В противовес своей враждебности к иудеям Коран говорит о них: И, несомненно, ты найдешь, что ближе всех в любви к уверовавшим те, кто говорит: «Мы – назореи». И это потому, что среди них есть иереи и монахи, которые гордыни лишены (и не возносятся перед другими). (Сура 5:82) Однако и их он часто осуждает – в особенности за их склонность замыкаться в монашестве, которого Аллах никому не предписывал (сура 57:27), а также за предание забвению соглашения, которое Аллах заключил с ними (сура 5:15). Их упрекают и в том, что они относятся к монахам, священникам и Мессии, сыну Марии, как к своим повелителям, тогда как им прямо было приказано поклоняться только Аллаху (сура 9:31). Основное обвинение – за преувеличения в своей религии. Время шло, и практически на закате жизненного пути Мухаммада его армии столкнулись на севере Аравии с христианскими армиями. С тех пор отношение мусульман к христианам стало более враждебным. В первое время их обвиняли в том, что они не лучше идолопоклонников, богохульствующих против Аллаха, что они говорят, будто он – одна часть троицы, две другие – Мария и Иисус (сура 5:76). Как и иудеев, их жестко критиковали, называя неисправимыми грешниками, выступающими против законов Аллаха. Хотя Коран и засвидетельствовал им свое почтение как ближайшим соседям, по-доброму относящимся к мусульманам, все же последним он запретил тесно общаться с ними или помогать им: О вы, кто верует! Себе в друзья и покровители вы не берите ни иудеев, ни христиан, они – друзья один другому. А тот из вас, кто их берет в друзья, тот сам – из их числа… (Сура 5:51) В результате многочисленных перебранок с иудеями и военных баталий с христианами Мухаммад на склоне жизни призвал свой народ сражаться с теми и другими как с идолопоклонниками: Сражайтесь с теми из людей Писания (святого), кто в Господа и в Судный день не верит, и не считает запрещенным то, что не дозволено Аллахом и Его пророком, не признавая Истины религии Аллаха, – до тех пор, пока они вам дань платить не станут, своею собственной рукой, в смирении покорном.

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

23 Мысль о постепенном усовершении религии и откровений для людей ясно выражена мусульманами в толковании явления Бога на трех горах: Господь от Синаи прииде, и явися от Сиира нам, и приспе от горы Фарани. Втор. 33, 2 . Это так излагает Ахмед-Абуль-Галим, – что вместе составляет и общее мнение мусульман: «пришествие от горы Синая означает откровение Моисею Пятокнижия на этой горе; явление на горе Сеир означает откровение Евангелия Иисусу, ибо Иисус происходил от Сеира, земли Галилейской, называемой Назарет; явление же из горы Фаран означает откровение Мухаммеду славного Корана, ибо горы Фаран суть горы Мекки. Сам Бог подтверждает это, когда упоминает (в Коране) прежде о Пятокнижии, потом Евангелии и, наконец, Коране. Эти три книги – свет Божий и правый путь. О первой говорится пришел и явился, о второй взошел или блеснул, а о третьей обнаружился или открыто явился. Явление Пятокнижия было подобно заре, Евангелия – восходу солнца, а откровение Корана подобно солнцу на меридиане». (Marac. сура 1-я). Такова постепенность в откровениях. Это же место Втор. 33, 2 мусульмане, как пророчество, относят к Мухаммеду, но опровержение такой натяжки мусульман миссионеру должно быть известно. См. Миссионер. противомусульм. Сборник. Казань 1874 г. вып. III, стр. 51–59 и 226–228. вып. IV, стр. 210. 24 Говорят, что Мария была отведена в храм Иерусалимский на служение Господу 9-ти лет. При храме Иерусалимском было училище, в котором особенно занимались изучением св. книг; главою наставников был Захария. Этому-то Захарии – родственнику Марии – и досталась по жребию честь воспитывать Марию. Захария построил для Марии при храме что-то в роде часовни, в которой Мария прожила 23 года до благовестия Архангела (Рисаля-и-Азиза стр. 28). Коран сур. 3, 3–5–37. Пищу получала Мария чудесно от Самого Господа: всякий раз, как Захария входил к Ней во храмину, находил пред Ней пищу. Однажды Захария спросил Ее: Мария! откуда у Тебя все это? Она отвечала: от Бога, ибо Бог питает, кого хочет без пособия других», ст. 36. 37.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Священномученик Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди. Гл. 45. Тертуллиан. Против иудеев. 13. Подробно по истории указанной темы см.: Edsman C. M., Le baptéme de feu (Acta Seminarii Neotestamentici Upsaliensis, 9), Uppsala-Leipzig, 1940, p. 51-57. Слово на Пасху. St. Hippolyte de Rome, Sources Chrétiennes, Homélie pascal, vol. 27, 177; Иоанн Златоуст, Ипполит Римский. Слово 6. 5. Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Гл. 40. Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Гл. 111. Тертуллиан. Против Иудеев. 10. Псевдо Варнава, гл. 12. Тертуллиан, Об идолопоклонстве 5. 3. Псевдо Варнава, гл. 12. Святой Иустин Философ, мученик. Разговор с Трифоном Иудеем, гл. 90. Иустин Философ, мученик, Разговор с Трифоном Иудеем. Гл. 111. Иустин Философ, мученик, Разговор с Трифоном Иудеем. Гл. 112. Иустин Философ, мученик, Разговор с Трифоном Иудеем. Гл. 131. Оды Соломона, Ода 42, 1-2. Оды Соломона, Ода 27. 1-3. Oracles sibyllins. VIII, 251-254. Цит. по Св. Ириней Лионский. Против ересей. Книга 1, гл. XXX, 12-13. Extraits de Théodote et de l " école dite orientale au temps de Valentin (vers 170), (42-43), перевод на французский François Sagnard, Cerf, coll. " Sources chrétiennes " , 1948. Actes de Jean à Rome, 98. Éric Junod et Jean-Daniel Kaestli,  Acta Iohannis , t. 2, Turnhout,  Éditions Brepols  (Corpus Christianorum Series Apocryphorum 2), p. 840-844. Actes de Jean à Rome, 99. Цит. по: Irenaeus, Adv. Haer. I. 24, 4, Св. Ириней Лионский. «Против ересей» 1. 24, 4. См. толкование на 4-ю суру Корана – «ан Ниса» 4.157-159; также: «Иса ибн Марьям», Исламский энциклопедический словарь, Али-заде А. А ., М., Ансар, 2007. Или в переводе Абу Адель: «И (также проклятие пало на них) за их слова [за то, что они сказали, издеваясь и насмехаясь]: «Поистине, мы убили Мессию, Иису, сына Марьям, посланника Аллаха». А (ведь) они не убили его и не распяли, но это только показалось им. [Они распяли другого, думая, что он Ииса]. И, поистине, те [люди Писания], которые разногласят об этом [убийстве], – однозначно, (пребывают) в сомнении об этом. Нет у них [у людей Писания] об этом никакого знания, кроме следования за предложением. И (ведь) они не убивали его [Иису], – достоверно [действительно], нет [наоборот], Аллах вознес его [Иису] (живым – и духом и телом) к Себе: и (поистине) Аллах – величествен (в Своем владычестве) (и) мудр (в Своих решениях и повелениях)»!). Коран, Сура 4, ан-Ниса, 157-159.

http://bogoslov.ru/article/6176142

Абсолютное владычество Бога. Согласно словам Корана, Аллах – нет божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их; поистине. Он – высокий, великий! [Коран, сура 2:256/255]. Бог самодостаточен и ни в чём не нуждается, но всё сущее нуждается в Нём. Этот атрибут Бога называют самосуществованием, самодостаточным бытием. Бог – Великий и Всемогущий. Его воля над всем, что существует, и над всем, что будет существовать; ничто не происходит без Его воли. Он – Знающий всё, что может быть познано. Его знание охватывает всё мироздание, которое Он сотворил и существование которого Он один поддерживает. Богу принадлежит верховное владычество над всем Его творением. Многие из девяноста девяти имён Бога в исламе говорят о Его верховном владычестве. Бог: Al-Adl, Справедливый, Его слово совершенно в своей истинности и справедливости (Коран, сура 6:115); Al-Ali, «Высокий», Тот, Кто высок и могущественен (Коран, сура 2:256–257/255–256); Al-Aziz, «Превознесённый», могучий в Своём верховном владычестве (Коран, сура 59:28); Al-Badi, «Творец», создавший творение со всем искусством (Коран, сура 2:111/117); Al-Hakim, Судия, Тот, Кто рассудит между Своими рабами (Коран, сура 40:51–54/48–51); Al-Hasib, «Счётник», Его довольно, чтобы вести счёт (Коран, сура 4:5–8/6–7); Al-Jabbar, Могущественный, Его могущество и владычество абсолютны (Коран, сура 59:23); Al-Jalil, Великий, Он велик и могуч; Al-Jami, Собиратель, Тот, Кто собирает всех людей для назначенного дня (Коран, сура 3:7/9); Al-Malik, Царь, Который есть Царь Царей, (Коран, сура 59:23); Al-Muizz, Тот, Кто «возвеличивает» или «уничижает» всех, кого пожелает (Коран, сура 3:26); Al-Muntaqim, Мститель, Который воздаёт отмщение грешникам и помогает верующим (Коран, сура 30:46/47);

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Эти утверждения можно рассмотреть в связи с моральной проблемой исламского детерминизма. Хотя мусульманские богословы хотели бы сохранить нравственную ответственность человека, преуспеть в этом они могут, только переиначивая то, что фактически сказано в Коране. Сура 9 указывает: «Скажи: Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах» (Коран, сура 9:51). Сура 7 дополняет: «Кого ведет Аллах, тот идет по прямому пути; а кого Он сбивает, те — понесшие убыток. [Воистину] Мы сотворили для геенны много джиннов и людей» (Коран, сура 7:177–178/178–179). Сура 36 гласит: «Уже оправдалось слово над большинством их, а они не веруют. Мы поместили на шее у них оковы до подбородка, и они вынуждены поднять головы. Мы устроили перед ними преграду и позади их преграду и закрыли их, и они не видят. И одинаково для них, увещаешь ты их или не увещаешь: они не веруют» (Коран, сура 36:6–9/7–10). Коран откровенно признает, что Бог мог бы спасти всех, но не хочет этого делать. В суре 32 сказано: «Если бы Мы пожелали, Мы бы всякой душе дали прямой путь, но правдиво было слово Мое: Наполню Я геенну гениями и людьми вместе!» (Коран, сура 32:13). Чрезвычайно трудно понять, каким образом при таких взглядах можно было бы, оставаясь последовательным, выдвигать тезис о сохранении ответственности человека в любой форме. Эти жесткие представления о суверенном предначертании Богом всех событий порождают также богословскую проблему: Бог превращается в Творца зла. В предании Хадис Мухаммед говорит: «Веления с необходимостью предопределяют все, что хорошо, и все, что сладко, и все, что горько, и таково Мое решение между вами». Согласно одной традиции, Мухаммед хлопнул Абу Бекра по плечу и сказал: «О, Абу Бекр, если бы Аллах, Высочайший, не хотел бы, чтобы была непокорность, он не создал бы диавола». В самом деле, один из самых уважаемых мусульманских богословов всех времен, Газали, откровенно признается, что «Он [Бог] желает также неверия неверующих и безбожия безбожных, и без такой Его воли не было бы ни неверия, ни безбожия. Все, что мы делаем, мы делаем по Его воле: чего Он не хочет, того и не бывает». А если кто-то спросит, почему Бог не хочет, чтобы люди уверовали, Газали отвечает: «Мы не имеем права вопрошать, чего Бог хочет или что Он делает. Он абсолютно волен хотеть и делать, что Ему угодно. Создавая неверующих, желая, чтобы они оставались в этом состоянии […] словом, желая всего, что есть зло, Бог имеет в виду Свои мудрые цели, которые мы совсем необязательно должны знать» (Haqq, 152).

http://azbyka.ru/problemy-islamskogo-ver...

Это противоречия не в Его сущности, а в Его действиях. Однако такое объяснение несостоятельно. У Бога есть Его познаваемая природа, Его сущность. Поэтому мусульманским богословам не удаётся избежать того противоречия, что Богу присущи логически несовместимые свойства, просто перемещая эти свойства из Его сущности в таинственный аспект Его воли. Далее, всякие действия вытекают из сущности и отражают её, так что в сущности должно содержаться то, чему соответствуют действия. Солёная вода не течёт из чистого ручья. Другие пытаются смягчить крайности мусульманского детерминизма, проводя разграничение – не имеющее обоснования в Коране – между тем, что Бог делает, и тем, что Он позволяет делать Своим созданиям в соответствии с их свободой воли. Это решает проблему, но лишь ценой отрицания ясных утверждений Корана, традиции и символа веры . Эти утверждения можно рассмотреть в связи с моральной проблемой исламского детерминизма. Хотя мусульманские богословы хотели бы сохранить нравственную ответственность человека, преуспеть в этом они могут, только переиначивая то, что фактически сказано в Коране. Сура 9 указывает: «Скажи: «Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах«» (Коран, сура 9:51). Сура 7 дополняет: «Кого ведёт Аллах, тот идёт по прямому пути; а кого Он сбивает, те – понёсшие убыток. [Воистину] Мы сотворили для геенны много джиннов и людей» (Коран, сура 7:177–178/178–179). Сура 36 гласит: «Уже оправдалось слово над большинством их, а они не веруют. Мы поместили на шее у них оковы до подбородка, и они вынуждены поднять головы. Мы устроили перед ними преграду и позади их преграду и закрыли их, и они не видят. И одинаково для них, увещаешь ты их или не увещаешь: они не веруют» (Коран, сура 36:6–9/7–10). Коран откровенно признаёт, что Бог мог бы спасти всех, но не хочет этого делать. В суре 32 сказано: «Если бы Мы пожелали, Мы бы всякой душе дали прямой путь, но правдиво было слово Моё: «Наполню Я геенну гениями и людьми вместе!»» (Коран, сура 32:13).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В отдельных частях Корана утверждается, иудеи – злейшие враги ислама (см. Сура 5:44; 5:67; 2:96; 5:84). «Мы утверждаем… что из всех людей самую сильную вражду испытывают к тебе и к тем, кто уверовал в Аллаха и в тебя, иудеи и многобожники, которые поклоняются помимо Аллаха приданным Ему сотоварищам» (Сура 5:82). «Авраам не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом [искателем Истины], предавшимся Аллаху, и не был многобожником» (Сура 3:67). Авраам верил в Бога и в то, что Он един. По сути Авраам был мусульманином, поскольку ислам означает покорность единому Богу. О христианах Коран отзывается более благосклонно. «Несомненно, ты убедишься, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, которые говорят: “Воистину, мы – христиане”. Это оттого, что среди них есть иереи и монахи и что они не высокомерны» (Сура 5:82). И все же христиане не избежали упреков: «Иудеи и христиане признавали богами помимо Аллаха своих ученых и монахов, а также Мессию, сына Марйам. Однако им было велено поклоняться только единому Богу, кроме которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он их многобожия!» (Сура 9:31) По мнению некоторых мусульман, в конце жизни Мухаммеда, когда мусульманское и христианское войско вступили в войну в северной Аравии, отношение пророка к христианам изменилось на враждебное. «Вы, которые уверовали! Не дружите с иудеями и христианами: они дружат между собой. Если же кто-либо из вас дружит с ними, то он сам из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем нечестивцев» (Сура 5:51). «Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, пока они не станут униженно платить джизйу собственноручно» (Сура 9:29). Назад к вопросу Вернемся к разговору, начатому в первых параграфах главы: Ахмад высказал смелую мысль, а затем задал волновавший его вопрос. «Мы верим, что Он родился от девы, исцелял слепых и прокаженных, воскрешал мертвых, ныне пребывает с Богом на небесах и вернется на землю в Судный День как Знамение Часа. Почему вы теологически ближе к евреям, чем к мусульманам?»

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

1. Моисей был посредником завета. В том же отрывке, содержащем пророчество, мы читаем, что Бог сообщил израильскому народу о Своем намерении послать ему пророка, подобного Моисею, «как ты просил у Господа, Бога твоего, при Хориве в день собрания…» ( Втор.18:16 ), то есть когда народ просил Бога говорить с ним только через посредника. Моисей содействовал заключению завета между Богом и Его народом. После того как народу были переданы Десять заповедей и Закон, он окропил кровью жертвенных животных Книгу Закона, а также скинию и богослужебные сосуды, говоря: «…это кровь завета, который заповедал вам Бог» ( Евр.9:20 ). 2. Моисей говорил с Богом лицом к лицу. Моисей был в особых отношениях с Богом. В течение сорока лет Бог неустанно говорил с ним так, как никогда не говорил ни с одним пророком, предшествующим или последующим ему. Читаем в Библии: И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим… Исх.33:11 Коран подтверждает уникальность этих взаимоотношений, говоря: «…а Аллах говорил с Мусой разговором…» (сура 4.164) в противоположность другому стиху, где он же заявляет: «Не было, чтобы Аллах говорил с человеком, иначе, как в откровении, или позади завесы, или посылал посланника…» (сура 42.51), поэтому мы должны искать пророка, который был в таких же необычных отношениях с Богом, как и Моисей. 3. Моисей совершал великие чудеса. В течение многих лет Моисей совершил множество чудес, таких как наведение на Египет многочисленных язв, разделение Чермного моря и одаривание народа ежедневной манной с небес. Ни одного пророка нельзя назвать подобным Моисею, если он не совершал таких же великих чудес. Мы уже видели, что, согласно Корану, Мухаммад не совершил за свою жизнь ни одного чуда, и обвинение, которое по этому поводу выдвигали против него арабы-язычники, весьма знаменательно: Почему не даровано ему того же, что и Мусе? сура 28.48 Вкратце аргумент сводится к следующему: если Мухаммад действительно был великим пророком, почему тогда он не похож на Моисея в главных чертах своего пророческого служения? Мухаммад не был посредником при заключении завета, не знал Бога в лицо (согласно записям хадисов и суре 2.97, Коран был дан ему через ангела Джибрила (Гавриила)) и не совершал чудес. Итак, он не может быть тем пророком, приход которого предсказан во Втор.18:18 . Стих, описывающий служение Моисея в конце его жизни, подчеркивает уникальность его пророческой миссии:

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Мухаммед так и лежал на том же месте, когда откровение пришло к нему, сопровождаемое обычным приступом. Он распростёрся на своём покрывале, а под головой у него была подушка. Айша (его жена] позднее рассказывала: «Думая, что сейчас должно совершиться что-то зловещее, каждый из находящихся в помещении ощущал ужас – за исключением меня, я-то ничего не боялась, так как знала, что невиновна [...]» Мухаммед, придя в себя, сел и стал утирать лоб, на котором выступили бисеринки пота [ibid., 337]. Ещё одна характерная особенность, зачастую ассоциирующаяся с оккультными «откровениями», – это общение с умершими (ср. Вт. 18:9–14). Мусульманский биограф Мухаммеда Хайкаль сообщает о случае, когда нечаянно услышавшие его [Мухаммеда] слова мусульмане спросили: «не вызываешь ли ты мёртвых?», и Пророк ответил: «они слышат меня ничуть не хуже вас, разве что ответить не могут» (ibid., 231). В другом случае Мухаммеда нашли «молящимся за мертвецов, похороненных на этом кладбище» (ibid., 495). Хайкаль даже откровенно признаёт, что «поэтому нет никаких оснований отрицать факт посещения Мухаммедом кладбища в Баки как неадекватный, если учесть духовную и психическую способность Мухаммеда контактировать с этими сферами реальности и его проникновение в духовную реальность, выходящую за рамки возможностей обычного человека» (ibid., 496; курсив И. Г.). Молчание и подавленность. Пятном на предполагаемое божественное происхождение его проповеди ложится и тот факт, что за всем этим последовал долгий период молчания, длившийся, согласно некоторым сведениям, примерно три года, на протяжении которых Мухаммед погрузился в глубины отчаяния, чувствуя свою оставленность Богом и подумывая о самоубийстве. Подобные факты как-то не вяжутся с представлениями о божественном призвании. Сатанинское «откровение». Ещё в одном случае Мухаммед изложил откровение, которое, как он думал, было от Бога, но позже изменил его, заявив, что сатана вставил в текст искажённые стихи. Бог сказал пророку: «Они – только имена, которыми вы сами назвали, – вы и родители ваши. Аллах не посылал с ними никакого знамения» (Коран, сура 53:23; ср. Коран, сура 22:50/51). Но, к сожалению, человеческие заблуждения всегда возможны. Сами мусульмане убеждены, что все притязания на откровение, противоречащие Корану, проистекают из заблуждения. В связи с этим уместно задать вопрос, не рассмотреть ли мусульманам всерьёз возможность того, что первое впечатление Мухаммеда было правильным и его действительно морочил бес. Мусульмане признают, что сатана реален и что он – великий мастер обмана. С какой тогда стати исключать возможность того, что сам Мухаммед был обманут, как он поначалу и думал?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Учение Иисуса оскорбляло чувства религиозных лидеров Иудеи, точно также как и учение Мухаммеда задевало идолопоклонников в Мекке. Священники времен Иисуса тоже пытались убить Иисуса, но они избрали не такой путь, как курайшиты в Мекке. Вместо того, чтобы напрямую совершить убийство Иисуса, они искали способ, как заставить Его нарушить закон. Таким образом, они смогли бы предать Его смерти «по закону». Например, если бы Он богохульствовал, то по закону иудеев Его можно было бы казнить. Или если бы Он совершил преступление против правительства римлян, тогда тоже последовало бы суровое наказание (см. Мф.22:15 ; Инж., Мф.22:15 ). Столкнувшись с неприятием, Иисусу предстояло утвердиться и продолжать служение (см. Лк.9:51-56 ; Инж., Лк.9:51-56 ). Прослеживая далее судьбы Иисуса и Мухаммеда, мы увидим, что реакция Мухаммеда на неприятие окружающих была совершенно иной, чем у Иисуса. Давайте же посмотрим, как Мухаммед оправился от бойкота своих соплеменников. Бойкот снят, или Мухаммед ищет защиты После двух или трех лет, не отмеченных никакими нападками со стороны Мухаммеда, старейшины курайш сняли бойкот. Они решили, что не годится так плохо обращаться со своими же родственниками. Мухаммед и его люди вернулись в Мекку и продолжили практиковать там ислам, который все же оставался объектом травли. Мухаммед проповедовал, говоря людям, чтобы они не поклонялись своим идолам, а поклонялись только Аллаху, как единому истинному богу, и чтобы они также признали Мухаммеда пророком Аллаха. Он, кроме того, цитировал им отрывки из Корана. Когда люди просили его дать им знамение, он отвечал: «Коран является знамением вам» (Сура 29:50–51). События последующих лет показывают, что Мухаммед развивал новую стратегию для распространения ислама и самозащиты. В течение одного-двух лет Мухаммед потерял двоих очень важных для себя людей. Умерли два человека, сыгравшие большую роль в его жизни — его дядя Абу Талиб, защищавший Мухаммеда от врагов, и жена Мухаммеда Хадижа, которая была большой моральной поддержкой для него. Это произошло в 620 году н.э. Мухаммеду было пятьдесят лет. История ислама говорит, что курайш стали относиться к нему «гораздо жестче, чем прежде». Например, известно, что «один юный хам бросил ему на голову грязь». Однако никаких нападений напрямую не зафиксировано — таких, как побои, покушение на убийство или что-либо подобное. Несмотря на это, можно с уверенностью сказать, что Мухаммед был запуган, он искал людей или племена, которые могли бы защищать его. (Его последователи так же искали себе защитников.) История ислама гласит, что пророк путешествовал из Мекки к народу Такиф, к шатрам Киндо и шатрам Калб, и везде был отвергнут.

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010