De poster. Cain. 175-178). Имя Лот Филон истолковывает как «уклонение» (πκλισις) ума от блага ко злу, а его самого уподобляет кораблю в бушующем море ( Idem. De migr. Abr. 148). В раввинистической литературе В раввинистической традиции сформировались разные оценки личности Л., зачастую негативные. В то же время, согласно отдельным евр. комментаторам, Авраам, вопрошая Господа, «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» (Быт 18. 23b), под праведником (  ) подразумевал именно Л. (Пирке де-Рабби Элиезер. 25; Hirschberg. 2007. P. 216; ср.: Skinner. 1930. P. 307; Sarna. 1989. P. 135). После того как Л. покинул Авраама, от него отступил Господь (Бэрешит Рабба. 41. 5-7). В этом же трактате объясняется и причина, по к-рой Л. выбрал Содом местом своего поселения: он сам был похотлив и его склонность к плотским страстям отразилась на дочерях. Кроме того, опьянение Л. Талмуд определяет как состояние, характеризующееся полной невменяемостью (Эрувин. 65а; Бэрешит Рабба. 41. 4). Согласно иудейскому преданию, у Л. было 4 дочери, 2 из к-рых вместе с женихами погибли в Содоме (Бэрешит Рабба. 51. 9). Поскольку жена Л. беспокоилась за судьбу оставшихся в порочном городе дочерей, то она оглянулась и, увидев Шехину (   - «присутствие [Божие]»), превратилась в соляной столп (Пирке де-Рабби Элиезер. 1). Также Л. осуждался за то, что согрешил со своими дочерьми, особенно он виновен в том, что позволил себя во 2-й раз напоить и переспал с младшей дочерью. Однако намерение его детей признавалось почетным ( Hirschberg. 2007. P. 216). Согласно комментарию Раши (XI в.), Л. был назначен содомлянами судьей над ними (Тора с коммент. Раши: Брейшит. М., 2009. С. 328); отказ же Л. спасаться «на горе» (Быт 19. 19) означает его нежелание обнаружить свою греховность в сравнении с прав. Авраамом (Тора с коммент. Раши. 2009. С. 340). В исламе Л. (араб. Лут) не только считается праведником (Коран XXI 75), но и наряду со мн. др. библейскими персонажами был переосмыслен как пророк и посланник Аллаха (XXVI 162, XXXVII 133 и др.).

http://pravenc.ru/text/2110743.html

Не легко высказать заключительное слово об изложенной «теории отменения». Без сомнения, Коран, как религиозная доктрина, как «истина, исходящая от Бога», не должен бы заключать в себе противоречий, как об этом и заявлено в Коране (4, 84); но религиозное сознание Мухаммеда развивалось постепенно, под влиянием различных исторических обстоятельств, и он неизбежно менял свои убеждения, а увлеченные последователи его, жившие непосредственным чувством обаяния его личностию, как посланника Божия, благоговейно запоминали и записывали все его изречения прежние и последующие и переживали сладостные минуты религиозного восторга; они в каждый данный момент не замечали противоречий, которые были заметны для упорных врагов Корана. Притом сам Мухаммед не заботился придать Корану вид систематически изложенного кодекса, а собиратели Корана не решались свободно распоряжаться «словом Божиим» и старались внести в сборник все, что находили записанным и подтвержденным свидетелями 169 . Так получилась беспорядочная книга, для оправдания которой и была придумана «теория отменения», не только не улучшившая дела, а еще более запутавшая его. Можно с уверенностью сказать, что в действительности все отменяющие стихи были обнародованы после отмененных, а не наоборот, как учит иногда теория «насха». При таком взгляде на дело, многие недостатки Корана должны быть отнесены на долю собирателей и редакторов его, не умевших разместить стихов Корана в строгом хронологическом порядке. Вероучение Корана Чтобы правильно понять и по достоинству оценить вероучение Корана, необходимо прежде всего иметь в виду, что проповедник этого учения, Мухаммед родился и вырос среди арабских многобожников (Кор. 10, 17) и сам некоторое время находился в заблуждении (93, 7), считая чтимых арабами богов действительными существами, которые после всеобщего суда Божия будут ввергнуты в геенну вместе с поклонявшимися им арабами (21, 98–100)... Очевидно, что Мухаммед, как неученый простолюдин (7, 155–158), при всех своих высоких душевных стремлениях, не мог сразу отрешиться от верований своих соплеменников, – и только личные встречи и беседы с иудеями и христианами прояснили зародившиеся в его уме новые религиозные понятия, омрачавшиеся сомнениями 170 , так что были необходимы особые внушения со стороны Аллаха, чтобы предостеречь арабского реформатора от опасности уклониться от прямого пути (28, 87–88). Установившись потом в главных пунктах нового вероучения (ислама), Мухаммед объявил своим слушателям: «Благочестивы те, которые веруют в Бога, в последний день, в писание, в пророков» (2, 172 и 286). Затем было объявлено: «Веруйте в Бога, в посланника Его, в писание, которое Он ниспослал ему (т. е. Коран), и в писания, которые Он ниспослал прежде: а кто отвергает веру в Бога, в ангелов, в писанья Его, в посланников Его и в последний день, тот заблудился крайним заблуждением» (4, 135).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Проповедуя такое учение, Мухаммед надеялся, что его без труда признают истинным пророком Божиим не только арабы, но иудеи и христиане; однако он ошибся в своих предположениях. Тогда, чтобы выйти из затруднительного положения, он объявил от имени Божия, что христиане и иудеи забыли некоторые откровения Божия, а некоторые умышленно исказили 155 и потому он считал себя обязанным поучать истинной вере не только арабов, но и христиан, и иудеев: «Знающие писание! К вам пришел посланник Наш; он ясно укажет вам многое из того, что скрыли вы из писания, и отменит многое» 156 . Таким образом, Мухаммед из посланника арабов постепенно превратился во всемирного проповедника и притом в последнего и совершеннейшего пророка. В этом смысле он называется в Коране «печатью пророка» 157 . Вот в каких выражениях новейший апологет ислама 158 высказывает свою мысль о превосходстве Мухаммеда пред другими пророками и о законченности его миссии: «Преимущество Мухаммеда над другими пророками, мудрецами и философами других стран состоит в неоспоримом факте, что труд его увенчался успехом при его жизни. Иисус, Моисей, Зороастр, Сакьямуни, Платон – все имели свои понятия о царстве Божием, республиках, – идеи, долженствовавшие возвысить униженное человечество к нравственной жизни. Все они оставили этот мир, не увидев исполнения своих светлых стремлений, или поручили обязанность возвышения своих стремлений кровожадным ученикам, или царственным ученикам 159 . Мухаммеду было назначено исполнить как свою миссию, так и миссию своих предшественников. Ему одному было дано увидеть исполнение своего преобразовательного труда: никакой царственный ученик не пришел к нему на помощь (с) указом о насильственном навязывании нового учения»... «Когда народы Аравии собрались для присоединения к его вере, Мухаммед почувствовал, что задача его исполнена». (Коран, гл. 110)... «Смиренный проповедник возвысился до управления Аравией, сравнялся с Хозревом и Кесарем и сделался распорядителем судьбы народов...». (Стр. 245, 247 и 254). Нет нужды опровергать все эти ходульныя фразы, показывающие только, что каждый последователь религии старается защитить ее от возражений противников. Из истории известно, во первых, что халифы и их полководцы не стеснялись в средствах распространения и насаждения ислама среди иноверцев не только Европы, но и Азии, по буквальной заповеди Корана – воевать с кяфирами (см. историю ислама). Для нас пока достаточно сказать, что Мухаммед еще при жизни своей поставил свою скромную личность народного (не ученого) проповедника рядом с именем Аллаха 160 , и тем не менее мусульманам предписывается соблюдать веру не только в Коран, но и те писания, которые Бог послал прежде (гл. 4, ст. 135). Иудеев, к которым Мухаммед сначала относился с терпимостью, потому что хотел привлечь их на свою сторону, и христиан, которых прежде даже одобрял за кротость и любовь к ближним, он стал теперь считать опасными людьми, с которыми не следовало дружить 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

На всех страницах число строк одно и тоже – 12. Не перечисляя всех особенностей этого почерка, укажем на то, что вместо диакрических точек над известными буквами арабского алфавита поставлены черточки, а затем никаких других знаков чтения 134 в этом списке нет. Каждый стих Корана отделяется от другого черточками от 4 до 7 (весьма редко менее или более), расположенных близко одна над другой и похожих на диактрические черточки. Отдельные группы стихов (приблизительно 10 ст.. отмечены цветным квадратиком со звездочкой внутри, описанной вокруг кружка, в котором помещается красная куфическая буква, обозначающая число стихов от начала главы. Эти цветные фигурки различаются между собою, главным образом, расположением красок и были вставлены в текст уже после, а не одновременно с написанием самого текста. Главы Корана отделяются одна от другой цветной полосой, состоящей или из ряда квадратиков, или продолговатых прямоугольников, различно раскрашенных. Концы таких заставок украшены как бы бантом ленты, имеющим форму лиры. Эти заставки, очевидно, также позднейшего происхождения и появились одновременно с цветными фигурками, отделяющими десятки стихов. Особых названий при каждой отдельной главе нет, но каждая глава имеет обычное арабское надписание: «Во имя Бога Милостивого Милосердного»(Бисмилля). С этого списка Корана изготовляются Публичной Библиотекой фототипическим способом копии в небольшом числе экземпляров. На основании подробно изложенных в ст. А. Шебунина внешних и внутренних признаков, следует признать. что описываемый экземпляр Корана был подновлен (уже в XIX ст.) в некоторых местах свежими чернилами, пополнен бумажными листами, а на оборванных и истлевших листах подправлен бумажными заплатками. Относительно времени первоначального написания упомянутого манускрипта, г. Шебунин полагает, что этот манускрипт был изготовлен в начале второго века гиджры в Ираке и списан с Басрийского экземпляра, т. е. с одного из первых четырех списков Корана, изготовленных при халифе Османе 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Экскурсовод рассказывала об иконе Божией Матери «Знамение». На воздетых руках Матери Христа были видны красные блики. Такие же красноватые тона проступали и на лике. Символико-богословское объяснение этой особенности некоторых богородичных икон можно найти в книге Е.Н. Трубецкого «Умозрение в красках». Экскурсовод же предпочла дать объяснение историческое. Это была русская икона XIII века. А что это за столетие в истории России? Столетие Батыева нашествия, столетие разгромов и пожаров. И эти красные тона на лике Божией Матери – это-де отсвет от земных пожаров. Огонь, опаляющий русские города, достигает Небес и касается Той, Которая простерла Свой покров над нашей землей… Действительно ли именно так понимал свою икону сам иконописец – не знаю. Но глубоко верно то, что в христианстве есть убежденность в том, что боль людей становится Божией болью, что страдание земли как бы опаляет Небеса. Вот этого ощущения – что Бог сопереживает человеческим страданиям – нет в исламе… А теперь подойдем с нашим вопросом к религии Древнего Израиля. Тексты Ветхого Завета говорят нам прямо: «Бог есть любовь». Да, Бог явил Свою любовь делами. Он свободно, не понуждаемый никем и ничем, создал мир и человека, Он по Своей любви даровал нам Пророков и Закон. И еще Он принес людям величайший дар – свободу [ 14 ]. Как общается Бог с людьми? При всей Его надмирности Он не просто дает Закон. Он требует от людей выполнять заповеди Его. Читая Ветхий Завет, можно легко убедиться: Бог обеспокоен жизнью людей. Как же должны были вести себя люди, и как близко должен быть к ним Творец – если однажды Библии приходится свидетельствовать: И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем (Быт. 6, 6). Лосский В.Н. Господство и Царство (эсхатологический этюд)//Богословские труды. М., 1972. Сб. 8. С. 214. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Рига, 1937. Т. 2. С. 201. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1992. С. 148. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 130. Цит. по: Лосский Н.О. Ценности и бытие. Париж, 1931. С. 131. Лысенко В.Г. Будда как личность, или Личность в буддизме//Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993. С. 131 и 124–125. «От смерти к смерти идет тот, кто видит что-либо подобное различию» (Брихадараньяка упанишада. 4, 4, 19). Конзе Э. Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость. М., 1993. С. 42. Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. СПб., 1994. С. 159. См.: Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. С. 135. Ср.: «Так, о Субхути, бодхисаттва, великое существо, ведет неизмеримые и неисчислимые существа к освобождению. И все же нет никого, кто освобождается, и того, через кого он ведется к освобождению» (Аштасахасрика-праджняпарамита. 1). Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. С. 138–139. См.: Священный Коран. Смысловой перевод 28-й, 29-й и 30-й частей с комментариями Абдуррахмана Саади. М., 1999. С. 320.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Стихир, на литии, 25 декабря. 109 В V песне. 110 От нашестгия 700 000 войска, составленного из разных народов, с 1300 орудий. См. Истор. Устрялова. 111 Слова из паремии, читаемой на молебне. 112 Слова из отпуста молебного. 113 Епиф. в изложении веры. 22. Leon. mag. epist. 93 ad Turribium, с. 4. 114 ren. advers. haeres. I, 26; 3, 2. n. I; V, 1. n. 3. Евсевий. Церковная история, кн. 3, гл. 27, 28. 115 Так названы они от греческого слова бохеш — мню, кажусь. 116 Тертул. de carne Christi, с. 5. 117 От один и естество. 118 Богослужебные каноны, 1 канон на Р. X., 1 песнь. 119 25 декабря. Слово св. Афанасия александрийского на Рождество Христово. См. также в Прологе 26 декабря Собор Пресвятой Богородицы. 120 В слове о том, как должно сретать день Рождества Христова. 121 Constit. Apostol lib. VIII, cap. 33. Cod. Justin, lib. Ill, tit. XII, 1. VII. 122 В 1 слове на день Рождества Христова. 123 Иакова Рейтенфельса de rebus Moscoviticis. 124 Богослужебные каноны на русском языке, 1 канон на Р. X. песнь 4. 125 См. выше на стр. 25. 126 Лк 2, 8, св. Златоуст, 37 беседа на Крещение, 2. 127 XII sermo de natali Domini. 128 Constant. Porphyrogennet X sacc. de caere-moniis aulae Byzant., lib. I, cap. 83. 129 Церковн. Уст. декабря 25. 130 Прав. XVII. 131 Ambros. sermo. VII. Втор. Турон. Собора прав. 17. 132 61 и 62 правила. 133 Свод Закон., 14, ч.4. 33–34 134 In libro sacramentorum de circulo anni. 135 Sermo VII de kalendia ianuariis, no изданию Бенедиктинцев, том. 2. 136 Sermo CXXX de calendis ianuariis, по изданию Бенедиктинцев, том V. 137 См. также IV Толедский Собор, прав. XI; Трул. Собор, прав. LXII. 138 Dictionnaire de Theolog. par Bergier, circoncision. 139 Manuel de fetes et solenniles de 1 eglise, par Philbert. 140 См. припевы на 9 песни канона в день Обрезания. 141 Канона песнь 8. 142 Коран, гл. III, ст. 40. 143 На стиховне стихиры на малой вечерни 1 января. 144 Канона песнь 145 См. Следован. Псалтыр. 1 января 146 Тропарь и кондак праздника. Также Следован. Псалтыр. 1 января 147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

451 Mills, Histoire du Mahometisme, p. 330; Sale, civilisation musulmane, p. 504: Reland, La religion des Mahometans, § XVIII. p. 166–172. 452 Коран 55:56–74; Sale, civilisation musulmane, p. 504: Mills, Histoire du mahometisme, p. 330. 462 Lüdeke, B. III, S. 70: Клот-Бей, ч. 1, стр. 189: Monradgea d’Ohson, T. III, p. 270; Mischaud, Т. VII, 86. 481 Путешествие в Бухару: рассказ о плавании по Инду от моря до Лагора и отчет о путешествии из Индии в Кабул, Татарию и Персию, предпринятом по предписанию высшего правительства Индии в 1831, 1832 и 1833 годах Лейтенантом Ост-Индийской компанейской службы, Александром Борисом. Рус. пер. Москва, 1848 г. Часть вторая, стр. 137–138, 483 Коран 2:23; Коран 3:13; Коран 36:66; Коран 37:47; Коран 33:52; Коран 64:54; Коран 52:20; Коран 55:56, Коран 55:70–72; Коран 56:22, Коран 56:33–36; Коран 78:33; Коран 81:7. 485 Клот-Бей, Египет в прежнем и нынешнем своём состоянии, ч. 1, стр. 268. Приложение 3, стр. 50. 487 Mem. sur les Tures, les Tartares et les Egypt, par M. de Tott, t. 1. Disc, prelim. p. 52, – ц. в слов. Бержье. 491 Lüdeke, Beschrcibung des Türkischen Reiches, В. III, S. 342. M. do Tott, mem. sur les Tures, les Tartars et les Egyp. p. 52; Осман-Бей, Турки и их женщины, султан и его гарем, стр. 117–118. 492 См. приложение 3-е стр. 103. Bibliotbèque du journal le levant, la civilisation musulmane, p. 30 м, дал.: Осман-Бей, стр. 112. 495 См. прекрасное описание этого беспокойного состояния жён, заставляющего их прибегать к помощи колдунов и колдуний, у Османа-Бея, стр. 118–123. 496 Islam I.M. Arnold p. 208–213; Отеч. Записки. 1855 г., т. CI, стр. 82, Сравн. Döllinger, Muhammed’s Religion, S. 22. 497 Для того, чтобы проверить правдивость моих слов, стоит только прочитать книгу Османа-Бея, который, как воспитанный в гареме, мог отлично знать всю гаремную жизнь. Также хорошее понятие о вражде и ненависти жён в гаремах может дать и автобиография его матери под заглавием «Тридцать лет в турецких гаремах». 502 Mohler, Ueber das Verhaltuiss des Islams zum Evangelium. Gesammelte Schriften, 399–402, цит. в «Islam», I. M. Arnold, р. 208.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Довод на основе пророчеств. Содержит ли Коран пророчества с предсказаниями будущего, которые доказывали бы его божественное происхождение? Подробно это обсуждается в статье Мухаммед: предполагаемые чудеса. Ниже приводятся лишь основные тезисы. Большинство пророчеств в действительности представляют собой призывы военно-религиозного вождя идти сражаться, чтобы Бог даровал победу. Одно существенное предсказание, относительно победы римлян над войском персов при Иссе (Коран, сура 30:1–3/2–4), не исполнилось в указанные пророчеством сроки – «через несколько лет» – и никак не может быть названо неожиданным. Из других пророчеств примечательно только одно – упоминание десяти ночей в суре 89:1/2, которое истолковывают как завуалированное предсказание о десяти годах гонений, испытанных первыми мусульманами. Это. сомнительное толкование, поскольку в данном месте с очевидностью речь идёт о паломничестве (см. пророчества как подтверждение Библии). Довод на основе единства. Утверждения о том, что Коран должен иметь божественное происхождение в связи с его внутренней последовательностью и непротиворечивостью, тоже не слишком убедительны. Как отмечено выше, откровение у Мухаммеда иногда изменялось, например в случае процитированных «сатанинских стихов», где первоначальное откровение позволяло определённым племенам поклоняться языческим богам (ср. Коран, сура 21–23/21–23). Это серьёзный вопрос для пророка, который считает многобожье главным грехом. Сама концепция отмены (mansukh), когда допущенные ошибки исправляются в последующих стихах (именуемых nasikh), свидетельствует об отсутствии в Коране единства. В Коране, сура 2:100/106, сказано: «Всякий раз, когда мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над любой вещью мощен?» Например, так называемый «стих меча» (Коран, сура 9:5/5), предположительно отменяет 124 стиха, которые первоначально призывали к терпимости (ср. Коран, сура 2:257/256). В Коране патетически провозглашается, что «нет принуждения в религии» (Коран, сура 2:257/256), однако в других местах он призывает мусульман: «сражайтесь с теми, кто не верует» (Коран, сура 9:29/29) и «избивайте многобожников, где их найдёте» (Коран, сура 9:5/5). Концепция nasikh противоречива тем, что в самом Коране провозглашается: «нет перемены словам Аллаха» (Коран, сура 10:65/64), а именно таковыми словами считается Коран. Ибо «[нет того, кто мог бы изменить слова (и веления) Аллаха]» (Коран, сура 6:34/34 русск. перев. «нет применяющего слова Аллаха " И всё же Коран учит доктрине отмены, аннулирования предыдущего откровения последующим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Al-Muqsit, Блюститель справедливости, Который справедливо взвешивает на весах (Коран, сура 21:48/47); Al-Mutaali, Возвысившийся, Тот, Кто превознёс Себя выше всего (Коран, сура 13:10–11/9–10); Al-Qadir, Тот, Кто «в состоянии» сделать всё, что хочет (Коран, сура 17:101–103/99–101); Al-Quddus, «Святой», святость Которого признаёт всё, что в небесах, и всё, что на земле (Коран, сура 62:1); Al-Wahid, «Единый», уникальный в Своём божественном владычестве (Коран, сура 3:17–18/16–17); Исключительный, единственный, Кто творит (Коран, сура 74:11); Al-Wakil, «Поручитель», Тот, Кто управляет каждой вещью (Коран, сура 6:102); Malik al-Mulk, «Царь царства», Тот, Кто дарует власть, кому желает (Коран, сура 3:26). Абсолютная справедливость Бога. Ряд имён Бога свидетельствует о Его абсолютной справедливости: Великий, Собиратель, «Счётник», Судия, Справедливый, Святой, святость Которого признаёт всё, что в небесах, и всё, что на земле, Блюститель справедливости, Мститель. Абсолютная любовь Бога. Вопреки распространённым, но ошибочным представлениям, Аллах – это Бог любви. И действительно, некоторые из имён Бога указывают именно на это Его качество. Например, Бог – это Ar-Rahman, Милосердный, Милостивейший из милостивейших (Коран, суры 1:2/3; 12:64/64), и Al-Wadud, Любящий, выказывающий сострадание и любовь к Своим рабам (Коран, сура 11:92/90). Он предначертал для самого Себя милость (Коран, сура 6:12). Аллах говорит: «милость Моя объемлет всякую вещь» (Коран, сура 7:155/156). Мухаммед сказал в Коране: « " Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи» – поистине, Аллах – прощающий, милосердный» (Коран, сура 3:29/31). Абсолютная воля Бога. С именами Бога связана определённая Его таинственность. Историк Кеннет Крэгг утверждает, что эти имена «следует понимать как характеристики воли Бога, а не как законы Его природы. Осуществления действий, вытекающих из определённых Его характеристик, можно ожидать, но не в качестве необходимых их следствий». Единство всем действиям Бога придаёт только то, что все они осуществляются по Его воле. Как Носитель этой воли, Бог может быть узнан по данным Ему описаниям, но ни одному из них Он не обязан соответствовать. Осуществление Его воли познаётся по результатам Его действий, но сама Его воля непостижима. Этим объясняются противопоставления в некоторых именах Бога (см. ниже). Например, Бог – это «Тот, Кто сбивает с пути», но и «Тот, Кто руководит».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

431 Отеч. Записки. 1855 г., т. XLVIII. Мусульманская религия в отношении к образованности. Березин, стр. 89. 437 Вот список имён, даваемых обыкновенно женщинам в Персии: Гюльчегре – розолицая, Нарцисханум – нарцисс-барыня, Пери-пейкер – одарённая видом пери, Гюль-ендам – имеющая телосложение розы, Джейран-ханум – серна-барыня, Бепефше-ханум – фиалка-барыня, Тути-ханум – попугай-барыня, Нуша-ферим – сладотворная, Гаучер-ханум – драгоценный камень-барыня, Мачтаб – сиянье месяца, Нариндж-ханум – апельсин-барыня, Шахисеид – такая, что и шах похвалит, Пазепит – нежненькая, Нейлуфер  – лилия, Нур-джан  – блеск-душенька, Таус-ханум – павлин-барыня, Нист-ендер-джегон-ханум – такая барыня, что нет ей подобной в целом свете. См. Отеч. Записки 1855 г. CI т., стр. 50. 441 Я не могу здесь не привести одного стихотворения, в котором в кратких словах очень верно изображена гаремная жизнь женщины со всею её убийственностью. Вот это стихотворение: Жалкая, словно рабыня в цепях, И молчаливая, скорбная, бледная, – Вот она, наша страдалица бедная, С робкой улыбкой на грустных устах… Грудь надорвут ли рыдания – Плакать не смеет она. Не обнаружит страдания Деспота злого жена, В самой любви до конца оскорблённая, И отупевшая, и истомлённая. Рядом с несчастной ребенок больной, Взгляда не сводит с неё боязливого… Бедный, не знает он детства счастливого! Вскормленный жалкой и слабой рабой, Вынесет школу суровую, И, – такова уж судьба, – Выльется в форму готовую Иль палача, иль раба. Будет он деспотом, всех оскорбляющим Или невольником, выю склоняющим... В.Н. Славянский. Дело. 1875 года. Ноябрь, стр. 34. Славянка в турецком гареме. С сербского. 443 Предание говорит, что Мухаммед ввёл это постановление по убеждению Омара, который однажды сказал Мухаммеду, «о пророк, к тебе ходят разные люди, хорошие и худые, не хорошо, что все они видят лицо твоих жён: повели своим женам закрывать своё лицо». Следуя этому совету, Мухаммед и сделал это законоположение (Шпренгер). 448 Коран 2:23; Коран 36:56; Коран 37:47; Коран 38:52; Коран 44:54; Коран 52:20; Коран 55:56; Коран 55:70–72; Коран 56:22; Коран 56:33–36; Коран 78:33; Коран 81:7.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010