Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2007 18 мин., 14.04.2007 1-я страница обложки – портрет писателя, режиссера и телеведущего Андрея Максимова (фото Сергея Тетерина). Пролог: (на заставке фото Анатолия Жмулюкина) Давид Самойлов . « Извечно покорны слепому труду …»: Стихотворение//Фома. - – апрель 2007. – С.2. -(рубрика « Пролог »). Содержание : С.3.   Вопрос номер один: (На заставке – фото Константина Дьячкова) Какова, по-Вашему, особая роль женщины в Церкви? //Фома. - – апрель 2007. – С.4-7. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос ответили: Елена Катаева , вице-президент компании «Газпромрегионгаз», Москва. В живых системах равенства не бывает. – С.5; Олеся Николаева , поэт, прозаик, эссеист, доцент Литературного института им. Горького, Москва. Любое дело для Церкви – достойно . Фото Константина Шапкина. – С.5; Ульяна Пчелинцева , школьница, Нижний Новгород. Главная роль – роль матери . Фото протоиерея Игоря Пчелинцева. – С.5; Анна Ковальчук , актриса театра имени Ленсовета, Санкт-Петербург. Женщина должна петь славу своему мужчине . – С.6; Майя Кучерская , писательница, Москва. Творческая сила молчания . – С.6; Лоранс Гийон , исполнительница русских и французских народных песен, художник, писатель, Москва. Мужчины не всегда ведут себя как господа. Фото Максима Праздника. – С.6; Ольга Суровегина , программный директор официальной радиостанции Санкт-Петербургской Митрополии «Град Петров». Дары женщины для церкви. – С.7; Елена Николаева , заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Москва. Как Христос возлюбил Церковь… – С.7. Грани: Грани (…науки, …образования, …находок, …диалога, …культуры, …взаимодействия)/Подготовили Алексей Соколов и Алексей Чеботарев. Фото Максима Праздника, Галины Бобылевой, ИТАР-ТАСС//Фома. - – апрель 2007. – С.8-9. – (рубрика « Грани »). Совместный проект журнала «Эксперт», Института общественного проектирования (главный редактор журнала и директор Института – Валерий Фадеев) и журнала «Фома»:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-48-a...

Так называлась одна из статей Константина Леонтьева . Она была написана в то время, когда болгары своевольно отложились от Вселенской Церкви, а русская общественность, печать, дипломатия (к которой и Леонтьев тогда принадлежал, в течение 10 лет служа на Востоке, в Турецкой империи) мало понимали настоящее положение греко-болгарских дел, выносили неверное и недальновидное суждение о греках, и в частности о греках цареградских – фанариотах. Вот отзыв о Константине Леонтьеве митрополита Антония (Храповицкого) : «Я впервые встретил писателя, да еще светского, для которого греческие и болгарские христиане в Турции являлись такими же близкими по духу братьями, как наши русские соотечественники; я впервые встретил писателя, который говорил о греках без примеси недоброжелательного чувства. Предо мною был светский писатель, просвещенный и смелый, для которого Церковь была выше и дороже, чем государство или нация, – который представлял себе и читателю нашу Русь не как часть „культурной и просвещенной“ Европы, а как часть Вселенской, Православной Христовой Церкви! Полная противоположность таким воззрениям даже моих любимейших писателей, а также моих преподавателей, моих знакомых, родственников и даже знакомых священников» 1 . Православным мыслителем Константин Николаевич Леонтьев стал уже в 40-летнем возрасте после целого ряда переломных моментов в своем мировоззрении, душевных потрясений, скорбей и болезней, перемены образа жизни. В студенческие годы, когда он обучался на медицинском факультете Московского университета, его крайне не удовлетворяла однообразная, неполноценная физически жизнь в городе, от которой томился его дух и расшатывалось здоровье. После 4-го курса он поехал добровольно в Крым военным врачом; окунулся с головой в жизнь более грубую, более страшную и опасную, тяжелую для тела, но более здоровую и легкую для души и ума. И за это военное время он стал здоровее телом, бодрее и веселее духом, спокойнее, тверже и смелее. С детства любивший все эстетически прекрасное, все родное, русское, Леонтьев теперь полюбил и саму жизнь во всем ее разнообразии, со всеми вовек непримиримыми ее противоположностями и крайностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Писатель «амвросиева духа» Владимир Крупин в Оптиной пустыни Владимир Крупин   Мария Мономенова   13:18 28.11.2023 681 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлено автором 26 ноября в день празднования памяти святителя и вселенского учителя Церкви Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, богохранимую Оптину пустынь посетил один из блистательнейших мастеров русского художественного Слова — легендарный Владимир Николаевич Крупин. Милостью Божией Владимир Николаевич давний оптинский паломник. Давний и верный! Впервые писатель побывал в монастыре в далёком 1988 году с группой литераторов, когда обитель только начала восстанавливаться после времен запустения. А в 1989 году Крупин был одним из тех, кто подписал обращение в обком партии против вырубки реликтового леса вокруг обители. В 2013 году писатель принял участие в 14 съезде Союза писателей России, который проходил в Калуге, и также посетил Оптину пустынь, а после уже приезжал в монастырь много-много раз, как на дорогую сердцу духовную Родину.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/28/pi...

А. Ильин Скачать epub pdf Историк-архивист Алексей Никанорович Котович Средний сын крупчицкого священника – Алексей Котович стал известным историком, который исследовал историю духовной цензуры в Российской империи. Алексей Никанорович Котович родился 17 ноября (ст. ст.) 1879 года в селе Рогозно Кобринского уезда. Первоначальное образование он получил в Жировицком духовном училище, где обучался с 1890 по 1894 год, а потом учился в Литовской духовной семинарии с 1894 по 1900 год, где на курсе выше обучался его двоюродный брат Борис Котович. В 1900 году Алексей Котович окончил семинарии и, как лучший студент, был рекомендован семинарским правлением для поступления на казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1900 году Алексей Котович сдал вступительные экзамены и поступил в академию, которая была ведущим тогда духовным учебным заведением в стране, где преподавали замечательные педагоги, учёные и яркие личности. Ректором был епископ Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, 1867–1944), в будущем – патриарх Московский и всея Руси. Инспектором академии являлся архимандрит Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров, 1873–1940) – духовник императора Николая и императрицы Александры Фёдоровны, сыгравший решающий роль в переезде старца Григория Распутина в Санкт-Петербург. В академии сформировалась замечательная Петербургская церковно-историческая школа: Иван Гаврилович Троицкий (1858–1929), Василий Васильевич Болотов (1854–1900), Александр Иванович Бриллиантов (1867–1933), Николай Константинович Никольский (1863–1936), Платон Николаевич Жукович (1857–1919), Иван Саввич Пальмов (1855–1920), Иван Иванович Соколов (1865–1939), Тимофей Васильевич Барсов (1836–1904) и др. «Их исследования прошлого Церкви были обращены к запросам настоящего. Можно назвать ещё целый ряд дисциплин и имён, с которыми на рубеже веков был связан научный прогресс Петербургской духовной школы. Это и догматическое богословие ( А.Л. Катанский ), и патрология ( Н.И. Сагарда ), и нравственное богословие ( А.А. Бронзов ), и церковная археология ( Н.В. Покровский ), и каноническое право ( В.Н. Бенешевич ). Можно также назвать и ряд областей, где учёними-тружениками Санкт-Петербургской духовной академии был сделан значительный вклад в церковную науку и богословскую мисль. Достаточно сказать о трудах Н.Н. Глубоковского о св. апостоле Павле или об экклезиологическом исследовании прот. Евгения Аквилонова . В это же время в Академии выдвигается замечательный круг учёных-славистов (Н. К. Никольский , И.Е. Евсеев , епископ Анастасий)» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

В храме вместе с многочисленными паломниками и прихожанами молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница Макарьевского Свято-Троицкого Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница Покровской Свято-Введенской Островной пустыни игумения Феврония (Маратканова), настоятельница монастыря в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы г. Калининграда игумения Елисавета (Кольцова), настоятельница Выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Николаевского Георгиевского Абабковского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница Арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря в дер. Быдреевке игумения Иулиания (Петрова), настоятельница Спасского монастыря Симбирской епархии игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Свято-Троицкого Островоезерского монастыря г. Ворсмы монахиня Серафима (Беляева), настоятельница архиерейского подворья Арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко), настоятельница Нижегородского архиерейского подворья храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко). На богослужении присутствовали исполняющий обязанности министра образования Нижегородской области Сергей Наумов, глава администрации Дивеевского района Дмитрий Дрейбанд, мэр г. Арзамаса Михаил Мухин, председатель Городской думы г. Арзамаса Игорь Плотичкин, президент благотворительного фонда святых равноапостольных Константина и Елены Анастасия Оситис, директор Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Валентин Костюков, заместитель директора РФЯЦ-НИИЭФ Юрий Якимов, народный артист РФ Андрис Лиепа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5132036...

Закрыть itemscope itemtype="" > Греческая схимонахиня Александра (Глазунова) Жизнеописание вдовы русского композитора (1888 – 1968) 28.03.2023 1225 Время на чтение 21 минут Фото: Композитор А.К.Глазунов с приемной дочерью Е.А.Глазуновой От автора. Со времени первых моих публикаций о схимонахине Александре Глазуновой (1888 – 1968) прошло два десятилетия В 2001 году глава мюнхенского Фонда имени А.К. Глазунова Николай Александрович Воронцов ( Гофман) поведал мне, тогда корреспонденту русской программы Берлинского радио, краткую историю жизни монахини, познакомил с некоторыми архивными материалами, выдержками из ее писем, передал копии нескольких фотографий, а также показал иерусалимскую икону русского письма «Святитель Николай-Утешитель». После передачи архива А.К. Глазунова из Мюнхена в Россию появились новые материалы, прямо или косвенно освещающие некоторые стороны жизни Ольги Николаевны Громыко, по первому мужу – Гавриловой, по второму – Глазуновой. На Святой Земле она приняла у греков монашеский постриг с именем Александра – в память о супруге и знаменитом композиторе Александре Константиновиче Глазунове (1865 – 1936). Экономка родом из Саратова Ольга Николаевна Громыко родилась 23 октября/7 ноября 1888 года в Саратове. В истории ее длинной и примечательной жизни имеются загадочные и неисследованные страницы. Какие-либо данные о ее родителях и близких родственниках не сохранились. О ее детстве и юности известно совсем немного: Ольга Громыко училась в гимназии и мечтала о профессии художницы, однако специального образования в области рисунка и живописи не получила. Время и обстоятельства ее переезда с берегов Волги в Санкт-Петербург, где 27 марта 1905 года в 17-летнем возрасте она родила дочь Елену от художника Михаила Гаврилова, не известны. О первом супруге, чью фамилию взяла Ольга Николаевна, сведений не имеется. Причины расставания супружеской пары Гавриловых, профиль занятий и интересов в Петербурге молодой женщины с ребенком на руках также покрыты неизвестностью. Не получив высокого образования и не имея определенной профессии, мать-одиночка в трудные годы испытывала нужду и подыскивала в состоятельных семьях подходящие работу и жилье. Молодая женщина готова была выполнять любую работу – будь то сиделки, горничной или экономки. И Ольге Гавриловой чудом повезло: желаемое место работы она нашла в доме Глазуновых на улице Казанской, 10.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/28/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Александрийский Феодор в гостях у Кронштадтского Батюшки Прошла неделя после визита, но впечатления и переживания о нем не забудутся никогда 15.12.2017 966 Время на чтение 9 минут Второе лицо Православия. Когда к Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского подъехал кортеж из трех черных машин, сопровождаемый сотрудниками госавтоинспекции с мигалкой, первым вышел начальник Протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии никогда не унывающий Иван Николаевич Судоса со словами: «Отец Геннадий, встречай высоких гостей. Не каждый день к тебе приезжает патриарх Александрийский и всея Африки...» Здесь Иван Николаевич был совершенно прав. И эта очевидность только подчеркнула исторический характер происходившего события. Я понимал, что такие визиты действительно не только не происходят каждый день, но бывают всего один раз в жизни и становятся фактами духовной истории Церкви. О желании патриарха Александрийского Феодора II 7 декабря 2017 года посетить Мемориальную Квартиру мне сообщили из епархии накануне: «В Мемориальной Квартире будет патриарх...» Я переспросил: «Патриарх Кирилл?» - «Бери выше... Патриарх Александрийский!» Действительно, Александрийский патриарх стоит вторым в диптихе православных патриархов после патриарха Константинопольского, а после него уже следуют Антиохийский, Иерусалимский и Московский. То есть получается, что Квартиру св.Иоанна Кронштадтского посетит второе статусное лицо вселенского Православия. Такого гостя не было даже при жизни Иоанна Кронштадтского. Кто «Судья Вселенной»? Я просмотрел в интернете информацию о высоком госте. Признаюсь, прежде особенно не интересовался Православием в Африке и узнал много интересного. Во-первых, меня поразил полный титул Александрийского патриарха: «Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной Феодор II». Естественно, возникло недоумение о последнем звании - «Судия Вселенной», ведь Судьей Вселенной является все-таки - Господь Бог? Но этот титул, как выяснилось, имеет историческое объяснение. «Вселенная» - это отнюдь не «космос», а всего лишь Римская империя. Сам титул был усвоен в седьмом веке после того, как Александрийский патриарх смог рассудить конфликт императора Византии с Константинопольским патриархом (в котором оба были неправы, и оба признали правоту Александрийского патриарха). Этот титул давал Александрийскому престолу право быть третейским судьей в церковных вопросах. Титул остался номинальным, и практике право судьи использовалось буквально пару раз за всю историю (в том числе на Большом Московском Соборе, когда судили патриарха Никона).

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/15/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путешествие по Востоку и Святой земле в свите Великого князя Николая Николаевичав 1872 году 10.06.2020 436 Время на чтение 59 минут Источник: Русское воскресение В 1872 г. Великий Князь Николай Николаевич Старший совершил большое путешествие по Востоку и Святой Земле. Оно продолжалось два месяца и подробно описано одним из его участников, Дмитрием Антоновичем Скалоном в книге: «Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите Великого Князя Николая Николаевича в 1872 году» (СПб., 1881). Великий Князь 17 сентября выехал из Петербурга через Вену в Турцию. Его сопровождали Князь Евгений Максимилианович Романовский Герцог Лейхтенбергский, Принцы Александр и Константин Петровичи Ольденбургские, десять лиц свиты, лейб-хирург, художник и еще несколько лиц, а также десять человек прислуги. Брату Русского Царя в пути всюду воздавались большие почести и оказано было много внимания не только со стороны властей, но и местных жителей. В особенности блестящий прием Его Высочеству оказал в Константинополе Султан Абдул-Азис. Здесь Великий Князь имел случай видеть турецкие войска, представившиеся по повелению Султана под командою Его сына, Юсуф-Иззедин-Эфенди. Из древнего Царьграда Великий Князь со свитою на пароходе отправился в Бейрут, откуда, сначала в экипажах, а затем почти исключительно верхом совершил путь по Святой Земле… Поклонившись святыням Иерусалима и Вифлеема, Великий Князь со своими спутниками через Еммаус прибыл в Яффу и отсюда морем отправился в Египет, где, пройдя Суэцским каналом, посетил Каир, осмотрел пирамиды, сфинксы и другие замечательные древности Египта и затем через Италию (Бриндизи) к 20 ноября возвратился в Петербург. Биограф Великого Князя – Виктор Всеволодович Жерве – в своей книге «Генерал-фельдмаршал Великий Князь Николай Николаевич Старший. Исторический очерк его жизни и деятельности (1831-1891)» (СПб., 1911. 248 с.) рассказывает: «Сильное, неизгладимое впечатление произвело на Великого Князя это путешествие в Святую Землю. Осуществилось Его давнишнее желание поклониться Гробу Господню, много веков находящемуся во власти турок.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/10/putesh...

Кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Кировограде. 1812 г. Фотография. 2010 г. УПЦ основана 26 дек. 1946 г. как Кировоградская и Чигиринская, 12 мая 1947 г. преобразована в Кировоградское викариатство , с дек. 1947 по окт. 1949 г.- Кировоградская и Николаевская епархия, в 1949-1950 гг. кафедра снова была викарной в составе Херсонской и Одесской епархии, с 17 марта 1950 по 20 июня 1992 г.- Кировоградская и Николаевская епархия, в 1992-1994 гг.- Кировоградская и Новомиргородская, в 1994-2007 гг.- Кировоградская и Александрийская, с 27 июля по 14 нояб. 2007 г.- Кировоградская и Новоархангельская, с 14 нояб. 2007 г.- Кировоградская и Новомиргородская. Территория епархии включает зап. районы Кировоградской обл.: Гайворонский, Голованевский, Добровеличковский, Маловисковский, Новоархангельский, Новомиргородский, Новоукраинский, Ольшанский, Ульяновский и расположенный в центре области Кировоградский р-н. Кафедральный город - Кировоград (Украина) (в 1754-1775 крепость Св. Елисаветы, в 1775-1924 Елисаветград, в 1924-1934 Зиновьевск, в 1934-1939 Кирово). Кафедральные соборы (в Кировограде): в честь Рождества Пресв. Богородицы (деревянный храм построен в 1766, освящен во имя равноап. царя Константина, вскоре переосвящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, каменный собор воздвигнут в 1812, в 1937-1942 богослужения в храме не совершались, в 1944 главный престол переосвящен в честь Рождества Пресв. Богородицы), в честь Преображения Господня (деревянный храм построен в 1788, каменное здание в 1813, собор не действовал в 30-х гг. XX в. и в 1961-1991, статус кафедрального получил в 2013). Правящий архиерей - еп. Иоасаф (Губень ; с 10 февр. 2011, с 9 июля 2012 в сане архиепископа). Епархия разделена на 11 благочиннических округов: Кировоградские городской и районный, Гайворонский, Голованевский, Добровеличковский, Маловисковский, Новоархангельский, Новомиргородский, Новоукраинский, Ольшанский, Ульяновский. В 2014 г. в епархии насчитывалось 125 приходов, мужской мон-рь, в клире епархии состояли 108 священников и 5 диаконов.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

… милосердствует /Максим Яковлев . – С.17-18; … не завидует /Олеся Николаева . – С.18-19; … не бесчинствует /Андрей Десницкий . – С.19-20; … не раздражается /Мария Городова . – С.20-21; … не мыслит зла /Андрей Десницкий . – С.21-22; … не радуется неправде /Андрей Десницкий . – С.22-23; … сорадуется истине /Владимир Гурболиков . – С.23-25; … все покрывает /Максим Яковлев . – С.25; … всего надеется /Олеся Николаева . – С.26-27; … все переносит /Владимир Гурболиков . – С.27; … никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится /Мария Городова . – С.28. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С. 29-46. (на заставке – фото Ксении Рындач) Ортодоксия: Спасение от нелюбви. Что такое причащение и зачем оно нужно /Игумен Петр ( Мещеринов ), Екатерина Прогнимак ; Фото Константина Селезнева, Михаила Шумилова//Фома. - – декабрь 2007. – С.31-36. – (рубрика « Ортодоксия »). Лики и лица: Священномученик Илья (Четверухин ) (1886-1932) /Подготовила Анастасия Верина //Фома. - – декабрь 2007. – С.37. – (рубрика « Лики и лица »). Рукоположен в 1911 году, служил в Москве, в том числе был настоятелем храма Николы в Толмачах, что по соседству с Третьяковской галереей, вплоть до закрытия храма в 1929 году. Арестовывался неоднократно. Был заключен в Бутырскую тюрьму, позже приговорен к трем годам исправительно-трудовых работ в Вишерском лагере. Сгорел при пожаре в лагерном клубе 18 декабря 1932 года. Возрождение: Храм преподобного Марона Пустынника в старых Панех, что на Большой Якиманке в Москве/Настоятель храма протоиерей Александр Марченков ; Фото Елизаветы Киктенко и из архива храма//Фома. - – декабрь 2007. – С.38-39. – (рубрика « Возрождение »). Мир Библии: « Салафииль родил Зоровавеля…». Зачем Христу нужны родословия?/ Автор Андрей Десницкий ; Иллюстрации Натальи Кондратовой//Фома. - – декабрь 2007. – С.40-42. – (рубрика « Мир Библии »). Читаем Писание: Марина Журинская . Слагаемые успеха /Фото Владимира Ештокина//Фома. - – декабрь 2007. – С.43. – (рубрика « Читаем Писание »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-56-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010