Косма Григориатис, просветитель заирского народа В 1960 году будущий священник окончил отделение технического училища им. Эвклида по специальности мастер-электрик. Одновременно он участвовал в работе катехизаторских курсов при Христианском союзе работающей молодежи в Фессалониках. Так постепенно формировалась его личность. В 18-летнем возрасте он впервые захотел обратиться к миссионерской деятельности на лекции тогда еще мирянина, а ныне архиепископа Албанского Анастасия (Яннулатоса). С тех пор началась его переписка с вдохновенным первопроходцем миссионерской работы отцом Хризостомом Папасарандопулосом. В 1962 году юный Иоанн был призван на морской флот, где проходил военную службу в звании мичмана на торпедном катере. В те годы он участвует в работе Миссионерского братства Святого Креста под руководством отца Августина, ныне митрополита Флоринского. По окончанию военной службы с согласия своих родителей Иоанн целых девять лет продолжал жить при братстве Святого Креста в качестве его сотрудника. Все эти годы он вел миссионерскую работу на поприще заведующего типографией. Одновременно Иоанн обучался в вечерней школе города Пирей, которую успешно закончил в 1970 году. Когда отец Августин стал митрополитом Флоринским, Иоанн последовал за ним во Флорину. Там его ждали новые послушания. Он организует бригады студентов-добровольцев для возведения благотворительных учреждений митрополии. По его инициативе начинается строительство поселка для новокрещенных цыган, массовая катехизация и крещение которых были осуществлены отцом Августином. Как мастер он участвовал в строительстве на территории Флоринской митрополии храмов, приходских центров, дома престарелых, детского дома, Дома народных промыслов Македонии. При помощи бригад добровольцев им были возведены гигантские кресты, подобные тому, который возвышается ныне над Флориной на холме высотой 1020 метров. Делом его рук стал и Культурный центр в селе Левки острова Парос, и два подобных ему центра в Афинах. В 1974 году Иоанн получает диплом «Добрый самаритянин» греческого Красного Креста и одновременно поступает в Афинскую высшую духовную семинарию им. Ризариса, готовясь принять священнический сан. Однако, через год он приостанавливает обучение и в возрасте 33 лет уезжает в Заир (ныне республика Конго), сопровождая миссионера отца Амфилохия Цукоса, руководившего тогда миссионерской группой в Колвези. Во время своего четырнадцатимесячного пребывания в Заире, несмотря на полное отсутствие современной техники и квалифицированной рабочей силы, при помощи местного населения ему удалось возвести десять храмов в епархии Самба. По возвращению в Грецию Иоанн продолжил обучение в семинарии и закончил ее в 1977 году.

http://pravoslavie.ru/59580.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН ВАТОПЕДСКИЙ [греч. αμιανς Βατοπεδινς], иером., греч. мелург (нач. 3-й четв. XVII - сер. 1-й четв. XVIII в.). Ссылки на муз. произведения Д. В. и их подборки встречаются во мн. греч. певч. рукописях поствизант. периода, гл. обр. кон. XVII в. и более поздних. В ряде рукописей он назван Дамианом монахом (напр., Анфология. Ath. Xen. 114. Fol. 119v - 144v, 163v-175v, XVIII в.; см.: Στθης. Χειρϒραφα. T. 2. Σ. 30-31), в других - Д. В. (наиболее показательны 2 списка Анфологии Пападики - Анастасиматария Хрисафа Нового: Ath. Philoth. 134. Fol. 117v, 203, кон. XVII в., Ath. Iver. 968. Fol. 177, 492, 495, 1724 г.; Матиматарий - Калофонический Ирмологий. Ath. Doch. 310. Fol. 246v, 2-я пол. XVIII в.; Анфология Пападики. Ath. Xeropot. 313. Fol. 284v - 314, 1794 г.). В некоторых источниках Д. В. назван священником (ερες - Ath. Pantel. 967. Fol. 139v - 155, нач. XVIII в.), чаще в надписаниях распевов упомянут как иеромонах (Анфология Пападики. Ath. Cutl. 449. Fol. 113, 115v, XVII в.; Анфология Пападики - Анастасиматарий. Ath. Pantel. 1016. Fol. 193v, 1728 г.; Анастасиматарий - Анфология Пападики. Ath. Dionys. 578. Fol. 196-200v, 2-я пол. XVIII в.; Анфология Пападики. Ath. Doch. 338. Fol. 207v - 212, 1767 г.; Пападики. Ath. Paul. 132. P. 311, 1774 г.; Анфология Пападики. Ath. Xen. 123. P. 301, 2-я пол. XVIII в., и др.). Его имя есть в алфавитном каталоге антиохийского архидиак. Никифора Кантуниариса Хиосского (Ath. Xeropot. 318, нач. XIX в.) и в «Большом Теоретиконе» Хрисанфа из Мадита (Σ. 35. § 54). В автографах иером. Иверского мон-ря Космы Македонца , мелурга, превосходного писца, ученика Германа , митр. Нов. Патр (о Косме см.: Καραϒκονης. 2003. Σ. 370-374), уточняется, что Д. В. был игуменом: «...другая Честнейшая осмогласная, Дамиана, кафигумена Ватопедского, моего ученика» (Анфология. Ath. Iver. 1052. Fol. 22v, 1680 г.), «Дамиана, проигумена Ватопедского» (Анфология Пападики - Анастасиматарий Хрисафа Нового. Ath. Stauronik. 165. Fol. 305v, посл. четв. XVIII в.; см.: Στθης. Χειρϒραφα. Τ. 3. Σ. 560). Косма неск. раз упоминал в рукописях о том, что Д. В. был его учеником: помимо указанной выше записи в Анфологии 1680 г., в Анастасиматарии Хрисафа Нового 1678 г. (Ath. Pantel. 919. Fol. 98v: «Дамиана, иеромонаха, моего ученика, «Хвалите Господа...», глас 1-й плагальный»), в Анфологии Пападики - Анастасиматарии Хрисафа Нового посл. четв. XVIII в. (Ath. Stauronik. 165. Fol. 193: «...другая Честнейшая осмогласная, Дамиана, иеромонаха Ватопедского, моего ученика, глас 1-й»), в Пападики 1686 г. (Ath. Iver. 970. Fol. 81v, с точно таким же надписанием) и в др. Любовь и уважение, к-рые питал Косма к своему ученику, раскрываются во фразе, приписанной к кратиме Д. В. в том же иверском кодексе: «Прибавление моего Дамиана» (Fol. 185v).

http://pravenc.ru/text/168784.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Матиматарий письма Космы Македонца. 1670 г. (Iver. 991. Fol. 1) [Греч. μθημα], в греч. церковной музыке пространное искусное муз. произведение на текст псалмового стиха, стихиры- самогласна , икосов Акафиста , подобна , кондака , отпустительного тропаря и др. Этот термин употребляется уже в трактате Мануила Хрисафа «О теории искусства пения» (сер. XV в.; см.: Conomos D., ed. The Treatise of Manuel Chrysaphes, the Lampadarios: On the Theory of the Art of Chanting and on Certain Erroneous Views That Some Hold About It. W., 1985. (MMB. CSRM; 2)), а также в трактате иером. Гавриила из монастыря Ксанфопулов (того же периода см.: Hannick C., Wolfram G., ed. Gabriel Hieromonachos: Abhandlung über den Kirchengesang. W., 1985. (MMB. CSRM; 1)). Название этого жанра, вероятно, связано с его сложностью: изучение и последующее исполнение М. требовало определенной подготовки (μθημα, букв.- «урок», «занятие»). Это подтверждает изучение певч. рукописей, в которых М. регулярно предшествуют указания: «внемли» (πρσχες), «фторальное и сложное» (φθορικν κα δσκολον), «очень сложное» (παν δσκολον). Эти произведения, принадлежащие к пападическому мелодическому стилю (весьма искусному, мелизматическому и высокохудожественному), складывались в певч. практике с кон. XIII в. Для жанра М. характерно использование большого количества особо выразительных технических приемов, обогащающих восприятие смысла текстов и способствующих достижению совершенства в искусстве создания мелоса. Для этой цели авторы М. использовали следующие способы. Прежде всего, в М. содержатся пространные мелодические формулы ( тесисы ), к-рые включают продолжительную последовательность простых ритмических долей, что позволяет использовать различные певческие приемы для выражения содержания текста. К этим приемам относится, во-первых, включение восходящих или нисходящих мелодических фраз (περιοχς) - в зависимости от того, какие слова необходимо выделить (напр., восходящие - на словах «небо», «гора», «взываю», нисходящие - на словах «земля», «преисподняя» (καταχθνια), «поклонение»). Во-вторых - использование различных интервальных родов для создания особого эмоционального состояния (θος, ψυχικ κατσταση), также в зависимости от смысла текста. Напр., такие слова и фразы, как «рай», «спасение», «избавление», «радость ангелов» и др., распеты в основном в диатоническом роде, к-рый содержит интервалы, выражающие радостное настроение, в то время как на словах «ад», «смерть», «грех», «горе» и им подобных используются преимущественно интервалы хроматических звукорядов. Кроме того, слова «молю», «спаси», «очисти» распеваются с соответствующими модуляциями (μεταβολς), чтобы придать им бóльшую «жизненность».

http://pravenc.ru/text/матима.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА ФЛАМИАТОС [Греч. Κοσμς Θλαμιτος] (1786 - 23.06 (?). 1852), монах, греч. писатель, проповедник и общественный деятель. Биография Род. в Сами на о-ве Кефалиния в семье священника. Родители назвали сына в честь равноап. Космы Этолийского , одного из выдающихся представителей филокалического возрождения XVIII в., и воспитали его в духе святоотеческой традиции. Подобно равноап. Косме, популярность к-рого на Кефалинии была очень велика, К. Ф. стал странствующим проповедником и ревностным защитником Православия. Получив разностороннее образование, К. Ф. преподавал во мн. кефалинийских учебных заведениях, в частности в Аргостолионе, Асосе, Фараклате, Куркумелате. Просветительскую деятельность К. Ф. сочетал с аскетическим деланием, стараясь жить в миру, как монах. Известность и авторитет К. Ф. зиждились на его многолетней борьбе с брит. администрацией в период протектората Великобритании над Ионическими о-вами (1815-1864). Он выступал против целенаправленных попыток протестантизации населения Кефалинии. В 1836 г., чтобы склонить К. Ф. на свою сторону, брит. власти предложили ему должность преподавателя в Ионической академии на о-ве Керкира. К. Ф. ответил отказом и продолжил антибрит. деятельность, за которую был дважды выслан с Кефалинии: сначала на Китиру, а затем на небольшой о-в Вардиани. В 1838 г. К. Ф. вместе с др. уроженцами Кефалинии свящ. Евсевием Панасом и Константином Типалдосом-Иаковатосом (впосл. митрополит Кефалинийский) вступил в крупнейшее тайное православно-политическое движение, которое в 1839 г. сформировалось в «Филортодоксальное общество» (Θιλορθδοξη Εταιρεα). Во главе этой организации стояли герой греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Никита Стамателопулос (прозванный Никитарас), Г. Каподистрия (брат И. Каподистрии ) и др. влиятельные военные и политические деятели из т. н. русской партии. Движение, в деятельность к-рого активно включился К. Ф., ставило перед собой сразу несколько задач: освобождение Ионических о-вов, Фессалии, Эпира и Македонии от иностранного господства, защиту Церкви от зап. влияний, отмену автокефалии Элладской Православной Церкви и восстановление канонического единства с К-польским Патриархатом, возведение на греч. трон правосл. короля. Участники «Филортодоксального общества» были обвинены в подрывной антигос. деятельности и организации заговора. Многие его члены были преданы суду и приговорены к различным срокам тюремного заключения.

http://pravenc.ru/text/2458841.html

Иконография, посвященная бессребреникам Фрагмент статьи из т. 5 «Православной энциклопедии». Москва, 2002 г. Б. изображаются в хитонах и гиматиях (одно из ранних изображений - мозаика купола ц. вмч. Георгия в Фессалонике V в., где представлены мученики Косма и Дамиан в длинных светлых одеяниях, в позах орантов на фоне архитектуры), иногда с лентой, похожей на орарь (вмч. Пантелеимон, каменная резная икона, XII в. (Музей истории искусств в Вене), святые Косма и Дамиан - ц. св. Иоанна Предтечи в Задаре (Хорватия), нач. XIII в.), со специфическим медицинским атрибутом - красной сумкой у пояса (ап. Лука - катакомбы Комодиллы, VII в.; святые Косма и Дамиан - ц. святых Космы и Дамиана в Риме, 526-530, и на миниатюре из Минология Василия II (Vat. Gr. 1613, 976-1025 гг.- сумка в Божественной деснице)), в руках, как правило, держат завершающиеся иногда крестиком кисточку, лжицу или палочку для елея, или хирургические инструменты, футляр для сосуда с маслом или ларец (святые Кир, Пантелеимон, Косма и Дамиан - ц. Санта-Мария Антиква в Риме, VIII в.). Б. могут изображаться как мученики с крестом в руке (св. Диомид - Пала д " Оро, XI в. (Собор Сан-Марко в Венеции)), или с венцом (святые Косма и Дамиан держат венцы в руках - ц. святых Космы и Дамиана в Риме; Христос венчает святых Б.- ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.), или со свитком в руке. В священнических одеждах с Евангелием в руках изображаются: сщмч. Ермолай Никомидийский (Пала д " Оро, фрески Каппадокии: Киличлер-килисе, X в., Саклы-килисе, XI в.), прп. Сампсон Странноприимец (лицевая минея, XI в., ГИМ. Gr. 9), сщмч. Мокий (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320). На иконах и в монументальных росписях Б. часто представлены попарно или группами: Косма и Дамиан; Косма, Дамиан и Пантелеимон (Санта-Мария Антиква (Рим), капелла Драгутина 1282-1283 (Сербия)); икона Б. с мц. Феодотией и на поле иконы свт. Николая, XII в. (мон-рь вмц.

http://sedmitza.ru/text/736370.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изображения Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии в переводе LXX: «                            (греч. Μεγλης βουλς γγελος - Ангел (провозвестник) Великого Совета)                      » (Ис 9. 5-6, в нумерации LXX). Именование Иисуса Христа А. В. С. в святоотеческой экзегезе связывается с текстом Кол 1. 26-28 и Еф 3. 6-12: «Велика Совета Ангел - Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам» ( Василий Великий, свт. Т. 2. С. 258), Возвестивший людям тайну домостроительства спасения. Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Текст 9-й гл. Книги пророка Исаии входит в цикл 15 библейских песен . В палестинском Часослове, являющемся основой служб суточного круга как в Студийском, так и в используемом ныне Иерусалимском уставе, эта песнь - составная часть великого повечерия (Часослов. С. 181-184), к-рое поется, в частности, накануне праздников, раскрывающих догмат Боговоплощения - Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Христова и Богоявления. Кроме того, в последованиях Царских часов и вечерни Рождества Христова текст Ис 9. 5-6 является одной из паримий (Минея (СТ). Декабрь. Л. 203об., 210об.-211; см. Желтов. С. 87-89). Образы пророчества также используются в гимнографии - напр., в ирмосе 5-й песни канона прп. Космы Маиумского на Рождество Христово «                        » (Минея (СТ). Декабрь. Л. 215об.), седальне 7-го гласа воскресной утрени по 2-м стихословии «        » (Октоих. Т. 2. С. 331). Помимо мессианского пророчества Исаии существуют 2 иконографических источника, повлиявших на сложение этого изобразительного типа: образ Господа Иисуса Христа в виде ангела (композиции «София Премудрость Божия» , «Троица Ветхозаветная» ) и традиция иллюстрировать те места Слова на св.

http://pravenc.ru/text/Ангел Великого ...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВФИМИЙ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евфимий II (ок. 834 - 917 ), патриарх Константинопольский (907 - 912), святитель Память 5 августа (Греч. ) Родился около 834 года в Селевкии Исаврийской , родственник св. Григория Декаполита . В ранней юности принял монашеский постриг на Олимпе Вифинском , затем подвизался в одном из монастырей близ Константинополя. Во время конфликта имп. Василия I Македонянина с его старшим сыном Львом оказал поддержку последнему, предсказав ему благополучное наследование престола (не исключено тождество Евфимия с одноименным монахом, порицаемым за дерзость в одном из писем патриарха Фотия ). Вскоре после воцарения (886) Лев VI сделал своего духовного наставника Евфимия, в то время игумена одного из пригородных монастырей, членом синклита и патриаршим синкеллом; для него был построен монастырь в Псамафии (район Константинополя близ Золотых ворот) с соборным храмом во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (освящен 6 мая 890). В качестве советника императора Евфимий противостоял всесильным временщикам, таким как василеопатор (отец императора, высший титул) Стилиан Зауца или паракимомен (главный спальничий) Самона. Зная о желании не имевшего наследников Льва вступить в новый брак с Зоей, дочерью Стилиана, Евфимий воспрепятствовал добровольному уходу в монастырь первой супруги Льва, Феофании , а после ее кончины отказался благословить второй брак императора, за что был сослан в монастырь Диомида (ок. 897/8). Через два года после смерти Стилиана Зауцы и Зои Лев VI примирился с Евфимием, вновь сделав его своим ближайшим советником. На Пасху 901 года Евфимий удалился в подаренный ему Агафов монастырь (τ Αγαθο) на Босфоре, он был недоволен тем, что в праздничные дни устроили торжественные похороны скончавшейся во время родов третьей жены Льва VI Евдокии. Примирение Евфимия с императором произошло после неудачного покушения на Льва в храме св. Мокия ( 903 ). В 906 году синкелл стал восприемником при крещении долгожданного наследника престола Константина VII Багрянородного .

http://drevo-info.ru/articles/13677232.h...

(ок. 834, Селевкия Исаврийская - 4/5.08.917, Агафов мон-рь, близ К-поля), свт. (пам. 5 авг.), патриарх К-польский (февр. 907 - 15 мая 912), родственник св. Григория Декаполита . В ранней юности принял монашеский постриг на Олимпе Вифинском, затем подвизался в одном из мон-рей близ К-поля. Во время конфликта имп. Василия I Македонянина с его старшим сыном Львом (буд. имп. Лев VI Мудрый ) оказал поддержку последнему, предсказав ему благополучное наследование престола (не исключено тождество Е. с одноименным монахом, порицаемым за дерзость в одном из писем патриарха Фотия - PG. 102. Col. 885-888). Вскоре после воцарения (886) Лев VI сделал своего духовного наставника Е., в то время игумена одного из пригородных монастырей, членом синклита и патриаршим синкеллом ; для него был построен мон-рь в Псамафии (район К-поля близ Золотых ворот) с соборным храмом во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (освящен 6 мая 890). В качестве советника императора Е. противостоял всесильным временщикам, таким как василеопатор (отец императора, высший титул) Стилиан Зауца или паракимомен (главный спальничий) Самона. Зная о желании не имевшего наследников Льва вступить в новый брак с Зоей, дочерью Стилиана, Е. воспрепятствовал добровольному уходу в монастырь 1-й супруги Льва, св. Феофано , а после ее кончины отказался благословить 2-й брак императора, за что был сослан в монастырь Диомида (ок. 897/8). Через 2 года после смерти Стилиана Зауцы и Зои Лев VI примирился с Е., вновь сделав его своим ближайшим советником. На Пасху 901 г. Е. удалился в подаренный ему Агафов монастырь (τ Αϒαθο) на Босфоре, он был недоволен тем, что в праздничные дни устроили торжественные похороны скончавшейся во время родов 3-й жены Льва VI Евдокии. Примирение Е. с императором произошло после неудачного покушения на Льва в храме св. Мокия (903). В 906 г. синкелл стал восприемником при крещении долгожданного наследника престола Константина VII Багрянородного. Через год в обстановке церковно-политического кризиса, вызванного 4-м браком Льва VI, заключенным c Зоей Карвонопсиной, патриарх Николай I Мистик, обвиненный в сговоре с мятежником Андроником Дукой, был вынужден отречься от престола. Уступая просьбам императора, Е. согласился занять Патриарший престол, но лишь после того, как Собор с участием посланцев папы и вост. патриархов разрешил возобновить церковное общение Льва VI после его покаяния и после того, как принял отречение Николая Мистика.

http://pravenc.ru/text/187723.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ РЕДЕСТСКИЙ [греч. Γεργιος Ραιδεστινς] (1-я пол. XVII в.), греч. мелург. Происходил из г. Родосто (ныне Текирдаг, Турция, см. Редест ). Ученик еп. Мелхиседека Редестского. Лампадарий (ок. 1616 - ок. 1629), а затем протопсалт (ок. 1629-1638) Великой ц. в К-поле. Как известно из рукописной традиции (Ivir. 970, 1686 г.- ркп. иером. Космы Македонца ; Xeropot. 307, 1767 и 1770 гг., и др.), учеником Г. Р. был протопсалт Хрисаф Новый . Г. Р., вероятно, составил мелос пападического стиля для стихир воскресных служб Октоиха (см., напр., Анастасиматарий - Xeropot. 259, сер. XVII в.), служб периодов Великого поста и Пятидесятницы (Триодь-Пентикостарий - Xeropot. 284, сер. XVII в.), Господских и Богородичных праздников и памятей особо чтимых святых (Анфологион Стихираря - Xeropot. 322, 1685 г.). Из воскресных стихир с его именем сохранились варианты догматиков 1-го, 4-го гласов, 1-го и 4-го плагальных гласов (Athen. Merlier. 2, 1658 г.). Данному этапу развития греч. мелоса соответствует особая разновидность нотации - «украшенная» (καλλωπιστικν εδος - см., напр., Стихирарь - Karakal. 220, сер. XVII в.), по мнению Г. Статиса , появившаяся в XVII в. незадолго до Хрисафа Нового и, по-видимому, изобретенная Г. Р. (см.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 7, 48-49, 161; Τ. 3. Σ. 424). Из авторских версий Г. Р. в рукописях часто встречаются большие пасапноарии (стихи перед чтением Евангелия на утрене; Пс 148. 1, 2; 150. 1) на гласы 3-й, 2-й плагальный и βαρς (Ivir. 970; Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в.; Athen. Merlier. 12, 1730-1750 гг.; Ivir. 987, после 1731 г.; БАН. РАИК. 42, сер. XVIII в.; РНБ. Греч. 132, посл. треть XVIII в.; 711, кон. XVIII в.; Lesb. Leim. 8, кон. XVIII в., и др.). Версии пасапноариев на 2-й и 4-й плагальные гласы были впосл. украшены Германом , митр. Нов. Патр (Ivir. 951, 2-я пол. XVII в.- автограф; РНБ. Греч. 237, посл. четв. XVII в.; Xeropot. 317, нач. XVIII в.; Doch. 332, 1760 и 1764 гг.; Cutl. 446, 1757 г.).

http://pravenc.ru/text/164425.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ [Греч. Νεκτριος] (1406 (?) - 1500), прп. Битольский (Афонский, Карейский) (пам. греч. 5 дек., пам. в РПЦ в Соборе Афонских преподобных). Источником сведений о жизни подвижника служит Житие (BHG, N 1325), изданное в сборнике, составленном прп. Никодимом Святогорцем,- «Νον Εκλγιον» (Σ. 347-350); Ф. Алькен приводит еще одно Житие, сохранившееся в афонской рукописи XVII в. (BHG, 1325d), однако предполагает, что это один и тот же текст. Согласно источникам, Н., вероятно болгарин по национальности, род. в месте, называемом Манастыр (ныне г. Битола , Республика Македония), в крещении назван Николаем. Когда он был младенцем, Пресв. Богородица чудесным образом избавила от плена и гибели его семью. Турки надвигались на эту область, не щадя христиан, грабя и убивая их. Они были уже на подступах к Битоле (это название (Μπτολα) уже упом. в тексте Жития, видимо составленного неск. позже кончины преподобного). В это время мать Николая спала на гумне, уставшая от тяжелой крестьянской работы; ей явилась Божия Матерь и велела немедля с мужем и со всеми детьми уходить в др. местность. Проснувшись, женщина тотчас исполнила наказ Пресв. Богородицы. Семья скрывалась в соседней местности до тех пор, пока турки не оставили разоренную Битолу. Отец буд. подвижника был уже в довольно преклонном возрасте. С согласия жены он взял Николая и др. сына и удалился в находящийся поблизости мон-рь бессребреников Космы и Дамиана, где принял постриг с именем Пахомий. По его усердию в добродетели он стал свидетелем чуда: однажды, в день памяти св. бессребреников (в данном случае - 1 июля), когда местные крестьяне приносили в мон-рь фрукты и др. угощения, выяснилось, что одна из монастырских бочек с вином опустела и прежде чем заполнить ее вновь, нужно ее вымыть изнутри. На это послушание отправился Пахомий с сыновьями. Но когда они попытались сдвинуть бочку, то увидели, что она полна до краев превосходным вином.

http://pravenc.ru/text/Нектарий ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010