II 1 Преемником Александрийского патриарха Самуила Капасули был Косьма II (1723–1737 г.), занимавший раньше (1714–1716 г.) патриарший престол в Константинополе. Относительно избрания Косьмы II на александрийский патриарший престол т. н. «Патриарший каталог александрийских патриархов» сообщает следующее: «После смерти Самуила клир в Египте и христиане избрали бывшаго константинопольскаго патриарха Косьму Синаита, которого с многими мольбами убедили, чтобы он занял трон в 1718 году» 2 . Но это сообщение «Патриаршаго каталога» не только ошибочно датирует факт вступления Косьмы II на александрийский патриарший престол, но и вообще неправильно указывает способ избрания этого патриарха на кафедру апостола Марка: официальные документы, изложенные ниже, свидетельствуют, что Косьма был избран на александрийский престол в Константинополе, собором местных иерархов, под председательством вселенского патриарха Иеремии III. Историк Афанасий Комнин Ипсиланти пишет об избрании Косьмы следующее: «По смерти знаменитаго патриарха пир Самуила, Косьма, бывший патриарх константинопольский, снова был вторично 3 возведен на престол Александрии, при содействии бывшаго своего ученика, Маиуила Ипсиланти, и управлял престолом целых десять лет» 4 . Таким образом, историк Ипсиланти сообщил новую подробность относительно избрания Косьмы, именно о помощи последнему со стороны бывшего его питомца, Мануила Ипсиланти, сына Иоанна Константина Ипсиланти, принадлежавшего к известной греческой фанариотской фамилии и близкого к султанскому двору; он, между прочим, содействовал и возведению Косьмы на вселенский патриарший престол в марте 1714 года 5 . Отмеченная историком подробность говорит и о том, что избрание Косьмы на александрийский патриарший престол состоялось, несомненно, в Константинополе, где жил его покровитель Ману ил Ипсиланти и где он, пользуясь своими связями при дворе и влиянием при патриархии, мог с успехом проявить патронатство в отношении к бывшему своему диидаскалу. Затем, некоторые сведения об избрании Косьмы на александрийский престол сообщает ученый З. Мафа. В своем «Историческом каталоге» он, сказавши о низложении Косьмы с вселенского патриаршего престола и об удалении его на Синай, продолжает: «И он там жил, плача и раскаяваясь, до тех пор, пока снова, посредством многих просьб, был приглашен на престол Александрии, где и жизнь закончил, богоугодно совершив пастырство в Александрии» 6 . Значит, и Мафа повторил мысль «Патриаршаго александрийскаго каталога» о том, что Косьма завял александрийский престол по усиленной просьбе, – вероятно, египетских христиан. Так ли это было в действительности, – видно будет из последующих наших данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

52. 1666 г. Выписка из византийской церковной истории, с исчислением: а) патриархов, по собственной воле оставивших свои престолы безвозвратно; б) патриархов и архиереев, оставивших свои престолы, но потом возвратившихся на оные, бб) архиереев, самовольно архиерейства отрёкшихся, и паки архиерействовать сподобившихся, в) патриархов и архиереев, удалившихся от епархий, на места которых избраны были новые, вв) епископов, самовольно престол свой оставивших, живим сущим, ин епископ поставляется, г) патриархов, самовольно оставивших престол, но от архиерейства не отрёкшихся а) Патриархи самовольно престол свой оставльши и паки не возвратившися на престол свой Во святых Григорий Богослов , иже от святого вселенского константинопольского собора на престоле константинопольском впрестолен бысть, оставил престол самовольно, паки не возвратися, яко явленно есть от жития его, презвитером Григорием списанного. О самовольном его оставлении престола свидетельствует Арменопол в книге 4-й, сице глаголя: Григорий Богослов первие Сасимский быв епископ, при Федосии Великом константинопольский наречён бысть. Утвердившеся ему престолу от собора, яко много трудившуся и среди ересей церковь свободившему, якоже Никея из Египта архиерея увиди блаженнейший делу завиствовавшия соборное изложи слово и вольно царственницы престола отступает, лет 12 архиерействовал. Святейший патриарх константинопольский Григорий Мамма, иже сый муж богодухновен, яко град Константинополь от Агарян пленен будет, прорече, оставив самовольно престол свой, паки не возвратися. О самовольном его оставлении престола даше свидетельство клирицы константинопольские Мехемету салтану, тому бо рекшу: где есть патриарх, Вскую не прииде поклонитись мне, яко царю? Отвещаше: от многого времени патриарха не имамы, яко патриарх, иже бяше вольно живущу, остави престол свой, яко во истории церковной повествует Мануил Малакс. Святейший патриарх Иоанн самовольно остави престол свой, паки не возвратися. Сей святейший патриарх, оставляя престол свой, ко царю Андроннику Палеологу и архиереем сия словеса рече: владыко мой святый царю, и вы, владыкове мои святыи архиереи, аз первого грешника видя мя самого, вся деях о еже греха избавитися мне. Яко Георгий Пахимер во книге 10, в главе 9, свидетельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Начало митрополии Русской обыкновенно возводят ко времени Императора Греческого, Льва Философа, (886–912 г.), на том основании, что имя его встречают в переписи епархий, подведомственных Константинопольскому Патриаршему престолу, приписы­ваемой сему Императору. Твердо ли это основание?– Чтобы решить сей вопрос, нужно войти в исследование достоверности сего акта. Предварительно мы должны коснуться истории образования подведомственного Патриарху Константино­польскому округа. При возведении Константинопольского престола на степень Патриаршества вторым Вселенским Собором, округ Константинопольского Патриарха составился из трех обширных областей (διοκησις): Понтийской, Асийской и Фракийской. Так блаженный Феодорит , описывая подвиги п труды св. Иоанна Златоустаг о, говорить: «не только имел он попечение о сем царствующем граде (Константинополе), но и по всей Фракии, которая делится на шесть провинций, и о целой Асии, заведываемой одиннадцатью правителями; благоустроил своими за­конами и область Понтийскую, имеющую столько же правителей, как и Асия ». Так как при распределении епархий было принято держаться гражданского разделения областей и провинций, то означен­ному числу гражданских правителей в каждом округе в начале долженствовало соответствовать и число первенствующих епископов в каждой обла­сти, или митрополитов. Собор четвертый вселен­ский, утвердив зависимость поставления митрополитов в трех вышеупомянутых областях от Патриарха Константинопольского, присоединил к тому право поставлять епископов у «иноплеменников», или чуждых народов, вторгавшихся в Империю и получивших оседлость в трёх означенных областях, или к ним прилежавших. Древнейшее исчисление епархий, на основании сего правила, зависевших от Патриарха Константинопольского, с показанием их степеней, мы имеем в переписи, помещенной при книге Константина Порфирородного «об обрядах Двора Константинопольского». Здесь сначала начисляются митрополи­ты, подведомственные Патриарху Константинополь­скому, потом архиепископы, не зависевшие от местных

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Яков Беляев Предуведомление Уставися превысочайший Патриаршеский престол промыслом и благоволением всепремудрого Бога, в царствующем и преименитом граде Москве благоверными и благочестивыми вселенскими Патриархами, которые данной им от Христа Спасителя властью; по прошению и желанию благочестивого и христолюбивого Государя Царя Федора Иоанновича, и всего освященного собора, и благочестивого народа, в то время присутствующих в царствующем граде Москве. Святейшим Иеремием Патриархом Константинопольским, возведен был на превысочайший степень Патриаршества, Иов Митрополит Московский согласным на то подписанием рук, святейших Патриархов-вселенских, Селивестром Александрийским, Иоакимом Антиохийским, Софронием Иерусалимским . К сему же на оное же подписавшихся, Греческих же двадцать два Митрополита, девятнадцать Архиепископов, двадцать Епископов. Учинен был сей престол святейшего Патриаршества Московского и всея России, вместо ветхо-Римского. И да будет пятый Патриарх, аки пятое чувство. Равное с прочими благочестивыми Папами с четырьмя престолами во все веки; о которых здесь вкратце, о каждой преосвященнейшей особе особливо и показывается. О первом Московском Патриархе Иове Возведен был на Патриаршеский престол Иов Митрополит Московский Иеремием Патриархом Константинопольским в лето от сотворения мира 7097, а от Рождества Христова в 1589 месяца января в 26 день. Изгнан с престола усильно Гришкой Ростригою в город Старицу, и там, в монастыре скончался, в лето от С. М. 7113, а от Р. Х. в 1604, месяца марта в 8 день, а иные повествуют январь 19 дня. Патриаршествовал 16 лет 1 месяц и 8 дней. Примеч. Уставися сей превысочайший престол Патриарший в 5 лет Государя Царя Федора Иоанновича, который преставился в лето от С. М. 7106, а от Р. Х. 1598, поживе при Иове Патриархе 9 лет. Царствовал 14 лет. При сем же святейшем Иове Патриархе восхитил престол Царский Борис Годунов в лето от С. М. 7106, а от Р. Х. в 1598, царствовал 7 лет. Преставился в лето от С. М. 7113, а от Р. Х. в 1605 году. В сие же лето сослан с престола Иов Патриарх Гришкой Ростригой, где и скончался, а сам Гришка Возвел на престол лжепатриарха Игнатия ради любодеи своей Маринки 1 . О лживом Патриархе Игнатии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Высшее управление Русской Церкви до конца XVII века Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Русская Церковь как часть Константинопольского Патриархата. До середины XV столетия Русская Церковь, получившая свое начало от Греческой, не была автокефальной, а находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Правда, академик Е. Е. Голубинский, проводя параллель между основными положениями международного права и теми нормами, которыми руководствуются поместные Церкви в своих взаимоотношениях, писал: «Частная Церковь Греческая имела совершенно такое же право подчинить себе частную Церковь Русскую, какое право имело бы государство Греческое подчинить себе государство Русское, то есть не имела права ни малейшего и вовсе никакого.» И противоправная, с точки зрения Е, Е. Голубинского, зависимость Русской Церкви от Греческой - от Константинопольского престола - явление более позднее, а прежде Русская Церковь была независима, автокефальна. «Существуют основания думать, - отмечал он, - что первоначально дело было не так, а именно, что Русская Церковь первоначально получила было самостоятельность, или независимость.» Впрочем, сам ученый замечает: «Наше предположение эпизода автокефалии не имеет особенной твердости, и мы не настаиваем на нем усиленным образом.» Настаивать на первоначальной автокефалии значило бы настаивать на совершенно беспримерном явлении в церковной истории. Ни в древности, ни в новое время не известно ни одного случая, когда бы новообразованная поместная Церковь не находилась в течение более или менее длительного времени (часто на протяжении столетий) в канонической зависимости от Церкви-Матери. Церковное предание, письменные источники, логика церковно-исторического процесса однозначно позволяют говорить о том, что и история Русской Церкви не представляла собой в этом отношении исключения. Несмотря на то, что Русь была независимым государством с огромной территорией, превосходившей в ту пору размеры Византийской империи, и более чем с 5-миллионным населением (а по тем временам это численность населения великой страны), до середины XV века она находилась в юрисдикции Церкви-Матери - Константинопольского Патриархата - как одна из его митрополий.

http://sedmitza.ru/lib/text/432410/

Глава II 19 . Состояние церковного управления и иерархии § 3. Учреждение патриаршества в России В XVI в. Московская Русь представляла собою богатое, могущественное государство. Прежний великий князь в лице Ивана Васильевича Грозного получил царский титул и царское коронование. После падения византийского императорского престола (1453 г.) русский царь стал в глазах Русских наследником византийских императоров, а в глазах Греков, страдавших под властию неверных Турок, «кормителем, покровителем и ктитором константинопольской патриархии». Соответственно с этим и московская митрополичья кафедра стояла очень высоко. Богатства ее и Московского государства побуждали восточных иерархов – не исключая самого константинопольского патриарха – обращаться сюда за пожертвованиями. Пределы московской митрополии были шире стесненных пределов любого из восточных патриархатов (если из константинопольского исключить русскую митрополию, входившую в его состав); двор московского митрополита также велик, как двор государя. Московский митрополит был свободнее в проявлении своих церковных прав, чем патриархи Востока, стесняемые на каждом шагу. Под охраною православных государей митрополичья кафедра в Москве стояла тверже и обеспеченнее, чем костантинопольская патриаршая, сделавшаяся игралищем в руках султана или визиря. Власть московского митрополита в действительности была нисколько не ниже патриаршей: он правил епископами, называл себя их «отцом, пастырем, утешителем и главою, под властию и в воле которого всея Русския земли владыки суть». Он еще с XV века, по согласию константинопольского патриарха, избирался на Руси без ведома и благословения патриаршего; русская митрополия уже прекратила иерархические сношения с патриаршею кафедрою. Если оставалась какая – либо зависимость московского митрополита от патриарха, то лишь поминальная, так как русская митрополия еще числилась в составе константинопольского патриархата. Своею лестию пред московским митрополитом сами патриархи развивали в нем высокое о себе мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

«Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей» 20.07.2023 12:40:52           Собравшись для совместной молитвы и братского общения в Духе Святом у честных мощей преподобного Сергия Радонежского в основанной им древней Свято-Троицкой лавре, мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира.           За раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей. Уже в 2008 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении «О единстве Церкви» обобщил основные тезисы новой экклезиологической концепции представителей Константинопольской Церкви, отметив, что эта концепция исходит из понимания отдельных канонов (прежде всего 9, 17 и 28 правил IV Вселенского Собора), не разделяемого всей полнотой Православной Церкви, и становится вызовом для общеправославного единства. Согласно данной концепции, а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты; д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию; е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая автокефальная Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях.

http://radonezh.ru/2023/07/20/ob-iskazhe...

Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 июля 2023 года. Собравшись для совместной молитвы и братского общения в Духе Святом у честных мощей преподобного Сергия Радонежского в основанной им древней Свято-Троицкой лавре, мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира. За раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей. Уже в 2008 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении «О единстве Церкви» обобщил основные тезисы новой экклезиологической концепции представителей Константинопольской Церкви, отметив, что эта концепция исходит из понимания отдельных канонов (прежде всего 9, 17 и 28 правил IV Вселенского Собора), не разделяемого всей полнотой Православной Церкви, и становится вызовом для общеправославного единства. Согласно данной концепции, а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты; д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию; е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая автокефальная Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях.

http://new.mospat.ru/ge/documents/90905-...

Патриарх Константинопольский Григорий VII и Русская Православная Церковь Алексей Буевский Источник: Церковный вестник      Святейший Патриарх Константинопольский Григорий VII (6.XII 1923 г. — 16.XI 1924 г.), б. митрополит Халкидонский и преемник Патриарха Мелетия IV, вступил на Вселенский престол уже в соответствии с обычным порядком. Смена Предстоятеля Константинопольской Церкви не изменила характера межцерковных отношений Вселенского престола. Обращаясь к деятельности Константинопольского Патриарха Григория VII по отношению к Русской Православной Церкви, мы вправе характеризовать эту деятельность, как дальнейшее претворение в жизнь идей Патриарха Мелетия IV о первенстве власти Вселенского престола, об обязательном и исключительном подчинении этому престолу всей православной диаспоры. Прежде всего отмечаем открытое посягательство Патриарха Григория VII на судебную власть Патриарха Московского и Собора епископов Русской Церкви, посягательство, имевшее место в деле так называемого «обновленческого раскола». Известно, что самочинный «живоцерковный собор 1923 г.» в заседании 3 мая вынес решение признать Святейшего Патриарха Тихона «лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирянское положение» и отменил Патриаршество, как «несогласное с духом соборности». Известно, что Патриарх Тихон не только не признал этого «решения», но решительным образом осудил захватчиков церковной власти, самолично отделивших себя от единого тела Вселенской Церкви и тем лишившихся благодати Божией. Обращением от 15 июня 1923 г. Патриарх Тихон предупредил клир и верующий народ Русской Церкви о неправо-мощности распоряжений незаконной власти и безблагодатности «священнодействий и таинств» отпавших от Церкви епископов и пресвитеров, а Посланием от 2 апреля 1924 г. объявил о запрещении священнослужения и предании церковному суду б. Нижегородского архиепископа Евдокима и других главарей обновленческого раскола. Известно также, что по вступлении на Вселенский престол Патриарх Григорий VII решительно осудил действия раскольников, называемых им «незаконными захватчиками церковной власти Российской Церкви». Разделяя определения о пагубном расколе Обращения Патриарха Тихона, Патриарх Григорий VII называл Московского Первосвятителя «единственным законным высшим главою церковной власти Российской Церкви» .

http://pravoslavie.ru/115759.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Константинополь (др.-греч. Κωνσταντινοπολις — Константинуполис), Новый Рим (греч. Να Ρμη, лат. Nova Roma — официальное название), Царьград (греч. Βασιλς Πλις) — столица Римской империи (330–395), Восточно-Римской (Византийской) империи (3951204 и 1261–1453), Латинской империи (1204–1261) и Османской империи (1453–1922); современный Стамбул в Турции. Константинопольская Православная Церковь Константинопольская Православная Церковь, официально Вселенский патриархат Константинополя (греч. Οικουμενικ Πατριαρχεο Κωνσταντινουπλεως) — первая в диптихе (первая по чести) автокефальная православная церковь. Предстоятель — Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх. Административный центр Патриархата, патриаршая резиденция и кафедральный собор Георгия Победоносца находятся в Фанаре (район Стамбула). Согласно 3му правилу II Вселенского собора, созванного в 381 году императором Феодосием I, архиепископ Константинополя имеет второе место по чести в епископате после Римского епископа: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что город оный есть новый Рим». С 451 года, когда впервые во Вселенской церкви Халкидонским собором был введён сан Патриарха, Константинопольская церковь стала патриархатом. В 988 году в царствование Василия II и Константина VIII Порфирородных присланные Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом представители византийского духовенства крестили князя киевского Владимира и киевлян. Святители Константинополя (новый стиль) Их память совершается в Неделю о самаряныне (Греч.), в Соборе всех святых отцов наших, архиепископов и патриархов Константинопольских (Σναξη πντων των εν Αγοις Πατρων ημν Αρχιεπισκπων και Πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως). Празднование установленное в Константинопольской Православной Церкви в честь святых архипастырей занимавших Царьградский престол. Учреждение празднования стало одним из первых начинаний Константинопольского патриарха Варфоломея I: 24 октября 1991 года, спустя два дня после своего избрания на Царьградский престол, он выступил на заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата с предложением об установлении соборной памяти всем своим святым предшественникам.

http://azbyka.ru/konstantinopol

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010