентября 1861 года – епископ Енисейский и Красноярский. За время своего служения на Енисейской кафедре он дважды объехал всю эту неизмеримую епархию и знал ее лучше всякого другого места, даже лучше Московской епархии, где родился. Из 175 приходов, кажется, не осталось и двадцати, где бы он не служил, а побывал во всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Красноярск. Успенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Мужской общежительный монастырь, созданный в 1879 г. на земле, пожертвованной городским обществом под монастырь, по инициативе епископа Антония (Николаевского), был немноголюден. Окончательно закрыт в 1921 г., занят школой-коммуной. С 1946 г. - дом отдыха учителей, позже пионерский лагерь, часть построек сломана. Восстановлен в 2000 г. В 1887 г. в монастыре были уже следующие постройки: Главный каменный корпус, здание одноэтажное; деревянный корпус с домовой церковью во имя св. великомученика Пантелеимона: флигель 5-стенный; амбар 5-стенный; коровник 6-стенный; каретник двухэтажный 6-стенный; хозпостройки - летняя кухня для квартирантов монастыря и каменная кузница Монастырь был основан в шести верстах на запад от Красноярска, вверх по течению реки Енисей. В августе 1879 г. по распоряжению правительства к монастырю отмежеваны земельные угодья - луга, леса и рыбньие ловли, в количестве 4602 десятин, и 2080 квадратных сажен, расположенные в Канском округе по реке Мане. В монастыре до 1918 г. проживало 200 насельников. Е. Успенский монастырь, общежительный, в 6 верстах от города Красноярска. Основан в 1878 году. При монастыре отделение Енисейской миссии, мужская школа иконописания и ремесел для сирот всех сословий, богадельня, больница для духовенства всей епархии и странноприимница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Проект монастырского ансамбля разработан иеромонахом Зосимой. Здание келейного корпуса заложено в июне 1874 г. Строительство келейного корпуса осуществлено в 1879-1883 гг. под надзором архитекторов С. Нюхалова и А. Лассовского. В ходе ремонта 1914 года в трапезной была устроена Пантелеймоновская церковь, перенесенная из архиерейского дома, располагавшегося на территории монастыря. На северном фасаде корпуса была устроена паперть в виде деревянного крыльца с крышей, покрытой железом. Здание келейного корпуса расположено на берегу Енисея. Протяженное одноэтажное здание П-образной формы имеет коридорную планировку: широкий продольный коридор делит здание на переднюю и заднюю половины, в которых расположены помещения жилого и хозяйственного назначения.

http://sobory.ru/article/?object=13794

Дивногорск. Красноярский Знаменский скит. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Скит. Не действует.   Год основания:1888. Адрес: Россия, Красноярский край, г. Дивногорск, ул. Старый Скит, д. 2 Координаты: 55.962843, 92.39432 Изменить описание объекта Храмы скита: Карта и ближайшие объекты Жители Дивногорска, выезжающие из города в восточном направлении - в сторону города Красноярска, равно как и въезжающие в Дивногорск гости, многочисленные авто-туристы, отправляющиеся на юг Красноярского края – на озера Хакасии, в Ергаки и Туву через Дивногорск, не могут миновать участок транзитной дороги, носящей название «ул. Старый Скит», на северной стороне которой, за деревьями, стоит малозаметное 2-х этажное деревянное здание. Это и есть «Старый скит», точнее – то, что осталось от главного его строения - церкви «Образа Знамения Божьей Матери». Все города имеют свое начало, точку отсчета. Принято считать, что Дивногорск берет свое начало со строительства Красноярской ГЭС, которое началось в 1956 г. Посёлок строителей Красноярской ГЭС, возник на правом берегу Енисея, почти вплотную к ГЭС. В 1957 г. посёлок расширился и получил название Дивногорск. Название он получил от Дивных гор, расположенных на противоположном, левом берегу Енисея. Однако мало кто знает, что Дивногорск, как поселение, всё же начинался с Красноярского Знаменского мужского монастыря, или просто Знаменского Скита. История Знаменского Скита началась 19 августа 1888 г., когда на землях, отведенных повелением Государя Александра III Красноярскому Успенскому мужскому монастырю, в 30-ти верстах от Красноярска вверх по течению реки Енисей была заложена церковь новой иноческой обители, названной в честь и прославление Образа Знамения Божией Матери (Абалакской). Отсюда и название - Красноярский Знаменский мужской общежительный Скит. Основан он был настоятелем Красноярского Успенского монастыря Его Преосвященством Тихоном, Епископом Енисейским и Красноярским. Строителем же и настоятелем Скита стал иеромонах Филарет, в миру Федор Васильев. Будучи отставным унтер-офицером, родом из крестьянской семьи, он в 1879 г. был зачислен в братство Успенского монастыря и буквально за 2 года прошел путь от послушника до иеромонаха.

http://sobory.ru/article/?object=49587

Сибирь Акмолинская область Обителей мужских нет, женских 8. Архистратиго-Михаиловская община в Петропавловском уезде. Эта община расположена близ поселка Кабаньяго, или, как его иначе зовут, Кабановского. Для основания обители было пожертвовано земли около 1000 десятин. Община учреждена определением Св. Синода от 7 ноября 1901 года. Богородице Михаило-Архангельский монастырь в Омском уезде. Обитель расположена неподалеку от поселка Ачаировского. Первоначально здесь существовала община в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали». Впоследствии община эта, по определению Св. Синода от 24 марта 1907 года, обращена в общежительный монастырь. Управление игуменское. Всехсвятская община в Петропавловске. Она находится в самом городе Петропавловске, при кладбищенской церкви. Учреждена община в 1907 году. Управление настоятельское. Амурская область Обителей мужских 1, женских нет. Успенский монастырь в Зазейском краю. Обитель эта расположена на устье реки Бурунды. Учреждена она в 1905 году. Енисейская губерния Обителей мужских 4, женских 2. Мужские обители Енисейский Спасский монастырь в Енисейске. Этот необщежительный монастырь расположен в самом Енисейске, в 381 версте от губернского города Красноярска. Основана обитель в 40 годах XVII столетия. В 1764 году, при учреждении монастырских штатов, она отнесена была в третий класс. При монастыре существует церковноприходская школа. Управляет братией игумен. Красноярский Знаменский скит в Красноярском округе. В 80 верстах от Красноярска, вверх по реке Енисею, расположен Знаменский общежительный скит. Если подъезжать на пароходе, то сначала бросается в глаза на берегу часовня, а глубже, в кайме белоствольных берез, виднеется церковь . Она не величественна... Это одна из тех многочисленных простых церквей, какие бывают в селах. Знаменский скит основан недавно: в 1892 году купец-сибиряк Матонин, под влиянием внутреннего голоса, принес в дар Богу принадлежавшую ему на енисейском берегу землю со значительным количеством леса; и вот, на царственной земле появились «взыскующие града», и образовалось монашеское общежитие в духе беломорских Соловков или финского Валаама. В настоящее время Знаменский скит еще устраивается.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Колокольня Костромского Кремля с Богоявленским собором (на стройплощадке прошлым летом). Фото Владимира Ходакова ЖМП 1 январь 2020 /  28 февраля 2020 г. 12:45 Соборное дело: от Мурома до Мурманска КАК ВОЗДВИГАЮТ ГЛАВНЫЕ ХРАМЫ ЕПАРХИЙ Вряд ли прежде в Русской Церкви был другой столь краткий по историческим меркам период, когда в разных епархиальных градах одновременно возводилось бы столько кафедральных соборов. Беспрецедентное по интенсивности строительства и частоте освящения число соборных храмов, предназначенных для служения епархиальных архиереев, объясняется двумя наложившимися друг на друга во времени процессами. С одной стороны, продолжается эпоха церковного возрождения, когда после практически векового перерыва Церковь получила возможность воздвигать большие соборы-новостройки и воссоздавать утраченные. С другой — реформа административно-территориального деления с разукрупнением епархий и созданием митрополий. PDF-bepcuя Сейчас кафедральные соборы возводятся параллельно в Геленджике и Мурманске, ­Нарьян-Маре и Архангельске, Караганде и Владивостоке, Ейске и Муроме, Ярославле и Улан-Удэ, Новороссийске и Сургуте, Воркуте и Горно-­Алтайске, Челябинске и Чебоксарах, Барна­уле и Салехарде, Клинцах (Брянская область) и Георгиевске ( Брянская и Ставропольская митрополии соответственно). Только за пять последних лет великим чином (подавляющее большинство — лично Предстоятелем) освящены соборы: Богоявленский в Енисейске (2019 год, Красноярская митрополия ), Успенский в Салавате (2018 год, Башкортостанская митрополия ), Воскресенский в Бишкеке и Успенский в Ташкенте (2017 год), Христорождественский в Солигорске (2017 год, Слуцкая епархия Белорусского Экзархата), Христорождественский в Южно-Сахалинске (2016 год), Андреевский в Североморске (2016 год, Мурманская митрополия ), Благовещенский в Йошкар-Оле (2016 год, Марийская митрополия ), Богородицерождественский в Уфе (2016 год, Башкортостанская митрополия), Успенский в Иванове (2015 год), Вознесенский войсковой всеказачий в Новочеркасске (2015 год, Донская митрополия ), Вознесенский в Ульяновске (2015 год, Симбирская митрополия ), Георгиевский в Орске (2014 год, Оренбургская митрополия ). «Журнал Московской Патриархии» рассказывает, как на местах сооружают соборы, которые на наших глазах становятся архитектурными достопримечательностями и новыми «визитными карточками» своих городов.

http://e-vestnik.ru/church/kafedralnye_s...

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля 22 июня 2014 г. 16:00 22 июня 2014 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, и День памяти и скорби — 73-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Тобольск. В Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Перед началом богослужения Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Иоанна Тобольского и старинному образу — списку чудотворной Абалакской иконы Божией Матери. По традиции, накануне 23 июня, дня памяти святителя Иоанна Тобольского, чудотворный образ был принесен крестным ходом из Абалакского Знаменского мужского монастыря через Иоанно-Введенский женский монастырь близ Тобольска в Тобольский кремль. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Никанора (Анфилатова)  во епископа Енисейского и Лесосибирского. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Омский и Таврический Владимир ;  митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий ;  митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон ;  митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим ;  епископ Евтихий (Курочкин) ;  епископ Елецкий и Лебедянский Максим ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай ;  епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ;  епископ Канский и Богучанский Филарет ;  епископ Костомукшский и Кемский Игнатий ;  епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген ;  епископ Ишимский и Аромашевский Тихон , а также председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин ; клирик храма Семи отроков Эфесских г. Тобольска протоиерей Михаил Денисов, ответственный секретарь  Управления делами  Московской Патриархии  иеромонах Мисаил (Сарафанов) , духовенство  Тобольской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/3679197.ht...

  разделы   рассылка  распечатать Журналы заседания Священного Синода 27-28 декабря 2011 года в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр Митрополит Среднеазиатский Викентий Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий Архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии 27 декабря были приняты следующие журналы: ЖУРНАЛ 139 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об официальном визите в Антиохийский Патриархат. Справка: С 12 по 15 ноября 2011 года состоялся официальный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в пределы Антиохийского Патриархата. В состав делегации, сопровождавшей Его Святейшество, в частности, вошли председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Административного секретариата епископ Солнечногорский Сергий. В мероприятиях визита также участвовали представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Московском Патриаршем Престоле архиепископ Филиппопольский Нифон и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем Престоле архимандрит Александр (Елисов). 13 ноября Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавили Божественную литургию в Успенском соборе Дамаска. В состоявшихся беседах Предстоятелей двух Церквей были затронуты вопросы развития двустороннего сотрудничества и общеправославного взаимодействия. Обсуждались также темы духовного окормления верующих, проживающих вдали от родины, развития сотрудничества в области образования и паломничества. Блаженнейший Патриарх Игнатий вручил Святейшему Патриарху Кириллу высшую награду Антиохийской Православной Церкви – орден святых апостолов Петра и Павла (I степени).

http://religare.ru/2_91605.html

Енисейск. Церковь Воздвижения Креста Господня на Севастьяновском кладбище. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная однопрестольная кладбищенская церковь, выстроенная в 1794 г. купцом И. Волковым на кладбище в западной части города. Свой причт был упразднен в 1841 г., была приписана к Успенской церкви, а с 1862 г. к Богоявленскому собору. Закрыта и снесена в кон. 1930-х годов. http://kras-hram.ru/page313/ О строительной истории енисейской кладбищенской Крестовоздвиженской церкви, вследствие плохой сохранности документальных источников, известно совсем немного. Материалы церковных архивов, в частности, одна из клировых ведомостей «о церквах и причтах» Енисейска за 1829 год, относит её постройку к 1794 году. Ведомость сообщает, что здание было выстроено на средства енисейского купца Ивана Волкова. Эту же дату сооружения церкви указывает А.И. Кытманов в своем летописном сочинении по истории Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии, а также авторы обобщающего труда об истории приходов Енисейской епархии, вышедшего в свет в Красноярске в 1917 году. Иную дату строительства Крестовоздвиженской церкви содержат «Изъяснения представляющиеся о древнем и новейшем состоянии города Енисейска», составленные около 1820 года, и опубликованные в одном из номеров Иркутских епархиальных ведомостей в 1876 году. Авторы «Изъяснений» датой постройки церкви называют 1798 год. Ввиду отсутствия документальных первоисточников, содержащих достоверные сведения о строительной истории Крестовоздвиженской церкви, временем её сооружения, исходя из имеющихся в наших руках материалов, предположительно можно назвать 1794-1798 годы. До разрушения в 30-х годах XX в. церковь находилась на территории кладбища, располагавшегося к западу от городской застройки. Впервые решение о размещении кладбищ на земельных участках, специально предусмотренных с западной и восточной стороны Енисейска, было принято в начале 1770-х годов, и обусловлено требованиями изданного 24 декабря 1771 года сенатского указа «О сношении губернаторов и воевод с духовными правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей», запретившего погребения при городских церквях.

http://sobory.ru/article/?object=36407

Жукова Ксения Николаевна, Анна, Валентина Православные женщины, проживавшие в Енисейске. Судя по письмам, приехали в город издалека, возможно, были сосланы. В книге протоиерея Г. Фаста «История церкви в Енисейске» упоминается Ксения Николаевна Жукова в числе лиц, подписавших договор с горсоветом о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной Церкви в 1946 г. Договор был заключен 3 июля 1946 г. 448 Анна и Валентина ранее принадлежали к одной из тайных обшин, окормляемой, судя по письмам, епископом Нектарием (Трезвинским?) 449 . 1. 1 ноября 1954 г. 450 Христос посреди нас. Милость Божья будет с вами, владыка святый, спаси вас Господи за ваше вниманье к нам, грешным. Получили Ваше письмо с молитвою, сердечно благодарим, читаем утром и вечером на молитве, но этого нам еще мало обличенья, живем – плохо исправляемся, вкоренилось зло и гордость и все прочие пороки, помолитесь, чтобы Господь помог исправиться, думаем стараться, а лукавый опять искушает. Жили мы 5 человек да на дворе во флигеле 4 человека, сейчас остались трое: мы с сестрой да хозяйка Ксенья Н[иколаевна]. Все ушли в казенные квартиры, много настроили казенных. К тюрьме там все новы дома, 9 человек все молились вместе и сейчас когда приходят на праздник. В церковь мы не ходим, грешники, с первых перевыборов, простите, может, и неладно живем и поступаем не так, как надо. Приезжает из Красноярска епископ, и на груди у него медаль с Ленин[ым], и все порядки не как раньше, но я их не сужу, такой им приказ, молитесь, чтобы Господь помог жить по духу, а не по плоти, быть Марфой, а не Марией, получили ваше письмо давненько, пишу 19 октября по-старому, выпал снег, уже 5 дней лежит. Как Ваше положенье, о жизни, ничего Вам не объясняют, когда вас отпустят, пишите в чем будете нуждаться, не стесняйтесь, привет передавайте Аполинарье, очень жаль ее, у них домик свой, огород [?]. Очень хорошо в доме, дом не на планту, в огороде сейчас одна сестра ждет без терпенья [?], все мы вам низко-пренизко кланяемся и просим ваших свя[тых] мол[итв] и Бож[иего] благ[ословения]. Печатно я очень хорошо Ваши письма разбираю, а письменно трудновато, можете изменить почерк [?]... мы все малограмотны. Будьте здоровы и Богом хранимы. Остаемся помнящие Вас

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Закрыть itemscope itemtype="" > Экклезиаст — вопрос. Евангелие — ответ 12.01.2012 780 Время на чтение 17 минут Кто из нас не слышал и не повторял этих выражений: «суета сует, всё суета», «вернуться на круги своя», «время собирать камни», «нет ничего нового под солнцем»... Многие знают, что это из книги Экклезиаста; что книга Экклезиаста (Екклесиаста), или Проповедника, входит в Библию. Тем, кто прочитал, эта книга в большинстве случаев нравится- меланхолической поэтичностью в сочетании с яркой, неожиданной образностью. Иные недоумевают: что в этой книге христианского, почему Церковь принимает ее как одну из священных книг? Совсем небольшую- по сравнению с другими ветхозаветными текстами- книгу Экклезиаста (по-еврейски Когелета) изучали и комментировали святые отцы Церкви, ей посвящены многие тома исследований позднейшего времени. А мы будем говорить о ней с протоиереем Геннадием ФАСТОМ, настоятелем храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены в Абакане (столице Республики Хакасия), библеистом, автором многих книг о Ветхом Завете, в том числе и недавно изданного «Толкования на книгу Экклезиаст». Протоиерей Геннадий Фаст родился в 1954 г. в Новосибирской области, в глубоко верующей лютеранской семье ссыльных российских немцев, и был назван Генрихом. После исключения из Карагандинского государственного университета за религиозные убеждения учился на физическом факультете Томского университета, затем работал на кафедре теоретической физики. Еще не окончив университета, пришел к Православию и крестился с именем Геннадий. После изгнания из Томского университета стал священником. Служил в Туве, в Кемеровской области, в Красноярском крае. Долгие годы был настоятелем старинного Успенского храма в Енисейске. Воспитал десятки сибирских священников. Был и остается одним из самых ярких и известных православных миссионеров современности. Библеист, автор целого ряда книг, получивших широкое распространение. В настоящее время - настоятель храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены в Абакане.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010