Зак. т. XI, ст. 31). III. Сюда же надобно отнести и те дни, в течение которых по Уставу Церковному совершается, так сказать, непрерывное празднование известным важнейшим праздникам как-то: Рождеству Христову и св. Пасхе, а именно от 25 декабря Рождества Христова, до 6 января Богоявления Господня, и от первого дня Пасхи до субботы светлой включительно или точнее до недели Фоминой (Кормч. гл. L). IV. На основании Высочайшего указа от 25 января 1839 года Венчание Браков не дозволяется также у нас и накануне важнейших высокоторжественных дней: восшествия на престол Государя Императора и священного Его коронования (Уст. Дух. Консист. изд. Ливан. примеч. к §27). Что до остальных высокоторжественных дней, как-то рождения или тезоименитства Государя Императора или Императрицы, и Наследника Цесаревича и Государыни Цесаревны, то с 1841 г. таковые вообще не считаются в числе дней, накануне которых Венчание Браков запрещается, хотя, конечно, и в эти дни венчать без особенной нужды не следовало бы (Сравн. Зап. по Ц. Зак. стр. 199, примеч. 2). V. Наконец никакой брак не может быть совершен во все продолжение известных четырех постов, а именно: 1) в Филиппов пост, от кануна 14 ноября, т.е. со дня ап. Филиппа до праздника Рождества Христова; 2) в Сырную неделю от недели Мясопустной и во весь Великий пост до недели св. Пасхи или Воскресения Господня; 3) в Петров пост, от кануна недели всех святых до праздника св. ап. Петра и Павла 29 июня; и 4) в Спасов пост от 1 августа до праздника Успения Божией Матери 15 августа (Кормч. rл.L, под кон.). §59. В нашей Церкви не запрещается венчать во дни, предшествующие вселенским родительским субботам – как-то Мясопустной и Троицкой, а потому при крайней нужде, нет основания препятствовать в оные совершению Брака. В Кормчей книге, во второй части оной даже прямо сказано, что «брак не отлагается ради сетования“ (Руков. для С. П. 1869 г. т. I, стр. 483). Таким же образом нет никакого основания отказывать в Венчании Браков, как это делают некоторые, во дни ап. Петра и Павла и Успения Божией Матери, когда эти дни придутся в среду или в пятницу; ибо среда и пятница, по правилу церковному вообще накануне всех скоромных дней, пред которыми совершение Брака не запрещается, всегда почитаются днями, которые никогда не мешают совершению этого Таинства  (Сравн. выше §58, отд. I).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Упомянув затем о реформаторских соборах в Кон- —124— станце и Базеле (в 15 столетии), которые во всем подчинили папу вселенскому собору 101 (при неоднократном и торжественном согласии, заявленном папою); упомянув о галликанских ученых и богословах 17-го столетия, которые защищали относительную самостоятельность национальной церкви против римского папы; далее о (немецких епископах 18-го столетия, которые ради национальной самостоятельности (тезисы в Эмсе), стремились освободиться из под гнетущей руки «универсального епископа» римского, – упомянув обо всем этом, патриарх Анфим пишет затем буквально следующее: ««В текущем столетии – в век науки и критики – пробудилась в 1870 г. совесть христианская в лице славных духовных лиц и богословов Германии по поводу папского догмата, обнародованного на ватиканском соборе и явно имеющего характер новшества. Из этого пробуждения возникли особо организовавшиеся религиозные общества старокатоликов, которые, отвергая заблуждения папизма, существуют независимо от него во всех отношениях»». Что общины старокатоликов в Голландии, Швейцарии, Германии и Австрии имеют епископов (епископальное устройство) – этого патриарх Анфим еще не знает; 102 но всё же он знает о них больше, вернее и лучше, чем проклинающий их «святой отец» Лeb XIII ». Заозерский Н.А. Юридическое и каноническое значение религиозного элемента в раскольничьем браке: [По поводу ст.: Бердников И. Заметка о раскольничьем браке]//Богословский вестник 1896. Т. 1. 1. С. 125–137 (2-я пагин.). (Начало.) —125— (По поводу статьи Проф. И. Бердникова : Заметка о раскольническом браке. Правосл. Собеседник 1895 г. Октябрь). В брацех не токмо повеленнаго, но и благолепное взыскаем (Кормч. кн. гл. 48, грань VII, 16). В наше время, конечно, нет нужды выяснять, что одна из задач юриспруденции, или науки права, состоит в логическом анализе действующего законодательства, в выяснении и определении его юридической материи с целью подведения её обобщающею деятельностью разума под общие логические схемы, или понятия. Глубокая важность этой научной деятельности общепризнана и даже официально возложена на юридические учебные учреждения. Занимается этим делом и свободная литература. В массе текущего законодательства при свете этой деятельности разрешаются наприм., следующие вопросы: как относится новый закон к прежним? Отменяет их, или только дополняет, или на ряду с ними установляет нечто, элементарно новое? Если оказывается последнее, то юристу предлежит еще дальнейшая работа – решить вопрос: не влечет ли за собой привнесение этого элементарно нового закона в действующее право какой-либо дисгармонии, или не требует ли каких-либо еще новых узаконений для обеспечения благотворного воздействия на жизнь этого вновь установленного закона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

76 См. системат. Свод существ. Законов 1816г. т.2 Горюшкина руководство к познанию росс. Законодательства. 1. Стр. 136 и след. Вельяминова-Зернова начертание росс. Частного граждан. Права. Ч.1. стр.114 и след. 83 С. 17. de nupt. (5:4). Cod. Justin. eclog. 12, 2. Кормч. Леона и Консть. зач. 2. Гл. 2. М. Blastar. syntag. lit. cap.8. 87 См. выше Амвория, Августина, Василия вел. Тоже говорят законоведы. Theodor. contuar. capitul. cap.24.139. 88 Concil. agath. an 506. concil. epaon. an. 517. can.30. council. arvern. 535. can.12. council. turon.2. an.567. can.21. council. antisid. 378. can.31. 90 Prochir. 7,4.39.72. Eclog. 12,2. Basilic. 28,5;1.60,37;77 сн. Кормч. зак. град. гр.7 гл.4. гр.39. гл.73. Леона и Комст. зач.2. гл.2. 92 Ap. Leunclav. In jure grace. 1. pag.204. Balsamon. ad Photii nomoc. lit. 13. cap.2 Кормч. гл.50. л.241. 95 Harmenop. lib.2. sub nomine Nicephor. Botan. Balsamon. Loco cil. Leunclav pag.165–167. В Кормчей нет. cf. Math. Blastar. lit.b. cap.8. 96 Digest. 23,2 de nupt. const. 3. lib. 38,10. de grad. cognat. const. 4. cod. 5,4. de nupt. const. 17. 99 Cod. Theod. 3,12. de incest. nupt. 2.4. Cod.Justin.5,5. const.5.8.9. cf. Prochir.7,10.39,69. Eclog.12,2.28,14. Кормч. зак. град. 7,10:39,69. Леона и Конст. зач. 2 гл.2. зач. 16. гл.13. 102 Decis. part. Nicolai 4 (1148–51). Jmper. Alexia nov. ap. Leunclav. pag. 134. Decis. Part. Nicolai 3 (1084–1111), – ap. Leunclav. pag. 215. 216. cf. balsam. ad Photii nomoc. lit. 13. Cap.2. M. Blastar. syntag. Lit.b. cap.8. 114 См. замечательное рассуждение об этих степенях родства Дмитрия Синкелла, митрополита кизического Leunclav. pag. 397. Кормч. гл.51. л.242 об. 116 Кормч. гл.50. л.202. М. Властарь замечает: «здесь (в родстве трехродном) нет нужды высчитывать степени, а надобно смотреть, есть ли и нет прямое запрещение известного брака в законах. Особенно же дозволительные браки начинаются с 4-й степени». Blastar. syntagm. 3. cap.8. cf. Demetrii cyzic. responsio ap. Leunclav. pag. 406. 122 Balsamon. ad can.53. trull. et ap. Leunclav. In respons. 1. pag. 384. Кормч. гл.50. л.220 и след. M. Blastar. syntagm. b. cap.8.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

143 Prochir. 1,1: sponsalia sunt mentio et repromissio futurarum nuptiarum. Кормч. зак. град. 1,1: «обручение есть память и возвещение хотящего быти брака». 146 Ap. Leunclav. 1. pag.126. Кормч. гл.43. л.37 об. Подтверждено в 1092г. Ap. Leunclav. 1. pag.132. Корм. л.42–49. 157 Формы см. в Ак. юрид. Венечные памяти в первый раз являются в начале 16 столетия (1518). См. Акт. эксп. 1. Стр.174. 159 Форму обыска см. в Свод. зак. 10 в прилож. К ст.26. Представленные к обыску подлинные документы, которые должны быть оставлены в церкви, как например, дозволение начальства на вступление в брак, и т.п., хранятся при обыскной книге, а с прочих документов снимаются копии, подлинные же возвращаются, кому следует, с надписью на них о совершении брака и подписью священника, см. тамже. Книги для изложения обысков, с формою их, рассылаются по церквам из консисторий и духовных правлений. 165 Кормч. гл.50. см. ук. 1721 янв.23. Реглам. Ч.2 ст.12. ук. 1731 нояб. 29. 1775. авг. 5. 1826. нояб.20 (в Собр. зак.) 168 В. зак. 10. ст.31. сп. Инстр. благоч. ст.24. св. Синодом в 1842 году разрешено в закавказском крае венчать браки в молитвенных домах. См. Отчет. обер-прокур. св. Синода. Стр. 52. 179 См. син венчания второбрачных в церк. Требнике. Патр. Никифор исповедник в своих правилах писал: «двоеженец не венчается, но и запрещение приемлет» (Кормч. гл.57. пр.2). Но Никита, митр. Ираклийский (12в.), по вопросу об этом замечал: «суда убо закон двобрачныя не обыче венчати; великия же Церкве обысай сицевая не сохраняет, но и двобрачным невестныя венцы налагает, и никтоже когда сие оглаголан быстъ» (см. в требн. церк. и ар. Leunclav. lib. 5. pag.310) 180 Prochir. 6,1–3.5–6. Кормч. зак. град. гр.6. гл.1–5. Леона и Конст. зач.2 гл.7. cf. M. Blastar. syntag.7. 187 См. послание митр. Фотия в Новгороде и Пскове 1410 и 1427 (Акт. экспед.1. стр.462. Акт. ист.1. стр. 329). Его же поучение к иереям: 1410–31 (Дополн. к акт. ист.1. стр.329). Послание м. Ионы к вятскому духовенству – 1452 (Акт. ист. 1) и 1456 (там же). М. Геронтий в послан. 1486 (там же). Арх. Рост. Феодосий в окруж. грамоте 1458 (там же). Поучение священнослужителям – 1499 (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Приношения за умерших были у древних в обычае. Соб: 2, гл. 5. См. смерть. Причащение. Египетские монахи каждое воскресенье приобщались Св. Тайн. Простительные грехи не препятствуют приступать к св. причастию. Соб. 23, гл. 21. Непроизвольное истечение во сне тоже не препятствует св. причастию. Соб. 22, гл. 4—6. Бесноватым тоже не отказывали в св. причастии. Соб. 7, гл. 30. Проклятия пророческие как нужно понимать. Соб. 7, гл, 21. Промышление Божие о всех вещах. Соб. 23, гл. 20. Пророк прельстившийся подвергся смерти за ослушание. Соб. 7, гл. 15. Псалмы. Чин и образ пения псалмов. Кн. 2, гл. 7; Соб. 10, гл. 14; Соб. 17, гл. 3; Соб. 18, гл. 2. Число псалмов указано ангелом. Кн. 2, гл. 5, б. Как можно достигнуть понимания псалмов. Соб. 11, гл. 8. Пустынножительства польза. Соб. 19, гл. 5. Цель пустынножительства и уединения. Соб. 19, гл. 7, 8. Кто должен удаляться в пустыню. Соб. 19, гл. 11. 790//  Пьянство не от одного вина бывает. Кн. 5, гл. 6. Двоякого пьянства надо избегать. Соб. 9, гл. 5. В Пятидесятницу (пасхальное время) не постятся и не преклоняют колен на молитве. Соб. 21, гл. 11, 19, 20; Кн. 2, гл. 18. Р На расположение делающего надо смотреть, а не на совершение дела. Соб. 6, гл. 8, 9. Расположение неумеренное даже и к малым вещам противно ревности к нравственному совершенству. Соб. 1, гл. 6, 9. Распятым быть духовно — что значит. Кн. 4, гл. 34. Рассказ о доходе брадобрея приспособлен к открытию козней бесовских. Соб. 24, гл. 13. Рассудительность в Евангелии называется глазом и светильником. Соб. 2, гл. 2. Она даруется от одного Бога. Соб. 2, гл. 1. Польза и необходимость ее показывается. Соб. 1, гл. 22, 23 и Соб. 2. Она должна предпочитаться всем добродетелям. Соб. 2, гл. 2. Апостол поставляет ее в числе высших даров Св. Духа. Соб. 2, гл. 4. По недостатку рассудительности прельстились и пали Саул, Ахав и многие отшельники. Соб. 2, гл. 3, 5—8. Рассудительность чем приобретается и сохраняется. Соб. 2, гл. 9, 10. Речь говорящего Бог приспосабливает к приемлемости и заслугам слушателей. Соб. 1, гл. 23.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Гл.3: Явление Моисею Господа в терновом кусте, объятом пламенем, и Его повеление сказать Израильтянам, что Он выведет их от египетского угнетения в землю благодатную. Гл.4: Дар чудотворения, данный Моисею; Моисей отказывается: «пошли другого», – но Господь понуждает его; встреча с Аароном. Гл.5: Повеление Божие фараону, царю Египетскому, переданное Моисеем и Аароном. Фараон усиливает лишь угнетение Израильтян; жалоба Моисея к Господу. Гл.6: Новое откровение Господа Моисею. Перечисляются начальники поколений Израильских. Гл.7: Моисей и Аарон пред фараоном; чудесные знамения жезлом. Первая казнь: превращение воды в реке в кровь. Гл.8: Вторая казнь: жабы. Третья: мошки; четвертая: песьи мухи. Гл.9: Пятая казнь: мор скота. Шестая: воспаление с нарывами на людях. Седьмая: град смертоносный. Гл.10: Восьмая казнь: саранча. Девятая: трехдневная густая тьма. Гл.11: Выпрашивание у египтян серебряных и золотых вещей. Угроза последнею казнию. Заключение. Гл.12: Установление праздника Пасхи. Поражение всех первенцев египетских; исход Израильтян из Египта. Устав пасхи. Гл.13: Освящение первенца. Наставление Моисея народу. Путь израильтян пустынею. Гл.14: Фараон преследует Израильтян; народ израильский спасен чудесным образом. Гл.15: Победная песнь Моисея и Мариам. В Мерре горькая вода сделана сладкою. Гл.16: Продолжение пути из Елима пустынею Син; перепела и манна. Гл.17: Рефидим: вода из скалы в Хориве. Победа над Амаликитянами по молитве Моисея. Гл.18: К Моисею приходит Иофор, тесть его, с женою и сыновьями его; совет Иофора Моисею избрать судей народных себе в помощь. Гл.19: Завет Господа Израильтянам чрез Моисея. Приготовление к принятию от Господа у горы Синая заповедей Его. Гл.20: Десять заповедей. Страх Божий. Запрещение идолопоклонства и постановление о жертвеннике Богу. Гл.21: Законы о рабах и рабынях еврейских, о человекоубийцах, о наказании за непочтительность к отцу и к матери и за причинение вреда ближнему. Гл.22: О наказании за воровство, за обольщение девицы, за ворожбу, за скотоложничество, и о милосердии к пришлецу, ко вдове и сироте, к должнику, о незлословии и о посвящении Богу первенца из сынов. Гл.23: О правде и беспристрастии во всем. О праздниках. Наставление на предстоящий путь в землю Ханаанскую. Гл.24: Торжественное заключение завета с Господом; семидесяти старейшим израильским дано лицезреть место стояния Бога; сорокадневное пребывание Моисея на горе Синае для получения каменных скрижалей с заповедями. Гл.25: Об устроении святилища (ковчега). Гл.26: Об устроении скинии. Гл.27: Об устроении жертвенника и двора скинии. Гл.28: Избрание священников из среды народа, их облачения. Гл.29: Посвящение священников и освящение жертвенника. Гл.30: Об устроении жертвенника курильного; подать на святыню; умывальник, миро для священного помазания, курильный состав. Гл.31: Назначение Веселеила для устройства скинии и ковчега; о соблюдении субботы 125 . Передача Богом Моисею двух скрижалей откровения, начертанного перстом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

   Хотя Константин не тотчас принял крещение, но отлагал его до будущего времени, тем не менее, христиане вполне были уверены в его истинном обращении к христианству. Его благоволение к христианам вызвало восторг в христианском обществе. Все почувствовали себя живущими под новым, лучшим, христианским правительством. Евсевий восторженно пишет: «Теперь светлый и ясный день, не омраченный никаким облаком, озарил лучами небесного света церкви Христовы во всей вселенной. Мы должны сознаться, что счастье наше выше наших заслуг; мы приведены в величайшее изумление благодатью Виновника столь великих даров, достойно дивимся Ему и говорим с пророком: npiuдume и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли (Пс. 45:9). Люди всякого возраста, мужского и женского пола, всей силой души радуясь, умом и сердцем воссылают молитвы и благодарение Богу».    Евсевий. Церковная история. Кн. 8, гл. 13.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 14.    Там же. Кн. 1, гл. 17.    Там же. Кн. 1, гл. 16.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 13; Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 13.    Лактанций. О смертях гонителей, гл. 15.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 17.    Там же, гл. 12.    Феодорит. Церков. история. Кн. 1, гл. 18.    Neander. Allgemeine Geschichte d. Christ. Kirche. Bd. I. S. 76 (Ausg. 1856 г.).    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 1.    Там же. Кн. 8, гл. 6.    Там же. Кн. 8, гл. 1.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 1.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 15.    Лактанций. Указ. соч., гл. 15—16.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 4.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 2, гл. 49.    Слово Константина к обществу святых, гл. 25 (Сочинения Евсевия в русском переводе. Т. II).    Лактанций. Указ. соч., гл. 24.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 27.    Там же. Кн. 1, гл. 36; Лактаниий. О смертях гонителей, гл. 44.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 28—32.    Нижеследующие возражения находятся у протестантских историков: Heander " a. Allgemeine Geschichte d. Christ. Kirche. Bd. 1. S. 401—402. Ausgabe, 1856, Keim " a. Ubertritt Constantins des Grossen zum Christenthum. S. 23—25. У католического историка Broglie. L " Eglise et L " empire Romain au IV siecle. Regne de Constantin. P. 218—219. Edit. 1856.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Точка логического воззрения на мышление. Отношение логики к наукам вообще и к психологии в частности. Практическое применение её к жизни. Деление логики на теоретическую и практическую части. I. Теоретическая часть: а) о начале мышления, б) о законах и в) о формах мышления. II. Практическая часть: а) о познании опытном и б) о познании умозрительном. Что касается пособий при изложении логики, то о них замечено, «что по неудовлетворительности и большей частью ложному направлению известных (собственно германских) сочинений по сему предмету, можно пользоваться весьма немногими из них и то по частям, в чём какое оказывается более основательным». Программа опытной психологии: Введение. Понятие опытной психологии. Понятие о душе. План опытной психологии. Часть первая. Жизнь животная. Отделение первое. Сила познавательная в животной жизни. Гл. I. Внешнее непосредственное воззрение или внешние чувства. Гл. II. Образование представления. Гл. III. Память. Гл. IV. Воспроизведение. Гл. V. Воспоминание. Гл. VI. Начатки самодеятельности. Отделение второе. Желательная сила в животной жизни. Гл. VII. Инстинкт. Гл. III. Желание. Отделение третье. Сила чувствований в животной жизни. Гл. IX. Общее понятие о сердечных чувствах. Гл. X. Чувствования телесные и инстинктивные. Часть вторая. Жизнь разумная. Отделение первое. Сила познавательная в разумной жизни. Гл. I. Сознание. Гл. II. Разум в сфере образности или фантазии. Гл. III. Разум в сфере отвлечённости. Гл. IV. Рефлексия сознания. Гл. V. Совершенства разума или таланты. Отделение второе. Гл. I. Чувственность и эгоизм. Гл. II. Усиленные обнаружения эгоизма – настроенности, наклонности, страсти. Гл. III. Страсти к грубым телесным удовольствиям. Гл. IV. Любостяжание. Гл. V. Страсти душевные. Гл. VI. Желательная сила под преобладающим влиянием фантазии. Гл. VII. Расчётливая деятельность желательной силы в пределах разумной жизни. Отделение третье. Сила чувствований в разумной жизни. Гл. I. Коренные чувства природы разумной. Гл. II. Сердечные волнения, или потрясения (affectus).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

2496 Русск. достопамятн. 1. 106–107 (362); Восток. Опис. Румянц. муз. 290 – 291 (246); Розенкампф о Кормч. книге. 56–59, а по изд. второму – 51–52 (371). 2498 Сведения о Софийском списке – в Русск. достопам. 1. 19–21 (407). О Софийском и Рязанском – у митрополита Евгения (Словар. духовн. писат. 1. 324–329. Изд. 2 (270)) и барона Розенкампфа (о Кормчей. 7–12 и др. (371)), которые оба изучали эти списки непосредственно и сравнивали их между собою. Большею ясностию и точностию при всей своей краткости отличаются свидетельства митрополита Евгения, который, например, говорит, что «толкования в обоих списках буквально сходны» или «слово в слово сходны» (Словар. духов, пис. 1. 327 (270); Опис. Киево-Соф. соб. Прибавл. 239 (269). 2499 Тексты этого правила и по сокращению Аристина, т.е. по Рязанскому списку, и по списку Софийскому представляет барон Розенкампф, и сам же сознается, что митрополит Кирилл привел это правило (см. Русск. достопам. 1.108 (362)) именно по сокращению Аристинову (о Кормч. Прим. С. 51–53. Изд. 1 (371)). А между тем, к изумлению, держится мысли, что не Рязанский, но Софийский список есть копия с того, который получил митрополит Кирилл из Болгарии (там же. 10). Нельзя не пожалеть, что Розенкампф не сличил и все другие правила, приводимые Кириллом в том же соборном деянии, с текстами по спискам Рязанскому и Софийскому, тогда можно было бы уже с непререкаемостию решить вопрос, какой из этих списков есть копия с первоначального – Кирилловского. 2500 Чтобы убедиться в этом, довольно сличить известие рязанских писцов с письмом Святослава и припискою Драгослава, которые все напечатаны у Розенкампфа (о Кормч. 56–63 (371)). 2501 Розенкам. О Кормч. Прим. 47. С. 56 или яснее – прим. 46. С. 268. Изд. 2 (371). Снес.: Восток. Опис. Румянц. муз. 290, 298 (246). 2502 Этого мнения держался митрополит Евгений (Слов. духовн. пис. 1. 326 (270); Опис. К.-Соф. соб. Прибавл. 238 (269)) и держится автор статьи «О первоначальном составе славянской Кормчей книги», напеч. в Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

града Иерусалима, яже древними писцы написася за многая лета, емуже патриарху Паисии в та времена бывшу в царствующем граде Москве» (Послесл. к 1 части печатной Кормч. Л. 647 (310)). А известно, что печатная наша Кормчая издана по редакции смешанной, так называемой у нас Рязанской. Не следует ли отсюда заключить, что и греческая древняя Кормчая, по которой наша печатная была поверяема и свидетельствована при печатании, принадлежала к той же самой смешанной редакции? 2506 Таково мнение о происхождении Софийской редакции митрополита Евгения (Опис. Киево-Соф. собора. Прибавл. С, 239 (269); Словар. духов, писател. 1. 327 (270)). В ответах Новгор. епископа Нифонта на вопросы Кирика – XII в.– приводятся правила полные (Розенк. о Кормч. Прим. 40. С. 47 (371)). 2507 Доселе сохранились списки Кормчей, кроме Рязанского и Софийского: XIII в.– в Синодальной библиотеке (45); XIII–XIV вв.– в той же библ. (48) (Сдаем Указател. Синодал. библ. 194 (375)); XIV в.– в библ. бывшей Царского (209) (Опис. рукоп. Царск. С. 169 (404)); XV в.– в библ. Московской Д. Академии (163, 206) (Розенк. о Корм. Прим. С. 266 (371)); еще XV в.– список Браиловский в император. Публ. библиотеке (85), список Архангельский, или Строгановский, и два списка купца Лаптева (210) (Розенк. о Кормч. кн. По 2-му изд. С. 7–8 (371)). Известны в позднейших копиях списки: писанный в 1286 г. для волынского князя Владимира Васильковича (180) (Восток. Опис. Рум. муз. 313 (246)), писанный в 1375 г. в Суздале (Колачев. о Кормч. в Чтен. Москов. истор. общ. 1847. 3. Отд. 1. 117 (299)) и писанный в 1403 г. в Москве (177) (Восток. Опис. Рум. муз. 296 (246)). Впрочем, относительно последнего списка должно сознаться, что сделанная в конце его заметка о времени написания его, т.е. 1403 г., могла относиться не ко всему этому списку Кормчей, а только к последней статье, в нем помещенной, именно к грамоте в. к. Василия Димитревича митрополиту Киприану, при которой заметка эта и сделана (см. там же). 2509 В Синодальной библ., кроме Софийского списка Кормчей, есть еще три: XIII (45), XIII-XIV (48а) и XVI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010