Пугорка, урочище. Церковь Спаса Преображения. Бывший Спасо-Преображенский Даниило-Шужегорский монастырь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Монастырь основан в XVI в. Сохранившееся каменное здание построено в 1755 году. После секуляризации монастыря в 1764 г. стало называться Спасопреображенской Шужгорской приходской церковью. По легенде, мощи основателя пустыни прп.Даниила находятся в ней под спудом. На 1865 год в Шужгорском приходе насчитывалось 45 дворов. Последнее упоминание о церкви как о действующей относится к 1916 году. В первые годы советской власти приход был ликвидирован, а на месте монастыря планировалось создать санаторий. В настоящее время ур. Пугорка - глухое необитаемое место вдали от жилья, проехать к церкви сможет не всякий внедорожник. Спасопреображенская Шужгорская церковь. Белозерский уезд, Погорельская волость, погост Спас-Шужгора (Попова) – Белозерский район, Енинское с/п, урочище Пугорка. Церковь каменная, с каменной колокольней, построена в 1755 году «тщанием прихожан». В церкви под спудом мощи преподобного Даниила Шужгорского. Престолы: Преображения Господня – главный; Преподобного Даниила Шужгорского Чудотворца; Преподобного Даниила Столпника. Одна приписная часовня – деревянная, покрыта тёсом, в д. Лилигумзь. Шужгорский Данилов упраздненный мужеский монастырь Новгородской Епархии находился в Белозерском уезде на Шужгорской горе, от Белозерска к югу в 45, от Новагорода в 500 верстах; построен он Пр.Даниилом Шужгорским, котораго и мощи почивают тамо под спудом в церкви за правым крылосом. Преподобный сей был родом из стран Московских, а постриженец Корнилиева Комельскаго монастыря. По штатам 1764 года монастырь сей обращен в приходскую церковь, и известен ныне под именем села Спасскаго на Шужгоре. Ныне на месте сем одна только церковь каменная во имя Преображения Господня с приделом Даниила Столпника; при ней священник с причетниками. Приходских дворов 39, земли 436 десятин.

http://sobory.ru/article/?object=19288

Состоялась встреча главы Архангельской митрополии с учеными Северного Арктического федерального университета 28 февраля 2021 г. 15:46 26 февраля 2021 года митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий  встретился с представителями Северного Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова и межрегионального общественного Ломоносовского фонда. Участниками беседы в Архангельском епархиальном управлении стали член-корреспондент Российской академии наук Иван Болотов, доктор исторических наук Андрей Репневский, доктор философских наук Анна Соловьева, доктор культурологии Людмила Попова, кандидат исторических наук Роман Болдырев, кандидат исторических наук Павел Журавлев и кандидат философских наук Сергей Звягин. Андрей Репневский и Роман Болдырев представили митрополиту Корнилию результаты работы по созданию в Архангельской области учебно-методического комплекса «История Архангельского Севера с древнейших времен и до наших дней». Архипастырь отметил, что историки, сохраняющие для будущих поколений подлинную память о прошлом, выполняют очень важную миссию. По словам владыки Корнилия, народ, не знающий своей истории, не может иметь будущего, поэтому государственные усилия, направленные на поддержку объективного изучения истории и сохранение исторической памяти, очень важны. «Как говорится в книге Екклесиаста, всему свое время, и время каждой вещи под небом — время разбрасывать камни, и время собирать камни. Если в советское время изучение отечественной истории было затруднено, то сегодня время собирать камни, время обратиться к своим подлинным началам, изучить свои корни и все лучшее из наследия поколений передать нашей молодежи. От нас зависит, справимся ли мы с этой задачей, и за это будет спрашивать нас Господь», — сказал глава Архангельской митрополии . Также в ходе встречи владыке Корнилию рассказали о деятельности Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения РАН в части изучения и сохранения историко-культурного наследия Русского Севера. Кроме того, речь шла о деятельности межрегионального Ломоносовского фонда. «Архангельская епархия открыта для сотрудничества с общественной организацией по многим направлениям, мы готовы поддерживать реализацию значимых для Русского Севера проектов», — отметил секретарь епархии протоиерей Валерий Суворов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Медведевская (Жеребцова Гора, Подпорожье). Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1900 Карта и ближайшие объекты Подпорожский приход (1896 г.) Подпорожский приход, расположенный ниже «Порога» на реке Онеге, в 25 верстах от её устья, состоит из 7 селений, находящихся по обоим берегам реки, а именно: на левом берегу Гора Жеребцова с приходскими в ней храмами, Лахтинская и Медведевская «Средний Двор» - в 0,5 версты от приходских храмов, Наумовская (Потайболье) – в 2-х верстах ниже по течению, Грибановская (Грибаниха) – в 2-х верстах выше по течению; на левом берегу – Амосовская (Камениха), напротив приходских храмов и Софроновская ( Машелиха ) – в 2-х верстах. Жителей в них к 1896 году состояло 549 м.п. и 683 ж.п. В последних 5–ти деревнях – часовни. Расстояние от прихода до Архангельска – 248 вёрст, до Онеги – 15 вёрст, до ближайшего, Порожского прихода – 9 вёрст. Время образования прихода неизвестно, но несомненно то, что он древний; со времени устроения Крёстнаго монастыря он был в его ближайшем ведении. Первый из известных храмов прихода – во Имя Св.Троицы с приделами: Богоявленским, Никольским и в честь Параскевы Пятницы устроен и освящён по грамотам Новгородских митрополитов Питирима и Корнилия. Храм этот сгорел в 1724 г. По просьбе прихожан во главе «с Троицким попом Подпорожской волости Евстратием Алексеевым и церковным старостою Распутиным», указом Св. Синода от 1725 г. на имя наместника Крестнаго монастыря, Иеромонаха Сергия, предписано позаботится о постройке на прежнем погорелом месте новой деревянной церкви во имя Св. Троицы «с единым престолом, а четырёх приделов не строить». Эта церковь, существующая поныне (1896 г.), по благословению Преосвященнаго Феодосия, архиеписк. Великоновгородскаго и Великолуцкаго, была освящена 16 мая 1727 г. С течением времени к ней был пристроен тёплый Богоявленский придел. Вместо сгоревших приделов: Никольского и Параскевичского, в период с 1745 (по М. Красовскому, заложена в 1741 г.) по 1757 гг. устроена была отдельная церковь, существующая до настоящего времени (1896 г. и на 2004 г.) и именуемая ныне Владимирскою. Церковь заложили по благословению архиеписк. Новгородскаго Стефана, по просьбе церк. старосты Фёдора Андреевича Амосова и Степана Алексеевича Попова, из которых последний, по воспоминаниям старожилов, выделил средства на постройку. Освящена была церковь 23 октября 1757 г. по благословению того же Владыки и на имя архимандрита Крестнаго монастыря Адриана.

http://sobory.ru/article/?object=15241

Митрополит Архангельский Корнилий возглавил молебное пение на месте явления над Архангельском Божией Матери 4 августа 2023 г. 10:08 3 августа 2023 года митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий  возглавил молебное пение в память о явлении над Архангельском Пресвятой Богородицы. Богослужение прошло у поклонного креста на перекрестке улицы Свободы и Новгородского проспекта. Именно над этим местом в 1919 году явилась Божия Матерь. Архипастырю сослужили клирики епархии, песнопения исполнило трио певчих архиерейского хора (регент Татьяна Горшкова). По окончании богослужения митрополит Корнилий обратился к участникам молебного пения со словом назидания . Чудесное событие произошло 3 августа 1919 года накануне эвакуации из столицы Поморья добровольческих войск Антанты. Семеро детей от 10 до 14 лет — Галина и Ольга Зеленины; Эмилия, Валентина и Виктор Перешневы; Сергей Попов и Юлия Киселева, — находясь возле дома 135 по Новгородскому проспекту, увидели на небе Божию Матерь. Царица Небесная простирала обе руки вперед ладонями вниз и покрывала город, на коленях Ее сидел Богомладенец Иисус Христос. Явление продолжалось около получаса, затем Богомладенец осенил крестным знамением город и народ, после чего видение постепенно исчезло. Потрясенные дети рассказали об этом родителям, а затем и настоятелю Воскресенского храма протоиерею Михаилу Попову. Священник передал их рассказ епископу Павлу (Павловскому). Владыка написал: «Милость Божия и заступление Божией Матери да будет с нами и над градом нашим». Само событие тщательно расследовали, 4 сентября провели объединенное собрание епархиального и миссионерского советов и составили «Акт о явлении в небе Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом, бывшем в Архангельске 3 августа 1919 года» с подробным описанием видения со слов очевидцев. Известие об этом чуде напечатали в «Архангельских епархиальных ведомостях». 21 февраля 1920 года Архангельск заняли части Красной армии, а в июле того же года возбудили уголовное дело в отношении протоиерея Михаила Попова и детей, бывших свидетелями явления Богоматери. Член «преступной группировки» священник Михаил Попов обвинялся в том, что «состряпал чудо»: подговорил детей утверждать, будто они видели Богородицу, благословляющую белогвардейские войска. Решением выездной комиссии ВЧК от 31 января 1921 года отец Михаил был осужден на три года лишения свободы . Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Приступая к своей работе, посвященной истории служб русским святым, иеромонах Герман опирался на книгу А. В. Попова , посвященную истории акафистов, напечатанных в России, которая вышла в Казани в 1903 г. 15 Книга Попова – это первый опыт описания истории всех акафистов, опубликованных к началу XX в. Новаторство этой работы заключалось в том, что Попов решил в научных целях воспользоваться особенностями синодальной бюрократии. Как известно, к церковному употреблению или же к печати новые богослужебные тексты утверждал Синод. А поскольку Синод был бюрократической структурой, утверждение (или неутверждение) богослужебного текста сопровождалось перепиской, благодаря которой историк может многое узнать: здесь может содержаться имя автора текста (не всегда), имя архиерея, представившего этот текст Синоду, замечания рецензентов и ответы на них, имена цензоров и их реакцию на текст и т. д. Таким образом, Синодальный архив и архивы духовно-цензурных комитетов содержат почти исчерпывающую информацию об истории богослужебных текстов. Книга Попова продемонстрировала продуктивность выработанного метода. Было очевидно, что на материалах Синодального архива можно исследовать историю не только акафистов, но и отдельных служб, молебных чинов, молитв «на случай» и т. д. И иеромонах Герман на основе этой методологии пишет историю служб русским святым. На преемственность указывает сам автор. Свою диссертацию он начинает словами, что «в 1903 русская богословская наука обогатилась оригинальным и выдающимся по своей материи сочинением» Попова. II В основной части книги иеромонаха Германа содержится очерк создания, редактирования, получения цензурного разрешения и разрешения к богослужебному использованию практически всех служб русским святым, составленным в XVIII – начале XX в. Для того чтобы представить себе, как устроены разделы диссертации, перескажем кратко информацию о службе преподобным Сергию и Герману Валаамским. До 1817 г. службы прп. Сергию и Герману Валаамским не было. В 1817 г. игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Иннокентий (Моруев) передал митрополиту Петербургскому Амвросию (Подобедову) рукописную службу, составленную настоятелем Коневского монастыря архимандритом Иларионом (Кирилловым). В донесении митрополита Амвросия указывалось, что текст был проверен ректором СПбДС архимандритом Иннокентием (Смирновым) , который нашел его годным к церковному употреблению. Синод утвердил службу и приказал напечатать ее за счет монастыря тиражом 600 экз. В службе имеется ряд заимствований из других служб, например, 1-й тропарь и 2-я стихира «на Господи воззвах» заимствованы из службы преподобному Корнилию Палеостровскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

– Ой-ё-ё-ё… – подивился молодой эвенк. – И помогает вам Бог ваш? – Помогает тем, кто любит Бога и людей. – Однако, и эвенкам бы вашего Бога… – Тогда надо креститься во Христа, – сказал монах и пояснил смысл таинства крещения. Долго ли, коротко ли, но вначале восемнадцатого века жители Ангинской слободы возвели Божий Дом – на высоком холме красовалась деревянная церковь в честь святого пророка Ильи, которую в народе звали Ильинская. Около церкви – рубленные кельи здешних монахов, кои спасались и вымаливали у Христа Бога спасения православным христианам, здравствующим и почившим. Возведя церковь, слобожане срубили бревенчатые избы и славно зажили в тёплом жилье; трудились, не ленились: пасли лошадей и коров, косили сено на зиму, пахали землю, сеяли жито, иные кормились с ружья либо ловили рыбу в Анге. И Богу усердно молились… В середине восемнадцатого века монах Корнилий и ангинские крестьяне срубили другую деревянную церковь, опять же во святую память Ильи-пророка. А через полвека крестьянские сыны – славные братья Ольхоновы и Воробьевы – сложили Ильинскую церковь из камня, избрав холм за ручьём, впадающим в Ангу. Каменная церковь, обильная старинными иконами, вышла трехпрестольной: тёплый придел (справа) – в честь Ильи Пророка; центральный – в честь Пресвятой Троицы; левый придел – во имя Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев, позже переименнованый в предел в честь первосвятителя Иннокентия, Иркутского чудотворца. Старая же деревянная церковь обратилась в богадельню – добрый приют для одиноких стариков и старух; и при богадельне той в 1832 году жили десять бездомных старушек. Жили старушки на подаяния добрых людей. Раннее детство Вани Попова Свято храня правду событий, вообразим и сочиним лишь некие картины, дабы живо виделось житие грядущего святителя в селе Ангинском. В селении том, Богом избранном, жили священники Поповы, коих в старину звали : попы; а посему фамилия Поповы, видимо, и родилась из разговора: – Чьи дети в церкви поют? – Поповы… Из сего древнего рода священников, прослуживших более ста сорока лет в Ангинской слободе Верхоленского уезда Иркутской губернии и вышел Евсевий Иоаннович Попов, пономарь Ильинской церкви. Оговоримся: Поповы служили Богу равно диаконами и пономарями. А жил Евсевий Иоаннович с богоданной женой Фёклой Савишной рядом с церковью, в деревенской избе, по соседству с избой отца Иоанна Иоанновича Попова.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/14/...

24 октября 1904 года с благословения и разрешения Епископа Орловского и Севского Кириона (Садзагелова) храм был освящён в честь и память Преображения Господня архиманритом Свенского монастыря Анатолием в сослужении протоирея Владимира Попова, благочинного священника Иакова Соломина, местного священника Иакова Миловидова и иеромонаха Свенского монастыря Корнилия. В 1905 году по распоряжению Епархиального начальства от 14 января 1905 года) на новый каменный храм были перевешены колокола со стоящего рядом старинного деревянного Спасо-Гробовского храма (снесён в 1925 году). С западной стороны обоих храмов была устроена каменная ограда с железной решёткой, такими же воротами и двумя калитками. С восточной стороны ограда сделана деревянная с каменными столбами. С южной и частью с западной и восточной стороны устроено деревянное ограждение как обоих храмов, так и причтовой усадебной земли, на которой осенью было посажено до трёхсот плодовых деревьев. Все эти работы проведены на средства церковного старосты купца Павла Семёновича Могилевцева. 18 июня 1917 года храм посетил Епископ Елецкий, викарий Орловской Епархии Амвросий, оставивший в его летописи такую запись: " Какой чудный сей храм! Особенно понравился мне иконостас. Честь и слава и благословение жертвователям и устроителям! " Павел Семёнович Могилевцев завещал родному храму 10 тысяч рублей на поминовение его после смерти. С уходом его из жизни неизменным членом церковно-приходского совета храма в честь Преображения Господня была его вдова Зинаида Фёдоровна. В 1929 году церковь была закрыта для Богослужений на долгое время - до 1992 года. Доподлинно известные имена священнослужителей, состоявших в штате Спасо-Гробовского храма до его закрытия, внесены в синодик и в настоящее время поминаются в алтаре во время Богослужения. С 1930 года в здании храма размещался клуб для рабочих механического завода Внешний вид храма был обезображен: барабан с шатром и все купола разобраны. Позже, когда здесь располагались судебно-медицинская экспертиза и морг, внутреннее пространство было разделено перекрытиями на три этажа, площадь их разделена перегородками на кабинеты, пробиты новые окна и допущены другие искажения архитектурного облика храма. С третьего этажа поднималась лестница под самый купол, к смотровой площадке, предназначенной для обозрения через окна окрестностей города.

http://sobory.ru/article/?object=00660

4 апр. 1956 г. принял схиму с именем Лазарь, в честь св. прав. Лазаря Четверодневного. Отпевание совершил Ивановский и Кинешемский архиеп. Венедикт (Поляков) . Погребен на Ярославском кладбище на Туговой горе. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 37. Дело архиеп. Ярославского и Ростовского Дмитрия (Градусова Владимира Валериановича). Л. 42; ГА Рязанской обл. Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 1090. Л. 5; Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 1801. Л. 6; Архив канцелярии Рязанского ЕУ. Борисоглебский кафедр. собор. Б/н; Архив ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4: Личное дело архиеп. Ярославского и Ростовского Димитрия (Градусова); Личный архив архим. Авеля (Македонова), в схиме Серафима; Личный архив иером. Романа (Сизова), настоятеля Скорбященского храма г. Рязани. Соч.: Справочник по пенитенциарной части (для губ. правлений). Ярославль, 1910; Церковь Родине//Правда о религии в России. [М.], 1942. С. 188-190; Восточные патриархи молятся за наших воинов//Там же. С. 277-278; Жребий св. Кукши//ЖМП. 1944. 3. С. 31-32; День св. Афанасия: (Памяти патриарха Сергия)//Там же. 6. С. 45-46; «Утоли моя печали»: Слово, произнесенное 7 февр., в день празднования иконы Б. М., за службой в Николо-Кузнецкой ц. г. Москвы//Там же. 1945. 3. С. 19-20; Отображение Павлово-Тимофеевской дружбы: К избранию Свят. Патриарха Алексия//Там же. 3. С. 25-26; Гордость Рязани - митр. Стефан Яворский//Там же. 1946. С. 45-53; Послания Свят. Патриарха Сергия//Патриарх Сергий и его духовное наследие. [М.], 1947. С. 77-91; Христос Воскресе!//ЖМП. 1947. 4. С. 21. Лит.: Хороший почин//Известия. 29 июля 1941; Осуждение изменников вере и Отечеству//ЖМП. 1943. 1. С. 16; Деяния Собора Преосвященных Архиереев РПЦ 8 сент. 1943 г.//Там же. С. 17-18; Акт о восстановлении обновленческого еп. Корнилия (Попова)//Там же. 4. С. 10-11; Корреспонденции с мест//Там же. 1944. 3. С. 45-46; Назначение на архиерейские кафедры: Еп. Ульяновский Димитрий (Градусов) назначен еп. Рязанским и Шацким//Там же.

http://pravenc.ru/text/178153.html

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/16 Существовавшая ранее церковь Петра и Павла в селе Петровском. Каменная Петропавловская церковь построена в селе Петровском в 1692 г. О ней встречается первое сведение в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа: «в нынешнем 1693 г., ноября в 1 день, по указу св. патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, велено: новопостроенной церкви св. апостолов Петра и Павла в вотчине боярина Льва Кирилловича Нарышкина, в селе Петровском, на попа с причетники дани положить: с дворов попова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, с вотчинникова, с 15 крестьянских, с церковной земли с пашни с 10 четвертей в поле, с сенных покосов с 10 копен, по указной статье, 18 алтын, заезда гривна, и по тому окладу данные деньги в нынешнем 1693 г. взять и о взятье тех денег послать указ старосте поповскому. Марта в 19 день те деньги на нынешний 1693 год платил той церкви поп Федор Корнилиев». За последующие 1694-1740 гг. в приходных книгах казенного приказа Петропавловская церковь писалась под Селецкою десятиною «в вотчине боярина Льва Кирилловича Нарышкина, в селе Петровском». Церковной дани платилось с 1712 г. 31 алтын 2 деньги. Село Петровское в 1585 г. было пустошью Семчино, принадлежавшею князю Александру Ивановичу Шуйскому. В писцовых книгах 1623 – 24 гг. Московского уезда, Манатьина, Быкова и Коровина стана, написано: «за князем Иваном Ивановичем Шуйским в вотчине, что преж сего было за братом его родным за князем Александром Ивановичем Шуйским, деревня Семчина, а в ней двор вотчинников, живут деловые люди, двор крестьянский и двор бобыльский, людей в них 3 чел.». После князя И. И. Шуйского вотчина его отдана в 1639 г. его племяннику князю Семену Васильевичу Прозоровскому. Он близ деревни Сечиной построил для себя двор боярский и это место потом называлось сельцо Семчино. В переписных книгах 1646 г. значится: «за князем С. В. Прозоровским сельца Семчина деревня старое Семчино, а в ней крестьян и бобылей 10 дворов; полдеревни Слободки, а в ней крестьян и бобылей 8 дворов, да на боярском дворе живут по бедности 3 бобыля в деловых людях, и всего 13 дворов крестьянских, людей в них 24 чел., и 5 дворов бобыльских, в них 5 чел.».

http://sobory.ru/article/?object=34828

сент. 1922 г. в ВЦУ произошел раскол. Поводом послужила попытка «Живой церкви» ввести в состав ВЦУ вик. Харьковской епархии еп. Сумского Корнилия (Попова) , объявившего о сложении монашеских обетов. Еп. Антонин категорически заявил, что Корнилия (Попова) епископом не признает и считает его мирянином; он высказался также против своего викария-«живоцерковника» еп. Николая Федотова, к-рый не поддержал епархиального архиерея. Подписание Николаем резолюций августовского съезда «Живой церкви» еп. Антонин расценил как разрыв канонического общения и заявил, что служение Николая в пределах Московской епархии невозможно по нравственным соображениям. Еп. Антонин назвал совершенные ВЦУ без его согласия хиротонии незаконными и отказал в церковном общении поставленным т. о. епископам. Требование еп. Антонина о передаче ему печати ВЦУ, чтобы прот. Красницкий не имел возможности самовольно рассылать бумаги, с к-рыми еп. Антонин не согласен, не было выполнено. 22 сент. 1922 г. в Заиконоспасском мон-ре еп. Антонин офиц. объявил о выходе из состава ВЦУ и прекращении евхаристического общения с группой «Живая церковь». В заявлении для печати еп. Антонин указал, что выходит из состава ВЦУ, потому что «уполномоченные группы «Живая церковь» на местах совершают целый ряд насилий над невинными людьми только за то, что они не принимают программы группы «Живая церковь»». 23 сент. ВЦУ исключило еп. Антонина из своих рядов и предложило ему покинуть пределы Московской епархии. Он не подчинился. 28 сент. прот. В. Красницкий отправил в ОГПУ донесение, заканчивавшееся просьбой выслать еп. Антонина из Москвы, т. к. он становится знаменем контрреволюции. Просьба была оставлена без последствий. В кон. сент. 1922 г. под влиянием властей Красницкий пошел на примирение, послав еп. Антонину письмо, в к-ром выражал готовность идти на уступки ради сохранения единства обновленческого движения. А. Введенский предложил еп. Антонину вновь возглавить ВЦУ, где на равных правах должны были быть представлены все обновленческие группировки.

http://pravenc.ru/text/161105.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010