А.В. Слесарев Глава V. Распространение греческого старостильного раскола вне пределов Элладской Православной Церкви Возникновение и развитие греческого старостильного раскола уже изначально не являлось только лишь внутренней проблемой Элладской Православной Церкви. Протест сторонников юлианского исчисления в самом своем зарождении питался субъективно истолкованным пафосом ревности о хранении неизменности православных устоев и неповрежденности церковной традиции. Иерархическое оформление старокалендарной схизмы в 1935 г. повлекло за собой не просто создание альтернативной церковной структуры, но и провозглашение ущербности благодатной жизни в канонических Поместных Церквях, а то и вовсе ее абсолютное отсутствие. Такая экклезиологическая позиция имела своим естественным следствием активное стремление раскольников к учреждению параллельных церковных структур на канонических территориях других Автокефальных Церквей. В итоге своего почти восьмидесятилетнего исторического существования греческая старокалендарная схизма, с большей или меньшей степенью актуальности, затронула интересы Константинопольского, Александрийского, Московского, Грузинского, Сербского, Румынского и Болгарского Патриархатов. Помимо Элладской Церкви, с проблематикой старостильного раскола соприкоснулись Кипрская, Польская, Чехословацкая и Американская Православные Церкви. Таким образом, раскол греческих старокалендаристов давно утратил свой локальный характер и в той или иной мере затрагивает интересы двенадцати Поместных Православных Церквей. V.1. Старостильный раскол и Константинопольский Патриархат V.1.1. Старостильный раскол и Святая гора Афон Календарная реформа в Константинопольской и Элладской Церквях, проведенная в 1924 г., вызвала негодование не только со стороны группы мирян материковой Греции, но, в гораздо большей степени, породила смуту в среде монашествующих Святой Афонской Горы. Одновременно с образованием «Общества Православных», насельниками монашеской республики был учрежден «Священный Союз Монахов Зилотов» («Ιερς Συνδεσμσ των Ζηλωτων Μοναχων»), опубликовавший в 1926 г. программный документ под характерным названием «Якорь Православия» («Н γκυρα της Ορθοδοξας»). В 1927 г. афонская старостильническая организация была запрещена, а девятнадцать наиболее активных и непокорных ее членов постигла участь изгнания со Святой Горы 741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В связи с политическими событиями и государственным устройством нам приходилось касаться в предшествующих главах и церковной сферы, указывать роль, принадлежавшую de facto и de jure Церкви и православному духовенству в гражданских вопросах. Так, отмечено участие Константинопольских патриархов и лиц высшего духовенства в династических переворотах, значение духовных лиц как членов высшего государственного учреждения – синклита; социально-общественное положение духовенства не только как духовного сословия, но и как сословия властельского, несшего государственные тягости и платившего подати, значение монастырей как харистикий, и духовного суда в применении не только к духовным, ной к светским лицам, и пр. Теснейший союз государства и Церкви составляет характеристическую особенность церковногосударственных отношений в Византии. Развитие церковных учреждений и церковного управления совершалось параллельно и в соответствии с развитием политических учреждений и государственного управления, государственная власть принимала деятельное участие в церковных вопросах, вторгаясь в область церковного хозяйства и присваивая себе право назначения на церковные должности и устранения от этих должностей; в свою очередь, духовные лица принимали деятельное участие в гражданских делах, не только косвенное, путем нравственного влияния на народную массу, но и прямое, в качестве руководителей внешней и внутренней политики, а также непосредственных участников в важнейших политических предприятиях и общественных движениях. Взаимодействие государства и Церкви было полное: влияние государства обнаруживалось начиная с патриарха, продолжая митрополитами, епископами, клириками и оканчивая монахами, в свою очередь лица разных степеней церковной иерархии, как белое, так и монашествующее духовенство, пользовались влиянием в государстве, занимали места первых министров, разные мирские должности в центральном и областном управлении, выступали на сцену как руководители партий, государственные послы и посредники между враждующими сторонами. Способ обнаружения влияния как с той, так и с другой стороны во многих случаях шел вразрез с каноническими правилами, неканоничность его сознавалась и высказывалась современниками, тем не менее факт продолжал существовать, к нему привыкли и с ним мирились, протест заявляем был только тогда, когда нужно было прикрыть ширмой законности личные или сословные интересы, – если и были в наш период попытки привести факты в согласие с церковным правом, то они касались только некоторых сторон церковной дисциплины и некоторых вкравшихся в церковную жизнь злоупотреблений, не затрагивали положения вещей в их корне и не несли никаких существенных изменений в фактическом строе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

— Ваше Блаженство! Для современного мира все острее становится проблема ксенофобии: христианская Европа испытывает возрастающее с каждым годом влияние иммигрантов из мусульманских государств. Заповедь о любви к ближнему не меняется, обращена ли любовь христианина к единоверцу или иноверцу; с другой стороны, преобладание населения, исповедующего агрессивный ислам, неизбежно ведет к постепенному вытеснению православного населения. Яркий пример тому — судьба Косово. Какие, на ваш взгляд, могут быть пути решения этой проблемы? — По моему мнению, православные христиане прежде всего должны усердно трудиться над единством между собой, чтобы все они были объединены, чтобы между ними были любовь и взаимопонимание, чтобы они не боялись иностранцев — и в то же самое время не допускали изменений в демографической ситуации. Приезжающие из других государств должны уважать страну, то есть не стремиться ехать с целью стать большинством, чтобы вытеснить православных христиан. Правительство христианских стран должно с большим вниманием следить за подобными передвижениями населения. Мне известно, что в Европе для сохранения демографического состава определенной страны существуют определенные регламентирующие границы, особенно когда речь идет о небольшом народе. Наличие этих законов не позволяет приезжать такому количеству иностранцев, чтобы сама нация в них растворилась. Да, мы будем видеть в них детей Божиих, будем их любить, но скажем им, что у них есть своя родина. Если мы принимаем на работу в нашу или иную христианскую страну людей из-за рубежа, или тех, которые желают остаться в этих странах, то их процентный состав должен быть очень четко определен. Нельзя позволять въезжать в страну больше определенного, иначе появляется угроза исчезновения нации: то, что мы сейчас переживаем на Кипре. Турки отправили к нам 300 тысяч жителей, населения у них достаточно, они могут перевезти и миллион, а греков всего 700 тысяч, и состав населения может очень быстро поменяться. — Последние дни Ваше Блаженство неоднократно говорили о перспективах преодоления кипрской проблемы через создание федерального государства. Какой, на Ваш взгляд, должна быть такая федерация?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208122...

Свято-Софийский Собор, современное состояние. Архимандрит Кирилл (Говорун) История Константинопольской Церкви, как никакой другой Поместной Православной Церкви, тесно связана с одним городом - Константинополем (ныне Стамбул), или просто " Городом " , как его до сих пор называют греки. Благодаря этому городу Константинопольская Церковь получила свой особый статус в семье Поместных Православных Церквей. Действительно, через некоторое время после того, как Константинополь стал новой столицей Римской империи, местная епископская кафедра заняла второе место после Римской, как об этом говорится в третьем правиле Второго Вселенского Собора: " Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим " . Константинополь и Константинопольская Церковь всегда были и до сих пор остаются связанными некими таинственными и нерасторжимыми узами. И хотя на протяжении двадцатого столетия, да и ранее неоднократно рассматривались варианты перенесения Константинопольской кафедры в другие страны, эти проекты так и не были осуществлены. И сейчас, несмотря на то что основная паства этой Церкви рассеяна по всему миру, ее центр по-прежнему находится в Константинополе. Здесь у Константинопольской Церкви остается немногим более 2000 человек - в основном, престарелых греков, число которых стремительно сокращается. Дети этих греков уже давно переселились в Грецию. Поэтому со смертью оставшихся в Турции православных фактически исчезнет местная паства Константинопольского Патриархата. Несмотря на это, Константинопольская Церковь, по всей видимости, будет по-прежнему хранить свою связь с Константинополем. Как уже было сказано, Константинопольская Церковь получила свой особый статус главным образом в силу политических причин. Об этом помимо приведенного третьего правила Второго Вселенского Собора ясно говорится в 28-м правиле Четвертого Вселенского Собора: " Престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. " Таким образом, епископская кафедра Нового Рима получила равный статус с престолом Ветхого Рима потому, что Новый Рим - Константинополь - стал " градом царя и синклита " . Уже позже стали распространяться легенды о том, что Константинопольская Церковь была основана апостолом Андреем Первозванным и что ее первым епископом был апостол от 70-ти Стахий. Эти легенды имели целью оправдать беспрецедентное повышение статуса Константинопольской Церкви не только политическими причинами, но также ее якобы апостольским происхождением, которое имеют другие древние Патриархаты.

http://sedmitza.ru/text/1199474.html

Сортировать по Исключить новости Белорусская Церковь: Решения Константинополя по Украине – агрессивное и антиканоническое вмешательство 13 сентября, 2018. Новостная служба Синод БПЦ считает, что деяния Константинопольского Патриархата направлены «на подрыв основ межправославного мира и единства» 13 сентября. ПРАВМИР. Белорусская Церковь выступила с обращением «в связи с проявленным антиканоническим вмешательством Патриарха Константинопольского Варфоломея во внутренние дела Русской Православной Церкви». Синод БПЦ постановил «выразить протест против деяния Константинопольского Патриархата, поскольку оно представляет собой агрессивное вмешательство одной Поместной Церкви во внутренние дела другой Поместной Церкви, направленное на подрыв основ межправославного мира и единства». Кроме того Белорусская Церковь «единогласно и единодушно» поддержала позицию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с назначением двух иерархов Константинопольского Патриархата — архиепископа Памфилийского Даниила и епископа Эдмонтонского Илариона — «экзархами» Константинопольского Патриархата в город Киев. БПЦ призвала свое духовенство и верующих «возносить сугубые молитвы ко Господу о скорейшем уврачевании и преодолении сложившейся ситуации, о вразумлении и покаянии тех, кто провоцирует церковные нестроения и расколы, а также о благостоянии Украинской Православной Церкви и утверждении мира на земле Украины». Священнослужители Церкви выразили «всестороннюю поддержку» Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, как каноническому Предстоятелю Украинской Православной Церкви. Синод Белорусской Церкви выразил «надежду на помощь Божию в мирном урегулировании сложившейся непростой ситуации, дабы сохранилось единство мирового Православия».   В апреле 2018 года президент Украины Петр Порошенко обратился к Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой о предоставлении Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине. Обращение главы государства было поддержано Верховной Радой Украины, а также иерархами непризнанных «Украинской Православной Церкви Киевского патриархата» и «Украинской Автокефальной Православной Церкви». 22 апреля обращение было официально принято к рассмотрению Священным Синодом Вселенского Патриархата.

http://pravmir.ru/belorusskaya-tserkov-r...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Армянская апостольская церковь Турции заявляет о вмешательстве властей в выборы патриарха Константинопольского Турецкие власти не разрешают выборы и не реагируют на обращения иерархов СТАМБУЛ.Армянская апостольская церковь Турции заявляет о продолжающемся вмешательстве властей в выборы патриарха автономного Константинопольского патриархата ААЦ – они не разрешают выборы и не реагируют на обращения иерархов ААЦ, сообщает fides . При этом продолжаются нестроения и углубляется раскол в важнейшей общине Армянской апостольской церкви Турции – одной из древнейших христианских церквей мира, имеющей ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих ее как от византийского православия, так и римского католицизма. Несогласие вызвано процессом выборов нового армянского патриарха Константинопольского, главы автономного Константинопольского патриархата ААЦ, основанного в 1461 году и к анонически подчиняющегося Верховному Патриарху ААЦ и Католикосу всех армян . По информации, опубликованной двуязычным турецко-армянским еженедельником Agos, на прошлой неделе в Стамбуле, а именно в районах Куртулус и Ферикой, неизвестными лицами были развешаны постеры, критикующие скандально известного архиепископа Арама Атешяна, бывшего locum tenens (местоблюстителя) патриархата, которого многие считают ставленником турецких властей . Архиепископ Гарегин Бекчян победил на выборах в марте 2017 года, сменив на этой должности Атешяна. Сам архиепископ Атешян заявлял журналистам в Ереване, что выборов патриарха не будет, поскольку турецкие власти их не разрешат. Более того, заверял Атешян, власти Турции призывают его вернуться к прежней должности местоблюстителя, а действующего местоблюстителя Бекчяна собираются «уволить», поскольку «он был избран не по правилам».

http://sedmitza.ru/text/8011948.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О восстановлении общения между Зарубежным Синодом и Болгарской Православной Церковью Довоенный период истории Церкви был ознаменован целым рядом разделений, преодоление которых растянулось на долгие десятилетия. Одним из таких разделений стала так называемая «болгарская схизма», благополучно преодоленная в 1945 году. Кострюков Андрей Александрович, к.и.н., кандидат богословия Довоенный период истории Церкви был ознаменован целым рядом разделений, преодоление которых растянулось на долгие десятилетия. Одним из таких разделений стала так называемая «болгарская схизма», благополучно преодоленная в 1945 году. Однако еще до официального ее преодоления большую помощь в подтверждении канонического статуса Болгарской Церкви оказал Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви. Болгарская Церковь, корни которой уходят в далекое прошлое, в результате потери Болгарией своей независимости оказалась в подчинении Константинопольского Патриархата. Попытки добиться автокефалии, предпринятые болгарскими иерархами в XIX веке, не дали результата, а самостоятельное объявление о независимости привело к тому, что 16 сентября 1872 г. Поместный Собор Константинопольского Патриархата объявил Болгарскую Церковь схизматической.  Решение Вселенского Престола не встретило должной поддержки со стороны других Поместных Церквей. Действия Константинопольского Собора не признал законными Иерусалимский Патриарх Кирилл.  Большие разногласия вызвало решение Константинопольского Собора и в Антиохийской Церкви. Поддержали православных болгар Сербская, Румынская и Российская Православные Церкви от которых Болгарская Церковь впоследствии получала миро Высказывания в защиту Болгарской Церкви звучали в конце XIX в. со стороны авторитетных русских святителей. Так, действия болгарского епископата считал оправданными святитель Филарет Московский Другой известный святитель того времени, Феофан Затворник писал: « Болгары не виноваты. Они не могли сами отстать от патриархата, - и не отставали, а просили. Но когда они просили, то патриархат должен был их отпустить. Не отпустил? Они и устроили себе увольнение другою дорогою Виноват патриархат. Собор же их, осудивший болгар - верх безобразия » Святейший Синод Российской Церкви в 1878 и в 1915 гг. заявлял, что не признаёт решение Константинопольского Собора 1872 г. о схизме Болгарской Церкви

http://sedmitza.ru/text/1058735.html

29 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января О недавней переписке предстоятелей двух поместных Церквей: Константинопольского Патриархата и Церкви Чешских земель и Словакии В марте 2012 года была опубликована переписка предстоятелей двух поместных Православных Церквей: Патриарха Константинопольского Варфоломея и Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора. В этой корреспонденции затронуто участие Русской Церкви в установлении того статуса, каким обладает Церковь Чешских земель и Словакии в настоящее время. Однако обе стороны оценивают роль Русской Церкви в этом процессе не вполне корректно. В отклике протоиерея Владислава Цыпина приводится действительная история обретения Церковью Чешских земель и Словакии канонически правомерной автокефалии. Статья В марте 2012 г. была опубликована переписка предстоятелей двух поместных Православных Церквей: Патриарха Константинопольского Варфоломея и Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора. Интерес к ней в Русской Православной Церкви вызван исключительно тем обстоятельством, что в этой корреспонденции затронуто участие Русской Церкви в установлении того статуса, каким обладает Церковь Чешских земель и Словакии в настоящее время, и при этом, как представляется, оба корреспондента оценили роль Русской Церкви в обретении ею автокефалии, мягко говоря, не вполне корректно: из содержания переписки можно сделать заключение, что канонически правильный автокефальный статус Церковь Чешских земель и Словакии приобрела лишь на основании томоса Константинопольского Патриарха и Синода от 27 августа 1998 г.

http://bogoslov.ru/article/2580809

Сортировать по Исключить новости Заседание Синода РПЦ по Украине: онлайн — прекращается поминовение Константинопольского патриарха Пресс-конференция митрополита Илариона 14 сентября, 2018 Пресс-конференция митрополита Илариона В Москве проходит внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Его темой стал «украинский вопрос». Напомним, Константинопольский Патриархат высказался о намерении в одностороннем порядке предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине и назначил двух иерархов Констинтинопольской Церкви«экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве. Священный Синод Русской Православной Церкви выразил решительный протест против данных действий Константинопольского Патриархата. 17.47 Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Александр Волков прокомментировал нам итоги заседания Синода: «Прерывание евхаристический отношений — это не просто дипломатический шаг, не некий жест по подобию тех, которые употребляют политики в своём диалоге. Это серьезнейшая церковная трагедия, когда Церковь вынужденно лишает своих чад полноценной возможности братского общения. Литургия — это центр нашей жизни. Невозможность сослужения и совместной молитвы на литургии являются несомненно тем страшным итогом, к которому очень бы не хотелось приходить. Нынешнее решение Священного Синода — это внешняя форма, за которой пока что не стоит полноценного прерывания литургического общения. Мы очень рассчитываем на то, что среди мирян, духовенства, епископата Константинопольской Церкви возобладает трезвое и церковное сознание, понимание ошибочности тех шагов, что уже сделаны, и понимание необходимости возобновления диалога, необходимости церковного, а не политически окрашенного подхода в решении украинской проблемы, которая волнует весь православный мир». 17.30. Брифинг окончен. Самое главное Приняты решения: о прекращении поминовения Константинопольского Патриарха, о прекращении сослужения с иерархами КП, о приостановке богословских диалогов и других мероприятий с участием КП.

http://pravmir.ru/zasedanie-sinoda-rpts-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине Сербская Православная Церковь просит Патриарха Константинопольского пересмотреть принятые им решения БЕЛГРАД.  Бюро печати и массовой информации Сербской Православной Церкви распространило заявление, где, в частности, подчеркивается, что единственной Церковью, которую Сербский Патриархат знает и признаёт на Украине, является каноническая Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Вторжение Константинопольского Патриархата на территорию Русской Церкви в документе характеризуется как неканоничное, а созванный при участии Константинополя «объединительный собор» назван разъединительным и разделительным лжесобором, «еще глубже выкопавшим ров отчуждения и распада общества несчастной страны Украины». Сербским иерархам и священнослужителям рекомендовано воздерживаться от литургического и канонического общения не только с «предстоятелем» новосозданной «ПЦУ» и иже с ним, но также с сослужащими и имеющими с ними общение архиереями и клириками. Сербская Православная Церковь также просит Патриарха Константинопольского пересмотреть принятые им решения, дабы восстановить «благословенный мир и единство Поместных святых Божиих Церквей», сообщает служба коммуникации ОВЦС . Текст документа ниже приводится полностью. Сербская Православная Церковь уже в ноябре прошлого года первой среди автокефальных Православных Церквей отреагировала официально, на самом высоком уровне (Архиерейский Собор), на намерения Константинопольского Патриархата самочинно и самовластно, в качестве „первого без равных“ (primus sine paribus), а не „первого между равными“ (primus inter pares), „вязать“ и „решить“ церковные проблемы на украинской земле, и просила не делать этого, но по-настоящему помочь решению кризиса в братском диалоге с Русской Православной Церковью и советуясь с остальными Церквами.

http://sedmitza.ru/text/8743651.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010