Афанасий Зоитакис Глава IV. Традиционное просветительство и греческое освободительное движение 4.1. Восприятие народными массами деятельности традиционных просветителей. Последующее влияние традиционализма Прежде чем продолжить разговор о характере учения и просветительской деятельности традиционалистов (на сей раз в отношении их взглядов на перспективы антитурецкого восстания), мы должны определить, насколько соответствует истине устоявшаяся точка зрения, подчёркивающая их большое влияние на народные массы. В случае если его можно оценить как существенное, это даст нам возможность порассуждать на тему их роли в подготовке революции. Как мы уже установили в предыдущих главах нашего исследования, коливады Никодим Святогорец , Афанасий Паросский и Макарий Нотарас были не только писателями, но и востребованными современниками учителями и проповедниками. Однако устные проповеди коливадов не сохранились, недостаточно данных и об их контактах с народом, поэтому основным источником, характеризующим их влияние, станут их письменные сочинения. В свою очередь, проповеди и пророчества Космы Этолийского , его непосредственные контакты с народом во время миссионерских путешествий не только позволяют проследить влияние традиционной идеологии на разные социальные слои и группы, но и являются неоценимым источником по численному составу аудитории православных просветителей и востребованности идеологии, носителями которой все они были. О размахе деятельности Космы Этолийского свидетельствуют современники, многочисленные народные предания, вещественные источники. Его биограф ведёт речь о «более чем четырёхстах тысячах» розданных им косынок и платков, а также «чёток и крестиков более пятисот тысяч» 690 . Всё это было им куплено на пожертвования богатых людей, что говорит о влиянии его учения на разные социальные слои. Его первый биограф указывает на более чем четыре тысячи купелей, купленных на средства богатых дарителей по просьбе проповедника. Несмотря на то что наибольшая популярность Космы Этолийского была среди простого народа, а некоторые крупные землевладельцы открыто выступили против проповедника, многие влиятельные, знатные и образованные люди того времени почитали святого и признавали влияние его проповеди 691 . Али-паша Янинский испытывал глубокое уважение к деятельности проповедника, а самого его почитал за великого праведника и одну из самых выдающихся личностей своей эпохи. Они были лично знакомы, и паша всегда покровительствовал Косме Этолийскому , оказывая всестороннюю поддержку его просветительской деятельности 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Афанасий Зоитакис Характеристика источников Всю совокупность источников можно разделить на несколько групп: творческое наследие Космы Этолийского (пророчества, поучения, письма), совокупность произведений Никодима Святогорца , наконец, воспоминания современников и другие свидетельства, проливающие свет на деятельность двух святых и отражающие их взгляды. Однако, для более полного раскрытия темы нашего исследования, мы сочли необходимым привлечь ряд дополнительных материалов. Прежде всего, это документы, позволяющие дать характеристику двум крупнейшим направлениям новогреческой общественной мысли конца восемнадцатого века – православного традиционализма и новогреческого Просвещения в целом. Также источники по греческой истории накануне национально-освободительной революции. Помимо освещения исторической обстановки в целом, они позволили полнее раскрыть образ рассматриваемых в нашем исследовании персоналий и осветить место их взглядов в общественной мысли Новой Греции. Следует особо отметить, что в исследовании использованы ненарративные: устные и вещественные источники. Также впервые вводятся в научный оборот архивные источники, найденные нами в библиотеках афонских монастырей и других архивных хранилищах. Творческое наследие Космы Этолийского достаточно обширно. Можно выделить три группы документов, авторство которых приписывается святому Косме и которые в той или иной степени отражают его учение и общественную деятельность: поучения (проповеди), письма и пророчества. Так как эти источники различаются по типу и по степени достоверности, следует рассмотреть их в отдельности. Однако общим подходом к их анализу будет установление их авторства и хронологии, а также характеристика языка, структуры, достоверности и происхождения. Для донесения своих идей до народа Косма Этолийский использовал поучения, которые произносились им при большом скоплении народа в различных населённых пунктах. Помимо текстов восьми поучений, до нашего времени сохранились несколько притч (небольших текстов дидактического характера) и отдельных отрывков. Они тесно связаны с поучениями как тематически, так и структурно, и, соответственно, будут рассмотрены в этом разделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА ФЛАМИАТОС [Греч. Κοσμς Θλαμιτος] (1786 - 23.06 (?). 1852), монах, греч. писатель, проповедник и общественный деятель. Биография Род. в Сами на о-ве Кефалиния в семье священника. Родители назвали сына в честь равноап. Космы Этолийского , одного из выдающихся представителей филокалического возрождения XVIII в., и воспитали его в духе святоотеческой традиции. Подобно равноап. Косме, популярность к-рого на Кефалинии была очень велика, К. Ф. стал странствующим проповедником и ревностным защитником Православия. Получив разностороннее образование, К. Ф. преподавал во мн. кефалинийских учебных заведениях, в частности в Аргостолионе, Асосе, Фараклате, Куркумелате. Просветительскую деятельность К. Ф. сочетал с аскетическим деланием, стараясь жить в миру, как монах. Известность и авторитет К. Ф. зиждились на его многолетней борьбе с брит. администрацией в период протектората Великобритании над Ионическими о-вами (1815-1864). Он выступал против целенаправленных попыток протестантизации населения Кефалинии. В 1836 г., чтобы склонить К. Ф. на свою сторону, брит. власти предложили ему должность преподавателя в Ионической академии на о-ве Керкира. К. Ф. ответил отказом и продолжил антибрит. деятельность, за которую был дважды выслан с Кефалинии: сначала на Китиру, а затем на небольшой о-в Вардиани. В 1838 г. К. Ф. вместе с др. уроженцами Кефалинии свящ. Евсевием Панасом и Константином Типалдосом-Иаковатосом (впосл. митрополит Кефалинийский) вступил в крупнейшее тайное православно-политическое движение, которое в 1839 г. сформировалось в «Филортодоксальное общество» (Θιλορθδοξη Εταιρεα). Во главе этой организации стояли герой греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Никита Стамателопулос (прозванный Никитарас), Г. Каподистрия (брат И. Каподистрии ) и др. влиятельные военные и политические деятели из т. н. русской партии. Движение, в деятельность к-рого активно включился К. Ф., ставило перед собой сразу несколько задач: освобождение Ионических о-вов, Фессалии, Эпира и Македонии от иностранного господства, защиту Церкви от зап. влияний, отмену автокефалии Элладской Православной Церкви и восстановление канонического единства с К-польским Патриархатом, возведение на греч. трон правосл. короля. Участники «Филортодоксального общества» были обвинены в подрывной антигос. деятельности и организации заговора. Многие его члены были преданы суду и приговорены к различным срокам тюремного заключения.

http://pravenc.ru/text/2458841.html

Притчи К поучениям Космы Этолийско­го по своему содержанию можно отне­сти и притчи. Речь идёт о шести дос­таточно больших самостоятельных текстах дидактического характера, в каждом из которых Святой объяс­няет своим слушателям важные исти­ны Православия. Неизвестно, выделились ли эти притчи из поучений постепенно или изначально были опубликованы как самостоятельные тексты. Второй ва­риант кажется более вероятным, ведь ни одна из притч мы не встречается в основном тексте поучений. Авторство этих притч не вызывает у учёных никаких сомнений: все они принадлежат Косме Этолийскому . Притча 1 Некий купец, прозванный безрассудным, тор­говал сорок-пятьдесят лет, но никогда не извлекал какой-либо прибыли. Однажды он нашёл посреди дороги мешок. Открыв его, он обнаружил фальшивые монеты и жемчужи­ны, а также один алмаз. Взяв мешок с сокровищами, он поспешил к меняле, чтобы выяснить, настоящие ли они. Посмотрев на них, меняла сказал, что все они, за исключением алмаза, фальшивые. Но торговец не по­верил ему, забрал сокровища и пошёл к другому ме­няле, которые также подтвердил, что все деньги нена­стоящие и фальшивые и только один алмаз представ­ляет большую ценность. Расстроился торговец, взял алмаз и мешок с «сокровищами» и ушёл восвояси. По дороге он встретил слепого и решил проверить, какова сила найденного алмаза. И о чудо! – едва он дотронулся им до глаз слепца, тотчас они открылись и незрячий прозрел. Возликовал тогда купец. Продол­жив свой путь, он встретил некоего глухонемого че­ловека – едва он его коснулся, тот стал слышать и на­чал говорить. Встретил расслабленного, который ис­целился с его первым прикосновением. Прикоснулся к бедному, и тот стал богатым. Коснулся стари­ка, и тот стал молодым и здоровым! Приложил алмаз к мёртвому, и он тотчас воскрес. При виде таких чудес сердце купца исполнилось радостью, он взял мешок с деньгами и бросил их в море, и, оставив себе один только алмаз, вернулся домой. Приближался час смерти торговца, он позвал всех своих близких и сказал им: я, чада мои, сорок-пятьдесят лет был торговцем, но никакой особой вы­годы извлечь не смог. Но нашёл мешок, в котором среди фальшивых золотых дукатов, грошей и жем­чужин был один настоящий алмаз, сила которого была такова, что он даже мёртвых воскрешал, бед­ных обогащал, открывал глаза слепым, глухим давал возможность слышать и исцелял все болезни. Те­перь, когда я умираю, я не могу вам оставить в на­следство ничего другого, кроме этого алмаза. Но и вам, благородные, следует найти способ, как его со­хранить, чтобы он остался пригодным; его нельзя ставить где попало.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Содержание От издательства Косма Этолийский – пророк Новой Греции Вступление Православие в условиях иноземного владычества (XVIII в.) Краткое жизнеописание «Поучения» Космы Этолийского как исторический документ 1.Как проходили проповеди 2. Структура и состав проповедей 3. История записи и распространения «Поучений» 4. Подлинность 5. История публикации 6. Влияние поучений Космы Этолийского на его слушателей «Слова» Космы Этолийского Слово первое (1) Слово второе (1) Слово третье Слово четвертое Слово пятое Слово первое (2) Слово второе (2) Притчи Притча 1 Притча 2 Притча 3 Притча 4 Притча 5 Притча 6 Фрагменты поучений Святого Космы Фрагмент 1 Фрагмент 2 Фрагмент 3 Фрагмент 4     От издательства Долгое время имя равноапостольного Космы Это­лийского было незаслуженно забыто в России. Си­туация начала меняться только в последнее вре­мя. В 2005–2008 годах увидели свет сразу несколь­ко посвящённых ему публикаций. Вот уже третью книгу о Святом выпускает и наш Издательский Дом. Наконец, 20 марта 2008 года по благословению Свя­тейшего Патриарха Алексия II равноапостольный Косма был внесён в месяцеслов Русской Православ­ной Церкви. «Слова» 1 Космы Этолийского переводились на мно­гие иностранные языки и неоднократно издавались многомиллионными тиражами. Но на русском язы­ке они публикуются впервые. Некоторые книги и проповеди не переживают своего времени и представляют интерес только в кон­тексте своей эпохи. Не таковы «Поучения» Космы Этолийского . Сегодня они не менее актуальны, чем два столетия назад. В XVIII в. боговдохновенные слова Святого изменили жизнь целого народа, сегодня они востребованы уже во многих уголках земного шара. Выдающиеся церковные и общественные деяте­ли, православные святые и афонские старцы – все отдают должное Косме Этолийскому . Никодим Свя­тогорец, старец Паисий, Амфилохий Радович … Име­на тех, кто писал и говорил о святом Косме, можно перечислять бесконечно. Маститые учёные и негра­мотные крестьяне, патриархи и военачальники вы­веряли и до сих пор выверяют свою жизнь по его проповедям.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Житие Космы Этолийского (ВИДЕО) Икона из монастыря Филофей Афон Житие Космы Этолийского (Фелофеитиса, как его называют на Афоне, то есть из монастыря Филофей) 6 сентября (24 августа по старому стилю) Житие Космы Этолийского составлено на портале - Святая Гора . Фильм содержит уникальные съемки 70-х годов. О прп. Косме рассказывают старички, которые знали его по рассказам! Им самим тода было по 100 и более лет. Показаны места, где он жил, учился, быт и народные песни.     Косма родился в Греции в 1714 году в семье ткачей. Он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище у таких известнейших в то время учителей, как Николай Царцулия (из Мезовы) и Евгений Булгарис (впоследствии, в 1775-1779 годах, архиепископ Екатеринославский и Херсонский). Оставшись на Афоне в Филофеевской на Святой Гор е обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха. Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=23&iid=7...

Сортировать по Исключить новости Лекция состоится в рамках цикла «Восточно-Христианская письменность и литература». 23 января. ПРАВМИР. С лекцией об истории Православной Церкви в Греции выступит доцент кафедры истории Церкви (исторический факультет МГУ) Афанасий Зоитакис. По сообщению портала AgionOros.ru , на встрече будет рассказано о роли Православной Церкви на Балканах после падения Константинополя, равноапостольном Косме Этолийском, преподобном Никодиме Святогорце, преподобном Афанасии Паросском, а также православных традиционалистах и национально-освободительном движении. «Лекция состоится в рамках цикла «Восточно-Христианская письменность и литература», организованного Греческим культурным центром, во вторник 27 января 2015 г. в 18:30, в Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» (ул. Арбат, д. 33)», — пишет издание. Вход свободный. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 20 апреля, 2022 14 декабря, 2018 12 декабря, 2018 14 сентября, 2018 6 августа, 2018 17 мая, 2018 3 мая, 2018 29 января, 2018 3 января, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/v-moskve-sostoitsya-pu...

Сортировать по Исключить новости В Лектории «Правмира» Афанасий Зоитакис расскажет о святом Косме Этолийском Святой оставил уникальные, поразительные по точности пророчества о будущем человечества. 5 февраля, 2015 Святой оставил уникальные, поразительные по точности пророчества о будущем человечества. 9 февраля в лектории «Правмира» состоится лекция историка Афанасия Зоитакиса «Равноапостольный Косма Этолийский (житие, пророчества, учение, иконография и народное почитание)». Имя священномученика равноапостольного Космы Этолийского мало известно в России. Между тем, масштаб этого святого поистине вселенский. Недаром Церковь почитает его в равноапостольном чине. По божественному призванию он вышел в мир с проповедью к народам порабощенных турками Балкан, открывал школы, проповедовал Евангелие, укреплял народное единство. Кроме того, святой оставил уникальные, поразительные по точности пророчества о будущем человечества. Он по праву считается великим пророком нового времени. Афанасий Георгиевич Зоитакис — кандидат исторических наук, в 2004 г. окончил Исторический факультет МГУ по кафедре Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки. В 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец» (научный руководитель – доц. О.Е.Петрунина). Участник международных научных и церковных конференций. Область научных интересов – история Церкви, история Греции и Балкан, новая и новейшая история, история монашества и монастырей, православный традиционализм, исихазм, старчество. Дата и время начала мероприятия: 9 февраля , 19.00 Место проведения: Культурный центр «Покровские ворота», Москва, ул. Покровка, д. 27, стр. 1. ( на карте ).Телефон для справок +7-495-223-58-10 www.dbiblio.org . Вход платный. Цена билета 170 р. Билеты можно приобрести при входе.  Доступны абонементы на полгода (цена 1000 рублей). Просветительский лекторий портала «Правмир» работает с зимы 2014-го года. За это время прочитано более 20-ти лекций. Среди лекторов – преподаватели духовных и светских вузов, учёные и популяризаторы науки. Видеозаписи и тексты всех лекций публикуются на  сайте .

http://pravmir.ru/v-lektorii-pravmira-af...

Во время греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. руководители антитур. восстания в Наусе (19 февр. 1822) Лазос Рамаданис, Димитриос Сиунгарас и Цамис Каратасос устроили штаб в К.-П., за что впосл. турки разрушили мон-рь. Игум. Герасим, помогавший повстанцам, был повешен на площади Оролойиу в Верии. После подавления восстания в Наусе турки конфисковали имущество мн. греков, в т. ч. игум. Герасима, из чего следует, что обитель была идиоритмической (братии позволялось иметь частную собственность). Сохранившиеся реликвии К.-П. были переданы в собор прп. Антония Веррийского в Верии (частицы мощей св. бессребреников Космы и Дамиана, сщмч. Харалампия, свт. Иоанна Златоуста, икона Божией Матери «Одигитрия» XVI в.). В 1832 г. игум. Косме удалось вернуть мон-рю часть владений (2 водяные мельницы, 12 виноградников, здание в Верии и поля у сел. Ликовица). Ставший игуменом в 1833 г. Виссарион возродил в обители монашескую жизнь. В 1844 г. был заложен новый кафоликон (монастырский собор). Однако мон-рь не достиг прежнего процветания, его братия оставалась немногочисленной. В 1931 г. земельные владения К.-П. были переданы гос-вом греч. беженцам из М. Азии. После 1932 г. оставшимся без насельников мон-рем управляли миряне (гл. обр. из семьи Котуласов). В 1947 г. монастырский комплекс был передан швейц. благотворительной организации для устройства приюта «Кали-Панагия» для сирот и детей из бедных семей. В 1950 г. приют перешел в ведение Королевского учреждения социального обеспечения, были открыты начальная и техническая школы. В 1986 г. приют был закрыт. В 1995 г. по инициативе митр. Пантелеимона (Калпакидиса) в К.-П. был учрежден муж. киновиальный мон-рь. Отреставрированы кафоликон (3-нефная базилика с хорами в зап. части храма), построены кельи, архондарик, трапезная, поварня и хозяйственные помещения. К северу от кафоликона возведено многоэтажное здание с залом заседаний, музеем, иконописной и швейной мастерскими; на верхнем этаже устроен парекклисион равноап. Космы Этолийского. Здания приюта были приспособлены для проживания паломников и размещения детских лагерей. В 2000 г. архиеп. Афинский Христодул освятил монастырский комплекс.

http://pravenc.ru/text/1319987.html

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Иоакима Итакийского 13 Св. Иоаким родился в 1786 г. на о. Итака, родители его были благочестивыми людьми. Однако Иоаким отдалился от семьи, потому что мачеха стала упрекать его в пренебрежении домашними обязанностями ради посещения храма. Некоторое время он работал на судне отца, а затем нанялся юнгой на торговый корабль и тяжелым трудом зарабатывал себе на хлеб, не забывая при этом молитву и пост. Однажды их судно пристало к берегу близ Горы Афон. Семнадцатилетний Иоаким побывал в Ватопедском монастыре и тут же, вопреки воле капитана, решил просить, чтобы его приняли в обитель. Проявив безукоризненное послушание, святой вскоре был пострижен в монахи. Через некоторое время он принял великую схиму, и вскоре ему была доверена должность монастырского эконома, в которой он оставался двадцать лет. Часто встречаясь с простыми людьми, задавленными турецким гнетом, гибнущими от духовной жажды, он убедился, что в такую пору как никогда должно сочетать любовь к Господу с милосердием к ближним. Во время греческой революции 1821–1829 гг. и вызванных ею жестоких репрессий Иоаким, подобно св. Косме Этолийскому авг.], устраивал огласительные беседы, дабы утешать народ и поддерживать в нем национальный и христианский дух. Устроившись на корабль матросом, он развозил съестные припасы и этим спас множество семей с Ионических островов. Однажды ночью, когда его судно бросило якорь у берегов Пелопоннеса, он внезапно услышал выстрелы и крики женщин и детей, бегущих от турецкого отряда. С молитвой на устах Иоаким пристал к берегу и под градом пуль принял беглецов на борт, так что никто при этом не пострадал. Когда же был восстановлен мир, святой удалился на Итаку, чтобы там пребывать в безмолвии, продолжая одаривать людей милосердием, но не оставляя при этом монашеского образа жизни. Пять лет он провел, лишенный самого необходимого, живя в лесной чаще и посвятив себя исключительно молитве. Так Иоаким достиг высокой степени в созерцании славы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010