Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Борис Зайцев Афон Борис Зайцев Афон     О Книге:   “Афон” Бориса Зайцева Имя Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972)-видного прозаика начала XX века и одного из крупнейших писателей русской эмиграции — уже отчасти известно читателям журнала (в 3 “Литературной учебы” за 1988 год были опубликованы его очерки о Гоголе). Ныне мы представляем важнейшую страницу его зарубежного творчества — книгу путевых очерков “Афон”. В сознании читателей русского зарубежья писательское имя Зайцева связывалось, прежде всего, с двумя главными темами: биографическим жанром (книги о Тургеневе, Жуковском, Чехове) и темой “Святой Руси”, охватывающей “неожитийные” произведения (“Преподобный Сергий Радонежский”, “Богородица Умиление сердец”), и книги путевых очерков (“Афон” и “Валаам”), Последняя тема даже преобладала. Бориса Зайцева (наряду с Иваном Шмелевым) справедливо считают основоположником новой религиозной прозы в эмиграции. Но интересно, насколько разными были у двух этих писателей истоки позднего духовного творчества: Иван Шмелев рос в патриархальной, строго религиозной семье, и основу его книг “Лето Господне” и “Богомолье” составили именно сильные детские впечатления. Детство Бориса Зайцева было удивительно, на редкость, безблагодатным. Он рос в типичной обедневшей дворянской семье конца прошлого века (отец Бориса, Константин Николаевич — горный инженер, мать, Татьяна Васильевна, происходила из старинного рода Рыбалкиных), — но в отличие от многих семей того времени, еще сохранивших православные традиции. в доме Зайцевых царило полное безразличие к вере. В зрелые годы Борис Константинович не без горькой иронии вспоминал: “Наша семья не была религиозна. По тому времени просвещенные люди, типа родителей моих, считали все “такое” суеверием и пустяками”. Уроженец Орла, Борис провел детство в окрестностях Калуги и часто проезжал в двух-трех верстах мимо знаменитой Оптиной - но ни разу там не был. Путь мальчика все время лежит в стороне от веры. Уже позже, калужским гимназистом он живет летом в Балыкове, недалеко от Саровского монастыря — и также постоянно проезжает мимо него, а единственная поездка в обитель (описанная в автобиографическом романе “Тишина”) выглядит скорее как пикник, а не как паломничество. Разочаровывает Бориса и гимназическое преподавание Закона Божия, и встреча со знаменитым подвижником, “духовником Святой Руси” о. Иоанном Кронштадтским. Мировоззрение юноши вполне вписывается в снисходительный взгляд окружающих его взрослых: “Православие, священники, молебны, “вкушения” с духовенством на Пасху и Рождество — деревенско-помещичий быт, и только. Интеллигент в лучшем случае терпел это. А собственно считал религию “для простых”. “Нам” этого не нужно” (Зайцев Б. К. Дневник писателя. Оптина Пустынь. — “Возрождение”, 1929, 27 октября) В таком настрое проходит детство, отрочество и ранняя юность Зайцева.

http://isihazm.ru/1/?id=824

архимандрит Константин (Зайцев) Скачать epub pdf Часть вторая Лекция Первая. Церковь – Царство Благодати Благодать! Это слово буквально не сходит с уст молящегося: его нарочито внедряют в нас ежедневные молитвы, с младенчества, облекающие наше сознание в плоть к Богу обращаемого слова, отображающего Бога Слово. Всмотритесь в утренние и вечерние молитвы установленного Церковью правила вы поразитесь, как часто, как постоянно и неуклонно, возвращает молитва нашу мысль к слову «благодать». Вдумайтесь и в то, что имя «благодать» дано было велением Неба величайшему из рожденных женами, пророку, предтече и крестителю Господню, находящемуся на пороге Ветхого и Нового Заветов. Обратите вместе с тем внимание на то, как редко употреблялось слово «благодать» в Ветхом Завете и как нарочито умножает, как бы в квадрат возводит, заключающееся в нем содержание другой Иоанн Богослов, в первых же строках своего Евангелия: «благодать на благодать». Не определяется ли этим самая духовная природа Завета Нового? Так оно и есть: «царством благодати» именуем мы новозаветную жизнь, в отличие от ветхозаветного «царства закона», подготовившего человечество к принятию благодати новозаветной и «Царства Славы», которое в Вечности сменит наш временный мир. Задумайтесь и над тем, что только наш церковно-славянский язык, а через него и русский, слово «благодать» восприняли, как нечто совершенно особое, неким мистическим содержанием насыщенное и отдельное, не допускающее никакого сближения с другими, казалось бы, тесно соседствующими, даже однозначными явлениями. В языках европейских нет соответственного особого слова, почему и приходится, для уточнения понятия «благодать» употреблять слово греческое: иначе сливается «благодать» с милостью вообще, с благотворением, с благословением, с благоволением и т.д... Лишний раз, с нарочитой силой, можем мы сказать, каким мы, русско-православные, сокровищем обладаем, в нашей верности своей Церкви. Церковь живет и дышит Божией благодатью. Так было от самого ее возникновения. Но лишь постепенно Церковь до конца осознала и вразумительно разъяснила верующим природу благодати и пути ее воздействия на верующих. Церковь изначала говорила о благодати: «Будучи сухим деревом, мы никогда не плодоносили бы без небесного дождя благодатного», учил св. Ириней Лионский . «Благодать в своих благодеяниях всегда идет впереди нас», учил св. Иоанн Златоуст . Церковь не переставала изливать на своих чад потоки благодати. Но специально богословствовать о благодати Церковь начала лишь в V веке в связи с обнаружившимися тогда лжеучениями, требовавшими отпора.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Константин (Зайцев). Фотография. 50-е гг. ХХ в. (Зайцев Кирилл Иосифович; 28.03.1887, С.-Петербург - 26.11.1975, Джорданвилл, шт. Нью-Йорк, США), архим., богослов, духовный писатель. Из семьи крещеных евреев. В 1905 г., по окончании гимназии, изучал юриспруденцию в Гейдельбергском ун-те (Германия), затем учился на экономическом отделении С.-Петербургского политехнического ин-та. В 1912 г. окончил ин-т; после стажировки в Гейдельберге в 1913 г. сдал экстерном экзамены на юридическом фак-те С.-Петербургского ун-та и был оставлен на кафедре адм. права. Через короткое время оставил ун-т и поступил на гос. службу в Сенат. Работал в 3-й экспедиции 1-го департамента, ведавшей местным самоуправлением. Вскоре перешел в Главное управление землеустройства и земледелия. Во время первой мировой войны участвовал в работе Особого совещания по продовольствию. Не принял октябрьский переворот 1917 г., выехал из Петрограда в Москву, затем на юг России, где примкнул к Белому движению. В нояб. 1920 г. эвакуировался из Крыма с войсками ген. П. Н. Врангеля. В нач. 20-х гг. проживал в Чехословакии, являлся приват-доцентом русского юридического фак-та Карлова университета, вел семинар по проблемам совр. правового гос-ва и читал курс лекций по адм. праву (опубл. в Праге в 1923). Совместно с Г. В. Вернадским руководил сводным семинаром по истории рус. и адм. права, эволюции сословий и правовых учреждений России XVIII и XIX вв. Одновременно состоял профессором пражского Русского ин-та сельскохозяйственной кооперации. Выступал с докладами на заседаниях экономического семинара П. Б. Струве , в частности о советском крестьянском законодательстве. 20 янв. 1924 г. в Праге выступил на открытом заседании Русского студенческого национального объединения, где говорил, что нельзя признавать советскую власть, к-рую воспринимал как «абсолютное зло», но одновременно подчеркивал, что борьба с этим злом «может быть выражена лишь религиозными красками».

http://pravenc.ru/text/2057004.html

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Что такое Вселенские соборы? Источник:  Нескучный сад 31 мая Церковь празднует память святых отцов семи Вселенских Соборов. Какие решения принимались на этих соборах? Почему они называются " вселенскими " ? Кто из святых отцов принимал в них участие? Рассказывает Андрей Зайцев. Первый Вселенский собор Для начала уточним само понятие " Вселенский " по отношению к соборам. Первоначально оно обозначало лишь то, что удалось собрать епископов со всех концов Восточной и Западной Римской империи, и лишь через несколько веков это прилагательное стали использовать как высший авторитет собора для всех христиан. В православной традиции всего семь соборов получили такой статус. Для большинства верующих самым известным, несомненно, остается Первый вселенский собор, проходивший в 325 году в городе Никея близ Константинополя. Среди участников этого Собора, по преданию, были святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифутский, защитившие православие от ереси константинопольского священника Ария. Он полагал, что Христос – это не Бог, а самое совершенное творение, и не считал Сына равным Отцу. О ходе первого собора мы знаем из " Жизни Константина " Евсевия Кесарийского, который был среди его участников. Евсевий оставил прекрасный портрет Константина Великого, бывшего организатором созыва собора. Император обратился к собравшимся с речью: " Против всякого чаяния, узнав о вашем несогласии, я не оставил и этого без внимания, но, желая содействием своим уврачевать зло, немедленно собрал всех вас. Радуюсь, видя ваше собрание, но думаю, что мои желания тогда только исполнятся, когда я увижу, что все вы оживлены единым духом и блюдете одно общее, миролюбивое согласие, которое, как посвященные Богу, должны вы возвещать и другим " . Пожелание императора имело статус приказа, а потому итогом работы собора стал орос (догматическое постановление, осудившее Ария) и большая часть текста, известного нам как Символ Веры. Огромную роль на соборе сыграл Афанасий Великий. Историки до сих пор спорят о числе участников этого собрания. Евсевий говорит о 250 епископах, традиционно же считается, что в Соборе участвовали 318 человек.

http://religare.ru/2_101647.html

Свящ. Кирилл Зайцев 73 . Любовь и страх (Памяти Константина Леонтьева) Любовь к Богу и ближним, являющаяся постепенно из страха Божия, вполне духовна, неизъяснимо свята, тонка, смиренна, отличается отличием бесконечным от любви человеческой в обыкновенном состоянии ее, не может быть сравнена ни с какою любовию, движущеюся в падшем естестве, как бы ни была эта естественная любовь правильною и священною. Епископ Игнатий (Брянчанинов ) В 1941 году исполнилось полвека со дня смерти двух замечательных людей XIX века, которые, как бы воплощая в себе обе разошедшиеся после Петра Великого стихии русской культуры, во встрече своей осуществили своеобразное и многозначительное примирение этих двух культурных стихий, церковной и светской. Леонтьев, утонченнейшее и гениальнейшее проявление русской светской культуры, смиренно склонился к ногам оптинского старца Амвросия, но не замолк, а им окормляемый, продолжал свою литературную деятельность. Только к концу дней своих порвал он с миром, приняв тайный постриг. Уединился он уже не в Оптинской пустыни, а в Троице-Сергиевской лавре, чтобы там очень скоро переселиться в иной мир, ненадолго пережив старца Амвросия, который, прощаясь с Леонтьевым, сказал ему: «Скоро увидимся». Отметим и запомним эти два кратких слова! Они многозначительны в устах святого старца. Они ясно свидетельствуют о том, «какого духа» был к этому времени Леонтьев. Они способны перевесить тысячи красноречивейших и убедительнейших слов, написанных с целью доказать принадлежность Леонтьева к Церкви, органическую якобы отвращенность его от нее, чисто будто бы внешнее, механическое, насильственное его к ней приобщение, оказавшееся якобы бессильным переродить его, побороть его языческий эстетизм, его интеллектуальное барство, его стихийное жизнелюбие, его культурную гордыню... Всю жизнь свою Леонтьев оставался непризнанным и был замалчиваем. Обладая всеми для успеха нужными данными и к успеху неравнодушный, Леонтьев был как бы оберегаем Промыслом от этого соблазна, то встречая препятствия к печатанию своих произведений, то вызывая в людях, даже способных оценить по достоинству его дарования и понять глубокий смысл его писаний, какую-то не всегда доброжелательную опасливость. Так и прошел он свой путь литературный не только малозамеченным, но и одиноким, чтобы не сказать отверженным...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Скачать epub pdf Архим. Константин (Зайцев) († 1975 г.) Что внушал нам св. прав. Иоанн Кронштадтский к концу своих дней? «Смотрю на мир, лежащий во зле, или ближе, на Россию, получившую от Бога драгоценное наследие от предков – веру православную, и отступившую по легкомыслию непостижимому от своей веры и впавшую во всевозможныя беды: и ужасаюсь и скорблю, видя как страдает и еще пострадает она, если не обратится всем сердцем к вере отеческой и к Церкви православной, за которой спаслось столько праведных людей. За безверие, пьянство и разврат следуют беды за бедами, беды величайшия, несоизмеримыя...» (8 сент. 1907 г.). «Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и парламентеры! Отойди от меня, сатана! Ты мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое ( Матф. 16, 23 ), сказал Господь Петру пререкавшему. Отойдите и вы, противящиеся Божию велению. Не вам распоряжаться престолами царей земных... Но да приблизятся к престолу достойные помощники, имеющие Божию, правую совесть и страх Божий, любящие Бога и Церковь , которую Он Сам основал на земле – и да бежат от престола все, у коих сожжена совесть, в коих нет совета правого, мудрого и благонамеренного...» (21 окт. 1907 г.). «Отчего мы не могли ныне победить врагов-язычников при нашем храбром воинстве? Скажем не обинуясь: от неверия в Бога, упадка нравственности и от безсмысленного толстовского учения, не противься злу, следуя которому сдался на капитуляцию Порт-Артур, а военныя суда – в постыдный плен со всем их инвентарем. Какой славный учитель для всего русского воинства и для всех военных и других властей св. Благоверный великий князь Александр Невский! Но кто из интеллигентов читает ныне о подвигах его и кто верит сказанным чудесам? Вот от этого неверия и от своего гордого, кичащегося разума и надмения своей воинской силой мы и терпим всякия поражения и стали посмеянием для всего мира. Страшный урок дан Богом русской интеллигенции, неверующей в Бога и себя боготворящей. Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству. Аминь» (На день перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Мученик Никифор (Зайцев) 6 мин., 21.05.2018 — Следствию известно, что вы ходатайствовали о разрешении священнику хождения с иконами по домам граждан в дни религиозного праздника Пасхи и подговаривали на это колхозников. Дайте показания по этому вопросу. — Мне священник объяснил,— ответил следователю Никифор,— что сейчас в конституции сказано, что мы имеем право устраивать шествие с иконами без всяких разрешений местной власти. Священник ходил по деревне с Евангелием и крестом. Священник мне показал книгу и говорит: «Вот я на всякий случай в кармане ношу конституцию, чтобы при придирках сельсовета показать им ту графу, в которой разрешается совершать эти обряды». — Кто еще кроме вас придерживается ваших взглядов в вашем селе? — Моих взглядов придерживается моя жена Мария Игнатьевна. У меня дома часто бывает священник, и мы с ним ведем разговоры на религиозные темы. Я сам состоял членом церковного совета и пел на клиросе. — На какие темы вы вели разговоры со священником? — Мы разговоры вели только на религиозные темы. Допрос окончился. Вскоре Никифора приговорят к 8 годам в лагере, в жутких условиях на севере страны. Из лагеря он уже не вернется.   Мученик Никифор родился 23 марта 1884 года в деревне Пупки Рузского уезда Московской губернии в семье крестьян Петра Константиновича и Марфы Созонтовны Зайцевых. Никифор окончил сельскую школу, с детства тянулся к просвещению, был человеком весьма начитанным и трудолюбивым, что уже при советской власти навлекло на него многие беды. Во время Первой мировой войны Никифор Петрович был призван в армию, но, как человек зрелого возраста, состоя в запасе, он был послан служить в обозе. Вернувшись домой, он снова занялся крестьянским хозяйством. Верующий человек и постоянный прихожанин храма Воскресения Словущего в селе Ивойлово, он состоял членом церковной двадцатки, пел на клиросе и был неизменным участником крестных ходов и нарочито устраиваемых молебнов; он призывал односельчан молиться Богу и ходить в церковь, не обращая внимания на гонения.

http://foma.ru/muchenik-nikifor-zaytsev....

Архимандрит Константин (Зайцев). Мутные потоки, уводящие от Христа 1. Вступление Применительно к трем отраслям христианства – Православию, Католицизму и Протестантизму – экуменическое движение обретает три точки приложения, от каждой из которых и произрастает нечто по заданию «вселенское» – в новом смысле этого слова, далеком от того, с которым оно употребляется в Символе веры . С трех концов христианства идет антихристов зов всеобщего объединения, которое должно привести к единому общему фронту против тех, кто сохранил верность истинному Христу, будь то даже в ущемленной форме, рожденной ступенчатым отступлением. Иными словами: в этой вселенскости не найдется места ни православным, ни католикам, ни протестантам – истинным. В дальнейшем мы обстоятельно рассмотрим все эти три участка апостасийного фронта, а сейчас лишь кратко отметим самую их суть. Из протестантизма вырос так называемый экуменизм, упраздняющий все межцерковные «перегородки» и исходящий из представления о неполноте и условности, ограниченности и относительности всего того, чем обладает каждая отдельная Церковь . Для того, чтобы обрести полноту Истины, надо всем понять свою ограниченность и объединиться, из чего и последствует возникновение истинной Церкви, познающей истинного Бога. Значит, здесь не останется ни Абсолютной Истины, ни духовного целомудрия в приобщении к ней. Антихристово начало, в его понимании, как подмены Христа, обнаруживается здесь с полной наглядностью. Из католицизма вырос «восточный обряд», в его новом понимании. Это уже не промежуточное, временное, служебное явление, имеющее назначение подготовить схизматиков ко всецелому приобщению к латинскому католицизму, а равноценное «латинскому обряду» исповедание веры. Этим упраздняется абсолютность католической Истины, упраздняется и духовное целомудрие: все становится условным, кроме института папства. Признай папу – и тогда можешь быть, по собственному выбору, или католиком или православным. Делаются аналогичные шаги и в направлении протестантизма – и там, с признанием папы, открываются перспективы, утешительные для протестантизма. Лик антихристов, в смысле подмены Христа, и здесь явственно обозначается. Обозначается явственно этот лик и в другом своем образе – воинствующем против Христа, ибо «восточный обряд» есть открытое наступление против Православия, то есть против истинного Христа. Православию объявлена война на уничтожение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В Санкт-Петербургской духовной академии прошел актовый день 10 октября 2019 г. 10:52 9 октября 2019 года в  Санкт-Петербургской духовной академии  отметили память небесного покровителя этой духовной школы — апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Это 210-й престольный праздник, который Академия на Неве встретила в статусе высшего учебного заведения. Божественную литургию в домовом академическом храме возглавил  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Его Высокопреосвященству сослужили:  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ,  митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , наместник  Сретенского ставропигиального монастыря  г. Москвы, ректор  Сретенской духовной семинарии   архиепископ Верейский Амвросий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры   епископ Кронштадтский Назарий ,  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , ректор СПбДА  епископ Петергофский Силуан , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви  протоиерей Максим Козлов , первый проректор СПбДА заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, преподаватель Академии архимандрит Августин (Никитин), клирик Новгородского Софийского кафедрального собора протоиерей Александр Ранне, регент хора  Киевской духовной академии  архимандрит Роман Подлубняк, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Лодейном Поле Ленинградской области протоиерей Михаил Николаев, настоятель часовни святой блаженной Ксении Петербургской в Хельсинки протоиерей Орест Червинский, протоиерей Евгений Стойка, проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин и настоятель храма святителя Алексия Митрополита Московского при Санкт-Петербургском госпитале ветеранов войн протоиерей Алексей Балакай, ректор Екатеринбургской духовной семинарии иеромонах Корнилий (Зайцев), а также гости Академии, духовенство  Санкт-Петербургской митрополии  и выпускники в священном сане; диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Левин.

http://patriarchia.ru/db/text/5511063.ht...

Валентина Слободян (Украина), Сергей Катьер (Беларусь), Симо Брдар (Сербия) Иерей Алексей Шумаков (Россия) постановило присудить следующие премии: ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Яна и Лив " , режиссера Тереса Алберга, Швеция СЕРЕБРЯНЫЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Чай вдвоем " режиссера Виктории Лопач, Россия БРОНЗОВЫЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Папа – моргана " режиссера Синиша Видович, Сербия ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ Фильму " Вечерняя песня " режиссера Фрауке Тилеке, Германия СЕРЕБРЯНЫЙ ДИПЛОМ Фильму " Очная ставка " режиссера Игоря Хомского, Россия БРОНЗОВЫЙ ДИПЛОМ Фильму " План мести " режиссера Константина Бурова, Болгария ДИПЛОМ " За внимание к проблемам внутреннего мира человека, оказавшегося " на дне " фильму " Исповедь проблемного человека " режиссера Екатерины Жулиной, Украина ДИПЛОМ " За летопись уходящего поколения " фильму " Колиш " режиссера Екатерины Маховой, Беларусь ДИПЛОМ " За взгляд на мир глазами ребенка " фильму " Марик " режиссера Иры Према, Россия КОНКУРС ФИЛЬМОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ Международное жюри в составе: председателя – Илия Бурляев, Дария Бурляева, Александр Бессонов, Лиза Мелешко, Маша Руденко, Алёна Попова, Дмитрий Носов постановило присудить следующие премии: ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Услышь шёпот звёзд " режиссера Михаила Мелтева, Болгария. СЕРЕБРЯНЫЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Невинное создание " режиссеров Евгения Юликова и Юрия Бердникова, Россия. БРОНЗОВЫЙ ВИТЯЗЬ и Диплом фильму " Лягушачий король " режиссера Франциско Буха, Германия ДИПЛОМ " За лучшее изобразительное решение " фильму " День рождения Алисы " режиссера Сергея Серёгина, Россия. ДИПЛОМ " За преодоление границ между странами и народами " фильму " Моцарт в Китае " режиссера Бернда Нойбургера, Австрия. ДИПЛОМ " За оригинальность идеи фильма " фильму " Новогодние приключения в июле " режиссеров Елены Туровой и Ивана Павлова, Беларусь. КОНКУРС КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ Международное жюри в составе: председатель – Сергей Зайцев, (Россия), Владимир Краев (Болгария), Воислав Мирич (Сербия), Ирина Нарбекова (Белоруссия), Иерей Алексей Носач (Россия)

http://religare.ru/2_65574_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010