Приложение. Алфавитный указатель монастырей и монашеских пунктов, существовавших в пределах Византийской империи с середины IX до начала XIII века (842–1204) А арона, на горе Ор в Аравии Авгаров, на Олимпе вифинском Авксентия (гора), в Вифинии Авраамитов, на Олимпе вифинском Авраамитов, или Богородицы Нерукотворной, в Фессалонике Авраамия, или Авраамитов, в Константинополе Агафии, близ Тускулана в Италии Адриана, близ Россано Адриана и Наталии, близ Армента в Италии Акаппейский, в Фессалонике Акммитов, или Неусыпающих, в Константинополе Акруллия, в Фессалонике Ал-Сари, или Калоградик. в Иерусалиме Амальфинскии, на Афоне Анании, в Константинополе Анании, в Южной Италии Anargirius, в Россано Анастасии, в Константинополе Анастасии, в Россано Анастасии Φαρμακολυτρ ας, в Фессалоникийской митрополии Анастасия, в Полихоре в Южной Италии Анастасия, в Риме Ангела, в Мелитене Ангела, в Деманской долине в Сицилии Ангела Brolo, или Lisico, в Сицилии Ангела de Battipede, в Южной Италии Ангела de Ficarra, в Калабрии Андрея, близ реки Нигра Андрея, в Калабрии Андрея, в Фессалонике (перистерийский) Андрея, на Афоне Андрея и Иоанна Апостола, на реке Сангарисе νεμ, на Олимпе вифинском Аникитов, на Афоне Анкуриев, в Константинополе Анны, близ Мессаны Анны, в Иерусалиме Анны (скит), на Афоне Анны Monteforte, в Сицилии Антигонов, во Фракии Антидия, на Олимпе вифинском Антиоха, в Константинополе ντιφωνητο, в Константинополе Антония, в Константинополе Антония Великого , в Египте Анфемия, в Константинополе Апостолов, в Южной Италии Апостолов, на Афоне Апостолов, на горе Авксентия в Вифинии Аргурия, в Константинополе Аренария, в Россано ρεοβνδου, в Константинополе Арку, на Афоне Арментский, в Базиликате Армонианский, или το Β ρδονος, в Константинополе Арсения Великого , или Алказир, или Козаир, в Египте Артигена, в Кизической митрополии Архангела de Brolo, в Сицилии Архистратига, на Афоне Архистратига, в Иконии Архитриклиний, в Кане Галилейской Асикритский, в Пифиях Attalini, в Анкире в Галатии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Двадцать первый день. Поучение 2-е. Св. равноапостольные Константин и Елена. (Уроки из их жизни: – христиане должны обращаться к силе честного и животворящего креста Господня и содействовать распространению Христовой веры). I. При св. Константине Великом , память коего с его св. и равноапостольною матерью Еленою совершается ныне, христианская вера, до него гонимая, сделалась господствующею в Римской империи. Отец Константина Великого , Констанций Хлор, уважал христиан и давал им почетные должности при своем дворе. Сын его Константин, рожденный от Елены, узнал христианскую веру в доме отца и с молодости привык уважать ее. Когда отец его скончался в Британии (нынешней Англии) в 306 году, Константин был провозглашен западным императором. Ему было тогда 32 года от роду. Он правил подданными с любовию и кротостию. Но в других областях западных правил злой и корыстолюбивый Максентий. В 312-м году подданные Максентия, не имея сил терпеть его притеснения, стали просить Константина избавить их от тирана. Константин пошел на Максентия, и когда он приближался к Риму, вдруг, среди дня, он и его войско увидели на небесах крест, сияющий звездами, с надписью: «сим побеждай». В ту же ночь Константину явился в видении Сам Христос и повелел ему сделать знамя на подобие креста и изобразить крест на оружиях, щитах и шлемах воинов. Под знаменем креста он победил Максентия, который, спасаясь бегством, потонул в реке Тибре. Приняв христианство, Константин уговорил Ликиния, правителя восточной Римской империи, издать указы в пользу церкви, христианам дозволить строить храмы и свободно исповедывать свою веру. Но Ликиний в душе ненавидел христиан. Тогда Константин объявил ему войну и, победив его, сделался единовластным правителем всей Римской империи; с этого времени он стал открыто покровительствовать христианам. Желая всех подданных сделать христианами, он действовал на них не силою, а советами и убеждениями. Так как в Риме было еще сильно язычество, то Константин избрал себе новую столицу, в Византии, небольшом городке близ Черного моря. Этот городок он назвал новым Римом и Константинополем. Впоследствии город назван Царьградом. Ныне – это столица Турецкой империи. В Константинополе император устроил множество великолепных храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Мусульманин, ставший христианином: афонский мученик Константин. День памяти - 15 июня Мусульманин, ставший христианином: афонский мученик Константин. День памяти - 15 июня Он без колебаний признался, что по рождению он турок, однако обратился в христианство. ... Один священник приходил к нему и предлагал добиться его освобождения, но святой отказался. Константин показал ему свои раны в доказательство стойкости и умолял не предпринимать ничего, чтобы не препятствовать тому, что предсказала Матерь Божия. Святой жил на рубеже вв. Он родился на о. Лесбос и происходил из мусульманской семьи. С самого раннего детства Константин, тем не менее, проявлял сильную склонность к добродетели. В пятнадцать лет он ослеп по вине колдуна, который дал ему выпить ядовитое снадобье, и три года оставался прикованным к постели. Одна благочестивая христианка пожалела юношу и посоветовала его матери окунуть сына в чудотворный источник — так Константин получил исцеление. После этого он работал вместе с братом в лавке торговца фруктами в Смирне. Часто ему случалось поставлять фрукты во дворец епископа, где он с интересом слушал беседы христиан. Постепенно в его сердце стал разгораться огонь божественной любви. Однако какое-то время он из-за дурных знакомств вел беспорядочный образ жизни, но затем осознал свое жалкое положение и решил поехать на гору Афон, чтобы там принять христианство. Константин поведал о своем замысле в различных скитах Великой Лавры. Но монахи, испугавшись, отправили его к святому патриарху Григорию V, который тогда был сослан в монастырь Ивирон [пам. 10/23 апреля]. Тот благожелательно выслушал его и посоветовал удалиться в скит Кавсокаливию на шесть лет, чтобы приготовиться к принятию крещения. В день крещения при выходе из купели его лицо озарилось вспышкой нестерпимо яркого света. После этого Константин жил в скиту, подобно бесплотному существу. После поклонения мощам святых новомучеников в Иверском скиту Предтечи он возгорелся горячим желанием им подражать. Эта мысль неотступно преследовала его ум, отчего он выглядел грустным и мрачным. Монах поведал о своем замысле духовнику. Тот решил испытать его сорокадневным строгим постом и аскезой. Тогда Константину было видение, после которого желание претерпеть мученичество утихло. Он решил отправиться в Магнисию, чтобы обратить к вере свою сестру.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2910

Глава 10. Обращение Константина Великого и новое положение Церкви в Римской Империи. Юлиан Отступник Поворотный пункт в истории Церкви. Изучая историю, замечаешь, что великие изменения в жизни человеческого общества подготавливаются заранее, порой, казалось бы, не такими уж заметными событиями. Так, когда историческая обстановка созревает для великих перемен, появляется выдающийся человек или происходит особое событие, резко изменяющее жизнь общества. Такая необычайная перемена в истории Церкви произошла с участием римского императора святого Константина Великого (царствовал в 306–337 гг.). Перемена эта была подготовлена долгими годами христианской проповеди, исповедничества и мученичества множества людей, постепенным ростом Церкви Христовой и развитием христианской мысли. И тогда в относительно короткое время произошла удивительная перемена – вместо рухнувшего язычества христианство заступило на место официальной религии Римского государства. Ранние годы Константина. Константин был сыном Констанция Хлора, назначенного императором Диоклетианом Цезарем для управления Британией и Галлией. Мать Константина, Елена , по происхождению своему была британка, и семья, в которой рос Константин, хотя и была языческой, но отличалась благочестием. Он рос в обстановке веротерпимости. Констанций Хлор, да и сам Константин были поклонниками Апполона – бога солнца, но современное им язычество их не удовлетворяло, и они стремились к более возвышенной вере. Елена сочувствовала христианской вере и впоследствии сама приняла христианство. Константин родился около 274 г. в Наиссе (современный Ниш), в Мизии, там, где теперь находится Сербия. Здесь он провел с матерью детство и раннюю юность. Еще юношей Константин был вызван ко двору императора Диоклетиана , до известной степени в качестве заложника, так как последний опасался соперничества со стороны его отца Констанция Хлора. В Никомидии Константин провел более 10 лет и был свидетелем самого страшного гонения на христиан, в том числе на тех, кто занимал высокие посты.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Б. Богослужебный устав с появления полных списков его с IX века Теперь богослужебному уставу нужно было определиться только в самых мелких частностях и подробностях и история его с этого времени должна принять характер толкового Типикона. Наш Типикон к IX в. идейно уже сложился. Теперь могли появиться полные списки его, которые, благодаря основной прежней работе, могли разниться друг от друга в несущественном. Но скоро и такая разница между ними исчезла, и появился единый богослужебный устав почти для всей восточной церкви. Устав Великой Константинопольской церкви и песненное последование Впрочем, и теперь такому объединению долго препятствовало существование в сфере действия этого более и более объединяющегося устава – существование совершенно отличного от него богослужебного чина, соперничавшего, если не превосходившего его своею древностью, – чина, долго державшегося в главном храме мировой столицы – св. Софии Константинопольской и в храмах других значительных городов. Мы имеем ввиду так называемый устав Великой церкви Константинопольской и близкий к нему, если не тождественный с ним, чин песненного последования. Суточное богослужение св. Софии Константинопольской до сих пор составляет загадку не смотря на то, что до нас дошел и не в (с. 373) одной редакции полный Типикон этой церкви от IX в. 1576 и несколько других памятников этого богослужения. В этом Типиконе указываются только особенности богослужения на каждый день и то более обрядовые, нигде не дано полного чина его и очень мало намеков на какие-либо составные части его. Чтобы понять эти немногочисленные намеки, нужно иметь в виду, что Типикон Великой церкви, т.е. Софии Константинопольской, имеет ввиду службы так названного впоследствии «песненного последования» ( σματικ κολουθα). Чин его подробно изложен св. Симеоном, архиеп. Солунским († 1430 г.), который называет его последованием устава Великой церкви», принятым во всех соборных церквах, но прибавляет, что со времени взятия К-поля латинянами (с 1204 г.) этот чин не соблюдается даже в самом «царственном граде», тем более в других церквах, и что в его время этот чин соблюдался только в Солунском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Введение. Константин Великий и христианство I. Обращение Константина Великого в христианство Величайшим событием наступающего IV века является торжество христианства в римской империи. Обращение императора Константина в христианство имело чрезвычайно важные последствия в истории церкви, и оказало громадное влияние на дальнейшее развитие церковно-правительственной власти. «С тех пор, как императоры сделались христианами, от них, – говорит церковный историк Сократ, – начали зависеть дела церковные и по воле их бывали и бывают великие соборы» 1 . В виду важности в жизни церкви этого нового могущественного фактора – выступления христианского императора – мы должны подробно на нем остановиться. Исследование свое начнем с Константина Великого , давшего программу для последующих поколений. Вопрос об отношениях римского государства в начале IV века, тогда еще языческого, к христианству справедливо не отделяется от личной религии императора Константина. Но как относился Константин Великий к религии? Ответ на этот вопрос в современной науке дается различный. Кейм 2 из рассмотрения развития христианства, которое совершалось, по его мнению не внутренне, но через внешние причины, пришел к заключению, что Константин до конца жизни не был христианином, хотя и был слегка просветлен христианством. Напротив, Дюруи хочет сделать из Константина одного из встречавшихся тогда мудрецов, которые стояли выше всех культов и не находили существенной разницы между Юпитером и Иеговой, Аполлоном и Иисусом, смешивая их под одним неопределенным, но удобным именем Divinitas. Этого-то Бога и призывал в своих молитвах Константин. Отсюда он и не называет его Христом или Иисусом, а вообще Божеством, пребывающим в верху небес: quidquid illud est divinum ac coeleste numen. Слова эти встречаются и в миланском эдикте и в послании, отправленном с Лицинием правителю Вифинии и даже в письмах Константина к епископам 3 . Едва ли однако кто осуждает Константина более сильно, чем Буркгардт. «Убийственный эгоист» Константин был ни религиозен, ни нерелигиозен, но скорее нерелигиозен 4 . Если он имел какое-нибудь вероисповедание, то вернее всего фатализм. Если он показывал известное расположение к христианству, то здесь он имел в виду исключительно последствия 5 . Религия служила ему только средством для осуществления его честолюбивых политических планов: отсюда его заигрывания с обеими религиями. Позорные деяния пятнают его жизнь. Христианская церковь , как таковая, в лице этого ужасного, но политически великого человека ничего не проиграла бы, как и язычество ничего не выиграло бы 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Разделы портала «Азбука веры» Византия в IV beke Развернуть таблицу 324 324.11.08 8 ноября 324 г. — основание  Константинополя  на месте древнего греческого города  Византий . 324–326 Провозглашение цезарями и соправителями четырех сыновей Константина Великого. Первый Вселенский собор  в Никее. Присутствовало около 250 епископов со всей империи (преимущественно из восточных провинций). Развернулась борьба с арианством, которую возглавил свт. Афанасий Великий .  Решения собора (и последующих) утверждались императором как закон.  Казнь Криспа, старшего сына императора Константина от первого брака, вследствие интриг его мачехи Фаусты. Гибель Фаусты. Обретение в результате раскопок на горе Голгофе близ  Иерусалима    Святого Креста  августой  Еленой , матерью императора Константина Великого . 330.05.11 Христианское освящение Константинополя, новой столицы Римской империи. 332.весна Победоносная война римлян с готами в земле сарматов. Подавление мятежа Калокера, старшего погонщика верблюдов, узурпировавшего императорскую власть на Кипре. Смерть императора Константина Великого. Убийство двух братьев и семерых племянников Константина Великого, организованное императором  Констанцием II . Констанций II стал повелителем всей восточной части Римской империи. Начало первой войны (338–350 гг.) с персами восточного императора Констанция II. Война между братьями  Константином II  и  Константом , закончившаяся победой Константа, ставшего императором западной части Римской империи.  Армяне во главе с архиепископом  Вртанесом Аршакуни  подтверждают свою верность Римской империи и просят императора Констанция II о военной помощи против персидской агрессии (342–343 гг.). Изгнание персов из Великой Армении. Поместный Сардикийский Собор.  Солдатский мятеж на Западе во главе с  Магненцием . Убийство западного императора Константа.  Начало войны (350–353 гг.) императора Констанция II против узурпатора Магненция. Констанций II становится единоличным правителем всей Римской империи.  Начало второй (359–361 гг.) войны с персами императора Констанция II.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Жизнеописание Архимандрита Кронида (Любимова), намстника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 30 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 Архимандрит Кронид (Любимов) родился 13 мая 1859 года в селе Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии. В Святом Крещении он был назван Константином. Родители маль­чика — пономарь Петр и Агафия — отличались благочестием и глубокой верой в Промысл Божий, направляющий все случаи в жизни христианина к благим последствиям. Они старались воспитать своих детей в страхе Божием и сами подавали им пример добродетельной жизни. Мать будущего наместника молилась о том, чтобы хотя бы один из ее детей принял иноческий сан. Особую заботу о христианском воспитании детей проявлял отец. Один из братьев отца Кронида, Лука, стал священником (хиро­тония его состоялась в 1896 г.). О своих родителях архимандрит Кронид сохранил самые трогательные воспоминания. Константин Любимов обучался в Волоколамском духовном училище, но курса не окончил и в 1878 г. поступил в Свято-Троиц­кую Сергиеву Лавру, где в течение испытательного срока исполнял различные послушания. В 1880 г. Константин Петрович Любимов был призван к исполнению воинской повинности. Не имея никаких льгот, Константин не питал ни малейшей надежды на избавление от военной службы. Покорный воле Божией, он был готов с любовью исполнить долг перед Родиной, хотя ему было очень тяжело расставаться с обителью Преподобного Сергия. Впоследствии архимандрит Кронид вспоминал: “В глубине души у меня не ослабевало упование на Всевышнего, Который лучше меня знает полезное для моей души. Вопрос обо мне должен был решиться 1 ноября в Волоколамске. По благословению наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина) я выехал из обители Преподобного Сергия 15 октября 1880 года” 1 . Ночь на 1 ноября он почти не спал. Около часа ночи, забывшись в дремоте, Константин увидел знаменательный сон: дивной красоты старец в схиме вышел из ворот обители, прикрыл его полой своей мантии и повел за собой. Проснувшись, Константин понял, что в военную службу его не возьмут. И действительно, в воинском присутствии после жеребьевки прием закончился 274-м номером, а Константин вынул 283-й. Таким образом, очередь до него не дошла, и он был зачислен в ратное ополчение. “Выйдя из воинского присутствия, — вспоминал отец Кронид, — мы с родителем направились в собор поклониться местной святыне — образу Николая Чудотворца. При виде лика Святителя Николая во мне родилось чувство неописуемой благодарности к Богу, Спасителю моему, Его угоднику Преподобному Сергию Радонежскому и к великому Мирликийскому Святителю” 2 .

http://pravmir.ru/zhizneopisanie-arhiman...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он духовно-символически разодрал надвое мантию Константинопольского Первосвятителя» Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) подчеркнул, что патриарх Варфоломей, осудив исповеднический подвиг иерархов канонической Церкви, сказал заведомо клеветнические, греховные и кощунственные слова 02.11.2023 452 Фото: СПЖ На вопрос Тульчинской правозащитной группы клириков и мирян УПЦ, была ли реакция Константинопольского патриарха Варфоломея на критику его слов, сказанных священникам в Мадриде, что преследование группы митрополитов УПЦ украинской властью «обоснованно», митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) ответил, что слова Константинопольского патриарха Варфоломея, осуждающие исповеднический подвиг украинских иерархов, защищающих Православие и свою каноническую Церковь, заведомо клеветнические, греховны и даже кощунственны, передаёт сайт Тульчинской епархии . Как ранее сообщал СПЖ , 15 октября 2023 года после литургии в соборе святых апостола Андрея и великомученика Димитрия патриарх Варфоломей рассказал клирикам Испанской и Португальской митрополии Константинопольского патриархата, что считает уголовные преследования иерархов УПЦ якобы справедливыми и обоснованными. По словам патриарха Варфоломея, сообщения в мировых СМИ о несправедливости преследований митрополита Павла, митрополита Ионафана, митрополита Феодосия, митрополита Иоасафа и митрополита Лонгина не имеют под собой никаких оснований. Глава Фанара убеждён, что все они якобы нарушили украинский закон и должны за это понести ответственность в полном объёме. «Странные и неразумные слова Патриарха Варфоломея в Мадриде подобны тупому и ржавому мечу, который безжалостно и жестоко ранил души гонимых иерархов УПЦ, её клириков и мирян и на Украине, и в дальних странах. Он духовно-символически разодрал надвое мантию Константинопольского Первосвятителя, и ныне она своим неподобающим образом лишилась благодатной силы Мантии святого Пророка Илии — защитника Веры и Правды, и поруганная ложью, вопиет к Небу о падении на грешную землю её гордого бывшего господина», - подчеркнул митрополит.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/02/on...

К числу замечательных патриархов вселенских XIX в. относится Константий I Мудрый. Он родился в 1770 г. в Константинополе, учился сперва в народной школе прихода Ксилопорты, а потом в патриаршей школе на Фанаре, постоянно находясь под благотворным нравственным воздействием своего дяди Кирилла, архиепископа Синайской горы, мужа ученого и уважаемого за высокие личные достоинства. По окончании учения, он был пострижен в монашество, посвящен во диакона и в 1788 году, вместе с дядей, отправился в город Яссы, в Молдавии, где находился метох Синайского монастыря. Здесь Константий продолжил свое образование и, между прочим, хорошо изучил французский язык. То было время тревожное, – время второй Екатерининской русско-турецкой войны, когда наши войска, под предводительством Румянцева, овладев придунайскими государствами, грозно диктовали турецкому правительству начала гуманной и законной политики в отношении к ромейской райе. Главнокомандующий Румянцев, познакомившись в Яссах с архиепископом, Кириллом, обратил внимание и на его племянника, иеродиакона Константия, скромного и нравственного, любившего науку и стремившегося продолжить свое богословское образование в одном из высших учебных заведений Европы. Он предложил ему отправиться, для восполнения образования, в Киевскую духовную академию, обещая свое покровительство и содействие. Константий с глубокой благодарностью принял это предложение, тем более что в Киеве находился метох Синайской обители– монастырь св. Екатерины, преклоненный Синаю императрицей Екатериной Великой. В Киеве Константий, в течение четырех лет, прослушал полный курс академических наук, прекрасно изучил языки–латинский, на котором тогда происходило чтение лекций, русский и древне–славянский, а в тоже время усовершенствовался, по словам его биографа, и в нравственно-аскетическом отношении 2 . Возвратившись из Киева в Константинополь, Константий в 1795 г. отправился в Каир, где находится один из главных метахов Синая-Джувания, сделался здесь известен отцам синаитам, которые и приняли его в состав своего братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010