Синода от 14 июля 1845 года за 8932 приписана вместе с прихожанами к Соликамскому Троицкому собору… . В 1868 году на главном куполе бурею разрушена глава и сорвана почти вся железная кровля. В этом же году избран в церковные старосты Соликамский купец В.А. Рязанцов. Он на свой счет устроил на церкви главу, перекрыл новым железом всю кровлю, как на церкви, так и на трапезе и паперти, окрасил церковь снаружи, устроил в окна новые рамы, перекрасил иконостас в Предтеченском храме возобновил иконы, позолотил и перекрасил иконостас в нижнем храме во имя мученика Иоанна Воина, перестлал и окрасил полы в верхнем летнем храме, устроил два новых киота, купил новое паникадило, 7 лампад пред иконы, седмисвещник, два больших предналойных подсвещника и два выносных, бархатные шитые золотом хоругви, две налойные иконы престольным праздникам в серебряных окладах, - и на все это употребил до 2020 рублей. В 1877 году пожаром истреблена значительная часть верхнего храма. Тот же благотворитель церкви купец В.А. Рязанцов устроил на трапезе новые накаты, железную кровлю и во всем верхнем храме новые полы, перештукатурил изнутри стены и росписал стены храма живописью, - и на все сие употребил из собственных средств до 2485 рублей, в том числе на стенную живопись 1630 руб. Теперь Красносельская церковь доведена до такого благоустройства и так великолепно украшена, что не уступит в этом отношении лучшим храмам г. Соликамска». В «Соликамской летописи», хранящейся в архиве Соликамского краеведческого музея, история Иоанно-Предтеченского храма описана так: «1715 год. 22 декабря дана храмозданная грамота на основание каменной церкви во имя Иоанна Предтечи в селе Красном солепромышленников Суровцовых… 1721 год. В Красном селе тщанием богатых солепромышленников Суровцовых основана церковь каменная во имя Иоанна Предтечи и Иоанна Воина, а крест поставлен бысть на основании самим Преосвященным Алексием, Епископом Вятским и Великопермским… 1728 год. 22 августа Пыскорским архимандритом Павлом освящен нижний храм церкви в Красном селе во имя святого мученика Иоанна Воина… 1772 год. Освящение состоялось верхнего храма во имя Иоанна Предтечи в Красном селе… 1798 год. Сентября 6 числа было в селе Красном освящение храма Рождества Иоанна Предтечи отцом архимандритом Пермским Никандром, игуменом Иеронимом и протопопом Семионом с товарищи… 1845 год. В сем году церковь Иоанна Предтечи села Красного, по малочисленности прихожан, приписана к Троицкому собору… 1868 год. Над Соликамском свирепствовала сильная буря. На главном куполе Красносельского храма снесло главу и сорвало почти всю кровлю. Обновлен храм на средства церковного старосты Василия Александровича Рязанцева… 1877 год. Случился пожар на Красном во храме Иоанна Предтечи». Таким образом, документально подтверждается изначальная принадлежность Соликамского (Красносельского) Иоанно-Предтеченского храма Пермской епархии (в начале XVIII века – Вятской и Великопермской) Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=16250

Не поддерживаемая владельцами, наследниками Турчанинова… и заключающая в своем приходе около 80 душ мужеска пола, церковь приходила в упадок, почему по представлению епархиального начальства указом Св. Синода от 14 июля 1845 года за 8932 приписана вместе с прихожанами к Соликамскому Троицкому собору… В 1868 году на главном куполе бурею разрушена глава и сорвана почти вся железная кровля. В этом же году избран в церковные старосты Соликамский купец В.А. Рязанцов. Он на свой счет устроил на церкви главу, перекрыл новым железом всю кровлю, как на церкви, так и на трапезе и паперти, окрасил церковь снаружи, устроил в окна новые рамы, перекрасил иконостас в Предтеченском храме возобновил иконы, позолотил и перекрасил иконостас в нижнем храме во имя мученика Иоанна Воина, перестлал и окрасил полы в верхнем летнем храме, устроил два новых киота, купил новое паникадило, 7 лампад пред иконы, седмисвещник, два больших предналойных подсвещника и два выносных, бархатные шитые золотом хоругви, две налойные иконы престольным праздникам в серебряных окладах, - и на все это употребил до 2020 рублей. В 1877 году пожаром истреблена значительная часть верхнего храма. Тот же благотворитель церкви купец В.А. Рязанцов устроил на трапезе новые накаты, железную кровлю и во всем верхнем храме новые полы, перештукатурил изнутри стены и росписал стены храма живописью, - и на все сие употребил из собственных средств до 2485 рублей, в том числе на стенную живопись 1630 руб. Теперь Красносельская церковь доведена до такого благоустройства и так великолепно украшена, что не уступит в этом отношении лучшим храмам г. Соликамска». С сайта www.ioann.i-perm.ru/city.php В момент своей постройки Иоанно-Предтеченская церковь находилась не в Соликамске. Её заложили в селе Красном, отстоящем от города на одну версту. Приплывающие по воде из Перми и Усолья путешественники и купцы, прежде чем достичь города, должны были миновать это село, и первым, что они видели, подъезжая к Соликамску, был именно этот высокий храм.

http://sobory.ru/article/?object=02978

С сайта www.ioann.i-perm.ru/city.php и www.perm1.ru/ Протоиерей А. Луканин в своей книге «Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска» (1882 г.) приводит следующие сведения об Иоанно-Предтеченском храме: «В селе Красном, отстоящем от Соликамска в 1 версте, находится каменная церковь во имя Иоанна Предтечи и св. мученика Иоанна Воина, приписанная в 1845 г. к Соликамскому Собору по указу Св. Синода по малочисленности прихожан. Грамота на основание этой церкви дана 22 декабря 1715 года, но заложение церкви последовало в 1721 г. Основание ея положил сам преосвященнейший Алексий, епископ Вятский и Великопермский… Строена она была первоначально на иждивение солепромышленника посадского человека Иоанна Суровцова, а кончена купцом Алексием Феодоровичем Турчаниновым, к которому перешло от Суровцова и после него от Демидова село Красное. Церковь эта двухэтажная. Нижний храм во имя св. мученика Иоанна Воина освящен 22 августа 1728 года Пыскорским архимандритом Павлом. Когда же освящена верхняя церковь во имя Иоанна Предтечи, неизвестно, но, вероятно, гораздо позже нижней, и как можно полагать, после 1772 года; внутренняя отделка верхней церкви и рисунки иконостаса относятся к позднейшему времени. Церковь эта славилась наружным видом и внутренним украшением, а также своими колоколами и гармоническим звоном… Колокола, числом около 18, весьма чистого гармонического звука, подобраны по тонам. Первый большой колокол называется Бурлом; весу в нем 320 пуд; он имеет такой же разносистый и чистый звук, как Бурло Пермского кафедрального собора, но только тоном выше его и чище звуком. На нижней части его вылита следующая надпись: «Господина дворянина титулярного советника и заводчика Алексея Феодоровича Турчанинова супружница Филицата Степановна с детьми соорудили сей колокол благовестный в вотчинное свое село Красное к храму Рождества пророка и Предтечи Господня Иоанна во второе по кончине супруга своего лето 1788 в вечное души его и всех предков поминовение». В верхней части колокола – надпись: «Аще обещаеши обет Богу, не медли отдати его, по предписанному Божию повелению и закону, внимая со усердием по завещанию почившего в Бозе супруга своего». Второй полиелейный колокол в церковной описи имеет название «Лебедь»; весу в нем 140 пуд. На этом вылита следующая надпись: «Сей благовестный колокол сооружен по завещанию в Бозе почившего супруга своего господина дворянина титулярного советника и заводчика Алексея Феодоровича Турчанинова супружницею его Фелицатою Степановною в вотчинное свое село Красное ко храму Рождества Предтечи Иоанна». Третий колокол повседневный в церковной описи называется Веселиилом; весу в нем 100 пуд. Он имеет весь громкий выдающийся звук даже при обыкновенных ударах языка. На нем надпись: «Сей колокол сооружен в подгородное село Красное гг. дворян Турчаниновых ко храму Рождества Предтечи Господня Иоанна в лето 1788, весу 100 пудов»…

http://sobory.ru/article/?object=02978

Инокиня Ольга (Кокорева) в Покровском Верхотурском женском монастыре      За плечами у матушки Руфины был большой опыт монашеской жизни в самых крепких монастырях Урала – Успенском Пермском, Иоанно-Предтеченском Красносельском Соликамском, Покровском Верхотурском. Было ей сорок лет от роду, и более тридцати из них она провела в монастыре. Игумения Руфина (Кокорева) с сестрой Александрой на Белогорском подворье      Приближались юбилейные торжества, посвященные 300-летию Дома Романовых. Для матушки и сестер это имело большое значение. По сообщению «Пермских епархиальных ведомостей», в дни самого юбилея – 20 и 21 февраля 1913 года – в монастыре проходило особое церковное празднование, и игумении хотелось, чтобы, по возможности, всё напоминало об учреждении обители в память 300-летия Царствующего дома – и монастырская печать, и бланки, на что было получено благословение. Матушка нередко бывала с сестрами в расположенном недалеко от Чердыни селе Ныроб, где в начале XVII века томился опальный боярин Михаил Никитич Романов – брат патриарха Филарета и дядя первого царя из рода Романовых Михаила Феодоровича. 16 января 1914 года монастырю было «всемилостивейше даровано наименование Чердынский Иоанно-Богословский женский монастырь, учрежденный в память 300-летия царствования Дома Романовых» ]. С началом Первой мировой войны матушка Руфина «принимает бой в тылу». Обитель под покровительством апостола любви – святого евангелиста Иоанна Богослова являет небывалое милосердие и любовь к ближнему. В Чердынском монастыре открывается приют для сирот – детей погибших воинов и беженцев. Епископ Пермский Андроник, будущий священномученик, письмом на имя игумении Руфины благословил «приступить с Божией помощью к открытию приюта, как важного и святого дела, уверяя, что это апостол любви располагает людей к его было заброшенной обители» . Открытие приюта, с торжественным богослужением и крестным ходом, состоялось 25 марта 1915 года – в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Учреждение приюта было осложнено большими материальными затруднениями. В его устроении помогали жители Чердыни и соседних сел – они жертвовали, кто сколько может; на устройство приюта были выделены деньги из состоящего под Высочайшим Его Императорского Величества Покровительством Романовского Комитета, поскольку «монастырь, не обладая никакими средствами, заслуживает в то же время поддержки для развития своей полезной деятельности» .

http://pravoslavie.ru/119646.html

товарища Синодального Обер-Прокурора, от 19 мая сего года за 2410, о том, что со стороны Министерства Внутренних Дел не встречается препятствий к учреждению женской общины при Красносельской Иоанно-Предтеченской, близ города Соликамска, церкви, на средства купцов Рязанцевых с наименованием сей общины Иоанно Предтеченскою, и 2) справку, по коей оказалось следующее: Соликамские купцы Василий и Иван Рязанцевы, в поданном Пермскому епархиальному начальству прошении, объяснили, что покойный их родитель, Соликамский купец Александр Рязанцев, еще при жизни своей, имел желание устроить женскую общину, вблизи города Соликамска, при безприходной приписной к Соликамскому Свято-Троицкому собору, Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви. Обновив и украсив означенный храм, родитель их пожелал, чтобы при этом храме был особый самостоятельный причт, и на содержание его внес капитал в 10400 руб., а на отведенной от города усадебной земле устроил приличное помещение для причта, который и состоит при Красносельской церкви с 1887 года. Вполне сочувствуя благому желанию своего родителя, они, Рязанцевы, изъявляют желание в память их отца основать при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви женскую общину для благочестивых вдов и девиц, желающих посвятить себя на служение Богу, и для этого обязываются: 1) на отведенной от граждан города Соликамска земле, в количестве 3 десят. 1160 саж., построить помещение для 20 – 25 сестер, с необходимыми надворными строениями; 2) на содержание общины внести 10000 р., с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты поступали ежегодно на содержание общины и проживающих в ней сестер; 3) если сестры общины пожелают заниматься хлебопашеством, то они Рязанцевы, изъявляют готовность взять в аренду на 24 года от 10 до 15 десят. Близ лежащей земли от крестьян Поповского сельского общества, на что крестьяне означенного общества изъявляют свое полное согласие. Община должна состоять при Красносельской церкви и именоваться Иоанно-Предтеченскою и причт ея должен исполнять все духовные требы для общины, без обязательного вознаграждения, взамен чего сестры общины обязываются наблюдать за полною чистотою в храме, за целостию ризницы и приготовлять просфоры.

http://sobory.ru/article/?object=16250

Заслушав прошение архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла и рапорт председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения, Священный Синод постановил освободить ректора Ярославской духовной семинарии игумена Исидора (Тупикина) от занимаемой должности, направив его в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси. Ректором Ярославской духовной семинарии назначить архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла. Священный Синод также постановил: назначить заместителем председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества сотрудника этого отдела священника Георгия Рощина; назначить наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря города Саранска игумена Климента (Родайкина), с возведением в сан архимандрита; назначить настоятельницей Свято-Дмитриевского женского монастыря города Чадыр-Лунга автономного территориального образования Гагаузия монахиню Елисавету (Попову), с возложением наперсного креста по должности; назначить настоятельницей Спасо-Преображенского Толшевского женского монастыря Воронежской области игумению Михаилу (Сафонову); назначить старшей сестрой Ахтырского Божией Матери женского монастыря села Гусевка Ольховского района Волгоградской области монахиню Серафиму (Каштанову). Священный Синод освободил игумена Андроника (Могилатова) от обязанностей наместника Свято-Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни города Сарова и назначил наместником архимандрита Кирилла (Покровского). Священный Синод также постановил преобразовать Иоанно-Предтеченский приход в бывшем Красном селе, ныне входящем в черту города Соликамска, в Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь и назначить его настоятельницей монахиню Варвару (Сухинину), освободив ее от должности настоятельницы Обвинского Свято-Успенского женского монастыря. Обвинский Свято-Успенский женский монастырь Пермской епархии решено преобразовать в монастырское подворье со статусом приписного к Соликамскому Красносельскому Иоанно-Предтеченскому монастырю.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalos_za...

Судьба храма складывалась следующим образом... К XVIII веку выросла добыча соли открытым способом в Поволжье, что серьёзно подорвало благосостояние Соликамска. К тому же шло активное освоение Урала и Сибири, строились дороги, и все они проходили гораздо южнее города, оставшегося в стороне от активной жизни. Дела у купцов Турчаниновых, владельцев села Красного, шли с переменным успехом. Завершить строительство Иоанно-Предтеченского храма и освятить летний придел удалось лишь в 1770-е годы. Правда, сработали на славу: церковь выделялась не только своими размерами и убранством, но и особо гармоническим звоном колоколов, которых насчитывалось до восемнадцати. Красотами колокольного звона храм был обязан расположенным поблизости медеплавильным заводам того же Алексея Фёдоровича Турчанинова, который не жалел колоколов для храма своего села. Самые большие из них появились уже после смерти главы рода и звучали даже лучше колоколов кафедрального собора. Пахотные земли, изначально принадлежавшие Иоанно-Предтеченскому храму, перешли в XIX веке от наследников Турчанинова к другим соликамским гражданам, и церковь перестала получать с них доход. Средств на её содержание не хватало, храм ветшал, да и прихожан было мало, поэтому всего через полстолетия, в 1845 году, он оказался приписанным к Троицкому собору. К тому моменту храму полагалось иметь священника, диакона и двух причетников, но по малочисленности прихожан штат состоял лишь из священника и причетника. Во второй половине XIX века церковь несколько раз подвергалась мощным ударам стихий. В 1868 году буря сорвала почти всю кровлю главного купола и разрушили главу. Этот приведённый факт, очевидно, говорит о том, что кровля к тому времени находилась в весьма плачевном состоянии. Ситуацию спас купец В.А. Рязанцев, избранный тогда церковным старостой: он на свои средства полностью отремонтировал здание, устроил на нём новую кровлю, перекрасил, заменил и оконные рамы, возобновил иконы и поправил оба иконостаса. Меньше чем через десять лет помощь щедрого жертвователя понадобилась снова: в 1877 году верхняя холодная церковь сильно пострадала от пожара, и на ремонт только её одной понадобилось больше средств, чем на предыдущий ремонт всего храма.

http://sobory.ru/article/?object=02978

В XVII веке в богатом Соликамске развернулось каменное строительство - именно тогда было возведено с десяток каменных храмов, большая часть из которых сохранилась до нашего времени. Количество памятников и необычность архитектуры (в пермских землях сложилась своя традиция русского узорочья) делают сейчас этот город самым посещаемым туристами и любителями храмового зодчества на Урале. Между тем, местные купцы продолжали богатеть, и вскоре каменные храмы стали вырастать не только в самом городе, но и в окрестных сёлах. Одну из самых интересных церквей построили в селе Красном. Указ о закладке церкви был подписан в 1715 году, однако к строительству приступили шестью годами позже, в 1721 году. Основателем храма считается епископ Вятский и Великопермский Алексий (Титов), источники же средств на его постройку несколько раз менялись - с переходом Красного из рук в руки. Поначалу деньги давал солепромышленник Иоанн Суровцев, однако вскоре село вошло в обширные владения знаменитого семейства уральских предпринимателей Демидовых, которые и продолжили работы. Позже у села вместе со строящимся храмом появился новый хозяин, и завершал строительтво уже местный уроженец Алексей Фёдорович Турчанинов, известный нам по сказкам Павла Бажова. Турчаниновы долго владели Красным, и именно при них, с разницей в несколько десятилетий были освящены оба храма, нижний и верхний. Тёплый зимний придел святого Иоанна Воина был освящён в 1728 году. Строительство и отделка верхней церкви затянулась, точная дата её освящения неизвестна, но, по мнению протоирея А. Луканина, опубликовавшего в XIX веке книгу " Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска " , это произошло не раньше 1770-х годов. Церковь Иоанна-Предтечи выстроили в XVIII столетии, когда зенит процветания Соликамска уже миновал, и поэтому судьба храма сложилась непросто. Возводился он долго, поддерживался в надлежащем состоянии с трудом, а в ХХ веке, как и подавляющее большинство русских церквей, и вовсе оказался " упразднён " властями.

http://sobory.ru/article/?object=02978

В фонде ГАПО находится «Ведомость о церкви Иоанновской села под городнаго Краснаго, состоящаго в Соликамском уезде за 1842 год. В этом документе о храме приводятся слудующие сведения: «1-е, начата строением 1715 года тщанием и иждивением посадскаго человека Иоанна Суровцова, кончена Господином Алексеем Феодоровичем Турчаниновым. 2-е, зданием каменная, двух этажная, с таковою же над папертью колокольною, крепка, крыша на оной железная и выкрашена малахитом на масле, а ограды около оной нет. 3-е, престолов в ней два, в верхней… холодной во имя Иоанна Предтечи; в нижней теплой во имя великомученика Иоанна Воинственника». В «Ведомости о приписной Иоанновской церкви, состоящей в Красном селе» за 1848 г. читаем: «Церковь сия построена 1715 года тщанием и иждивением солепромышленника посатскаго человека Иоанна Суровцова, а кончена г. Алексеем Федоровичем Турчаниновым. Зданием каменная двух-этажная с таковою же над папертью колокольною, крепка; ограды около оной нет. Престолов в ней два, в верхней холодной во имя Рождества Иоанна Предтечи, в нижней теплой во имя мученика Иоанна воина. Утварью достаточна. Причта положено было издавна священник, диакон и два причетника, но по малочисленности прихожан были только священник и причетник; штат сей в 1845 году уничтожен, и наличный причт вместе с церковию приписан к Соликамскому собору. Земли при сей церкви ни усадебной, ни пахотной нет, сенные покосы примерно возов на 80 у прежнего причта были, но ныне обще с другими землями г.г. наследников Турчанинова отошли к обществу Соликамских граждан под выгон, которые ими используются, а священноцерковнослужителям собора никакого вознаграждения за сие не производят. Домов для священноцерковнослужителей от господ не устроено. На содержание священно-церковнослужителей до причисления их к собору было положено от г.г. наследников Турчанинова священнику 250 руб. асс. в год, причетнику же положения не было. Ныне жалование сие не производится. Зданий, принадлежащих к сей церкви, нет». В конце Х1Х века при храме Иоанна Предтечи организуется женская община: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) предложение г.

http://sobory.ru/article/?object=16250

Подробнее... Свято-Троицкий Соликамский мужской монастырь [ править править код ] Соликамский Свято-Троицкий мужской монастырь под именем Вознесенского возник около 1589-1591 гг. Основали его посадские люди и уездные крестьяне. Первыми основателями могут считаться Василий Анофриев и Прокопий Моисеев. С 1619 г. в Вознесенском монастыре установлено игуменство. В 1698-1704 гг. деревянная Воздвиженская церковь была заменена на каменную. В 1731-1734 гг. выстроен надвратный храм во имя при. Михаила Малеина с колокольней и с верхним приделом свв. апп. Петра и Павла. В 1764 г. монастырь выведен за штат как маловотчинный. В 1775 г. в него переведен Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь, который в 1793 г. был переведен в г. Пермь. В 1795 г. в г. Соликамск переведен Троицкий монастырь из с. Истобенского Вятской губернии. С этого времени Вознесенская церковь была переименована в Троицкую с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. Надвратная церковь переименована в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с верхним приделом во имя Вознесения Христа. Адрес: Россия, Пермский край, Соликамск, ул. Демьяна Бедного, 25 Телефон: +7 (34253) 76131 ; +7 (909) 1128122 (наместник обители игумен Иннокентий (Деньщиков)) Подробнее... Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь [ править править код ] Женский монастырь изначально основан как община при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви. В 1894 получает статус монастыря. В 1921 монастырь закрыт, монахини выселены. В 1989 году на Красном открыт приход. В 2009 решением Св. Синода приход преобразован в Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Адрес : Россия, Пермский край, Соликамск, Привокзальная улица, 35 Телефон: +7 (34253) 79800 Подробнее... Усольский Спасо-Преображенский женский монастырь [ править править код ] Спасо-Преображенский женский монастырь находится на территории уникального историко-архитектурного ансамбля, расположенного в городе Усолье. История города тесно связана с историей дома крупнейших землевладельцев, предпринимателей и соляных магнатов России, а в последствии знаменитых меценатов, Строгановых. Возник монастырь по инициативе главы Администрации г. Усолья Шехматова Г. П. с благословения архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия в 2000 году. Разместился монастырь в Доме конторы сользаводов. Насельницы монастыря взялись за восстановление полуразрушенной Никольской церкви. Благословившись, отслужили молебен Святителю Николаю в храме без окон и дверей и начали трудиться. Милостью Божьей Пасха Христова 2001 года к величайшей радости насельниц монастыря и жителей округи была встречена в Никольском храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Пермский_край_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010