О мнимости особых канонических прав Константинопольского престола на судебную власть в Православной Церкви ( Прот. Андрей Новиков) 14.01.2013 18:30:39 Протоиерей Андрей Новиков, секретарь Одесского епархиального управления О МНИМОСТИ ОСОБЫХ КАНОНИЧЕСКИХ ПРАВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПРЕСТОЛА НА СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В связи с предпринимаемыми в последние годы попытками беззаконного вторжения Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви (Эстония, Украина), в поддерживающих Фанар церковных и околоцерковных СМИ все чаще стали появляться статьи, авторы которых пытаются теоретически обосновать теорию т. н. «восточного папизма», которая приписывает Константинопольскому патриаршему престолу особые права власти во Вселенской Церкви. Особенно участилось появление таких «исследований» в оранжевых СМИ России и Украины в канун приезда на Украину Константинопольского Патриарха Варфоломея, в ожидании принятия им в общение раскольнических украинских групп, ранее отколовшихся от РПЦ и подвергнутых церковным прещениям со стороны Московского Патриархата. Апологеты «восточного папизма» с различных сторон оправдывают новую еретическую экклезиологическую модель, являющуюся не более чем бездарным копированием древней ереси римского папизма. И точно так же, как на заре папизма появлялись многочисленные работы, в которых приводилась масса ссылок на каноны, отцов Церкви и прецеденты церковной истории в «доказательство» особой власти римских пап во Вселенской Церкви, сегодня те, кто отстаивает зарождающуюся новую ересь, пытаются насытить свои писания громкими упоминаниями Вселенских и Поместных Соборов, различными высказываниями и фактами из церковной старины. Собственно, удивляться и смущаться тут нечему. Всякая ересь, как правило, находила очень много цитат. Вспомним, хотя бы, монофелитов, буквально, сыпавших «аргументами» на Шестом Вселенском Соборе. Возвращаясь к «восточному папизму», обратим особое внимание на новый опус поборников Константинополя – статью некоего г-на Шабанова «Каноническая справка о праве Вселенского Патриаршего Престола Константинополя - Нового Рима принимать апелляции на судебные дела из других Поместных Церквей», опубликованную на антицерковном российском портале «Кредо-ру». Разберем доводы, приведенные Шабановым в подтверждение особых канонических прав Константинопольской кафедры.

http://radonezh.ru/monitoring/o-mnimosti...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Карфагенского Собора Часть 1 Правила Карфагенского собора были приняты на Соборе 217 епископов в Карфагене в 419 году под председательством епископа Карфагенского Аврелия. На Соборе были и легаты Римского Папы. Поводом к созыву собора послужило возникновение вопроса о праве Римского Папы принимать апелляции на определения Собора Африканской Церкви. Отвергнув это право, отцы собора приняли несколько новых правил и пересмотрели правила, принятые на предыдущих Соборах. Таким образом были собраны во едино правила четырнадцати Соборов с 348 по 418 г. включительно. Нумерация этих правил в разных канонических сборниках неодинакова. В некоторых сборниках отдельные правила разделены на два, три и пять правил. В Кормчей числится 134 правила и дополнительных пять, а в Книге Правил – 147 правил и Послание к Папе Келестину. В греческом сборнике Пидалион 141 правило кроме этого послания, в Афинской Синтагме их 133 и послание. В издании еп. Никодима Далматинского нумерация Синтагмы. 1 . Определения Никейского Собора всемерно да соблюдаются. Аврилий епископ сказал: сии определения имеются у нас в списках, которые тогда Отцы наши принесли с собою от Никейского Собора, и последующие, и нами принятые определения, с оным Собором в точности сообразные, по удостоверении о сем да соблюдаются. Пред сим правилом читаны были на Соборе Символ и правила Никейского Собора. Сверх же того, Фавстин, епископ Пикенский, местоблюститель Римского епископа Вонифатия, представил данное ему письменное наставление, в котором предлагались Собору правила о перенесении судных дел от епархиального епископа к Римскому и к соседним епископам, которые в сей записи названы были правилами Никейского Вселенского Собора, но которые в самом деле были 5 и 14 правилами Поместного Сардикийского Собора. На сие Отцы Карфагенского Собора ответствовали, что они в своих списках Никейского Собора не находят сих правил и, для разрешения сомнения, положили истребовать верные списки правил Никейского Собора от епископов Антиохийского, Александрийского и Константинопольского. А дабы не оставить никакого сомнения в своем повиновении правилам Никейского Собора, по предложению Аврилия, епископа Карфагенского, изложили настоящее правило.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

К исследованиям о Фотии, патриархе Константинопольском, по поводу совершившегося тысячелетия со времени кончины его Источник Речь произнесённая в торжественном собрании императорского московского университета 12-го января 1892 года Ординарным Профессором Церковной Истории, протоиереем А. М. Иванцовым-Платоновым. 1892. " Φ τιος– τ μγα νομα». Слова новогреческого писателя Константина Икономоса в сборик новогреческого же писателя Валетты. " Φωτου Επιστολα», London . 1864. Προλεγμενα, σελ.108. " Ο Φτιος σωσε τν Ορe οδοεαν κα τ θνς κ τς προκειμνης β σσου». Слова Христофора Зампелия – в том же сборнике Валетты, σελ. 112. «Benedictus Deus, quod optima fama sanctissimi Photii patriarchae non solum in nostram regionem, sed etiam in universam orbem pervenit, non tantum sermonibus confirmata, quantum fact is attigit fines terrae...: idque testantur non ii solum, qui linguam graecam profitentur, sed ipsum etiam barbaricum et agreste genus, uon esse similem ei sapientia et scientia, neque commiseratione ac largitione in pauperes, neque benignitate et humilitate, et quod semper facta ejus plura sunt, quam dicunfcur». Слова римских легатов на константинопольском соборе, держанном Фотием в 879 – 880 г. Harduini Acta Conciliorum. Tomus VI, Pars 1, pag. 339. «In ihm (Photius) mehr, als eine einzelne Personlichkeit, eine ganze Nationalist, ein Princip, eine Idee, wie in wenigen Anderen, vertreten ist... Es ist begabteste und fuchtigste Reprasentant einer Geistes – und – Lebensrichtung, die lange vor ihm in ostromislien Reiche die hohern und die niederen Schichten durchdrang, die in ihm bereits kulminirte und seitdem nur immermehr sich befestigt, unter steigendem ausseren Elend in weit grosseren Dimensionen sieh ansgebreitet hat». Слова замечательнейшего из западных писателей о Фотии – профессора (потом кардинала) Гергенретера в исследовании его «Photius Patriarch von Constantinopel». Regenburg. 1867 – 1869. Vorwort, s. Ill – IV. «Первая страница русской истории, и самая достоверная, была написана знаменитым цареградским патриархом Фотием в его окружной грамоте к восточным святителям, где строгая и точная правда каждого слова служила ручательством святой истины дела... Патриарх Фотий справедливо считается светилом учености и образованности... Во все продолжение существования греческого царства, от Юстиниана до падения Византии, никто не принес столько услуг наукам, как патриарх Фотий. При нем положено начало и славянской образованности в переводе священных книг на славянский язык. Славянский первоучитель – св. Кирилл был учеником Фотия».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОНОФИЗИТСТВО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Монофизитство (от греч. μνος — «один, единственный» + φσις — «природа, естество»=«единоестественничество») — христологическая ересь , исповедующая наличие у Христа только одной природы (естества) - Божественной, якобы полностью поглотившей человеческую природу, в отличие от православного вероучения о двух природах Иисуса Христа — Божественной и человеческой, которые присутствовали в Нем неслитно и нераздельно. Монофизитство было основано константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом , поддержано Александрийским патриархом Диоскором и осуждено Православной Церковью на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в 451 году. Учение Монофизитство учит, что Христос хотя рожден из двух природ (естеств), но не в двух пребывает, так как в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно и человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, стала только принадлежностью Его Божества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может различаться от божественной. Отвергая возможность смешения двух природ, монофизиты трактовали соединение как поглощение человеческого начала в Христе Божественным. Таким образом, пострадал за человечество, по учению монофизитов, не Богочеловек (как утверждает православное учение), а Бог. В противоположность монофизитской ереси православное вероучение о том что Христос есть совершенный Бог и совершенный человек называется диофизитством - учением о двойственности природы Христа. На Халкидонском Соборе было составлено определение (ορος), по которому Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству, пребывающий и по воплощении в двух природах (εν δο φσεσιν) неслиянно и нераздельно, так что различие двух природ не устраняется через их соединение, а сохраняется особенность каждой природы при их совпадении в едином Лице и единой ипостаси.

http://drevo-info.ru/articles/1373.html

Глава V. Трактаты «Камня веры» о св. иконах и честном Кресте Отношение трактатов к Disputationes Беллярмина и трудам Бекана. Сравнение «догматов» по их содержанию с учением предшествовавших «Камню веры» противопротестантских сочинений об иконах и Кресте. Трактаты о свв. иконах и Кресте занимают особенное положение в «Камне веры». По отношению к ним влияние католической богословской литературы отразилось, преимущественно, на внешней стороне, на способе построения трактаТов.Что же касается самого содержания, то в нем заимствований из католических источников мы встречаем меньше, чем в других отделах произведения Яворского. В последнем отношении нам представляется возможным сделать следующее сопоставление названных трактатов «Камня веры» с богословскими трудами Беллярмина и Бекана. Стефан Яворский Догмат о св. иконах Bellarmini t. II De imag. sanct. Becani opera. Opus opuscul. t. V, opus. V. Характер заимствований 47 а –48 а дов. 1-й 1304, §§ 5, 7. 8 49 б –51 б 1034, §§ 5–6 Заимствовано с незначительными самостоятельными подробностями. 51 б –55 а 1310, §§ 79–95 Заимствовано (по местам буквально) с незначительными сокращениями. 55 б –57 б 1305, § 17, 1318, §§ 30–31 Заимствовано (по местам буквально) с переделками и распространениями в изложении одних и тех же мыслей. 57 б –59 б 1321, §§ 59–71 Заимствована общая мысль о ересях лютеранской церкви, при различном перечне их. 63 б –67 а показ. 3-е 1324–1326, §§ 105–129 Заимствованы некоторые общие и частные мысли, раскрытые в подробностях самостоятельно. 79 б –81 а 395 2 BCDE, 395 1 A Заимствованы общие мысли о пользе св. икон, раскрытые в подробностях самостоятельно. 93 а –99 а прет. и испр. 1-е 388 1 AB Заимствовано возражение при самостоятельном ответе на него. 116 б –118 а XI XVII 396 2 E 406 2 D Заимствовано с значительным распространением. 118 а –119 б 389 1 E 2 A Заимствовано с незначительным сокращением возражение на основании мысли о невозможности изображения 127 б –130 а 397 2 E, 398 1 A Заимствовано с распространением речи Disput. о соборе иконоборческом Константинопольском и с сокращением – о соборе Елиберитском и Франкфуртском.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Общее для Папы Франциска и президента Трампа – хорошее отношение к России. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Общее для Папы Франциска и президента Трампа – хорошее отношение к России Обзор католической прессы 31.01.2017 15:42 Версия для печати Темами публикаций СМИ Ватикана, католических епархий и организаций на неделе 23−29 января стали: папа Франциск выступил за «хорошие новости»; в Ватикане могут собраться для разговора все патриархи Ближнего Востока; глава Халдейской церкви Луис Рафаэль Сако замечает в Ираке «положительные сигналы»; делегация Святого престола посетила Алеппо; в Стамбуле прошли первые прямые переговоры представителей Константинопольского патриархата с представителями Киевского и другое. Папа Римский Франциск дал свою оценку мировым масс-медиа, передает Radio Vaticana (Ватикан). Понтифик сослался на древний образ: человеческий разум — это жернова, которые приводит в движение вода и которые нельзя остановить.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Суд в Ницце обязал передать России ключи от Свято-Никольского собора. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Суд в Ницце обязал передать России ключи от Свято-Никольского собора 01.11.2011 14:00 Версия для печати Париж, 1 ноября. Приходская ассоциация Константинопольского патриархата должна в течение семи дней передать представителям РФ ключи от Свято-Никольского собора в Ницце. Таково решение суда высшей инстанции Ниццы, принятое накануне, сообщает " Интерфакс-Религия " со ссылкой на местную газету " Нис-Матен " . При этом, согласно постановлению, за каждый день просрочки будет начисляться пеня в размере 6 тыс. евро. Недавно Россия обратилась в суд в Ницце с требованием обязать приходскую ассоциацию, которая пользуется храмом, предоставить доступ в здание представителям России и передать им полный набор ключей от собора. 19 мая французское правосудие подтвердило права собственности России на храм в Ницце.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Краткие сведения о Марке Ефесском и предлагаемом здесь в переводе сочинении его Православный читатель с особенным вниманием прочтет предлагаемое здесь в переводе сочинение приснопамятного защитника православия. Святитель ефесский был непобедимым противоборцем Латин на флорентинском соборе, когда происки римских пап и малодушие константинопольского двора подготовили – было насильственное соединение Церкви восточной с погрязшим в нововведениях Римом. С непреоборимою силою ревности по истине, с непоколебимою решимостью – стоять за православие до последнего издыхания, выступив на бессмертный подвиг защиты православия, блаженный Марк твердо устоял против льстивых увещаний и угроз двора константинопольского, и победоносно отразил все лжеухищрения проповедников и защитников латинства. Доказательства истины и опровержение лживых мнений и догматов папских были так у него неотразимы, красноречие так пламенно, что Латины, которых он прямо называл еретиками, и ненавидели его, и вместе боялись, как единственного в это время, страшного для них, врага своего. Святитель остался верен своему долгу и призванию до конца и – один не подписал беззаконного акта собора, беззаконно составленного. Один…, но недостаток подписи этого одного епископа, – бывшего, впрочем, представителем патриархов антиохийского и иерусалимского, – сделал безуспешными все усилия папства, ничтожными все действия собора. «Итак, мы ничего не сделали», воскликнул папа Евгений, когда узнал, что подписи митрополита Марка под актами собора нет. Не считаем нужным усиливаться объяснять, какую прекрасную похвалу святителю Марку, и какой жестокий суд над своим собором высказал папа в Предлагаемое здесь в переводе сочинение Марка, митрополита ефесского, принадлежит к не малозначительному числу оставшихся после него писаний (v. Cave, Script. eccles. histor. litter., p. 1. App. p.111–112, ed. 1688, Lond., et part. II, p. 548–549, ed. 1698, Lond.) Отличаясь от других сочинений своего автора, большею частью обличительных по предмету и духу, характером пастырского поучительного наставления, предлагаемое изъяснение божественных служб запечатлено духом древле – отеческого глубокомыслия и вместе простоты. При всей краткости, оно может принести внимательному читателю весьма много пользы: общее впечатление производится им глубокое; частные заметки, сделанные в нем, запоминаются легко потому, что кратки и ясны. Премудрого и красноглаголивого Марка Евгеника, митрополита Ефесского, изъяснение церковного последования

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Правила Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Правило 1 От святых отец, на каждом соборе, доныне изложенные правила соблюдати признали мы справедливым . ( Трул. 2 ; VII Всел. 1 ; Карф. 1 ) . Из деяний этого IV вселенского собора видно, что, по разным поводам, на нескольких заседаниях, читаны были правила прежних соборов. Так, на 4-м заседании, по делу двух монахов, Кароса и Дорофея, которые, как приверженцы Диоскора, соборно были осуждены и теперь просили о реабилитации, Аетием, архидиаконом константинопольской церкви, прочитаны были из нарочитой книги ( π βιβλου) соответственные правила, помеченные в деяниях числами 83 и 84. которые, однако, не иное что, как 4 и 5 правила антиохийского собора. На том же заседании прочитано было Аттиком Никопольским, по поводу распри между Фотием и Евстафием, 4 правило Никейского собора 796 . На 11-м заседании, вследствие распри между Вассианом и Стефаном из-за ефесской кафедры, Леонтием, епископом магнезийским, прочитаны были из той же книги ( απ το ατο βιβλου) два правила под числами 95 и 96, которые тоже не иное что, как 16 и 17 правила антиохиоского собора 797 . На 13-м заседании, по поводу распри между епископами Никомидии и Никеи, прочитано было снова из той же книги 4 никейское правило 798 . Наконец, на 16-м заседании, когда речь зашла о первенстве чести константинопольского епископа, секретарем Константином прочитаны были, из предложенной ему архидиаконом Аетием книги, три правила 1, 2 и 3 константинопольского, второго вселенского собора 799 . Из всего сказанного видно, что во время халкидонского собора общеизвестными и общеобязательными были правила, составленные на предшествующих соборах, и главное, все эти правила собраны были воедино, в одном сборнике, именуемом в деяниях собора τ βιβλον τν καννων, по латыни – codex canonum. Сборник этот доныне в целости не сохранился; однако, судя по нумерации правил в сборнике, мы все же в состоянии узнать, из правил коих соборов он составлен. Первое место в нем занимают правила I вселенского собора, которые и здесь сохраняют принадлежащую им нумерацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Доклад в пятом отделе («О преобразовании духовно-учебных заведений») Высочайше учверждённого Присутствия для разработки вопросов, подлежащих рассмотрению на поместном церковном соборе. Содержание I. Халкинская богословская школа II. Священнические школы в Константинопольской церкви.     Назревший вопрос о реформе духовно-учебных заведений в России не только требует самого тщательного отношения к прошлой их судьбе и к современным нуждам и запросам церкви и общества в нашем отечестве, но и побуждает обратиться к аналогичному опыту других православных церквей, дабы видеть, как потребности в образованном клире и христиански-просвещённой пастве удовлетворялись в пределах иных православно-церковных организаций и как общий для всей православной греко-восточной церкви вопрос о духовном просвещении решался ими применительно к местным условиям и запросам. Быть может, в устройстве духовных школ в иных православных странах и в постановке здесь обучения и воспитания будущих членов церковного клира найдутся и для нас поучительные в том или другом отношении особенности, которые до известной степени осветят сложный и трудный вопрос о характере и направлении предстоящей в России духовно учебной реформы и помогут деятелям русской церкви и школы выйти на «средний и царский путь» в осуществлении дела великой важности. С этой точки зрения представляет бесспорный интерес историческая справка о духовных школах на православном греческом Востоке, с которым наше отечество от начала своей сознательной жизни находится в тесных культурно-просветительных сношениях. Наша речь будет лишь о новейших (с половины XIX в.) попытках греческого Востока в решении старого вопроса о духовно-религиозном просвещении. Этот опыт ясно определился в организации школ двух типов: 1) богословских (θεολογικα σχολα) и 2) священнических (ερατικα σχολα), да совершенно особое место занимает единственный на греческом Востоке 3) богословский факультет (θεολογικ σχολ) при афинском университете. Любопытно войти в подробности организации этих школ по руководству действующих в них уставов и ознакомиться с фактическими результатами их служения православной церкви и народу в области специального назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010