(Попов Константин Константинович; 7.08.1874, с. Николаевское-Пеньевское (Никольское, Грязовецкого р-на Вологодской обл.) - 27.10.1966, Горький (ныне Н. Новгород)), митр. Нижегородский и Арзамасский. Из семьи чиновника, дед по отцу был священником в с. Николаевское-Пеньевское, дед по матери - там же диаконом. Окончил по 1-му разряду Вологодское ДУ и в 1888 г. был переведен без экзаменов в Вологодскую ДС. Завершил учебу в семинарии с аттестатом по 1-му разряду, 10 июля 1894 г. был определен псаломщиком к Успенской ц. с. Черевкова Сольвычегодского у. Вологодской губ. и учителем местной церковноприходской школы. После женитьбы, 20 окт. 1896 г. рукоположен во диакона, на следующий день - во иерея к храму с. Путина Оханского у. Пермской губ. В 1897 г. овдовел. 20 дек. 1899 г. назначен противораскольническим миссионером и наблюдателем церковноприходских школ Пермского у. В 1902-1906 гг. учился в КазДА, по окончании к-рой был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Творения блаженного Иеронима в борьбе с расколом». 10 июля 1906 г. определен на должность ярославского епархиального миссионера. 12 сент. 1909 г. Ярославским еп. свт. Тихоном (Беллавиным ; впосл. патриарх Московский и всея России) пострижен в монашество с именем Корнилий в честь прп. Корнилия Комельского. Был возведен в сан архимандрита. В 1913 г. назначен настоятелем Варницкого во имя Св. Троицы Сергиева муж. мон-ря (ныне в черте г. Ростова Ярославской обл.) с оставлением в должности епархиального миссионера. В 1913-1914 гг. слушал лекции на Ярославском отд-нии Московского археологического ин-та. 5 июля 1915 г. хиротонисан во епископа Рыбинского, назначен викарием Ярославской епархии и настоятелем ярославского во имя святителей Афанасия и Кирилла муж. мон-ря . После Февральской революции 1917 г. выступил с осуждением царского правительства. С 31 янв. 1920 г. епископ Романовский, викарий Ярославской епархии. 28 февр. 1921 г. патриарх свт. Тихон назначил К. епископом Сумским, викарием Харьковской епархии, и настоятелем Куряжского Старохарьковского Преображенского мон-ря в с. Куряж Харьковского у. и губ.

http://pravenc.ru/text/2458705.html

IV. Общий взгляд на тогдашнее состояние Церкви К оглавлению Во 2-й четверти XVII в., при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче совершилась значительная перемена в управлении и суде Русской Церкви, подготовлявшаяся, впрочем, с давнего времени. Действующим руководством по церковному управлению и суду оставалась еще у нас после Кормчей книги книга Стоглав, или соборное уложение Стоглавого Собора. А по этому уложению ведомству церковного управления и суда подлежали: все духовенство, белое и монашествующее, не только в делах духовных, но и в гражданских, или «управных», за исключением разбоя, душегубства и татьбы с поличным, и все миряне в делах духовных и некоторых других, указанных в уставе святого Владимира, и, кроме того, как с духовенства, так отчасти и с мирян собирались по управлению и суду известные пошлины на епархиальных архиереев. Несудимые же грамоты, которыми монастыри и церковные причты освобождались от подсудности своим архиереям по всем делам гражданским, а иногда и от взноса церковных пошлин, прямо названы в уложении Стоглавого Собора противными священным правилам. Между тем царь Иван Васильевич и после Стоглавого Собора не переставал, хотя изредка, давать несудимые грамоты монастырям и церковным причтам, а за ним давали и его ближайшие преемники. С восшествием на престол царя Михаила Федоровича число таких несудимых грамот не только не уменьшилось, но еще увеличилось. В 1620 г. Вологодский архиепископ Корнилий писал Михаилу Федоровичу, что ему, архиепископу, нечем строить соборный храм святой Софии, совершенно разоренный в Смутное время, и нечем содержать архиерейский дом и платить жалованье своим дворовым людям, потому что не с кого собирать церковные дани. Не только монастыри, имеющие вотчины в Вологодской епархии, каковы Троице-Сергиев, Спасо-Каменный, Прилуцкий, Корнильевский и другие, но и бояре, стольники, боярские дети, имеющие вотчины в той же епархии, повыпросили себе у государя жалованные тарханные грамоты и по ним не позволяют в своих вотчинах и поместьях архиепископу судить попов и собирать с духовенства дани и пошлины, а воеводы и всякие приказные люди защищают тех попов и не велят им судиться у архиепископа и платить ему пошлины.

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВ Феодосий (1661, с. Крестецкий Ям Новгородского у.- 18.07.1711, Новгород), основатель беспоповского (см. Беспоповцы ) федосеевского согласия (см. Федосеевцы ), автор посланий и сочинения об антихристе . Год рождения В. указан старообрядческим библиографом нач. XIX в. Павлом Любопытным (Исторический словарь 86 раскольнических отцов и учителей: Каталог Павла Любопытного. Б. м., б. г. С. 110-111; он же. Исторический словарь староверческой церкви. М., 1863. С. 52; помимо 1661-го Павел Любопытный называет еще и 1656-й год, к-рый, однако, противоречит свидетельству жития В. о том, что в 1686 (или 1690) г. он не был рукоположен во священника из-за «младости»). Основной источник сведений о В.- его житие, написанное сыном и преемником по руководству старообрядческой общиной Евстратом Федосеевым (опубл.: Попов Н. Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве, федосеевцев Преображенского кладбища и поморского монинского согласия. М., 1870. С. 1-20). Согласно житию, В. происходил из московского рода «благородных Усовых дворян или Урусовых», его предки пострадали во время разорения Москвы в Смутное время : нек-рые родственники попали в плен, в т. ч. дед Евстратий, др. были убиты, имение разграблено. В кон. 20-х гг. XVII в., когда дед освободился после 16-летнего плена, он поселился в новгородских землях в дер. Морозовичи на р. Мсте, стал клириком здешней церкви свт. Николая. Один из его сыновей - Василий, отец В.,- был рукоположен во священника к ц. во имя свт. Никиты Новгородского в с. Крестецкий Ям. Иерейство Василия пришлось на время начала проведения церковной реформы (см. ст. Никон , Патриарх Московский и всея Руси). Священник сохранил приверженность старым обрядам и оказывал поддержку противникам реформы, в т. ч. после Большого Московского Собора 1666-1667 гг . Вскоре после кончины отца В., старший из 3 сыновей (имел братьев Леонтия и Георгия), женился и по просьбе односельчан отправился в Новгород, чтобы просить митр. Корнилия (1674-1695) рукоположить его во священника на место отца. Однако архиерей из-за «младости» претендента «на время поповство ему отложи, и оному отрицающуся, но диаконом сего им постави».

http://pravenc.ru/text/149821.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ († 4.01.1692), митр. Сибирский и Тобольский (1678-1692). Происхождение и мирское имя П. неизвестны. Первые сведения о его церковной карьере относятся к 1663 г., когда он стал архимандритом Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , участвовал в заседаниях Большого Московского Собора 1666-1667 гг. и был послан к бывшему патриарху Никону (Минову) с пригласительной грамотой патриархов. В мае 1671 - сент. 1674 гг. П. являлся архимандритом московского Симонова монастыря. 15 сент. 1674 г. переведен на архимандритию в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь (ДАИ. Т. 5. 26. С. 153; Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 1037) и управлял обителью до 1678 г. Не позднее дек. 1674 г., о чем свидетельствует патриарший указ от 3 дек. 1674 г., адресованный «архимариту Чюдовскому Павлу да боярину Ивану Федоровичю Лызлову, да дьяком Льву Ермолаеву да Тимофею Симоновскому» (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 1122), П. стал судьей Патриаршего Разрядного приказа. Вдовых попов др. епархий, служивших без отпускных грамот, было «велено имать на патриаршей двор и… роспрашивать». В тот же день те же лица получили еще одно распоряжение патриарха - об освящении новых церквей в дальних городах Патриаршей области . На освящение таких церквей надлежало получать грамоту в Разрядном приказе, а о постройке новых церквей «велено изо всех городов десятинникам присылать книги… по вся годы… и с теми отписками и с книгами велено явиться в Патриаршем Розрядном приказе» (Там же. Стб. 1124). В 1675 г. была проведена реформа Патриаршего Разряда: Духовный приказ, учрежденный решением Собора 1668 г., был вновь объединен с Разрядом, но в руководящий состав последнего был введен заведовавший судом над духовными лицами представитель от духовенства, назначавшийся лично патриархом из московских архимандритов. Его статус был уравнен с др. судьями приказа ( Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Др. Руси. М., 1874. С. 204, 208). Первым «приказным старцем», вероятно, стал П., имевший судебный и адм. опыт. В июле 1676 г. П. руководил ремонтом печей в кельях патриарха Никона в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , постройкой для опального патриарха особой поварни (ААЭ. Т. 4. 213. С. 290). П. участвовал в борьбе с распространением раскола. Напр., 4 дек. 1677 г. из Патриаршего Разрядного приказа во исполнение патриаршего указа от 1 дек. 1677 г. Новгородскому митр. Корнилию была направлена грамота об изъятии из мон-рей и церквей епархии «харатейных» (пергаменных) книг, не употребляемых в богослужении, и отправке их в Москву. Кроме того, надлежало выдать с Московского Печатного двора книги, «какими… у них (новгородских священников.- И. У.) недоволство» (ДАИ. Т. 7. 63. С. 305).

http://pravenc.ru/text/2578475.html

Прп. Корнилий Комельский. Икона. XIX в. (ВГИАХМЗ) Основными источниками биографических сведений о К. являются его Житие, известное более чем в 40 списках кон. XVI-XIX в. (перечень см.: Сергеев. 2000), акты Корнилиева Комельского мон-ря, а также жития учеников К., прежде всего преподобных Геннадия Костромского и Кирилла Новоезерского. Житие К., несмотря на ряд заимствований, богато фактами, находящими подтверждение в документальных источниках. Оно сохранилось в неск. редакциях: Первоначальная возникла в 60-70-х гг. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 28/1267; РГБ. Попов. 94); Основная была создана, вероятно, ок. 1589 г. иноком Нафанаилом, к-рого В. О. Ключевский считал единственным автором Жития (наиболее ранние списки: РНБ. Погод. 787, 1606 г.; РГБ. Рогож. 176, до 1608 г. и др.). Основная редакция вошла в Четьи-Минеи Германа Тулупова (заглавие: «Месяца маия въ 19 житие и подвизи преподобнаго отца нашего Корнилия, новаго чюдотворца рускаго, града Вологды в пределех, иже на Комельском лесу пречестный монастырь поставльшаго, Пречистыа Владычица нашеа Богородица, честнаго и славнаго ея Введения, и в нем общежитие составльшаго и братию совокупль. Благослови отче»; нач.: «Разум убо православным християном духовных муж жития ползы ради испытовати...»). Она состоит из предисловия, собственно Жития, 9 посмертных чудес (2 из них датированы: 1-е - 1542 г.; 9-е - 1556-1557 гг.), 2 прижизненных чудес, помещенных после посмертных, рассказа об ученике святого Геннадии и Похвального слова (при создании памятника было использовано Похвальное слово Кириллу Белозерскому; по наблюдениям Т. Б. Карбасовой, объем заимствований значительный - ок. 1/3 текста). Основная редакция часто переписывалась вместе с монастырским Уставом К. и посвященной святому Службой (в некоторых списках к ним присоединены тропарь и кондак на обретение мощей К. и молитва святому). В рукописях, содержащих этот комплекс, отсутствуют, как правило, статьи иного содержания, поэтому их можно условно называть «корнилиевскими сборниками».

http://pravenc.ru/text/2458683.html

Серебряное. Церковь Петра и Павла (новая). Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:1997. Оборудована в здании советской постройки. Адрес: Россия, Омская область, Горьковский район, село Серебряное, ул Ленина, стр. 23а Координаты: 55.707253, 74.328981 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Серебряное знаменито на всю область своими целебными источниками. Их здесь более ста. Три из них освящены: это источники в честь Святой Троицы, иконы Божьей Матери «Почаевской» и целителя Пантелеймона. Воды этих источников помогают исцелиться от разных болезней. Первая церковь в селе Серебряном была построена еще в дореволюционной России. С приходом большевиков её решили взорвать. Старики рассказывают, что в ночь перед тем как храм должны были уничтожить, храм ушел в землю на метр: благодаря этому уцелели подвальные помещения. Храм Петра и Павла обрел вторую жизнь в начале девяностых годов XX века. Есть здесь старинные иконы, например, икона святого целителя Пантелеймона, икона Господа, спасающего младенцев, убиенных во чреве. С 1995 года икона Божьей матери «Благодатное небо» источает драгоценное миро. Несмотря на то, что храм довольно новый, все паломники говорят: когда заходишь в храм Петра и Павла, появляется чувство причастности к старине. Будто этот храм стоит здесь веками. Петропавловская церковь была основана в 1780 году. В этом же году она была освящена. Однако во время грозы церковь сгорела. Всего церковь восстанавливалась 3 раза: 1780 год (уничтожена полностью пожаром); 1843-1846 годы (сохранился руинированный фундамент с подвальным помещением); 1997 год (восстановлена в здании бывшего комбината бытового обслуживание, где и располагается по сей день). В 1843 году на средства местных жителей началось строительство новой церкви. Первым священником был Николай Мухин. В 1844-1845 годы священником был Стефан Попов. В 1846 году новая деревянная церковь на каменном фундаменте была построена, престол в ней один - во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В общей сложности церковь возводилась около трёх лет. Священником стал Алексей Иванович Вавилов. В 1860 году священником был Василий Григорьевич Буров. На 1897 год священником в церкви был Вениамин Корнильев, дьякон Михаил Смоленский, псаломщики Пётр Инфантьев, Александр Алексеев. Церковь относилась к благочинию священника Николая Дурыгина Омской епархии, город Тюкалинск.

http://sobory.ru/article/?object=07858

Корнилий (Попов Константин Константинович), митр. б. Горьковский и Арзамасский Родился 7 августа 1874 года в с. Никольском, Грезовецкого уезда, Вологодской губернии. День Ангела 19 мая на память преп. Корнилия Комельского. В 1894 году окончил Вологодскую духовную семинарию и определен псаломщиком при церкви с. Иревково. В 1896 году рукоположен во священника и назначен противораскольническим миссионером и наблюдателем церковных школ Пермского уезда. Овдовел в 1897 году. В 1906 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и определен на должность Ярославского миссионера. 12 сент.1909 года пострижен в монашество и оставлен в той же должности. 27 сент.1912 года возведен в сан архимандрита, а в 1913 году по совместительству назначен настоятелем Троице-Варницкого Ростовского монастыря Ярославской епархии. 5 июля 1915 года хиротонисан во епископа Рыбинского, вик. Ярославской епархии с оставлением настоятелем Афанасьевского монастыря в гор. Ярославле. Управлял епархией по 1919 год. 15 февраля 1921 года Патриарх Тихон назначил его епископом Сумским, вик. Харьковской епархии. В сентябре 1922 года уклонился в обновленческий раскол, в котором и пребывал до 1943 года. При переходе в обновленческий раскол сложил с себя монашество. За указанный период он занимал ряд обновленческих архиерейских кафедр: С 1923 г. (фактически), а официально с 19 сентября 1922 г. по I авг.1923 года – епископ Вологодский. Был участником 2-го обновленческого т.н. «Всероссийского Поместного Собора» 1923 года, на котором позорно подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. (См. « Дeяhuя II -го Всерос. Поместного Собора Пр.Ц.» М. 2-е мая 1923 года, стр.6–7). С 23 января 1924 года – архиепископ Ярославский. С 10 апреля 1925 года – архиепископ Саратовский. С I сент.1925 года – митрополит Уральский с местопребыванием в гор. Свердловске. С 22 сент.1926 года – митрополит Воронежский и всея Центральной Черноземной области. Член обновленческого Свящ. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Возле строящегося православного храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата 30 сентября открыта площадь имени Патриарха Алексия II Таллин, 1 октября 2009 г. Возле строящегося православного храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата 30 сентября открыта площадь имени Патриарха Алексия II, сообщают информационные агентства со ссылкой на   BaltInfo . В церемонии принимали участие мэр эстонской столицы Эдгар Сависаар и митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий, делегация города Москвы во главе с первым заместителем мэра в правительстве Москвы Петром Бирюковым, а также посланец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — архиепископ Истринский Арсений. Новый храм находится в Таллинском районе Ласнамяэ. Площадь имени Патриарха Алексия II. Участник церемонии, председатель комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов назвал появление такой площади на карте Таллина  историческим событием. «Значение этого события выходит далеко за пределы Таллина и Эстонии. Впервые происходит зримое воплощение памяти о нашем выдающемся современнике, духовном лидере многих миллионов православных христиан Алексии II», — отметил он. «Я лично очень хорошо знал покойного Святейшего – заявил Попов. — Я знал, как он любил Таллин, Эстонию, как он переживал за Эстонскую Православную Церковь. Вдумайтесь в такой факт, что за без малого пятьдесят лет своего святительского служения Алексий II занимал лишь три епископских кафедры: Таллинскую, Санкт-Петербургскую и Московскую. И везде он был любим. Именно поэтому мы сегодня присутствуем на открытии в Таллине площади имени Алексия II». Отошедший ко Господу 5 декабря 2008 года Патриарх Алексий II родился в Таллине и долгие годы прожил в Эстонии. В течение 30 лет возглавлял Таллинскую епархию. В 1990 году он возглавил Русскую Православную Церковь. 30 сентября 2003 года Патриарх Алексей II в ходе своего визита в Эстонию заложил основание будущего храма, освятил закладной камень и благословил его строителей.

http://pravmir.ru/ploshhad-imeni-patriar...

Борис (Вик Борис Иванович), митр. Херсонский и Одесский Родился 28 авг. (по «ЖМП» 1965 г., 6, стр.8 указана дата рождения 27 августа) 1906 года в г.Саратове в семье рабочего. В 1917 году окончил два класса Саратовского духовного училища. В 1923 году был послушником Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. В 1925 году окончил 5-ю Советскую школу 2-й ступени г.Саратова. При архп. Борисе (Соколове) (1923–1928 гг.), служил диаконом в обновленческом храме г.Рязани. Несколько лет состоял келейником у б. обновленческого митр. Корнилия (Попов), тогда Воронежского. Как келейник обновленческого митрополита, он, несомненно, был и сам обновленцем. Неизвестно только, когда он принес покаяние и приносил ли его. В июне 1928 года благословлен в рясофор с именем Серафима, в марте 1930 года последовало пострижение в мантию. В мае 1935 года рукоположен во иеродиакона, а затем в иеромонаха. В I937 г. служил на гражданской службе в г.Саратове. Заслуживает внимания тот факт, что архиепископ Андрей (Комаров), открывавший в Саратове собор в октябре 1942 года, не хотел допускать иеромонаха Бориса до священнослужения и предложил ему сначала покаяться. Неизвестно, что имел в виду архиепископ под этим словом: участие ли в обновленческом расколе или же какие-нибудь другие, тайные грехи. Епископ (а затем и архиепископ) Григорий Чуков , бывший впоследствии митрополитом Ленинградским, вступив на Саратовскую кафедру после архиепископа Андрея в октябре 1942 года, оказал полное доверие молодому иеромонаху, поставил его настоятелем собора и способствовал его дальнейшему продвижению. В ноябре 1942 года иеромонах Борис был возведен в сан игумена, а в августе 1943 года в сан архимандрита. 4 апр. 1944– г. хиротонисан Святейшим Патриархом Сергием во епископа Нежинского, вик. Черниговской епархии. С апреля 1945 года – епископ Черниговский. С 13 янв. 1947 года – епископ Саратовский и Вольский. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложениям Московской Патриархии вопросам:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В рамках выставки-форума «Православная Русь – к Дню народного единства» пройдут общественные слушания «Народное единство. Преодоление разделений ХХ века» Москва, 30 октября 2006 г . 2 ноября 2006 года 11.00 в Москве в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» на Красной Пресне в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь - к Дню народного единства» состоятся общественные слушания «Народное единство. Преодоление разделений ХХ века». Слушания призваны содействовать осознанию того факта, что мировоззренческие, национальные, социальные различия не должны становиться препятствием в общих трудах на благо Отечества. День народного единства является поводом к плодотворному размышлению о способах преодоления разделений в истории и современной жизни России. На слушаниях планируется обсуждение следующих тем: «Церковое разделение XVII века. Его последствия для России и пути их преодоления», «Октябрская революция, Гражданская война и их последствия для российского общества», «Великая Отечественная война и ее осмысление в России и за рубежом», «Политические противостояния начала 1990-х годов». История Смутного времени показывает, что русский народ в минуты опасности способен на гражданскую инициативу и соборное действие во имя спасения страны и ее будущего. Об этом же свидетельствует период Великой Отечественной войны. Организаторы слушаний убеждены, что от проявления общегражданской ответственнности зависит разрешение многих проблем, таких как преодоление последствий Гражданской войны, воссоединение Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, примирение сторон политического противостояния начала 1990-х годов, а также снятие социальной напряженности, накопившейся в стране. К участию в слушаниях приглашены: Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий, архиепископ Берлинский и Германский Марк (Русская Зарубежная Церковь), заведующая кафедрой Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации О.Ю.Васильева, начальник центрального штаба движения " Молодая гвардия " И.И.Демидов, директор Института российской истории Российской академии наук А.Н.Сахаров, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, президент Фонда святого апостола Андрея Первозванного С.Е.Щеблыгин, заместитель председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по международным делам Н.А.Нарочницкая, политолог А.Г.Рар, Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ Талгат Таджуддин, председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин, главный раввин России (ФЕОР) Берл Лазар, главный раввин России (КЕРООР) А.С.Шаевич, депутат Государственной Думы Россиийской Федерации С.Ю.Глазьев, телеобозреватель М.В.Леонтьев, председатель партии " Яблоко " Г.А.Явлинский, председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А.Попов и другие.

http://pravoslavie.ru/19125.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010