Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСИПОВ Алексей Ильич (род. 31.03.1938, г. Белёв Тульской обл.), богослов, профессор МДА. В 1959 г. окончил Московскую ДС, в 1963 г. - МДА со степенью кандидата богословия, защитив дис. «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 г. окончил аспирантуру МДА, назначен преподавателем академии. В разные годы читал лекции по предметам: «Основное богословие» (с 1965), «История русской религиозно-философской мысли», «Актуальные богословские проблемы», «Экуменизм», «Протестантизм», «Западные исповедания», а также спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г.- профессора. В 1985 г. в связи с 300-летием МДА О. присвоена ученая степень доктора богословия honoris causa. С 2004 г. заслуженный профессор. С 1967 по 1987 г. и с 1995 по 2005 г. состоял членом редакционной коллегии сб. «Богословские труды» . С 1973 по 1986 г. входил в состав Учебного комитета Русской Православной Церкви от МДА. С 1976 по 2004 г. член комиссии Синода по вопросам христ. единства (с 1993 до 2009 Синодальная богословская комиссия). С 1982 по 2006 г. заведовал аспирантурой МДА. С 1993 по 1996 г. являлся главным редактором журнала МДА «Богословский вестник» . Принимал участие в разработке «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Входил в состав Издательского совета Московской Патриархии. Состоял в рабочей группе по разработке концепции новой системы богословского образования РПЦ. С нач. 90-х гг. XX в. О. ведет широкую катехизическую и духовно-просветительскую деятельность. Выступает с докладами и лекциями на образовательных и общественных площадках во мн. городах России и за ее пределами, на радио и телевидении, в сети Интернет. Имеется богатая дискография с записями выступлений О. В разные годы принимал активное участие в экуменической деятельности РПЦ, в т. ч. в 2-сторонних диалогах, проводимых РПЦ с Восточными (дохалкидонскими) Церквами, католической Церковью, с католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Всемирным альянсом реформатских церквей (WARC), Англиканской церковью, Национальным Советом церквей США, протестантской Епископальной церковью США, Учениками Христа (США). Также был участником ряда ассамблей ВСЦ, Лютеранской всемирной конференции, Конференции европейских Церквей, Христианской мирной конференции, Африканской христианской мирной конференции и др. всемирных и региональных христианских конференций.

http://pravenc.ru/text/2581617.html

Вступительное слово митрополита Кирилла на Европейской встрече по христианской культуре Вена, 4 мая 2006 г . 3 мая 2006 года в Вене открылась международная конференция " Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей " . Мероприятие организуется совместно Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Папским сове том по культуре. Принимающей стороной выступают австрийский католический фонд " Про Ориенте " , сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . Делегацию Русской Православной Церкви возглавляет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В состав делегации входят священнослужители, богословы, православные общественные деятели, журналисты, сотрудники церковных учреждений. Работу конференции открыл архиепископ Венский Кристоф Шенборн, который тепло приветствовал участников, подчеркнув важность православно-католического диалога в обсуждении темы христианских корней Европы. Митрополит Кирилл огласил послание участникам встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и выступил с докладом, в котором проанализировал пути формирования идентичности Европы под влиянием западного и восточного христианства и указал на основные вызовы, с которым сегодня сталкивается христианство на континенте. Собравшихся также приветствовал кардинал Поль Пупар, председатель Папского совета по культуре и Папского совета по межрелигиозному диалогу. Он зачитал послание, с которым от имени Папы Бенедикта XVI к конференции обратился государственный секретарь Святого Престола кардинал Анджело Содано. Затем кардинал Поль Пупар выступил с докладом, в котором изложил позицию Римско-Католической Церкви относительно роли христианства в истории европейской культуры и ее современном состоянии. В ходе конференции, которая продолжится до 5 мая, будут обсуждаться темы, представляющие взаимосвязь основополагающих ценностей христианства с различными аспектами жизни современного европейского общества: " Европа: Церкви перед вызовом глобализации и современности " , " Влияние христианской этики в политике, экономике и средствах массовой информации " , " Диалог Церквей с другими религиями и с гуманизмом секуляризованных культур " и другие.

http://pravoslavie.ru/news/17237.htm

В саммите, в частности, приняли участие: Святейший и Блаженнейший Илия II , Католикос-Патриарх всея Грузии; Блаженнейший Феоктист , Патриарх Румынский; Блаженнейший Христофор , Митрополит Чешских земель и Словакии; Блаженнейший Герман , Митрополит всей Америки и Канады; Святейший Абуна Павел, Патриарх Эфиопский; Святейший Гарегин II , Верховный Патриарх и Католикос всех армян; кардинал Роже Эчегерай, почетный президент Папского совета «Справедливость и мир»; кардинал Вальтер Каспер, председатель Папского совета по содействию христианскому единству; кардинал Поль Пупар, председатель Папских советов по культуре и по межрелигиозному диалогу; кардинал Теодор Маккарик, почетный архиепископ Вашингтонский; кардинал Годфрид Даннеелс, архиепископ Мехелен-Брюссельский; епископ Вольфганг Хубер, председатель Совета Евангелической Церкви в Германии; Юкка Паарма, Архиепископ Турку и Финляндии, Примас Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии; архиепископ Янис Ванагс, глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии; епископ Карл Сигурбйорнссон, глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Исландии; Ахмад Бадреддин Хассун, верховный муфтий Сирии; Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-Заде, председатель Управления мусульман Кавказа; аятолла Мухаммад Али Тасхири, генеральный секретарь Всемирной организации по сближению мазхабов; шейх Абдалла Бен Халеда Аль-Халиф, заместитель председателя Совета министров Королевства Бахрейн, министр по делам ислама; Махмуд Иджад-Уль Хак, министр по делам религий, ислама, закята и ушры Пакистана; Маатук Абдаллах Аль Маатук, министр юстиции, вакфов и исламских дел Кувейта; Иззат Камель, заместитель генерального секретаря Организации исламская конференция (Саудовская Аравия); Чэнь Гуаньюань, председатель Ассоциации мусульман Китая; Мустафа Церич, верховный муфтий Боснии и Герцеговины; муфтий Абсаттар Дербисалиев, председатель Духовного управления мусульман Казахстана; муфтий Абдуррашид Бахромов, председатель Духовного управления мусульман Узбекистана; муфтий Муратали Ажы Жуманов, председатель Духовного управления мусульман Кыргызстана; Йона Метцгер, главный раввин Израиля; раввин Филипп Кармель, председатель Отдела внешних связей Конференции европейских раввинов; раввин Израэль Зингер, председатель Политического совета Всемирного еврейского конгресса; раввин Артур Шнайер, президент фонда «Призыв совести»; раввин Адин Штайнзальц; Патриарх буддистов Камбоджи Теп Вонг; Хамбо-Лама Чойчамц Дэмбэрэл, глава буддистов Монголии; пастор Сэмюэл Кобиа, генеральный секретарь Всемирного совета церквей ; священник Колин Уильямс, генеральный секретарь Конференции европейских церквей; епископ Гуннар Столсет, член Нобелевского комитета по премиям мира, модератор Европейского совета религиозных лидеров; Е Сяовэнь, председатель Государственного управления Китая по делам религий; Мотозава Масафуми, профессор университета Когаккан (Япония); Шри Сугунедра Свамиджи, настоятель Шри Путидж Мата Удупи.

http://patriarchia.ru/db/text/126436.htm...

Сортировать по Исключить новости При участии экспертов Русской Православной Церкви разработан законопроект по профилактике абортов 27 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Законопроект был подготовлен рабочей группой при Комитете по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы ФС РФ. В ее состав вошли эксперты ведущих медицинских вузов страны, представители Минздравсоцразвития, юристы, общественные деятели и социологи, представители духовенства Русской Православной Церкви. На пресс-конференции, состоявшейся 22 апреля в агентстве «Интерфакс», был представлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления гарантий права на жизнь». Законопроект был подготовлен рабочей группой при Комитете по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы ФС РФ. В ее состав вошли эксперты ведущих медицинских вузов страны, представители Минздравсоцразвития, юристы, общественные деятели и социологи, представители духовенства Русской Православной Церкви. Как отметила на пресс-конференции руководитель этой группы, председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б. Мизулина, «цель законопроекта — не запретить аборты, а поддержать беременных в любой из трудных ситуаций, которые зачастую толкают женщин на это губительное решение». Основными положениями законопроекта являются: Сокращение числа оснований для абортов; Выплата с 13-й недели беременности ежемесячного пособия в размере 2 тыс. рублей до момента родов; Выведение абортов из перечня услуг обязательного медицинского страхования, кроме случаев проведения аборта по медицинским показаниям либо когда беременность наступила в результате изнасилования; Законодательный запрет проведения аборта ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинское учреждение, а при сроке беременности до 11 недель — ранее 7 суток, за исключением случаев, когда медицинское вмешательство неотложно. Эта мера, заимствованная из европейского опыта так называемой «недели тишины», призвана закрепить за женщиной право на обдумывание своего решения о прерывании беременности;

http://pravmir.ru/pri-uchastii-ekspertov...

Религиозное образование в европейских государственных школах Доклад, прочитанный на конференции «Религиозный фактор в жизни современного общества», состоявшейся в рамках XV Рождественских чтений В современных европейских странах остро стоит вопрос о том, как объединить граждан одной нации. И религиозное образование в школах является важной гранью этого вопроса. Объединит ли оно или приведет к нетерпимости? Ослабит ли факультативное религиозное образование нетерпимость? Остановит ли веротерпимость процесс секуляризации и развитие идеологии индивидуализма? Где лучше осуществлять катехизацию: в государственных школах или в приходах и медресе? Проблема религиозного образования имеет глобальный характер. В государстве Индонезия, основанном в 1949 году, вопрос его контроля стал причиной споров, как только молодая республика стала считаться светским, а не исламским государством. Споры вокруг десекуляризации школ характерны как для России, так и Европы, поэтому естественным будет сравнение. Секуляризация в Европе почти завершена. К этому же стремятся некоторые в России, но представляют ли они, к чему может привести нивелировка ценностей, как она отразится на умах и сердцах молодежи? Результатом будет отчуждение, инфантилизм, высокое число абортов и разводов. Сравнивая Россию с Западной Европой, нужно принять во внимание различия между странами внутри самой Европы. В некоторых странах (в Италии, Греции, Дании) религия все еще определяет нацию. В других странах (в Великобритании, Германии, Швейцарии) нормой является мультиконфессионализм, в третьей группе (в Бельгии, Испании, Турции) противостоят светские и религиозные традиции, в четвертой группе (Франция, США) религия отделена от государственного образования. В Америке созданию единого государства, как считают, послужила гражданская религия, во Франции – республиканские добродетели: свобода, равенство, братство. Другой вопрос: можно ли десекуляризовать общество сверху? В России вновь открываются церкви и изучаются основы веры, некоторые инициативы исходят от Синода и епископов. Но как к этому отнесутся в стране, пережившей 70 лет коммунизма?

http://pravoslavie.ru/jurnal/1214.htm

В Совете Европы прошел семинар «Автономия Церкви в недавних постановлениях Европейского суда по правам человека» Источник: Представительство РПЦ в Страсбурге 7 июня 2012 года в Страсбурге в Совете Европы прошел семинар «Автономия Церкви в недавних постановлениях Европейского суда по правам человека». Главным организатором мероприятия выступило Постоянное Представительство Румынии при Совете Европы. Сооорганизаторами конференции являются Европейский центр за закон и справедливость, Центр европейских исследований «Религия и общество», Католический университет Лувена, Страсбургский консорциум «Свобода совести и религии в ЕСПЧ». Главным поводом к проведению семинара стало решение Страсбургского Суда по делу «Профсоюз «Добрый пастырь» против Румынии», которое было принято 31 января 2012 года. В конце апреля этого года Румынское государство оспорило это решение и направило апелляцию в Большую палату Суда. История вопроса 31 января 2012 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) пятью голосами против двух вынес решение по делу Sindicatul Pastorul cel bun против Румынии (дело признав, что отказ румынских властей регистрировать профсоюзную организацию священнослужителей Румынской Православной Церкви противоречит свободе собраний и создания ассоциаций, гарантированной статьей 11 Европейской Конвенции по правам человека. Кроме того, румынское государство должно выплатить «профсоюзу» священников 10 тысяч евро. 4 апреля2008 года группа из 35 православных священнослужителей и мирян («группа 35-ти»),работающих в митрополии Олтении (юго-западный регион Румынии), предприняла попытку создать профсоюз «Добрый пастырь». Согласно проекту устава его цель состоит «в представлении и защите профессиональных, экономических, социальных и культурных прав и интересов клириков и мирян, членов профсоюза, в их отношениях с церковной иерархией и Министерством культуры и культов Румынии». 22 мая 2008 суд первой инстанции города Крайова разрешил юридическую регистрацию профсоюза. Суд принял во внимание тот факт, что священнослужители и светский персонал Церкви исполняют свои обязанности в рамках трудового договора, что позволяет им воспользоваться правом на создание профсоюза, в соответсвии с трудовым законодательством для всех наемных работников.

http://pravoslavie.ru/54111.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > 9 ноября в РНБ открывается выставка «Продолжение следует: уроки эпидемий» 03.11.2023 89 Фото: Из интернет-источников 9 ноября в 10.00 в Новом здании Российской национальной библиотеки (Московский пр., 165) состоится открытие выставки «Продолжение следует: уроки эпидемий», посвященной истории борьбы с самыми знаковыми болезнями человечества, сообщает пресс-служба РНБ. Экспозиция откроется в ходе конференции и круглого стола в рамках российско-белорусского сотрудничества. Мероприятия организованы Российской национальной библиотекой, Первым Санкт-Петербургским государственным медицинским университетом им. акад. И.Н. Павлова, Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом эпидемиологии и микробиологии им. Пастера, Гомельским государственным медицинским университетом, Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого и другими. Выставка представит издания XVIII-XXI вв. из фондов РНБ, рассказывающие об истории эпидемий, начиная от Афинской чумы (430 год до н. э.), и, заканчивая пандемией коронавируса, которая стала самым серьезным вызовом для человечества в XXI веке. В основу структурной композиции выставки положено произведение Джованни Боккаччо «Декамерон», все действия которого происходили во Флоренции, во время эпидемии чумы 1348 г. Каждый из дней «Декамерона» (или «Десятиднева») – это рассказ об истории одной из эпидемий. Среди экспонатов – редкие издания из фондов библиотеки. Это «Церковная история» византийского ученого Евагрия Схоластика с подробными описаниями Юстиниановой чумы, изданная в 1898 году в Лондоне, трактат по хирургии французского врача Ги де Шолиака, издание 1890 г., хроники эпидемий европейских городов второй половины XIX столетия. Будут представлены репродукции гравюр из альбомов «Танец смерти в церкви Святой Марии в Любеке» 1868 года и «Триумф смерти» Ганса Гольбейна 1780 года. В концепцию выставки интегрированы темы, озвученные на конференции, такие как «Методы и средства противодействия эпидемиям в России», «Влияние эпидемий на народонаселение», «Эпидемии и войны» и другие.

http://ruskline.ru/anonsy/2023/11/03/9_n...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О восприятии европейской эсхатологии в России в XVII в. (комментарий в русле истории) Архиепископ Львовский и Галицкий Августин Архиепископ Львовский и Галицкий Августин, председатель Синодальной богословской комиссии Украинской Православной Церкви Доклад на богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви». Москва, 2005 г. Согласно Откровению Божию, Слово стало плотью, когда «исполнилось время» (Мк. 1, 15). С тех пор, как искупительный подвиг был совершен, всякое время – последнее. Эсхатологические ожидания были естественными для христиан во все времена, ибо имеют основой обетование Спасителя о грядущем Втором пришествии. Наиболее интенсивно они проявлялись в ранний период бытия Церкви, о чем красноречиво свидетельствуют Священное Писание и раннехристианские тексты (в частности, «Дидахе» и творения мужей апостольских). Для христианского сознания естественно давать жизненным фактам духовную оценку, которая нередко вплетается в эсхатологический контекст. Однако чрезмерная концентрация внимания на теме последних времен может иметь довольно болезненные последствия. Нормой для христианина является праведная жизнь, устроенная таким образом, что Второе пришествие не застанет «врасплох» человека, ежечасно готового встретить конец времен. Образ такого устроения души христианина дает нам Спаситель в притче о мудрых и неразумных девах, ожидающих прихода жениха. Очевидно, что чрезмерное акцентирование сознания на эсхатологическом моменте является прямым следствием нашей греховности и порождаемого ею страха перед грядущим Судным днем. Такое болезненно утрированное ожидание Конца света зачастую сковывает христиан для созидательной деятельности и, самое главное, лишает их жизнь того радостного Пасхального настроя, которым она должна быть целиком проникнута. Аномальное акцентирование сознания на эсхатологическом моменте приводит к тому, что на фоне ожидания скорого конца света любые формы созидания и творчества теряют свою цену и свой смысл. При этом, ошибка в сроках (а мы неизбежно в них ошибаемся, ибо, по словам Самого Спасителя, они не в нашей власти), приводит к риску оказаться в состоянии двойного банкротства.

http://sedmitza.ru/text/414155.html

Сортировать по Исключить новости Представитель Русской Церкви принял участие в манифестации в защиту Асии Биби 12 декабря, 2014. Новостная служба 10 декабря 2014 года в Брюсселе, в здании Европейского парламента прошла манифестация в защиту Асии Биби, пакистанской христианки, приговоренной к смертной казни по обвинению в «богохульстве». 12 декабря. ПРАВМИР. 10 декабря 2014 года в Брюсселе, в здании Европейского парламента прошла манифестация в защиту Асии Биби, пакистанской христианки, приговоренной к смертной казни по обвинению в «богохульстве». Участникам встречи был показан документальный фильм «Свободу Асии Биби», снятый польскими режиссерами Мацееем Грабусой и Михалом Кролем. После просмотра фильма состоялась дискуссия, в которой приняли участие депутаты Европарламента, политики, эксперты, священнослужители, в том числе представитель Русской Православной Церкви, общественные деятели из различных стран, передает сайт Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви . Открывая дискуссию, Пол Якоб Бхатти, советник президента Пакистана по вопросам меньшинств, заявил, что история Асии Биби является лишь «вершиной айсберга». По его мнению, проблема состоит не в существовании пресловутого закона «о богохульстве», а в многочисленных злоупотреблениях, когда под давлением экстремистской идеологии сотни людей оказываются приговоренными к смерти, среди них прежде всего христиане и представители умеренных течений ислама. Брат министра Шахбаза Бхатти, убитого боевиками в 2011 году за критику вышеупомянутого закона, полагает, что есть надежда на отмену смертной казни Асии Биби, если удастся привлечь к рассмотрению дела в Верховном суде адвокатов-мусульман и мобилизовать достаточно широкий круг представителей умеренного крыла суннизма, к которому относится большинство жителей страны. В своем выступлении генеральный секретарь Комиссии католических епископских конференций Евросоюза священник Патрик Дейли отметил, что главной задачей сейчас является сохранение жизни Асии Биби, обеспечение безопасности ее семьи, чтобы влияние мировой общественности не было истолковано как вмешательство во внутренние дела Пакистана и не сделало бы их положение еще более уязвимым. Он также выразил убеждение, что распространение идеологии экстремизма в мусульманских странах становится возможным благодаря невежеству, нищете и неграмотности значительной части населения.

http://pravmir.ru/predstavitel-russkoy-t...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Владыка Михаил: «Я считаю это выражение неудачным» Архиепископ Женевский и Западно-Европейский прокомментировал решение считать Католическую и Православную церкви «церквами-сестрами» 11.05.2012 1866 Во Фрибуре (Швейцария) 8 и 9 мая состоялась православно-католическая встреча, организованная Конференцией католических епископов Швейцарии, в ходе которой католические иерархи впервые встретились с Ассамблеей православных епископов, сообщает «Радио Ватикана» . Как сообщается в совместном коммюнике председателей двух объединений епископов – католического епископа Норберта Бруннера и православного митрополита Иеремии, - главной целью встречи стало «взаимное знакомство, молитва и обмен пастырским и богословским опытом». «Католическая и Православная Церкви, - отмечается в документе, - признают друг друга церквами-сестрами». В прошедшей встрече принял участие представитель Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) , которого мы попросили рассказать о характере состоявшейся встречи и объяснить, что означает признание православной стороной Католической церкви «церковью-сестрой». «Вопрос церквей-сестер толкуется по-разному, - сказал владыка. – Но это не означает, что мы восстановили евхаристическое общение с католиками - этого нет. Просто мы признаем, что имеем общие истоки и корни. Далее в тексте коммюнике указано, что многое нас разделяет, поэтому выражение " церкви-сестры " нельзя рассматривать вне контекста». Как подчеркнул владыка Михаил, лично он «вообще не согласен с употреблением этой формулировки», но нельзя не отметить, что если «раньше католики объявляли нас схизматиками и заявляли, что нет смысла вообще с нами общаться, за прошедший век отношение католиков к православным переменилось и некоторые считают, что теперь надо употреблять это выражение - " церкви-сестры " ». «Я, конечно, сказал заранее, что не советовал бы употреблять такое выражение. Но оно все-таки было внесено в коммюнике, поскольку " церкви-сестры " не обязательно находятся в евхаристическом общении».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/11/vl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010