Московский Патриархат отстранился от Константинопольского, но не прервал евхаристического общения HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Московский Патриархат отстранился от Константинопольского, но не прервал евхаристического общения 8 ноября Священный Синод Русской Православной Церкви распространил официальное Заявление по поводу действий Константинопольского Патриархата в Эстонии. Священный Синод " с горечью и с тревогой за судьбу православного единства выражает глубокую обеспокоенность в связи с недавними действиями Константинопольского Патриарха Варфоломея в Эстонии, повернувшими вспять процесс согласованного разрешения проблем, касающихся церковного положения в этой стране " . Москва, 8 ноября 8 ноября Священный Синод Русской Православной Церкви распространил официальное Заявление по поводу действий Константинопольского Патриархата в Эстонии. Священный Синод " с горечью и с тревогой за судьбу православного единства выражает глубокую обеспокоенность в связи с недавними действиями Константинопольского Патриарха Варфоломея в Эстонии, повернувшими вспять процесс согласованного разрешения проблем, касающихся церковного положения в этой стране " . Еще раз рассказав о сути конфликта, Синод подчеркнул, что " Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата предпринял усилия к тому, чтобы пребывание Патриарха Варфоломея в Эстонии положило конец четырехлетнему противостоянию между юрисдикциями двух Церквей в этой стране " . Однако миротворческий путь был отвергнут константинопольской стороной. Поэтому " Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, насчитывающая свыше 100.000 верующих, не приняла участия в каноническом общении с прибывшей в Эстонию делегацией во главе с Патриархом Варфоломеем, считая его ответственным за раскол православного сообщества в Эстонии " . Напомнив нынешние декларации Константинопольского Патриарха, " противоречащие духу совместного решения Священных Синодов двух Церквей от 16 мая 1996 года, принятого на основе Цюрихских договоренностей апреля 1996 года " , руководство Русской Церкви выразило опасение дальнейшим развитием событий. В частности, речь идет о " возможном возвращении к трагическому положению февраля - мая 1996 года, когда из-за раскольнических действий Константинопольского Патриархата в Эстонии православные христиане Константинопольской и Русской Церквей, живущие по всему миру в тесной духовной связи, оказались лишенными совместного евхаристического общения у единой Чаши Христовой " . Священный Синод подчеркнул, что позиция Константинопольского Патриарха " дезавуирует самые основные компромиссные договоренности, на которые Русская Православная Церковь пошла " по крайней икономии " , глубокому снисхождению, добровольно ущемляя свои принципиальные канонические позиции ради восстановления канонического единства между православными верующими двух юрисдикций не только в Эстонии, но и во всем мире " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Документы Заявление Священного Синода РПЦ в связи с посягательством Константинопольского патриархата на каноническую территорию Русской Церкви 15.10.2018 19:50 Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года в Минске. С глубочайшей болью Священный Синод Русской Православной Церкви воспринял опубликованное 11 октября 2018 года сообщение Константинопольской Патриархии о принятых решениях Священного Синода Константинопольского Патриархата: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. Эти беззаконные решения Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке, проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению вопроса. Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви: «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11). Решение Константинопольского Патриархата о «восстановлении» канонического статуса и принятии в общение бывшего митрополита Филарета Денисенко, отлученного от Церкви, игнорирует ряд последовательных решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, правомерность которых не подлежит сомнению. Решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви в Харькове от 27 мая 1992 года митрополит Филарет (Денисенко) за невыполнение клятвенно данных им перед крестом и Евангелием на предшествующем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви обещаний был смещен с Киевской кафедры и запрещен в священнослужении.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Правилами (καννες) называются те письменные определения, которые законодательная власть церковная издала в течение нескольких веков и которые доселе имеют силу в православной церкви, как положительные и вообще обязательные законы для всех и каждого, кто есть член этой церкви. Все эти определения или правила изложены в основном каноническом сборнике православной церкви, который издан в Константинополе в 883 году и известен под именем Номоканона в XIV титулах В этом сборнике находятся правила св. Апостолов, правила вселенских соборов, десяти поместных и правила тринадцати св. отец. Рядом с этими основными правилами имеют еще силу, как дополнительные правила, несколько канонических сочинений Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великаго, Иоанна Златоустаго и Анастасия. Все упомянутые правила, как основные, так и дополнительные, содержатся в Афинской Синтагме, изданной в 1852-59 годах, с одобрения константинопольского патриаршего синода и священного синода элладской церкви А эти правила суть следующие. А. Основные правила: I. Правила св. Апостолов. II. Правила вселенских соборов: 1. никейского первого, 2. константинопольского первого, 3. эфесского, 4. халкидонского, 5. трулльского и 6. никейского второго. III. Правила вселенских соборов: 1. анкирского, 2. неокесарийского, 3. гангрского, 4. антиохийского, 5. лаодикийского, 6. сердикского, 7. константинопольского 394 г., 8. карфагенского 419 г., 9. константинопольского 861 и 10. константинопольского 879 гг. IV. Правила св. отец: 1. Дионисия александрийского, 2. Григория неокесарийского, 3. Петра александрийского, 4. Афанасия Великаго, 5. Василия Великаго, 6. Тимофея александрийского, 7. Григория Богослова, 8. Амфилохия иконийского, 9. Григория нисского, 10. Феофила александрийского, 11. Кирилла александрийского, 12. Геннадия константинопольского и 13. Тарасия константинопольского. Б. Дополнительные правила: I. Каноникон Ванна Постника, II. Правила Никифора Исповедника, III. Синодальные ответы Николая Грамматика и

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Документы Заявление Синода РПЦ в связи с решением Синода Константинопольского Патриархата о принятии в свою юрисдикцию епископа Василия (Осборна) 20.07.2006 15:40 ЗАЯВЛЕНИЕ Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением Священного Синода Константинопольского Патриархата о принятии в свою юрисдикцию епископа Василия (Осборна) Сохранение единства Вселенского Православия и мирное свидетельство о Евангелии Христовом Поместных Православных Церквей с необходимостью требует, чтобы в отношениях между ними соблюдались незыблемые нормы, определенные правилами Святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов Церкви. В частности, священные каноны повелевают, «да сохраняются преимущества Церквей» (Первого Вселенского Собора правило 6), и предостерегают, «дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников» (Третьего Вселенского Собора правило 8). Нарушение этого основоположного канонического принципа отцы Третьего Вселенского Собора в том же правиле характеризовали как «дело, вопреки постановлениям церковным и правилам Святых Апостолов нововводимое, и посягающее на свободу всех», почему и указали наперед, что если кто «предложит постановление, противное тому, что ныне определено, угодно всему Святому и Вселенскому Собору, да будет оно недействительно». Между тем, согласно распространенному сообщению из секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, подтвержденному затем письмом Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея,  8 июня сего года в юрисдикцию Константинопольского Патриархата принят бывший епископ Сергиевский Василий, недавно уволенный от управления Сурожской епархией Московского Патриархата. Преосвященный Василий, как сообщается, избран викарием архиепископа Команского Гавриила с титулом епископа Амфипольского и включен в состав экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе, находящегося в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением Священного Синода Константинопольского Патриархата о принятии в свою юрисдикцию епископа Василия (Осборна) (19 июля 2006 г.) Сохранение единства Вселенского Православия и мирное свидетельство о Евангелии Христовом Поместных Православных Церквей с необходимостью требует, чтобы в отношениях между ними соблюдались незыблемые нормы, определенные правилами Святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов Церкви. В частности, священные каноны повелевают, «да сохраняются преимущества Церквей» (Первого Вселенского Собора правило 6), и предостерегают, «дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников» (Третьего Вселенского Собора правило 8). Нарушение этого основоположного канонического принципа отцы Третьего Вселенского Собора в том же правиле характеризовали как «дело, вопреки постановлениям церковным и правилам Святых Апостолов нововводимое, и посягающее на свободу всех», почему и указали наперед, что если кто «предложит постановление, противное тому, что ныне определено, угодно всему Святому и Вселенскому Собору, да будет оно недействительно». Между тем, согласно распространенному сообщению из секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, подтвержденному затем письмом Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, 8 июня сего года в юрисдикцию Константинопольского Патриархата принят бывший епископ Сергиевский Василий, недавно уволенный от управления Сурожской епархией Московского Патриархата. Преосвященный Василий, как сообщается, избран викарием архиепископа Команского Гавриила с титулом епископа Амфипольского и включен в состав экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе, находящегося в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

http://sedmitza.ru/lib/text/429904/

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года 26 грудня 2006 р. 14:01 ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о епископе Василии (Осборне) .   Справка: 8 июня 2006 года Священный Синод Константинопольского Патриархата вынес решение о принятии Преосвященного епископа Василия (Осборна) , бывшего Сергиевского, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и назначении викарием Преосвященного архиепископа Команского Гавриила в составе Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата. Священный Синод Русской Православной Церкви 12 июня 2006 года (журнал 32), отметив каноническую неправомочность такого деяния при отсутствии у епископа Василия отпускной грамоты от Священноначалия Русской Православной Церкви, вызвал епископа Василия на следующее заседание Священного Синода. В заседании 19 июля 2006 года ( журнал 75 ) Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий не явился на заседание Священного Синода, и отметив нарушение им епископской присяги, а также правил Святых Апостолов 33, Карфагенского Собора 32, Двукратного Собора 15, временно запретил епископа Василия в священнослужении и вызвал на следующее заседание Священного Синода. В заседании от 6 октября 2006 года ( журнал ) Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий повторно не явился на заседание, вновь вызвал его на следующее заседание Священного Синода и предупредил его, что в случае игнорирования призыва Священноначалия он подлежит суду архиереев. В том же заседании Священный Синод постановил предложить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею ради сохранения церковного единства без промедления рассмотреть создавшуюся ситуацию в рамках двусторонних собеседований. Со стороны Константинопольского Патриархата на это предложение последовал положительный ответ. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Констатировать, что Преосвященный епископ Василий (Осборн) вновь не прибыл на заседание Священного Синода.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204211...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Никодим Святогорец о судебных полномочиях Константинопольского патриарха Доклад ректора Киевских духовных школ 31.03.2021 608 Время на чтение 20 минут «В современной полемике между Поместными Церквами по вопросу первенства во Вселенской Церкви голос преп. Никодима Святогорца должен прозвучать со всей силой. Его наследие может стать одной из важных основ для преодоления того кризиса, который охватил сегодня мировое православие». Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует доклад ректора Киевских духовных школ епископа Белогородского Сильвестра «Преподобный Никодим Святогорец и его мысли о судебных полномочиях Константинопольского патриарха» на XI студенческой конференции 30 марта 2021 года. Рубеж XX-XXI вв. стал временем заметного обострения споров по поводу православной экклезиологии. Нужно откровенно признать, что сегодня между Поместными Православными Церквами нет единства в понимании ряда аспектов учения о Церкви. Высказываются принципиально различные взгляды на природу и объем первенства во Вселенской Церкви, на механизм создания новых автокефальных и автономных Церквей, на канонический статус православной диаспоры. При чем все эти вопросы не остаются лишь предметом отвлеченных теоретических споров. Они порождают серьезные проблемы во взаимоотношениях между Поместными Церквами. Поэтому сегодня особо важно вести взвешенную и ответственную дискуссию по вопросам православного учения о Церкви. Фундаментом для такой дискуссии должно служить святоотеческое наследие. Проблема апелляций и « украинс кий церковный вопрос» Одним из таких проблемных вопросов межправославных отношений является вопрос о праве Константинопольского патриарха принимать апелляции от епископов, священников и диаконов, которые состоят в юрисдикции других Поместных Церквей и не согласны с вынесенными против них решениями церковных судов. Сегодня официальная точка зрения Константинопольского Патриархата сводится к тому, что Вселенский патриарх (и только он) имеет право принимать апелляции от осуждённых клириков всех Поместных Православных Церквей, пересматривать принятые в других Поместных Церквах судебные приговоры и выносить безапелляционные решения по этим делам.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/31/prepod...

Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 июля 2023 года. Собравшись для совместной молитвы и братского общения в Духе Святом у честных мощей преподобного Сергия Радонежского в основанной им древней Свято-Троицкой лавре, мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира. За раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей. Уже в 2008 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении «О единстве Церкви» обобщил основные тезисы новой экклезиологической концепции представителей Константинопольской Церкви, отметив, что эта концепция исходит из понимания отдельных канонов (прежде всего 9, 17 и 28 правил IV Вселенского Собора), не разделяемого всей полнотой Православной Церкви, и становится вызовом для общеправославного единства. Согласно данной концепции, а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты; д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию; е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая автокефальная Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях.

http://new.mospat.ru/ge/documents/90905-...

Мониторинг СМИ Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине 28.02.2019 17:24 Бюро печати и массовой информации Сербской Православной Церкви распространило заявление, где, в частности, подчеркивается, что единственной Церковью, которую Сербский Патриархат знает и признаёт на Украине, является каноническая Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Вторжение Константинопольского Патриархата на территорию Русской Церкви в документе характеризуется как неканоничное, а созванный при участии Константинополя «объединительный собор» назван разъединительным и разделительным лжесобором, «еще глубже выкопавшим ров отчуждения и распада общества несчастной страны Украины». Сербским иерархам и священнослужителям рекомендовано воздерживаться от литургического и канонического общения не только с «предстоятелем» новосозданной «ПЦУ» и иже с ним, но также с сослужащими и имеющими с ними общение архиереями и клириками. Сербская Православная Церковь также просит Патриарха Константинопольского пересмотреть принятые им решения, дабы восстановить «благословенный мир и единство Поместных святых Божиих Церквей». Текст документа ниже приводится полностью. Сербская Православная Церковь уже в ноябре прошлого года первой среди автокефальных Православных Церквей отреагировала официально, на самом высоком уровне (Архиерейский Собор), на намерения Константинопольского Патриархата самочинно и самовластно, в качестве „первого без равных“ (primus sine paribus), а не „первого между равными“ (primus inter pares), „вязать“ и „решить“ церковные проблемы на украинской земле, и просила не делать этого, но по-настоящему помочь решению кризиса в братском диалоге с Русской Православной Церковью и советуясь с остальными Церквами. К сожалению, голос Сербской Церкви остался „гласом вопиющего в пустыне“: из Константинополя никакого ответа не последовало – только гробовое молчание. Потом Священный Синод Сербской Церкви обратился к Константинополю с новым призывом не спешить, а действовать в духе соборности, братской любви и ответственности не только за Церковь на Украине, а и за единство Православия в целом. Реакция была такой же – гробовое молчание. Затем Святейший Патриарх Сербский в Салониках лично устно умолял Патриарха Константинопольского о том же самом – к сожалению, с тем же результатом. Нужно отметить, что Сербская Церковь о своей позиции и о своих шагах каждый раз информировала все поместные Церкви-Сестры.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей» 20.07.2023 12:40:52           Собравшись для совместной молитвы и братского общения в Духе Святом у честных мощей преподобного Сергия Радонежского в основанной им древней Свято-Троицкой лавре, мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира.           За раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей. Уже в 2008 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении «О единстве Церкви» обобщил основные тезисы новой экклезиологической концепции представителей Константинопольской Церкви, отметив, что эта концепция исходит из понимания отдельных канонов (прежде всего 9, 17 и 28 правил IV Вселенского Собора), не разделяемого всей полнотой Православной Церкви, и становится вызовом для общеправославного единства. Согласно данной концепции, а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты; д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию; е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая автокефальная Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях.

http://radonezh.ru/2023/07/20/ob-iskazhe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010