Разделы портала «Азбука веры» Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Ин.14:26 Знакомясь с Кораном в переводе Валерии Пороховой «Коран. Перевод смыслов» 1 , автору статьи бросилась в глаза попытка переводчицы провести параллель между Кораном и Евангелием от Иоанна, а именно между сурой 61.6 и Ин.14:16; 15:26 . Валерия Порохова, как и другие апологеты ислама 2 , трактует Ин.14:16, 15:26 как предсказание прихода основателя ислама Мухаммада. По сути, Утешитель, о котором пророчествует Христос, апологетами ислама отождествляется с Мухаммадом. В данной статье мы поразмышляем над корректностью такого отождествления. Есть ли в Новом Завете пророчества, которые могут быть отнесены к Мухаммаду? Но для начала выясним, как Коран относится к Библии. Изучая Коран, можно столкнуться со стихами, которые, на первый взгляд, свидетельствуют о положительном отношении к Библии: Скажите вы: «Мы верим в Господа и откровение Его, Что было нам ниспослано и Ибрахиму, И Исмаилу, и Исхаку, и Йакубу 3 , И всем двенадцати израильским коленам; И то, что Мусе Бог послал, И то, что даровал Он Исе, И что другим пророкам снизошло – Меж ними мы не делаем различий, И лишь единому Ему мы предаемся (Сура. 2.136; 3.84). Он тот, кто Книгу в истине тебе послал В знак подтверждения ниспосланного прежде. И до нее Он в руководство людям ниспослал Закон (Тора), (За ним) Евангелие (с Исой)… (Сура.3.3). Мы дали Мусе Книгу (откровений), И вслед за ним отправили других пророков; Мы дали Исе (Иисусу), сыну Марйам, знаменья ясные, И Дух Святой для укрепления его» (Сура. 2.87). Как видим, Коран признает ветхозаветных пророков: Авраама, Моисея, Исаака и т.д., причисляя к пророкам и Иисуса (Ису). Более того, в Коране не только признается, что Библия является Боговдохновенной книгой, но и утверждается, что те, кто отвергает Божие Откровение, «урон тяжелый понесут»: Те, для которых Мы послали Книгу, Читают ее чтением достойным – Они есть те, кто верует в нее.

http://azbyka.ru/prorochestvoval-li-xris...

Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 “В садах услады — толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника — от него не страдают головной болью и ослаблением среди лотоса, лишенного шипов, и акации, увешанной плодами, под далеко раскинувшейся тенью, на берегу текучих вод и средь плодов обильных, не истощаемых и не запретных, и ковров разостланных, и Мы создали им (напар­ниц) творением особым и сделали их девственницами, мужа любящими, сверстницами Для богобоязненных есть место спасения — сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи” (Коран 56.12–19; 28–37; 78.31–35) 1 . И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева  — для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Откр 21:2,12,21,25; 22:2–5). Даже при беглом взгляде сразу бросается в глаза кардинальное различие этих двух образов: в противовес коранической вечноцветущей идиллии — апокалиптический образ Града. Причем этот образ свойственен не только Апокалипсису, но и всему Новому Завету — в доме Отца Моего обителей много (Ин 14:2), говорит Господь, и апостолу Павлу, “знавшему человека, восхищенного в Рай” (см. 2 Кор 12:2), пришлось обмолвиться: они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евр 11:16). И этот новозаветный образ “града Божия” в свою очередь восходит к некоторым архетипам Завета Ветхого: Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего (Пс 45:5), и др.; особенно яркие параллели описание апостола Иоанна имеет с 60-й главой книги пророка Исайи, где Господь, обращаясь к Иерусалиму, говорит: И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего (Ис 60:11,14,19).

http://pravmir.ru/obraz-raya-v-hristians...

Параграф I II III IV V «В садах услады – толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника – от него не страдают головной болью и ослаблением среди лотоса, лишенного шипов, и акации, увешанной плодами, под далеко раскинувшейся тенью, на берегу текучих вод и средь плодов обильных, не истощаемых и не запретных, и ковров разостланных, и Мы создали им (напарниц) творением особым и сделали их девственницами, мужа любящими, сверстницами Для богобоязненных есть место спасения – сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи» (Коран 56:12–19, 28–37, 78:31–35) 1 . И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков ( Откр.21:2,12,21,25, 22:2–5 ). I. Даже при беглом взгляде сразу бросается в глаза кардинальное различие этих двух образов: в противовес коранической вечноцветущей идиллии – апокалиптический образ Града. Причем этот образ свойственен не только Апокалипсису, но и всему Новому Завету – в доме Отца Моего обителей много ( Ин.14:2 ), говорит Господь, и Апостолу Павлу, «знавшему человека, восхищенного в Рай » (см. 2Кор.12:2 ), пришлось обмолвиться: они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город ( Евр.11:16 ). И этот новозаветный образ «града Божия» в свою очередь восходит к некоторым архетипам Завета Ветхого: Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего ( Пс.45:5 ), и др.; особенно яркие параллели описание апостола Иоанна имеет с 60-й главой книги пророка Исайи, где Господь, обращаясь к Иерусалиму, говорит: И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего ( Ис.60:11,14,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление: Господь Иисус Христос никогда не говорил: “Я Бог, поклоняйтесь Мне”? Филипп Чэмпион В разговоре с христианами мусульмане часто используют один и тот же аргумент, впервые высказанный исламским проповедником Ахмадом Дидатом. Он гласит: “Нигде в Библии Иисус не говорит, что Он — Бог, и нигде Он не призывает поклоняться Ему”. Тем самым, мусульмане намекают своим слушателям, что в Священном Писании не содержится учения о Божественности Господа Иисуса Христа. Я уже частично рассматривал этот вопрос в других статьях 1 , 2 Из Священного Писания мы знаем, что Христос множество раз принимал поклонение (От Иоанна 9:38 ; От Матфея 14:33 ; От Матфея 28:9 ; От Луки 24:52 ), а также благословлял называющих Его Богом и Сыном Божиим (От Иоанна 20:28-29 ; От Матфея 16:16-18 ). Спаситель говорил иудеям, что Он и Отец — одно (От Иоанна 10:30 ), а также называл Себя единственным путем, истиной и жизнью (От Иоанна 14:6 ), прекрасно зная, что единственной истиной и жизнью является Господь Бог (Иеремия 10:10). Тем не менее, критики христианства продолжают требовать от нас дополнительных цитат, в которых Христос говорил бы о Своей Божественности. Целью данной статьи является разбор нескольких таких явных евангельских отрывков. Периодически мы также будем ссылаться на Коран, чтобы сравнить полномочия Аллаха с полномочиями Господа Иисуса Христа. «…И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Св. Евангелие от Матфея 28:18-20 ) Примечательно, что Господь Иисус Христос не только подтверждает здесь православное учение о Пресвятой Троице, утверждая, что Отец, Сын и Дух Святой имеют единое Божественное Имя (стих 19й), но также говорит Своим ученикам, что Ему дана всякая власть на земле и на небе. Эта же мысль встречается и в других местах Евангелия, где Спаситель говорит о Своей абсолютной власти над миром видимым и невидимым:

http://azbyka.ru/naibolee-rasprostranyon...

Коранические сказания о Христе в свете реальных исторических свидетельств Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 8 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 Вступление Потому, ежели между учениями есть какое взаимное сродство, то познание их будет нам кстати. Если же нет сего сродства, то изучать разность учений, сличая их между собой, немало послужит к подтверждению лучшего учения. Святитель Василий Великий. Беседа 22. Вероятно, многие знают о непростом отношении ислама к христианству. В Коране есть несколько положений, сходных в какой-то мере с христианским учением, например: “и ангелы сказали: о Мария! Поистине Господь тебя избрал, очистил и возвысил пред женщинами миров (3.42); Вот, Бог радует тебя вестью о Слове от Него, имя которого Иисус Мессия, сын Марии (3.45) Она сказала: «Господи! Откуда будет у меня ребенок, когда меня не касался человек?». Сказал он (Гавриил): «Так! Бог творит, что пожелает. Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему:  Будь!  и оно бывает» (3.47); и Мария, дочь Имрана, которая сберегла свои члены и Мы вдунули в нее от Нашего Духа (66.12); (Иисус говорит:) Я исцелю слепого, прокаженного и оживлю мертвых (3.49); Мессия Иисус, сын Марии — пророк Господний и Божье Слово, которое к Марии извел Он, и Дух Его (4.171); Мы дали Иисусу, сыну Марии знаменья ясные и подкрепили его Духом Святым (2.87) и даровали Мы ему Евангелие, в котором — руководство и свет (5.46)”. Но вместе с тем Коран довольно недвусмысленно отвергает ряд основополагающих аспектов христианского учения, а именно, что Христос есть Бог  — “И богохульствуют все те, кто говорит, что Бог — Мессия, сын Марии (5.17); не веруют такие, кто говорит: «Бог есть Мессия, сын Марии» (5.72)”; что Он Сын Божий  — “христиане говорят: «Мессия — Божий Сын» так говоря, они уподобляются неверным да поразит их Бог! (9.30); как будет у Него ребенок, когда не было подруги у Него? (6.101); устроили они для Аллаха равных, чтобы сбить с Его пути (14.35); и говорят они: «Взял Милосердный Себе Сына». Поистине, вы совершили вещь гнусную (19.88–89). Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Бога, и Мессию, сына Марии, а им было велено поклоняться только единому Богу, помимо Которого нет божества (9.31)”;

http://pravmir.ru/koranicheskie-skazaniy...

Глава 10 1–13. Посещение царицы Савской. 14–25. Богатство Соломона, роскошь и великолепие его двора и слава у царей земли. 26–29. Конница Соломонова. 3Цар.10:1 .  Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. Шеба) обыкновенно считается Счастливая Аравия ( Быт.10:7 ; 1Пар.1:9 ). По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 6, 5), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии; мнение И. Флав. повторяют Евсевий – Иероним (Onomast 807) и блаженный Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени Шеба (арабского) с племенем Себа – кушитским ( Ис.43:3 ; Пс.71:10 ). В преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской – Билькис (ср. Коран, сура 27, 29, рус. перев. проф. Г. Саблукова , Казань, 1877, с. 322). Цель посещения царицы Савской определяется так: «пришла испытать его (Соломона) загадками»; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами другого дружественного племени (ср. Суд.14:12–19 ). Подобное состязание в решении загадок, по И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 5, 3), имело место и в сношениях Соломона с Хирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа ( Мф.12:42 ; Лк.11:31 ) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников, помимо закона тяготевших к Христу и впоследствии самым делом обратившихся к Нему (блаженный Феодорит, вопр. 33). 3Цар.10:2 .  И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. В числе подарков, которыми, по обычаям Востока, царица Савская свидетельствовала Соломону свое уважение (ср. Пс.71:10 ), упомянуты «благовония» (евр. бесамим), вероятно, бальзамовое растение: по И. Флавию, от царицы Савской ведет начало растущее в Палестине, близ Иерихона, и дающее корень опобальзама (Иудейские Древн. VIII, 6, 6); растение это, несомненно, происходит из Аравии (проф. Гуляев, с. 232).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Приложение 1-е. Кого нужно разуметь под именем упоминаемого в Коране пророка Гуда? Большинство западно-европейских ученых отождествляют имя Гуд с именем библейского патриарха Евера, сына Салы, сына Каинана, сына Арфаксада, сына Сима, сына Ноева 651 . Так напр. у Готтингера мы чигаем: «Шикард (Sshikhardus) в сочинении своем «Thaarich» на стр. 32-й говорит: неизвестно, кто разумеется под этим именем. На эту неизвестность ссылаются очень многие авторы, которых, впрочем мне не случалось видеть. Один только Патрицид Александрийский в своем сочинении «Shronologia» на стр. 12-й уничтожает это затруднение и следующими словами рассеивает окружающий это имя мрак: «Евер есть отец евреев, а арабы называют его Гудом.» Патрициду следует Аль-Макин (Elmakinus), который в своем сочинении «История арабов» на стр. 14-й так говорит: «Этот Евер есть отец евреев, который говорил по-еврейски, как и потомки его, но арабы называют его Гудом.» Вместе с этим и родословие Гуда, правильно понимаемое, не дает права – никого кроме Евера разуметь под именем Гуда. Так Бяйзави в Толковании на Коран на стр. 237-й: «Он есть сын Шалиха (Салы), сына Арфаксадова, сына Симова, сына Ноева 652 .» Есть и другое у него родословие, которое мы оставляем его авторам, как не представляющее ни- чего особеннаго 653 . «Но ты спросишь, – продолжает Готтингер: что общего у Гуда с Евером? Какое сходство в буквах и значении? Как бестолково и нелепо такое превращение! Ответ. Прежде всего я скажу, что это лукавое орудие диавола, Мухаммед, нн о чем с таким усердием и старанием не заботился, как о том, чтобы отклонить от себя всякое подозрение людей Писания и таким образом, приписать божественный авторитет своему Алкорану. Поэтому он старался искажать рассказы обоих Заветов, а также и собственные имена, чтобы какой-нибудь очень искусный человек не мог приметить его обмана. Ибо кто мог бы легко догадаться, почему Евер в сочинениях арабов, по установлению меккского лжепророка, является под именем Гуда, так как Евер был отцем евреев, которые, спустя много веков и особенно во времена Мухаммеда, назывались иудеями? Таким образом кажется яснее полуденного солнца, откуда он во 2-й гл. 110 ст. Корана называет иудеев 654 . И это не догадка, но истина. Такого же рода нелепостями и относительно других предметов весьма изобильно (Мухаммед) обнаружил ложность своей книги»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Разделы портала «Азбука веры»   Почему христианство является единственной истинной религией: 1. Личность Основателя В любой другой мировой религии на первом месте стоит учение, а уже на втором – его автор. В христианстве же главное место в жизни верующего занимает Сам воплотившийся Бог, а Его учение и заповеди – это путеводители, указывающие верную дорогу к Нему: Я свет миру ( Ин.8:12 ); Я есть путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу иначе, как чрез Меня ( Ин.14:6 )… 2. Священные тексты Подтверждаемость истинности Библии внебиблейскими источниками (скажем, археология подтверждает истинность ряда библейских событий). 3. Высота вероучения Христианство даёт не только учение, нормы поведения и возможность обращаться к Богу, а путь тесного общения и даже соединения с Богом. 4. Преемство вероучения Составляет несколько тысячелетий. Священная история, о которой свидетельствут Библия, является цельной и любые попытки включить в неё персонажей иных религиозных учений оказываются искусственными. Абсурдной, например, выглядит теория о том, что пророкам Моисею, Давиду, Исайе и др. Бог открывал и предсказывал одно, Евангелие Христа свидетельствует о том же, апостолы учили тому же, но вдруг Мухаммаду было открыто совершенно иное учение. 5. Возможность обожения (святости) человека Сонм святых личным духовным опытом подтверждает истинность христианского вероучения. Поразительные духовно-нравственные изменения, которые правильно усвоенная христианская вера производит в людях. 6. Универсальность Христианином может стать человек любой национальности, пола, возраста и социального положения. Для сравнения, иудаизм — религия евреев. Отсутствие священного языка. В исламе Коран – это книга, написанная исключительно на арабском языке и молитва (намаз) обязательно совершается на нём. Уровень образования человека не является препятствием к достижению высот святости. В христианстве нет тайных знаний для избранных. 7. Исторический аргумент Историчность Христа. О Христе мы знаем из Евангелия, написанного через несколько десятилетий после Его Вознесения. Самое раннее, сохранившееся лишь в отрывках, жизнеописание Мухаммеда составлено Ибн Исхаком (ум. 758) спустя 120 лет после смерти основателя ислама (632 г.), самое же древнейшее из целиком дошедших до нас — “Жизнеописание” Ибн Хишама (ум. 834) — спустя почти 200 лет. Первое подробное жизнеописание Будды появилось спустя 300 лет после его смерти в буддийских поэтических работах конца II века до Р. Х., например, в тексте Махавасту школы махасангхики.

http://azbyka.ru/shemy/pravoslavie.shtml

ОДНОМУ ЛИ БОГУ ПОКЛОНЯЮТСЯ ХРИСТИАНЕ И МУСУЛЬМАНЕ?( Юрий Максимов) 14.01.2013 23:55:24 Священник Георгий Максимов Адрес статьи:           Для ответа на этот вопрос естественнее всего рассмотреть по пунктам мусульманское учение о Боге. Конечно, некоторые представления будут совпадать в ряде моментов – это касается, например, всемогущества Бога, всеведения и проч. Однако даже схожие названия нередко таят в себе принципиальные отличия. Например, взять хотя бы представления о Боге как о Творце. Когда мы слышим, что мусульмане называют Бога творцом, то автоматически подразумеваем, что они понимают это так же, как и христиане, то есть, что Бог единожды сотворил мир и законы, по которым он управляется, и, поддерживая его Своим Промыслом, после шести дней творения Он больше ничего нового не творит. Однако мусульмане, начиная с IX века, следуя богослову аль-Ашари, считают, что Бог каждую секунду, каждое мгновение творит мир заново. Когда они говорят, что Бог – творец, то подразумевают, что Бог – творец каждого действия человека и действия каждого животного в мире. Вдумайтесь: отвечает ли святоотеческому богомыслию идея о том, что Бог персонально творит блуд и убийства людей, испражнения животных и проч.? Это кажется странным, но на самом деле это естественное проявление мусульманского учения, согласно которому Аллах есть равно источник и добра и зла. В мусульманских источниках об Аллахе говорится, что “он есть приносящий пользу и вред” , что иногда он “хочет добра своему рабу, а иногда желает зла для своего раба” ; что “он – приносящий зло, он – дарующй блага” . Согласно Корану, Аллах издевается над теми, кто не уверовал, и усиливает их заблуждение (Коран 2: 14). Он “сбивает с пути, кого захочет, и ведет, кого хочет” (Коран 35: 9). Он “замышляет хитрость” (Коран 86: 16), ибо “Аллах – лучший из всех хитрецов” (Коран 47: 54). “Он обманывает” (Коран 4: 141). Он меняет свою волю (Коран 13: 39). По мусульманским понятиям для искупления греха суеверия человеку нужно произносить: “О Аллах! Нет добра, кроме твоего добра, и нет зла, кроме твоего зла” .

http://radonezh.ru/analytics/odnomu-li-b...

Закрыть itemscope itemtype="" > Месть Эрдогана: Святую Софию могут вновь превратить в мечеть 08.06.2016 742 Начиная с понедельника в стамбульской Айя-Софии (главный храм Византийской империи, превращённый в 1453 году в мечеть, а в 1935 году ставший музеем) вплоть до 5 июля ежедневно в 14:00 проводится чтение Корана, транслируемое в прямом эфире государственного религиозного канала TRT Diyanet. Этот шаг, по словам представителей турецкой правящей партии, стал ответом на признание геноцида армян в Германии. Открыл 6 июня религиозное мероприятие в формате телевизионного шоу председатель Управления по делам Турции (государственное учреждение, руководитель которого приравнен к министру и при этом является также духовным лицом) Мехмед Гермез. Гермез, занявший эту должность в 2010 году, считается человеком, близким к нынешнему президенту страны Реджепу Тайипу Эрдогану. Тем более что глава Управления по делам религии и не смог бы осуществить эту вызывающую акцию без санкции «сверху», так как музей находится в ведении другой структуры - Министерства культуры и туризма. - Решение турецкой стороны читать Коран в Святой Софии практически превращает её снова в мечеть. Это провокационный шаг, показывающий неуважение к православным христианам, - заявила 6 июня крупнейшая греческая консервативная партия «Новая демократия». Позже с аналогичным демаршем выступил и МИД Греции, осудивший «регрессивное объявление турецких властей о планах читать Коран в соборе Святой Софии в Стамбуле по случаю Рамадана» и отметивший, что «настойчивые, граничащие с фанатизмом мусульманские обряды в памятнике всемирного культурного наследия непонятны и являются проявлением неуважения и отсутствия связи с реальностью». Впрочем, действия турок вполне продуманны, хотя и эмоциональны. - Поскольку Соединённые Штаты помогают Рабочей партии Курдистана, а Германия цепляется за ложь о геноциде, дружбы больше нет. Наша очередь - Айя-София должна быть открыта для молитвы, - написал 2 июня в соцсети Twitter депутат парламента от правящей Партии справедливости и развития Шамиль Тайяр.

http://ruskline.ru/opp/2016/iyun/8/mest_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010