Александрийский обряд. Традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей Особой чертой эфиопских богослужений является устремление к массовому участию клира и паствы 1 ноября, 2014 Особой чертой эфиопских богослужений является устремление к массовому участию клира и паствы 3 октября в Музее русской иконы состоялась лекция сотрудника музея Сергея Брюна «Александрийский обряд. Традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей». Лекция посвящена одной из древнейших в христианском мире Александрийской богослужебной традиции – ее особенностям, распространению, эволюцию в лоне халкидонской, Коптской и, конечно же, Эфиопской Церкви. Сегодня мы продолжим наше путешествие по богослужебным обрядам, традициям востока, христианского востока, чему и посвящен наш спецкурс. Сразу же считаю необходимым, сказать, что тот материал, который я подготовил для этого курса, для этой лекции, в частности, это, в общем-то, собранный кропотливым трудом на протяжении многих лет. Но если вдруг кто-то задастся вопросом «А где Ваши степени?», спросит: «А по какому праву Вы занимаетесь, рассказываете о богослужебных обрядах востока?» – считайте меня тем, что немцы называют Privatgelerter, то есть, независимый исследователь, частью – любитель, частью какие-то действительно серьезные вещи удается собирать, публиковать. Поэтому можно быть отчасти снисходительными, можно быть отчасти признательными, что можно чуть меньше двух часов сегодня поговорить об александрийском обряде. Попробуем, чтоб это было полтора, но если что – спасибо за терпение. Тема сегодняшней нашей встречи: «Александрийский обряд: традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей». В названии сразу же заложена определенная неточность, потому что, конечно же, александрийский обряд – это не только те, кого мы называем сейчас коптами, это не только те, кого мы называем сейчас эфиопами. Это уничтоженная фактически христианская Нубия, то же царство Макурия. Это также, Халкидонская Православная Церковь в Александрии – до XII-XIII века, о чем мы отдельно поговорим во время другой встречи.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Древние восточные церкви. Коптская Церковь Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 30 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 К числу древних восточных церквей относится Коптская Православная Церковь. В чём её особенность? Об этом Вы сможете прочитать в нашей познавательной статье! 1. Коптская Церковь Древняя история христианства в Египте — это история духовного процветания и церковных подвигов, история, которая запечатлена личными трагедиями и политическими и военными конфликтами. Богатая страна Нила, известная своей культурой времен фараонов и эпохи эллинизма, рано приняла христианство и в конце доконстантиновского периода стала в основном христианской. В эпоху гонений христиане Египта показали себя Церковью мучеников, мужественно вступив в борьбу с гностицизмом 1 . Относительно происхождения слова копт существуют различные мнения. Копты считаются потомками древних египтян, и коптский язык демонстрирует явное сходство с языком иероглифов. До персидского и македонского завоевания египетская культура не испытывала постороннего влияния и носила чисто национальный характер. Она была пропитана религиозным духом, потому что политика и религия были органически слиты, а язык египетского народа, имеющий глубокую историю, еще более его сплачивал. Нельзя забывать, что государство фараонов в прошлом было грозой для передней Азии и Месопотамии, и поэтому последующие поколения не могли отказаться от этой национальной гордости. С течением времени, по мере нарастания греко-римского влияния, сознание прошлого величия укрепило у египтян ненависть по отношению к захватчикам, которая выражалась в многочисленных восстаниях. Особенно это ощущалось в городах Фивы и Копта, где находились египетские святилища. В результате народ сплачивается вокруг Церкви 2 . К концу IV в. число коптских христиан достигает миллиона. Христианство распространялось теми христианами, которые преследовались во время гонений. Так, в гонение при Септимии Севире (202 г.) христианская вера достигла Верхнего Египта.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Патриарх Коптской Церкви Шенуда III 26 марта 2012 г. Патриарх Александрийский, Патриарх престола св. Марка Шенуда III (+ 17.03.2012) 17 марта на 89-м году жизни почил о Господе Его Святейшество Патриарх Александрийский, Патриарх престола св. Марка  Шенуда III, с 1971 года возглавлявший египетскую Коптскую Церковь, крупнейшую христианскую  общину на Ближнем Востоке. Согласно официальным источникам, Предстоятель Коптской Церкви скончался от рака легких и острой печеночной недостаточности. " Я лично знал Патриарха Шehyдy III " , - рассказал корреспонденту " ЦВ " Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки архимандрит Леонид (Горбачев). - " Периодически с ним встречался и обсуждал различные вопросы, связанные как с отношениями межцерковными, так и с общеполитическими. Его Святейшество всегда сохранял доброжелательность в общении, был мягок и приветлив, однако, когда дело касалось серьезных, исторических моментов, улыбка исчезала с его лица, он становился воплощением многолетнего опыта, помноженного на редкое умение сочетать в себе многогранность образованности, простоты и мудрости. То же самое можно сказать о времени, когда необходимо было принять волевое, порой трудное решение. Несмотря на почтенный возраст и множество перенесенных за последнее время операций, его разум всегда отличался неимоверной чистотой памяти и работоспособностью " . Отец Леонид также отметил, что " Представительство Русской Православной Церкви в Каире всегда было для Коптской Церкви надежным партнером в свете межцерковного братского диалога, и многое удавалось благодаря личному отношению Патриарха Шенуды III. Мы верим и надеемся, что кого бы Господь не привел на этот сложный во всех отношениях сегодня Церковный Престол, этот Предстоятель всегда будет помнить великое наследие, которое ему досталось от его предшественника, вписавшего свое имя навечно в историю христианства " . Патриарх Александрийский, Патриарх престола св. Марка  Шенуда III (в миру Назир Гайед Рафаэль), третий из восьми детей коптской семьи,  родился 3 августа 1923 года в Асьюте, в Верхнем Египте.

http://e-vestnik.ru/obituaries/patriarh_...

29 февраля – 2 июня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы ведущего программы Al Hayat Al Youm — LifeToday, которая выходит в эфире египетского телеканала Al Hayat TV. — Приветствую Вас, Ваше Святейшество, в эфире телеканала Al Hayat TV. Большое Вам спасибо за то, что предоставили возможность побеседовать с Вами. Ваше Святейшество, как Вы оцениваете отношения сейчас между двумя Церквами — Русской и Коптской — в свете последнего визита в Египет, который Вы совершили в 2010 году? — Исторически на протяжении столетий отношения между нашими Церквами были очень добрые. Всякий раз, когда русские православные люди соприкасались с православными коптами, они чувствовали духовное родство, особенно в сфере монашества. Монастыри играют важную роль в Коптской Церкви, и такую же важную роль монастыри играют в жизни нашей Церкви. Что касается практического сотрудничества, то оно стало развиваться в период после Второй мировой войны, особенно начиная с 1960-х годов, когда Русская Православная Церковь вступила во Всемирный Совет Церквей. На платформе Всемирного Совета Церквей несколько позже завязались уже наши двусторонние отношения. А затем, нужно сказать, все Православные Церкви, связанные исторически с Византией, и все Ориентальные Православные Церкви, которые не входят в семью Восточных Православных Церквей, вступили в диалог. И в этом диалоге, конечно, очень важную роль играют две наших Церкви. Всякий раз, когда русские Патриархи приезжают в Египет, они встречаются с Александрийскими Патриархами Коптской Церкви. И последний раз, когда я имел счастье и удовольствие быть в вашей стране, я встречался  с покойным Папой Шенудой. Сейчас нас навестил  Святейший Патриарх и Папа Феодор II после его избрания. Такова традиция — после избрания Патриархи совершают визиты в другие Церкви. И я очень ценю тот факт, что первый такой визит Патриарх Феодор нанес в Москву. У нас состоялась  важная встреча. Мы договорились о том, что открываем новую страницу в двусторонних отношениях, создаем совместную комиссию, совместный рабочий орган, который будет помогать нам осуществлять мониторинг наших отношений и развивать взаимодействие в богословской, культурной и образовательной сфере. Мы также предполагаем, что в рамках этой комиссии могли бы работать политические эксперты, с тем чтобы всесторонне содействовать развитию отношений между нашими странами и народами, укрепляя одновременно и отношения между нашими Церквами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Патриарх Кирилл: Потеря христианского присутствия будет опасна для ближневосточных стран Хаос на Ближнем Востоке мог быть выгоден определенным силам. 12 ноября, 2014 Хаос на Ближнем Востоке мог быть выгоден определенным силам. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы ведущего программы Al Hayat Al Youm — LifeToday, которая выходит в эфире египетского телеканала Al Hayat TV. — Приветствую Вас, Ваше Святейшество, в эфире телеканала Al Hayat TV. Большое Вам спасибо за то, что предоставили возможность побеседовать с Вами. Ваше Святейшество, как Вы оцениваете отношения сейчас между двумя Церквами — Русской и Коптской — в свете последнего визита в Египет, который Вы совершили в 2010 году? — Исторически на протяжении столетий отношения между нашими Церквами были очень добрые. Всякий раз, когда русские православные люди соприкасались с православными коптами, они чувствовали духовное родство, особенно в сфере монашества. Монастыри играют важную роль в Коптской Церкви, и такую же важную роль монастыри играют в жизни нашей Церкви. Что касается практического сотрудничества, то оно стало развиваться в период после Второй мировой войны, особенно начиная с 1960-х годов, когда Русская Православная Церковь вступила во Всемирный Совет Церквей. На платформе Всемирного Совета Церквей несколько позже завязались уже наши двусторонние отношения. А затем, нужно сказать, все Православные Церкви, связанные исторически с Византией, и все Ориентальные Православные Церкви, которые не входят в семью Восточных Православных Церквей, вступили в диалог. И в этом диалоге, конечно, очень важную роль играют две наших Церкви. Всякий раз, когда русские Патриархи приезжают в Египет, они встречаются с Александрийскими Патриархами Коптской Церкви. И последний раз, когда я имел счастье и удовольствие быть в вашей стране, я встречался с покойным Папой Шенудой. Сейчас нас навестил Святейший Патриарх и Папа Феодор II после его избрания. Такова традиция — после избрания Патриархи совершают визиты в другие Церкви. И я очень ценю тот факт, что первый такой визит Патриарх Феодор нанес в Москву. У нас состоялась важная встреча. Мы договорились о том, что открываем новую страницу в двусторонних отношениях, создаем совместную комиссию, совместный рабочий орган, который будет помогать нам осуществлять мониторинг наших отношений и развивать взаимодействие в богословской, культурной и образовательной сфере. Мы также предполагаем, что в рамках этой комиссии могли бы работать политические эксперты, с тем чтобы всесторонне содействовать развитию отношений между нашими странами и народами, укрепляя одновременно и отношения между нашими Церквами.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-potery...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ Одна из Восточных католических Церквей ; образована коптами , соединившимися с Римско-католической Церковью с сохранением александрийского обряда Коптской Церкви . Возглавляет К. к. Ц. Александрийский патриарх коптов (с 15 янв. 2013 Ибрагим Исаак Сидрак); его резиденция находится в Каире (Египет). Патриарший кафедральный собор Пресв. Богородицы расположен в районе Каира Мадинат-Наср. К. к. Ц. состоит из патриаршего диоцеза Александрия и 6 еп-ств в Египте (Асьют, Гиза, Исмаилия, Луксор, Эль-Минья и Сохаг). Глава копт. католич. Патриархата избирается Синодом К. к. Ц., после чего папа Римский утверждает избранного патриарха; ему вручается паллий . Синод назначает епископов, к-рые затем утверждаются в Риме. При Синоде действует состоящий из мирян Совет копт. католич. общины. В нач. XXI в. численность К. к. Ц. составляла, по разным оценкам, от 160 до 220 тыс. чел., большинство коптов-католиков проживают в Каире, Александрии и неск. деревнях В. Египта. После событий «Египетской весны» (2012) и прихода к власти «Братьев-мусульман» часть членов общины эмигрировала в Европу и Сев. Америку. Отдельные приходы К. к. Ц. представлены в Европе, Сев. Америке, Австралии и на Ближ. Востоке. В каирском р-не Эль-Маади действует патриаршая ДС св. Льва, существуют начальные семинарии в Александрии и Тахте, а также катехизационный ин-т Сакакини (Каир). В К. к. Ц. нет своих мон-рей, но существует неск. небольших муж. и жен. монашеских общин различных католич. орденов и конгрегаций. Впервые переговоры об унии Коптской Церкви и Папского престола состоялись в 1440 г., когда папа Римский Евгений IV направил к копт. Александрийскому патриарху Иоанну XI францисканца Альберто Бердини да Сартеано с приглашением прислать делегатов на Ферраро-Флорентийский Собор . Патриарх отправил к папе Римскому игум. Андрея из мон-ря св. Антония с посланием, в к-ром исповедовал веру в единую природу Христа. Прибыв на Собор, игум. Андрей согласился объявить об унии Коптской и Римско-католической Церквей, что было подтверждено декретом «Cantate Domino» (4 февр. 1442); однако подписание акта об унии не имело к.-л. реальных последствий.

http://pravenc.ru/text/2057206.html

Сортировать по Исключить новости Коптский патриарх: мы начинаем с чистого листа Ваш визит в Москву называют историческим. Возможно ли сближение между двумя Церквями? 31 октября, 2014 Ваш визит в Москву называют историческим. Возможно ли сближение между двумя Церквями? 31 октября. ПРАВМИР. О том, как и чем живет народ, сохранившийся лишь во многом благодаря своей вере и религиозным традициям, а также о чем мечтает сам иерарх, он рассказал в интервью РИА Новости. Положение египетских христиан-коптов, упоминавшихся в последние несколько лет исключительно в контексте гонений на религиозные меньшинства, на Ближнем Востоке заметно нормализовалось после прихода к власти президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. Эмигрировавшие тысячами из-за страха репрессий потомки древних египтян начали постепенно возвращаться на родину, а новая конституция наделила их гарантированным попаданием в парламент страны. На фоне позитивных изменений глава Коптской православной церкви Александрийский папа и патриарх святейший Тавадрос (Феодор) II, являющийся и фактическим лидером коптского народа, через несколько дней начнет свой визит в Россию, называемый многими историческим. О том, как и чем живет народ, сохранившийся лишь во многом благодаря своей вере и религиозным традициям, а также о чем мечтает сам иерарх, он рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости в Каире Рафаэлю Даминову. — История вашего народа на протяжении веков была полна трагических страниц. Судя по всему, один из таких сложных периодов выпал уже на ваше руководство Коптской церковью? — Египетские копты ведут свою историю от святого апостола Марка, принявшего мученическую смерть в Александрии в 68 году от рождества Христова. Церковь на протяжении всей истории подвергалась притеснениям, а ее последователи становились мучениками вплоть до сегодняшних дней. Мы именуем Коптскую церковь церковью мучеников. — То есть период нестабильности, начавшийся после египетской революции, когда многие христиане Египта почувствовали себя лишними на этой земле, можно сказать, уже позади? И нет ли новых угроз?

http://pravmir.ru/koptskiy-patriarh-myi-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА I Патриарх Александрийский (731 или 742/3 - после 763 (ок. 770?)). К. был 1-м после почти векового перерыва действующим правосл. (мелькитским) патриархом на Александрийской кафедре. Араб. завоевание Египта в 642 г. привело к распаду православных церковных структур. Многие жители провизант. ориентации покинули страну. Последний Александрийский патриарх Петр IV умер в изгнании ок. 654 г. Монофизиты овладели почти всеми храмами и архиерейскими кафедрами. Подавляющее большинство египетских христиан оказалось в юрисдикции Коптской Церкви . Однако постепенно началось восстановление православной церковной организации. По свидетельству хроники патриарха Евтихия Александрийского (X в.), епископов для православных Египта рукополагал епископ Тира (Антиохийский Патриархат). На VI Вселенском (680-681) и Трулльском (691) Соборах Александрийскую Православную Церковь представлял Петр, подписывавшийся соответственно как «местоблюститель апостольского престола Александрийской митрополии» (ACO II. Vol. 2(1). P. 778) и «епископ Александрийской митрополии» (ACO II. Vol. 2(4). P. 62). Т. о., Петр, возможно, стал титулярным Александрийским патриархом, однако, судя по всему, оставался в К-поле и не участвовал в церковной жизни Египта. Окончательное возрождение Александрийской Церкви ознаменовалось избранием на Патриаршество К. Датировки этого события противоречивы. Наиболее распространена версия Евтихия, согласно к-рой К. был избран на Патриаршество на 7-м году правления халифа Хишама ибн Абд аль-Малика, т. е. в 731 г. В. В. Бартольд связывал восстановление Александрийского и Антиохийского Патриарших престолов при Хишаме с визант. иконоборчеством , встретившим резкое неприятие на правосл. Востоке: халиф более не имел оснований рассматривать своих подданных- мелькитов как сторонников Византии ( Бартольд В. В. Ислам и мелькиты// Он же. Избр. соч. М., 1966. Т. 6. С. 653). Однако в копт. «Истории Александрийских патриархов» избрание К. отмечено в период междупатриаршества в Коптской Церкви в 742-743 гг.: после соответствующего подношения от мелькитов египетский наместник аль-Касим дал разрешение на поставление патриарха. Описанная ситуация соответствует представлениям историков о том, что локальные церковные дела находились в большинстве случаев в юрисдикции наместников, а не халифов. Копт. летопись более заслуживает доверия и в плане датировок, ввиду того что она была написана современником и участником событий диак. Иоанном, в то время как Евтихий жил спустя 2 столетия после Патриаршества К.

http://pravenc.ru/text/2458809.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Маланкарская Церковь Индии: вопросы юрисдикции, богословие и богослужение Цель исследования — проанализировать особенности богослужения и богословской мысли, а также юрисдикционную подчиненность и внутреннюю иерархию Маланкарской Церкви Индии. Для этого автор применяет аксиоматический и индуктивный методы. Вопросы богослужения и богословской мысли Маланкарской Церкви Индии представляют существенный исследовательский интерес в свете собственных национальных особенностей и исторической ретроспективы. Маланкарская Церковь Индии — уникальный образец самобытной Церкви, сохранившей верность христианской традиции и экклезиологию. Территориальная отдаленность Маланкарской Церкви от других древних Церквей Востока и других цивилизаций позволила ей пройти через столетия христианской, мировой и индийской истории в практически неизменном виде, сохранить аутентичность с элементами национального колорита, который отразился в богослужении и богословской мысли. Юрисдикция Маланкарской Церкви — классический пример полной автономии и независимости, которую с трудом смогли затронуть даже португальская колонизация и приход британцев в Индию. Статья Введение Маланкарская Церковь Индии относится к числу древних Церквей Востока и является примером дохалкидонской церкви. Дохалкидонские церкви характеризуются тем, что не признают решения IV Вселенского (Халкидонского) Собора и последующих Вселенских Соборов. Помимо Маланкарской Православной Церкви, к числу дохалкидонских церквей относятся Армянская Апостольская Церковь, Коптская Православная Церковь, Сирийская Православная Церковь, Ассирийская Церковь Востока, Эфиопская Православная Церковь, Эритрейская Православная Церковь и Маронитская Церковь.

http://bogoslov.ru/article/6195008

Османская империя Мусульм. гос-во эпохи средневековья и Нового времени (ок. 1300-1923); крупнейшее и наиболее могущественное мусульм. гос-во в истории. Его историческое ядро находилось в сев.-зап. районах М. Азии, но в период своего наибольшего расширения О. и. охватывала страны Вост. и Юж. Средиземноморья (М. Азия, Балканский п-ов, Сирия, Палестина, Египет, Ливия, Тунис, Алжир, часть совр. Марокко), большую часть стран Ближ. Востока (Кавказ, Закавказье, Ирак, Сев.-Зап. Иран, Аравия, Йемен), часть Вост. Европы (Венгрия, Валахия, Молдавия, Трансильвания (ныне Румыния ), Сев. Причерноморье). На ранних этапах истории столицами гос-ва Османов были Бурса (древняя Пруса; 1326 - ок. 1369), Эдирне (древний Адрианополь; ок. 1369-1453), но после захвата Константинополя в 1453 г. он стал неизменной столицей О. и. Основу идеологии и правовых отношений в О. и. на протяжении большей части ее истории составляло вероучение ислама , в к-ром отношение к христ. вере и культуре диктовалось в духе жесткой сегрегации, подчинения христиан как неверных. О. и. вела многочисленные войны с христ. странами; для оправдания этих войн широко использовались идеи джихада, священной войны против неверных. Однако О. и. никогда не ставила перед собой цели уничтожить христ. мир, используя религ. лозунги скорее для пропаганды, нежели в качестве действительной политической программы. На протяжении всей своей истории О. и. управляла не только мусульманами, но и огромным и разнообразным христ. населением, которое составляло в разное время от трети до половины подданных империи. Христ. общество О. и., объединенное в один, а позднее в неск. миллетов , к-рые возглавляли церковные иерархи, за долгие столетия османского правления создало особую разнообразную культуру, сохраняя свои веру, язык, самосознание, традиции. Эпоха О. и. внесла значительный вклад в историю большинства Церквей христ. Востока и так или иначе существенно повлияла на их совр. облик. Под управлением О. и. в течение ряда столетий находились Константинопольская , Александрийская , Антиохийская , Иерусалимская , Кипрская , Грузинская , Болгарская , Сербская Православные Церкви, православные общины Албании , Валахии, Молдавии, Трансильвании, ряд нехалкидонских вост. Церквей ( Армянская Апостольская Церковь , Коптская Церковь , Сирийская яковитская Церковь , Ассирийская Церковь (см. Церковь Востока ), ряд вост. Церквей, находящихся в унии с Римско-католической Церковью ( Мелькитская католическая Церковь , Маронитская католическая Церковь , Халдейская католическая Церковь и др.), общины христиан-католиков Венгрии, Хорватии, Далмации, региона Эгейского м. (бывш. Латинской Романии ) и др. стран.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010