Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии ; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриарха, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Серафим (Зализницкий) ; митрополит Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; митрополит Елисей (Иванов) ; митрополит Иосиф (Масленников) ; митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт; митрополит Иоанн (Рощин) ; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома ; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий ; епископ Гурий (Шалимов) ; епископ Раменский Иринарх , председатель Синодального отдела по тюремному служению ; епископ Серпуховской Роман ; епископ Нектарий (Фролов) ; епископ Верейский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай ; епископ Зарайский Константин ; епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Парамон ; епископ Галичский и Макарьевский Алексий ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры ; епископ Игнатий (Григорьев); епископ Озерский Порфирий ; епископ Луховицкий Евфимий , председатель Синодального миссионерского отдела ; епископ Звенигородский Кирилл , ректор Московской духовной академии ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Валерий Бунтеев, секретарь Костромской епархии, настоятель храма святителя Иоанна Златоуста г. Костромы; протоиерей Виталий Шастин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Костромской епархии, настоятель Илиинского храма г. Костромы; протоиерей Игорь Шашков, благочинный 2-го церковного округа Костромской епархии, настоятель храма мчч. Александра и Антонины г. Костромы; иерей Георгий Омельченко, руководитель молодежного отдела Костромской епархии, настоятель храма Воскресения Христова на Дебре г. Костромы; наместники ставропигиальных монастырей, благочинные и духовенство г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/6026568.ht...

Русское кладбище на острове Лемнос Памяти русских солдат, похороненных на греческом острове Лемнос в 1920 году, моряков, принимавших участие в борьбе за освобождение Греции, а также кубанских и донских казаков, интернированных в 1920-1921 годах после разгрома Белой армии, были посвящены «Русские дни на Лемносе» 24-27 сентября. Они проходят уже восьмой год подряд. В состав российской делегации во главе с губернатором Костромской области Игорем Слюняевым вошли архиепископ Костромской и Галичский Алексий, депутаты Федерального собрания РФ, казаки, бизнесмены, деятели культуры, потомки русских эмигрантов. На остров прибыли также члены инициативной группы и Молодежного православного отряда " Лемнос " , занимающегося восстановлением захоронений. Программа торжественных мероприятий началась с Божественной литургии в Кафедральном соборе города Мирина. Ее совершили митрополит Лемноса Иерофей и архиепископ Костромской и Галичский Алексий. Во время службы митрополит Иерофей обратился с архипастырским словом к греческим верующим и российским гостям, отметив " братскую любовь между греческим и русским народами, основанную на единстве православной веры " . Архиепископ Алексий вручил митрополиту панагию – образ Богоматери, являющийся знаком архиерейского достоинства, и медаль Костромской епархии РПЦ за " большой вклад в служение Церкви Христовой и работу с молодежью " . Митрополит Иерофей помогает работе Молодежного православного отряда " Лемнос " , который занимается восстановлением российских захоронений на острове. Греческий владыка также вручил архиепископу Алексию панагию. Затем состоялась церемония открытия. Сопредседатель инициативной группы по Лемносу, генеральный консул РФ в Салониках Алексей Попов выступая, подчеркнул, что пребывание российской делегации на Лемносе - это не только дань памяти нашим соотечественникам, которые неоднократно бывали на этом острове и всегда боролись вместе с местным населением за независимость Греции. " Эти дни совпадают с 90-летием окончательного отъезда с Лемноса русских беженцев в 1921 году после их годичного пребывания на острове, - сказал Попов. - Память о совместных страницах истории двух народов дает гарантию их успешной жизни сегодня и завтра. Кроме того, каждый раз, когда мы приезжаем сюда, мы стараемся познакомить местных жителей с какими-то элементами русской культуры " .

http://pravoslavie.ru/49217.html

Костромская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Костромской области [ править править код ] С древних времен Кострома была одним из центров духовной жизни Руси. Здесь на рубе же пятидесятых-шестидесятых годов XIII столетия совершилось явление всероссийски чтимой православной святыни, чудотворной Фео доровской иконы Божией Матери – моленного образа благоверного князя Александра Невского, которым в 1613 году в стенах костромского Ипатьевского монастыря был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов. В XIV веке костромской край, часть Северной Фиваиды, был прославлен молитвенными подвигами и трудами учеников и духовных последователей игумена Земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников аввы Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На костромской земле, среди некогда непроходимых лесов, в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики – преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель костромского Богоявленского монастыря, который был не только учеником, но и близким родственником преподобного Сергия. Всего на костромской земле просияло более 30 угодников Божиих. « Костромская сторона , – как пишет выдающийся костромской церковный историк и краевед XIX века протоиерей Михаил Диев (1794-1866), – с самого начала в ней веры христианской, принадлежала Ростовской епархии – как дело проповеди ростовских архиереев. По кончине государя Всеволода Георгиевича, именуемого Великим Гнездом, Кострома досталась в удел второму сыну его, великому князю Георгию II , и когда Георгий по вражде с братом Константином, ростовским князем, 1213 года испросил себе особого архиерея и основал для своих владений в Суздале от дельную от Ростова епископию, в это время Костромская сторона, как принадлежность великого княжества, от Ростовской епархии вступила в состав Суздальской. Когда же митрополит всея России Максим, 1299 года закрывши свою епископию в Суздале, основал свое местопребывание во Владимире, с той поры Костромская сторона взошла в состав митрополичьей области. Таким образом, Костромская сторона, до самого учреждения в ней епархии, находилась в непосредственном управлении священноначальников земли Русской... »

http://azbyka.ru/palomnik/Костромская_об...

Гавриил, архиепископ Тверской и Кашинский (Розанов Василий Федорович) Родился 26 января 1781 года в семье священника Костромской губернии. Образование получил в Костромской, а затем в Троицкой лаврской духовных семинариях и по окончании назначен учителем пиитики в Костромской духовной семинарии. 15 октября 1811 года пострижен в монашество и назначен префектом Вологодской духовной семинарии, а 24 октября возведен в сан архимандрита Спасо-Каменного монастыря, С 11 сентября 1814 года – ректор Вологодской духовной семинарии и настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1819 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург и определен законоучителем 1-го кадетского корпуса. С 1820 года – настоятель Ярославского Толгского монастыря и ректор духовной семинарии. 18 сентября 1821 года хиротонисан во епископа Орловского. 22 мая 1828 года переведен в Екате- ринославскую епархию. 31 декабря 1832 года возведен в сан архиепископа. 9 мая 1837 года назначен архиепископом Херсонским и Таврическим. 1 марта 1848 года переведен в Тверь. 15 февраля 1857 года уволен на покой с правом управления Калягиным монастырем. 18 марта 1858 года переведен в Тверской Желтиков монастырь. Скончался 8 сентября 1858 года. Погребен в соборной церкви Желтикова монастыря. О преосвященном Гаврииле высказывались различные мнения. Он активно занимался епархиальными делами. Будучи Херсонским архипастырем, преосвященный Гавриил построил в Одессе архиерейский дом с церковью и несколько новых церквей в городе, открыл семинарию, основал женский Михайловский монастырь с епархиальным женским училищем, успешно вел борьбу с расколом. Он всегда был добрым отцом пасомых, и особенно в годы тяжких испытаний. Во время чумы 1837 года преосвященный принял все меры предосторожности, чтобы избежать распространения заразы. Он призвал народ к покаянию. Сам неоднократно посещал карантины. В ответ на эту деятельность преосвященного Гавриила о нем написано немало теплых строк, из которых делаем выдержку: «Одесский Архангело-Михайловский училищный монастырь – это учреждение есть незабвенный памятник пастырской заботливости о сиротах духовного звания, обыкновенно погрязающих в невежестве и грубости.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Приближается трехсотлетняя, радостная для всей России годовщина царствования Дома Романовых. К этому юбилейному торжеству уже теперь обращены взоры России и Европы. В виду предстоящего столь грандиозного события важно не только воспроизвести самое историческое событие воцарения в Ипатьевском Троицком соборе боярина Михаила Феодоровича, но с возможной полнотой осветить различные относящиеся к нему моменты и детали. В ряду таких очень важное место занимает московский и костромской крестный ход в Ипатиев монастырь 14 марта 1613 года. Однако это историческое событие доселе не имеет для себя целостного археологического эскиза в отношении указания пути следования и особенно вступления в Ипатиеву святую обитель. Предлагаемый историко-археологический экскурс 1 в эту мало исследованную область представляется первым опытом. В смутный период на Руси с 1605 года и особенно в междуцарствие с 1610 до 1613 года все Российское государство претерпевало величайшие бедствия. Россия была внешне разорена злодействами поляков и литовцев, безнаказанно производивших насилия и грабежи в городах и весях, а главное, глубоко потрясены были основы государственной ее жизни как самыми появлениями самозванцев, претендовавших на царский трон, так и усиленными стремлениями утвердить на московском престоле польского королевича Владислава, сына Сигизмунда. Печальное и даже гибельное состояние России обусловливалось или довершалось и гнусными интригами и раздорами среди русских вельмож, из коих оказалось немало изменников отечеству. Для того чтобы спасти русскую народность и православную веру от иноверного ига поляков и утвердить поколебленный разными самозванцами царский трон, собрался в Москве к 12 февраля 1613 года великий земский совет для избрания главы государству – царя православного. Хорошо памятуя указание патриарха Гермогена, земский совет единогласно избрал на царство шестнадцатилетнего Михаила Романова, сына боярина Феодора Никитича, тогда уже митрополита Филарета. В неделю Православия 21 февраля православная Москва уже присягнула единодушно православному царю Михаилу Феодоровичу. Последний, по освобождении своем 26 октября 1612 года из плена, в котором держали его поляки, завладевшие тогда Москвой, сначала проживал в своей костромской вотчине – селе Домнино, но затем для большей безопасности от небезызвестных ему дерзких умыслов поляков вынужден был, одновременно с незабвенным патриотическим подвигом крестьянина Ивана Сусанина, укрыться вместе с матерью своей – инокиней Марфой Ивановной за стенами в Ипатьевском монастыре, вблизи города Костромы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Сергий (Спасский) Скачать epub pdf Сергий, в мире Иоанн Спасский, родился 21 мая 1830 года, в селе Карпове Костромской губернии. Первоначальное школьное образование он получил в Макарьевском духовном училище, куда поступил в 1839 году. С 1844 года он учился в Костромской духовной семинарии, где большое влияние на его умственное развитие оказывал преподаватель той семинарии Ив. Гавр. Соколов, воспитавший в Иоанне Спасском особенную любовь к естественным наукам. По окончании курса в семинарии, Иоанн Спасский, обращавший на себя внимание наставников своими успехами и развитием, в 1849 году был отправлен на казенный счет в Киевскую духовную академию и здесь был одним из лучших студентов. В числе его товарищей по академии был будущий митрополит Сербский Михаил. Уже в бытность свою в академии Иоанн Спасский обратил на себя внимание своими научными работами. Перед окончанием курса им было написано на степень магистра серьезное научное исследование по неразработанной еще в то время Библейской хронологии, под заглавием: «Изследование библейской хронологии», напечатанное Киевской академией в 1857 году на казенный счет. По окончании, в 1853 году, курса в академии со степенью магистра богословия, Иоанн Спасский 9 декабря того же года был назначен преподавателем словесности в свою родную Костромскую семинарию. Впоследствии он там-же исполнял обязанности преподавателя немецкого языка, помощника ректора по профессорской должности и помощника инспектора. Овдовев в 1857 году и поручив воспитание своей дочери родителям покойной жены, Иоанн Спасский в 1858 году принял монашество, будучи пострижен в день «Обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского», 5 июля, в Ипатьевском монастыре, с именем Сергия. 6 июля был рукоположен во иеродиакона, а 13 июля – во иеромонаха. С этого времени он еще более предался своим любимым научным занятиям; вместе с тем со всегдашним усердием исполнял и свои служебные обязанности сначала в той-же Костромской семинарии, а с 8 декабря 1858 года в – Вифанской, куда он был перемещен на должность инспектора, с возложением на него обязанностей преподавателя разных богословских предметов. Здесь он два раза исполнял должность ректора семинарии и здесь же он положил начало составления своей библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Записки о жизни Платона, Митрополита Московского, им самим писанные, и оконченные Самуилом Костромским Епископом Родился 1737 года июня 29 дня, посвящённого празднованию первоверховных апостолов Петра и Павла, при самом восходе солнечном, и в самый тот час, когда отец его, по должности своей причётнической, ударил к утренней службе и, услышав в ту же минуту, что родился ему сей сын, оставив звон, пошёл от радости узреть родившегося. Сие другие услышав, то есть что начался звон и вдруг перестал, удивились, и узнав тому причину, сорадовались обрадованному отцу; а может быть, что-либо из того и заключили. Но, по крайней мере, Пётр (ибо он, яко родившийся в день празднуемых Петра и Павла, Петром, по желанию отцовскому, наименован), а после Платон, что он родился в день великих Церкви учителей и проповедников, что при самом восходе воссиявшего солнца, что при звоне, созывающем всех христиан на службу Божию и что после он удостоился быть и учителем Церкви, и проповедником Евангелия, и пастырем Христова стада, с некоторыми против других отличными обстоятельствами, через всю жизнь свою почитал сие особенно счастливым и благодатным судеб Божиих предзнаменованием. А что при том отец его, услышав о его рождении, оставил звон и пошёл к родившемуся, о сём рассуждая часто, Платон уподоблял таковой случай отроковице Роди, в Деяниях упоминаемой ( Деян. 12:13 ), которая услышав у врат стояща апостола Петра, не отверзла дверей от радости, но притекши в дом, возвестила о прибытии его. Родился же Пётр в селе Чашникове, которое отстоит от Москвы на 40 вёрст, на большой Петербуржской дороге, от отца Георгия, который был тогда в селе том при церкви причётником, а после в другом селе, в Клинском уезде, Глухове, священником и от матери Татьяны. Отец Платона, Георгий был свойства горячего, но простосердечного и откровенного: лести не знающий и отвращающийся оной; также не корыстолюбив; особливо низким образом корысть приобретать почитал себе противным и в других предосудительным. А мать Татьяна, быв благоразумна и рассудительна, была горяча к детям и о добром их воспитании и опрятном содержании весьма пеклась; наипаче, быв сама набожна и благочестива, и детей приобучать богомолью и страху Божию первым долгом почитала.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Важные решения Священного Синода Митрополит Дионисий (Порубай) назначен главой Омской митрополии, митрополит Григорий (Петров) назначен управляющим делами Московской Патриархии, митрополит Тихон (Шевкунов) назначен главой Крымской митрополии 11.10.2023 1716 Время на чтение 12 минут Фото: patriarchia.ru Сегодня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Члены Синода слушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви (журнал 88). Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: с 23 по 24 августа и с 10 по 12 сентября — Санкт-Петербургскую; с 15 по 17 сентября — Петропавловскую; 24 сентября — Костромскую; 1 октября — Новороссийскую. Члены Синода поблагодарили Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную радость молитвенного общения архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Санкт-Петербургской, Петропавловской и Костромской епархий, выразили митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, митрополиту Костромскому и Нерехтскому Ферапонту, архиепископу Петропавловскому и Камчатскому Феодору, епископу Новороссийскому и Геленджикскому Феогносту, а также губернатору города Санкт-Петербурга А.Д. Беглову, губернатору Краснодарского края В.И. Кондратьеву, губернатору Костромской области С.К. Ситникову, губернатору Камчатского края В.В. Солодову — признательность за внимание и теплый прием, оказанные Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшим его лицам. Также члены Синода слушали сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся избрании Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви (журнал 89). 10 августа 2023 года отошел ко Господу митрополит Токийский и всей Японии Даниил. 28 сентября 2023 года в Токио состоялся Собор Японской Автономной Православной Церкви, на котором ее Предстоятелем был избран архиепископ Сендайский Серафим. В тот же день, в соответствии с Томосом об Автономии Японской Православной Церкви (п. 1) и Уставом Русской Православной Церкви (гл. XI, п. 5), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, получив рапорт архиепископа Серафима о принятом на Соборе решении, своим Указом утвердил состоявшееся избрание.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/11/va...

поиск:   разделы   рассылка Александр Петров Преемник нового курса Есть грань, которую Церковь в общении со СМИ переходить не должна, считает новый глава российских старообрядцев Митрополит Корнилий Источник:  НГ-религии 18 октября епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов) был избран главой Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Никто не предполагал, что новым главой Церкви будет человек, совсем недавно рукоположенный в епископский сан. Наиболее вероятным кандидатом в Митрополиты считался архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин), старейший иерарх РПСЦ, исполнявший после смерти владыки Андриана обязанность местоблюстителя Московского митрополичьего престола. В эксклюзивном интервью старообрядческий Митрополит рассказывает корреспонденту " НГР " о своем избрании на церковный престол, роли Старообрядческой Церкви в современном мире и курсе ее дальнейшего развития. – Ваше Высокопреосвященство, были ли вы готовы к тому, что Церковный Собор именно вас изберет Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви? Что вы в первую очередь собираетесь предпринять в качестве главы Церкви? – Как и другие епископы нашей Церкви, я был одним из кандидатов на Московский престол, но по сравнению с другими не имел долговременного опыта святительского служения. Наш старейший архиерей – архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн – в прошлом году отметил 50 лет своего епископского служения, а я был рукоположен в сан епископа лишь весной этого года. Поэтому итог голосования стал для многих, в том числе и для меня, неожиданностью. Подчиняясь воле Собора, я принял избрание меня Митрополитом Московским и всея Руси с надеждой, что Господь; не оставит меня без Своей помощи. Что касается первоочередных дел, то я бы хотел в ближайшем будущем встретиться для знакомства и обсуждения совместных вопросов со своим собратом, Митрополитом Белокриницким Леонтием, главой старообрядцев, проживающих в странах Европы, Америке, Канаде и Австралии, а также лично познакомиться с епархиями и приходами нашей Церкви.

http://religare.ru/2_22741.html

Преемник нового курса РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22741.html 02 ноября 2005 Александр Петров Преемник нового курса Есть грань, которую Церковь в общении со СМИ переходить не должна, считает новый глава российских старообрядцев Митрополит Корнилий Источник:  http://religion.ng.ru/ НГ-религии 18 октября епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов) был избран главой Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Никто не предполагал, что новым главой Церкви будет человек, совсем недавно рукоположенный в епископский сан. Наиболее вероятным кандидатом в Митрополиты считался архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин), старейший иерарх РПСЦ, исполнявший после смерти владыки Андриана обязанность местоблюстителя Московского митрополичьего престола. В эксклюзивном интервью старообрядческий Митрополит рассказывает корреспонденту " НГР " о своем избрании на церковный престол, роли Старообрядческой Церкви в современном мире и курсе ее дальнейшего развития. – Ваше Высокопреосвященство, были ли вы готовы к тому, что Церковный Собор именно вас изберет Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви? Что вы в первую очередь собираетесь предпринять в качестве главы Церкви? – Как и другие епископы нашей Церкви, я был одним из кандидатов на Московский престол, но по сравнению с другими не имел долговременного опыта святительского служения. Наш старейший архиерей – архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн – в прошлом году отметил 50 лет своего епископского служения, а я был рукоположен в сан епископа лишь весной этого года. Поэтому итог голосования стал для многих, в том числе и для меня, неожиданностью. Подчиняясь воле Собора, я принял избрание меня Митрополитом Московским и всея Руси с надеждой, что Господь; не оставит меня без Своей помощи. Что касается первоочередных дел, то я бы хотел в ближайшем будущем встретиться для знакомства и обсуждения совместных вопросов со своим собратом, Митрополитом Белокриницким Леонтием, главой старообрядцев, проживающих в странах Европы, Америке, Канаде и Австралии, а также лично познакомиться с епархиями и приходами нашей Церкви.

http://religare.ru/2_22741_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010