Коран не является несравненной книгой, даже среди произведений на арабском языке. Как указывает исламист Ч.Дж.Пфандер (Pfander), «ни в коем случае нельзя считать всеобщим мнение непредвзятых арабистов, будто бы по своему литературному стилю Коран превосходит все остальные книги на арабском языке». Например, «кое-кто сомневается, действительно ли по красноречию и поэтике он превосходит такие литературные шедевры, как «Му’аллакат», «Макамат» или произведения Аль-Харири, хотя в мусульманских странах мало у кого достало бы храбрости высказать такое мнение» (Pfander, 264). Дашти же утверждает, что в Коране встречаются многочисленные грамматические огрехи. Он отмечает: «В Коране встречаются предложения, которые не имеют завершения и не вполне понятны без истолкования их в комментариях; иностранные слова, необычные арабские слова и слова, употребляемые в отличном от нормативного значении; прилагательные и глаголы, не согласованные по роду и числу; алогичные и грамматически некорректные местоимения, которые иногда не имеют обозначаемого; сказуемые, в рифмованных периодах нередко разлученные со своим подлежащим». Дашти продолжает: «Эти и другие языковые отклонения развязывают руки тем критикам, которые отрицают красноречие Корана» (Dashti, 48–49). Он приводит многочисленные примеры (Коран, суры 74:1; 4:160/162; 20:66/63; 2:172/177), один из которых встречается «в стихе 9 суры 49 (ol-Hojorat): «И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их» (Коран, сура 49:9/9). Арабский глагол, означающий «сражались», стоит во множественном числе, тогда как здесь должно быть двойственное число, как и у подлежащего «два отряда». Анис А. Шоррош перечисляет другие литературные изъяны в Коране. Например, для стиха Коран, сура 2:172/177 он указывает, что арабское слово Sabireen должно иметь форму Sabiroon, обусловленную его позицией в предложении. Точно так же Sabieen в Коране, сура 5:73/69, по-арабски было бы правильней, чем Sabitwn. Кроме того, Шоррош отмечает, что «есть грубые ошибки в арабском языке» Корана, сура 3:52/59 (Shorrosh, 199–200). Дашти насчитал свыше 100 отклонений от стандартных правил и конструкций арабского языка (Dashti, 50). При таких проблематичных его качествах Коран может быть чудом красноречия, но назвать его идеальным и непревзойденным нельзя.

http://azbyka.ru/koran-predpolagaemoe-bo...

29 сурам предшествуют отдельные буквы (ал-фаватих), число которых от 1 до 5. Множество ислам. и европ. гипотез, объясняющих значение и историю их появления в тексте, не привели к возникновению общепризнанной теории. Такие «буквенные зачины» позволили выделить еще 2 группы сур: ал-тавасин (начинаютя с та-син) и ал-хавамим (или ал-хавамимат), к-рые начинаются с ха-мим. Также выделяют группу сур эсхатологического содержания (20, 32, 36, 66, 67) и 2 суры (113 и 114), связанные с охранительной магией и получившие название «ал-муаввизатани» (эти 2 суры связаны и по ряду формальных признаков). Все суры, за исключением 9-й, начинаются с басмалы - формулы, традиционно переводимой как «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!». В этой связи важно отметить, что одна из древнейших рукописей К., фрагменты разрозненной части копии к-рой хранятся в С.-Петербурге и Париже, не имеет стандартного разделителя между сурами 8 и 9. Первоначально суры не имели названий. В ранних рукописях одну суру от другой отделял пробел, позднее часто заполнявшийся орнаментом. Однако требования удобства обращения к тексту привели к возникновению названий. Обычно сура получала название не по содержанию, а по ключевым словам того или иного фрагмента. Часто названием становилось слово или выражение, встречающееся только в данной суре. Существование разных традиций передачи текста привело и к возникновению различных названий для одной суры. Так, напр., у суры 98 зафиксировано 7 названий. По времени произнесения в соответствии с мусульм. традицией суры подразделяются на мекканские (610-622 гг., 90 сур) и мединские (622-632 гг., 24 суры, к-рые в большинстве длиннее мекканских). Европ. ученые (У. Мьюир, Т. Нёльдеке, Г. Гримме, Р. Белл и др.) на основании анализа намеков на исторические события, развития стиля и словоупотребления, эволюции идей в проповеди Мухаммада предложили ряд более детальных хронологий, которые тем не менее остаются условными. В соответствии с потребностями культа и для благочестивых упражнений текст К.

http://pravenc.ru/text/2057222.html

Бадр упомянут только в суре 3, и здесь ничего не сказано о чудесах. В лучшем случае она могла бы указывать лишь на провиденциальное попечение Бога о Мухаммеде, а не на сверхъестественное явление. Определенно, в ней не говорится о чуде, которое подтверждало бы пророческое призвание Мухаммеда, так как нет никаких указаний на то, что здесь удовлетворены девять вышеупомянутых критериев. Если победа при Бадре есть знак божественного одобрения, то почему последующее поражение при Ухуде не расценивается как знак божественного недовольства? Это поражение было столь позорным, что «у Мухаммеда из раны вынули два звена цепочки, и в этом деле он лишился двух передних зубов». Кроме того, трупы мусульман на поле битвы были изувечены врагами. Один из врагов Мухаммеда «нарезал изрядное количество ушей и носов [с трупов мусульманских воинов], чтобы сделать из них ожерелье». Даже Мухаммед Хусейн Хайкаль признает, что тогда «мусульмане потерпели поражение», отмечая также, что «враги упивались своей победой» (Haykal, 266–67). Однако он не считает это сверхъестественным знамением, свидетельствующим о божественном неодобрении. А ведь после битвы при Бадре в Коране самонадеянно заявляется, что последователи Мухаммеда с Божией помощью смогли бы победить вражеское войско, в десять раз превосходящее их по численности (Коран, сура 8:66/65). Но здесь враг превосходил их по численности всего в три раза, как и в выигранной битве при Бадре, однако они потерпели сокрушительное поражение. Мухаммед — не первый полководец в истории, который одержал великую победу при численном меньшинстве. «Шестидневная война» израильтян в 1967 г. стала одной из самых быстрых и решительных побед в анналах современного военного искусства. Однако ни один мусульманин не стал бы считать ее чудесным знамением божественного одобрения Израиля в его противостоянии с арабами. Рассечение груди Мухаммеда Согласно исламской традиции считается, что при рождении Мухаммеда (или непосредственно перед его вознесением) Гавриил рассек грудь Мухаммеда, вынул и очистил его сердце, затем наполнил его мудростью и вернул на место. Отчасти этот рассказ основан на стихах суры 94, гласящих: «Разве Мы не раскрыли тебе твою грудь? И не сняли с тебя твою ношу? […] и к твоему Господу устремляйся!» (Коран, сура 94:1,2,8).

http://azbyka.ru/muxammed-predpolagaemye...

Мухаммед санкционировал ограбление своими последователями торговых караванов вблизи Мекки (Haykal, 357f.). Пророк лично возглавил три таких рейда. Безусловно, цель этих налетов заключалась не только в том, чтобы приобрести материальные выгоды, но и в том, чтобы произвести на мекканцев впечатление растущей силой ислама. Критики ислама относятся к этим экспроприациям с большим сомнением. Подобные действия бросают черную тень на предполагаемый высоконравственный образ пророка Мухаммеда. Еще в одном эпизоде Мухаммед одобрил ложь своего последователя врагу по имени Халид (Khalid), которого мусульмане намеревались убить. Затем в присутствии жен Халида «он напал на него с мечом и убил его. Жены Халида, единственные свидетели происшедшего, зарыдали, оплакивая его» (Haykal, 273). Б другом случае Мухаммед не погнушался политически мотивированным убийством. Когда знаменитый иудей Кааб Ибн Аль-Ашраф (Ashraf) принялся возбуждать недовольство Мухаммедом и сочинил о нем сатирическую поэму, тот во всеуслышание задал вопрос: «кто избавит меня от Кааба?» Незамедлительно вызвались четыре добровольца, которые вскоре вернулись к Мухаммеду с головой Кааба в руках (Gudel, 74). Хайкаль признает в своей книге «Жизнь Мухаммеда» (The Life of Muham­mad) много фактов подобных политических убийств. Об одном из них он пишет: «Пророк приказал казнить Укбаха Ибна Абу Муайта (Muayt). Когда же Укбах взмолился: “а кто позаботится о моих детях, о, Мухаммед?”, Мухаммед ответил “огонь”» (Haykal, 234; ср. Haykal, 236, 237, 243). И в самом Коране нам сообщается, что Мухаммед не прочь был нарушать свои клятвы, если видел в этом выгоду для себя. Он даже получил «откровение» о нарушении освященного временем обязательства избегать кровопролития во время священного месяца паломничества: «Спрашивают они тебя о запретном месяце — сражении в нем. Скажи: “сражение в нем велико, а отвращение от пути Аллаха, неверие в него и запретную мечеть и изгнание оттуда ее обитателей — еще больше пред Аллахом”» (Коран, сура 2:214/217). И еще раз: «Аллах установил для вас [, люди,] разрешение ваших клятв [в некоторых случаях]» (Коран, сура 66:2). Нравственная жизнь Мухаммеда характеризовалась иногда не принципиальностью, а крайней беспринципностью. Мстительность

http://azbyka.ru/muxammed-lichnye-kaches...

Скажи: «Он – милосердный Бог. В Него уверовали мы и возложили на Него свои надежды. И в скором времени познаете и вы, которые из нас в глубоком заблужденье!» (Сура 67:29) Настоящая вера заключается не только в признании реальности Аллаха, она требует искреннего подчинения его воле. Только через подлинное раскаяние, учит Коран, верующие могут надеяться в конце концов на получение прощения, которое откроет перед ними вход в рай (сура 66:8). В другом отрывке Коран заявляет, что они переполнены любовью к Аллаху (сура 2:165). Следовательно, истинно верующий с энтузиазмом посвящает себя вере в Аллаха, в этом заключается смысл всего его существования. С помощью веры человек может увидеть реальность Аллаха во всем, даже когда он обращается к таким неприметным и мелким созданиям земли, как москиты (сура 2:26). Верующим внушается быть последовательными в преданности Аллаху, слушаться его и его пророка, немедленно откликаться на их призыв следовать дорогой, ведущей к жизни. От них требуется не изменять вере Аллаха и его апостола, а также тому, что они получают. Их имущество и потомки – не что иное, как испытание, данное им, дабы проверить, действительно ли их сердца преданны Аллаху, который выдает высшие награды. До тех пор пока они боятся Аллаха, он будет давать им критерий, или мерило (фуркан), дабы они могли отделить добро от зла (сура 8:20–29). В постоянстве настоящей веры они будут находить истинный мир и покой: Тех, кто уверовал и чьи сердца при призывании Аллаха исполняются покоя – ведь призывание Аллаха покоем сердце наполняет. (Сура 13:28) От верующих требуется безраздельная преданность Аллаху. Вера правоверных никоим образом не должна сбиваться с толку их привязанностью к чему-либо еще, например к богатству или детям. Все, что уводит человека от служения Аллаху, выразится через ту или иную потерю в конце пути (сура 63:9). В Коране существует и более суровое предупреждение о том, что чья-либо жена и дети могут быть врагами верующих, поэтому последние должны остерегаться всего, что может увести их от веры (сура 64:14). Хорошая же новость, которую Аллах посылает верующим, поскольку они преданны ему, заключается в заверении, что они являются освобожденными людьми и стоят перед ним в первых рядах (сура 10:2).

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Мусульманские историки описали процесс составлений Корана. Согласно мусульманской традиции, архангел Гавриил в течение двадцати трех лет слово в слово диктовал; Мохаммаду различные фрагменты Корана (25:32; 17:106). После каждого такого случая пророк пересказывал слова откровения присутствующим (слово «Коран» означает «читать вслух»). Многие из правоверных запомнили эти части Корана, поскольку их не раз приводили в размышлениях и использовали в публичных богослужениях. Особенно это касается коротких мекканских сур. Предание утверждает, что писцы Мохаммада записывали откровения на «клочках бумаги, камнях, пальмовых листьях, лопатках, ребрах и обрывках кожи». В сражении при Йамаме (633г.) 66 примерно через год после смерти Мохаммада, погибли многие из тех, кто мог пересказывать Коран по памяти (хафизы). Некоторые из сотоварищей Мохаммада, главным образом по указанию Умара, который позже стал вторым калифом ислама, начали «собирать» Коран, опасаясь его забвения. Выполнение этой задачи было поручено Заиду ибн Табиту, одному из наиболее доверенных летописцев Мохаммада. Согласно свидетельству Заида, «весь Коран был записан еще при жизни пророка, но пока он не был ни собран воедино, ни приведен в порядок» 67 . Коран немного короче Нового Завета. Он разделен на 114 глав неравной длины, называемых сурами. Восемьдесят шесть глав были открыты Мохаммаду в Мекке и двадцать восемь – в Медине. Каждая глава разделена на стихи (айаты). Три самые короткие суры имеют по три стиха каждая (103,108 и 110), в то время как сура 2, самая длинная, разделена на 286 айатов. Каждая сура (за одним исключением) начинается с фразы «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!». Каждая сура имеет название, которое часто происходит от слова или фразы из этой главы (например, «Корова», «Йунус», «Смоковница», «Нахмурился»). Однако в большинстве случаев эти названия не определяют тему всей главы. Несколько необычная особенность Корана заключается в том, что в расположении сур отсутствует хронологический или логический порядок. Вообще-то суры расположены согласно их длине, за исключением первой, которая представляет собой короткую вводную молитву. В итоге суры оказались расположенными «в обратном хронологическом порядке, поскольку самая длинная – последняя – сура находится в начале, в то время как самая короткая и наиболее ранняя помещена последней. Большинство длинных сур включает в себя айаты, которые относятся к различным периодам пророческой миссии Мохаммада, затрудняя, таким образом, точную датировку сур или их частей. Известный мусульманский ученый Али Дашти утверждает, что, «к сожалению, Коран был плохо отредактирован и обладает очень сложной композицией» 68 . Однако большинство консервативных мусульман отстаивает именно такую систематизации Корана 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Согласно Корану, существуют два царства, или мира, – мир невидимого и скрытого (алам ал-гайб) и мир видимого и осязаемого, мир очевидный (алам аш-шахада). В распоряжении человека находится только очевидный мир, но Аллах властвует над обоими. Невидимый же мир принадлежит ему одному. С его точки зрения, нет ничего невидимого, поскольку он видит и знает все, но существуют некоторые вещи, которые он сокрыл от своих слуг. Символ истинной веры заключается в признании его права как Создателя всего сущего укрывать некоторые вещи, хотя сам он осведомлен обо всем: Скажи же: «О Аллах! Творец земли и неба! Сокрытого и явного свидетель!..» (Сура 39:46) Это очень распространенная тема в Коране. Самого Аллаха называют Ал-Гайб (Незримый) (сура 2:3), и оставаться невидимым для своих созданий является частью его величия. Мухаммад был сильно обеспокоен, когда неверующие не поверили в существование Аллаха после прочтения им проповеди, а требовали предоставления различных доказательств. Он был предупрежден, что от него потребуют назвать время прихода Дня Страшного суда: Они тебя о Часе вопрошают. Скажи (им): «Знание сего лишь у Аллаха!» И кто тебе даст знать: не на пороге ль он? (Сура 33:63) В другой раз неверующие захотели знать, когда же придет наказание за неверие, которым пророк угрожал им в своих проповедях. Он предупреждал их, что Аллах разрушит их город. Ему было сказано ответить неверующим так: Скажи: «Не знаю я, близка ли вам обещанная (кара), или Аллах назначил более далекий срок? Ему лишь Одному незримое известно, и в сокровенное Свое Он не допустит никого. (Сура 72:25–26) В другом отрывке эта тема выражена более конкретно. Как могут неверующие говорить о том, что существуют еще боги, кроме Аллаха? Он породил все сущее и дал средства для существования всем людям как на небесах, так и на земле. Никто – ни на небесах, ни на земле – не знает невидимого, за исключением Аллаха, и никто не постигнет того, когда его призовут на суд. И еще меньше их разум может постичь грядущее (сура 27:64–66).

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Следовательно, кораническая полемика с определенными догматами Христианства и Иудаизма не подтверждают тезис о фальсификации библейского текста. И в целом коранические откровения не дают какого-либо основания для вывода о такой фальсификации. Литература Примечания: 1 В Коране, как в классической мусульманской литературе в целом, под «Торой» порой понимается не только «Пятикнижие», но и весь иудейский канон Библии, «Ветхий Завет», а под «Евангелием» — не только четыре Евангелия, но и весь «Новый Завет». 2 На основании тезиса об искаженности Торы/Библии некоторые богословы-факихи считали, что наличный ее текст перестал быть вполне священным, поэтому на него не распространяются культовые предписания, установленные касательно Корана – в частности, запрет на прикасание к ней в состоянии ритуальной нечистоты. Ханафитские же факихи и некоторые шафииты применяли сии предписания и к Библии. 3 «Даже если принять, что некоторые слова той Торы, которая была у иудеев Медины во времена Посланника Божьего, были изменены после его посланничества, мы не можем сказать, что каждый ее экземпляр повсюду в мире был изменен… ведь это невозможно» [Ибн Таймиййа, 1995, т.2, с. 422]. 4 Сура 6 датируется как мекканская, но айаты, содержащие полемику с «людьми Писания», относятся к мединскому периоду. 5 В айате 6:34 об этом говорится в смысле неминуемого исполнения Божьего обещания пророкам победы над их соотечественниками-неверными – но разве сохранение откровения в неприкосновенности не входит в эту обещанную победу?! 6 Наподобие того, как все три Писания – Коран, Тора и Евангелие – в Коране одинаково именуются как «Писания» (Китаб), «Спасение»/«Различение» (Фуркан) и т.п. 7 Близкую интерпретацию дает «Джаляляйн», полагая, правда, что в нем подразумеваются приезжие из Эфиопии [христиане]. Тот же ат-Табари отвергает толкование айата 2:121 в смысле указания в нем на мусульман и на Коран соответственно, ибо, как справедливо отмечает комментатор, весь контекст посвящен сынам Израилевым. 8 В «аль-Мунтахабе» толкование айата 5:66 звучит так: «Если бы они берегли (хафизу) Тору и Евангелие…в том виде, в каком они были ниспосланы», а айат 5:68 – «Вы не будете на прямом пути религиозной истины, пока вы не объявите обо всех заветах, повелениях и заповедях, ниспосланных в Торе и Евангелии…». Авторы словно не замечают, что такое толкование первого айата, упрекающее иудеев и христиан в искажении первоначального текста Библии, не согласуется с толкованием второго айата, по которому от иудеев и христиан требуется провозглашение имеющегося у них подлинного текста.

http://azbyka.ru/o-kakom-iskazhenii-bibl...

Откровение человечеству Сура 19:21 Слуга Божий Сура 4:170–172; 19:31 Знамение творению Сура 3:44–50; 19:21 21: 91 Знамение времени Сура 23:50 Сын Марии Сура 3:40–45; 4:157–171 Благословенный Сура 19: 31–32 Невинный Сын (святой, чистый) Сура 19:19 Преисполненный Святым Духом Сура 2:81–87; 253–254 Тот, за Кем следуют Сура 43:61 Тот, Кому подчиняются Сура 3:44–50 Истина от Господа Сура 3:53–60 Свидетель Дня воскресения Сура 4:45; 5:117 Свидетель над людьми Сура 5:117–120 Приложение Д. Сопоставление стихов из Корана и Библии Подтверждение Кораном Священного Писания, ниспосланного до него 2:50 «И вот Мы даровали Мусе писания и различение, — может быть вы будете благодарны». 2:81 «Мы дали Мусе писания и вслед за ним отправили посланников, и мы даровали Исе, сыну Мариам, ясные знамения и подкрепили Его духом святым». 2:79 (85) «Разве вы станете веровать в одну часть писания и не будете веровать в другую? Нет воздаяния тому из вас, кто делает это, кроме позора в жизни ближайшей, а в день воскресения они будут преданы самому жестокому наказанию! Аллах не небрежет тем, что вы делаете!» 2:115 «Те, кому мы даровали писание, читают его достойным чтением — те веруют в него. А если кто не верует в него — те будут в убытке». 2:169 «Поистине те, которые скрывают то, что низвел вам Аллах из писания, и покупают за малую цену — они пожирают в свои животы только огонь». 2:171 «Это — потому, что Аллах ниспослал писание воистину, а те, которые разногласят о писании, конечно, в далеком расколе». 3:2 (3) «Подтверждая истинность того, что ниспослано тебе до него, ниспослал он тебе писание в истине… И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше для людей и ниспослал различение». 3:180, 181 «Приходили к вам уже посланники до меня, с ясными знамениями…» «Ведь были объявлены лжецами посланники до тебя, которые приходили с ясными знамениями, и с книгами, и с писанием освещающим». 3:184, 185 «И вот взял Аллах с тех, кому даровано писание, завет: «Вы будете разъяснять его людям и не будете скрывать». 4:135 (136) «О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, и писание, которое Он низвел Своему посланнику, и писание, которое Он низвел раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением».

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Эти стихи явно противоречат иудейским и христианским текстам Библии, научная достоверность и сохранность которых многократно доказаны. Стихи, в которых описаны негативные свойства Объекта поклонения: Сура 3, аят 3. Поистине, Аллах велик, обладатель мщения ! В книге «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова при раскрытии значения 81-го имени Аллаха (Аль-Мунтакиму – могущественный) написано: «Мстящий, ломающий хребет ослушавшимся, мучающий нечестивцев…». Сура 3, аят 47. И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах – лучший из хитрецов . Эти стихи несовместимы с христианским учением о едином Боге – с характеристиками Господа Иисус Христа и единого Бога – Пресвятой Троицы. Некоторые из стихов, содержащих призывы к возмездию: Сура 2, аят 173. О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых… Сура 2, аят 175. Для вас в возмездии – жизнь , о обладающие разумом! Эти стихи противоречат христианской нравственности и общепринятому праву. Стихи, содержащие призывы к неповиновению иноверцам: Сура 25, аят 54. Не повинуйся же неверным и борись с ними этим великой борьбой! Эти стихи противоречат христианской нравственности и общепринятому праву. Некоторые из стихов, содержащих призывы к физической расправе с иноверцами: Сура 2, аят 92. Кто бывает врагом Аллаха, и Его ангелов, и Его посланников… то ведь и Аллах – враг неверным ! Сура 2, аят 189. И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху… Сура 3, аят 3. Поистине, те, которые не веруют в знамения Аллаха, – для них сильное наказание . Сура 4. аят 76. Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду. Сура 4, аят 80. Где бы вы не были, захватит вас смерть , если бы вы были даже в воздвинутых башнях… Сура 4, аят 91. ... Не берите из них друзей, пока они не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте , где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010