А. Ю. Никифорова Прор. Аггей. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ) Иконография А. отвечает общей типологии изображения пророков - А. облачен в хитон и гиматий, в левой руке свиток (текст на развернутом свитке Агг 1. 7, 8), правая рука либо благословляет, либо в жесте приятия благодати (обращена раскрытой ладонью вовне). Устоявшейся иконографии А. не существовало. Одно из первых известных изображений - в мозаиках алтаря кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае , 550-565 гг. (погрудное изображение средовека с темными короткими волосами). В миниатюрах из Толкований на Книги пророков (Кон. Х - нач. XI в. Torino. В 12) А.- молодой, безбородый, с темными короткими волосами, со свитком в руках. В миниатюре из Книги пророков (XIII в. Vat. Gr. 1153) А. представлен в образе величавого старца с длинными волосами с проседью, прядями спускающимися на грудь и плечи. Предположительно изображение А. было в росписи нач. XV в. ц. арх. Михаила в Сковородском мон-ре . В Книге пророков 1489 г. (РГБ.) А. представлен в полный рост седым старцем с короткими волнистыми волосами. Хитон серо-голубой, гиматий цвета разбеленного санкиря. Правая рука в жесте именословного благословения, в левой - развернутый свиток. Одно из ранних изображений А. в пророческом ряду иконостаса сохранилось на иконе 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ). А. представлен по пояс в центре трехчастной композиции (вместе с пророками Нафаном и Самуилом) седым старцем с клиновидной бородой. На нем синий хитон и малиновый гиматий. Правая рука скрыта в складках, в левой - свернутый свиток. В иконописном подлиннике новгородской редакции, XVI в., А. описан «аки Илья пророкъ. Ризы санкирь сь бълилы. Исподъ лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVШ в., «как старец с круглою бородою», произносящий: «Положите сердца ваши в пути ваши» (Ч. 2. § 132. 20). Лит.: Ерминия ДФ. С. 83; Иконописный подлинник новгородской редакции XVI в.//Сб. на 1873 г. Об-во древнерус. искусства при Моск. публ. музее. М., 1873. (под 16 дек.); Bardtke H.//LCI. Bd. 1. Sp. 80-81.

http://pravenc.ru/text/63282.html

1987. Vol. 27. N 3. P. 465-486; idem. Maximus of Turin: How He Spoke of Sin to His People//StPatr. 1989. Vol. 23. P. 127-132; Ramsey B. Introduction//The Sermons of St. Maximus of Turin. 1989. P. 1-10; Bruno M. P. Studi sulla vita di san Massimo di Torino attribuita ad un anonimo monaco della Novalesa: Tesi di laurea. Torino, 1991; Sotinel C. Maximus von Turin//TRE. 1992. Bd. 22. S. 304-307; Cervellin L. Chiesa, Popolo di Dio nei Sermoni di Massimo di Torino//Salesianum. R., 1993. Vol. 55. P. 657-662; Zangara V. Intorno alla collectio antiqua dei sermoni di Massimo di Torino//REAug. 1994. T. 40. P. 435-452; Cappai C. F., de. Massimo Vescovo di Torino e il suo tempo. Torino, 1995; Modemann M. Die Taufe in den Predigten des hl. Maximus von Turin. Fr./M., 1995; Bolgiani F. Massimo di Torino, la sua personalità, la sua predicazione, il suo pubblico//Storia di Torino/Ed. G. Sergi. Torino, 1997. Vol. 1: Dalla preistoria al comune medievale. P. 255-269; idem. Sant " Ambrogio, Massimo di Torino e la sinodo del 398//Ibid. P. 270-277; Merkt A. Maximus I. von Turin: Die Verkündigung eines Bischofs der frühen Reichskirche im zeitgeschichtlichen, gesellschaftlichen und liturgischen Kontext. Leiden; N. Y.; Köln, 1997; Atti del Convegno internazionale di studi su Massimo di Torino nel XVI centenario del Concilio di Torino (398), Torino, 13-14 marzo 1998. Torino, 1998; Maritano M. La Sacra Scrittura nei Sermoni e nel ministero episcopale di Massimo di Torino//Ibid. P. 116-166; Padovese L. Massimo vescovo di Torino//Ibid. P. 85-98; Savarino R. Concilio di Torino//Ibid. P. 203-227; Tuninetti G. Culto (e fama) di san Massimo nella Chiesa torinese//Ibid. P. 228-241; Puerari M. M. Introduzione// Massimo di Torino. Sermoni Liturgici. 1999. P. 9-104; Crosetto A. La chiesa di San Massimo «ad Quintum»: Fasi paleocristiane e altomedievali//Presenze longobarde: Collegno nell " alto Medioevo/Ed. L. Pejrani Baricco. Torino, 2004. P. 249-273; Cazaux-Kowalski C. Le Graduel-responsorial-antiphonaire palimpseste de Turin: Paris, BnF, ms.

http://pravenc.ru/text/2561592.html

В качестве базовых К. Т. выделял толкования блаженных Августина, Иеронима и Исидора. Он также использовал сочинения Алкуина, Оригена (в переводе Руфина), свт. Григория Великого (и Патерия), прп. Беды Достопочтенного, Максима Туринского, свт. Кесария Арелатского, свт. Иоанна Златоуста, Мария Викторина и Амброзиастера. В предисловии к толкованию на кн. Бытие К. Т. отмечал, что специально делал ссылки на источники, дабы не быть обвиненным в плагиате (MGH. Epp. T. 4. S. 590). Тем не менее критики (Иона и Дунгал) указывали на то, что он часто искажал слова цитируемых отцов (PL. 106. Col. 330, 355; PL. 105. Col. 479-480). Лит.: Boffito G. Il codice vallicelliano c III: Contributo allo studio delle dottrine religiose di Claudio, vescovo di Turino//Atti d. R. Accademia delle Scienze di Torino. Torino, 1898. T. 33. P. 250-285; Bellet P. Claudio de Turín, autor de los commentarios «In Genesim» et «Regum» del Pseudo-Euquerio//Estudios bíblicos. Madrid, 1950. T. 9. P. 209-223; idem. Oració de Claudi de Torí en el comentarí a Hebreus de Pseudo-Attó de Vercelli//Colligere Fragmenta: FS A. Dold/Hrsg. B. Fischer, V. Fiala. Beuron, 1952. S. 140-143; Ferrari M. «In Papia conveniant ad Dungalum»//Italia Medioevale e Umanistica. Padova, 1972. Vol. 15. P. 1-52; eadem. Note su Claudio di Torino «Episcopus ab ecclesia damnatus»//Ibid. 1973. Vol. 16. P. 291-308; Douglas I. M. The Commentary of the Book of Ruth by Claudius of Turin//Sacris erudiri. Turnhout, 1974/1975. Vol. 22. P. 295-320; Italiani G. La Tradizione esegetica net commento ai Re di Claudio di Torino. Firenze, 1979; Vog üé A., de. Les plus anciens exégètes du Premier Livre des Rois: Origène, Augustin et leurs épigones//Sacris Erudiri. 1986. Vol. 29. P. 5-12; Vezin J. Le commentaire sur la Genèse de Claude de Turin, un cas singulier de transmission des textes wisigothiques dans la Gaule carolingienne//L " Europe héritière de l " Espagne wisigothique/Ed. J. Fontaine, Chr. Pellistrandi. Madrid, 1992. P. 223-229; Gorman M. The Commentary on Genesis of Claudius of Turin and Biblical Studies under Louis the Pious//Speculum. Camb. (Mass.), 1997. Vol. 72. N 2. P. 279-329; Idomir Allen M. The Chronicle of Claudius of Turin//After Rome " s Fall: Narrators and Sources of Early Medieval History: Essays presented to W. Goffart/Ed. A. C. Murray. Toronto, 1998. P. 288-319; Bellagente E. La Chronica de sex aetatibus di Claudio vescovo di Torino//Aevum. 1999. Vol. 73. Fasc. 2. P. 237-246; Boulhol P. Claude de Turin: Un évêque iconoclaste dans l " Occident carolingien: Étude suivie de l " édition du «Commentaire sur Josué». P., 2002 [Библиогр.]; Boucaud P. Claude de Turin († ca. 828) et Haymon d " Auxerre (fl. 850): Deux commentateurs d " «I Corinthiens»//Études d " exégèse carolingienne: Autour d " Haymon d " Auxerre. Turnhout, 2007. P. 187-236; Noble Th. F. X. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. Phil., 2009.

http://pravenc.ru/text/1841227.html

50 . Христос и ангелы (Евхаристия). Мозаика 1043–1046 гг. Киев, собор св. Софии. 51 . Омовение ног. Мозаика. 1-я четв. XI в. Фокида, монастырь Хосиос Лукас. 52 . Омовение ног. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 53 . Моление о чаше. Мозаика. Ок. 1220 г. Венеция, собор Сан-Марко. 54 . Моление о чаше. Таблетка из собора св. Софии в Нов­ городе. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 55 . Поцелуй Иуды. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекционарий 1059 г. Монастырь Дионисиат. Афон. 56 . Предание Иуды. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 57 . Целование Иуды. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 58 . Поругание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 59 . Христос перед Каиафой и Анной. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 60 . Отречение апостола Петра. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 61 . Отречение Петра. Миниатюра армянского евангелия 1397 г. Фрагмент. Ереван, Матенадаран. 62 . Христос перед Пилатом. Миниатюра византийской рукописи Евангелия. XIII в. Петербург, Российская национальная библиотека. 63 . Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 64 . Бичевание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 65 . Ведение на казнь. Икона. Кон. XIV в. Синай, монастырь св. Екатерины. 66 . Ведение ко кресту. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 67 . Восхождение на крест. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

л. 4. О злобе. Нач. Премудрости Иисуса сына Сирахова (гл. 33 ст. 28). Мнозей злобе научила праздность. л. 5. О нерадении. Нач. Григория Синаита (в особых семи главизнах 3 гл.). Никтоже может о себе удержати ум. л. 5. О праздности. Нач. Василия Великого (в 1 книге на шестоднев л. 55 на обор. Праздность всех пороков есть начало). л. 6. О парении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мысленная суть страсть парения. л. 8. О забвении. Нач. Исаака Сирина (от 56 слова). Егда вместо истины. л. 10. О помрачении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть убо суть мысленная, помрачение. л. 13. O пленении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть суть мысленная пленение. л. 15. О прилозех Нач. Григория Синаита (л. 79). Мысленная страсть суть прилози. л. I7. сочетании. Нач. Григории (в других пяти главизнах). Подвижет прилог, сочетание. л. 18. сосложении. Нач. Григорий Синаита (гл. 79). Страсть мысленнная суть, сосложнения. л 19. О ослеплении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Ослепление убо суть страсть мысленная. л. 20. О уклонении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть уклонения. л. 21. превращении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть превращение. л. 22. О вожделении. Нач. Григория Синаита (гл. 62). Разленение рождает похоти вожделение. л. 24. O препарении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть препарения. л. 25. О гордости. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Гордыня первое и последнее всех злых. л. 29. О мнении, высокоумии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мнение убо суть страсть умная. л. 31. О высокомудрии. Нач. Святого Максима (2 сотницы, гл. 67). Пяти ради вин глаголют попущатися. л. 32. O кичении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Кичение убо страсть яростныя части. л. 34. О величании. Нач. Златоуста (на послание к Тимофею л. 1553). От сребролюбия величание рождается. л. 35. О возношении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Возношение убо страсть умная. л. 36 об. О велехвалении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Велехваление, убо суть страсть умная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Житие М. (BHL, N 5858) было издано болландистом Д. ван Папебруком по списку с манускрипта (не сохр.), полученному им в 1654 г. от туринских иезуитов (см.: ActaSS. Iun. 1867. T. 7. P. 43-47). Текст опубликован с сокращениями; новое исследование полной рукописи и сопоставление ее с др. позднейшими источниками были осуществлены в неизданной диссертации М. П. Бруно ( Bruno. 1991; ср.: Tuninetti. 1998. P. 228-229). Большинство исследователей вслед за Папебруком низко оценивали Житие как исторический источник, т. к. в нем присутствуют анахронизмы и фантастические мотивы ( Savio. 1898. P. 293-294; Lanzoni. Diocesi. P. 1046; Bolgiani F. La diocesi di Torino nel secolo V//Storia di Torino. 1997. Vol. 1. P. 324-325). Папебрук предположил, что Житие было составлено неизвестным монахом из Новалезы в XIII в. или позднее (ActaSS. Iun. 1867. T. 7. P. 43-44); др. исследователи датируют его XII-XIII вв. Текст не мог быть написан ранее 1027 г., когда состоялось обретение мощей мч. Иуста, названного в Житии братом М., и их перенесение в посвященную ему церковь в Сузе (с 1029 бенедиктинский монастырь; см.: Savi S. Giusto, Flaviano e compagni//BiblSS. Vol. 7. Col. 48-50). Составитель Жития неоднократно ссылается на «легенду» о М., написанную «прекрасным слогом», составителем которой он называет Петра Дамиани ( 1072/73). По мнению Папебрука и некоторых др. исследователей, в основу Жития могла быть положена проповедь, произнесенная Петром Дамиани в Турине (ActaSS. Iun. 1867. T. 7. P. 43-44; Bolgiani F. La diocesi di Torino nel secolo V//Storia di Torino. 1997. Vol. 1. P. 325-326). Однако ссылки на «легенду», размещенные по всему тексту Жития, показывают, что агиограф стремился представить свой труд как переработку (возможно, сокращение) более раннего сказания о жизни и чудесах М., якобы составленного Петром Дамиани. Отсутствие др. свидетельств об этом сочинении Петра Дамиани позволяет предположить, что ссылки являются ложными. Об этом свидетельствует также упоминание о Туринском еп. Гумберте (вероятно, имеется в виду еп. Гвиберт, к-рый занял кафедру между 1095 и 1098, т. е. уже после смерти Петра Дамиани; ср.: ActaSS. Iun. 1867. T. 7. P. 47).

http://pravenc.ru/text/2561592.html

духовн. Акад. 187 4. Кассиановская первая редакция и её списки Независимо от Арсениевской и Феодосиевской редакций являются Кассиановские: первая, называемая иначе Акакиевскою 188 , и вторая. Первая Кассиановская редакция, как можно видеть из записи на отдельных ее списках, составлена в Киево–Печерском монастыре, в 1460 г.: инока печерьскаго» – «на им сщнноинокоу киръ бывшаго 189 . В составлении этой редакции принимал какое–то участие Печерский монах Иоанн, с именем которого нам известно «Сказание глав Патерика Печерскаго» 190 . В чистом своем виде Кассиановская I ред. сохранилась в сравнительно небольшом количестве списков. 1) Рукоп. Новгор. Соф. б. 1364, XVI в. 191 главъ Патерика Печерскаго. списано мнихомъ печерскымъ. Л. 1. Патерикъ иже Бз слово цркви... (1). Л. 4. Слово. .в. еже когда снована бы печерьска. Нач. Въ блговрнаго Свтослава... Л. 7 об. Слов .г. мастеръ церквныхъ црграда. Нач. црграда. д. моужи богаты велми... Л. 12. Слово. д. писцевъ црковныхъ. Нач. того же бгохранимаго гра... Л. 15. Слов е. и Сергыи чюд изрдно... Нач. Бысть два моужа нка... Кон.: «ею же бысть злато и сребр:» Л. 17. Слов з. сказание стьи трапез. то велики цркви... Нач. в л з. ф. ч. въ первое лто игоуменьства Кон. – Л. 19 об. (Сл. 7). Нестера мниха бители мнастыр печерьскаг, сказание что ра прозва печерьскыи монастырь. Нач. Бглюбивомоу рослав любщю Берестово... Л. 25. (Сл. 8). Мца въ .г. днь житие преподбнаго ца нашего игоумена печерьскаго. съписано Нестеромъ мних. тогоже печерьскаго монастыр. Л. 106. (Сл. 9). Мца авгоуста. въ днь мощемъ стго и преподобнаго. ца нашего. печерьскаго. Нач. В лт индикта .д. иже б. въ лт. по прпбнаго ца нашего. игоуменъ и черноризци. съвтъ сътвориша... Л. 111. (Сл. 10). раки прпбнаго ца наше е перска. Нач.: По времени нколиц. восхот Гергии. снъ Симоновъ.. ковати ракоу... Л. 115 об. (Сл. 11). Похвала препбному цю нашему Нач.: Похвалемоу праведникоу возвеселтс Л. 127 об. (Сл. 12). смиреннаго. еппа Симона волдимеръскаго. и соужальскаго. к чернризцю печерскомоу. Нач.: Брате се в безмолвии... Л. 134. (Сл. 13). Что ради имти и любовь къ стомоу и цмъ печерскимъ. Нач.: И се ти брате скажю... Кон.: «млтвъ ради ць... нн. и прно. и в вки вкомъ. аминь»: Л. 138. блженнмъ постниц. (Сл. 14). Нач.: Нкии члвкь ис Л. 140 об. (Сл. 15). смиреннмъ. и многотернеливмъ Никон черноризци. Нач.: же мнихъ... Кон.: «и мчнческими оувзени внци»: Л. 144. (Сл. 16). стемъ сщнномучениц Коукш и о постниц. Нач.: Волею преминоухъ его (чит. сего) блаженного... Кон.: «не имеши вры». Л. 144 об. (Сл. 17). стмъ затворниц... Нач.: Бы оубо и се...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

л. 105. О роптании. Нач. Апостол. Иудионо послание (гл. 1 ст. 16). Ропотницы, укорители, часть порочна. л. 107. О унынии. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Уныние убо суть страсть плотская. л. 109. О неблагодарении. Нач. Вас. Великого (беседа 8, во второй книге, л. 57 об.). Отчаяние неблагодарность рождает. л. 111. О нечувствии. Нач. Гр. Синаита (от особых пятинадесяти глав 2). Держите и отдыхание легкого. л. 112. О непоболении. Нач. Златоуста (на Матфея Евангелиста нравоучение 14). Ниже яко не болиши согрешая, пренебрегай. л. 113. О жестокосердии, окаменении. Нач. Григория Синаита (гл. 87). По превосхождению и оскуднению близ припоследует. л. 114 об. О нечистоте. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Нечистота убо страсть плотская. л. 116. О лихоимстве. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Лихоимство убо страсть похоти. л. 118. О невоздержании. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Необуздание убо суть страсть. л. 119. О сытости. Нач. Гр. Синаита (от седми глав обезмолвицех, 6). Сытость же, еже отягчатися мало. л. 120. О несытостве. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Несытство убо суть страсть похоти. л. 121. О гортанобесии. Нач. Аввы Дорофея (л. 90 наоб.). Два бо различия суть чревообъядения. л. 122 об. О чревобесии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Чревобесие убо суть страсть плотская. л. 126. О чревонеистовстве. Нач. Вас. Великого (беседа 1, лист. во 2 книге, 6 наоб., слово 16 лист. в 4 кн. 81). Сытость началом есть неистовства. л. 127. О тайноядении. Нач. Вас. Великого (в слове о отвержении мира во 2 книге л. 167). Видех бо многих стастьми. л. 128. О пространнопитании. Нач. Апостол, 1 к Тимофею (гл. 5 ст. 6). Питающаяся же пространно, жива умерла. л. 129. О скверноядении. Нач. Книга 3 Моисеовы Левит (гл. 11 ст. 10:11). И всем им же несть. л. 129 об. О пиянстве. Нач. 3латоуст (на 1 Солуняном, беседа 9, л. 1112). Пьянство зде глаголет, не еже от вина. л. 131. О многопитии. Нач. Кассиана Римлянина . Не точию пиянство, вина мысль. Л 132. О печали порочной. Нач. Симеона Нового Богослова (от 5 слова). Кто тщеславием одержим и мнение имеяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Рукописная традиция слав. А. беднее евангельской, число сохранившихся рукописей (до XV в.) значительно меньше. Древнейшие глаголические списки (серб. или хорват. языкового извода) представлены лишь отрывками XII в.- Листками Гршковича (Загреб. АХАЗУ. Фрагм. глаг. 1; содержат Деяния и Послания) и Михановича (Там же. Фрагм. глаг. 2; краткий апракос). Единственным представителем старослав. кириллической традиции является древнеболг. Энинский Апостол кон. XI в.- отрывок А. апракоса краткого (София. НБКМ. 1144). Др. древнейшие списки А. апракоса краткого: среднеболг.- Охридский Апостол (РГБ. Григор. 13, кон. XII в.), Зографский Апостол (Ath. Zogr. (I. д. 2), кон. XII или нач. XIII в.), А. Софийской НБКМ 880 (1-я пол.? XIII в.), Струмицкий Апостол (Прага. Народный музей. IX Е 25, 2-я пол. XIII в.) и др.; рус. списки XIII в. сохранились лишь в отрывках (РНБ. F. п. I. 81; ГИМ. Щук. 890); серб. в составе Апостол-Евангелий (РНБ. Гильф. 16, 2-я пол. XIII в.; РНБ. Гильф. 22 и Архив ЗЕС ИРИ РАН. 680, обе кон. XIII - нач. XIV в., и др.). Начиная с XII в. известны списки А. апракоса полного: среднеболг.- Слепченский Апостол кон. XII в. (хранится частями в БАН, РГБ, РНБ, ЦНБ НАНУ и Национальной б-ке «Иван Вазов», Пловдив), Мануйловский Апостол кон. XIII - нач. XIV в. (отрывки хранятся в БАН, РГБ, РНБ и НБКМ) и др.; древнерус.- Синайский Апостол («Апостол Добра») кон. XII - нач. XIII в. (Sinait. slav. 39) и отрывок XIII-XIV вв. (РНБ. F. п. I. 22); серб.- Шишатовацкий Апостол 1324 г. (Белград. Патриаршая б-ка. 322). Ркп. А. служебного (Деяния и Послания) сохранились с XIII в.: болг.- Каракальский Апостол 1-й пол. XIII в. (Ath. Karakal. Slav. 1), А. НБКМ. 882 и Пирдопский Апостол (НБКМ. 497 и 90), оба 2-й пол. XIII в., и др.; серб.- Матичин Апостол кон. XIII в. (Нови-Сад. Б-ка Матицы Сербской. 184), А. Раевского (ЦНБ НАНУ. ДА/53Л) и А. Радича (Загреб. ХАЗУ. IV d 1), оба кон. XIII - нач. XIV в., и др.; древнерус. списки известны не ранее XIV в. (датировка списка РНБ. Q. п. I. 5 кон. XIII - 1-й пол. XIV в. ошибочна, эта рукопись кон. XIV в.). Ранние списки толкового А.- только древнерус. происхождения: Христинопольский (Городищенский, Городисский) Апостол сер. XII в. (ЦНБ НАНУ. VIII. 3 и Львов, Гос. Ист. музей. Ркп. 39) и Ростовский Апостол 1220 г. (ГИМ. Син. 7 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 1. С. 141-154); первый содержит особую редакцию толкований на основе Бесед св. Иоанна Златоуста, неизвестную по др. спискам (текст в наст. время готовится к изданию A. M. Молдованом и А. Ю. Ясиновским).

http://pravenc.ru/text/75708.html

Ф. 381. 14, кон. X - нач. XI в.), Супрасльский сборник (1-я пол. XI в.; НБВ. Собр. Замойских. 21, 151 л.; Любляна, Университетская б-ка. Cod. Kor., 118 л.; РНБ. Qn 72, 16 л.), Энинский Апостол (НБКМ. 1144, 2-я пол. XI в.), Хиландарские листки (ОГНБ, XI в.), Листки Ундольского (РГБ. Унд. 961, XI в.), Македонский лист (БАН. 24.4.16, XI в.), Зографские листки (Б-ка Зографского мон-ря, Афон, XI в.). Самые ранние примеры русской письменности - надписи К. на монетах киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича кон. Х - нач. XI в., берестяные грамоты (древнейшие - 1-й пол. XI в., в т. ч. кириллическая азбука на бересте); К. написаны самые ранние памятники русского извода церковнослав. языка: Новгородский кодекс (Новгородская Псалтирь) (нач. XI в.), Остромирово Евангелие (1056-1057), Изборник 1073 г. , Изборник 1076 г. , Архангельское Евангелие 1092 г. , Минея служебная (сент.) (1095-1096), Минея служебная (окт.) (1096), Минея служебная (нояб.) (1097). Кириллические памятники серб. извода церковнослав. языка сохранились с кон. XII в.: Мирославово Евангелие (80-е гг. XII в.), Вуканово Евангелие (ок. 1202); старейший серб. памятник деловой письменности - кириллическая грамота бана Кулина (1189). Древнейшие кириллические рукописи болг. извода церковнослав. языка: Добромирово Евангелие (нач. (?) XII в.), Охридский Апостол (кон. XII в.), Битольская Триодь (2-я пол. XII - нач. XIII в.), Болонская Псалтирь (1230-1241), Боянское Евангелие (1-я пол. (сер.?) XIII в.), Тырновское Евангелие (1273). К. усвоила все основные лингвистические принципы, которые были положены в основу глаголической алфавитной системы. В ней сохранен фонематический принцип алфавита, примененный равноап. Кириллом при создании глаголицы: К. представляет собой фонетическое письмо, в котором, за редким исключением, 1 звуку соответствует 1 знак, специально приспособленный к особенностям слав. языков (наличие редуцированных, носовых, шипящих и др.). К глаголице восходят порядок буквенных знаков в К., их названия, в совокупности образующие связный текст («Аз буки веди…»), тонкая передача специфики слав.

http://pravenc.ru/text/1840455.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010