I. Церковь: Тело Христа, образ Святой Троицы 1. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь есть богочеловеческое общение по образу Святой Троицы , предвкушение и переживание эсхатологических реалий в Божественной Евхаристии и откровение славы будущего века и, как непреходящая Пятидесятница, несмолкающий пророческий голос в мире, присутствие и свидетельство Царства Божьего, «пришедшего в силе» (Мк. 9, 1). Церковь как Тело Христово «собирает» (Мф. 23, 37) в Нём, преображает и поит мир водой, «текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). 2. Апостольское и святоотеческое предание, сообразуясь с наставляющими словами Господа и основателя Церкви на Тайной Вечере с учениками Его в таинстве Божественной Евхаристии, характеризовало Церковь как «Тело Христово» (Мф. 26, 26; Мк. 14, 22; Лк. 22, 19; 1 Кор. 10, 16-17; 11, 23-29) и всегда связывало его с таинством вочеловечения Сына и Слова Божия от «Духа Свята и Марии Девы». В этом смысле предание всегда подчёркивало неразрывную связь, с одной стороны, всей тайны Божественного замысла спасения во Христе с тайной Церкви, и с другой – тайны Церкви с таинством Божественной Евхаристии, непрерывно утверждаемой в таинственной жизни Церкви через действие Духа Святого. Православная Церковь , верная таковому единогласному апостольскому преданию и таинственному опыту, является подлинным продолжением Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви , каковая Она исповедуется в Символе Веры и утверждается в учении Отцов Церкви. Таким образом, она ощущает свою великую ответственность не только за подлинное переживание этого опыта церковным телом, но и за достоверное свидетельство истины всем людям. 3. Православная Церковь, в единстве и соборности её, есть Церковь Соборов, начиная с Апостольского собора в Иерусалиме (Деян. 15, 5-29) до сегодняшнего дня. Церковь сама по себе является Собором, собранным Христом и руководимым Святым Духом, согласно апостольскому принципу «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15, 28). Посредством Вселенских и Поместных соборов Церковь благовествовала и благовествует тайну Святой Троицы, явленную в вочеловечении Сына и Слова Божия. Соборная деятельность непрерывно продолжается в истории в последующих соборах, обладающих вселенским авторитетом, среди которых были следующие: Великий Собор (879-880), созванный при Великом Фотии, Патриархе Константинопольском; созванные при святом Григории Паламе Великие Соборы (1341, 1351, 1368 гг.), посредством которых была утверждена истина веры, касающаяся прежде всего исхождения Святого Духа и причастия человека нетварным божественным энергиям; затем Святые и Великие Константинопольские Соборы – 1484 года, опровергший униатский Флорентийский Собор,  1438-1439 и 1638, 1642, 1672, 1691 годов, опровергшие протестантские верования, а также Собор 1872 года, осудивший этнофилетизм как экклезиологическую ересь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вот однако что мы можем извлечь из этой «эпитафии». Афанасий родился в сицилийском городе Катане, «изобилующем всеми благами», вблизи огнедышащей горы Этны (§ 3). Почти единственная историческая черта памятника – описание сицилийских бедствий – не есть свидетельство очевидца или близко осведомленного лица, – она изложена в очень общих выражениях: «Измаильский народ, потомок Агари, из-за которого по грехам нашим погублен вышеназванный остров (Сицилия), подобно палачу требовал наших казней, как будто нарушителей законов, 609 ... разрушил много городов, разогнал их жителей вместе с окрестными: одних умертвил, уморил и утопил, других увел в рабство и вверг в оковы, третьих изгнал из отечества». – Катана была занята сарацинами в 828 году. Допуская, говорит Cozza-Luzi, что Афанасию в это время было 10 лет от роду, мы найдем, что святой родился ок. 818 года. – Родители Афанасия, по падении города, отправились в сыном в Старые Патры, в Пелононнисе (ες τς ν Πελοποννσ παλαις Πτρας § 4). Здесь Афанасий ушел в монастырь и после подвигов (§ 5) получил престол Мефонский, «в этом славном городе Пелопонниса» (§ 6). Когда заходит речь об учительской деятельности Афанасия, автор почерпает обильные примеры из древне-греческой истории, вспоминая имена Замолксиса, Анахарсиса, Ликурга и Мнисиона, Нестора, Солона и Клисфена (§ 8). Особенно подробно изложена предсмертная беседа Афанасия. Говоря о кончине святого, автор вспоминает о Сократе, который был будто бы выше смерти, фигурируют также имена Анита и Мелита, – и все это говорится только для того, чтобы заявить, что Афанасий был выше Сократа (§ 10). Святой скончался πλρης τν μερν (§ 12). – Вот и все исторические данные эпитафии. Когда святой скончался, из слова не видно, но можно приблизительно сказать, когда это событие имело место. Cozza-Luzi время рождения его отнес к 818 году. Известно, что Афанасий присутствовал на константинопольском соборе 879 года (θανασου Μοθνης), 610 стало быть 60-ти летним старцем. Каиетан, неизвестно на каком основании, отнес кончину святого к 885 году; 611 Cozza-Luzi недоумевает, чтобы про 67-летнего можно было сказать πλρης τν μερν, о ведь он забывает, что год рождения Афанасия принят им предположительно: если святой покинул родину не 10-ти, а 15-ти летним юношей, он прожил уже более 70 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Византийский император Василий I Македонянин, пришедший к власти в 867 году, сместил с Патриаршего престола Фотия. Князь Борис повел переговоры с восстановленным Патриархом св. Игнатием, и болгарам дали понять, что пойдут на любые уступки, если Болгарская Церковь вернется под покровительство Византии. На Константинопольском Соборе 869–870 гг. болгарский церковный вопрос не рассматривался, однако 4 марта 870 года — вскоре после последнего заседания Собора (28 февраля) — иерархи в присутствии императора Василия I выслушали послов Бориса, задавших вопрос, кому должна подчиняться Болгарская Церковь. Состоялась дискуссия между папскими легатами и греческими иерархами, в результате которой болгарским послам было передано решение о том, что территория Болгарии находится в церковной юрисдикции Константинополя, как бывшее владение Византийской империи. Латинское духовенство во главе с Гримуальдом было вынуждено покинуть Болгарию и вернуться в Рим. Папа Иоанн VIII (872–882) дипломатическими мерами пытался вернуть под власть Рима болгарский диоцез. Однако князь Борис, не разрывая отношений с Римской курией, не согласился принять предложения папы и по-прежнему придерживался положений, принятых в 870 году. На Константинопольском Соборе (конец 879 — начало 880) папские легаты вновь подняли вопрос о церковной юрисдикции над Болгарией. В итоге было принято решение, имевшее важное значение для истории БПЦ: с этого момента Болгарская архиепископия не должна была фигурировать в списках епархий Константинопольской Патриархата. По существу решения этого Поместного Собора были выгодны Константинополю и Болгарии, архиепископ которой фактически получал права автономии по отношению к Константинопольской Церкви. Одновременно это означало окончательную неудачу политики Рима в болгарском вопросе. Папа не сразу осознал это, поначалу истолковав соборное постановление как уход византийского духовенства из Болгарии и выход Болгарской архиепископии из юрисдикции Константинополя. В 880 году Рим попытался активизировать контакты с Болгарией при посредстве хорватского епископа Феодосия Нинского, но его миссия не увенчалась успехом. Посланное папой в 882 году письмо Борису также осталось без ответа.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

То же прозвучало и в словах Вселенского Патриарха при открытии и окончании Собора, а также на двух Патриарших Божественных литургиях, в двух приветственных словах Предстоятелей Православных Церквей. Это выражено и в двух основных документах «Святого и Великого Собора», а именно в Окружном Послании Собора на Крите, которое будет отправлено во все Православные Церкви, и Послании, которое было зачитано на Божественной литургии в Неделю Всех святых в кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла в Ханье. 4. Церковно-историческое продолжение Вселенский Патриарх Варфоломей На мой взгляд, одним из наиболее значительных и важных моментов «Святого и Великого Собора» является то, что он в разрушил, в буквальном смысле, «миф», который столько времени повторяли до созыва Собора, – будто этот Собор созывается спустя 1000-1200 лет, и, таким образом, оказывается, что Православная Церковь на протяжении тысячелетия находилась в спячке и не занималась пастырскими и богословскими вопросами. Еще до Собора я неоднократно указывал на сложившуюся ситуацию и публично просил Вселенского Патриарха и других Предстоятелей Поместных Церквей освободить нас от этого «мифа», который был придуман, возможно, для дезинформации общества. Однако Вселенский Патриарх Варфоломей в своих проповедях подчеркивал, что Церковь является непрерывным Собором, и точно таким же Собором является Божественная литургия. Церковь является живым организмом и приносит спасительные плоды. Также он особо выделил Соборы при святителе Фотии Великом и при святителе Григории Паламе, которые, как упоминается в текстах разных святых, патриархов и ученых, являются Восьмым и Девятым Вселенскими Соборами. В Окружном Послании «Святого и Великого Собора», которое было разослано в Церкви после его окончания, упоминается следующее: «Православная Церковь, в единстве и соборности ее, есть Церковь Соборов, начиная с Апостольского Собора в Иерусалиме (ср. Деян. 15, 5-29) до сегодняшнего дня. Церковь сама по себе является Собором, собранным Христом и руководимым Святым Духом, согласно апостольскому принципу угодно Святому Духу и нам (Деян. 15, 28). Посредством Вселенских и Поместных Соборов Церковь благовествовала и благовествует тайну Святой Троицы, явленную в вочеловечении Сына и Слова Божия. Соборная деятельность непрерывно продолжается в истории в последующих Соборах, обладающих вселенским авторитетом, среди которых были следующие: Великий Собор (879-880 гг.), созванный при Великом Фотии, Патриархе Константинопольском; созванные при святом Григории Паламе Великие Соборы (1341, 1351, 1368 гг.), посредством которых была утверждена истина веры, касающаяся, прежде всего, исхождения Святого Духа и причастия человека нетварным божественным энергиям; затем Святые и Великие Константинопольские Соборы – 1484 года, опровергший униатский Флорентийский Собор (1438-1439 гг.) и 1638, 1642, 1672, 1691 годов, опровергшие протестантские верования, а также Собор 1872 года, осудивший этнофилетизм как экклезиологическую ересь».

http://pravoslavie.ru/96352.html

На первый день мы ограничились этим визитом. Состояние погоды гнало нас домой. Я поспешил в свой угол и, пользуясь пока живым еще впечатлением имени, лица и места первостоятеля церкви Эпирской, углубился в любезную „Хронографию“ с целью вычитать в ней все, что известно и достозамечательно о кафедре Янинской. Мы упомянули выше, что имя: Иоаннины встречается уже в XI в. у Анны Комниной. Но хронография, ссылаясь на Лекеня (Oriens Christianus), находит имя города известным еще в IX в. Под Соборным деянием, бывшим в Константинополе в 879 г., подписался: Захария Иоаннинский 167 . Непомерное расстояние между этим первым Янинским архиереем и следующим за ним, в 500 почти лет, заставляет как-бы усомниться в действительности факта. Но более решительного чего-нибудь против него сказать не имеем. Конечно, то была не митролия, а епископия, ибо в Нотиции областей имперских, приписываемой императору Льву Мудрому, следовательно, почти современной подписи Соборной, город Иоаннины числится под митрополией Навпактской 168 . Когда собственно возвысилась кафедра на степень митрополии, остается неизвестным 169 . В упомянутом нами хрисовуле императора Андроника 1320 г. говорится о ней, как уже о митрополии, имевшей под собою 4 епископии 170 . Хронография полагает, что с запустением Никополя, после погрома Болгарского в 1034 году, церковные права бывшей столицы Эпира перешли на Иоаннину, но в упомянутой Нотиции преемником Никополя, в этом значении, указывается Невпакт, которому иерархически подчинена была и Янина, как епископия. К сожалению, года составления Нотиции также нельзя определить с точностью. Хронография считает его 860-м. Но тогда Никополь еще процветал. На том же Соборе 879 г. заседали и Никопольский Николай, и Навпактский Антоний. Как бы то ни было, в „Хронографии“ с 1388 года по 1845-й насчитывается 25 предстоятелей 171 кафедры Иоаннинской, из коих трое: Феолипт (1515), Матфей (1601) и Парфений (1638) были потом Вселенскими Патриархами. К ним мы можем еще причислить Иоакима, двукратно занимавшего Янинский престол и недавно бывшего тоже патриархом Константинополя. Знаменитостью, в своем роде, между Янинскими иерархами можно считать Климента (1714 – 1733), родом с острова Хио, оказавшегося по рукоположении безграмотным. Янинцы не хотели принимать его, но он умолил их потерпеть его худость, обещаясь научиться в скорости всему, что нужно. На сей конец он поручил другим управление епархией, и сам 5 лет провел в одном монастыре, учась у одного даскала из Янины всей Эллинской экциклопедии. Вышел из своей запоздалой школы ученейшим человеком, возбудившим удивление в Константинополе и Европе. После него был выбран на кафедру Янинскую еще более знаменитый ученый, историк и географ, писатель Мелетий. Но, как видно, его мало пленяла слава древнего Эпира. Он предпочел Иоаннинам Славные Афины, и известен в Эллинской литературе под именем Афинского. Янинская кафедра занимает теперь 18-е место в ряду митрополий Константинопольского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

По возвращении Фотия на патриаршество, был в Константинополе новый собор – с ноября 879 г. по март 880 г. Этот собор, как сознаются и неблагоприятствующие Фотию западные писатели, и по внешней своей торжественности и по внутреннему характеру и значению, составлял как бы триумф патриаршествования Фотиева. Он созван был для восстановления мира церковного, поколебленного в константинопольской церкви волнениями противофотианской партии и деяниями собора 869 года, поколебленного во всем христианстве незаконными нововведениями и притязаниями папства. На этом соборе Фотию удалось достигнуть замечательных результатов: 1) представителями всех христианских церквей, и самой римской церкви, он торжественно признан был законным патриархом и великим учителем церковным; 2) партия, противодействовавшая ему в Константинополе, оказалась совершенно ничтожной, и последние остатки ее были осуждены как восточными, так и западными представителями; 3) собор, осудивший Фотия в 869 г., признан был незаконным, лишенным всякого значения и отвергнут как восточными епископами, так и легатами римского папы; 4) для предупреждения нововведений и изменений в самой православной вере, положено утвердить во всех церквах признание седьми вселенских соборов, и в символе веры , составленном первыми двумя соборами, не делать никаких прибавлений и убавлений, изменений и повреждений. Это – все то, чего мог только желать тогда патриарх Фотий. Постановления собора 879 – 880 гг. утверждены были подписями византийского императора „охранителя православия” и православных представителей христианского мира, в том числе легатами римской церкви... И если бы все церкви, которых представители подписались под этими соборными актами, остались верны постановленному на соборе, не совершилось бы разрыва церквей, и имя патриарха Фотия, как великого охранителя православия и церковного миротворца, единодушно восхвалялось и прославлялось бы во всем христианском мире, как восхвалялось и прославлялось оно на самом соборе 879 – 880 гг... Но в римской церкви не признан был этот собор, вследствие побуждений мелких и своекорыстных, – и мир церковный разорвался, – и остается разорванным до настоящего времени.,. Вина в том не останется на памяти великого деятеля церковного, старавшегося до последней возможности предотвратить этот разрыв. И исторический памятник его последних усилий к охранению обще-христианского мира (т.е. акты собора 879 – 880 гг.) навсегда останется памятником и его великого личного значения в истории, которого не поколеблют никакие клеветы, никакие недоразумения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Вообще, Св. Писание и Св. Предание потребны церковному праву для того, чтобы познать основы устройства и управления церкви, или так называемое jus divinum. А что именно составляет это jus divinum и чем оно считается в христианской церкви, об этом учат символические книги, точно и подробно излагающие церковное учение. В православной церкви две такие книги, а именно: а) Православное исповедание кафолической и апостольской восточной церкви 186 и б) Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере 187 . Сюда входит еще и Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви 188 . § 22. 2. Каноны Канонами, как мы видели, называются церковные законы, содержащиеся в основном каноническом сборнике и обязательные для всей церкви. Этот основной канонический сборник составлялся постепенно и был совершенно закончен в 883 году и издан в форме номоканона в XIV титлов. В нем содержатся каноны Вселенских соборов, десяти поместных соборов и тринадцати св. отцов. Это основные каноны православной церкви. В Афинской Синтагме к этим основным канонам добавлены, под заглавием Διαφορ, еще несколько канонических предписаний из различных сочинений Василия Великого , Иоанна Златоуста и св. Афанасия, а также синодальные ответы Константинопольского патриарха Николая, каноны Никифора Исповедника и собрание канонов Иоанна Постника , после чего замечено, что этим каноны заканчиваются ( Τλος τν ερν καννων). Так говорится в Афинской Синтагме. А так как эта Синтагма одобрена синодами главных нынешних православных поместных церквей и, прежде всего Константинопольским патриаршим синодом, то и мы должны считать обязательными для всей церкви все те каноны, которые в таком значении внесены в эту Синтагму, значит, не только каноны, содержащиеся в основном каноническом сборнике, но и приведенные в Διαφορ. Каноны, содержащиеся в основном каноническом сборнике, – следующие: 1) каноны святых апостолов; 2) каноны Вселенских соборов как то: а) Никейского первого, б) Константинопольского первого, в) Ефесского, г) Халкидонского, д) Трулльского и е) Никейского второго; 3) каноны поместных соборов, а именно: а) Анкирского, б) Неокесарийского, в) Гангрского, г) Антиохийского, д) Лаодикийского, е) Сардикийского, ж) Константинопольского при Нектарие, – и все они IV века, з) Карфагенского 419 года, и) Константинопольского 861 года, й) Константинопольского 879 года; 4) каноны святых отцов, именно: а) Дионисия Александрийского , б) Григория Неокесарийского , в) Петра Александрийского , г) Афанасия Великого , д) Василия Великого , е) Тимофея Александрийского, ж) Григория Богослова , з) Амфилохия Иконийского , и) Григория Нисского , й) Феофила Александрийского, к) Кирилла Александрийского , л) Геннадия Константинопольского и м) Тарасия Константинопольского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Переговоры о восстановлении канонического общения велись в Константинополе со святым патриархом Игнатием. 4 марта 870 года, через несколько дней после завершения Константинопольского собора, который в католической традиции считается VIII Вселенским, состоялось совещание епископов Константинопольского патриархата в присутствии императора Василия Македонянина, папских легатов и посланцев князя Бориса. Обсуждался вопрос о юрисдикционной принадлежности Болгарской Церкви, и решен он был в пользу Константинополя, а не Рима, после чего латинское духовенство во главе с епископом Гримуальдом покинуло Болгарию, в которую вернулись греческие священнослужители. При этом евхаристическое общение Болгарской Церкви с Римским престолом не было разорвано. Согласно традиции, Болгарскую Церковь возглавил поставленный святым Игнатием архиепископ Стефан, но «по новейшей гипотезе, у истоков создания Болгарской Церкви в 870–877 гг. стоял Николай, митрополит Гераклеи Фракийской. Возможно, он получил в управление новообразованную болгарскую епархию в составе Константинопольского патриархата и рассылал на места своих представителей» . В 878 году после завершения строительства и освящения Большой базилики (соборного храма в Плиске) при архиепископе Георгии туда, в столицу Болгарии, была перенесена первосвятительская кафедра. В 870-е годы вопрос о юрисдикционной принадлежности Болгарии оставался предметом споров В 870-е годы вопрос о юрисдикционной принадлежности Болгарии оставался предметом споров, в которых участвовали Константинопольская патриархия, Римская курия, правительство и высшее духовенство Болгарии. На Константинопольском соборе в храме Святой Софии в конце 879 года папские легаты снова подняли вопрос о юрисдикционной принадлежности Болгарии. Собор вынес решение о том, что Болгарская архиепископия не будет включаться в списки епархий Константинопольского патриархата. В Римской курии это решение было истолковано как успех, там ожидали, что последует удаление греческого духовенства из Болгарии, на смену которого прибудут латинские миссионеры. Но этого не произошло. В действительности акт Константинопольского собора обозначал предоставление Болгарской Церкви автономии в составе патриархата. Предстоятель Болгарской Церкви избирался собором своих епископов и, возможно (но в точности это неизвестно), получал благословение от патриарха Константинопольского. Сохранился диптих, правда, уже X века, в котором он поставлен вслед за пятью патриархами и автокефальным архиепископом Кипрским, перед именами митрополитов Константинопольского патриархата. Помощниками архиепископа в делах церковного управления были синкелл, экзарх и хартофилакс, начальствовавший над канцелярией первоиерарха.

http://pravoslavie.ru/151357.html

861 г. Константинопольский (Двукратный) Собор 879 г. Собор, бывший в храме Святой Софии, Премудрости Божией Список сокращений I Всел. – правила Первого Вселенского Собора II Всел. – правила Второго Вселенского Собора III Всел. – правила Третьего Вселенского Собора IV Всел. – правила Четвертого Вселенского Собора VII Всел. – правила Седьмого Вселенского Собора Анкир. – правила Поместного Анкирского Собора Антиох. – правила Поместного Антиохийского Собора Апост. – Апостольские правила Васил. – правила святителя Василия Великого Гангр. – правила Поместного Гангрского Собора Двукр. – правила Поместного Константинопольского Собора, называемого Двукратным Карф. – правила Поместного Карфагенского Собора Кирилл. – правила святителя Кирилла Александрийского Конст. – правила Поместного Константинопольского Собора 394 года. Лаодик. – правила Поместного Лаодикийского Собора Неокес. – правила Поместного Неокесарийского Собора Нисск. – правила святителя Григория Нисского Премудр. – правила Поместного Константинопольского Собора, бывшего в соборе Софии Премудрости Божией Сардик. – правила Поместного Сардикийского Собора Трулл. – правила Трулльского Собора Феофил. – правила Феофила, патриарха Александрийского Источники 1 . Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2004. 2 . Булгаков С. В. , протоиерей. Настольная книга для священноцерковнослужителей (сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства): В 2 т. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. 3 . Григорий (Грабе), епископ. Каноны Православной Церкви: В 3 ч. СвятоТроицкая Православная миссия, 2001. 4 . Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа ДалматинскоИстрийского: В 2 т. М.: Отчий дом, 2001. 5 . Цыпин В. А., протоиерей. Церковное право. М.: Издво Сретенского монастыря, 2009. 6 . Статьи из Православной энциклопедии: Вселенский I Собор http://ww.pravenc.ru/text/155490.html. Вселенский II Собор http://ww.pravenc.ru/text/155492.html.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

От века: 4 правила св. Дионисия Александрийского (260 г.) и 13 правил св. Григория Неокесарийского (262 г.), лист. 259 и 262. От века: 20 правил Никейскаго, Вселенск. Собора (325 г.), л. 31. 8 – Константинопольского, II-ro Вселенск. Собора (381), л. 85. 25 – Собора поместного Агкирского (314), л. 41. 15 – Неокесарийского (315), л. 52: 20 – Гангрийского (340), л. 57. 25 – Антиохийского (341), л. 62. 58 – Лаодикийского (364), л, 72. 22 – Сардикийского (347), 107: 1 – Константиноп. при Патриархе Нектарии(394), л. 172. 14 – св. Петра Адександр. (304), л. 260. 3 – св. Афанасия в. (326– 371), л. 263; 92 – св. Василия в. (370), л. 224–254. 8 – св. Григория Нисского (394), л. 266. 1 – св. Григория Богослова (391), л. 265. 15 – Тимофея Александрийск. (385), л. 269. 14 – Феофила Алевсанлрийск. (386), л. 270. 1 – св. Амфилохия Иконийск. (394), л. 265. От V-ro века: 9 правил Ефесского, III-ro Вселенского Собора (431), л. 89. 30 – Халкидонского, IV-ro Вселенск. Собора·(451), л. 93. 141 – Карфагенского Собора (419), л. 116. 5 – Кирилла Александр. (412–444), л. 272. 1 – Геннадия Константиноп. (459), л. 277. От VI-ro века: деяние Константинопольск. Вселенск. V-ro Собора (553), л 173. От VII-ro века: 102 правила Константиноп. Вселен. VI-ro Собора (692), л. 174. От VIII-ro века: 22 правила Никейского II-ro, Вселен. VII-ro Собора (788), л.208. , 1 – Тарасия, Патриарха Констант. (787), л. 281. От века: 17 правил Констант. двукратнаго Собора (861), л.» 218. 3 – Константиноп. Собора во храме св. Софии (879), л. 222. Примеч. Число церковных правил и·счет листов Кормчей·книги показаны по изданию Славянской Кормчей 1787 года. 7 Карамзин Ист. Госуд. Рос. том. 11. прим. 108, изд. Эйнерлинга 1843., св. Митр. Евгения опис. Киево-Соф. Собора, приб. 3. 4. 8 Сборник Иоанна Схоластика (τ απο σχολατικων) Патриарха Константинопольского (565–578) заключает в себе правила Соборов: четырех Вселенских (Никейск., Конст., Ефес. и Халкид.) и шести поместных (Агкир., Неокес., Сардик., Автиох., Гангр., Лаодик.); кроме того LXXXV правил Апостольских и LXVIII Василия Великого . Весь сборник разделяется на 50 титулов, по различным предметам церковного управления (συναγωγη των κανονων εις ν (50) τιτλς διηρημενη). В дополнение к этому сборнику Иоанн Схоластик составил еще другое собрание правил, касающихся Церкви, из права гражданского. Он сделал свод законов из новелл Юстиниановых церковного содержания), в LXXXVII главах (εκ των νεαρων διαταξεων τα πζ (87) κεφαλαια). Из Русских книг надписания всех 50 титулов можно видеть у Бар. Розенкампфа в обозрении Кормчей книги; – сн. de collectionibus canonum Eccl. Grecae. 1827. Berolini. pag. 12–11. Histoire de droit Byzantin. par I. Mortreuil. t. 1. pag. 202. Paris. 1843. A последний сборник Схоластика (в LXXXVII капитулах) помещен в нашей Кормчей книге (во 2-й части в XLII главе) под нобширным заглавием, которое начинается так: «от свитка Божественных заповедей, иже в Божественном наследии царя Юстиниана, различны заповеди»... и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010