Видовдан: торжество скорби В свое время сербским священнослужителям приходилось искать защиты от произвола местных грабителей у турецкого султана…. 29 июня, 2010 В свое время сербским священнослужителям приходилось искать защиты от произвола местных грабителей у турецкого султана…. — 28 июня сербы отмечают Видовдан — день Косовской битвы — главный национальный сербский праздник. Историк иеромонах Игнатий (Шестаков) рассказал корреспонденту портала «Правмир» о смысле праздника, том, как прошел праздник в этом году и  о современном положении дел в Косово. — Для начала хотелось бы сказать о самом названии — Видовдан. Почему, собственно, Видовдан и что это означает? Действительно для нас это название звучит несколько непонятно и каких-то определенных ассоциаций не вызывает. На самом деле объясняется это довольно просто. 28 июня — это помимо даты Косовской битвы, еще и день памяти святого мученика Вита, пострадавшего при Диоклетиане. По-сербски — Видовдан — буквально день Вита. Подобного рода названия церковных праздников и дней памяти святых характерны для сербской церковной традиции. У сербов есть такие праздники как Йовандан (Собор Иоанна Крестителя), Никольдан (свт.Николая), Митровдан (св.вмч.Димитрия Солунского), Илиндан (пророка Илии), Джурджевдан (вмч.Георгия) и так далее. Видовдан на протяжении веков ассоциируется именно с Косовской битвой , эти два понятия фактически стали синонимами. Они в равной степени встречаются в сербской богословской, философской, исторической литературе, звучат в проповедях. Если говорить о современном значении этого дня, то это одновременно и праздник и день скорби. Скажем день скорби и торжества одновременно. Литургия в Грачанице С одной стороны в этот день в жизни сербского народа произошла величайшая трагедия — поражение в Косовской битве, которое считается отправной точкой, с которой началось утверждение турецкого владычества над Сербией. Как говорят сами сербы «турецкого рабства». (Хотя, конечно, порабощение турками сербских земель было более сложным, постепенным процессом и в основном закончилось только во второй половине XV века.) Поэтому для сербов — день гибели земного «Сербского царства».

http://pravmir.ru/vidovdan-torzhestvo-sk...

Обращение к православным христианам в год 620-й Битвы на Косовом поле. 620 лет тому назад произошло событие, значимое и памятное для всего православного мира. В сердце Сербии, на Косовом поле, произошло грандиозное сражение. Православное войско сербского князя Лазаря выступило в защиту родной земли и святынь христианства против захватнической армии турок-османов. Врагов было больше, и сербские воины сложили головы в неравном бою, переселившись из отечества земного в Отечество Небесное.      Эта битва произошла 28 (15) июня 1389 года – в день памяти Св. мученика Витта («Видовдан»). С тех пор этот день неразрывно связан и с памятью великой битвы и её героев – Св.мученика князя Лазаря, витязи Милоша Обилича и других.      В ту давнюю эпоху войн и сражений было очень много. Мы помним о подвигах христианских воинов на полях сражений Руси, Византии, Болгарии, о победах и поражениях, о горестях и славе. Но день Косовской битвы занимает в этом ряду особое место. Ибо ни в каком другом сражении не проявилась так ярко духовная сила православного воинства.      Да, с военной точки зрения сербское войско потерпело в тот день поражение. Но любая битва, помимо своей чисто внешней стороны имеет и иную. Мы храним предание о чудесных и глубоко символичных событиях, которые предшествовали сражению на Косово и сопровождали его.      Накануне битвы Св. пророк Илия приносит князю Лазарю послание от Богородицы: если Лазарь изберет царство земное, он победит; если сделает выбор в пользу Царствия Небесного - пусть причастит войско перед гибелью, которой не избежать ни ему, ни его витязям... Князь Лазарь обращается с молитвой к Богу:           Милый Боже, как же поступить мне      И к какому прилепиться царству:      Изберу ли Царствие Небесное?      Изберу ли царство земное?      Если ныне выберу я царство,      Выберу я царствие земное,      Краткое есть царствие земное,      Небесное ж Царство будет вечно...           И князь Лазарь, а вместе с ним и всё православное воинство, делает свой выбор - выбор вечного Небесного Царства. Они вступают в сражение с превосходящими силами врага. Казалось бы – зачем? Ведь, как следует из принесенного свыше послания, победить они не смогут – таково попущение Господне… Но для православных людей, осознающих тленность и суетность всех земных побед и царств, такое поражение равносильно великой и славной победе. Победе Духа над плотью, Вечного над временным и суетным.

http://pravoslavie.ru/37572.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Косово сегодня 23.08.2006 422 Время на чтение 7 минут Главное, чтобы Косово не исчезло в сербском сознании - в этом случае вернуть его с Божией помощью не составит большого труда. Артемий, епископ Рашско-Призренский В конце июня - начале июля с.г. на святой и многострадальной сербской земле Косова и Метохии побывала делегация Общества Русско-Сербской дружбы, включая представителей газеты " Дух христианина " . В поездке приняли участие и журналисты российского телевидения, а также депутаты Государственной думы, в том числе вице-спикер Сергей Бабурин. С сербской стороны главным организатором визита стал Координационный центр Республики Сербии по Косову и Метохии, возглавляемый д-ром Сандой Рашкович-Ивич. Общество Русско-Сербской дружбы уже несколько лет активно и плодотворно сотрудничает с данной организацией, имеющей статус специального министерства PC и представляющей на сегодняшний день - вкупе с местными органами самоуправления косовских сербов - главную и практически единственную легитимную властную структуру в оккупированном США и их пособниками южном сербском крае. Настоящий визит стал особенно значимым и волнующим событием, поскольку пришелся на Видовданские торжества, когда вся Сербия - и в первую очередь Косово и Метохия - отмечают величественную и скорбную дату - годовщину знаменитой Косовской битвы. 15(28) июня 1389 г. святой благоверный князь Лазарь со своими витязями преградил путь азиатским завоевателям и навеки покрыл неувядаемой славой сербское имя. " Именно Косово сделало нас великим народом " , - писал уже в XX столетии святитель Николай Сербский, отмечая славянское мужество, неоднократно служившее надежным и прочным щитом всей христианской Европе. Нынешние косовские сербы суть достойные наследники Лазаревой славы. Как и святой благоверный князь-мученик, они свободною волею избирают Царство Небесное вместо " краткого царствия земного " . Как и Лазарь, они приносят свою жертву на алтарь сербской свободы. Одни из них, подобно злодейски умученному иноку Харитону (1960-1999) из монастыря Святых Архангелов под Призреном, смотрят на нас сегодня с новых икон и фресок. Другие - безымянные герои Шар-Планины и отважные защитники моста через Ибар - живут в памяти народной и в новых косовских песнях. Как и легендарные косовские юнаки, они стяжали жизнь вечную, но вместе со всем сонмом витязей Небесной Сербии продолжают оставаться защитниками и заступниками своего земного отечества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

И понятно, почему наша беседа с господином Станимиром Вукичевичем была посвящена одной теме — Косово. Мы говорили о судьбе края, при одном лишь упоминании о котором одинаково болит сердце и у православных сербов, и у православных русских.  Говорили о его прошлом, настоящем и будущем… — Господин Посол, что означает для каждого серба земля Косово и Метохии? — Для каждого серба, не важно, живет ли он на этой территории или за ее пределами, Косово и Метохия являются не просто очень важным в их жизни и сознании краем, это их родина — даже если они родились в другом месте. Эта земля для сербов очень многое значит. Здесь создавалось наше государство, утверждалась его православная вера, развивалась культура народа. Об этом крае сложено огромное количество песен, связанных с его героическим прошлым, написано множество легенд, литературных и музыкальных произведений. Земля Косово и Метохии является особым краем: здесь расположены самые древние и самые ценные сербские храмы и монастыри, такие, как Високи Дечани, Грачаница, Печская Патриархия, Девич монастырь, храм Богородицы Левишской, и многие-многие другие. Большинство из них находится под защитой ЮНЕСКО. Молитвенные традиции этих православных обителей берут свое начало в XIII-XVI веках и не прерываются до наших дней. От этого богатство истории и культуры Косово становится еще более ценным. В духовной деятельности монастырей и храмов, продолжавшейся беспрерывно на протяжении многих столетий, и заключается суть православного наследия и православной культуры нашего народа. Если же сербы будут вынуждены покинуть родные места, если состоится их исход из Косово, то оставленные ими монастыри и храмы будут являть собой лишь памятники архитектуры. Они перестанут жить реальной духовной жизнью. Косово и Метохия — это жизнь сербского народа, его душа, которую невозможно ни разделить, ни отнять. Ничто так не объединяет сербскую нацию, как само Косово. История этого края и героична, и трагична одновременно. В результате Косовской битвы в 1389 году турки завоевали Косово. Из всех сражений Косовская битва имеет наибольшее значение для героического самосознания сербов. Она произошла 28 июня в (день святого Вита, по-сербски это звучит как «видов дан»). Хочу подчеркнуть, что с 1389 года и по сей день было очень много войн на этой территории. Но ни одно столкновение с врагом не оставило о себе такого отпечатка в сердцах и в памяти людей, как Косовская битва. Представьте себе: не радость общей победы, а горечь от понесенного поражения так крепко сплотила наш народ и дала ему силы жить и созидать дальше.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206001...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 От издателя     Предисловие Косовская битва – трагическое и судьбоносное событие в истории сербского народа. Есть ли другой такой народ, живущий на земле, в исторической жизни которого поражение и гибель явились бы в духовном плане победой, живущей и действующей в веках?! По мнению святого Владыки Николая (Велемировича): «Именно Косово сделало сербов великим народом. Оно – наша национальная Голгофа, но в то же время наше национальное воскресение, духовное и нравственное». Владыка Николай множество раз в течение жизни обращался к теме Косова в проповедях и разных публикациях, когда говорил о сербской истории и сербском народе. Особенно значимо его религиозно-философское эссе, опубликованное в 1933 году под названием «Царев завет» и впервые посвященное исключительно святому князю Лазарю, Косовскому Великомученику. В этом толковании Владыка выразил свое понимание того, в чем высший смысл мученической судьбы князя Лазаря и всей Косовской трагедии. Конец XIV века. Огромные силы турок двигаются на Балканы и Европу. Уже не один бой пришлось вести сербам с турецкими войсками, ненадолго задержали они турок. И вот пришел день решающей битвы на Косовом поле. Турецкое войско во много раз превышало числом войско сербское. Накануне битвы предводитель сербов, князь Лазарь, имел небесное видение и был спрошен, какое Царство он изберет: земное или Небесное. Князь выбирает Небесное, вечное. Все войско причащается перед битвой и гибнет. Но в этот день открылись врата Небесной Сербии, тысячи мучеников вошли в них, «Поскольку сербское войско все на Косовом поле полегло – причем добровольно – за истину и правду Божию, то оно и победило», – писал свт. Николай в книге «Косово и Видовдан». Далее – пять веков турецкого рабства. Но завет о выборе Небесного Царства жил в народе. Идут века: XIX – освобождение от турецкого ига, XX – мировые войны, революции и, наконец, XXI – и снова Косово. Как будто опять поражение, но это не так. Жив завет о выборе Небесного Царства. Косово – перспектива, путеводная звезда, и она говорит: «Царство земное – кратко и временно, а Небесное – на веки вечные».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наша свобода не подчиняется их границам Видовдан на Косовом поле 30.06.2022 565 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлены автором Жара невероятная, сложно дышать. Каково же было тем воинам в их доспехах тогда, на Косовом поле. Звон Грачаницы, стая птиц в небе над полем былой битвы, молитва и кресты. Видовдан. День Косовской битвы. Все православные собираются на поле – идут стезями героев прошлых времен. Косово живо и сегодня. Не просто живо – оно сияет тем светом, который светит над этой землей с тех пор, как здесь перед своей мученической и славной кончиной причастились князь Лазарь и его витязи в далеком, но очень близком 1389 году. Видовдан, день памяти святого мученика Вита, самый большой сербский праздник. В этот день на Косово, здесь, на Газиместане, сербский народ сделал свой заветный выбор: Царство Небесное важнее царства земного. Нет серба, который бы не был сегодня в Косово хотя бы в мыслях. По всему краю служится литургия. Патриах Сербский Порфирий и архиереи Сербской Церкви вместе с тысячами людей служат в монастыре Грачаница. Потом служится заупокойная лития по нашим павшим героям – как и всегда. «Видовдан – это наши очи. Святой князь Лазарь – наши уши. Святыни Косово и Метохии – наш разум», – говорит патриарх Порфирий. В Прилепце, месте, где родился князь Лазарь, также служится лития. Народ, остающийся здесь, несмотря на все испытания и унижения, идёт тем же путем, который выбрал святой князь, я думаю. Недавно в оставшихся сербских школах дети писали сочинение на тему «Как я расту». В одном из них читаем: « Постоянные спутники моего взросления – страх и неизвестность. Часто я спрашивал себя, как живут  мои сверстники в Нише, Белграде, Новом Саде. Мне эти города даже снились, очень хотел жить там, в остальной Сербии. А что здесь? Просыпаюсь и понимаю, что живу в селе Грнчар, в Косово и Метохии. Но вместо слез у меня улыбка, а на сердце все-таки радость… Да-да: я в своем доме, над домом мои горы, а над всем этим синее небо – это мой настоящий кров. В этой синеве я живу все 14 лет, и никуда отсюда не уйду, не уеду, как и мои родители. Нет, я никакой не герой, я обычный ребенок, подросток. Но знаю твердо: пока есть мы, православные сербы, будет и Косово».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/30/na...

История этого края насчитывает не одну сотню лет. И все эти годы народ, населяющий этот кусочек святой земли в центре Европы, как мог, защищал своё право на существование, свободу и веру. Сегодня, спустя 600 с лишним лет после великой битвы на Косовом поле, здесь осталось всего пять процентов сербов. Предлагаем вашему вниманию текст программы «Русский взгляд», посвященный Косово. В программе участвовали: Борислав Милошевич, бывший чрезвычайный и полномочный посол Республики Югославия в России Альберт Андиев, доброволец, воевавший в Косово Евгений Баранов, журналист Юрий Поляков, главный редактор «Литературной газеты», писатель Иеродиакон Игнатий Шестаков Над программой работали: Ведущие – Дмитрий Дюжев и Елена Писарева Шеф-редактор – Ольга Любимова Режиссёр-постановщик – Александр Замыслов Редакторы – Анна Буданова и Ксения Лученко ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: «Русский взгляд на проблему Косова» — тема нашей программы сегодня. Я – Дмитрий Дюжев, здравствуйте! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Здравствуйте, я — Лена Писарева! История этого края насчитывает не одну сотню лет. И все эти годы народ, населяющий этот кусочек святой земли в центре Европы, как мог, защищал своё право на существование, свободу и веру. Сегодня, спустя 600 с лишним лет после великой битвы на Косовом поле, здесь осталось всего пять процентов сербов. Из полутора тысяч косовских святынь полностью уничтожено больше 150. В том, как живет этот край и что там происходит, мы и попытаемся разобраться сегодня. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Он считает, что признание независимости в Косове и Метохии недопустимо и неприемлемо для правительства Сербии, каким бы оно ни было. Он уверен, что никто не имеет права распоряжаться краем, где зародилось духовность сербского народа, где по сей день располагается Патриархия Сербской Православной Церкви. В студии программы «Русский взгляд» — бывший чрезвычайный и полномочный посол Республики Югославия в России Борислав Милошевич. Здравствуйте, Борислав! ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ: Господин Милошевич, многие обвиняют в потере Сербии, Косово и Метохии вашего брата Слободана Милошевича .

http://pravmir.ru/russkij-vzglyad-na-pro...

I. Карловецкая митрополия Краткие сведения о переселениях сербов из Старой Сер­бии, Боснии и Герцеговины в пределы Австро-Венгрии и учреждении здесь автокефальной православной славянской церкви Пребывание сербов в пределах Венгрии, еще до по­явления там мадьяр, есть факт, признанный историче­ской наукой 1 в XI и XII в. сербы занимали самые вы­сокие должности в венгерском королевстве. Так, четвер­тым палатином Венгрии (в 1057 г.) был серб Радо; при короле Стефане II (1114–1181 г.) седьмым палати­ном Венгрии был также серб – Иоанн Урош; при Гейзе II (1141–1161 г.) венгерским палатином опять является серб Бела Урошевич. Со времени венгерского короля св. Стефана (997–1038 г.), Венгрия является государством, в котором иностранцам давались разные права и приви­легии для того только, чтобы способствовать заселению стра­ны и поднятию её культурного состояния. Иностранцы, и в том числе сербы, поселялись в Венгрии в течении XI- XIV веков при королях Владиславе I (1077–1095 г.), Стефане II, Гейзе II, Беле IV (1237–1275 г.) и особенно Сигизмунде (1387–1437 г.). При короле Андрее II в 1225 г. поселился в южной Венгрии, около Вершена, игумен афонского монастыря Хиландара – Арсений Богдан, посвящен­ный св. Саввою, и основал там монастырь для православных сербов 2 . После битвы на Косовом поле (1389 г.), решившей судьбу сербского царства, и после взятия Скопии турками (1391 г.) начались усиленное переселение сербов в земли Венгрии. Первое после косовского погрома пере­селение сербов из Турции в пределы венгерского коро­левства совершилось или в конце XIV в. или в начале XV в. при короле Сигизмунде. Местом переселения был избран Ковин (KeVe) в южной Венгрии около Дуная. В 1405 г. Сигизмунд даровал этим переселенцам первую привилегию, дающую им все прерогативы, которыми в те времена пользовались свободные королевские города. Вскоре впрочем, вследствие турецких вторжений, ковин­ские поселенцы были переселены на остров Чепель в место, которое, в память ими покинутого, тоже было наз­вано Сербским Ковином (Racz-KeVe).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В монастыре во имя Вознесения Господня Высокие Дечаны, в сердце Метохии, монашеская жизнь не прерывается с XIV столетия. С момента агрессии НАТО и ввода международных сил на Косово и в Метохию монастырь оказался в полной изоляции, в окружении враждебно настроенного албанского мусульманского населения. Охраняется итальянским подразделением K-FOR. Несмотря на всю сложность сегодняшней ситуации, монахи надеются остаться в обители, уповая на заступничество их святого покровителя и основателя Лавры сербского краля Стефана (†1427), не раз спасавшего свою обитель от захватчиков. Можно вспомнить, как после трагической Косовской битвы (15/28 июня 1389 года) турки, подобно диким волкам, разбежались по всей Сербии, чиня разбои и грабежи. Многие сербы укрывались в лесах и неприступных горных ущельях от бесчинств завоевателей. Многие местные жители приходили в Дечаны. Однажды в обители собралось особенно много людей. Наступила ночь, братия разошлась по кельям, воцарились тишина и покой. Неожиданно у монастырских стен показались турки, они стали с криками стучать в ворота, а затем, сломав их, с дикими воплями ворвались в обитель. Они уже собирались наброситься на беззащитных людей, как вдруг земля затряслась под их ногами, небо озарилось молниями, и раздались грозные раскаты грома. Всем, кто видел это, казалось, что наступает конец света. И турки, и сербы были объяты страхом. Но все стихло столь же внезапно, как и началось. Храм озарился светом. Этот свет залил весь монастырь и его окрестности. Врата храма распахнулись, и в них появился святой краль Стефан, с длинной белой бородой и в золотых одеждах. В правой руке он держал крест, вокруг него стояло множество воинов с копьями. Изумленные и потрясенные чудом сербы и турки от страха пали на землю. Святой краль осенил всех крестным знамением и, обращаясь к туркам, сказал: «Ступайте, грешники, прочь! И оставьте меня, мой народ и мой монастырь в покое!» После этих слов видение исчезло, церковные врата затворились, и сияние прекратилось. Из храма доносилось дивное пение: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его…»

http://pravoslavie.ru/36540.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Рака с мощами прп. кнг. Милицы в мон-ре Любостиня (В монашестве Евгения; ок. 1335 - 11.11.1405, мон-рь Любостиня), прп. (пам. 19 июля), серб. кнг. М. происходила из боковой ветви правящей династии Неманичей , была прапраправнучкой вел. жупана Сербии Вукана , старшего сына серб. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), правнучкой его сына Димитрия (см. Давид , прп.), младшей дочерью кн. Вратко, вельможи при дворе серб. кор. Стефана Уроша IV (с 1346 царь, см. Стефан IV Душан ). О раннем периоде жизни М. ничего не известно, сведения о ней появляются в источниках (Жития кн. Лазаря и Похвальные слова ему, акты, сказание Григория Цамблака о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) Тырновской в Видин и Сербию, житие деспота Стефана Лазаревича) после 1389 г. В нач. 50-х гг. XIV в. она вышла замуж за придворного Стефана Душана Лазаря , принявшего впосл. титул князя, а после смерти Стефана Уроша V (1371) ставшего крупнейшим правителем на серб. землях и имевшего двор в г. Крушевац. Сначала у М. родились 5 дочерей, затем 3 сына - Стефан (см. Стефан Лазаревич ), Добривой (или Добровой; † во младенчестве) и Вук. В воспитании детей ей помогала дальняя родственница мон. Евфимия , впосл. деспот Стефан называл ее своей 2-й матерью. После гибели супруга в битве на Косовом поле (15 июня 1389) М. стала регентшей при малолетнем сыне Стефане до его 16-летия (1393) и решала внутри- и внешнеполитические вопросы. Вскоре после Косовской битвы к княжескому двору в Крушевац прибыли послы тур. султана Баязида I (1389-1402). Сербия признала зависимость от Османской империи и обязалась выставлять войско для участия в османских военных действиях. Наследник серб. трона Стефан и его брат Вук регулярно посещали двор султана, а их сестра Оливера была отправлена в султанский гарем. М. согласилась на эти требования, выдвинув условия, что ее дочь останется христианкой, а Православная Церковь в Сербии не будет подвергаться гонениям. Оливера стала одной из законных жен султана, имела на него влияние и помогала матери и братьям, а после гибели супруга в 1402 г. вернулась в Сербию. Верность Православию и Сербии сохранила и дочь М. Драгана, когда ее муж Александр, сын болг. (тырновского) царя Иоанна Шишмана, в 1393 г. принял ислам и стал тур. пашой.

http://pravenc.ru/text/2563208.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010