Костромская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Костромской области [ править править код ] С древних времен Кострома была одним из центров духовной жизни Руси. Здесь на рубе же пятидесятых-шестидесятых годов XIII столетия совершилось явление всероссийски чтимой православной святыни, чудотворной Фео доровской иконы Божией Матери – моленного образа благоверного князя Александра Невского, которым в 1613 году в стенах костромского Ипатьевского монастыря был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов. В XIV веке костромской край, часть Северной Фиваиды, был прославлен молитвенными подвигами и трудами учеников и духовных последователей игумена Земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников аввы Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На костромской земле, среди некогда непроходимых лесов, в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики – преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель костромского Богоявленского монастыря, который был не только учеником, но и близким родственником преподобного Сергия. Всего на костромской земле просияло более 30 угодников Божиих. « Костромская сторона , – как пишет выдающийся костромской церковный историк и краевед XIX века протоиерей Михаил Диев (1794-1866), – с самого начала в ней веры христианской, принадлежала Ростовской епархии – как дело проповеди ростовских архиереев. По кончине государя Всеволода Георгиевича, именуемого Великим Гнездом, Кострома досталась в удел второму сыну его, великому князю Георгию II , и когда Георгий по вражде с братом Константином, ростовским князем, 1213 года испросил себе особого архиерея и основал для своих владений в Суздале от дельную от Ростова епископию, в это время Костромская сторона, как принадлежность великого княжества, от Ростовской епархии вступила в состав Суздальской. Когда же митрополит всея России Максим, 1299 года закрывши свою епископию в Суздале, основал свое местопребывание во Владимире, с той поры Костромская сторона взошла в состав митрополичьей области. Таким образом, Костромская сторона, до самого учреждения в ней епархии, находилась в непосредственном управлении священноначальников земли Русской... »

http://azbyka.ru/palomnik/Костромская_об...

Викторина Сколько тайн Костромской земли сможете разгадать? Пройдите тест! Очень противоречивое место. Область занимает огромную площадь, а живет здесь, по европейским меркам, совсем мало людей. Когда-то здесь было могучее, значимое для России княжество, но оно исчезло без следа. Попробуйте разгадать тайны Костромской земли. Начать викторину Какой монастырь Костромской области называют колыбелью династии Романовых? Покровский Авраамиево-Городецкий Троицкий Ипатьевский Богоявленский-Анастасиин Паисиево-Галичский Успенский Колыбелью династии Романовых называют Троицкий Ипатьевский монастырь. Именно здесь после окончания Смуты в 1613 году встречали Великое посольство шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа. Именно в Ипатьевском монастыре молодому новоизбранному государю вручают грамоты. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Колыбелью династии Романовых называют Троицкий Ипатьевский монастырь. Именно здесь после окончания Смуты в 1613 году встречали Великое посольство шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа. Именно в Ипатьевском монастыре молодому новоизбранному государю вручают грамоты. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Колыбелью династии Романовых называют Троицкий Ипатьевский монастырь. Именно здесь после окончания Смуты в 1613 году встречали Великое посольство шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа. Именно в Ипатьевском монастыре молодому новоизбранному государю вручают грамоты. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Колыбелью династии Романовых называют Троицкий Ипатьевский монастырь. Именно здесь после окончания Смуты в 1613 году встречали Великое посольство шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа. Именно в Ипатьевском монастыре молодому новоизбранному государю вручают грамоты. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/skolko-tajn...

Русское кладбище на острове Лемнос Памяти русских солдат, похороненных на греческом острове Лемнос в 1920 году, моряков, принимавших участие в борьбе за освобождение Греции, а также кубанских и донских казаков, интернированных в 1920-1921 годах после разгрома Белой армии, были посвящены «Русские дни на Лемносе» 24-27 сентября. Они проходят уже восьмой год подряд. В состав российской делегации во главе с губернатором Костромской области Игорем Слюняевым вошли архиепископ Костромской и Галичский Алексий, депутаты Федерального собрания РФ, казаки, бизнесмены, деятели культуры, потомки русских эмигрантов. На остров прибыли также члены инициативной группы и Молодежного православного отряда " Лемнос " , занимающегося восстановлением захоронений. Программа торжественных мероприятий началась с Божественной литургии в Кафедральном соборе города Мирина. Ее совершили митрополит Лемноса Иерофей и архиепископ Костромской и Галичский Алексий. Во время службы митрополит Иерофей обратился с архипастырским словом к греческим верующим и российским гостям, отметив " братскую любовь между греческим и русским народами, основанную на единстве православной веры " . Архиепископ Алексий вручил митрополиту панагию – образ Богоматери, являющийся знаком архиерейского достоинства, и медаль Костромской епархии РПЦ за " большой вклад в служение Церкви Христовой и работу с молодежью " . Митрополит Иерофей помогает работе Молодежного православного отряда " Лемнос " , который занимается восстановлением российских захоронений на острове. Греческий владыка также вручил архиепископу Алексию панагию. Затем состоялась церемония открытия. Сопредседатель инициативной группы по Лемносу, генеральный консул РФ в Салониках Алексей Попов выступая, подчеркнул, что пребывание российской делегации на Лемносе - это не только дань памяти нашим соотечественникам, которые неоднократно бывали на этом острове и всегда боролись вместе с местным населением за независимость Греции. " Эти дни совпадают с 90-летием окончательного отъезда с Лемноса русских беженцев в 1921 году после их годичного пребывания на острове, - сказал Попов. - Память о совместных страницах истории двух народов дает гарантию их успешной жизни сегодня и завтра. Кроме того, каждый раз, когда мы приезжаем сюда, мы стараемся познакомить местных жителей с какими-то элементами русской культуры " .

http://pravoslavie.ru/49217.html

9 декабря 2005 г. Солдаты Победы В юбилейный год 60-летия Великой Победы более 350 ветеранов войны — жителей Костромской области получили благословенные грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Среди удостоенных почетной награды Предстоятеля Русской Православной Церкви были и священнослужители Костромской епархии, прошедшие фронтовыми дорогами: протоиерей Константин Ильчевский и архимандрит Михаил (Беляев). Одним из ветеранов Великой Отечественной войны, принимавших участие в юбилейном параде Победы на Красной площади в Москве 9 мая 2005 года, стал клирик Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора Костромской епархии, почетный гражданин Костромы протоиерей Константин Ильчевский. Будущий пастырь родился в 1924 году в селе Городное Пинской (ныне Брестской) области в Западной Белоруссии, входившей тогда в состав Польши. Семье крестьян Ильчевских довелось в полной мере пережить тяжесть немецкой оккупации; целых полгода через их село проходила линия фронта. В 1942 году, за два дня до своего 18-летия, Константин Ильчевский под сводами Свято-Никольского храма в Городном обвенчался со своей супругой Верой Петровной, ставшей доброй спутницей его жизни почти на шесть десятилетий и матерью пятерых детей. В июле 1944 года советские войска освободили село, а уже 1  августа двадцатилетнего Константина призвали в армию. В декабре он попал на фронт. О своем участии в боевых действиях отец Константин вспоминает так: «С 20 декабря 1944 года я был артиллерийским разведчиком-наблюдателем на Первом Белорусском фронте. Наш полк громил немецкие позиции у реки Вислы в Польше, а после успешного прорыва мы шли по пятам убегавших немцев до реки Одер в Германии. В жарких боях за маленький плацдарм на западном берегу Одера возле деревни Гроснойдорф в мое дежурство наш наблюдательный пункт был обстрелян, и меня легко ранило осколком в лицо. Закрепив свои позиции, мы пробыли на этом месте около трех недель до переброски на такой же плацдарм около города Кюстрин; здесь я 27 марта 1945 года был ранен осколком в бедро и после перевязки доставлен в город Нойдам, в госпиталь. Проводивший операцию хирург подарил мне на память осколок, извлеченный из раны. Затем начались переезды по госпиталям  — в Германии, в Польше и наконец в России. Здесь, на больничной койке в селе Кожла-Сола Марийской республики, я встретил день Победы».

http://e-vestnik.ru/history/soldaty_pobe...

Града Костромы Святыя 368. Преподобный Пахомий игумен Троицкаго монастыря иже нарицается Сыпаново в Нерехотском стану, Костромский чудотворец, преставися в лето 6892 месяца марта в 22 день Основал Сыпанов Троицкий монастырь, в 42 верстах от Костромы, близ Нерехты. Он положил за правило, чтобы в его пустынной обители иноки сами обработывали землю и питались трудами рук своих. Он сам пахал, подавая пример другим. По его правилу, никто не должен был иметь никакой своей собственности в обители. Построив келлии и трапезу для иночествующих, он построил и гостинницу, где по временам сам служил странникам и богомольцам. Среди пустынного уединения подвижник преуспевал в жизни духовной. Знавшие его видели в нем образец добродетелей и с особенною верою просили молитв его. Достигнув глубокой старости и чувствуя близость кончины, Пахомий назначил преемником себе Феодора, который пришел к нему из Рождественского монастыря. Ум. 23 марта 1484 года. Мощи почивают под спудом в храме монастыря его, ныне приходском в селе Сыпанове. Память празднуется 15 мая, в день иноческих именин преп. Пахомия. Житие блаж. Пахомия очень мало распространено в древней Русской письменности, и время написания его Ключевский (стр. 311) относит к концу XVI века. Дельный, внушающий доверие и простой рассказ показывает, что поздний биограф имел под руками надежные источники. В «Иконописном Подлиннике»: «преп. отец наш Пахомий, строитель Сыпанова монастыря Пресвятыя Троицы, иже на Солонице реце, Костромский чудовторец, подобием сед, брада покороче Власиевы, схима на плечах, риза преподобническая» (Филимонов, стр. 62). 369. Преподобный Иаков игумен Предтеченскаго монастыря, иже бысть на Железном Борку, Костромский чудотворец, преставися в лето 6950 Из рода Галичских дворян Амосовых, поселился в 1392 году, в 30 верстах от Галича, в глухом лесу у железных рудников, в уединенной хижине на берегу речки Тензы. Пришедши случайно в Москву, он своими молитвами возвратил к жизни супругу великого князя Василия Дмитриевича, которая страдала трудными родами и была при смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Документы Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» 26.06.2008 11:36 Доклад председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года В своем выступлении на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года  архиепископ Костромской и Галичский Александр рассказывает о деятельности возглавляемого им отдела и о тех мероприятиях, которые проводит Отдел по делам молодежи и связанные с ним молодежные организации. Ваши Преосвященства! Двадцать лет прошло после судьбоносных событий празднования 1000—летия Крещения Руси, знаменовавших благоприятные перемены во взаимоотношениях государства и Русской Православной Церкви. Уже в начале   90—х годов наряду с развитием первых церковных инициатив в области миссионерского и социального служения был создан ряд православных молодежных организаций (братств). В 1991 году в Москве с успехом прошел Съезд православной молодежи, завершившийся образованием Всецерковного православного молодежного движения – самого крупного братства в лоне нашей Церкви. К началу XXI века Русская Православная Церковь  столкнулась с задачей ввести в канонические рамки всё более расширяющуюся активность православной молодежи в различных епархиях. В декабре 2000 года Священный Синод, реализуя определение Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви о совершенствовании миссионерской и духовно-просветительской работы в молодежной среде, образовал Отдел по делам молодежи Московского патриархата. Председателем новообразованного Отдела был утвержден архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев).  За минувшие 8 лет своего существования  Синодальный отдел по делам молодежи неизменно пользовался  деятельной поддержкой и руководствовался  мудрыми наставлениями предстоятеля нашей Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который, обращаясь к подвижникам православного молодежного служения, в частности, говорил:  «Ваш труд нужен обществу, страдающему от безверия и нравственных пороков. Будьте смелее, дерзновенней. Священноначалие всегда поддержит вас  в новых начинаниях, поможет осуществить  новые молодежные инициативы».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Схиигумения Макария (Травина) ЖМП 10 октябрь 2016 /  31 января 2018 г. 15:19 Схиигумения Макария (Травина) Схиигумения Макария (Травина) 25.02.1921–21.06.2016 21 июня мирно почила о Господе старейшая настоятельница женского монастыря в Русской Православной Церкви игумения Макариево-Писемского монастыря Костромской епархии схиигумения Макария (Травина). Схиигумения Макария (в миру Травина Валентина Ивановна) родилась 25 февраля 1921 года в деревне Лобановке Буйского района Костромской области. Детство и юность Валентины Травиной прошли на Костромской земле, вблизи Макариево-Писемского монастыря. Сюда вместе со своими тетушками девочка пешком ходила молиться с ранних лет. Ездили они «поговеть» и в другие дальние и ближние монастыри и в святые места. Еще в школьные годы, придя с тетушками-монахинями к своему духовному отцу архиепископу Варлааму (Ряшенцеву), тогда еще Валентина Травина, услышала от него удивительные слова: «Нас тогда только будут оценивать на небе, когда мы что-нибудь потерпим с тобою со смирением и безропотно. Без страдания и без креста никто не войдет в рай». На долю будущей игумении выпали нелегкие испытания, во многом связанные с происходившими в то время гонениями на Церковь. Но тем не менее матушка вспоминала свою трудную и рабочую молодость как время, когда любые невзгоды были ей по силам и ничто не смогло ожесточить ее сердце. У нее была большая, искренне верующая семья с большим хозяйством и с семерыми детьми, где Валентина была старшей дочерью. Когда же внезапно умерла мама, все младшие дети (самому младшему из которых было полтора года) оказались на попечении Валентины. Вскоре семью раскулачили, отобрали всё хозяйство и увели скот. Окончив семь классов, Валентина пришла к сумароковской монахине Михаиле, которую считали прозорливой старицей. Девочка просила благословения учиться дальше, но получила ответ: «Не учиться; ты будешь хорошая учительница». Возвращаясь от нее, Валентина недоумевала: «Как же это я буду хорошей учительницей, если не буду учиться?» Однако вышло именно так.

http://e-vestnik.ru/obituaries/shiigumen...

Закрыть itemscope itemtype="" > По Ивановской области прошел Крестный ход " Под звездой Богородицы " 02.06.2008 523 Время на чтение 13 минут С 23 по 30 мая по территории Ивановской области проходил всероссийский крестный ход " Под звездой Богородицы " . Данный проект осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексии в ознаменование восстановления единства внутри Поместной Русской Православной Церкви. В июне в Храм Христа Спасителя должны сойтись восемь таких крестных ходов, проходящих по всей России. Участники крестного хода, шедшего по Ивановской области, проделали огромный путь от Якутска. Среди его святынь - иконы Матери Божией " Державная " , " Живоносный источник " и " Партизанская " , икона преподобного Германа Аляскинского с частью его святых мощей, Священное Писание с личными пометками святого царя-страстотерпца Николая II. 23 мая крестный ход " Под звездой Богородицы " был встречен на границе Ивановской и Костромской областей благочинным Приволжского района игуменом Даниилом (Сорокиным) и духовенством благочиния. Затем его участники проследовали в Свято-Никольский женский монастырь города Приволжска. Здесь был совершен торжественный молебен. Крестоходцы познакомились с существующей при монастыре Православной женской гимназией - одним из лучших учебных заведений Иваново-Вознесенской епархии. На следующий день, 24 мая, крестоходцы стали участниками общеепархиальных торжеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, празднику просветителей славян святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые прошли в городе Шуя. Здесь, в Воскресенском соборе епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф совершил Божественную литургию в сослужении благочинных благочиннических округов, настоятелей и наместников монастырей, духовенства Шуйского и Ивановского районов Ивановской области. Всего в богослужении принимало участие около пятидесяти священнослужителей и диаконов. По окончании Божественной литургии по центральным улицам Шуи прошел крестный ход, в котором вместе с ивановцами приняли участие и крестоходцы акции " Под звездой Богородицы " . Крестный ход с иконой святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, специально написанной к празднику иконописцами Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря Иваново-Вознесенской епархии, а так же святынями, пронесенными крестоходцами от Якутска, проследовал на место, где до трагического периода богоборчества размещался Спасский храм города Шуи. По преданию он был основан на месте захоронения русских воинов, павших при героической обороне Шуи от польских захватчиков в 1609 году. Впоследствии здесь размещалось одно из городских кладбищ. Каменное здание храма, а так же колокольни и часовни при нем было построено в 1847 году.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Введение I Глава. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в 1943–1958 гг. § 1. Кризис церковно-государственных отношений в России к 1943 году. § 2. Церковно-государственные отношения в 1943–1958 гг. § 3. Особенности развития внутрицерковной жизни в 1943–1958 гг. Таблица 1 II Глава. Гонения на Церковь в СССР В 1958–1964 гг.: роль в них государства и общества § 1. Усиление антицерковной политики Советского государства в 1958–1961гг. § 2. Реформа приходского управления. Закрытие храмов, как одно из важнейших направлений хрущевской антицерковной политики. Таблица 1. Закрытие храмов в Костромской области в 1961–1964 годах Таблица 2. Закрытие храмов в Ивановской области в 1961–1964 годах Таблица 3. Количество православных церквей, молитвенных домов и священников в некоторых областях РСФСР (на 01.01.1958) Таблица 4. Закрытые храмы Владимирской епархии (на 01.01.1962 г.) § 3. Общественная реакция на антицерковную компанию в России в 1958–1964 гг. Жизнь православного духовенства в этот период. III Глава. Отражение атеистической политики советского государства на внутрицерковной жизни и реакция советского общества на государственный атеизм в 1964–1988 гг. Таблица 1. Количество треб, совершенных в Ивановской, Костромской и Владимирской епархиях в 1960-е годы Таблица 2. Сведения о численном составе духовенства Владимирской епархии в 1962–1984 годах Таблица 3. Сведения о численном составе духовенства Ивановской епархии в 1977–1987 годах § 2. Русская Православная Церковь и религиозные диссиденты в 60–80-е годы ХХ века § 3. Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 года и его роль в изменениях во внутрицерковной жизни. § 4. Общественное сопротивление в России советской атеистической политике. IV Глава. Русская Православная Церковь в постсоветской России § 2.Церковно-государственные отношения в условиях постсоветской России. § 3. Постсоветское общество в России и Русская Православная Церковь § 4. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года – важнейший этап истории Российского Православия. V Глава. Проблемы духовного образования в России в 1943–2000 ГГ. § 1. Православные духовные школы до революции 1917 года и в СССР до 1988 года. Таблица 1. Наличие богословских степеней у духовенства Владимирской епархии в 1970-е годы § 2. Духовное образование в России в 1990–2003 гг. § 3. Особенности становления некоторых провинциальных Российских духовных учебных заведений в 1990–2003 годах. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ильинское. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Богородицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 1730 - 1770. Ссылки:   Адрес: Россия, Костромская область, Нерехтский район, с. Ильинское Координаты: 57.545386, 40.532105 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Смоленской иконы Божией Матери в селе Ильинском (Токмачевых) вполне характерный для Костромской области сельский приходской храм сер.18 в., выдержанный в традициях допетровского зодчества; колокольня характерна для провинциального классицизма, трапезная выполнена в сдержанных формах эклектики. Церковь расположена в восточной части села, посреди бывшего кладбища. Судя по особенности её архитектуры, возведена она была в сер.18 в., колокольня построена, вероятно, в 1-й пол.19 в., а трапезная- во 2-й пол.19 века. В последний период также пробиты (или увеличены) проёмы на южном и северном фасадах храма, переложены и оконные проёмы апсиды. Территорию кладбища окружала каменная ограда (не сохранилась). Композицию самой церкви образуют поперечно вытянутый четверик храма с глухим цилиндрическим барабаном, чуть более узкая и вдвое более низкая апсида, равная ему по ширине и почти квадратная в плане трапезная, а также четырёхъярусная колокольня. Храм завершён четырёхскатной кровлей, апсида - трёхскатной и трапезная - двухскатной. Разные по высоте квадратные в плане ярусы колокольни последовательно убывают по площади вверх. Первый и третий ярусы выделяются своей высотой, между ними помещён низкий глухой ярус. Венчает колокольню возвышающийся над гуськовой кровлей небольшой ярус - резонатор. Церковь эта была закрыта не позже 1930-х годов; со временем были разрушены главка храма, заложены все проёмы (кроме западного входа), утрачено убранство интерьера, впоследствии обрушился и шпиль колокольни. С конца 2000-ых годов в Смоленском храме начались восстановительные работы. По книге: " Памятники архитектуры Костромской области " , выпуск 11, стр. 216-217.

http://sobory.ru/article/?object=13761

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010