Коранические сказания о Христе в свете реальных исторических свидетельств Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 8 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 Вступление Потому, ежели между учениями есть какое взаимное сродство, то познание их будет нам кстати. Если же нет сего сродства, то изучать разность учений, сличая их между собой, немало послужит к подтверждению лучшего учения. Святитель Василий Великий. Беседа 22. Вероятно, многие знают о непростом отношении ислама к христианству. В Коране есть несколько положений, сходных в какой-то мере с христианским учением, например: “и ангелы сказали: о Мария! Поистине Господь тебя избрал, очистил и возвысил пред женщинами миров (3.42); Вот, Бог радует тебя вестью о Слове от Него, имя которого Иисус Мессия, сын Марии (3.45) Она сказала: «Господи! Откуда будет у меня ребенок, когда меня не касался человек?». Сказал он (Гавриил): «Так! Бог творит, что пожелает. Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему:  Будь!  и оно бывает» (3.47); и Мария, дочь Имрана, которая сберегла свои члены и Мы вдунули в нее от Нашего Духа (66.12); (Иисус говорит:) Я исцелю слепого, прокаженного и оживлю мертвых (3.49); Мессия Иисус, сын Марии — пророк Господний и Божье Слово, которое к Марии извел Он, и Дух Его (4.171); Мы дали Иисусу, сыну Марии знаменья ясные и подкрепили его Духом Святым (2.87) и даровали Мы ему Евангелие, в котором — руководство и свет (5.46)”. Но вместе с тем Коран довольно недвусмысленно отвергает ряд основополагающих аспектов христианского учения, а именно, что Христос есть Бог  — “И богохульствуют все те, кто говорит, что Бог — Мессия, сын Марии (5.17); не веруют такие, кто говорит: «Бог есть Мессия, сын Марии» (5.72)”; что Он Сын Божий  — “христиане говорят: «Мессия — Божий Сын» так говоря, они уподобляются неверным да поразит их Бог! (9.30); как будет у Него ребенок, когда не было подруги у Него? (6.101); устроили они для Аллаха равных, чтобы сбить с Его пути (14.35); и говорят они: «Взял Милосердный Себе Сына». Поистине, вы совершили вещь гнусную (19.88–89). Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Бога, и Мессию, сына Марии, а им было велено поклоняться только единому Богу, помимо Которого нет божества (9.31)”;

http://pravmir.ru/koranicheskie-skazaniy...

В Hodegos " е прп. Анастасий делает три косвенных упоминания собственно о религии ислама. Первое, он осуждает заявление арабов-мусульман, что христиане верят в двух богов (PG 89; 41). Указанный антихристианский аргумент против Троицы известен ещё из Корана: не говорите: " три " , а удержитесь же себе на благо. Поистине, Аллах - только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребёнок (Коран 4.171); не веруют такие, кто говорит: " Господь из трёх есть третий " , - тогда как нет иного Божества, кроме единого Бога (Коран 5.73), по-видимому, слова о двух богах, которых христиане якобы почитают помимо Единого, восходят даже к конкретному стиху: и вот сказал Аллах: О Иисус, сын Марии! Разве ты сказал людям: " Приимите меня и мать мою двумя богами помимо Аллаха! " ? (Коран 5.116). " Это заявление является фундаментальным мусульманским непониманием тринитарного и христологического учения и прп. Анастасий демонстрирует знание об этом уже в очень раннюю эпоху. Вряд ли его осведомлённость была основана на знании самого Корана, как полагает Sahas , более вероятно, что это было известно через общение с арабскими христианами, знакомыми с исламом, или через общение с самими носителями новой веры. Второе, он обвиняет арабов (наряду с иудеями и манихеями) в том, что они не принимают Священное Писание в его целостности, но частично (PG 89; 120). Прп. Анастасий возражает против этого, говоря, что если они принимают одну часть Писания, то должны также принимать и другую, и уверовать во Христа. Святой Отец показывает здесь опровержение мусульманской доктрины tahrif, утверждающей искажённость Ветхого и Нового Завета и превосходство Корана над ними как последнего Божественного Откровения. Согласно этой доктрине, в Ветхом и Новом Завете мусульманами принимается лишь то, что соответствует Корану. Восходит она также к священной книге мусульман: А среди них есть такие, которые своими языками искривляют Писания, чтобы вы сочли это Писанием, хотя оно и не Писание, и говорят: " Это - от Бога, " а это не от Бога, и говорят они на Бога ложь, зная это. Не годится человеку (имеется в виду Христос), чтобы ему Бог даровал Писание, и мудрость, и пророчество, а потом он сказал бы людям: " Будьте рабами мне вместо Бога " (3.78-79)

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Однако это все довольно второстепенные пункты по сравнению с главным. Как мы помним, центральным догматом в исламе является утверждение единобожия. Наиболее точным выражением его считается 112 сура Корана: “Скажи: «Он – Аллах – един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один! " ” (Коран 112.1–4). Здесь автор Корана сознательно отделяет исламское понятие Бога от христианского, где, напротив, Бог почитается как Рождающий (Отец), Рождённый (Сын) и Исходящий (Дух Святой): «мы исповедуем, что Бог – един, то есть одна сущность, и что Он познается, и существует в трех ипостасях; то есть во Отце, и Сыне, и Святом Духе, и что Отец, и Сын, и Дух Святой во всем суть одно, кроме нерожденности, и рождения, и исхождения» . В других местах Корана ещё ярче предстаёт полемика с главнейшими христианскими догматами о Боге – Триединством и Боговоплощением: “О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Иисус Христос , сын Марии, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марии, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите – “три”! Удержитесь, это – лучшее для вас, Поистине, Аллах – только единый бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок” (Коран 4.171). “Как будет у Него ребенок, раз не было у Него подруги и когда создал Он всякую вещь!” (Коран 6.101) “Не веровали те, которые говорили: «Ведь Аллах – третий из трех», – тогда как нет другого божества, кроме единого Бога. А если они не удержатся от того, что говорят, то коснется тех из них, которые не уверовали, мучительное наказание” (Коран 5.73). “И говорят они: «Взял Себе Милосердный сына». Вы совершили вещь гнусную! Небеса готовы распасться от этого, и земля разверзнуться, горы пасть прахом оттого, что они приписали Милосердному сына. Не подобает Милосердному брать Себе сына. Всякий, кто в небесах и на земле, приходит к Милосердному только как раб” (Коран 19.88–93). При этом, как видно, автор Корана излагает христианское учение о Боге ошибочно, что достигает апогея в представлении, будто христианская Троица состоит из Бога, Иисуса Христа и Девы Марии: “И вот сказал Аллах: “О, Иисус, сын Марии! Разве ты сказал людям: “Приимите меня и мою мать двумя богами кроме Аллаха?” (5.116).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В Коране встречаются упоминания об ангелах, Божественном (Святом) Духе (рух аль-кудус) (см. Коран 2:87, 5:110, 15:29, 16:101, 17:85, 19:17, 21:91, 32:9 и др.), Божественном слове (кáлима) (см. Коран 3:45, 4:171 и др.), священном Троне (см. Коран 9:129, 10:3, 11:7, 13:2, 17:42 и др.) и небесных книгах (см. Коран 27:75). Из текстов Корана следует, что Мухаммад не был знаком с богословским содержанием таких основополагающих для христианства понятий, как Божественное воплощение, страдание и Искупление. Более того, со временем, как отмечают историки, «Мухаммад стал уделять меньше внимания организации сверхъестественного» 820 , сосредоточившись на практических вопросах организации внешней жизни верующего. Иудаизм в Аравии На юге Аравии распространение получил иудаизм . Довольно успешной была иудейская проповедь в центральной и северной части Аравийского полуострова, где в оазисах возникло немало иудейских поселений. Влияние иудаизма на ислам прослеживается в основном в доктринальной сфере (в частности, вера в Единого Всемогущего и Милосердного Бога-Творца, представления об ангелах, рае и аде и др.) 821 . Особое место в исламе занимает идея пророчества, также воспринятая от евреев. Библейские пророки неоднократно упоминаются в тексте Корана и являются важными действующими лицами многих коранических историй. Стоит заметить, что в Коране пророческим достоинством наделяются многие библейские персонажи, не обладающие таковым (например, Адам, Лут (Лот), Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), Юсуф (Иосиф), Харун (Аарон). Истории из жизни некоторых пророков дополняются в Коране особыми обстоятельствами или событиями. Так, например, пророк Ибрахим (Авраам), в соответствии с кораническим повествованием, становится не только основателем монотеизма, но заодно и строителем Каабы – главного мекканского святилища (см. ниже). Сам же Мухаммад мыслил себя преемником древних еврейских пророков и наследником их пророческого служения, особо выделяя Адама, Нуха (Ноя), Мусу (Моисея), Дауда (Давида), Сулеймана (Соломона) и Ису (Иисуса). При этом мусульмане считают Мухаммада последним из пророков и «печатью пророков» (см. Коран 33:40).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него» (Коран, 4:171). Итак, с одной стороны, Иисус – великий Посланник, а с другой – Он не Бог. Говоря это, Мухаммед явно полемизирует с христианами. Интересное свидетельство об Иисусе и Марии содержится в хадисах. Согласно ему, в отличие от Мухаммеда, который был грешным человеком, Иисус и Мария изъяты из области греха, то есть они безгрешны. В этом мусульманство соответствует католическому учению, в котором Мария тоже изъята из области греха непорочным зачатием Иоакима и Анны. «Ал Масих Иса» – «тот, кто омыт, очищен от всякого греха» 56 . Иисус, как и Адам, не рожден, а Мухаммед рожден. Иисус сотворен Божественным «будь», как творил Бог: …Да будет свет. И стал свет ( Быт.1:3 ). «Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: “Будь!” – и тот возник» (Коран, 3:59). Приводятся три признака сверхъестественной природы Иисуса. Вопервых, Он рожден от Девы посредством Божественного «будь» (Коран, 19:20–21), наитием Духа Божия, признается приснодевство Марии. Вовторых, Иисус и Мария от рождения безгрешны, святы, их не коснулся сатана. Этого нет в Коране, но есть в Хадисах альБухари 57 . Втретьих, Мухаммед умер, в Медине существует его могила, а Иисус взят живым на небо, подобно Илиипророку. На горе Елеонской Он вознесся на небо (Коран, 4:157–158). Таким образом, исповедуется непорочное зачатие, безгрешное рождение от слова Всевышнего и вознесение на небо. Иисус – единственный, кто с позволения Божия может творить и воскрешать мертвых. Это очень интересно. С одной стороны, по Корану Иисус сотворен. В « Символе Веры » мы читаем: «рожденна, не сотворенна», мусульмане же утверждают: «сотворен», тем самым принижая Его. Но при этом они говорят, что Господь дал Иисусу способность творить. Ничего подобного у Мухаммеда не было: он никого не воскресил и сам умер. Разговаривая с мусульманином, следует на все это обращать его внимание, опираясь на то, о чем ему говорит его священная книга.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Наиболее консервативные исламисты трактуют эти слова как фигуру речи, описывающую великое воодушевление, которое испытывал Мухаммед в свои молодые годы в Мекке. Выдающийся комментатор Корана Али говорит: «Грудь в символическом смысле — это вместилище знаний и высоких чувств любви и преданности» (Ali, The Meaning of the Glorious Qur’an, 2.1755). Пророчества в Коране Мусульмане ссылаются на пророческие прорицания в Коране в качестве доказательства того, что Мухаммед мог творить чудеса. Но убедительных свидетельств у них нет. Чаще всего цитируются те суры, в которых Мухаммед обещает победу своим воинам. Какой же религиозный вождь не сможет сказать своим воинам: «С нами Бог; победа будет за нами. Вперед же, в бой!»? Далее, памятуя о том, что Мухаммеда называют «пророком меча», и наибольшее число обращенных в веру появилось у него после того, как он отказался от мирных, но сравнительно малоуспешных средств ее распространения, вряд ли можно счесть удивительным, если он всегда предсказывал победу. Учитывая рвение мусульманских воинов, которым за их старания был обещан рай (ср. Коран, суры 22:57–58/58–59; 3:151–152, 164–165/157–158, 170–171), не приходится удивляться, что они так часто побеждали. И наконец, нет ничего странного в таком количестве «покоренных», ввиду того, что Мухаммед предостерег: «воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли» (Коран, сура 5:37/33). Единственно существенным предсказанием было предсказание победы римлян над войском персов при Иссе. В суре 30 сказано: «побеждены Румы в ближайшей земле, но они [даже] после [этой] победы над ними победят через несколько лет» (Коран, сура 30:1–3/2–4). Это предсказание не слишком впечатляет (см. Gudel, 54). Согласно Али, «несколько лет» означает от трех до девяти лет, но реальная победа состоялась не раньше, чем через тринадцать-четырнадцать лет после пророчества. Поражение римлян от персов при взятии Иерусалима относится примерно к 614 или 615 г. Контрудары начались не ранее 622 г., и победа не была полной до 625 г. Это составляет, по меньшей мере, десять или одиннадцать лет, а не те «несколько», о которых говорит Мухаммед.

http://azbyka.ru/muxammed-predpolagaemye...

Выслушав вопрос, служитель задумался. Он понимал, что если признает Мухаммеда более великим, то ему возразят или может быть даже нападут заключенные, считающие себя христианами. Если же он скажет, что более велик Христос, то заключенные мусульмане могут его убить, потому что грубое слово против Мухаммеда считалось деянием, достойным смерти. Муж Божий молился в сердце своем, прося у Господа даровать ему мудрый и убеждающий ответ. Он стоял в запертой камере один против толпы заключенных, которые настойчиво требовали: «Не лги! Не будь трусом! Не скрывай своих мыслей. Мы не причиним тебе вреда». В действительности слуга Господень не был одинок в эти минуты. Дух Святой вдохновлял, ободрял и вел его к решению смиренно дать прямой ответ. – Я приготовил для сегодняшней беседы другую тему, – ответил наконец-то служитель, – но если вы решили выяснить в чем разница между Мухаммедом и Христом, то я не скрою от вас истины, но я не буду отвечать сам, а предоставлю это право Корану и Хадисам, в которых есть однозначный ответ и реальные факты. Вы можете их сопоставить, поразмышлять и достичь сокрытой от вас истины. А истина сделает вас свободными… II. Рождение Мухаммеда и Христа Всем известно, что отцом Мухаммеда был Абдулла, а его матерью – Амина. Мухаммед был рожден от уважаемых родителей. Ни Коран, ни мусульманские ученые не утверждают что Мухаммед был рожден сверхъестественным образом. О его рождении не было возвещено Ангелом, и он не был рожден от Слова Божьего. Он был рожден естественным образом. Как все мы, от естественных отца и матери. Что же касается Христа, то Коран утверждает несколько раз, что Он был рожден необычным способом. Его Отец не был человеком. Христос был зачат в Деве Мариам без вмешательства физического отца, потому, что Аллах вдохнул Свой Дух в нее. Это делает Христа отличным от всех и единственным во всем мире. Он был рожден от Слова Бога и Его Духа, «Ведь Мессия. Иса, сын Мариам, – только посланник Аллаха и Его Слово, которое Он бросил Мариам, и Дух Его)). (Женщины 4:169 (171))

http://azbyka.ru/vopros-kotoryj-trebuet-...

Считая себя христианами, вместо Венеры объектом поклонения они избрали Деву Марию (отсюда и их название). Мариамисты, как и «христиане», описанные в Коране, действительно учили, что существует три Бога: Бог Отец, Мария и Их Сын Иисус Христос. На самом же деле, Церковь не считает Деву Марию богиней. Православная Церковь боролась против ереси мариамистов и категорически отвергала ее, отлучая ее адептов от Причастия. К концу VII века, когда учение ислама уже окончательно утвердилось и текст Корана (в 651 году) был утвержден и канонизирован мусульманами, ересь мариамистов была полностью искоренена – данная секта просто исчезла. Однако их еретическое учение осталось на страницах Корана и в мировосприятии мусульман, среди которых до сих пор бытует мнение, что Троица христиан – это Бог Отец (Аллах), Мария и Иисус Христос. В действительности, учение Церкви не имеет ничего общего с многобожием, поскольку учит, что Бог един в Трех Лицах. Святая Троица – это Отец, Сын и Святой Дух, что полностью сообразуется с данными Священного Писания. Иисус Христос не противопоставлял себя Богу Отцу, но учил, что «Я и Отец – одно. Видевший Меня видел Отца. Я в Отце, и Отец во Мне» ( Ин.10:30; 14:9; 14:10 ). Мусульмане часто ссылаются на слова Корана: «Поистине, Бог – только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок» (4.171). «Бог один, не рождал Он и не был рожден» (114.2 3) Они не понимают того, что, согласно учению Церкви, Бог Отец вовсе не рождал Бога Сына в физическом смысле. Православные христиане живут по Библии. С точки зрения Библии, наша позиция безупречна, а ссылки мусульман на авторитет Корана для нас не имеют значения, так как мы не признаем богодухновенности Корана. С тем же успехом в полемике с нами оппонент мог бы апеллировать к опусам мормонов или к «Капиталу» Карла Маркса – все это для нас не имеет никакого веса. Что самое интересное, хотя в исламе и отвергается Святая Троица, Коран не только не отрицает, но и придает особенное значение Святому Духу. С. Путилов справедливо указывает в своей книге «Крест в мире полумесяца»: «Действительно, согласно Корану единственным во всей человеческой истории от Святого Духа родился Иса…»

http://azbyka.ru/oshibki-musulman-v-poni...

Также важной частью мусульманской литературы является хадис (в переводе с арабского «предания»). Обычаи, описанные в хадисах, дают обширный материал для изучения политической и общественной структуры ислама. Халифами («вождями») называют выдающихся руководителей исламского мира, прежде всего непосредственных преемников Мухаммеда. Аятолла – духовный наставник или вождь мусульман. Течения в исламе. Большая часть из 400–700 миллионов мусульман мира принадлежит к суннитам. «Праведными» они считают только четырех халифов, учившихся непосредственно у Мухаммеда и не признают ничего другого. Сунниты умеренны по своим взглядам. К ним принадлежит 90% мусульман Ближнего Востока (90% – в Египте, 90% в Иордании, 90% в Саудовской Аравии и 90% в Ливии). Другая крупная группировка в исламе – шииты. Их меньше, чем суннитов, они более буквально понимают Коран и исполняют его в жизни, они более воинственны и фанатичны. Шиитов много в Иране (93%), где их возглавляет самый могущественный из шиитских лидеров аятолла Хомейни. Еще одно течение ислама, основанное в 1900-е годы – ахмадие. В последние 40 лет, несмотря на свою малочисленность, ахмадие выступили инициаторами многих кампаний против христианства и иудаизма. Ахмадие чаще всего можно встретить в американских городах и особенно в студенческих общежитиях, где они пропагандируют свои идеи среди американских студентов. Суфии – секта мистиков ислама. Многие консервативные мусульмане их не признают. Учение суфиев отвергает строгий монотеизм традиционного ислама, склоняясь к пантеизму. Учение ислама. С первого взгляда кажется, что учение ислама очень похоже на христианское и иудейское. Часто приходится слышать, что мусульмане верят в того же Бога, что и христиане «они только не признают Иисуса Христа». Тем не менее, как мы сейчас увидим, мусульманский Бог совсем не похож на христианского. Ислам отрицает библейское учение о Троице и Божественность Христа. Бог . Для мусульман единственным истинным Богом является Аллах, не Сын Бога и не Бог-Отец (Сура 4:171). Мусульманский Бог недостижимо далек от грешного человека. Он настолько совершенен и свят, что может общаться с людьми только при посредничестве ангелов и пророков. Бог ислама – это Бог осуждающий, а не милосердный, Бог возмездия, а не Бог любви. Желание любого мусульманина – подчиняться, соблюдая все заповеди, чтобы не навлечь на себя гнев Аллаха, и тогда, возможно, по его милостивому разрешению человеку достанется вечная жизнь в приземленном мусульманском раю, где предаются возлияниям, насыщению желудка и удовлетворению плотских вожделений. В исламе отсутствует понимание Бога как любящего и сострадательного Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Мусульмане думают, что Иисус был обычным человеком, подобным Адаму (Коран 3.59), и имел пророческую миссию. Он был послан только к израильскому народу со следующим откровением: “Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!” (Коран 5.117), а также: “О сыны Израиля! Я — посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому будет Ахмад” (Коран 61.6). Ахмад — это одна из форм имени Мухаммед. В исламе признаётся, что Иисус творил чудеса: “Я пришёл к вам со знамением от вашего Господа. Я сотворю вам из глины по образу птицы и подую в неё, и станет это птицей по изволению Аллаха. Я исцелю слепого, прокажённого, и оживлю мёртвых с дозволения Аллаха. Я сообщу вам, что вы едите и что сохраняете в ваших домах. Поистине, в этом — знамение для вас, если вы верующие!” (Коран 3.49). Кроме того, среди чудес Его в Коране упоминается то, что Он говорил, будучи младенцем 1 , а также что по Его молитве Аллах спустил с неба стол с трапезой, дабы убедить Апостолов: «Вот сказали апостолы: “О Иисус, сын Марии! Может ли твой Господь низвести нам трапезу с неба?”. Он сказал: “Бойтесь Бога, если вы верующие!”. Они сказали: “Мы хотим поесть с неё, и успокоятся наши сердца, и будем мы знать, что ты сказал нам правду, и мы будем о ней свидетелями”. Сказал Иисус, сын Марии: “Аллах, Господь наш! Низведи нам трапезу с неба! Это будет праздником для первого из нас и для последнего и знамением от Тебя. И даруй нам удел, Ты — лучший из дарующих уделы!”. Сказал Аллах: “Я ниспошлю её вам, но кто ещё из вас будет потом неверующим, того Я накажу наказанием, которым не наказываю никого из миров!”» (Коран 5.111–115). В Коране говорится о том, что Иисус получил от Аллаха писание под названием Евангелие, “в котором — руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе” (Коран 5.46), а также, что Аллах Иисуса “подкре­пил духом святым” (Коран 2.87). В исламе категорически отрицается, что Иисус — Бог и Сын Божий: «Не веруют те, которые говорят, что Иисус, сын Марии — это Бог. Скажи: “Кто же властен чем-нибудь у Аллаха, если Он захочет погубить Иисуса, сына Марии, и его мать, и тех, кто на земле, всех?”» (Коран 5.17). «И сказали христиане: “Христос — Сын Божий”. Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!» (Коран 9.30). “Иисус Христос, сын Марии, — только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марии, и дух Его Поистине, Аллах — только единый бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребёнок” (Коран 4.171).

http://pravmir.ru/musulmanskoe-predstavl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010